Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Диплом'
4. Разработка рекомендаций по изучению и учету потребительских предпочтений в системе организации обслуживания на примере предприятий туризма и ресто...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Учебно-методический комплекс содержит рабочую программу курса, учебно-методические материалы лекций и практических занятий, методические рекомендации...полностью>>
'Документ'
Випуск 78 "Охорона здоров'я" Довідника кваліфікаційних характеристик професій (ДКХП) працівників розроблено з урахуванням змін державних ст...полностью>>
'Документ'
Риторика - классическая наука о целесообразном и уместном слове - востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества,...полностью>>

Т. Ю. Ломакина, М. Г. Сергеева Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Т.Ю. Ломакина, М.Г. Сергеева

Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях

МОСКВА 2008

УДК

ББК

Л

Издание осуществлено при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)

проект №

Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г.

Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях / Т.Ю. Ломакина, М.Г. Сергеева.- М.: Наука, 2008.- 331 с. – ISBN 0-00-000000-0.

В монографии представлено моделирование образовательного процесса в современных экономических условиях с учетом основных характеристик конкурентоспособного специалиста на основании разработанной обобщенной модели специалиста, востребованного на рынке труда. Проведено теоретическое обоснование выбора методов и технологий профессионального обучения и доказана эффективность их использования в учебном процессе.

Монография рассчитана на научных и практических работников системы профессионального образования.

 Т.Ю. Ломакина, М.Г. Сергеева, 2008

 Редакционно- издательское

оформление.

2008

ISBN 0-00-000000-0.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

Глава I. Моделирование образовательного процесса в современных экономических условиях

7

1.1. Основные характеристики конкурентоспособного специалиста и требования к его подготовке на разных образовательных уровнях в условиях рыночной экономики

7

1.2. Обобщенная модель специалиста с учетом образовательных уровней и требований рынка труда

25

1.3. Структурирование образовательных услуг в условиях рыночной экономики

45

Глава II. Теоретические основы выбора методов и технологий обучения в профессиональном образовании

74

2.1. Технологии обучения: классификация и структура

74

2.2. Методы обучения специалиста и педагогические условия их выбора

111

2.3. Формирование педагогического мастерства преподавателя в условиях непрерывного профессионального образования

132

Глава III. Современные методы профессионального обучения и их эффективное использование

146

3.1. Имитационные методы обучения

146

3.2. «Учебная Фирма» как совокупность имитационных методов обучения

170

3.3. Способы оценки эффективности применения методов обучения

185

Заключение

197

Список литературы

202

Приложения

216

ВВЕДЕНИЕ

Система профессионального образования России переживает период радикального реформирования и адаптации к новым условиям хозяйствования. Сегодня, как подчеркивает академик РАО А. М. Новиков, "профессиональную базовую школу" можно считать своеобразной микро экономикой страны, где в большей или меньшей степени проявляются все отраслевые и производственные признаки социально-экономического кризиса, характерные для хозяйственного комплекса в переходный период.

Структурные изменения в сфере экономики, развитие наукоемких производств, новых технологий и материалов, усиление динамики изменений сферы профессиональной деятельности обуславливают новые требования к профессиональной компетентности рабочих и специалистов всех уровней и соответственно к их профессиональной подготовке. Современное общество устанавливает непростые критерии к личности специалиста: высокий образовательный уровень, гибкое мышление и мобильность, профессиональная компетентность, умение вырабатывать собственную стратегию и тактику профессиональной деятельности, работать в команде.

В соответствии с запросами складывающегося в России рынка труда и рабочей силы, а также потребностями личности «Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года» определяет основную цель профессионального образования как повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования, развитие современной системы непрерывного профессионального образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг [82].

В связи с реализацией указанных приоритетных направлений перед профессиональными учебными заведениями ставится задача подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной профессиональной мобильности.

Развитие современной педагогики характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, созданием образовательной среды, способствующей творческому саморазвитию личности. Существующая в системе профессионального образования острая потребность в подготовке интеллектуальных, инициативных специалистов с развитым творческим мышлением сопровождается растущей неудовлетворенностью образовательным процессом, не уделяющим должного внимания самостоятельной активности студентов в развитии профессионально значимых качеств и способностей. Между тем, эффективность будущей профессиональной деятельности выпускника зависит не только от приобретенных профессиональных знаний и умений, но и от уровня сформированности способности к дальнейшему профессионально-творческому саморазвитию. Поиск направлений совершенствования качества подготовки специалистов в условиях формирующегося рынка труда, с од­ной стороны, и удовлетворение запросов личности в образова­тельных услугах  с дру­гой, заставляют образовательные заведения пересматривать учебный процесс, совершенствовать формы и методы обучения.

