Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Монография'
В современных экономических сферах корпоративные отношения получили широкое распространение. Вместе с тем в хозяйственной и юридической практике возн...полностью>>
'Документ'
Раковый корпус носил и номер тринадцать. Павел Николаевич Русанов никогда не был и не мог быть суеверен, но что-то опустилось в нём, когда в направле...полностью>>
'Автореферат диссертации'
Ведущая организация: федеральное унитарное государственное предприятие «Научно-исследовательский институт средств производства и контроля», 394076, г...полностью>>
'Документ'
По-настоящему любить свою родину, свой народ можно лишь тогда, когда знаешь, чем жили, к чему стремились твои отцы и деды. История полагает нам осозн...полностью>>

Рабочая образовательная программа по литературе для 10 класса (профильный уровень) Автор-составитель: Ходченкова И. В

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Уроки джентльменства (урок-семинар). Лондон Диккен­са — город в «траурных лохмотьях дыма и копоти». Сатира на буржуазные представления о благородстве и чести ари­стократии (образы Покетов, Бентли Драмма, Компессона). Развенчивание идеала буржуазной деловитости, успеха (Уэммик, Джаггерс). Преступный мир как оборотная сторо­на внешне респектабельного мира джентльменов. Абель Мэгвич — каторжник, вечно гонимый страдалец.

Крушение больших надежд Пипа (проблемная ситуация: почему Пип не стал джентльменом в отличие от Дэвида Копперфилда?). Пип-джентльмен — обретения и утраты. «Про­щание со всем, что прежде связывалось с восхождением Дэ­вида Копперфилда к славе и богатству» (Б. Шоу). Нравствен­ное возрождение Пипа. Мотив возвращения блудного сына (сочинение «Страницы из дневника Филиппа Пиррина»).

Диккенс «просит и молит человека стать самим собой» (Честертон). Кузнец Джо — тип диккенсовского чудака, но­сителя человечности и особой мудрости сердца. Честный труд, правда, гордость, бескорыстие как источники достоин­ства человека. Утверждение возможности простого счастья и простых радостей (Джо и Бидди). Добрые чувства, лю­бовь, милосердие как опора человечности во враждебном мире. Элегичность финала романа.

Теория литературы. Сентиментальный и реалистиче­ский роман.

Внеклассное чтение. Ф. М. Достоевский. «Неточка Не­званова»; М. Митчелл. «Унесенные ветром».

Г. Флобер. «Госпожа Бовари». – 1ч.

Знакомство с биографией Флобера. «Дон Кихот» — лю­бимая книга Флобера. Сходство героя Сервантеса и фран­цузского писателя. Дальние странствия и «бедная, тихая жизнь искусства и размышлений». Конфликт обыденного и романтического сознаний в первом романе Флобера «Воспи­тание чувств» — тема, которая стала лейтмотивом творчест­ва писателя. Развитие этой темы в романе «Госпожа Бова­ри». Обсуждение первых впечатлений о романе с учениками по вопросам на сферы восприятия. Жанр и идея романа. От­ражение в характере и судьбе Эммы Бовари проблем эпохи и современного Флоберу французского общества обывате­лей. Создание портретов Эммы Бовари в разных психологи­ческих ситуациях.

Написание дневника Эммы Бовари перед разрывом с Ле­оном. Сопоставление мнений об Эмме Бовари персонажей романа. Размышление над тем, почему они так противоречи­вы. Урок-исследование: «Изучение человеческой души как главная цель романа. Образы-символы в романе (ассоциа­тивные ряды Эммы Бовари и автора романа)». Жанр реали­стического психологического романа.

Ассоциативно-психологический метод Флобера — описа­ние внутреннего состояния героя через внешние детали. Об­суждение вопросов: «Почему отравилась Эмма Бовари? По­чему единственным преуспевающим персонажем романа в итоге оказывается аптекарь Омэ?» Дискуссия: «Обвиняет или оправдывает Флобер свою героиню? Согласны ли вы с его мнением? Почему Флобер плакал, когда закончил пи­сать это роман?»

Теория литературы. Психологический роман.

Литературное творчество. Рецензия на фильм А. Сокурова по роману.

Тема урока.

Основные теоретические понятия.

Оборудование.

Планируемые результаты обучения

Контроль на уроке

Домашнее задание

По содержанию (что должны знать)

По способам работы (что должны уметь)

Введение. Русская литература 19 века. Романтизм и реализм в зарубежной литературе. Повторение. 9 часов.

Русская литература 19 века – вершина гуманизма мировой литературы.

Русская литература в контексте мировой культуры.

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека).

Конспектирование.

Дискуссия.

Устный.

Вводный контроль: письменное размышление (летнее чтение). Повторение основных теоретических понятий.

Романтизм и реализм в зарубежной литературе первой половины 19 века.

Романтическая ирония.

Зарождение «всемирной литературы» как результат взаимодействия западной и восточной культуры. Принципы построение романтического произведения. Романтизм в живописи. «Классический романтизм».

Конспектирование.

Устный.

Вопросы 1-3 (с.11), 1 (с.15).произведение Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».

Романтическое двоемирие в повести Э.Т.А.Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».

Романтическое двоемирие.

Биография Гофмана (романтическая судьба). Представления писателя о двойственной природе человека. Черты романтизма в произведении.

Дискуссия: «Почему фея Розабельверде преподнесла Цахесу именно такой дар?»

Устный.

Новелла «Кармен» (чтение и размышление над текстом).

Реализм в зарубежной литературе первой половины 19 века.

Реалистический герой, пейзаж, типический характер, социальный анализ.

Реализм как мироощущение, как художественный метод и как направление в искусстве. Реализм в живописи. Новелла Мериме «Кармен» как синтез романтического и реалистического начал в искусстве.

Составление таблицы «Мироощущение художника в романтизме и реализме». Составление понятийного словаря по теме.

Устный.

Подготовить сообщения по биографии Гёте (инд.). Сообщение по статье учебника (с.17-22).

И.-В.Гёте: романтик и естествоиспытатель.

Судьба и личность Гёте. Писатель в разные периоды творчества.

Устное сообщение по биографии. Решение проблемного вопроса.

Устный.

Роман «Страдания юного Вертера». Сообщение о судьбе романа и его биографической основе (инд.).Чтение (с.22-29).

Роман Гёте «Страдания юного Вертера» (обзор).

Сентиментализм.

Судьба романа и его автобиографическая основа. Предрешённость трагического финала романа.

Чтение в лицах фрагментов писем. Дискуссия.

Устный.

Повторить трагедию «Фауст».Вопросы 1-7 (с.29).Замысел «Фауста» (инд.).

«Фауст» - попытка «оптимистической трагедии».

Лирика и драма .

История создания и проблематика трагедии. Трагедия Маргариты и трагедия Фауста.

Сопоставительный анализ .Цитатный портрет героя.

Устный.

Письменный ответ на вопрос. Сообщения о личности Стендаля (инд.).

Стендаль. Жизнь и творческие искания.

«Немногие счастливцы» - «восприимчивые души», идеальный образ читателя произведений Стендаля. Писатель и общество.

