Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Сигурд Оттович Шмидт, руководитель Учебно-научного центра исторического краеведения и москвоведения РГГУ, почетный председатель археографической коми...полностью>>
'Пояснительная записка'
Данная рабочая программа разработана для 3 класса общеобразовательной школы. Литературное чтение – почти единственный в школе предмет, несущий в себе...полностью>>
'Документ'
'Документ'
3 Разделы 3, 4, 5 настоящего стандарта представляют собой аутентичный текст стандарта ИСО 5149-93 «Холодильные системы, используемые для охлаждения и...полностью>>

Ю. М. Волынский-Басманов (2)

Главная > Доклад
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ю.М. Волынский-Басманов

(НУЦ «АБИНТЕХ»)

В. Корнилов

(Минтранс РФ)

В. Волынский

(Центр сертификации ООАБ)

Подготовка специалистов по безопасности в интересах отраслей транспортного комплекса

Сравнительно недавно состоялось совещание Рабочей группы Федеральной антитеррористической комиссии Минтранса России с участием руководителей и ответственных представителей отраслей и их организаций, обеспечивающих безопасность на транспорте. Сопредседателями совещания были В.Н. Салеев – Руководитель Департамента авиационной безопасности и специального обеспечения полетов Минтранса России и И.О. начальника Управления безопасности на транспорте Ю.Б. Криворучко.

Основная цель совещания заключалась в обсуждении возможности использования опыта обучения защите от терроризма на воздушном транспорте в интересах других отраслей транспортного комплекса.

С информациями о работе Московского межрегионального центра ИКАО «Авиационная безопасность» и Научно-учебного центра авиационной безопасности и аварийно-спасательного обеспечения полетов (АБИНТЕХ) выступили их руководители.

Доклад о мерах, принимаемых мировым сообществом, в том числе, и по подготовке специалистов в области авиационной безопасности сделал представитель Международной организации гражданской авиации ИКАО.

В своих выступлениях представители отраслей транспортного комплекса отмечали, что, несмотря на специфику в обеспечении безопасности в плане защиты от терактов, опыт и направления обучения, накопленные Гражданской авиацией необходимо использовать. Причем программы обучения, связанные с досмотром, охраной подвижного состава и объектов транспортного комплекса, выявлении лиц, вынашивающих преступные замыслы и ряд учебных программ по другим направлениям нуждаются в соответствующей доработке с учетом особенностей и имеющегося опыта обучения в той или иной отрасли: море, река, метрополитен, автотранспорт, дороги, включая железные. Обращалось внимание на актуальность обеспечения транспортировки опасных грузов, в первую очередь, при интермодальных перевозках, на обеспечение безопасности мостов и тоннелей, на доврачебную помощь со стороны служб охраны (безопасности) и пожарных-спасателей, другого персонала, не имеющего, как правило, специального медицинского образования, на необходимость скорейшей доработки (или создания) законодательной базы для координации взаимодействия в области безопасности различных ведомств и т.д. Интересными нам показались выступления представителей ФГУ «Служба морской безопасности» Минтранса, Департамента Российской транспортной инспекции, Росавтотранса и других.

Было высказано предложение рекомендовать структурным подразделениям транспортных отраслей обучаться на тех учебных курсах, которые их интересуют, но создавать подобные курсы в каждой отрасли нецелесообразно и накладно. Например, учебные курсы «Выявление и локализация поражающего действия взрывных устройств (ВУ)», которые проводятся в центре «АБИНТЕХ».

Актуально ли для транспортных отраслей обучение такой специализации своих сотрудников? Очевидно актуально.

Заложения ВУ, взрывы, анонимные звонки – все это акты незаконного вмешательства в деятельность любой отрасли транспортного комплекса. Эти угрозы не имеют особой специфики в той или иной отрасли.

Важно знать особенности тактики применения различных ВУ, умение отличить подозрительный, но безопасный после его идентификации, предмет от реального ВУ, произвести необходимые манипуляции, чтобы локализовать действие поражающих факторов взрыва, пользоваться правилами безопасного обращения до прибытия специалистов – взрывников из ФСБ, МВД, Минобороны. Конечно, это ВУ надо уметь сначала найти с помощью специальных устройств или без них – чисто визуально, зная их явные и скрытые (закамуфлированные) признаки. Для тренировки операторов досмотра в Научно-учебном центре «АБИНТЕХ » имеется компьютерный тренажер «Студент», а для поиска спрятанного ВУ в транспортном средстве или на объекте (помещении)– компьютерный тренажер «Курсант».

