Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Рабочая образовательная программа по литературе для 10 класса (профильный уровень) Автор-составитель: Ходченкова И. В
Отношение Герцена к человеку и его роли в истории. Человек как деятельный субъект истории. Размышления учеников о причинах, побудивших Герцена покинуть Россию. Роман «Кто виноват?» и повесть «Сорока-воровка»: анализ, организованный проблемным вопросом: «Какая власть — случая или закона — определяет судьбы героев этих произведений?»
Европа до 1848 г. — арена «великой борьбы независимости и человеческих прав». Причины разочарования Герцена в Европе и возрождение веры в историческую миссию России.
Отношение Герцена к событиям и людям, критерии оценки человека и события, которыми определялись эти отношения. Организация диспута: «Прав ли Герцен, утверждая, что будущность людей и народов зависит „от нас с вами"?»
«Полярная звезда» и «Колокол» — трибуна свободы слова, обращенного к России и призывающего «к великому развитию всех ее неистощимых сил».
Словесное рисование снимков для «фотоальбома» о «грозном ритурнеле» истории и людях, в нем участвовавших (по прочитанным главам «Былого и дум»).
Теория литературы. Жанр мемуаров. Документализм и художественность.
Внеклассное чтение. И. Эренбург. «Люди. Годы. Жизнь».
Герой времени. Обзор литературы 50—60-х гг. Выбор пути. Обзор литературы 70—90-х гг. – 3 ч.
Конец 60-х гг. для России — это эпоха надежд и ожиданий, когда поиски героя времени стали важнейшей проблемой литературы. Различное решение этой проблемы находим мы в романах И. А. Гончарова и И. С. Тургенева. Большое влияние в формировании взглядов революционно-демократической интеллигенции на будущее России оказал социальный пафос статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?». Отзыв-характеристика учащихся о героях произведений И. А. Гончарова и И. С. Тургенева с опорой на суждения критиков.
На рубеже десятилетий, в период реформ, предметом пристального внимания и изучения в искусстве становится народ. Осмысление национального характера воспринимается как задача искусства. Этому посвящены стихотворения Н. А. Некрасова, музыкальные миниатюры М. П. Мусоргского и А. С. Даргомыжского, картина «Портрет крестьянина» И. Н. Крамского и др. Критика социальной действительности становится доминантой в искусстве.
Изображение духовной нищеты власть имущих, страданий народа и вырождения религиозных идеалов становится главной темой творчества художника В. Г. Перова («Чаепитие в Мытищах близ Москвы», «Проводы покойника», «Сельский крестный ход на Пасху»).
Сочинение-миниатюра «Народ в русском искусстве середины XIX века» — обобщение читательских, слушательских и зрительских впечатлений.
Важнейшим событием эпохи стал раскол редакции журнала «Современник», получивший зачастую прямо противоположную оценку в письмах и мемуарах современников. Различия в понимании искусства были во многом обусловлены различием во взглядах на будущее России, на цели и задачи ее настоящего. Те же процессы происходили в музыке и живописи: наряду с академической школой живописи организуется артель молодых художников во главе с И. Н. Крамским, положившая начало товариществу передвижников; наряду с Петербургской консерваторией организуется сообщество композиторов Могучая кучка.
Споры о назначении искусства между революционерами-демократами и либерально настроенными писателями и сторонниками «чистого искусства», помимо эстетического, приобретали социально-политическое значение. Песни М. П. Мусоргского на стихи Н. А. Некрасова и увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и романсы П. И. Чайковского — яркий пример различного понимания природы искусства в музыке.
Составление учащимися синхронической историко-культурной таблицы. Диспут о назначении искусства с привлечением литературно-критического материала и апелляцией к собственным впечатлениям учащихся.
«Что делать?» — главнейший вопрос эпохи 60-х гг. С одной стороны, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой видят залог социального прогресса в нравственном совершенствовании, а с другой — Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев утверждают необходимость социальных преобразований. Сопоставительный анализ учащимися взглядов Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева на основе литературно-критического материала, мемуаристики и дневников.