Устное размышление над проблемным вопросом.

Устный.

Роман «Пармская обитель» (повторение). Сообщения об истории создания романа (инд.).

Роман Стендаля «Пармская обитель».

История создания романа .Мотивы действий и нравственные устои героев .

Дискуссия.

Устный.

Просмотр фильма «Пармская обитель». Сочинение (1)(по зарубежной литературе).

Русская литература 19 века. Повторение.

Нравственные и эстетические ценности русской лирики и русской прозы в первой половине 19 века.

От поэзии к прозе (развитие литературы). Развитие реализма в русской литературе и усиление влияния в поэзии повествовательности и аналитизма.

Сопоставление ранее изученных произведений.

Устный.

Повторение лирики Пушкина. Чтение стихотворений по теме «Свобода», размышление. Страницы учебника (72-78).

А.С. Пушкин. 8 часов.

Свобода и закон в лирике Пушкина.

Художественная литера-тура как искусство слова. Художественный образ. Содержание и форма..

Ода «Вольность», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Арион», «Клеветникам России», «Из Пиндемонти». Мотив свободы и его эволюция в творчестве Пушкина.

Дискуссия.

Анализ стихотворения.

Устный.

Подготовка к семинару по теме любви, вопросы (с. 87-90). Индивидуальные задания.

Поэзия и любовь в лирике А.С.Пушкина.

«Муза», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Желание славы», «Талисман», «Не пой, красавица, при мне…», «Что в имени тебе моем…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…»

Родственность стихий любви и поэзии.

Сопоставительный анализ. Дискуссия. Раздумья над проблемным вопросом.

Устный.

Анализ стихотворения.

Индивидуальное задание по романсу Н.А.Обухова.

Смысл жизни человека и его путь в бессмертие.

Элегия. Кода в композиции стихотворения.

Философские позиции поэта. Цикл «Подражание Корану» - вольное переложение мотивов святой книги мусульман. Особенности пушкинских элегий. Элегия «Безумных лет угасшее веселье…». «Вновь я посетил…».

Анализ лирического текста. Устное размышление над проблемным вопросом.

Устный.

Вопросы 1-7( с.92).

Урок развития речи. Эссе.(1)

«Над чем не властно время?», «Что сильнее – обстоятельства или чувства?»

Умение осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить.

Письменный.

Чтение поэмы «Медный всадник».

Властелин судьбы и маленький человек в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

Контраст как принцип композиции.

Размышления Пушкина о личности и государстве, об истории и судьбе отдельного человека. Петр и Евгений как герои-антиподы.

Групповая работа над вариантами текста.

Устный.

Распечатать тест (часть В и С по поэме), выполнить все задания.

Автор и герой в поэме «Медный всадник».

Поэма и повесть.

Автор и герой в поэме. Загадка Петербурга в истории русской культуры.

Дискуссия. Анализ эпизода.

Устный.

Чтение трагедии «Борис Годунов». Чтение фрагментов из «Истории государства Российского» (инд.).

Трагедия «Борис Годунов».

Трагедия.

Размышления Пушкина о причинах величия России и бед народных. Образ царя в трагедии.

Решение проблемного вопроса: «В чём трагедия Бориса?»

Чтение (с. 129-140). Самостоятельное чтение.

Проверочная работа №1

Мотивы лирики Пушкина. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Медный всадник», трагедии «Борис Годунов».

Работа с тестом. Письменный ответ на вопрос.

Письменный.

Самостоятельное чтение. Повторить мотивы лирики Лермонтова. Текст Лермонтова «1 января 1840года».

М.Ю.Лермонтов. 5 часов.

Поэт и светское общество в лирике Лермонтова.

Особенности поэтического слова в романтической лирике.

«Как часто, пестрою толпою окружен…», эпиграммы («Графиня Эмилия…» и др.) Драматизм конфликта поэта с обществом.

Сравнение стихотворений. Подбор биографических эпизодов.

Устный.

Письменный ответ на вопрос 5 (с.153).

Статья учебника (с.150-154).

Любовь и одиночество в лирике Лермонтова.

Дух бунтарства и отражение трагического конфликта личности и мироздания, героя и общества в романтических произведениях. Разность отношения поэта к прошлому чувству в раннем и зрелом стихотворениях («Нет, не тебя так пылко я люблю…» и «Я видел раз ее в веселом вихре бала…»).

Анализ стихотворения.

Сравнение романсов.

Устный.

Сравнительный анализ стихотворений «Молитва» (1829 г. и 1839 г.)

Война и природа в лирике М.Ю.Лермонтова.

Конфликт в лирическом стихотворении.

Лермонтов о слиянии поэта с природой и преодолении вражды как бессмысленной страсти людей.

Сопоставление стихотворений.

Устный.

Самостоятельное знакомство со статьей «Послание-исповедь» (с.163-167). Поэма «Демон».

Поэма «Демон». Трагедия или преступление?

Замысел поэмы (влияние грузинского фольклора). Образы Демона и Тамары. Соседство контрастных эпизодов.

Словесная иллюстрация к эпизодам.

Задание 1 (с.174). Работа с иллюстрациями Врубеля (инд.).

Автор в поэме «Демон» и в лирическом стихотворении «Утёс».

Автор в поэме и лирическом стихотворении.

Мотив одиночества и гордого отрешения от жизни в лирике Лермонтова. Автор в поэме и стихотворении.

Диспут: «Почему Демон не смог возродиться?». Стилистическое наблюдение.

Устный.

Распечатать тест (часть В и С по поэме), выполнить все задания. Повторить тексты Гоголя («Миргород», «Петербургские повести»).

Н.В.Гоголь. 2 часа.

Проблема нравственного выбора в произведениях Гоголя.

Авторский замысел и его воплощение. Повесть. Автор-повествователь. Художественный вымысел. Реализм.

Облик города в «Петербургских повестях».

«Портрет» - повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека.

Дискуссия по проблеме.

Словесное рисование.

Устное размышление.

Устный.

Письменное размышление: «Почему подлинное искусство так потрясает Чарткова и отчего им овладела страсть к разрушению?».

Две редакции повести «Портрет».

Фантастическое и реальное в повести

Различия первой и второй редакций повести.

Устное размышление.

Устный.

Сочинение (2) («Подлинное и мнимое искусство»). Критик Белинский (инд.).

В.Г.Белинский. 1 час.

Белинский о Пушкине, Лермонтове, Гоголе.

Литературная критика, пафос.

Современники о Белинском. Теоретико-литературная концепция Белинского .Борьба за утверждение «реальной поэзии в искусстве».Принципы «натуральной школы».Эволюция взглядов критика.

Сопоставление характеристик Печорина, данных Николаем Первым, Булгариным, Белинским.

Устный.

Статья (с.199) «Подвиг жизни» (сообщение).

Инд задание (Герцен). Роман «Кто виноват?», повесть «Сорока-воровка» (повторить).

А.И.Герцен. 2 часа.

Россия и Европа в оценке Герцена.

Документализм и художественность.

Биография, общественная деятельность, мировоззрение и судьба Герцена. Причины разочарования в Европе и возрождение веры в историческую миссию Россию.