Новые требования работодателей обуславливают необходимость к формированию у молодого поколения мотивации инновационного типа, трудового поведения, современного мышления, а это в свою очередь требует от системы профессионального образования нового качества, постановки перед ним новых приоритетов, как в деле удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных кадрах, так и вопросах воспитания молодежи, нацеленной на саморазвитие, самореализацию, обладающей толерантностью и высокой культурой.

В системе профессиональ­ного образования должен быть более ярко выражен творческий подход, предполагающий усиление внимания к имитации профессиональной деятельности в учебном процессе, поэтому про­блема разработки имитационных методов обучения является актуальной. Новые требования работодателей обуславливают необходимость к формированию у молодого поколения мотивации инновационного типа, трудового поведения, современного мышления, а это в свою очередь требует от системы профессионального образования нового качества, постановки перед ним новых приоритетов, как в деле удовлетворения потребностей экономики в квалифицированных кадрах, так и вопросах воспитания молодежи, нацеленной на саморазвитие, самореализацию, обладающей толерантностью и высокой культурой.

Эти требования обозначили противоречия в системе профессионального образования между объективно существующими потребностями общества в высококвалифицированных специалистах и недостаточным качеством их подготовки с использованием традиционных методов обучения, между потребностями практики в использовании имитационных методов обучения и недостаточной подготовкой педагога к их реализации, между обновляемым содержанием и традиционной формой его реализации (стандартизированная и недостаточно эффективная классно-урочная и лекционно – семинарская системы организации обучения). Обозначенные противоречия особенно обострились в связи с изменением статуса учреждения профессионального образования, новым контингентом студентов, приходом в учебные заведения инженерно-технических работников, не владеющих педагогическими знаниями, жесткими требованиями к выпускнику.

Глава I. Моделирование образовательного процесса в современных экономических условиях

1.1. Основные характеристики конкурентоспособного специалиста и требования к его подготовке на разных образовательных уровнях в условиях рыночной экономики

Высокие темпы изменений, происходящих в России и в мире, нарастающая глобализация, неизбежно усиливающаяся включенность российского общества в общемировые процессы, стремительный технологический прогресс влекут за собой растущую потребность в высококвалифицированных и профессионально компетентных специалистах, конкурентоспособных на рынке труда. Образование должно соответствовать интересам и потребностям, как самой личности, так и общества, а значит, одной из задач образования является профессиональная подготовка специалистов, обеспечивающих экономическое и культурное развитие общества.

Современная экономическая ситуация характеризуется повышенным риском, неопределенностью и динамизмом окружающей среды. Профессиональное образование также испытывает на себе серьезное влияние данных изменений, что влияет на конъюнктуру спроса на специалистов разного профиля и уровня квалификации.

Основная цель профессионального образования полно и четко определена в Концепции модернизации образования до 2010 года, где сказано, что подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [84].

Ориентируясь на эти цели, учебные заведения стремятся осуществлять подготовку специалистов в соответствии с запросами формируемого рынка труда, который характеризуется следующими тенденциями:

  • резкое сокращение спроса на работников низкой квалификации;

  • возникновение элитной прослойки рабочих кадров, обслуживающих сложное электронное и автоматическое оборудование;

  • сокращение числа производственных рабочих и увеличение персонала, занимающегося конструированием, техническим обслуживанием, маркетингом;

  • приоритет работников, имеющих навыки обращения с современной оргтехникой и компьютерами, владеющих иностранными языками в области своей профессии;

  • потребность в руководителях среднего звена, умеющих организовывать коллективный труд, планировать людские и материальные ресурсы с наибольшей эффективностью;

  • востребованность специалистов, способных к производственной деятельности на уровне профессионального мастерства с первых дней самостоятельной трудовой активности.