Картина Н. Н. Ге «Тайная вечеря» охарактеризовала драму героя времени, перекликаясь с картиной А. Иванова. В картине Н. Н. Ге и стихотворении Н. А. Некрасова «Душно без счастья и воли...» нашло выражение психологическое и социально-историческое самочувствие личности в 60-е гг. Итогом трагических размышлений эпохи о судьбе народа и России явилась опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов» («Сцена под Кромами» — оценка народа и народного бунта). Итоговое сочинение учащихся на тему: «Как я представляю себе судьбу героя 50—60-х годов».
70-е гг., когда после отмены крепостного права, по словам Л. Н. Толстого, «все переворотилось», — время брожения и поисков, разочарований и надежд, время выбора пути движения общества, которое, расцветая в оживлении 90-х гг., подводило Россию к XX в.
Картина И.Н.Крамского «Христос в пустыне» (1872), где в отвлеченной форме библейского сюжета передается настроение сомнения в необходимости жертвы во имя людей, характерное для эпохи «хождения в народ». Анализ картины в сопоставлении с духовными документами эпохи (письма, мемуары), собранными учениками.
Поэзия Фета и Некрасова, роман Тургенева «Новь», «Анна Каренина» Л. Толстого как наиболее отчетливое выражение трагизма времени, которое требует движения вперед и разрушает цельность человека, гармонию его души.
«Безвременье» 80-х гг., символически проступающее в Шестой симфонии Чайковского, портрете Победоносцева работы В. Серова, статуе Александра III, изваянной П. Трубецким. (Сочинения-миниатюры учеников об этих произведениях искусства.)
Вступление к поэме А. Блока «Возмездие» как точная характеристика эпохи 80-х гг. Русская литература в сопротивлении мертвому оцепенению. Отчаяние и страстные поиски выхода. Сарказм сказок Салтыкова-Щедрина, тоскливый плач Надсона, тревожные призывы Гаршина, чуткая совесть Глеба Успенского, заразительный смех Чехова над нелепостью жизни — диапазон реакций русской литературы на эту эпоху.
Сопоставление учениками фрагментов произведений писателей с выделением основного мотива — отношение к времени.
90-е гг. XIX в. — возрождение надежд, романтическое предощущение перемен. Музыка Рахманинова и Скрябина. Поиски Чеховым цельности и осмысленности жизни, Короленко — человечности, Горьким — праздника. Нарастание света и иронии в полотнах Левитана и Серова.
Сопоставительный анализ музыкальных, живописных и поэтических произведений времени учениками.
Литературное творчество. Сочинение «Эпоха отчаяния (80-е гг.) и надежд (90-е гг.) в русском искусстве».
А. Н. Островский. «Гроза», «Бесприданница», «Лес». – 10 ч.
А. Н. Островский как художник купеческого Замоскворечья. Появление Островского в период расцвета дворянской культуры с устойчивыми традициями. Поиски Островским самобытности русской национальной литературы в связи с воззрениями славянофилов и последующим философским осмыслением своеобразного развития русской истории (Владимир Соловьев). Выбор жанра драмы как способа наиболее живого воздействия на широкий круг современников. Особенности драмы как вида искусства.
Предварительное задание к уроку по пьесе «Гроза»: журналист приезжает в город Калинов и, познакомившись с жизнью города и его обитателями, пишет очерк. Фон, на котором происходит драма семьи Кабановых. Развитие драмы Катерины (чтение сцен по выбору учеников). Развитие действия, где каждая сцена имеет свой «малый» конфликт, переходящий в общую коллизию пьесы.