Анализ критической статьи. Дискуссия.

Устный.

Чтение (с.224-230), вопросы 1-4 (с.228).

Мемуары «Былое и думы» как зеркало жизни человека и общества.

Жанр мемуаров.

«Былое и думы» - исповедь, утверждающая достоинство, высокое назначение человека и веру в «благородные инстинкты человеческого сердца».

Устное сообщение, чтение и анализ глав.

Устный.

Вопрос 3 (с. 230) письменно. Инд. задания (сообщения, презентации.)

Обзор русской литературы второй половины 19 века. 3 часа.

Западники и славянофилы 40-х годов и продолжение общественного спора в литературе 50-60-х годов 19 века.

Связь литературного процесса с умонастроением общества и историческими событиями.

Проблемы народности и историзма.

Обострение социально-экономических противоречий в России в эпоху царствования Николая Первого.

Тема исторической судьбы России в «Философическом письме» П.Я.Чаадаева.

Суть спора западников и славянофилов.

Характеристика литературного процесса.

Дискуссия.

Устный.

Конспект статьи учебника.

Вопросы 1,2 (с.244).

Письменное размышление.

Революционные демократы и почвенники в русской литературе.

Поиски путей дальнейшего преобразования общества.

Взаимодействие публицистики, собственно литературной критики и литературы.

Работа с таблицей.

Конспектирование.

Устный.

Инд. задания (сообщения, презентации).

Выбор пути. Литература 70-90-х годов 19 века.

Время брожения и поисков, время выбора пути движения общества.

Сопоставление фрагментов произведений.

Устный.

Рассказ по статье учебника. Чтение текстов Островского. Устные сообщения об Островском.

А.Н.Островский. 10 часов.

Островский – открыватель новых пластов русской жизни.

Драма как литературный род.

Драма и и комедия как жанры драматических произведений.

Конфликт.

Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.

Фильм «Последний монолог Катерины».

Мультимедиа.

Жизненный путь драматурга. Творчество Островского как расширение гоголевского направления в русской литературе и соединение сатирического обличения с народно-поэтическим взглядом на жизнь.

Пересказ.

Дискуссия.

Устный.

Чтение драмы «Гроза».

Вопросы. Сообщения.

Драма «Гроза». Образ грозы в пьесе.

История создания пьесы. Образ грозы.

Дискуссия.

Устный.

Вопросы (с.251). Цитатная характеристика героев (Дикой, Кабаниха).

Законы «темного царства».

Представители «темного царства». Дикой и Кабаниха.

Дискуссия. Чтение диалогов в лицах.

Устный.

Статья учебника (с.257-262). Вопросы.

Попытки освобождения.

Образы Кулигина, Кудряша, Варвары, Бориса. Герои и законы «темного царства».

Обсуждение вопроса. Чтение и анализ монологов.

Устный.

Письменный ответ на вопрос.

Протест и покаяние Катерины.

Образ Катерины. Взаимоотношения с другими героями.

Дискуссия. Анализ диалогов. Словесное рисование портрета.

Устный.

Сочинение: «Финал пьесы – поражение или победы Катерины?» (3). Подготовить тезисы статей.

«Гроза» в русской критике.

Содержание статей Григорьева, Добролюбова, Писарева. Образ Катерины в критике.

Дискуссия по статьям А,А.Григорьева, Н.А.Добро-любова, Д.И.Писарева. Сопоставление.

Устный.

Чтение пьесы «Бесприданница», вопросы к семинару. Просмотр фильма Рязанова.

Пьеса «Бесприданница» (обзор).

Идейно-художественное своеобразие пьесы.

Дискуссия.

Устный.

Рецензия на фильм Рязанова «Жестокий романс». Подготовиться к сравнительной характеристике.

Катерина Кабанова и Лариса Огудалова.

Образы Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой: общее и различия.

Составление таблицы.

Письменный.

Сообщения по творчеству Гончарова. Чтение романа «Обломов».

Комедия «Лес». Символизм названия пьесы.

Драма и комедия.

Символика названия. Жанр. Климат русской жизни в пьесе (сравнение с «Грозой»).

Групповая работа, дискуссия.

Устный.

Повторить изученное. Вопросы (с.267). Домашнее сочинение (4).

Проверочная работа (2)

Творчество Островского.

Анализировать лирический текст по заданным характеристикам.

Письменный.

Индивидуальные задания (сообщения, презентации). Знакомство с работами Добролюбова.

Н.А.Добролюбов. 1 час.

Н.А.Добролюбов. Принципы «реальной критики».

«реальная» критика.

Личность и судьба критика. «Герой нового времени» (статьи). Полемика с представителями «чистого искусства» и принципы «реальной критики».

Анализ критической статьи. Дискуссия.

Устный.

Сообщения по творчеству Гончарова, повторение текстов.

И.А.Гончаров. 9 часов.

Серьезное искусство и тихая жизнь Гончарова.

Мультимедиа.

Жизненный и творческий путь писателя.

Обсуждение вопроса. Чтение фрагментов.

Устный.

Вопросы 1,2 (с.271).

Роман «Обыкновенная история» - развенчание романтических иллюзий.

Эволюция характера.

Первый роман Гончарова как стремление «осветить все глубины жизни». Характеры героев и проблема поколений в изображении Гончарова.

Работа в группах. Дискуссия. Анализ эпизода.

Устный.

Статья «Обломов» (с.175). Вопросы (с. 275- 276).

Роман «Обломов» - книга, родившаяся из сна.

Обломовка и Петербург. История создания романа «Обломов».

Конспект.

Устный.

Подготовиться к сопоставительной характеристике.

Обломов и Штольц.

Роман.

Тема и идея.

Персонаж, характер, тип. Мультимедиа.

Роль противопоставления.

Сопоставительный анализ героев.

Письменный.

Цитатный план: «История любви».

Любовь Обломова и Ольги Ильинской.

Любовь Обломова как пробуждение к новой жизни. История любви.

Дискуссия. Обсуждение арии.

Устный.

Анализ письма Обломова. Вопросы.

Почему Обломов предпочел сон пробуждению?

Текст.

Статьи.

Фильм.

Жизнь Обломова на выборгской стороне. Женские образы.

Сопоставительный анализ образов Ольги и Агафьи.

Устный.

Сочинение: «Женские образы в романе» (5). Просмотр фильма «Несколько дней из жизни Обломова». Конспект статей.

Интерпретация романа «Обломов» в критике и в кино.

Критика о романе. Столкновение мнений.

Дискуссия. Обсуждение фильма.

Устный.

Повторить «Обрыв». Чтение (с.295-299), вопросы1-6 (с.299).

Роман «Обрыв» как завещание Гончарова.

Социально-психологический роман.

Заключительная часть трилогии о «старых» и «новых» русских людях. Символичность названия.

Сравнение авторского взгляда на Райского и Обломова.

Устный.

Итоговое повторение (творчество Гончарова и Островского). Вопросы (тетрадь).

Контрольная работа № 1.

Творчество Островского и Гончарова.

Работа с текстом.

Письменный.

