Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а такж...полностью>>
'Доклад'
А.Г. Соловьева на сборах с заместителями руководителей субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы работы жилищно-коммунального хозяйства, про...полностью>>
'Урок'
Ответ учащегося: Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на ...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче экзамена кандидатского минимума по дисциплине «История и философия науки» разработан для аспирантов и...полностью>>

Конспект по сектоведению Сектоведение изучает краткую историю, вероучение, культ и практику религиозных движений отпадших от православной Церкви или исповедующих идеи осужденные и несогласные с ее догматическим сознанием

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

КОНСПЕКТ по сектоведению

Сектоведение изучает краткую историю, вероучение, культ и практику религиозных движений отпадших от православной Церкви или исповедующих идеи осужденные и несогласные с ее догматическим сознанием.

Предметом изучения являются секты получившие широкое распространение в России в конце 19 и 20 вв. (Баптисты, пятидесятники, иеговисты, новоапостоьская церковь, анабаптистское движение).

Доктрина сект включает в себя идеи ранее осужденные Церковью. Это учения отрицающие Св.Троицу, отрицающие богочеловеческую сторону во Христе, отвергающие бессмертие души, вечность адских мучений, церковные таинства, иерархию. Некоторые секты пересматривают состав Св.Писания или предпринимают новый перевод в соответствии со своим учением.

Но несмотря на множество сект они по существу своему сходны с ранее известными ересями, можно заметить своего рода преемство и еретическое предание восходящее в отдельных случаях к апостольскому времени. Это предание не всегда бывает исторически непрерывным, но всегда есть связь идей. При этом секты представляют собой нечто своеобразное, образовавшееся в ходе изменения уже известных учений, под влиянием новых исторических, национальных условий, культурных и других факторов. Например баптисты своими корнями восходят к анабаптистскому движению, в свою очередь на становление идеи анабаптизма оказали влияние такие секты как сокраментарии, вайтенсы, катары, учение ДЖОНА УМРЕ, ЯНА ГУСА, эти движения питались идеями которые восходят к донатизму, новацианству и т.д. Преемство идей.

Необходимо обращаться к истории становления их доктрин, такой взгляд определяет методологический (исторический, богословский) подход.

О необходимости проведения полемики с сектантами еще в 5 веке говорил Ириней Лионский в предисловии к 4-й книге «О лжеименном знании» «...Тому же кто желает обратить их (еретиков) надлежит точно знать системы их учения ибо невозможно кому-либо лечить больных когда он не знает болезни людей нездоровых. Поэтому предшественники мои, притом гораздо лучшие меня не могли однако удовлетворительно опровергнуть последователей Валентиана, потому что не знали их учение ...» Т.о. видно , что святоотеческое наследие определяет методологию.

ИСТОРИЯ ТЕРМИНА СЕКТА, КУЛЬТ, ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ.

Догматическое сознание Церкви выражается через понятие терминов котором на вселенских соборах была сформулирована церковная истина. Самосознание себя единой и святой церковью есть одновременно и сознание своей отделенности от иноверцев. Таким образом язык церкви является средством сохранения единства церкви, в то же время он является эффективным средством выявления заблуждений, искажений церковной истины.

Русь усвоила от Византии восточный аппарат и все вероучения которые возникали она наименовала ересями начиная от латинян, стригольников, живодерствующих и т.д.и завершая хлыстами которых в середине 18 века называли ересями. Но после 18 века в русское богословие проник с запада термин «секта» и активно используется с того времени до наших дней. С той поры сектами начали называть как ранее бывшие в истории ереси, так и ереси 1-х, 3-х веков христианства. Сектами начали называть (донатиан, новациан, и т.д.). В конце 19 начале 20 века русскими миссионерами-полемистами была предпринята попытка оценить, определить объем термина секта и приемлемость использования.

Этой терминологии в богословии тогда было установлено что термин секта является введением в русское богословие. Его не знало богословие востока, его нет в каноне правил, не использовался в переводе Св.Писания на русский язык, не было в пространном катехизисе Филарета Дроздова — который был издан при его жизни. И поэтому полемисты ссылались как на факт понятийной неопределенности этого слова в русском богословии.