Условия рынка труда диктуют не только готовность специалиста к выполнению социальной и производственной деятельности в условиях рыночной экономики, но также требуют от него быть профессионально компетентным; уметь систематически совершенствовать свое профессиональное мастерство и непрерывно обновлять и обогащать свои знания, применять их в своей деятельности; уметь строить межличностные отношения и принимать управленческие решения, иметь навыки организаторской работы. Таким образом, рыночная экономика обоснованно предъявляет новые требования к подготовке специалиста:

  • высокой уровень квалификации и профессионализма, которые являются важным фактором социальной защищенности и профессионального развития личности;

  • владение знаниями, навыками и умениями, а также и профессионально важными качествами, которые в научной литературе получили название ключевых квалификаций;

  • профессиональная мобильность, обусловленная изменением видов трудовой занятости населения в связи с массовым возникновением малых и средних предприятий различных форм собственности, а также развитием индивидуальной частной деятельности;

  • умение легко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и умело применяя их на практике;

  • обладать такими качествами конкурентоспособного специалиста как: самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и находить пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходить их них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В этих условиях образовательному учреждению, чтобы преуспеть в конкурентной борьбе с другими учебными заведениями и удовлетворить требования рыночной экономики необходимо позаботиться о качестве подготовки своего специалиста.

В энциклопедии профессионального образования качество определяется как совокупность свойств, признаков продукции, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг [223].

Академик А.Н. Романов определяет качество как синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов – от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовывать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы [161]. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны. т чество как синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многиея качественные знания, выпускник средн

Понятие качество знаний предусматривает соотнесение видов знаний (законы и закономерности, теории, прикладные знания, знания о способах деятельности, оценочные, мировоззренческие) с содержанием образования, а также с уровнями усвоения. В соответствии с этим качество знаний имеет следующие основные характеристики: полноту - количество знаний об изучаемых объектах, явлениях, процессах; глуби­ну - совокупность осознанных студентами свя­зей и отношений между различными видами знаний; систематичность - осознание совокуп­ности знаний и их взаимосвязях и последова­тельности; системность - осознание места соответствующего знания в структуре научной теории, способах прикладного приме­нения; оперативность - умение использовать знания в разнообразных учебных и учебно-про­изводственных ситуациях; гибкость - способ­ность самостоятельно находить вариативные способы применения знаний в измененных, нетипичных условиях; конкретность - умения разложить знания на элементы и применить обобщенные знания в конкретных учебных и учебно-произ­водственных условиях; обобщенность - уме­ние выразить конкретное знание в обобщенной, понятийной форме.

Качество знаний характеризуются также осознанностью (пониманием путей их получения, умением доказывать) и прочностью (устойчивым сохранением в памя­ти существенных знаний и способов их приме­нения). Все характеристики качества знаний самостоятель­ны и не подменяют друг друга.

Особое значение в профессиональном обуче­нии имеют такие характеристики качества знаний, как оперативность, гиб­кость, осознанность, так как они в решающей степени влияют на прочное формирование про­фессионального мастерства квалифицирован­ных рабочих и специалистов.

Переход России от планово-административной экономики к рыночной привел к появлению конкуренции практически во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов. Исследование проблемы конкуренции и конкурентоспособности до 90-х годов прошлого века в нашей стране не было востребовано. Термин “конкуренция” не применялся в советской экономике. Так, в словаре политической экономии конкуренция определялась как антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров [153]. Понятие конкуренции совмещалось с анархией, хищническими методами, и тяжелыми социальными последствиями. Элементы конкуренции и конкурентной борьбы были знакомы только руководителям предприятий, чья продукция шла на внешний рынок. Отсутствие частной собственности на средства производства и установление планов для всех предприятий являлось причиной отсутствия конкуренции.

Слово конкуренция возникло от латинского “concurrere”, что в переводе означает сталкиваться. С.И. Ожегов трактует конкуренцию как соперничество, борьбу за достижение больших выгод, преимуществ [140]. Г.Я. Киперман определяет конкуренцию как процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта [162]. По мнению И.А. Спиридонова, конкуренция - это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли [185]. Н.И. Перцовский конкуренцию видит как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли [121]. Р.А. Фатхутдинов под конкуренцией понимает процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях [195]. К.Р. Макконнел и С.Л. Брю рассматривают конкуренцию как наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его [113].

Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с рынка.