Что касается других, перечисленных ниже учебных курсов применительно к гражданской авиации (в центре «АБИНТЕХ»):

- Руководители служб авиационной безопасности;

- Руководители и должностные лица, принимающие участие в аварийно-спасательных работах;

- Предотвращение доступа в контролируемые зоны аэропорта;

- Предполетный досмотр;

- Перевозка опасных грузов воздушным транспортом;

- Перронный контроль; досмотр воздушных судов;

- Эксплуатация и обслуживание аппаратуры досмотра;

- Основы кинологии;

- Защита информации. Производственная и экономическая безопасность;

- Инструктор службы авиационной безопасности;

- Пожарные (спасатели), водители пожарных машин поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов;

- Сопровождение рейсов повышенного риска;

- Основы организации паспортно-визового контроля пассажиров;

- Сопровождение депортируемых (недопущенных) пассажиров из зарубежных стран;

- Системы управления качеством и сертификации в авиационной безопасности;

- Контроль бортпитания и систем жизнеобеспечения на авиационном транспорте,

то конечно, перечисленные и некоторые другие учебные курсы авиационных учебных центров нуждаются в доработке (переработке) с учетом особенностей функционирования той или иной транспортной отрасли, доучивания наших преподавателей и привлечения к преподаванию, если это возможно, хотя бы в ограниченных объемах, руководителей, специалистов, консультантов, практиков из других транспортных отраслей.

Безусловно в национальных программах должен быть отражен опыт, документы, учебные курсы и программы Международных и Региональных организаций; в авиации это, прежде всего ИКАО, ИАТА, ЕКГА и другие.

Подобного рода совещания весьма полезны для выработки общих взглядов на проблему «Терроризм и безопасность на транспорте», сближения различных точек зрения на подготовку персонала, обеспечивающего безопасность в различных областях транспорта, путем творческого делового сотрудничества с учетом всего полезного, что имеется в подготовке специалистов в каждой отрасли и, конечно, с учетом специфики деятельности каждой из них.

Вообще-то определение наилучших способов подготовки специалистов для обеспечения транспортной безопасности является осознание специфики терактов в этой области. Террористическая угроза не является чем-то новым для транспортных отраслей. Об этом же «задумывается» и зарубежная печать (например, Issues in Seience 18, 4, 2002) Реактивные лайнеры, подвижный состав общественного наземного транспорта, железнодорожные терминалы, метрополитен, автомобили, морские и речные суда, транспортные сооружения – все это является традиционными целями террористов.

Но несмотря на то, что предпринимаются все новые террористические акты, нельзя воспринимать их возможность как неизбежность.

Однако для успешных контртеррористических действий на транспорте необходима новая стратегия. Нет смысла в попытках защиты вообще или устранения любой возможности для совершения терактов. Это традиционный подход к транспортной безопасности, но он дорогостоящий и очевидно неэффективный. Вместо этого новая стратегия должна полагаться на многослойную систему и чередование различных защитных мер. При многослойности каждая защитная мера, хотя она может быть даже неадекватной, сама по себе усиливает действие других мер. Многоуровневая стратегия будет не только защищать от слабых мест в транспортной безопасности, она также будет предотвращать активность террористов созданием неопределенности в отношении шансов быть схваченным. Разработка эффективной транспортной безопасности должна оставаться приоритетной государственной задачей. «В системе обеспечения безопасности транспортного процесса особую значимость приобретает комплекс мер по повышению антитеррористической безопасности на транспорте» (Транспортная стратегия РФ, 3 декабря 2003 г., Кремль).

Транспортные средства вездесущи, поскольку они перемещаются внутри индустриальных районов и крупных населенных центров, через границы, доходя почти до каждой семьи, деловых и правительственных офисов страны.

Однако 11 сентября 2001 г., используя четыре реактивных лайнера в качестве крылатых ракет, террористы показали, каким образом чрезвычайно развитая авиатранспортная система может быть превращена в оружие, которое значительно смертоноснее, чем когда-либо могли предполагать те, кто отвечает за авиационную безопасность. Всего лишь несколько недель спустя почтовое отправление со спорами сибирской язвы при всей анонимности и доступности, характерной для почтовой связи, продемонстрировало каким образом кажущийся безобидным способ транспортировки может быть превращен в систему доставки средств поражения.