Особое внимание этот термин принимает в 90-х года нашего века в связи с тем что в Россию хлынули разные учения. Новые секты выделяют методы своей миссионерской работы, новые формы обращения и удержания людей. Их динамика и развитие привели к тому, что на них стали смотреть как на организм имеющий мало общего.... их определяли как

Секты не явление нашего времени, секты совечны тем движениям и явлениям которые старались опровергнуть домостроительство спасения с начала бытия Церкви.

Евангелический взгляд на понятие секты.

В протестантской литературе в начале 20 века существует два понятия секты: юридическое и богословское.

Юридич. — выводит понятие секта из церковного гос.права, фиксировавшего место и роль Церкви в государстве, они считали что в тех странах где была гос.религия, рел.-общества не пользовавшиеся привилегией государства именовалась секта, а в тех странах где не было официальной Церкви различие между Церковью и сектами полагалось невозможным самими протестантами.

Другой богословский взгляд на природу сект обусловлен протестантской эклессиологией. В среде протестанства до 2 века было мнение что проповедь чистого и не смешанного Слова Божья, правильное исполнение таинств и историческая индиф.с над.жизнью народа делает деноминацию достойной определения как — Церковь, в отсутствие этих качеств — секта.

В немецких протестантских кругах нач. века под влиянием исследователя РИЧЛЯ считали что отличительной чертой секты является последовательное проведение католического идеала аскезы и монашеского отвержения мира, т.е.протестанты считали католиков сектантами.

В настоящее время термин секта стал менее конкретен по причине обмирщения прот.и сил.влияния на его богословие теории социологии религий. Термин секта прилагается к пр.отдел.от существ.трад.религий, пример — ранее христ.отделившееся от иудаизма, в более узком смысле под сектой подразум.группу возникшую в узле какой-либо традициции — фарисеи в ВЗ, и в наиболее соврем.смысле — любое неорганизованное религ.движение.

сравнить начало века с сегодняшним временем: в начале века рел.сознание у лютеран было довольно сильно, там четко были прописаны критерии — кого можно считать Ц а кого С, в наше время размытое представление. Оно распространяется от групп отделившихся от христианства до групп ничего не имеющих общего с христианством.

Пример сектанства в истории христианстве протестанты называют течения подобные иудействующим, николаитам, и новые деноминации последнего времени.

Догматическая критика — протестанство считает сектами группы исповедующие антитринитарные и христианские ереси. Все другие группы принимающие Никео-Цареградский символ веры (учение о Троице и Человечестве Христа) в настоящее время пересмотрены протестантами в качестве сект, пример — класиф.Нем.Еванг.Церкви:

Существующие Церкви — новогреческая, Англиканская, католическая

Свободные Церкви — баптисты, классич.50

(Мировое) Молодеж.рел. — кришнаиты, мунисты,деструкт.группы — Семья Бога.

Сейчас слово ересь очень редко встречается в лексике Западного христианства вследствие обмирщенности, а с другой стороны тревожное явление поскольку вместе с сектами возн.на западе проникают в Россию ереси.

С нач. 20 века учение о природе сектантства пополнилось взглядами лютер. профессора ЭРСТА ТРЁЛЬЧА, который в своей работе «Социальное учение Христианской Церкви» написанной в 1912г. Подходит к вопросу природы сект с позиции социологии религий. ТРЁЛЬЧ — пионер социальной религии, признанный идеолог этой теории и его взгляд оказал большое влияние на богословскую терминологию современных протестантов. ТРЕЛЬЧ исходит из того, что существо всякой религии заключено в культе а не догме охватывающем все сферы жизни социумов, т.е.в культе общества а не индивидуума который не выходит за пределы секты. ТРЕЛЬЧ отказывается от догматической критике в классификации религиозных движений. Все религ.группы он делит на: Церкви, секты и культы (мистические). ТРЕЛЬЧ советует не видеть в сектах только отпавших от Церкви. Односторонее искажение христианства — ибо вопрос кто от кого откололся и кто исказил учение по его мнению весьма относительный. Секта по мнению ТРЕЛЬЧА требует искреннего и часто буквального исполнения предписаний закона, следования примеру Христа , она ограничивается узким кругом людей исполненных высокого религиозного подъема, вступают в религиозный союз по внутреннему влечению а не по принуждению. В то же время сектанты не обладают достаточной политической зрелостью чтобы видеть неосуществимость безусловного идеала христианства и необходимость компромисса. Они неспособны понять что в нашей жизни невозможно осуществить христианский идеал и поэтому необходимо идти на компромиссы.