С.И. Ожегов в “Толковом словаре русского языка” термин конкурентоспособность трактует, как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам [140]. Данное определение конкурентоспособности не дает полного представления и не применимо для оценки конкретного товара или услуги. М.И. Кныш характеризует конкурентоспособность как степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку потребителя [80]. Конкурентоспособность связанна не с отличительными характеристиками товара как таковыми, а с его привлекательностью для клиентов, делающих покупку. Р.А. Фатхутдинов в своих работах дает следующее определение конкурентоспособности – это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [195, 196, 198]. Автор подчеркивает, что товар или услуга являются конкурентоспособными или неконкурентоспособными на конкретном рынке. П.В. Забелин, Н.К. Моисеева понимают конкурентоспособность как способность приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной, или как превышение над среднестатистической прибылью в соответствующей сфере бизнеса [63]. В.П. Грошев понимает конкурентоспособность как комплекс потребительских свойств товара, определяющий его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию [88]. Данное определение является наиболее полным, так как автор учитывает затраты за весь жизненный цикл товара, но при этом не учитывает разную конкурентоспособность товара на различных рынках, в разное время и не оговаривает потребителем или продавцом оценивается конкурентоспособность. Такие же недостатки в определении конкурентоспособности присутствуют у О.Д. Андреевой и А.И. Кредисова. Так, А.И. Кредисов под конкурентоспособностью понимает характеристику товара, отражающую его отличие от аналогичного конкурентного товара как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение [115]. Отличие от аналога конкурентного товара, по мнению автора, главное условие конкурентоспособности. О.Д. Андреева дает оценку конкурентоспособности как характеристику товара-конкурента по степени соответствия конкурентной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение [5]. Следует отметить, что степень соответствия товара общественной потребности для различных рынков будет различной. Данная особенность в определении конкурентоспособности не учитывается.

Перечисленные недостатки устранил В.Е. Швец, который под конкурентоспособностью продукции понимает проявление качества продукции в условиях рыночных отношений и способность продукции быть проданной на конкретном рынке, в максимально возможном объеме и без убытков для изготовителя [88]. Автор показал, что товар или услуга являются конкурентоспособными на конкретном рынке, их продается больше чем аналогов и при этом продавец работает с прибылью, которая в свою очередь является одним из показателей эффективности работы любого субъекта рыночной экономики.

Ряд авторов в своих работах предлагают объединить в одно понятие конкурентоспособности товара и конкурентоспособности организации. Это просматривается в работе Г.Н. Игольникова и Е.А. Патрушева [72]. Данное утверждение будет не совсем верным, так как покупатель не всегда знает товар какого производителя он покупает, а даже если и знает название фирмы производителя, то это название не всегда о чем-то говорит. Здесь можно согласиться с авторами в том, что известность, товарный знак фирмы дают конкурентные преимущества фирме, но не играют решающую роль.

Все ранее перечисленные недостатки в определении понятия конкурентоспособности, на наш взгляд, устранены в работе Х.А. Фасхиева, где автор под конкурентоспособностью товара понимает оцененное потребителем свойство объекта превосходить в определенный момент времени без ущерба производителю по качественным и ценовым характеристикам аналогов в конкретном сегменте рынка [194]. Определение учитывает время, отношение потребителя к товару, соотношение цены и качества, выгоду, то есть прибыльность производителя и привязку его к конкретному рынку или его сегменту.

Р.А. Фатхутдинов пишет, что принципиально системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг имеют незначительные отличия, признавая при этом, что эти отличия все же есть, и эти отличия в каждом конкретном случае свои [197]. При этом следует отметить, что большинство элементов конкурентоспособности товаров схожи с конкурентоспособностью услуги, и саму услугу также можно считать специфичным «товаром». В данной работе Р.А. Фатхутдинов конкурентоспособность определяет четырьмя интегральными показателями: качество товара; его цена; затраты на эксплуатацию за его жизненный цикл; качество сервиса. В свою очередь влияние этих четырех показателей зависит от внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества товара.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Сиротюк Алла Леонидовна Сергеева Марина Георгиевна Инновационный подход к обучению в профессиональной школе монография

    Монография
    доктор экономических наук, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно- экономического университета в г.
  2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (6)

    Документация об аукционе
    Открытый аукцион на право заключения Государственного контракта на поставку литературы (формирование книжных фондов центральной отраслевой библиотеки) для нужд РГУФКСиТ.
  3. Публичный доклад (2010) общеобразовательного учреждения Краснодарского края муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 Славянского района п. Совхозный в 2010-2011 учебном году

    Доклад
    Наличие работающей системы холодного и горячего водоснабжения (включая локальные системы), обеспечивающей необходимый санитарный и питьевой режим в соответствии с СанПиН
  4. Психолого-педагогические науки и спортивные дисциплины (2)

    Документ
    Алексеева Е.В. Архивоведение [Текст] : учеб. [для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по спец. 0611 - Делопроизводство и архивоведение] / Е.
  5. Российская федерация федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «орловский государственный университет» (1)

    Документ
    3 апреля Пленарные заседания по итогам научно-исследователь- ской работы преподавателей ,7 апреля Секционные заседания по отраслям наук 7 апреля Подведение итогов работы Недели науки Научный редактор: проректор по научной работе Е.

Другие похожие документы..