Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
отм. - 335 (проект 1987 г.) эксплуатационные В+С1+С 194,7 4,...полностью>>
'Документ'
13.Компрометирующие документы, подтверждающие явно виновное поведение родителей (одного из них), которые без уважительных причин уклоняются от воспит...полностью>>
'Документ'
Систематическое отечественное образование, зародившись в теократических традициях Московской Руси, в своем историческом развитии прошло сложными путя...полностью>>
'Документ'
Загрязнение окружающей среды естественного и антропогенного происхождения. Последствия (парниковый эффект, кислотные дожди, нарушение озонового слоя)...полностью>>

Конспект по сектоведению Сектоведение изучает краткую историю, вероучение, культ и практику религиозных движений отпадших от православной Церкви или исповедующих идеи осужденные и несогласные с ее догматическим сознанием

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Распространение М в Киевской губернии.

С 1859 года пиетические идеи получили распространение в киевской губернии в М общинах. Этому способствовало наличие в их среде группы лиц, находившихся под влиянием германского баптизма. Лидер этой пробаптистской группы АВРААМ УНГЕР находился в переписке с лидером германских баптистов ХОНГЕНОМ и просил последнего прислать в Россию баптистских проповедников с тем, чтобы устроить жизнь этих пробаптистски ориентированных меннонитов. Но осуществить эту просьбу не удалось и в 1861 году группа УНГЕРА устанавливает связи с братскими М, а в 1862 году УНГЕР принимает крещение от новоменнонитов.

В 1869 году Россию посетил баптист ХОНГЕН, который назначил УНГЕРА в должности старейшины баптистской общины. Т.о. новоменнонитство постепенно преобразовалось в баптизм. Пиетизм и новоменнонитство способствовали т.о. распространению баптизма. Это были своего рода пути по которым баптизм быстро проник и распространялся по России.

Новомен.занимались прозелитизмом и среди населения России, за что неоднократно привлекались к ответственности за совращение в свою веру.

В 1872 был образован союз новоменонитского братства, который перенял баптистские приемы и методы миссионерской работы. С тех пор братские М находились в братских отношениях с баптистами — принимали от них крещение и участвовали с ними в преломлении хлеба.

В 1876 году было издано первое изложение веры новоМ, которое дословно повторяло баптистское, принятое на первой генеральной конференции Б проходившей в Гамбурге в 1849 году.

Но вероучение меннонитов отличалось от баптистского отрицанием военной службы, присяги и учением о совершении обряда омовения ног. После 1917 года много М погибло в годы гражданской войны а их хозяйство было разграблено. А с 1923 года началась миграция М главным образом в Канаду. В 30-е годы во времена коллективизации сотни М были расстреляны и сосланы на восток.

После нападения Германии на СССР последовало очередное перемещение М на восток, но не всех удалось выслать и 35 тыс.М ушли с немецкими войсками на запад, однако 20 тыс.из них были впоследствии захвачены советскими войсками и возвращены в СССР.

С 1971 года М разрешили уезжать в Германию и в настоящее время количество переселенцев перевалило за 100 тыс человек. Сейчас в России осталось около 10 тыс М проживающих преимущественно на Урале. Кроме того были сообщения о М в Казахстане и Киргизии. В 90-е годы в Москве был организован центральный комитет М , а также центр М для связи с другими конфессиями и организациями.

ВЕРОУЧЕНИЕ МЕННОНИТОВ

Учение М о Св.Троице и о личности Иисуса Христа во многом соответствует Православному. Особенностью их воззрения составляют мнения об источниках вероучения, о Церкви, о благодати, о таинствах, учение об оправдании и эсхатологии.

Характерной чертой является их учение об отношении между Церковью и государством и учение о непротивлении злу силой.

Учитывая тот факт что М разделяют учение мирных анабаптистов и учение Цвингли о грехопадении, искуплении, оправдании, Церкви — эти вопросы мы рассматривать не будем.

Учение М об источниках вероучения.