Кроме того секты носят резко индивидуалистический характер . они стремятся уйти из мира и преобразить его и обмирщенную Церковь — и легко становятся на путь церковной и общественно-политической революции.

ТРЕЛЬЧ акцент расставляет так, что в секте видит нечто положительное, некое горение в религии, подъем духа, который вскрывает религиозную обрядность, а когда это горение угаснет, успокоится, то секта становится церковью. Сектанты являются сторонниками полной религиозной свободы а Церковь есть учреждение которое навязывается силой.

Церковь мыслится как единый организм связывающий воедино духовную жизнь, культ (искусство, литература, философия) а также социальный и государственный институт. Секта стремится учредить в мире теократию (сегодня живем,а завтра суд) они сторонники теократии, а у церкви теория преображения мира, (т.е.их надо не отсекать а преображать) а у сект наоборот — упразднить. Но за эту универсальность Церковь должна платить дорогой ценой . Рецепции мира сего мудрых с его отказом от личной и общественной святости, от евангельской буквы и от евангельского духа.

Православные классифицировали чин приема еретиков, понятно для чего нужна классификация — в противном случае непонятно по каким принципам классифицировать церковные ереси — несогласные с вероучением еретиков и мера удаления от учения церкви — определить степень отдаления от нее и нишу которую она занимает в этой градации.

Антитринитарные — через крещение

исхотологические- через миропомазание

раскольники кот. Признаны еретиками — через покаяние.

Терминология протестантской (Церкви) говорит об упадке религиозного и догматического сознания. Еретика необходимо обратить, а если он такой же как и мы (т.е.Церковь) то зачем его обращать.

Наряду с термином «секта» в западном христианском мире вводится термин «культ».

Название культа меняется в зависимости от конфессиональной принадлежности и от обстоятельств времени. Поэтому единого времени что есть культ — нет.

Слово «культ» происходит от латинского слова поклоняться и почитать кого-либо. Вошел в употребление в 17 веке, а в середине 19 использовался для обозначения обособленной религиозной группы.

Первый протестант учивший использовать это понятие в 20 веке был ЭРНСТ ТРЕЛЬЧ.

Для него культ представляет мистическую форму религии обращенной к интеллигенции и образованному классу. В целях культа — духовное стремление оживить мертвую ортодоксию.

Первоначально со словом куль ничего плохого не связывалось .

новый этап — начало 60-х годов 20 века — очередное историческое возникновение новых сект прокатилось по западу. Среди них было много групп с радикальными социальными доктринами, что выражалось в агрессивном отношении к обществу и его институтам. Некоторые секты пытались не вполне честным путем получить новых членов. В противостоянии им большое внимание было уделено тем аспектам, которые нарушали права свободы личности. Сторонники этого подхода стали указывать на обманные методы и действия этих групп скрывающих достоверную информацию о своем учении, использующим для обращения и удержания новых членов технологию «промывания мозгов» (контроль мозга). Также в них культивировалось «обожествление» лидера.

Определенно культ вобрал в себя все эти характеристики. Культ стал использоваться в целях пропаганды, чтобы факт его несоблюдения прав человека и негативных последствий пребывания в культе предостерег людей от попадания в них, и запретить деятельность культа. Но такой подход к культу в Ев.Церкви не всеми разделялся, из-за полемики со многими сектантами — во многих случаях наблюдался переход от богословских аргументов опровергающих взгляды различных религ.групп на психические аргументы, которые предполагают что эти группы промывали мозги своим адептам (большая опасность) переходили на медицинское противостояние . Это большая угроза, т.к.обращение в Евангельскую веру представляет собой промывание мозгов т.е.работает против своих разработчиков. Чтобы отойти от термина «куль» с указания на содержание в светских научных кругах стали использовать нейтральный термин — «новые религиозные движения».

В связи с этим переходом к альтернативной терминологии против культа, предполагается возродить понятие «ересь» и тогда противоречия культа переместились бы с аргументов психологических, которые могут быть использованы и против христиан в основной богословской полемике.

Баптистский взгляд на определение термина «культ». В России протестантизм вырос из баптизма — баптизм — 50 — адвентисты — иеговисты. Баптизм — ствол на котором появилось много ответвлений.

