Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Анализ'
Разработка маркетинговой программы осуществления скоростных морских перевозок пассажиров между Санкт-Петербургом и Хельсенки ОАО "Морской завод &...полностью>>
'Реферат'
Широкое применение аналогии в процессе обучения математике является одним из эффективных приемов, способных побудить у учащихся живой интерес к предм...полностью>>
'Урок'
Визначення мети рекламування виробу. Для невеликого шкільного виробництва це може бути досягнення об’єму продаж до певного кількісного рівня за тижде...полностью>>
'Документ'
В природе и обществе существует множество взаимосвязанных явлений. Урожайность зависит от погоды и агрокультуры, производитель-ность труда – от техни...полностью>>

1 Система нормативного регулирования бфо в РФ

Главная > Публичный отчет
Сохрани ссылку в одной из сетей:

1..Система нормативного регулирования БФО в РФ.

Сложность и ответственность задач, решаемых бухгалтерским учетом и отчетностью, обусловливают необходимость наличия четкой нормативной базы. Система нормативного регулирования бухгал­терского учета и отчетности включает перечень нормативных до­кументов, регулирующих организацию бухгалтерского учета в Рос­сийской Федерации.

В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности включает в себя нормативные акты и документы четырех уровней.

I уровень системы - Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Закон устанавливает единые правовые и методологические основы организации и внедре­ния бухгалтерского учета для предприятий, находящихся на территории РФ, а также для филиалов и представи­тельств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами. К первому уровню относятся Граждан­ский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и дру­гие законодательные акты, регламентирующие порядок учета и на­логообложения соответствующих видов имущества, обязательств и хозяйственных операций. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ — это также документы первого уровня системы нормативного регулирования.

II уровень системы — положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Минфина России, устанавли­вающие принципы, правила и способы ведения организациями уче­та фактов хозяйственной деятельности, составления и представления бухгалтерской отчетности. Они, как правило, регистрируются Ми­нюстом России и имеют законодательную силу для всех предприя­тий, которым адресуются.

Государственные органы Российской Федерации с участием научной общественности продолжают деятельность по созданию опти­мальной национальной модели финансового учета, отражающей мировые процессы, происходящие в этой области.

После долгих дискуссий решено новые нормативные акты по бух­галтерскому учету и бухгалтерской отчетности называть не стандар­тами, а положениями по бухгалтерскому учету (далее – ПБУ), сохра­нив тем самым национальную особенность в решении методологи­ческих вопросов.

Приведем перечень действующих российских ПБУ: 1. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»; 2. ПБУ 2/94 «Учет догово­ров (контрактов) на капитальное строительство»; 3. ПБУ 4/99 «Бухгалтер­ская отчетность организации»; 4. ПБУ 5/01 «Учет матери­ально-производственных запасов»; 5. ПБУ 6/01 «Учет основ­ных средств»; 6. ПБУ 7/98 «События пос­ле отчетной даты»; 7. ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»; 8. ПБУ 9/99 «Доходы организации»; 9. ПБУ 10/99 «Расхо­ды организации; 10. ПБУ 11/2000 «Инфор­мация об аффилированных лицах»; 11. ПБУ 12/2000 «Инфор­мация по сегментам»; 12. ПБУ 13/2000 «Учет го­сударственной помощи»; 13. ПБУ 14/2000 «Учет не­материальных активов»; 14. ПБУ 15/01 «Учет зай­мов и кредитов и затрат по их обслуживанию»; 15. ПБУ 16/02 «Информа­ция по прекращаемой деятельности»; 16. ПБУ 17/02 «Учет расхо­дов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и техно­логические работы»; 17. ПБУ 18/02 «Учет расче­тов по налогу на прибыль»; 18. ПБУ 19/02 «Учет фи­нансовых вложений»; 19. ПБУ 20/03 «Информа­ция об участии в совместной деятельности». Если организация работает на международном рынке, также применяются МСФО.

III уровень системы - перечень документов, регулирующих методику бухгалтерского учета.

Они конкретизируют и раскры­вают порядок применения федеральных законов и положений (стандар­тов) Минфина России. Они не могут противоречить правовым актам более высокого уровня. Эти документы позволяют рационально организовать учет в соответствии с правилами, предусмотренными Мин­фином России и потребностями пользователей экономической инфор­мации.

Так как данный перечень весьма широкий, то данные документы следует разбить на две группы. Одна регулирует учет объектов общеотраслевого назначения, другая имеет отраслевую направлен­ность.