Священное Писание является единственным источником вероучения и богослужения и только оно является единственным авторитетом для М. Поэтому светская власть не должна вмешиваться в решение богословских вопросов, практику богослужения и жизнь М. Критерием правильного истолкования Св.Писания м.б.мнение всей общины и решение «объединенного братства». Этим они выделяются из всех протестантских сект. Исходя из учения о братском или общинном истолковании Св.Писания М выступили против католического учения о роли и ранге учительства в Церкви и против реформаторской идеи о субьективном толковании Писания, когда важное значение приобретали личные качества, что выдвигало профессоров богословия в первые ряды учителей Церкви.

Учение М об отношении Церкви и государства

важным моментом является учение о двух царствах — царстве кесаревом и царством Божиим, сходное только в общих чертах с учением Лютера по этим вопросам. Лютер считал, что источник власти один — у Бога. Но делал различие между духовной властью которая осуществляется посредством слова Божьего через Писание и мирской властью. Лютер допускал участие христиан в правительстве на том основании, что Бог через них осуществляет свою мирскую власть посредством использования меча для наказания беззаконных М же принимают лишь саму идею о двух царствах. Но в отличие от лютеран полагают что царство кесаря дано по причине греха и сотрудничество с ним членов церкви практически невозможно, т.к.церковь является обществом святых и праведных людей где царит мир и прощение.

Правительство, т.о.находится под влиянием зла и принадлежит сатане, хотя оно и установлено Богом и его функцией является утверждение добра и наказание зла, поэтому М призывают молиться и за правительство и уважать гос.власть и закон. Но если возникнет ситуация, в которой необходимо выбирать между лояльностью правительству и подчинением церкви, то однозначно надо выбирать последнее. М в своем большинстве не участвовали в работе правительства ибо, как они говорят слуга Бога не имеет от Него повеления принуждать, отмщать и убивать, т.к.это противоречит заповедям Христа. Кроме того участие М в гос.делах можэет привести к ситуации, когда отдельные М облеченные светской властью будут господствовать мирским образом над своими братьями по вере, применяя к ним средства воздействия, которых не знает Св.Писание, которое требует увещания, обращения, но не требует наказаний, арестов и убийств.

Однако некоторые члены М общин США являются членами правительства. Это вызвано тем, что М проходит сейчас этап рутинизации харизмы и сейчас складывается образ М являющимся им по происхождению, по культуре, но лишенного первоначального рвения.

Учение Меннонитов о непротивлении злу силой.

Это учение основанно на представлении М о справедливости Божией как самом важном его свойстве. М полагают, что в ветхом завете справедливость стояла выше любой жертвы. Высшим проявлением этого в новом завете было искупление человечества Иисусом Христом совершенное согласно требованиям Божиего правосудия. Умирая на кресте Христос дает на образ как нужно отвечать на насилие, как необходимо бороться за достижение справедливости в этом мире, как нужно стремиться к оправданию пред Богом.

На основании этого они не признают применения силы к грешникам и преступников. М считают, что необходимо с Божией помощью принять на себя грех этих людей и ценой личного страдания получить оправдание как это соделал Христос, который по ап.Павлу (Флп.2/8-11) «Смирил Себя, быв послушным, даже до смерти, смерти же крестныя». Тому же учили и другие Апостолы. Так ап.Петр первое послание (1 Петра 2;22) отмечает что Христос будучи злословим не злословил взаимно, страдая не угрожал но предавал то в руки праведного. Поэтому М пытаются решать конфликтные ситуации ненасильственным путем. Ибо борьба не против плоти и крови, но против духов злобы поднебесных (Ефес.6;12).

Принцип непротивления включает отказ хранить и использовать оружие, отказ от насилия как метода решения любых вопросов и как следствие запрет на работу в правительственных учреждениях. (Мф.5.21) «Вы слышали что сказано древним — не убивай, кто же убьет подлежит суду». По мнению М использование меча было разрешено лишь только в ветхом завете но не взято в новый . убийство человека неприемлемо, потому что разрушает возможность его покаяния и исправления и рассматривается М как кража человеческой свободы, как узурпация Божеской прерогативы.

В истории М были частичные непротивленцы, которые допускали священную войну для защиты христиан и их жизней. Они исходили из того, что человек не сам берет меч, но ему дает правительство, но это мнение не стало преобладающим. Непротивление остается отличительной чертой М. Даже во время войн христиан с турками они оставались верны своим взглядам, полагая что христиане должны защищаться от масульман не мечем, но искренней молитвой.