В начале века определяли куль как разновидность ереси, все кроме себя — еретики. Эту точку зрения разделяет и ныне известный писатель УОЛТЕР МАРТИН в его книге «Царство культов» культ — группа людей объединенных вокруг чей-то интерпретации Библии, она характеризуется сущностными отклонениями от ортодоксального (баптистского) христианства. Практически все культы по мнению МАРТИНА противостоят Христианской Церкви в области Христологии и Сотериологии. Это указание баптиста определяет наше мышление по отношению к культам. Он верно указал противоречие — учению о спасении, именно в этом полагается различие. Иногда они дополняются наличием лидера секты — который становится почти богом.

КОРУБЛЁ — баптистский исследователь «Культ и мировые религии», он директор института исследования религий в Австралии. Культом он называет:

1. Небольшое по числу религиозное движение которое часто или полностью отвергает Апостольский Символ Веры.

2. Активные группы не имеющие отношения к христианству.

3. учения которые черпают богословские основания учения из различных мировых религий.

4. А также группы не отвергающие апостольского символа веры но практикующие беспрекословное повиновение вождям и считающие всех остальных погибшими.

Повиновение вождям — наличие иерархии — т.е.намек на православных которые не вписываются ни в один из трех пунктов.

Еретические движения в истории Христианской церкви по его мнению можно считать культами, но чтобы отличать современные от древних, он оставляет для них наименование ереси, а для современных — культ.

Понятие секта в антикультовом движении.

Мощное сектантское движение на Западе породило сеть антикультовых организаций в середине 70-х годов. Наиболее известнные в России это американская сеть осведомления известная в России как CAN. Американский Семейный фонд основанный в 1979г.,семейные действия депрограмирования основанный в Англии в 1976 году. Многие люди покинули секты благодаря этим организациям, хотя их деятельность оценивается неоднозначно, ибо нередко сотрудники антикультовых комитетов занимались депрограмированием. Депрограматоры придерживаются мнения, что люди присоединяются к сектам потому, что культы промывают мозги своим потенциальным сторонникам, их запрограммировали или используют какой-то метод контроля над их сознанием. Такое объяснение процесса обращения в секту служит основанием специальной технологии депрограмирования появившейся в 70-е, 80-е годы в западной Европе и Америке целью этой технологии является восстановление измененного под влиянием сектантов сознания адепта в состояние до его обращения в секту. Если человек был атеист и стал кришнаитом, то после депрограмирования он снова должен стать атеистом. Термин депрограммирование является попыткой перевода китайского словосочетания-______________________________________ означающего в конфуцианстве очищение помыслов, более определенное китайское выражение______________________________________буквально изменение сознания стало известно из книги американского религоведа Лифтмана «Изменение сознания и психология тоталитаризма. Лифтман утверждает, что существуют деструктивные культы последователи которых под воздействием тотального окружения последователи подвергаются смене сознания. Затем его идея была поддержана отдельными американскими религоведами. Суть депрограмирования заключается в физико-психологическом и эмоциональном воздействии на человека.

Как правило человека выкрадывают из группы, помещают в изолированное помещение и пытаются заставить его отречься от своей веры по убеждению не совпадающей со взглядами депрограмматора. Для более успешного воздействия человека лишают сна и еды. Но постоянно находится под контролем приставленных к нему охранников. Бывают случаи избиения. Помимо физического воздействия человека постоянно подвергают духовному испытанию пытаясь разрушить его идеалы и ценностную систему. После такой обработки люди чувствуют себя более опустошенными.......(см конспект).....................................................

секты до двух месяцев или если привязанность к секте довольно слабая. В случае неудачного депрограмирования вернувшиеся становятся еще более ревностными сектантами и вероятность того, что они покинут секту уменьшается.

При удачном депрограммировании многие испытывают внутренний кризис вызванный недовольством собой из-за неспособности контролировать собственную судьбу, разочарованием в дружбе и любви сектантов которые оказались иллюзорными.

Поэтому люди прошедшие депрограммирование нуждались в реабилитации.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕКТЫ В СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ И РЕЛИГОВЕДЕНИИ

Социологи религии и религоведы на западе избегают употреблять термин секта потому что с ним связано оскорбительное значение и предпочитают пользоваться термином культ. По их мнению это религиозная группа представляющая альтернативную модель религиозного делания доминируюшей в культуре традиционной церкви. Российские социологи и религоведы для обозначения сект употребляют термины — религиозное направление, течение, деноминация, или новые религиозные движения. Последний распространен более. Как полагают он не содержит в себе оценочного значения и позволяет сохранить научную объективность.