Комментарии учеников как режиссеров к исполнению роли Катерины. Выбор учениками фразы, сцены для характеристики Катерины. Близость образа Катерины современному театру. Рассказ-доклад об исполнении роли Катерины различными актрисами (Стрепетова, Ермолова, Никулина-Косицкая) с подготовленным чтением сцен из пьесы. Семья Кабановых. Понятие семьи: каковы должны быть отношения в семье в представлении учеников — и семья Кабановых. Отсутствие любви в доме, где все держится лишь на старозаветных традициях и чувстве долга. Кабанова как глава семьи, семейного клана. Ее требования к детям и невестке. Отношения поколений в пьесе.
Отбор сцен, эпизодов, связанных с потребностью человека мечтать, любить, творить. Конфликт серости, самодурства, невежества с неумирающей потребностью мыслить и чувствовать.
Судьба Кулигина. Провинциальный город в России. Оборотная сторона потребности людей к познанию мира при отсутствии знаний — бытовая мифология. Творческая работа по теме: «Имеет ли смысл изобретать вечный двигатель?»
Творческая работа: встреча Островского с труппой актеров Малого театра для представления пьесы, ее героев. Основная мысль пьесы и представление каждого из героев характерной для него репликой.
«Бесприданница». Катерина Кабанова и Лариса Огудалова. Возрастающее влияние городской культуры на женские образы этой пьесы (выборочное чтение учителя). «Бесприданница» фактически городская мещанская пьеса. Сопоставление ключевых слов Катерины и Ларисы. Сравнение двух культур. Отражение движения времени в пьесе «Бесприданница». Карандышев — агрессия «маленького человека». Карандышев и Башмачкин. Паратов — воплощение потребности в воле, свободе и действиях. Размышления учеников о том, почему Лариса любит именно Паратова. Рецензирование фильма Э. Рязанова «Жестокий романс».
А. Н. Островский в русской критике. Тезисы статей, подготовленные учениками по группам: Ап. Григорьев. «Русская изящная литература в 1852г.»; Н.Добролюбов. «Луч света в темном царстве»; Д. Писарев. «Мотивы русской драмы». Восприятие театра Островского современными писателями.
Сочинения: «Монолог Катерины с ключом и партитура чувств для его выразительного прочтения», «Как бы я поставил сцену свидания Катерины с Борисом?», «Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабановой?», «Размышления о жанровой природе „Грозы": драма или трагедия?», «Чем вызвана гроза над городом Калиновым?», «В чем своеобразие конфликта пьесы „Гроза"?», «Роль Катерины в интерпретации Стрепетовой (Никулиной-Косицкой, Ермоловой и др.)», «Лариса Огудалова и ее поклонники», «„Бесприданница" в киноверсии Э. Рязанова».
Теория литературы. Спектакль и экранизация как формы художественного прочтения пьесы.
Внеклассное чтение. А. Володин. «Старшая сестра».
Литературное творчество. Критическая статья «Мир Островского на сцене и на экране». Очерк журналиста, побывавшего в городе Калинове или Бряхимове.
И. А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Фрегат „Паллада"», «Обломов», «Обрыв» - 9 ч.
Детство писателя, юношеские устремления, влияние пушкинского слова на становление личности писателя. Обсуждение вопросов: «Почему, находясь в революционно-демократической среде, Гончаров не участвовал в политической жизни своего поколения? Выбор чиновничьей карьеры: случайность или закономерность?»
Первый роман Гончарова «Обыкновенная история» как стремление «осветить все глубины жизни, объяснить ее скрытые стороны». Типы характеров и проблема поколений в изображении Гончарова. Борьба «нового» и «старого» в романе. «Непревосходство» «нового» над «старым» Романтические иллюзии в романе и их развенчание автором. Обсуждение правомерности суждения Гончарова, что «фигура дяди вышла бледнее, чем фигура племянника». Отсутствие прогресса в облике поколений как одна из трагедий русской жизни. Сопоставительный анализ образов романа.
Привлекательные и отталкивающие стороны главных героев романа. Размышления учеников над словами Белинского о том, что в эпилоге романа Александр Адуев должен был «заглохнуть в деревенской дичи в апатии и лени».