«Способствует ли искусство развитию высших возможностей в человеке и в какой мере?» (у.).

А.В.Дружинин. 1 час.

А.В.Дружинин. «Эстетическая» критика.

«Эстетическая» критика.

Характер литературного творчества А.В.Дружинина. Принципы «эстетической критики».

Устное размышление.

Устный.

Чтение статьи «Поэт или дипломат?» (с.303). Индивидуальные задания (сообщения, презентации.

Ф.И.Тютчев. 6 часов.

Ф.И.Тютчев - дипломат, поэт, философ.

Мультимедиа.

Основные этапы жизни и творчест­ва

Ф. И. Тютчева. Особенности тематики произведений, поэтический мир автора.

Конспект.

Устный опрос.

Чтение стихотворений (список), размышление.

Философские мотивы в творчестве Ф.И.Тютчева.

Лирика как литературный род.

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.

«Не то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Умом Россию не понять…», «Эти бедные селенья…». Изображение природы. История человечества как аналог природной стихии. «День и ночь», «О, этот юг, о, эта Ницца…», «Опять стою я над Невой…», «Неохотно и несмело…», «Не рассуждай, не хлопочи…».

Мгновенность чувств человека и вечность природной жизни как трагическое противоречие в поэзии Тютчева.

Анализ стихотворения.

Дискуссия.

Интерпретация выбранного текста. Сопоставительный анализ образов времени суток.

Устный.

Устный.

Самостоятельная подборка стихотворений: «Время и вечность».

Письменный анализ стихотворения «Не рассуждай, не хлопочи…». Подборка стихотворений, посвященных Денисьевой.

Конспект статьи «Философская лирика» (с.309).

Радости и трагедии любви.

«О, как убийственно мы любим…», «В разлуке есть высокое значенье…», «Последняя любовь», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Предопределение». Философия любви в поэзии Тютчева.

Дискуссия.

Сопоставительный анализ.

Устный.

Заполнение таблицы по теме.

Чтение стихотворений. Сообщения по творчеству Тургенева.

Муки слова и спасительность поэзии в творчестве Тютчева.

Метафора как вид тропа и принцип композиции.

Поэзия – способ осмысления горестей и восторгов жизни, исповедь творца.

Дискуссия. Анализ стихотворения.

Устный.

Вопросы 1,2(с.318), 3 (письменно).

Классное сочинение (2)

Лирика Тютчева (идейно-художественное своеобразие).

Умение осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить.

Письменный.

Предисловие к самостоятельно составленному сборнику.

И.С.Тургенев. 12 часов.

Писатель – свидетель перемен в русском обществе.

Мультимедиа.

Основные этапы жизни и творчест­ва И. С. Тургене­ва

Конспект. Чтение фрагментов биографии, комментарий. Устное сообщение.

Устный.

Статья учебника.

Вопросы. Повторить повести «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды». Доклады (Тургенев и Полина Виардо). Лит.-муз.композиция по письмам (инд.).

Трагедии любви.

Автобиографизм.

Любовь в жизни Тургенева. Повести «Ася», «Вешние воды», «Первая любовь». Образы «тургеневских девушек» и «роковых женщин».

Дискуссия. Инсценировка, выразительное чтение.

Устный.

Чтение (с. 326-336), вопросы 1.2(с.336). Повторение романов «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

Образ «лишнего человека» в романах Тургенева.(Обзорное изучение).

Романы о «лишних людях». Герои-рефлектеры («лишние») и герои действия в освещении Тургенева. Причины драматических финалов в романах.

Наблюдение над изменением названий романов с течением времени. Дискуссия. Представление читательского впечатления.

Устный.

Чтение романа «Отцы и дети», работа с вопросами (с.347-348).

Классное сочинение (3).

Тема любви. Образы «лишних людей» в русской литературе.

Умение осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить.

Знакомство со статей (с.348-354).

На переломе русской жизни. Роман «Отцы и дети».

Авторская позиция, сюжет и композиция романа.

Текст.

Мультимедиа.

Отражение эпохи в романе. События и герои в двух повторяющихся кругах сюжета.

Заполнение таблицы.

Конспектирование.

Устный.

Самостоятельная работа: «Автор и герой» (с опорой на план).

Споры Базарова с аристократами.

Образы Базарова и Кирсановых.

Заполнение таблицы.

Устный.

Вопросы (с.354).

Базаров в кругу друзей и родных.

Базаров в отношениях с Аркадием, матерью, отцом.

Дискуссия. Рисование портрета.

Устный.

Статья (с.354-356). Подробный анализ статьи (с.356-361).

Любовь – «незваная гостья».

Базаров и Одинцова.

Дискуссия. Работа по группам.

Устный.

Анализ финала.

Смерть героя.

Образ Базарова в финале романа.

Дискуссия.

Анализ эпизода.

Письменный.

Знакомство с критическими статьями. Устные сообщения. Конспект.

Роман «Отцы и дети» в критике.

Критика.

Тексты.

Психологизм и его виды.

Общественный резонанс романа, его влияние на развитие русской литературы и жизни общества. Статья Д.И.Писарева «Базаров».

Анализ статьи.

Устный.

Заполнение таблицы по итогам урока. Сообщения. Чтение стихотворений (одно наизусть). Повторение романов «дым», «Новь» (инд.).

Последние романы и стихотворения в прозе. (Обзорное изучение).

Тексты.

Романы «Дым» и «Новь» - поиски героя русской жизни. Вечные вопросы в «Стихотворениях в прозе».

Конспектирование. Чтение наизусть.

Устный.

Вопросы. Анализ выбранного стихотворения. Сообщения о Фете.

Классное сочинение(4)

Творчество Тургенева.

Умение осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить.

Письменный.

Чтение лирики Фета. Сообщение о деятельности А.А.Григорьева (инд.).

А.Григорьев, Д.Писарев. 2 часа.

«Органическая» критика А.А.Григорьева.

«Органическая критика».

Принципы «органической критики».Программная статья «Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства».

Анализ критической статьи. Дискуссия.

Устный.

«Какой тип литературной критики мне представляется более значимым при анализе современной литературы?»(размышление).

Д.И.Писарев: личность и творчество.

Эволюция сознания критика. Отрицание идей «органической критики».

Устное размышление над проблемой.

Самостоятельное чтение. Сообщения о личности Фета (инд.).

А.А.Фет. 5 часов..

А.А.Фет: поэт и помещик.

Мультимедиа.

Проза жизни и поэзия души Фета.

Беседа. Конспект.

Устный.

Подготовка к конкурсу чтецов. Чтение стихотворений о любви. Чтение (с.362-367).

Любовь в поэзии Фета.

Деталь.

Лирическое стихотворение и песня.

Внутренняя речь, звукопись, аллитерация, ассонанс.

Мультимедиа.

«Жду я, тревогой объят…», «На заре ты ее не буди…», «Только в мире и есть, что тенистый…», «Ты отстрадала, я еще страдаю…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». Любовь – прорыв в вечность.

Анализ стихотворения. Дискуссия по романсу.

Устный.

Сопоставительный анализ стихотворений. Устно: «В чем разница отношения к любви Тютчева и Фета?».