В настоящее время перед федеральным правительством, перед многими штатными и частными организациями, которые владеют или эксплуатируют средства воздушного, наземного и водного транспорта, стоит задача, как наилучшим образом обеспечить безопасность этих систем и не допустить вновь их использования с таким трагическим результатом как например, в метро в Москве 6 февраля 2004 г.

Решения не являются очевидными. Сам характер транспортного предприятия предполагает открытость, эффективность и доступность. Меры безопасности, которые ограничивают доступ и создают препятствия транспортировке, могут оказать дорогостоящее воздействие на национальную экономику и общество. Между прочим, в Международной организации Гражданской авиации работы по авиационной безопасности и упрощению формальностей сосредоточены в одном отделе. Кроме того, обширные масштабы и объемы транспортной системы ее многих потенциально опасных мест с помощью традиционных способов (охраны, оружия, турникетов), могут только привести к распылению ресурсов национальной безопасности. Решительно настроенные террористы могут найти пути преодоления таких периметровых защитных систем. Примером может служить преодоление компьютерной защиты с помощью «троянского коня», а также действия современных компьютерных хакеров.

Следует, вероятно, считать, что намерение устранить или защитить каждое уязвимое место в транспортной системе скорее всего окажется тщетным и дорогим. Как, например, можно идентифицировать, не говоря уже о защите, каждую возможную цель террористов в национальной железнодорожной и автомагистральной сети огромной протяженности на много тысяч километров. Аэропорты рассредоточены по всей стране. Развертывание в данное время одной системы защиты, предназначенной для устранения специфической уязвимости, по всей вероятности, приведет к созданию лишь слабой и разрозненной защиты. Сейчас уже известно, что террорист, способный найти путь преодоления единственной несовершенной защиты, как это сделали угонщики самолетов 11 сентября, выведя, в частности, из строя аппаратуру просвечивания в аэропортах, может преодолеть весь режим безопасности.

Более разумным подходом, может быть, следует признать наслоение мер безопасности так, чтобы каждый ее элемент, как бы он ни был несовершенен, обеспечивал бы поддержку другому элементу и дополнял его. Вероятно, не существует единственной системы защиты, которая была бы полностью непреодолимой или непроницаемой. При многослойной защите ошибка одного элемента может быть компенсирована другими. Поэтому от многослойной системы не требуется постоянно высоких характеристик функционирования каждого элемента защиты, она дает разумную вероятность эффективности. Давно используемое для обеспечения безопасности коммуникационных и информационных систем совместное наслаивание защитных мер обеспечивает глубокую и динамичную защиту.

Здесь речь не идет о том, чтобы ключевые объекты инфраструктуры оставались незащищенными. Необходимо идентифицировать те элементы транспортной системы, которые требуют целевого выделения ресурсов безопасности, поскольку их разрушение или повреждение может нанести значительный ущерб населению и транспортной системе. Такие сооружения, как важные мосты, тоннели, центры управления и контроля и им подобные, должны охраняться, но как часть многоуровневой системы защиты. Усиленная дверь кабины летчиков не является единственной защитой от вооруженного угонщика, она является лишь последним элементом серии уровней защиты.

Наиболее важно то, что чередующиеся элементы защиты могут сделать больше, чем сама система защиты. Они могут также предотвратить преступление, затрудняя потенциальным террористам оценку возможности преодоления многочисленных мер защиты. Террорист может найти пути повышения вероятности преодоления однослойной защиты, но расчет и преодоление одного уровня защиты за другим почти невозможны. Террористы не терпят неопределенности, которая создается многослойной защитой.

Учитывая масштабность и открытость транспортной системы, профилактические меры безопасности имеют жизненно важное значение, поскольку абсолютная защита невозможна. Важно также то, чтобы создаваемые меры безопасности хорошо вписывались в функции и услуги транспортных систем. Чем больше данная мера безопасности обеспечивает побочных выгод от повышения транспортной безопасности до сокращения краж грузов или потерь багажа, тем более вероятно то, что данная мера будет использоваться и совершенствоваться потребителями и операторами. Из практики известно, что система, базирующаяся на правовом регулировании без инициатив пользователей, вероятнее всего, будет рассматриваться индустрией транспорта в качестве еще одного свода правил, которые надо выполнять, часто в минимально возможном объеме.

Имеется реальный риск того, что многие меры безопасности могут привести еще к одному раунду специфических мероприятий по обеспечению перевозок вне всеобщего контекста систем безопасности, не обладая ни возможностями, ни мотивами для разработки общих стратегических ответных мер, которые необходимы для обеспечения безопасности во всех секторах транспорта.