Первая группа, в частности, включает: 1. Порядок ведения кассовых операций в РФ; 2. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств; 3. Методические указания по бухгалтерскому учету материаль­но-производственных запасов; 4. Методические указания по инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств; 5. Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли; 6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его примене­нию; 7. Методические указания по бухгалтерскому учету специаль­ного инструмента, специальных приспособлений, специаль­ного оборудования и специальной одежды.

Вторая группа документов третьего уровня, отражающих методи­ческие вопросы бухгалтерского учета в отдельных отраслях, включа­ет инструкции по учету затрат и калькулированию себестоимости го­товой продукции (работ, услуг) в различных отраслях промышленно­сти, строительства, сельского хозяйства, подразделениях непроизвод­ственной сферы и др. В условиях директивной экономики было раз­работано около 150 отраслевых инструкций по методическим вопро­сам.

IV уровень системы - рабочие документы конкретной организации. Основными рабочими документами четвертого уровня системы, разрабатываемыми организациями, являются: 1. приказ об учетной политике организации; 2. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и анали­тические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требо­ваниями своевременности и полноты учета и отчетности; 3. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйст­венных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов; 4. формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 5. утвержденный порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств; 6. график документооборота и технология обработки учетной информации.

Следует отметить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета по­стоянно развивается и дальнейшие работы в этом направлении предусмотрены Концеп­цией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на средне­срочную перспективу, одобренной приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2004 № 180.

2. Элементы учетной политики орг-ции

Учетная политика - совокупность способов ведения бухгал­терского учета - первичного наблюдения, стоимостного измере­ния, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяй­ственной деятельности. Бухгалтерский учет в организации должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключа­ется в установлении такой совокупности правил, реализация ко­торых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. Под эффектом в данном случае понимается своевременное формиро­вание финансовой и управленческой информации, ее достовер­ность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

В вопросах учетной политики организации должны разби­раться:

• руководитель, так как он утверждает учетную политику;

• бухгалтер, который при формировании учетной политики дол­жен грамотно и всесторонне обосновать ее содержание;

• аудитор - с учетной политики обычно и начинается процесс проверки организации;

• налоговый инспектор - от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Таким образом, учетная политика организации - уникальное средство, с помощью которого, во-первых, осуществляется про­цесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законода­тельства в реализации мероприятий, предусмотренных Програм­мой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с меж­дународными стандартами.

В 1995 г. вступил в действие первый вариант стандарта по бух­галтерскому учету «Учетная политика организации» - ПБУ 1/95. В декабре 1998 г. издана его вторая редакция (введена в действие с 1 января 1999 г.) с изменениями, произошедшими в бухгалтер­ском учете за прошедшие годы. Указанный документ сохранил все ценное и разумное из прежнего Положения (в редакции от 30 де­кабря 1999 г. № 107н).

Раздел I. Общие положения. Учетная политика организации оп­ределяется как совокупность способов ведения бухгалтерского учета. К ним относятся методы группировки и оценки фактов хо­зяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы приме­нения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и при­емы.

Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей управления, коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владе­ния, формы собственности, квалификация персонала и другие факторы.

Действие Положения распространяется:

• при формировании учетной политики - на организации неза­висимо от организационно-правовых форм;

• при раскрытии учетной политики - на организации, публику­ющиё свою бухгалтерскую отчетность полностью или частич­но согласно законодательству Российской Федерации, учреди­тельным документам либо по собственной инициативе.

Филиалы и представительства иностранных организаций, на­ходящиеся на территории Российской Федерации, могут форми­ровать учетную политику исходя из правил, установленных в стра­не нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.

Раздел 2. Формирование учетной политики. Понимается выбор и обоснование одного из нескольких, допускаемых законодатель­ством и нормативными актами, способов организации и ведения бухгалтерского учета. Чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо хорошо знать действующую нормативную базу как с точки зрения перечня вопросов, решение которых входит в ком­петенцию руководства организации, а также проблемы, которые остаются не отрегулированными в законодательстве по бухгалтер­скому учету. В п. 5 ПБУ 1/98 говорится: «Учетная политика орга­низации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) орга­низации и утверждается руководителем организации» (ранее со­гласно п. 2.1 ПБУ 1/94 право формирования учетной политики предоставлялось только руководителю).