Душа человека и природа.

«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Майская ночь», «Еще майская ночь…», «Встречу ли яркую в небе зарю…», «Осенняя роза», «Молятся звезды, мерцают и рдеют…». Связь человека и природы в поэзии Фета.

Анализ стихотворения. Подбор стихотворений по временам года, составление партитуры чувств.

Устный.

Устное размышление.

Страницы учебника (с.368-373). Анализ стихотворения (выбор из списка).

Искусство в поэзии Фета и Тютчева.

«Муза», «Шопену», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Венера Милосская», «Певице». «Лирическая дерзость « в поэтике Фета. «Нам не дано предугадать…», «Silentium», «Поэзия». Поэзия как исповедь перед самим собой.

Дискуссия.

Устный.

Размышление: «Существует ли «чистое» искусство?». Повторить творчество Тютчева.

Проверочная работа. (3)

Распечатки.

Творчество Фета, Тютчева.

Работа с текстом.

Письменный.

Биография А.Толстого. Знакомство со стихотворениями.

А.К.Толстой. 6 часов.

А.К.Толстой. Романтическая лирика.

Лирический герой.

Фольклор.

Мультимедиа.

«Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «То было раннею весной…», «Уж гасли в комнатах огни…», «Не верь, мой друг, когда, в избытке горя…». Особенности романтической лирики поэта.

Рассказ о биографии. Обсуждение стихотворений.

Устный.

Письменный анализ стихотворения «Двух станов не боец…».

Материал по балладам по группам.

Оживление фольклора в поэзии А.К.Толстого.

«Кабы знала я, кабы ведала…», «Коль любить, так без рассудку…», «Садко», «Илья Муромец», «Алеша Попович».

Сравнение стихотворений с народными песнями.

Устный.

Сочинение-миниатюра. Сообщение (с.19-23), все вопросы.

Сатирические и юмористические стихотворения А.К.Толстого.

Литературная мистификация.

Афоризмы из «Сочинений Козьмы Пруткова».

Доклад. Создание собственного афоризма.

Устный.

Чтение (с.27-34).Сообщения («Эпоха Ивана Грозного»).

Драматическая трилогия А.К.Толстого – нравственный суд над историей.

Драматическая трилогия о Смутном времени. Толстой о содержании русской истории.

Устное размышление.

Устный.

Чтение трагедии «Царь Федор Иоанович». Вопросы 1-3 (с.34).

Развитие действия в трагедии «Царь Федор Иоанович».

Трагедия.

Центральные вопросы каждого акта пьесы.

Рассмотрение трагедии по ходу развития действия.

Устный.

Просмотр спектакля. Размышления над актерской игрой.

Сценическая история пьесы «Царь Федор Иоанович».

Сценическое воплощение литературного образа.

Н.Хмелев в последнем акте трагедии. И.Смоктуновский в роли царя Федора.

Сопоставление образа героя текста и его воплощения на сцене.

Устный.

Сочинение: «Кому из современных актёров я доверил бы роль царя Фёдора?» (6). Сообщения о личности и творчестве Некрасова (инд.).

Н.А.Некрасов. 11 часов.

Н.А.Некрасов: поэт-гражданин.

Дольник, лирическое отступление, система образов, народность.

Физиологический очерк.

Жизненный и творческий путь Некрасова. Этапы роста души поэта-гражданина. «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Памяти Добролюбова», «О Муза! Я у двери гроба!..».

Совместный поиск ответа на вопрос. Аспектный анализ стихотворений.

Устный.

Сообщение (с.41 - 47), вопросы (с.47).

Родина и народ в поэзии.

Соотнесенность понятий «родина» и «народ». Возникновение и становление темы родины и народа. «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Родина», «Надрывается сердце от муки…», «Сеятелям».

Анализ стихотворения. Обсуждение высказывания Блока.

Устный.

Чтение стихотворений о любви. Составление сборника («Панаевский цикл»).

Новаторство любовной лирики.

Своеобразие любовной лирики. «Я не люблю иронии твоей…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «О, письма женщины, нам милой…», «Зине».

Заполнение таблицы.

Устный.

Сравн. анализ ст. (Пушкин и Некрасов). Предисловие к сборнику любовной лирики. Сообщения («Современник» в разные годы).

Н.А.Некрасов – редактор «Современника».

Место и роль редакторской деятельности в жизни и творчестве Некрасова. Пушкинские традиции «Современника».

Прослушивание и обсуждение сообщений. Дискуссия.

Устный.

Повторение поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Замысел и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Эпическая поэма. Белый стих. Композиция.

Замысел поэмы. Композиция. Структурная и смысловая роль Пролога и Эпилога.

Выдвижение гипотезы. Анализ композиции, обнаружение закономерностей.

Устный.

Статья (с.76).

Несчастливые властители (поп, помещики).

Художественные приемы изображения тех, кому «живется весело».

Анализ глав.

Устный.

Письменный ответ на вопрос.

Народные заступники в поэме.

Фольклор и литература.

Сложность образа Савелия. Образ Якима Нагого.

Анализ глав.

Устный.

Вопросы по главе «Крестьянка».

Образ Матрены Тимофеевны в поэме.

Мультимедиа.

Глава «Крестьянка» и ее композиционный замысел. Образ Матрены.

Поиск ответов на вопросы.

Устный.

Цитатная характеристика героя (Добросклонов).

Образ Гриши Добросклонова в поэме.

Мультимедиа.

Самобытность образа Григория Добросклонова.

Анализ части «Пир на весь мир» и Эпилога.

Устный.

Письменный ответ на вопрос номер 7 (с. 88).

Автор в поэме.

Авторская позиция.

Способы выражения авторского сознания в лиро-эпическом произведении. Авторская позиция в поэме.

Выявление особенностей организации повествовательной структуры поэмы.

Устный.

Обобщение материала.

Сообщения по творчеству Достоевского. Чтение текстов.

Проверочная работа по творчеству Некрасова (4).

Идейно-художественное своеобразие творчества.

Анализ лирического текста, эпизода. Работа с тестом.

Письменный.

Доклады по Чернышевскому. Повторение текстов.

Н.Г.Чернышевский. 4 часа.

Н.Г.Чернышевский в оценке современников и потомков.

Биография писателя и его политические взгляды.

Прослушивание и обсуждение сообщений. Дискуссия

Устный.

Чтение статьи (с.91-95). Вопросы (с.95).

Русская литература в оценке Н.Г.Чернышевского.

Содержание диссертации Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности».

Дискуссия. Анализ литературных суждений критика.

Устный.

Чтение (с.95-98). Задание к статье.

Роман «Что делать?».

Жанр публицистического романа.

История создания романа. Программный характер романа и особенность его композиции. Проблема эмансипации в романе.

Конспект лекции. Характеристика романа с позиций эстетической теории Чернышевского.

Устный.

Устный анализ эпизодов (сны). Сообщение : «Полемика вокруг романа» (инд.).

Теория разумного эгоизма в сознании и поведении героев романа.

Утопия и антиутопия.

