Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
4 Базовая школа. Сетевое взаимодействие базовых школ (включая мероприятия по активизации использования ресурсов, полученных базовыми школами в период ...полностью>>
'Документ'
У нових економічних умовах, визначуваних ринковими стосунками, підприємства організовують виробництво і збут продукції з метою задоволення потреб рин...полностью>>
'Документ'
Основные результаты. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников в 2002 г. составили 131,2 тыс. т, в том числе:...полностью>>
'Курсовая'
Знание студентами, будущими организаторами туристского движения, туристской деятельности и туристского рынка, основ туризма, его мировых, национальных...полностью>>

А. Г. Гейн А. И. Сенокосов Н. А. Юнерман Методические рекомендации

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

А.Г. Гейн

А.И.Сенокосов

Н.А. Юнерман

Методические рекомендации к учебнику

«Информатика. 10-11 классы»

Москва

«Просвещение»

2004

Представленный учебник входит в состав программно-методического комплекта по информатике для 10–11 классов общеобразовательной школы. Комплект в целом призван обеспечить преподавание базового курса информатики в рамках “Обязательного минимума содержания”, разработанного в соответствии с проектом Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Основные теоретические сведения и минимальный комплект заданий, обеспечивающих усвоение материала, приведены собственно в учебнике. Там же содержатся описания работ лабораторного практикума, который обеспечивает приобретение практических навыков в освоении информационных технологий и применений компьютера в решении различных задач информатики. Значительно расширяет возможности учебника входящий в программно-методический комплект “Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям” (авторы: А.Г.Гейн, Н.А.Юнерман), где, в частности, конспективно воспроизводится основные теоретические сведения. В комплект входит также книга для учителя тех же авторов, в которой даны рекомендации по изучению курса в соответствии с требованиями “Обязательного минимума содержания”, дополнительные дидактические материалы, в частности, для проведения самостоятельных и контрольных работ.

В основе курса лежит установка на формирование у учащихся системы базовых понятий информатики и представлений об информационных технологиях, а также выработка умений применять их для решения задач. Мы трактуем базовый курс информатики как дисциплину, направленную, с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны — на овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности.

К теоретической базе мы относим понимание учащимися информатики как фундаментальной науки о закономерностях информационных процессов, протекающих в системах различной природы, формирование у них общего представления об информации и информационных системах, знание ими общих принципов решения задач с помощью компьютера, понимание того, что значит поставить задачу и построить компьютерную модель, знание основных способов алгоритмизации, а также принципов строения компьютера.

Навыки использования информационных технологий предполагают умения работать с готовыми программными средствами: информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, электронными таблицами и другими пакетами прикладных программ. Существенную роль играет освоение средств и технологий компьютерных телекоммуникаций (в связи с этим в учебнике данным вопросам посвящена отдельная глава учебника).

В соответствии с общим принципом деятельностного подхода освоение фундаментальных понятий информатики — информации, информационных процессов различных типов, различных видов информационных систем и т.п. — проводится в контексте изучения и работы в технологиях, поддерживающих соответствующие информационные объекты и процессы.

Ниже приведено конкретное указание того, какие разделы учебника обеспечивают темы “Обязательного минимума содержания”,

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов обмен информацией между ними рассматриваются в § 22 и § 23 учебника; классификация информационных процессов рассматривается в § 3 главы 1, § 15 главы 2 и § 20 главы 3. Выбору способов представления информации в соответствии с поставленной задачей посвящены §§ 3, 4, 6, 8, 20, 21, а также отдельный материал других параграфов, в которых обсуждаются примеры конкретных задач, решаемых с помощью компьютера. Двоичное представление информации с указанием на универсальность цифрового представления информации объясняется в § 3, 8, 9, 45–48.

Поиску, хранению и систематизации информации посвящены § 15 и § 20. Проблемы передачи информации (в том числе в социальных и биологических системах) обсуждаются в §§ 3, 41–44.

Преобразованию информации на основе формальных правил и изучению алгоритмизации посвящена глава 4.

Вопросам организации личной информационной среды, защите информации посвящен §17.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике специально изучается в главах 1, 3 и 5.

Значительное внимание уделено в учебнике изучению информационного моделирования и систем. Понятию информационной модели и использованию информационных моделей в деятельности человека вообще и учебной и познавательной деятельности учащихся посвящены §§ 18, 19, 21 – 27, 39 – 44. В этих же параграфах рассматриваются виды информационных моделей, изучаются методы формализации задач, приводятся примеры формализации задач из различных предметных областей (физики, химии , биологии, экономики и т.п.). Учащиеся учатся сами строить информационные модели и исследовать их с помощью компьютера (Лабораторные работы 16 и 17, 26 – 28). Проблема адекватности модели рассматривается в § 28, а в Лабораторной работе 17 учащиеся учатся находить границы адекватности построенной ими модели.