При этом утверждаются:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синте­тические и аналитические счета, необходимые для ведения бух­галтерского учета в соответствии с требованиями своевремен­ности и полноты учета и отчетности;

• формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных доку­ментов, а также формы документов для внутренней бухгалтер­ской отчетности;

• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

• методы оценки активов и обязательств;

• правила документооборота и технология обработки учетной ин­формации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями;

• другие решения, необходимые для организации бухгалтерско­го учета.

В новом положении сохранен перечень допущений, из которых должна исходить организация при формировании учетной поли­тики.

При разработке учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности). Таким образом, на балансе не должно быть иму­щества, не принадлежащего данной организации. Прежде чем про­верять, например, правомерность включения в себестоимость про­дукции, работ, услуг стоимости материалов, амортизации оборудо­вания или нематериальных активов, следует убедиться в наличии документов, подтверждающих право на данное имущество.

Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения ликвидации или суще­ственного сокращения деятельности, и, следовательно, обязатель­ства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности). В настоящее время нельзя утверж­дать, что данное допущение выполняется всеми организациями: часть организаций, в основном относящихся к сфере производ­ства, - на грани банкротства, иные создаются для того, чтобы ликвидироваться в ближайшем будущем. Это объективная реаль­ность сложного и трудного периода перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

Принятая организацией учетная политика применяется после­довательно от одного отчетного года к другому (допущение пос­ледовательности применения учетной политики). При реализации данного допущения особенно важны определение перспектив раз­вития организации, ее стратегии, взвешенный анализ действую­щего законодательства.

Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независи­мо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной оп­ределенности факторов хозяйственной деятельности). Это допу­щение называется также принципом начисления. Допущение вре­менной определенности факторов хозяйственной деятельности распространяется с 1995 г. на все виды операций, доходов и рас­ходов.

Учетная политика организации должна отражать:

полноту всех факторов хозяйственной операции в бухгалтерском учете (требование полноты);

своевременное фиксирование фактов хозяйственной деятельнос­ти в бухгалтерском учете и отчетности (требование свое­временности);

большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расхо­дов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не до­пуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

• в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности ис­ходя не только из их правовой формы и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой);

тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требо­вание рациональности).

При формировании учетной политики организации по конк­ретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускае­мых законодательством и нормативными актами по бухгалтерско­му учету. Если по конкретному вопросу в нормативных докумен­тах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики происходит разработка органи­зацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.

Принятая организацией учетная политика оформляется соот­ветствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организа­цией при формировании учетной политики, применяются с 1 ян­варя года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Причем применя­ются всеми филиалами, представительствами и иными подразде­лениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (го­сударственной регистрации).

Основное условие - единство учетной политики в организа­ции. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организаций, включая вы деленные на отдельный баланс, независимо от места их располо­жения. В противном случае формируемая разными подразделени­ями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать выбранный способ, если иное не установлено системой нормативного регулирования учета. Кро­ме того, формирование учетной политики должно быть тесно свя­зано с налоговым учетом.

Раздел 3. Раскрытие учетной политики. Под раскрытием учет­ной политики согласно ПБУ понимается придание ее гласности. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными при этом признаются способы ведения бухгал­терского учета, без знания и применения которых заинтересован­ными пользователями отчетности невозможна достоверная оцен­ка финансового положения, движения денежных средств или фи­нансовых результатов деятельности организации.

К способам ведения учета, принятым при формировании учет­ной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгал­терской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производствен­ных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие, отвечающие требованиям, приведенным в п. 12 ПБУ 1/98.

Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеет место значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, организация должна указать на такую неопределенность и описать, чем она обуслов­лена. Существенные способы ведения бухгалтерского учета рас­крываются в пояснительной записке, которую сдают вместе с бух­галтерской отчетностью организации за отчетный год. При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5%. Это пра­вило следует учитывать при раскрытии и других показателей бух­галтерской отчетности.

Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.

Раздел 4. Изменение учетной политики. Может производиться в случаях:

• изменения законодательства Российской Федерации или нор­мативных актов по бухгалтерскому учету;

• разработки организацией новых способов ведения бухгалтер­ского учета; применение нового способа ведения учета пред­полагает более достоверное представление фактов хозяйствен­ной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени досто­верности информации;

• существенного изменения условий деятельности, которое мо­жет быть связано с реорганизацией, сменой собственников, из­менением видов деятельности, иными причинами.

