Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Мы публикуем полную стенограмму лекции одного из наиболее известных российских лингвистов, крупнейшего специалиста по древненовгородскому диалекту и ...полностью>>
'Документ'
Поэты “серебряного века” творили в очень сложное время, время катастроф и социальных потрясений, революций и воин. Поэтам в России в ту бурную эпоху, ...полностью>>
'Программа'
Программа вступительного экзамена по специальности 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» составлена в соответствии...полностью>>
'Документ'
Указать на недопустимость появления в школе в состоя­нии одурманивания, на преступность вовлечения сверстников в употребление психоактивных веществ, ...полностью>>

Содержание старшенбаум Г. В

Главная > Руководство
Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

Старшенбаум Г. В.

Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. - М.: Изд-во Высшей школы
психологии, 2003. - 367 с.

Перед вами - самое современное практическое руководство по лечению нервно-психи-
ческих расстройств. Оно предназначено для психотерапевтов, клинических психологов, пси-
хиатров и сексопатологов. Автор руководства - практикующий и обучающий психотерапевт
психодинамической ориентации, кандидат медицинских наук, разработавший эффективную
программу кризисной психотерапии.

Руководство составлено в соответствии с МКБ-10, а также с учетом В5М-1У - 4-го изда-
ния Справочника по диагностике и статистике психических расстройств Американской психи-
атрической ассоциации.

Каждая тема завершается клинической иллюстрацией и тестами. Подробно описаны со-
временные методы психотерапии, объясняются механизмы их воздействия, приводятся пока-
зания к дифференциальному клиническому применению.

Руководство снабжено словарем основных терминов, приводится библиография по ука-
занным разделам на русском языке за последние 20 лет.

15ВМ-5-94405-007-1

© Г. В. Старшенбаум, 2003

© Изд-во Высшей школы психологии, 2003

Предисловие 9

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ 10

Уровни психических расстройств 10

Классификация психических расстройств 11

. Диагностика 12

Организация помощи 13

Принципы лечения 15

Общие вопросы психотерапии 16

Групповая психотерапия 19

Семейная терапия 22

Рекомендуемая литература 24

Глава 2. СВЯЗАННЫЕ СО СТРЕССОМ И ДИССОЦИАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА 28

Связанные со стрессом расстройства 29

Острая реакция на стресс 29

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) 29

Диссоциативные расстройства 30

Диссоциативная амнезия, фуга и ступор 31

Синдром Ганзера, транс и одержимость 31

Расстройство множественной личности (РМЛ) 31

Синдром деперсонализации-дереализации (отчуждения) 32

Диссоциативные расстройства движений и ощущений 32

Психотерапия 33

Гипнотерапия 33

Нейролингвистическое программирование (НЛП) 38

Клинические иллюстрации 39

Тесты 40

Рекомендуемая литература 43

Глава 3. РАССТРОЙСТВА АДАПТАЦИИ 45

Реакции дезадаптации 45

Психотерапия , 46

Проблемно-ориентированная терапия 46

Группы тренинга умений 47

Суицидоопасные реакции дезадаптации 49

Реакция острого горя 51

Конфликт зависимых отношений 55

Психодинамика суицида 56

Кризисная терапия : ' 58

61
64

123
124
125
125
125
. 126

Семейная кризисная терапия

Групповая кризисная терапия ^

Клиническая иллюстрация 72

Тесты 76

Рекомендуемая литература 78

Глава 4. НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА 81

Тревожно-фобические расстройства 81

Паническое расстройство 81

Генерализованное тревожное расстройство 82

Агорафобия 82

Социальные и специфические фобии 82

Обсессивно-компульсивное расстройство 83

Неврастения 85

Психотерапия 86

Психодинамическая терапия 86

Индивидуальная психология Адлера
Характерологический анализ Корни .

89

91

Групповой психоанализ 92

Психодрама Морено '. 94

Трансактный анализ Берна 96

Клиент-центрированная терапия Роджерса 99

Логотерапия Франкла 100

Поведенческая терапия 102

Когнитивная терапия

105

Супружеская и семейная терапия ил,

Клиническая иллюстрация 106

Тесты 110

Рекомендуемая литература 115

, 103

119
120
120

Глава 5. СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Соматизированное расстройство (синдром Брике)

Ипохондрическое расстройство

121
121
121
122

Соматоформная вегетативная дисфункция 121

Хроническое соматоформное болевое расстройство

Психосоматические болезни

Коронарная болезнь ч.-.