ИСТОРИЯ ТЕРМИНА СЕКТА В РУССКОМ БОГОСЛОВИИ.

Западная терминология проникла в Россию через систему образования в начале 20 века. Известный миссионер профессор БУТКЕВИЧ считал, что это слово было перенесено южнорусскими богословами получившими свое образование в католических школах.

По мнению других ученых этот термин был заимствован из Германии. Обе точки зрения дополняют друг друга. Вероятнее всего этот термин был заимствован из католической богословской школы, но его закреплению в русском богословии способствовало сильное влияние прокатолической теологии и исторической науки на русское богословие. Например первые конспекты лекций для духовных школ на русском языке появившиеся в первой трети 19 века были переводами или перефразами западных авторов. То же следует сказать и о церковной науке и не очень развитой русской ересиологии 19 века. Сильное влияние западной терминологии там заметно. В 19 веке общепринятого термина секта не существовало. С обретением большей самостоятельности от западного влияния стали пользоваться---------------

учение о сектах со святоотеческим подходом к ересям. В результате большой религиозно-исследовательской работы было установлено, что существовавшая в то время терминология не соответствует святоотеческой в связи с чем был поднят вопрос об уместности использования термина секта в русском богословии. Процесс осмысления сектанства в контексте святоотеческого предания породил десяток формулировок определяющих термин секта. Общим недостатком всех определений было использование наряду с богословскими критериями или же вместо них медицинских, психологических, культурологических, даже политических. Определение данное ПЮТНИКОВЫМ для духовных школ в 1910 году:» Секта — отделившееся от единства православной русской церкви учение и обрядово-религиозное общество которое имеет свое учение, богослужение и устройство совершенно отличное от православия и живет отдельно, стараясь осуществить в своей замкнутой среде свой религиозный идеал». Такое описательное определение в котором есть догматическое определение, но нет оценочных критериев.

Второе определение данное священником ФЕТИСОВЫМ в 1914 году вобрало в себя практически все определения сект наработанные за предыдущие 15 лет. Сектанским по его мнению будет движение которое сознательно уклонилось от богоданного религиозно-нравственного учения которое содержит историческая народная русская православная церковь, уклонение образовавшееся поднаносным влиянием различных богословских и философских идей. Здесь можно видеть совмещение нескольких критериев :

во-первых догматических — об уклонении от религиозно-нравственного учения,

во-вторых — культурологические — т.е.когда любые учения уклоняющиеся от веры которое исповедует большинство населения страны считается сектанской.

Начавшаяся работа была прервана германской войной, затем революцией и последующими событиями.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СЕКТОВЕДЕНИИ

С 20 по 90-е годы нашего века изучение сект оставалось на уровне прошлого столетия. В этот период сектоведение использовало прежние наработки. В советское время благодаря работе светских религоведов социологической стороне сектанства уделялось большое внимание. Особо акцентировалось внимание на отделении сектантов как от церкви, так и от общества, негативное их влияние на личность и на социум. Этот взгляд светских религоведов растиражированный официальной пропагандойтакже оказал влияние на формирование церковного представления о сектах. Это в чем-то отбросило церковь назад.

Стремительное развитие сект в 90-е годы, пик который пришелся на период 94-96гг.привел к социальной напряженности в обществе. Люди уходили из семьи, оставляли учебу, работу, свертывали контакты с друзьями. В поисках причины этого религиозного феномена многие стали склоняться к мнению об использовании сектантами специальных психотехнологий для обращения и удержания в секте. Такой взгляд стал идеальной почвой для распространения антикультистской теории «промывания мозгов» иликонтролирования сознания. Под влиянием этой теории многие активные сектантские группировки стали именоваться деструктивными культами и тоталитарными сектами. Деятельность сект вызвала большое беспокойство РПЦ представители которой провели ряд семинаров и конференций с привлечением протестантских специалистов из антисектантских западных центров. Некоторые православные миссионеры полагали возможным использование западных методов противостояния сектам поскольку это явление было порождено на западе и там его достаточно хорошо изучили. К сожалению из всего западного опыта был избран только антикультистский подход несмотря на критическое отношение к нему на западе. Православные сторонники теории тоталитарных сект обосновывают свою позицию тем, что во второй половине 20 века у сект появилось нечто новое, а именно:

систематическое использование психологических наработок направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения при вербовании новых членов и удержании их в секте посредством обмана, гипноза, кодирования и других средств.