Не считается изменением учетной политики утверждение спо­соба ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятель­ности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изме­нение учетной политики должно быть обоснованным, оформлять­ся в порядке, предусмотренном п. 9 ПБУ 1/98, и вводиться с 1 ян­варя (начало финансового года) года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядитель­ным документом.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные ока­зать существенное влияние на результаты деятельности организа­ции, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчет­ности. Информация о них должна включать как минимум причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую от­четность за отчетный год); указание на то, что включенные в бух­галтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы. Изме­нения учетной политики на год, следующий за отчетным, объяв­ляются в пояснительной записке по бухгалтерской отчетности организации.

Особое место в учетной политике занимают ее методологичес­кие и организационно-технические аспекты. К методологическим аспектам относятся:

1. Критерии при отнесении предметов к основным средствам или к средствам в обороте.

2. Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.

3. Варианты схемы записей для отражения начисленной аморти­зации нематериальных активов.

4. Способы распределения общепроизводственных и общехозяй­ственных расходов.

5. Варианты списания общехозяйственных расходов на производ­ственные счета или на счет 90 «Продажи».

6. Порядок отражения на счете операций по заготовлению и при­соединению материальных ценностей.

7. Метод учета материально-производственных запасов и расчет их фактической себестоимости.

8. Варианты учета затрат на производство и калькулирование се­бестоимости продукции.

9. Перечень резервов предстоящих расходов.

10. Порядок создания и использования резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение вложе­ний в ценные бумаги и под сомнительные долги.

11. Порядок учета ремонта (восстановления) основных средств.

12. Варианты определения выручки от продажи товаров, продук­ции, работ, услуг.

13. Варианты учета доходов и расходов будущих периодов (счета 97 и 98).

14. Порядок оценки дебиторской и кредиторской задолженности.

15. Учет резервного капитала (счет 82).

16. Варианты создания и распределения расходов на продажу.

17. Порядок учета курсовых разниц.

18. Варианты учета безвозмездно полученных денежных и мате­риальных ценностей.

19. Варианты выбытия основных средств.

20. Варианты учета на счете 90 «Продажи».

21. Варианты учета прочих доходов и расходов (счет 91).

22. Варианты использования средств целевого финансирования (счет 86).

23. Варианты определения и распределения чистой (результатив­ной) прибыли.

24. Порядок начисления и выплаты дивидендов.

25. Порядок образования и закрытия счета 99 «Прибыли и убытки».

К организационно-техническим аспектам относятся:

1. Выбор формы бухгалтерского учета.

2. Организация работы бухгалтерии.

3. Система внутрипроизводственного учета, отчетности и конт­роля.

4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обяза­тельств, разработка документооборота.

5. План счетов бухгалтерского учета.

6. Технология обработки учетной информации.

7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.

8. Система взаимоотношений с аудиторскими фирмами, с орга­нами контроля и управления.

Перечисленные аспекты учетной политики должны быть обо­снованы нормативными документами. Приведенный перечень разделов учетной политики является общим, но может быть рас­ширен либо уменьшен в зависимости от направлений хозяйствен­ной деятельности и величины организации. Учетная политика утверждается приказом руководителя организации и приобретает юридическую силу.

Согласно Налоговому кодексу РФ организации приказом ру­ководителя должны принять учетную политику для целей нало­гообложения, которая является обязательной для обособленных подразделений организации. Учетная политика для целей налого­обложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. В учетной политике для целей налогообложения следует выбрать способ определения даты реализации товаров, продукции, работ, услуг, предусмотреть порядок формирования финансово-экономических показателей для расчета налогооблага­емых баз, установить порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж и других документов налогового учета (ст.167 НК РФ).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Законодательные и нормативные документы, регулирующие ад

    Закон
    В России система нормативного регулирования АД находится в стадии становления. С начала 90-х гг. принят ряд нормативных актов различных уровней, регулирующих вопросы организации АД в РФ.
  2. Вопросы к зачету 2007-2008гг

    Документ
    Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы).
  3. Курсовая работа (79)

    Курсовая
    Целевая установка: изучить систему нормативного регулирования бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций России, показать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность является источником информации о деятельности организации.
  4. Какие виды контроля различаются по методам проведения

    Документ
    Обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам проведения аудиторской проверки не мене чем за 3 финансовых года,
  5. Сущность и содержание аудиторской деятельности

    Закон
    Законодательной родиной аудита считается Великобритания где впервые были приняты законы вводящие обязательность аудиторской проверки и устанавливающие требования к качеству.

Другие похожие документы..