«Новые люди» и «теория разумного эгоизма». Социальный оптимизм Чернышевского и влияние романа на ряд поколений русского общества.

Дискуссия. Анализ глав.

Устный.

Устное размышление: «Утопия Чернышевского и антиутопии 20 века» (по выбору).

Ф.М.Достоевский. 17 часов.

Ф.М.Достоевский – защитник «бедных людей».

Мультимедиа.

Фильм.

Этапы жизни и творчества Ф. М. Достоевского. Особенности мировоззрения. Работа над первым произведением. Роман «Бедные люди» и его оценка В.Г.Белинским.

Составление хронологической таблицы, конспектирование

Устный.

Роман «Униженные и оскорбленными». Вопросы.

Роман «Униженные и оскорбленные» (обзорное изучение).

Идейно-художественное своеобразие романа.

Сравнение характеров и судеб героев.

Устный.

Сообщение (с.111-126).

Размышления писателя о русском национальном характере и природе человека в романе «Записки из Мёртвого дома».

Позиция автора.

Отношение писателя к каторжникам как свидетельство его гуманизма.

Повторение романа «Преступление и наказание». Чтение (с.126-128).

Роман «Преступление и наказание» - опровержение идеи революции.

Проблематика произведения, психологизм, сюжет и фабула, символ.

Мультимедиа.

Замысел романа и его воплощение.

Конспектирование. Дискуссия.

Устный.

Цитатный план «Образ Петербурга». Чтение (с.141-145).

Образ Петербурга и его жителей в романе.

Образ Петербурга. Социальная проблематика романа и ее связь с теорией Раскольникова.

Ответ на проблемный вопрос.

Устный.

Портреты Мармеладова и членов его семьи.

Семейство Мармеладовых.

Преступления Мармеладова и его жены. Жертвенность Сони.

Анализ отрывков.

Устный.

Вопросы. Размышление над статьей (с.146-154).

Причины преступления Раскольникова.

Протест против несправедливости и желание самоутверждения.

Анализ внутренних монологов героя.

Устный.

Сочинение-миниатюра. Чтение (с.158-163).

Раскольников и Порфирий Петрович.

Мотивы поведения героев.

Анализ диалогов. Портретная характеристика.

Устный.

Характеристика Сони. Чтение (с. 163-180), все вопросы.

«Вечная Сонечка» и круше-ние идеи сверхчеловека.

Образ Сони. Соня и Раскольников. Крушение теории.

Размышление.

Устный.

Цитатный план: «Образ Свидригайлова».

Раскаяние Свидригайлова.

Проблема двойников в романе. Свидригайлов и Лужин.

Выявление авторского отношения к персонажам.

Устный.

Размышление над эпилогом романа.

Смысл эпилога романа.

Статья Н.Н.Страхова «Преступление и наказание» (фрагменты). Философский смысл эпилога романа.

Диспут.

Устный.

Сочинение по роману «Преступление и наказание» (7). Сообщения (инд.). Фильм.

Роман «Идиот» - испытание добра.

Антипод.

Замысел романа об антиподе Раскольникова. Постановка в БДТ.

Обсуждение впечатления от телеверсии.

Устный.

Статья (с.183).

Князь Мышкин и семейство Епанчиных.

Катарсис.

Сходства в телеверсии главных героев «Идиота» и «Преступления и наказания». Роль стихотворения Пушкина в тексте.

Решен ие проблемного вопроса.

Устный.

Письменный ответ на вопрос.

Князь Мышкин и Рогожин в борьбе за Настасью Филипповну.

Полифония в тексте.

Сюжет и система образов романа. Причины катастроф и возвращения Мышкина к болезни.

Решение проблемного вопроса.

Устный.

Подготовка исполнения речи (выбор) на Пушкинском празднике.

Речь Достоевского на пушкинском празднике.

Оценка Достоевским смысла пушкинских произведений.

Исполнение отрывка.

Устный.

Чтение фрагмента «Великий инквизитор».

Спор о человеке (фрагменты романа «Братья Карамазовы»).

Проблематика и сюжет.

Содержание романа. Роль фрагмента «Великий инквизитор».

Анализ фрагмента.

Устный.

Подготовка к итоговому уроку (вопросы в тетради).

Урок-обобщение по творчеству Достоевского.

Характеристика творчества. Идейно-художественное своеобразие романа «Преступление и наказание».

Умение сопоставлять, делать выводы.

Устный.

Подготовка к контрольной работе по вопросам.

Контрольная работа № 2.

Распечатки.

Творчество Некрасова и Достоевского.

Работа с текстом.

Письменный.

Внеклассное чтение.

М.Е.Салтыков-Щедрин. 6 часов.

М.Е.Салтыков-Щедрин: чиновник и писатель-сатирик.

Мультимедиа. Выставка книг.

Жизнь и судьба писателя.

Конспектирование. Обсуждение мнения критика.

Устный.

Посещение музея.

Сообщения (инд.).

Замысел и композиция «Истории одного города».

Сатира, трагическое и комическое.

Гипербола, гротеск, аллегория.

Замысел. Особенности композиции. Образ города Глупова.

Анализ главы.

Устный.

Вопросы. Чтение «Истории…».

Анализ главы «Органчик».

Глуповцы и Органчик.

Анализ главы.

Устный.

Чтение (с.216-225), вопросы (с.225).

Власть и народ в сатирической хронике.

История и современность в освещении писателя. Писатель об отношениях власти и народа.

Дискуссия.

Устный.

Письменный ответ на вопрос.

Роман «Господа Головлёвы» (обзор).

Тема «случайного семейства».Символический смысл финала. Евангельские ременисценции и их роль в романе.

Цитатный портрет героя.

Устный.

Повторение текстов Лескова. Сообщение (с.226-230).

Классное сочинение (5).

ТворчествоМ.Е.Салтыкова-Щедрина.

Умение осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить.

письменный.

Самостоятельное чтение.

Н.С.Лесков. 6 часов.

Правдоискательство и «праведничество» Н.С.Лескова.

Мультимедиа.

Творчество Н. С. Лескова, идейное и художественное своеобразие его произведений.

Обсуждение биографической статьи.

Устный.

Вопросы (с.230-231).

Таланты и праведники русского народа.

Гротеск.

Сказ.

Мультимедиа.

«Очарованный странник». Жанрово-стилевые особенности. «Тупейный художник».

Сопоставительный анализ. Анализ читательских впечатлений.

Устный.

Чтение (231-235) и размышление.

Задание на с.235.

Народный герой в рассказе «Человек на часах».

«Человек на часах» - истинно русская история.

Сопоставление.

Устный.

Составить таблицу «Две Катерины».

Две Катерины.

Текст.

«Гроза», «Леди Макбет Мценского уезда».

Сопоставление.

Письменный.

Сообщения. Статья учебника. Повторение (трилогия Толстого).

Проверочная работа (5).

Творчество Лескова.

Анализ эпизода. Работа с тестом.

Письменный.

Сообщения и презентации.

Л.Н.Толстой. 20 часов.

Мир детства и дерзкие планы юности. Автобио-графическая трилогия., «Севастопольские рассказы» (обзор).