По мнению антикультистов святые отцы с такой практикой не встречались, поэтому у них нет ответов на вопросы поставленные сектами. Антикультистский взгляд на природу сект зафиксирован в нескольких определениях.............

комерческая, например герболайф практикующая обманчивую вербовку прибегающая к использованию контроля сознания для сохранения своих адептов зависимыми, покорными которые пользуясь психологической, коммерческой, политической неосведомленностью и неопытностью многих людей целенаправленно их обманывают и привязывают к себе, сохраняя и усиливая всяческое состояние невежественности, неинформированности, формируя неестественное противозаконное состояние зависимости у самих адептов.

Термины «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» являются для приверженцев этой теории синонимами.

Второе определение тоталитарной секты или деструктивного культа — это секты нарушающие права своих членов, наносящие им вред путем использования определенной методики, «навязывающееся контролирование сознания».

Однако они же и признают, что различать религиозные объединенияпо той мере в которой элемент тоталитарности там культивируется очень трудно, т.е.дается некоторое определение, в нем указываются некоторые критерии, потом делается заявление, что согласно вот этим критериям установ ить какой элемент культивируется в какой организации довольно трудно. Т.е.это пример такого кабинетного отношения к изучению. Есть некая схема в которую необходимо уложить представления о религиозных организациях. Подходят или не подходят — это другое дело.

Первым признаком тоталитарной секты является наличие лидера, поэтому полагают антикультисты никакой связи с богом помимо лидера в секте нет и быть не может это мнение ДВЕРКИНА по курсу сектоведения. Однако почти во всех сектах обращение к их богу является средоточием их религиозной жизни. Лидеры же занимая важное место ни в коем случае не подменяют собой бога, хотя в сознании сектантов почитание лидера приближается к почитанию бога. Например кришнаиты утверждают, что гуру эта представитель кришны и предшествующих духов учителей. Без гуру говорят кришнаиты нельзя научиться правильному образу жизни и построить свои взаимоотношения с богом. Преданность гуру понимается кришнаитами как преданность самому кришне. Гуру следует оказывать такое же как и богу. Более того кришнаиты рассматривают своего учителя как практически равного богу. Но никогда не говорят, что он является богом. Те из гуру которые говорят сами о себе что являются богом по мнению самих кришнаитов являются мошенниками. Дело в том, что каждый человек является частицей Божества и отличается от бога количественно. Т.к.Бог обладает неограниченными свойствами и качествами природы, а в человеке частица Божества ограничена. Но кто-то из людей может развить способности до такой степени, что будет выступать в качестве метафизического зеркала отражающего максимально свою метафизическую природу и свет истины.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конспект по предмету "Сектоведение/Христианские деноминации"

    Конспект
    “вот, здесь Христос”, или “там”, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы или лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
  2. Конспект По Сектоведению (Книга "Меч Обоюдоострый," Автор В. М. Чернышев)

    Конспект
    Тогда, если кто скажет вам:“вот, здесь Христос,” или “там,” — не верьте. Ибо восстанут лжехристы или лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
  3. Очерки российского сектоведения Сборник Издание 2-е, дополненное

    Документ
    Действительно ли сектоведение в Русской Православной Церкви должно строиться по американским лекалам, или сектоведение должно опираться на многовековой опыт Церкви? Что есть сектоведение, и кто есть сектовед? Может ли борьба с ересями
  4. Методика диспута с протестантами вера по-американски: товар на экспорт? Россия на пороге контрреформации послесловие для культурологов (1)

    Документ
    Со студентом Свято-Тихоновского Православного Богослов­­с­кого института, где я преподаю, однажды произошел случай и смешной, и характерный. Как и к любому молодому москвичу, к нему уже многократно приставали уличные пропо­ведники.
  5. Методика диспута с протестантами вера по-американски: товар на экспорт? Россия на пороге контрреформации послесловие для культурологов (2)

    Документ
    Со студентом Свято-Тихоновского Православного Богослов­­с­кого института, где я преподаю, однажды произошел случай и смешной, и характерный. Как и к любому молодому москвичу, к нему уже многократно приставали уличные пропо­ведники.

Другие похожие документы..