Организация Меннонитской общины.

Во главе общины стоит пресвитер. В его обязанности входит произнесение проповеди, совершение крещения, преломление хлеба, посвящение или подтверждение избрания дьяконов, а также забота о церковной дисциплине.

Пресвитер избирается общиной и поставляется на свою должность пресвитерами других общин. Каждая М община независима в своих внутренних делах, и управляется общим собранием. Общины объединяются в конференции и в своей практике руководствуются решениями кот. Принимаются на общих собраниях.

БАПТИЗМ

Зародился в Англии в двух независимых друг от друга общинах. Возникновению Б способствовали антикатолические выступления в 14-15 веках, а зетем мощное движение реформации в 16 веке которое развивалось одновременно с континенталиями. В конце 14 века близкие по духу реформаторским баптистским идеям начал высказывать католический священник, преподаватель Оксфорда Джон Уиклиф (1320-1384) он выступал за дословное толкование писания, отрицал как небиблейские — монашество, учение католиков о пресуществлении Св. Даров, восставал против монастырского землевладения и роскоши духовенства и считал, что церковную собственность надо национализировать, утверждал, что св. Писание д.б. переведено на национальный язык и сам принял участие в его переводе на английский.

Хотя учение Уиклифа не выходило за рамки церковных реформ он был осужден папой Григорием 11 и в 1428 году по его смерти его останки были извлечены из могилы и брошены в костер.

Более радикальными были выступления его последователей из числа т.н. бедных священников или лулациев...Это движение было неоднородным по религиозным убеждениям и большинство из последователей этого движения придерживались учению Уиклифа, к которым они присоединили учение о всеобщем священстве и учение о том, что папа пользуется излишней властью в церкви.

Еще одним фактором повлиявшим на развитие английской реформации были анабаптистские идеи принесенные в Англию анабаптистскими переселенцами из континентальной Европы.

Наиболее многочисленными переселенцами были приверженцы Мельхиора Гофмана, а также меннонитов — т.е. люди исповедовавшие противоположные взгляды. Лолардское движение и реформаторские идеи оказывали влияние на религиозную жизнь в Англии, но не определяли ее в такой мере как на континенте. Наряду с религиозным мощный импульс в развитии реформации исходил от светской власти. И во многом благодаря предпринятым ею мерам складывалась религиозная жизнь в Англии. Английские короли раньше других правителей европейских стран стали протестовать против абсолютистских притязаний Рима.

И в результате этого противостояния в 1534 году парламент Англии провозгласил короля единственным земным предстоятелем и главой англиканской церкви, а папа был лишен права назначать архиепископа и епископа в Англии.

Поскольку реформация проводилась сверху, она не воплощала идеи тех, кто стремился к полной перестройке католической церкви. Полумеры правительства вызвали движение за дальнейшее очищение церкви от папизма. Сторонники этого движения требовали изменения богослужебной практики и церковного устройства. А именно они требовали отмены месс, отменения почитания икон и креста, изменения обряда, замены епископальной системы управления на пресвитерианскую при которой церковь управлялась бы пресвитерами избираемыми в общинах.

Вскоре реформаторы подверглись преследованию со стороны англиканской церкви, они вынуждены были покинуть Англию. В континентальной Европе они увидели воплощение своих реформаторских устремлений в учении и практике протестантских церквей Цуриха, Страстбурга, Франкфурта на Майне и др. А также в доктринах Цвингли, Лютера, Кальвина и иных протестантских теологов. В 40-е годы 16 века когда реакция в Англии со стороны англиканской церкви против радикальных реформаторов была ослаблена в Англию прибыл ученик Лютера Меланхтон, а также была образована пресвитерианская кальвинская община хотя англичанам запрещалось ее посещать. В октябре 1555 года в Женеве при непосредственном участии Кальвина была создана из числа эмигрантов первая англиканская кальвинская община. Английских кальвинистов стали называть пуританами. Эта презрительная кличка была присвоена им за часто повторявшееся ими требование очищения англиканской церкви от папистской грязи.

