Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
,Поля везде по 1,5 см. Times New Roman, Основа -12 [Остальное- изменение шрифта, жирность, курсив, подчёркивание , как в образцах], интервал 1,3 ) с ...полностью>>
'Документ'
a) Развивать, поддерживать и проводить в жизнь политику и процедуры с целью управления теми проблемами, которые она может контролировать и на которые...полностью>>
'Документ'
Приглашаем Вас принять участие в Международной научно-практической конференции «Обеспечение безопасности и комфорта дорожного движения: проблемы и пу...полностью>>
'Документ'
Учение о биосфере является фундаментом экологии. Его автор - великий русский и советский ученый В. И. Вернадский. В его основе лежит представление о ...полностью>>

Братство святого Маврикия братство черноголовых

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Братство святого Маврикия БРАТСТВО ЧЕРНОГОЛОВЫХ

Организация купцов. Возникло в 13 веке и объединяло холостых приезжих купцов. Годом основания Братства черноголовых считают 1399 год. Организация переживала периоды подъема и упадка, пока, наконец, в 1895 году не была ликвидирована как сословная организация. Далее клуб черноголовых существовал уже как светская организация до 1940 года.  В Братство черноголовых могли вступать и местные неженатые купцы, которые после женитьбы становились гражданами города и членами купеческой, или Большой гильдии. Рижане называли его братством Черноголовых.

Название организации происходит от имени святого Маврикия, изображение головы которого являлось эмблемой братства. Мавр Маврикий был послан из египетского города Фив в 300 г. н.э. императором Максимилианом в Галлию в качестве предводителя легиона и позже стал патроном Магдебургского епископства. Почему молодые купцы назвали свою организацию именем чернокожего святого, неизвестно. Такая своеобразная организация известна только в Лифляндии, где она играла значительную роль в истории крупных городов. Совместная защита интересов, связанных с мореплаванием и торговлей, позволила братству занять ведущее положение в области внешних сношений. Черноголовые были богаты и могущественны. Помимо торговли, они выступали как покровители искусств и выполняли репрезентативные функции. Эти позиции братство удерживало в своих руках в течение столетий. Состоятельность черноголовых, их роль как меценатов и участие в представительской деятельности нашли отражение в истории города. Следы этого можно встретить в здании черноголовых, в других местах в городе и прежде всего в церквях, которые, являясь своего рода музеями старого искусства, имели и хранили предметы искусства, связанные с Братством черноголовых.

В те далекие времена вся духовная жизнь общества полностью подчинялась влиянию церкви. В соответствии с ее учением, праведников, отказавшихся от земных радостей и отдавших жизнь за христианскую веру, после смерти причисляли к лику святых. Люди верили, что святые будут помогать им и покровительствовать, если молить их об этом и воздавать им должные почести. Поэтому каждая средневековая организация имела среди святых своего заступника.

У братства иногородних купцов таких покровителей было целых три: святой Георгий, святая Гертруда, и, наконец, самый главный - святой Маврикий. Негритянский лик этого святого был изображен на знамени братства и на щитах его членов. Поэтому они называли себя Черноголовыми.

Начиная с 1477 года братство Черноголовых арендовало для своих собраний и празднеств так называемый Новый дом, построенный городом вскоре после 1330 года. Члены братства называли этот дом "двором короля Артура". В это время пользовался популярностью цикл романов о короле Артуре и рыцарях его круглого стола, и Черноголовые, молодые, жизнерадостные люди, во всем хотели походить на них.

"Новый дом" находился в самом центре Риги. Близость Ратушной площади предоставляла много удобств: здесь можно было заключать торговые сделки, а также устраивать празднества и другие увеселения, на что Черноголовые были большие мастера.

Дом был кирпичный, высотой в 28 метров. Над подвальным этажом располагалось два основных этажа с высокими ступенчатыми фронтонами. Вначале фронтоны были отделаны скромно: их украшали характерные для готического стиля ниши со стрельчатыми арками. прямо с площади можно было по наружному стрельчатому ходу пройти в большой зал второго этажа. В 1552 году по обе стороны установили колоннообразные каменные плиты с фигурными рельефными украшениями.

На Масленицу - самый веселый из справлявшихся Черноголовыми праздников - лестничному ходу спускались из зала на площадь пестрое карнавальное шествие. Заблаговременно заготовляли большие запасы солода, меда, сала, воска для свечей. Заранее договаривались с музыкантами - трубачами, барабанщиками. Городской магистрат бесплатно предоставлял материал для изготовления факелов.

Празднества начинались в большом зале ночью при свете огромных свечей. Пиршества, танцы на улицах города, факельные шествия чередовались с выборами должностных лиц братства, читкой законов, разбором спорных дел. Так продолжалось больше недели. В конце праздника еще раз зажигалась традиционная елка на Ратушной площади.