Г- А Г\Г)

1ЛЗ

Гипертоническая болезнь и мигрень

Бронхиальная астма

Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки

Неспецифический язвенный колит

Диффузный токсический зоб, гипертиреоз

Ревматоидный артрит

Нейродермит

Крапивница, ангионевротический отек

Этиология и патогенез 126

Психодинамика 129

Психотерапия 130

Рациональная психотерапия 130

Суггестивная терапия 131

Аутогенная тренировка 133

Символдрама 134

Гештальттерапия Перлза 135

Биоэнергетический анализ 138

Психодинамическая терапия психосоматических больных 139

Позитивная психотерапия по Н. Пезешкиану 140

Семейная терапия 141

Клиническая иллюстрация 141

Тесты 147

Рекомендуемая литература 151

Глава 6. РАССТРОЙСТВА ПИТАНИЯ И СНА 153

Нервная анорексия 153

Нервная булимия 154

Диссомния 155

Бессонница неорганической природы 156

Гиперсомния неорганической природы (нарколепсия) 158

Расстройство режима сна-бодрствования 159

Снохождение (сомнамбулизм) 159

Ночные ужасы (Рауог посШгпиз) 160

Клиническая иллюстрация 160

Тесты 162

Рекомендуемая литература 164

Глава 7. ПСИХОСЕКСУАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА 166

Развитие сексуальности 166

Психосексуальные типы 167

Фазы сексуальной реакции 170

Сексуальные дисфункции у женщин 171

Сексуальные дисфункции у мужчин 174

Происхождение сексуальных дисфункций 176

Обследование 180

Лечение 181

Рациональная психотерапия 181

Суггестивная терапия 184

Поведенческая терапия 185

Сексотерапия 186

Психодинамическая, групповая и биологическая терапия 188

Клиническая иллюстрация 190

Тесты 192

Рекомендуемая литература , 195

Глава 8. РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ 197

Общие положения 197

Параноидальное расстройство личности 1 201

Шизоидное и шизотипическое расстройство личности /. 202

Антисоциальное и пограничное расстройство личности 203

Истерическое и нарциссическое расстройство личности 205

Обсессивно-компульсивное расстройство личности 206

Тревожное и депрессивное расстройство личности 207

Зависимое расстройство личности 208

Пассивно-агрессивное расстройство личности '208

Совместимость характеров и межличностные конфликты 209

Лечение 213

Когнитивная терапия 213

Психодинамическая терапия 215

Аналитическая психология Юнга 216

Голотропная терапия Грофа 217

Арттералия 218

Семейная терапия 219

Клиническая иллюстрация 220

Тесты 223

Рекомендуемая литература 228

Глава 9. РАССТРОЙСТВА ПРИВЫЧЕК И ВЛЕЧЕНИЙ 232

Патологические влечения 232

Гэмблинг 232

Пиромания и клептомания 233

Перемежающееся эксплозивное расстройство 234

Трихотилломания и онихофагия 234

Синдром Жиля де ля Туретта 235

Сверхценные увлечения 235

Гиперфагия 235

Адцикция к деньгам 236

Аддикция к власти и фанатизм 237

Трудоголизм 237

Синдром сгорания профессионала 239

Любовная аддикция 239

Происхождение аддикций 241

Клинические иллюстрации 242

Тесты 244

Рекомендуемая литература 248

Глава 10. ЛИЧНОСТНЫЕ ПОЛОВЫЕ РАССТРОЙСТВА 250

Транссексуализм и парафилии 250

Сексуальная аддикция 251

Инцест 252

Психодинамика 255

Психотерапия 256

Клинические иллюстрации 257

Тесты 260

Рекомендуемая литература 264

Глава 11. АФФЕКТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА 266

Депрессивные синдромы 266

Маниакальные синдромы и МДП 269

Происхождение 271

Терапия 274

Клиническая иллюстрация : 277

Тесты 286

Рекомендуемая литература 286

Глава 12. БРЕДОВЫЕ РАССТРОЙСТВА И ШИЗОФРЕНИЯ 288

Бредовые расстройства 289

Паранойяльные синдромы 289

Параноидные синдромы 291

Парафренный синдром 291

Кататонические синдромы 292

Шизофрения 292

Течение 294

Шизоаффективное и шизотипическое расстройство 295

Происхождение и психодинамика 296

Лечение 299

Клинические иллюстрации 308

Тесты 311

Рекомендуемая литература 315

Глава 13. РАССТРОЙСТВА, СВЯЗАННЫЕ С ПОТРЕБЛЕНИЕМ ПАВ 317

Наркологические симптомы 317

Наркологические синдромы 318