Движение пуритан было неоднородным и состояло из пресвитериан — кальвинистов и радикального крыла конгрегационалистов или сепаратистов. Пресвитериане придерживались кальвинских взглядов и признавали право светской власти надзирать за жизнью церкви, поддерживать и защищать ее путем законодательства, финансовой политики, а также преследовать еретиков выступавших против узаконенной церкви.

Сепаратисты считали, что истинная церковь м.б. создана лишь вне государства, они выдвигали требования предоставления полной независимости и самостоятельности каждой общины или конгрегации только в религиозных вопросах, во всем же остальном светская власть должна оказывать им поддержку и ответственна за состояние церкви.

Эти два направления в пуританстве отличались между собой учением о церкви и взглядом на церковно- государственные отношения.

Пресвитериане полагали, что все верующие живущие на определенной территории и крещенные в младенчестве, являются членами поместной приходской церкви. Сепаратисты также признавали крещение младенцев, однако членами церкви по их мнению они могут стать впоследствии, когда сознательно обратятся ко Христу. Для взрослых по мнению сепаратистов возможно только после обращения и последующего за ним крещения. Только после выполнения этих условий они (младенцы и покаявшиеся взрослые) могут быть допущены к хлебопреломлению.

Дальнейшее развитие принципов сепаратизма привело к возникновению баптизма. Баптизм отличался от сепаратизма требованием крещения для всех в сознательном возрасте.

Сепаратисты от пресвитериан отличались отношением к государству.

Кальвинисты — сторонники теократии. К — терпели преследование в Англии.

История возникновения баптизма связана с деятельностью англиканского священника Джона Смита. Он окончил богословский колледж в Кембридже, затем был проповедником в г. Линкольне но вскоре был уволен с этой должности, поскольку был несдержан в своих высказываниях против гос. религии. После сомнений в доктрине англиканской церкви он в 1606 году вступает в общину сепаратистов. Преследование со стороны правительства вынудили Смита и 80-и его сторонников искать убежища в Голландии. В 1607 году они обосновались в Амстердаме. Здесь религиозные взгляды Смита формировались под влиянием учения Армения и Меннонитов.

Армений выступил с критикой кальвинского учения о спасении (учения о предопределении) Армений учил что Христос искупил грехи всех людей, а не только избранных как учил Кальвин. По мнению Армения Христос предоставил возможность каждому человеку спастись, но Бог с самого начала знал, кто воспользуется этой возможностью, а кто ее отвергнет. Впоследствии сторонников этого взгляда в сотериологии стали называть общими баптистами (общими — потому что считали что спасутся все люди, что Христос совершил общее спасение) Под влиянием меннонитства Смит пришел к мнению, что Церковь есть группа верующих людей отделенных от мира, соединенных со Христом и друг с другом через крещение и исповедание веры. Хотя крещению и придается большое значение, но оно рассматривалось Смитом как внешний знак прощения грехов и к нему допускались только покаявшиеся и уверовавшие люди.

Это церковь видимая представляет собой форму истинной, духовной, невидимой церкви, которая образуется душами только праведных и совершенных людей. (Заметно анабаптистское влияние).

Смитт полагал, что апостольская преемственность проявляется не через преемственность иерархическую и историческую, а только через истинную веру — преемство в вере. Поскольку такая преемственность была прервана католицизмом и англиканством, то истинную церковь необходимо создавать заново, поэтому в 1609 году Смитт крестит сам себя через окропление, а затем своего помошника Хелвиса и остальных 40 членов его общины. Т.о. Смитт унаследовал у меннонитов экклезеологию — взгляд на крешение, а у Армения учение о спасении, но вскоре Смитт пришел к выводу, что самокрещение ошибочно, и признал меннонитское крещение истинным и выразил желание присоединиться к меннонитам. Последнее решение Смитта породило раскол в его общине.

Бывший его сторонник Хелвис с небольшой группой сторонников обвинили Смитта в грехе хулы на Св.Духа, которая выражалась в сомнении действенности самокрещения и в 1611 году Хелвис с небольшой группой последователей возвращается в Ангилю, а Смитт умирает в Голландии в 1612 году.