С течением времени Дом Черноголовых приобретал все более нарядный вид в 1619-1625 годах был заново отделан фронтон, обращенный на Ратушную площадь работами руководил приглашенный из Голландии мастер Адриан Янсен и его брат Ламберт. Готика с ее стройными, лаконичными формами уже не соответствовала духу и вкусу времени. Новостройки Антверпена и других голландских городов, с которыми братство Черноголовых, начиная с 16 века, поддерживало оживленные торговые связи, свидетельствовали о новых веяниях в архитектуре, в частности о стремлении богато украшать здания. Поэтому и со ступенчатого фронтона Дома Черноголовых были сняты венчавшие его скромные зубцы и вместо них установлены скульптурные изображения людей и животных, а также обелиски. Промежуточные плоскости были отделаны высеченными в камне орнаментом в виде вьющихся лент и спиралей. Ниши фронтона - их было шесть - украшали живописные изображения древних богов - покровителя торговли Меркурия и властителя морей - Нептуна. Над обеими срединными нишами виднелись установленные в 1662 году часы с "вечным календарем". Не был забыт и король Артур: в неглубокой круглой нише в верхней треугольной части фронтона красовался его бюст, выполненный в виде рельефа.

На самой вершине фронтона высились три металлических шеста. На среднем, самом длинном, сделанном из кованой меди с позолотой, вращался флюгер, изображавший патрона Черноголовых - святого Георгия на коне. В руке святого - меч. Эту украшавшую здание тридцатикилограммовую фигуру изготовил в 1622 золотых дел мастер Эбергард Майер. Черноголовым как купцам важно было знать, дует ли попутный ветер, благоприятствующий скорому приходу в порт парусных кораблей с товарами.

Вначале Новый дом нанимали для своих собраний все братства, в том числе и латышские братства носчиков пива и носчиков соли. Однако со временем положение изменилось. Вложив значительные средства в реконструкцию здания, Черноголовые оставили за собой первоочередное право пользования им, а в 1687 году оно полностью перешло в их распоряжение.

Несмотря на то, что Дом Черноголовых в дальнейшем перестраивался еще раз восемь, его фасад сохранил свой полюбившийся рижанам своеобразный вид до того рокового летнего дня 1941 года, когда он был разрушен гитлеровскими варварами.

В доме Черноголовых устраивались не только собрания и пиршества. Поскольку его зал, самый лучший в Риге, обладал также замечательной акустикой, в нем, начиная с 18 века, выступали все выдающиеся музыканты, дававшие концерты в Риге.

До наших дней от этого замечательного строения сохранились лишь некоторые старинные скульптуры, в том числе статуи святого Георгия и святой Гертруды, флюгер, сильно пострадавший от пожара, каменные плиты портала. От знаменитой коллекции серебряной посуды, хранившейся в Доме Черноголовых, остались четыре блюда с рельефными украшениями и четыре бокала. Все эти предметы теперь находятся в Музее истории Риги и судоходства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Вструктуре застройки средневекового Таллинна выделялись ансамбли церквей и монастырей

    Документ
    В структуре застройки средневекового Таллинна выделялись ансамбли церквей и монастырей. Своеобразием, архитектурными контрастами основных и подсобных строений эти ансамбли формировали целые кварталы города,создавая на его территории
  2. Орел взмывает ввысь

    Документ
    Отто Циммерман несся вперед, сжимая палку и разрывая рот в надсадном крике. Рядом с ним, потрясая не только палками, но и топорами, а кое-кто даже кинжалами и шпагами, бежало еще около сотни таких же, как он, молодых и не очень мелких
  3. История Древней Греции предания эллады спартанский порядок революция золотой век писистрата нашествие морская держава сказка

    Сказка
    Популярное изложение истории древнего мира. История, поданная как роман. Увлекательное чтение для всех любителей истории. Книга, которая в увлекательной форме повествует о том, как законы истории играли судьбами миллионов людей и о
  4. Народом на востоке эгейского мира

    Реферат
    через который прошли многие малоазийские города - Ми-лет, города эгейского региона - Лесбос, Хиос, Самос, влиятельные полисы - Мегары, Коринф, Афины, Сиракузы и другие, завершился установлением режима личной власти Часто тирания была
  5. В. М. Дёмин От Ариев к Русичам (От Древней Арии до России) Данный концептуальный исторический очерк

    Исторический очерк
    Данный концептуальный исторический очерк вступает в серьёзный спор с официальной исторической наукой в вопросах подходов к изучению происхождения Русского Народа, его развития и национальной идеологии.

Другие похожие документы..