Мультимедиа.

Основные этапы жизни и творчест­ва Л. Н. Толстого. Три начальные эпохи жизни. Мировоззрение автора.

Диспут.

Устный.

Чтение и размышление (с.241-251).

Между войной и миром.

Учебник.

«Севастопольские рассказы», «Семейное счастье».

Размышление.

Устный.

Статья учебника (с.251).

Как спасти Россию? Замысел романа –эпопеи «Война и мир».

Психологизм.

Народность.

Речевая характеристика героя.

Монолог, диалог, внутренняя речь.

Ирония.

Сарказм. Роман-эпопея.

Проблема народа и истории. Замысел романа. История создания. Черновики и окончательный вариант.

Заголовки к томам.

Устный.

Вопросы (с.257).

Цитатная характеристика героев.

Знакомство с героями. Салон Шерер.

Роль начального эпизода, система действующих лиц.

Комментирование эпизодов.

Устный.

Письменный ответ на вопрос.

Борьба за наследство графа Безухова.

Искренность и притворство, сердечность и холодность в облике и поведении героев. Дом Ростовых и борьба за наследство Безухова.

Анализ фрагментов спектакля.

Устный.

Статья учебника (258-262, пересказ).

Гордые аристократы в Лысых Горах.

Глубинная сущность характеров.

Дискуссия. Работа над иллюстрациями.

Устный.

Вопросы.

Шенграбен и Аустерлиц в судьбах героев и армий.

Мультимедиа.

Изображение Шенграбенского сражения.

Исторические деятели и манера их изображения Толстым.

Составление плана сочинения.

Устный.

Сочинение (8.): «Почему русские победили при Шенграбене и потерпели поражение под Аустерлицем?». Помощь (с.262).

Взлеты и падения мирной жизни.

Причины катастроф героев. Судьбы героев.

Групповая работа.

Устный.

Характеристика Андрея.

Жизнь сердца и планы ума. Князь Андрей и Пьер Безухов.

Мультимедиа.

Диалектика души.

Андрей и Пьер в поисках «общей» жизни.

Жизненные искания героев.

Составление плана. Сопоставительная характеристика.

Устный.

Схематично (духовные искания героев).

Размышление над проблемными вопросами. Подбор картин, передающих состояние героя (Андрей по дороге в Отрадное).

Образ Наташи Ростовой.

Мультимедиа.

Любовь в жизни героини. Наташа – любимая героиня Толстого. Глубина и своеобразие внутреннего мира героини.

Создание портрета героини глазами Андрея и Пьера.

Устный.

Анализ военных сцен (по группам).

Философия войны в романе. Войны царей и войны народа.

Мультимедиа.

Идейно-художественные особенности изображения войны в романе. Отношение автора к понятию «справедливая война». Роль философских глав.

Анализ эпизода.

Устный.

«Две войны» (сравнить авторскую позицию). Размышление над проблемным вопросом.

Бородинское сражение на страницах романа.

Мультимедиа. Реализм писателя.

Система разных точек зрения на событие в романе Толстого. Нравственная победа русских в сражении.

Дискуссия.

Устный.

Вопросы. Конспект статьи учебника.

«Мысль народная».

Философские размышления о роли личности в истории. Сущность власти в понимании Толстого. Национальные свойства русского характера.

Анализ эпизода. (купец Ферапонтов).

Устный. Письменный.

Цитатный план сочинения.

Роман «Анна Каренина».

Роман «Анна Каренина».

Мультимедиа.

Трагическая параллель судьбы человека и жизни страны. «Мысль семейная». Причины гибели Анны и спасения Левина.

Дискуссия. Анализ глав романа.

Устный.

Статья (с.290). Сообщения о позднем творчестве Толстого.

Труд и судьба пророка.

Мультимедиа.

Перелом в мировоззрении писателя в 80-е годы. «Крейцерова соната». Толстой в 1890-е и 1900годы. Роман «Воскресенье». Статья «Не могу молчать». Отлучение от церкви.

Обобщение материала. Конспект.

Устный.

Вопросы для размышления.

Классное сочинение. (6)

Творчество Толстого.

Умение осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить.

Письменный.

Внеклассное чтение. Сообщения. Подготовка презентаций.

Толстой и природа.

Ясная поляна и Россия в сознании Толстого. Репин и Толстой. Ценности жизни в представлении Толстого.

Заочная экскурсия. Диспут.

Устный.

Сообщения о Чехове (инд.). Чтение рассказов.

А.П.Чехов.

Рабство и свободный человек.

Мультимедиа.

Основные этапы жизни и творчест­ва А. П. Чехова

Составление хронологической таблицы, конспектирование

Устный.

Чтение рассказов. Конспект статьи учебника (с.306).

Рассказы А.П.Чехова начала 80-90-х годов.

Подтекст, деталь.

Авторская позиция.

Отражение общественно-политической жизни России 80-90-х годов в творчестве. Стилевые и эсте­тические принци­пы А. П. Чехова. Своеобразие раскрытия темы, идеи.

Художественная деталь.

Диспут. Анализ рассказа. Сопоставление.

Устный.

Подготовка к семинару по трилогии.

Определять идей­ные и эстетиче­ские позиции пи­сателя Чехова на примере его произведений.

Устный.

Чтение рассказа «Ионыч», размышление.

Рассказ «Ионыч». Тема гибели человеческой души.

Мультимедиа.

От Старцева к Ионычу. Трагизм повседневно-

будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Диспут. Анализ рассказа. Сопоставление.

Устный.

Творческое задание. Сообщение (с.319)

Просмотр пьес в театре.

Тоска настоящего и предчувствие будущего в пьесах Чехова. (Обзор).

Мультимедиа.

Пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры». Композиция и мотив. Средства раскрытия характера, средства раскрытия идейного содержания.

Анализ сцен.

Устный.

Чтение пьесы «Вишневый сад». Вопросы. Просмотр пьесы в театре.

Чехов в Ялте.

Прощание Чехова с 19 веком и отношение к новому времени.

Заочная экскурсия.

Устный.

Домашнее сочинение по рассказам Чехова (9).

Пьеса «Вишневый сад».

Особенности драматургии Чехова. Пьеса «Вишневый сад». История создания, жанр, герои.

Работа с художественным текстом, выделять основные темы и идеи.

Устный.

Анализ сцены. Чтение (с.333-340).

Основной конфликт. Действующие лица и авторское отношение к ним.

Драма.

«Подводное течение».

Особенности диалога. Способы организации сценического дей­ствия. Особенности речевой характеристики персонажей.

Проследить развитие сюжета, эволю­цию взаимоотношений героев че­ховских произведений.

Устный.

Вопросы (с.340). Цитатная характеристика трех поколений.

Чтение (с.340-346).

Символ сада в пьесе. «Подводное течение» в пьесе «Вишневый сад».

Мультимедиа.

Символ сада. Способы организации сценического дей­ствия. Подтекст и способы его создания. Особенности речевой характеристики персонажей. Подтекст и способы его создания.

Дискуссия.

Конспектирование.

Устный.

Письменно (вопрос № 2, 4 на с. 347).