По прибытии в Англии Хелвис и его послед. организовали первую баптистскую общину, крещение в которой соверщалось через окропление. Возникшее новое течение находилось в оппозиции ко всем конфессиям существовавшим в Англии. Общие баптисты не получили широкого рпспространения и не оказали заметного влияния на развитие мирового баптизма. Так в 1640 году в Англии их было около 200 человек. Гораздо более влиятельным стало другое направление баптизма, получившее название частных или партикулярных баптистов. Их предшественниками были члены сепаратистской общины организованной в 1616 году в Лондоне Генри Джейтобом. Они произошли от сепаратистов.

В этой общине произошло два раскола из-за различного отношения к вопросам — кто может совершать крещение, и кого можно крестить. Одни сепаратисты не признавали крещения совершаемого в англиканской церкви, а другие считали, что крестить можно только взрослых. Впоследствии из этой общины вышло собрание, которое придерживалось кальвинского направления в сотериологии. Последователей этой группы стали называть частными баптистами, т.к. они придерживались учения Кальвина о том, что спасение распространяется только на часть людей.

Второй отлчиительной особенностью частных баптистов был обряд крещения через полное погружение. Этой особенностью они отличались от англикан, католиков, меннонитов и общины Смитта Хелвиса. Первое «правильное» крещение было совершено, как полагают сами баптисты самокрещением.

Название баптистов не сразу утвердилось за новым течением, поскольку после крестьянской войны в Германии название анабаптизм сделалось синонимом мятежников и бандитов, поэтому представители нового движения всячески от него отказывались. Только в конце 17 века этот термин стал входить в употребление. В 1644 году частные баптисты приняли исповедание веры. Баптизм, как и все новые течения в период своего становления не был по своей природе однородным. В зависимисти от своего учения о спасении баптизм делится на кальвинский и арменианский. В свою очередь общие и частные баптисты принимали лишь саму концепцию искупления — Кальвина или Армения, но не следовали им буквально во всем. Поэтому даже в пределах общих и частных баптистов богословские взгляды могли отличаться.

Среди общих баптистов в 18 веке преобладали унитарии, учившие что Троица — это одноипостасное Божество. Вопрос преемственности баптизмом анабаптистских идей сами баптистами решался в разное время по-разному. До конца 17 века баптисты всячески стремились отгородиться от анабаптизма и Смитт осуждал теорию Томаса Мюнсера. Но чем дальше и чем больше в памяти стирались ужасы народной реформации, тем более либеральным становился взгляд на анабаптизм, стали различать случайные и негативные явления наподобие Томаса Мюнсера и Яна Матиеса и истинное религиозное движение, воспринятое впоследствии голландскими меннонитами, которые могут рассмотриваться как предшественники баптизма.Такое мнение было высказано президентом всемирного совета баптизма Рушбуком.

Для баптистов подобные высказывания должны были служить свидетельством преемственности баптизма. Тогда баптистские теологи пошли таким путем — они стали отслеживать в истории церкви те группы которые требовали перекрещивания младенцев. Баптисты считают т.о. своими духовными предшественниками новатиан, новациан, монтанистов, где имелась практика перекрещивания. Такие же идеи находили у представителей средневековых западных сект и в частности анабаптизм — с ним можно было проследить преемственную связь.

Распространение баптизма в Англии, Европе и США.

Рост баптистских общин в Англии и потребность поддерживания между ними связи явились побудительными мотивами к проведению ежегодных собраний , ассамблей представителей баптистских общин. В 1650 году была организована генеральная ассамблея общих баптистов, а в 1689 году была организована генеральная ассамблея частных Б. Б.в Великобритании не получил большого распространения и еще медленнее он распространялся на Европейском континенте (жива была память о анабаптистах). Наибольшее распространение баптизм получил в США и Канаде. Американский вариант баптизма получил свое распространение в 18 веке в России. По происхождению американские баптисты являются в основном британскими, а по своему учению они принадлежали как к общим, так и к частным, но к 1800 году кальвинское богословие стало преобладающим.

Баптизм в США окончательно выработал свою доктрину, управленческие структры, и образовал миссионерские общества. Благодаря их усилиям и средствам баптизм стал распространяться по всему миру.