Алкоголизм 320

Клинические формы и течение 320

Происхождение 322

Лечение 323

Наркотическая зависимость 326

Происхождение и течение 327

Лечение наркомании 328

Медикаментозная зависимость, никотинизм, кофеинизм 329

Клинические иллюстрации ; 332

Тесты 334

Рекомендуемая литература 339

Глава 14. ОРГАНИЧЕСКИ И СОМАТИЧЕСКИ

ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА 342

Синдромы нарушенного сознания 342

Онейроид 342

Делирий 343

Аменция 343

Парамнестические синдромы 343

Судорожный и психоорганический синдром 344

Эпилепсия 345

Психические нарушения при поражениях ц. н. с 346

Психические нарушения при общих и мозговых инфекциях 347

Соматогенные психические расстройства 348

Психические расстройства позднего возраста 349

Негативные психопатологические расстройства 350

Олигофрения 352

Приобретенные психопатологические дефекты 352

Клиническая иллюстрация 353

Тесты 354

Рекомендуемая литература 359

Словарь терминов ... 361

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное руководство предназначено для нескольких категорий читателей. Учащимся оно
поможет усвоить материал и сдать экзамены по психиатрии. Профессионал найдет в нем
самые современные данные о психических расстройствах и методах дифференцированной
клинической психотерапии. Человек, интересующийся проблемами душевной жизни, получит
возможность заглянуть в свои самые таинственные уголки и тем самым лучше понять себя и
других людей. Впрочем, без такого подхода нельзя стать и профессионалом. Теоретической
основой руководства является психоанализ, однако ключевые работы З.Фрейда лишь упоми-
наются в расчете на знакомство читателя с ними.

Структура книги подчинена единому принципу: каждая тема начинается с определения
понятий, затем излагается клинический материал, даются диагностические критерии, приво-
дится психодинамическая трактовка расстройств, описываются современные методы их пси-
хотерапии, анализируются клинические случаи. В заключение предоставляется возможность
проверить и закрепить свои знания с помощью тестов, соответствующих по степени трудно-
сти второй ступени Медицинского лицензионного экзамена США (Ш. Вудс, 1998). Каждая
глава завершается списком доступной литературы, а книга - словарем терминов с указателем
глав, в которых читатель найдет более подробную информацию.

Хочу поблагодарить тех, кто дал мне импульс для этой работы: моих клиентов, учеников
и коллег - в первую очередь инициатора и издателя этого руководства директора Высшей
школы психологии И. Л. Базенкова.

Глава 1
ВВЕДЕНИЕ

Определение психического расстройства. В соответствии с международ-
ной классификацией болезней психическое расстройство - это клинически оп-
ределенная группа симптомов или поведенческих признаков, которые в боль-
шинстве случаев причиняют страдание и препятствуют личностному функциони-
рованию.

Выраженность психического расстройства определяется степенью отклонения от взятого
за основу понятия психического здоровья, критериями которого являются:

  • осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и
    психического Я;

  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее
    результатам;

  • соответствие (адекватность) психических реакций силе и частоте средовых воздействий,
    социальным обстоятельствам и ситуациям;

  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, пра-
    вилами и законами;

  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать планы;

  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и
    обстоятельств.

Начинающие профессионалы могут проявлять нозоцентризм (позоз - болезнь, греч.),
расценивая любое отклонение от ожидаемой нормы как патологию. Подобный подход чреват
гипердиагностикой психических болезней. Другой крайностью является нормоцентризм -
попытки объяснять психопатологию в рамках психической нормы (подобный подход лежит в
основе антипсихиатрии).