Реагирующий на инциденты бессистемный подход к безопасности длительное время был характерным для коммерческой авиации США, но он потерпел неудачу 11 сентября. Реагируя на взрыв бомбы в чемодане в 1988 г. на самолете авиакомпании TWA в районе Лонг-Айленда в 1996 г., главные авиалинии и правительство США попытались лучше использовать свои ограниченные ресурсы с помощью компьютерной системы просвечивая пассажиров, известной как CAPPS. Пассажиры с определенными пометками о характере приобретения билетов (в одну сторону, за наличные деньги) отслеживались системой CAPPS для тщательной проверки их багажа на наличие взрывчатых веществ. Однако те же самые пассажиры, рассматриваемые алгоритмами системы CAPPS как представляющие более высокую степень риска по сравнению с другими пассажирами, не проходили сами более тщательное просвечивание в пунктах пассажирского контроля или при посадке. Хотя угонщики 11 сентября имели некоторые из таких пометок, система CAPPS не была использована для идентификации их в контрольных пунктах. Данная система была развернута с целью поиска бомб, спрятанных в чемоданах, а не для предотвращения угонов самолетов. Это была специфическая контрмера, направленная на разрешение конкретной уязвимости.

Понимание того, что сдерживает террористов от действий, чрезвычайно важно для создания эффективных систем безопасности, особенно в более скоростной и интенсивно используемой транспортной системе. Если нет возможности защитить физически или устранить уязвимость каждой отдельной точки, тогда важно найти способы предотвратить теракт другими способами. Для достижения этого потребуется определенная креативность и инновационность в поисках методов обеспечения безопасности. Это означает использование таких тактических приемов, как неожиданное сканирование, периодическая постановка «ловушек», скрытое патрулирование, замаскированные детектирующие устройства, которые создают обстановку неопределенности и сдерживают террористическую деятельность так называемыми «завесами тайны».

В настоящее время за рубежом создаются перемещающиеся подобные «завесы», которые повышают безопасность на авиатранспорте. Террористы теперь должны подумать, выявят ли более тщательные проверки в контрольных пунктах их замысел? Кроме того, экипажи самолетов и сами пассажиры должны стать более бдительными и наблюдательными, чем когда-либо, и вполне вероятно, что они обнаружат необычные признаки поведения. Даже случайные проверки пассажиров при посадке, которые критикуются некоторыми особо важными персонами, могут быть сдерживающими. Получается, что надо готовить к обеспечению безопасности не только персонал транспортных отраслей, но и пассажиров – для начала, хотя бы с помощью многочисленных предупреждающих надписей.

Для разработки стратегий безопасности для каждого вида транспорта, безусловно, важное значение имеет понимание принципов эксплуатации и характеристик самих транспортных систем. Стратегия и тактика, разработанные для одного вида транспорта, модифицированные и используемые для другого, могут дать мало пользы, если принесут такую вообще. Методы инспектирования и просвечивания, используемые в отношении авиапассажиров и их багажа на контрольных пунктах, например, не подходят для других видов транспорта, требующих более открытого и более удобного доступа.

Важность понимания характеристик транспортных систем и различия возможностей, которые они предоставляют для обеспечения безопасности, иллюстрируется новой концепцией, которая рассматривается в отношении перевозок морских грузовых контейнеров в США.

В настоящее время только около 2,0% контейнеров, прибывающих в американские порты, подлежат инспектированию службами безопасности и Таможней США. Большинство портов находятся в городских зонах, которые являются привлекательными с точки зрения доставки оружия, особенно оружия массового поражения. Альтернативным вариантом обеспечения безопасности являются проверки и инспектирование грузовых контейнеров на значительно более ранних стадиях, начиная с момента погрузки. В самом деле, несколько крупных перевалочных портов, которые играют роль транзитных центров, как, например, Лонг-Бич, Роттердам, Нью-Арк, Элизабет и Гонконг представляют собой потенциальные пункты для создания системы безопасности, которая стимулирует судовладельцев загружать контейнеры в безопасных сооружениях и предпринимать меры по обеспечению безопасности контейнеров в логистическом процессе.