Во Францию баптизм был занесен из Америки. Первое упоминание о нем относится к 1810 году. В 1832 году там было образовано миссионерское общество, после чего он стал распространяться в этой стране.

Баптизм в Германии и России также обязан деятельности американских миссионеров. В Германии Герхард Онкин(1800-1884).

В 1823 году он принял назначение на должность миссионера в англиканской реформатской церкви в городе Гамбург. Но самостоятельное чтение Писания убедило его в желании принять баптизм. И в 1829 году он обратился к английским бабптистам с просьбой о крещении, однако осуществить свое намерение ему удалось только в 1834 году, когда он, его жена и 5 других были крещены в Эльбе американским баптистом Сирсом, который путешествовал по Европе.

Благодаря неутомимой деятельности Онкина, заявившего, что каждый баптист- миссионер Б стал быстро распространяться в странах Европы и России. Б в Германии подвергались преследованиям со стороны лютеранского духовенства и светских властей, их собрания разгонялись, им препятствовали в совершении богослужения. Полиция отказывала им в защите, многие Б были заключены в тюрьмы. Детей забирали у матерей и насильственно несли крестить в лютеранскую церковь. Эти преследования продолжались до середины 50-х годов 19 века.

В 1849 году Б Германии и Дании объединились в союз ассоциированных церквей крешеных христиан в Германии и Дании, который начал активную миссионерскую деятельность в соседних странах.

В 1863 году в Германии насчитывалось 11275 баптистов. Росту численности способствовало открытие семинарии а Гмабурге и издательства в Кассове. В 1913 году количество немецких баптистов увеличилось до 45583 человек. Миссии из Германии направлялись в скандинавские страны, Швейцарию, Голландию, Польшу,Венгрию, Болгарию, Африку и Россию. Усилению миссионерской деятельности баптистов на международном уровне способствовала организация всемирного баптистского союза. В 1905 году на всемирном конгрессе баптистов в Лондоне. Союз объединил 7 млн Б из которых 4,5 млн составляли американцы.

В 1960-м году в мире насчитывалось 24 млн баптистов, из них свыше 21 млн составляли американцы. В 1994 году — 37.300.000 из них 28.300.000 — американцы и канадцы. К 1997 году по данным баптистов их кол-во приблизилось в 40 млн.

Хотя Б существуют во всех странах Европы, но по мнению баптистских источников они играют значимую роль в основном в Англии, Швеции, Германии и возможно в России. (США).

Конспект Глухова — история Б в России, взгляды Б относительно правосл.учения относительно таинств.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Конспект по предмету "Сектоведение/Христианские деноминации"

    Конспект
    “вот, здесь Христос”, или “там”, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы или лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
  2. Конспект По Сектоведению (Книга "Меч Обоюдоострый," Автор В. М. Чернышев)

    Конспект
    Тогда, если кто скажет вам:“вот, здесь Христос,” или “там,” — не верьте. Ибо восстанут лжехристы или лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
  3. Очерки российского сектоведения Сборник Издание 2-е, дополненное

    Документ
    Действительно ли сектоведение в Русской Православной Церкви должно строиться по американским лекалам, или сектоведение должно опираться на многовековой опыт Церкви? Что есть сектоведение, и кто есть сектовед? Может ли борьба с ересями
  4. Методика диспута с протестантами вера по-американски: товар на экспорт? Россия на пороге контрреформации послесловие для культурологов (1)

    Документ
    Со студентом Свято-Тихоновского Православного Богослов­­с­кого института, где я преподаю, однажды произошел случай и смешной, и характерный. Как и к любому молодому москвичу, к нему уже многократно приставали уличные пропо­ведники.
  5. Методика диспута с протестантами вера по-американски: товар на экспорт? Россия на пороге контрреформации послесловие для культурологов (2)

    Документ
    Со студентом Свято-Тихоновского Православного Богослов­­с­кого института, где я преподаю, однажды произошел случай и смешной, и характерный. Как и к любому молодому москвичу, к нему уже многократно приставали уличные пропо­ведники.

Другие похожие документы..