Уровни психических расстройств

Психические расстройства по уровню нарушений подразделяют на ситуационные и адапта-
ционные реакции, невротические, личностные, психотические и органические психические рас-
стройства. В отечественной психиатрии личностные расстройства называются психопатиями; их
традиционно объединяют с расстройствами предыдущих уровней в пограничные нервно-психи-
ческие расстройства, имея в виду границу между психическим здоровьем и болезнью. От этого
понятия необходимо отличать пограничное расстройство личности (Вогйепте в терминологии
англоязычных авторов). Пограничные нервно-психические расстройства входят в компетенцию
так называемой малой психиатрии - основной сферы деятельности психотерапевта.

формализованное описание психических расстройств осуществляется с помощью систе-
мы симптомов (зутртота - совпадение, греч.). Позитивные симптомы обозначают признаки
психопатологической продукции: тоска, бред, галлюцинации и т. д. Негативные симптомы
включают признаки выпадения, недостаточности какой-либо психической функции: апатия,
амнезия, ступор и т. д.

Ряд закономерно сочетающихся друг с другом симптомов образуют синдром (зупототе -
стечение, греч.). Психопатологические синдромы образуют следующие основные группы:
невротические, аффективные, кататонические, галлюцинаторно-бредовые, нарушенного со-
знания, органического поражения головного мозга.

Следующим уровнем обобщения является нозологический (нозология - учение о болез-
нях). По этиологической принадлежности выделяют психогенные, эндогенные (маниакально-
депрессивный психоз и шизофрения), экзогенно-органические и соматогенные психические
болезни. Однако установить причину болезни в психиатрии труднее, чем в соматологии. Боль-
шее значение приобретает тип течения, характерный для определенной болезни: волнооб-
разный при неврозах, приступообразный при аффективных психозах, прогредиентный при
шизофрении, пароксизмальный при эпилепсии.

Психопатологические синдромы по тяжести соотносятся (условно) с психическими
болезнями следующим образом:

Классификация психических расстройств

В России и немецкоязычных странах распространено нозологическое направление
Э. Крепелина. Во Франции сохраняется синдромологический подход, который в настоящее
время входит составной частью в эклектическое направление, принятое в англоязычных стра-
нах и отраженное в международной класссификации болезней МКБ-10,1994 (10-й пересмотр,
рубрика Р). Если причина психического расстройства, в общем, известна (алкоголизм, стар-
ческая деменция), то оно выделяется по нозологическому принципу. В остальных случаях
используется синдромологический подход (выделяются аффективные, бредовые расстрой-
ства и т. п.) или психоаналитическая систематика.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Разумова Елена Юрьевна М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 33с. © Ноу впо «Институт психоанализа» 2009 г. © Разумова Е. Ю. 2009 г. Содержание учебно-методического комплекса рабочая учебная программа

    Рабочая учебная программа
    Цель курса: – формирование и развитие научных психологических знаний у студентов в области арттерапии, знакомство с теорией и историей создания арттерапевтических направлений, овладение приемами и техниками арттерапии.
  2. Учебно-методический комплекс по курсу «Основы психосоматики»

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс предназначен для знакомства с клиникой, психодинамикой и психотерапией психосоматических расстройств. Он находится в тесной связи с курсами "Практикум по психосоматике" и «Общая психопатология».
  3. Учебно-методический комплекс по курсу «Зависимости: клиника, психология, лечение»

    Учебно-методический комплекс
    Выделение данного курса в качестве самостоятельного обусловлено тенденцией к росту числа лиц с синдромом зависимости. Курс находится в тесной связи с курсами автора «ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ», «ОСНОВЫ ПСИХОСОМАТИКИ» и «ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ».
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «общая психопатология»

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс предназначен для знакомства с симптоматикой и происхождением психических расстройств. Он находится в тесной связи с курсами "Основы психосоматики" и «Зависимости: клиника, психология, лечение».
  5. Учебно-методический комплекс по курсу «Практикум по психосоматике»

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс предназначен для знакомства с клиникой, психодинамикой и психотерапией психосоматических расстройств. Он находится в тесной связи с курсами "Основы психосоматики" и «Общая психопатология».

Другие похожие документы..