Поскольку эти крупные порты так важны для контейнерных перевозок, такие требования могут в скором времени стать де-факто, индустриальным стандартом. Судовладельцы, которые не захотят придерживаться стандарта могут быть лишены доступа к портам или подвергаться более тщательному контролю, а, следовательно, задержкам, что будет вести к снижению их конкурентноспособности. Моделируя такую многоуровневую систему, можно сказать, что перспективы перехвата нелегального контейнера, а, следовательно, шансы предотвращения теракта будут выше, чем в условиях существующей системы редких инспекций в пункте назначения. Безусловно, другие страны также стремятся не допускать террористов к себе и потребуют аналогичного обращения с грузами, отправляемыми из США.

Данный пример демонстрирует то, что подготовка служб безопасности, их уполномоченных в других подразделениях транспортных отраслей и правоохранительных органах, и соответственно безопасность транспорта должна обеспечиваться на основе сотрудничества. Она должна достигаться не только правительственными органами безопасности и правоприменения, но и общественными и частными организациями (компаниями, которые используют, управляют и владеют транспортными средствами).

Встраивание многоуровневых и хорошо интегрированных систем безопасности во все виды транспорта особенно при интермодальных перевозках будет нелегкой задачей. Это потребует шага назад и определения целей безопасности; идентификации многоуровневых и двойного назначения концепций безопасности, наилучшим образом отвечающих поставленным целям; работы со многими общественными, частными и зарубежными субъектами для практической реализации наиболее перспективных концепций.

Одной из сфер исследований, которая, по-видимому, имеет определяющее значение, является изучение характеристик человеческого поведения. Исследования психологии поведенческих реакций необходимы для создания многоуровневых систем безопасности, которые в целом могут расширить возможные пути задержания поставленного в тупик террориста и максимизируют способности работников службы безопасности в распознавании необычных и подозрительных признаков активности и поведения. Кроме того, они существенны для проектирования устройств безопасности, сооружений и процедур, которые достаточно эффективны и дополняют опыт персонала службы безопасности.

Террористы активно стремятся использовать новые виды угроз, которые находятся за пределами обычных представлений. Террористы могут не рассматривать индивидуальные транспортные средства, инфраструктуру и услуги в такой автономной и функционально ориентированной форме, а скорее в качестве компонентов и механизмов других систем, как они использовали реактивные авиалайнеры и почтовые отправления в качестве оружия осенью 2001 г.

Необходимо более широкое понимание террористических угроз, которые связаны с транспортом, и мер реагирования на такие угрозы. Необходимо, кроме всего прочего, заниматься сбором разведывательной информации от всех агентств и ставить перед аналитиками задачи о «наихудшем сценарии и планировании противодействия». Такая целевая аналитическая направленность является практически весьма важной. Она должна обеспечить проникновение в замыслы и методы террористов. Кроме того, она является предварительным условием недопущения использования транспортной системы как новых нетрадиционных и еще более мощных угроз, чем те, которые человечество уже испытало.

Таким образом взаимодействию в области подготовки специалистов безопасности на транспорте должно сопутствовать понимание специфики и проблем в этой области, совместная разработка путей их решения.

ã «Гротек». Распространение и воспроизведение в любом виде только с письменного разрешения компании «Гротек»

6



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ю. М. Волынский-Басманов (1)

    Документ
    В современных условиях является весьма важной проблема оказания помощи пострадавшим при аварийных ситуациях, в том числе при террористических актах. Сотрудники служб безопасности и спасатели, обладающие навыками доврачебной помощи
  2. Росжелдор Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

    Библиографический указатель
    1. Автоматизированная система экспертизы схемных решений железнодорожной автоматики и телемеханики / М.Н. Василенко, А.М. Горбачев, Д.В. Зуев, Е.В. Григорьев Транспорт Российской Федерации.
  3. Международное право (4)

    Библиографический указатель
    Настоящий рекомендательный указатель составлен в помощь студентам, изучающим курс «Международное право». В указатель включены библиографические описания книг на русском языке за 2002–2007 (первая половина) годы, выявленные при просмотре
  4. По лотам №№1-5 лот №1

    Документ
    на поставку литературы различного содержания ДЛЯ НУЖД СПБ ГУ «ЦЕнтрализованная библиотечняа система Колпинского административного района Санкт-петербурга» в 2010 году
  5. История. Исторические науки (ббк : 63)

    Документ
    Оборонная промышленность Сибири в годы Великой Отечественной войны [Текст] : автореф. дис. д-ра ист. наук : 07.00.02 / В. Н. Шевченко ; [Краснояр. гос.

Другие похожие документы..