Аппаратное обеспечение компьютера и его архитектура рассматриваются в § 2 и § 46. Программное обеспечение, многообразие языков программирования и операционных систем рассматриваются в §§ 37, 52 и 53. Проблема выбора конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи обсуждается в § 2. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности, а также программные средства создания информационных объектов подробно обсуждаются в §§ 1, 4–12, 16, 37, 53. Вопросы защиты информации обсуждаются в § 17.

Средства и технологии создания информационных объектов описаны прежде всего в главе 1. Понятие текста как информационного объекта, рассмотрение автоматизированных средств создания и обработки текста рассматриваются в § 4 и § 5, а также лабораторных работах 2–5. Гипертекстовое представление информации изучается в § 14 и лабораторных работах 12 и 13.

Электронные таблицы в полном объеме вопросов, обозначенных в “Обязательном минимуме содержания”, рассмотрены в § 6 и § 7 и Лабораторных работах 6 и 7. В дальнейшем электронные таблицы используются в большинстве лабораторных работ, посвященных решению задач с помощью компьютера (Лабораторные работы 16 – 19, 26 – 28).

Работе с компьютерной графикой, полностью покрывающей требования “Обязательного минимума содержания”, посвящены §§ 8–11 и Лабораторные работы 8–10.

Теория баз данных рассмотрена в § 20, а практическая работа с БД — в лабораторной работе 14.

Компьютерным сетям посвящена глава 2. В ней рассмотрены локальные и глобальные компьютерные сети, аппаратные и программные средства организации сетей, основные поисковые системы, правила описания информационных объектов для их поиска в глобальных сетях, различные сервисы Интернета.

Основные этапы становления информационного общества рассматриваются главе 2 и особо в § 13 этой главы. Этическим и правовым нормам информационной деятельности человека посвящен §17.

Учебник обеспечивает выполнение всех требований к уровню подготовки выпускников.

В целях более полного представления о курсе информатики, представленном данным учебником, приведем тематическое планирование учебного материала. В нем указано как общее количество часов, отводимых на изучение данной темы, так и их распределение на изучение теоретической части и проведение компьютерных лабораторных работ: запись 3 = 2 + 1 означает, что общее число часов на тему 3, из них 2 часа отводятся на теоретические занятия, а 1 час на компьютерный практикум. Приводятся два варианта распределения часов: при норме 2 часа в неделю и при норме 1 час в неделю на информатику.

10 класс

Распределение часов при норме

п/п

Тема

2 часа в неделю

1 час в неделю

1.

Введение. Информация и информатика в жизни общества. Необходимость применения компьютера в различных сферах информационной деятельности человека.

1=1+0

1=1+0

2.

Знакомство с основными устройствами компьютера, их функции и взаимосвязь в процессе работы машины. Правила техники безопасности. Начальные сведения об операционной системе. Освоение клавиатуры.

3=1+2

2=1+1

3.

Кодирование информации. Единицы измерения информационного объема сообщения.

1=1+0

1=1+0

4.

Принципы устройства текстового редактора и работа с ним.

7=3+4

2=1+1

5.

Понятие электронной таблицы; типы ячеек электронной таблицы; заполнение электронной таблицы данными и формулами; основные операции, допускаемые электронными таблицами.

6=3+3

2=1+1

6.

Графическое представление информации. Компьютерная графика. Графический экран, система координат, цвет, графические примитивы, важнейшие операции редактирования изображений. Сжатие информации. Форматы графических файлов.

6=3+3

2=1+1

7.

Средства обмена информацией. Понятие локальных и глобальных компьютерных сетей. Электронная почта. Понятие Интернета.

3=2+1

2=1+1

8.

Гипертекст. Понятие HTML-формата.

1=1+0

1=1+0

9.

Информационные ресурсы Интернета. Средства просмотра информации в Интернете. Знакомство с браузером. Универсальный указатель ресурса. Доменная система имен. Поиск информации в Интернете. Изготовление Web-страниц.

5=2+3

2=1+1

10.

Сервисы Интернета. Этика и опасности Интернета.

3=2+1

2=1+1

11.

Понятие модели объекта, процесса или явления. Понятие моделирования; связь моделирования с решением жизненной задачи.

1=1+0

1=1+0

12.

Виды моделей. Информационные и математические модели.