Проверочная работа по творчеству Чехова (6).

Рассказы, пьеса.

Анализ эпизода. Работа с тестом.

Письменный.

Самостоятельное чтение (зарубежная литература).

Развитие реализма в зарубежной литературе.

Реализм.

Основные исторические события . Роман как ведущий жанр реализма. Философия позитивизма. От реализма к символизму (новые тенденции).

Конспект лекции.

Сообщения (инд.).

О. де Бальзак – автор «Человеческой комедии».

Творческий путь писателя. «Состав» «комедии».

Сообщение. Размышление.

Устный.

Роман Диккенса «Большие надежды».

Ч.Диккенс. Роман «Большие надежды».

Сентиментальный и реалистический роман.

Мир Диккенса. Тема утраченных иллюзий в литературе.

Устное сообщение.

Устный.

Роман Флобера «Госпожа Бовари». Сообщения о биографии писателя (инд.).

Грёзы и жизнь Эммы Бовари.

Реалистический психологический роман.

Биография Флобера. Изучение человеческой души – главная цель романа. Описание внутреннего состояния героя через внешние детали.

Создание портрета героини. Обсуждение проблемного вопроса.

Устный.

Повторение изученного за год.

Урок-обобщение изученного.

Общие тенденции развития литературного процесса. Общие темы и мотивы.

Сопоставление. Обнаружение параллелей.

Устный.

Задания для подготовки к контрольной работе.

Итоговая контрольная работа. (3)

Распечатки.

Русская литература второй половины 19 века.

Работа с текстом.

Письменный.

Рекомендации для самостоятельного чтения, списки для чтения летом.

Анализ контрольной работы.

Анализ ошибок.

Резервные уроки. Используются для подготовки к домашним сочинениям и контрольным работам.


  1. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программы, учебники, методические пособия.

  1. Маранцман В.Г., Маранцман Е.К., Полонская О.Д. и др. ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Программа литературного образования. 10-11 классы. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. – 3-е издание. - М.: Просвещение. – 2007.

  2. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ [В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, О.Д.Полонская и др.] под ред. В.Г. Маранцмана; Рос.акад.наук, Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2011.

  3. Литература: 10 класс: Методические рекомендации; под ред. В.Г.Маранцмана. – М.Просвещение, 2007.

  4. Литература в схемах и таблицах / авт.-сост. Миронова Ю.С. – СПб.: Тригон, 2005

Дополнительная литература для учителя:

  1. Айзерман, Л.С. Время понимать: проблемы русской литературы советского периода [Текст]. – М..: Школа-Пресс, 1997.

  2. Беленький, Г.И. Приобщение к искусству слова: Раздумья о преподавании литературе в школе [Текст]. / Г.И.Беленький. - М: Просвещение, 1990. - (Библиотека учителя русского языка и литературы).

  3. Белов, С.В. Федор Михайлович Достоевский [Текст]: кн. для учителя. – М. : Просвещение, 1990. – 206 с.

  4. Войтушенко, В.Д. Н.А.Некрасов – редактор Л.Н.Толстого [Текст] / В.Д.Войтушенко// Методика преподавания русского языка и литературы / под ред. М.И. Бойко. – Киев, 1972. – С. 88-95.

  5. Есин, А.Б. Русская литература 19 века: задачи, тесты, полезные игры. – М.1997.

  6. Каплан, И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964.

  7. Шинина. А.В. Изучение биографии писателя// Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ под ред. Е.Н.Колокольцева. – М., 1990. – С.65-82.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Азбукин, В.Н. Русская литература 19 века. Хрестоматия литературных материалов [Текст]: книга для учителя / В.Н.Азбукин, В.Н. Коновалов. – М.: Просвещение, 1984.

  2. А.С.Пушкин: школьный энциклопедический словарь/ сост. В.Я.Коровина, В.И.Коровин; под ред. Коровина В.И. – М.: Просвещение, 1999

  3. Русская литература: большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1998.

  4. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ сост. В.И.Новиков, Г.А.Шкловский. – М.: Педагогика-Пресс, 1998.

  5. Энциклопедия литературных героев. – М.: Агроф,1997.

Интернет-ресурсы:

  1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы». http://lit.1september.ru

  2. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского образовательного портала. http://

  3. BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки. http://

  4. Kidsbook: библиотека детской литературы. http://kidsbook.narod.ru

  5. Виртуальный музей литературных героев. http://www.likt590.ru/museum/

  6. В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О.Красовской. http://

  7. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО. http://ruslit.ioso.ru

  8. Методика преподавания литературы. http://metlit.nm.ru

  9. Русская виртуальная библиотека. http://www.rvb.ru

  10. Слова: поэзия Серебряного века. http://slova.org.ru

  11. Электронная версия журнала «Вопросы литературы». http://www.rol.ru

  12. Гончаров Иван Александрович. http://www.

  13. Достоевский Федор Михайлович. http://www.dostoevskiy.net.ru

  14. Лев Толстой и «Ясная Поляна». http://

  15. Островский Александр Николаевич. http://www.ostrovskiy.org.ru

  16. Некрасов Николай Алексеевич. http://www.nekrasov.org.ru

  17. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович. http://saltykov.net.ru

  18. Толстой Лев Николаевич. http://www.levtolstoy.org.ru

  19. Тургенев Иван Сергеевич. http:

  20. Тютчев Фёдор Иванович. http://www.tutchev.net.ru

  21. Чернышевский Николай Гаврилович. http://www.chernishevskiy.net.ru

  22. Чехов Антон Павлович. http://www.antonchehov.org.ru

Средства обучения

  1. Толковые словари по русскому языку;

  2. Словари литературоведческих терминов;

3. Раздаточный и дидактический материал;

4. Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

5. Печатные пособия;

6. Тексты произведений;

7. Портреты писателей и поэтов;

8. Видеофильмы;

9. Таблицы по литературе

10. Технические средства обучения (компьютер, экран, мультимедийный проектор).

11. Набор репродукций «Изохрестоматия русской живописи», «Русские писатели в живописных портретах».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. От составителя (3)

    Документ
    «Публичные библиотеки обеспечивают городским и сельским жителямсвободный доступ к информации, образованию, культуре.Они предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам.
  2. И. А. Флиге Составители: О. Н. Ансберг, А. Д. Марголис Интервью: Т. Ф. Косинова, Т. Ю. Шманкевич, О. Н. Ансберг Научный редактор: Т. Б. Притыкина Под общей редакцией А. Д. Марголиса Общественно-политическая жизнь Ленинграда в годы «перестройки»

    Интервью
    В сборнике впервые сделана попытка с максимальной полнотой описать общественно-политические процессы в Ленинграде (С.-Петербурге) в период «перестройки» (от избрания М.
  3. Евгением Багратионовичем Вахтанговым в 1914 году, наша Школа не просто один из театральных институтов Российской Федерации. Она носитель и хранитель особой театральной культуры, где цель и задача

    Задача
    История вахтанговской школы - Высшего театрального училища, а ныне Театрального института имени Бориса Щукина - насчитывает уже более девяти десятилетий.

Другие похожие документы..