2=1+1

2=1+1

13.

Понятие базы данных и ИПС. Занесение информации в базу данных. Запросы по одному и нескольким признакам. Решение информационно-поисковых задач.

4=2+2

2=1+1

14.

Существенные и несущественные факторы. Процесс формализации. Понятия хорошо и плохо поставленной задачи. Место формализации в постановке задачи.

2=2+0

1=1+0

15.

Понятие системы. Системный подход к построению информационной модели.

2=2+0

1=1+0

16.

Статические и динамические системы. Понятие черного ящика

5=2+3

2=1+1

17.

Модели, построенные с использованием понятия “черный ящик”. Модели неограниченного и ограниченного роста. Понятие компьютерной модели. Влияние инструментария на построение модели.

5=3+2

2=1+1

18.

Понятие адекватности модели. Нахождение области адекватности модели. Этапы решения задач с помощью компьютера.

3=1+2

2=1+1

19.

Метод половинного деления.

3=1+2

2=1+1

20.

Измерение количества информации

1=1+0

1=1+0

Резерв учителя

4=1+3

1=0+1

Итого:

68=36+32

34=20+14

11 класс

Распределение часов при норме

п/п

Тема

2 часа в неделю

1 час в неделю

0.

Повторение теоретических сведений за 10-й класс и восстановление навыков работы на компьютере. Дальнейшее освоение операционной системы.

3=2+1

2=1+1

1.

Понятия исполнителя и его допустимых действий. Система команд исполнителя. Понятие алгоритма и программы. Учебный исполнитель Паркетчик, его допустимые действия и система команд. Понятие об отладке. Синтаксические и семантические ошибки.

5=3+2

2=1+1

2.

Основные формы организации действий в алгоритмах: ветвления и циклы. Полная и неполная формы ветвлений. Ветвление в форме “Выбор”. Циклы в форме “Делать пока”. Применение ветвлений и циклов при решении задач.

7=4+3

4=2+2

3.

Вспомогательный алгоритм. Формальные и фактические параметры. Локальные и глобальные переменные вспомогательного алгоритма. Применение вспомогательных алгоритмов. Метод пошаговой детализации. Понятие подпрограммы

4=2+2

2=1+1

4.

Понятие переменной в информатике. Типы переменных. Операция присваивания. Циклы в форме “Делать от ... до ... с шагом ...”.

6=3+3

4=2+2

5.

Понятие о массивах. Поиск минимума в одномерном массиве. Методы сортировки.

7=4+3

2=1+1

6.

Знакомство с одним из традиционных языков программирования. Реализация основных способов организации действий в языке программирования, реализация в нем основных способов организации данных.

5=3+2

3=2+1

7.

Организация вычислений методом рекуррентных соотношений

3=2+1

2=1+1

8.

Понятие управления. Постановка задачи организации управления. Модель потребления возобновимых ресурсов.

5=3+2

2=1+1

9.

Принцип обратной связи. Модель “хищник – жертва”.

3=2+1

2=1+1

10.

Организация управления по принципу обратной связи. Модель ценообразования.

2=1+1

2=1+1

11.

Глобальные модели

1=1+0

1=1+0

12.

Компьютер как средство переработки информации. Логические принципы работы компьютера. Вентили. Системы счисления.

3=3+0

2=2+0

13

Знакомство и работа с учебной виртуальной микроЭВМ “Малютка”.

11=5+6

4=2+2

14

Ассемблер. История языков программирования.

3=2+1

Итого:

68=40+28

34=19+15

Рекомендуемая литература

  1. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика, 10 – 11. – М.: Просвещение, 2000 – 2004.

  2. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика, 10 –11. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2001.

  3. Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Задачник-практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: Просвещение, 2003.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации Белово 2009 Рекомендованы к изданию Научно методическим советом гоу спо «Беловский педагогический колледж» Протокол № от 200 г

    Методические рекомендации
    Использование каталогов в библиотеке педагогического колледжа: Методические рекомендации /Сост. М.Н. Ким. – Белово: ГОУ СПО «Беловский педагогический колледж»,
  2. Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»

    Методическое письмо
    «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году»
  3. Учебно-методический комплекс курса по выбору "задачи егэ по информатике" (физико-математический факультет) для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Целевая установка и организационно-методические указания. Данный курс предполагает изучение следующих тем: «ЕГЭ по информатике: история, структура экзаменационной работы, особенности проведения экзамена и подготовки к нему», «Математическая
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  5. Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году» вступление

    Инструктивно-методическое письмо
    «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году»

Другие похожие документы..