Столкновение романтического и скептического мироощущения в героях романа «Обыкновенная история». Эволюция характера Адуева-младшего и драматизм итогов жизни Адуева-старшего. Автор романа — противник крайностей.
«Фрегат „Паллада"» — путевые заметки Гончарова. Объективность взгляда на мир. Чтение фрагментов. Мотивировка мнения Гончарова: «...укрепление в мыслях, что деловитое преобразование — то новое, что необходимо всем народам, а России в особенности».
«Обломов» — второй роман трилогии о явлениях русской жизни. «Сон Обломова» — «увертюра» к роману. Жизнь Ильи Ильича в Обломовке и в Петербурге. Параллели с жизнью автора (Симбирское поместье — Москва). История создания романа (Мариенбадское чудо). Обсуждение первоначальных впечатлений учеников по вопросам на сферы восприятия. Анализ сцены с Пенкиным в петербургской квартире Обломова. Схема душевных и физических движений Обломова в этой сцене. Первоначальный вывод о характере персонажа. Обсуждение вопросов: «Является ли жизнь, увиденная во сне, идеалом Обломова? Жизнь как сон — метафора жизни героя. Почему при наличии высоких устремлений „ноги Обломова не идут"?» Обломов и Штольц. Сравнение Штольца и Адуева-старшего. Дискуссия по темам: «Делец или герой новой русской жизни?», «Может ли Штольц разбудить Обломова?». Любовь Обломова как пробуждение к новой жизни. Прослушивание арии «Casta diva» (из оперы Беллини «Норма»). Обсуждение характера музыки, ее движения. Рассуждения учеников о том, почему именно эта ария разбудила Обломова. «Casta diva» как аналог чувств Обломова. Обсуждение вопроса: «Почему не состоялось счастье Обломова и Ольги?» Жизнь Обломова на Выборгской стороне. Сопоставительный анализ образов Ольги Ильинскойи Агафьи Пшеницыной (что в Обломове любит Ольга и что Агафья Матвеевна).
Дискуссия: «Какая любовь спасительна: зовущая и поднимающая вверх или любовь „без игры и музыки нерв"?» Отношение автора к укладу жизни Обломова на Выборгской стороне. Дискуссия на тему: «Был ли неизбежен финал жизни Обломова на Выборгской стороне?»
Критика о романе Гончарова. Столкновение мнений Н. А. Добролюбова (статья «Что такое обломовщина?» (фрагменты)) и А. В. Дружинина (статья «„Обломов", роман И. А. Гончарова» (фрагменты)). Интерпретация романа в фильме Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова». Обсуждение вопроса: «В чем сходны и в чем расходятся позиции режиссера фильма и автора романа? Чья позиция вам ближе? Совпадает ли художественный стиль фильма и манера повествования Гончарова?»
Роман «Обрыв» — заключение трилогии о старых и новых русских людях. Райский как «проснувшийся Обломов» (обсуждение статьи Гончарова «Лучше поздно, чем никогда»). Сравнение авторского взгляда на Райского и Обломова. Обсуждение причин сочувствия Обломову и неприятия Райского. Ирония автора в описании Райского. Противопоставление персонажей: Райский — Волохов и Тушин. Дискуссия на тему: «Кто эти герои? Новое и старое в них. Что оборвалось в русской жизни?» Символичность названия романа.
Теория литературы. Жанр социально-психологического романа.
Внеклассное чтение. Ю. Трифонов. «Другая жизнь»; В. Конецкий.
Литературное творчество. Сочинение «Сон о моем детстве» (о современных обломовых и обломовщине).
Ф. И. Тютчев. Лирика: «Тени сизые смесились...», «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Не то, что мните вы, природа...», «Природа — сфинкс...», «Фонтан», «Цицерон», «О, этот юг, о, эта Ницца...», «14 декабря 1825 года», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь» - 6 ч.
Русские и советские поэты и писатели о Ф. И. Тютчеве, о влиянии его поэзии на их творчество (И. Анненский, В. Брюсов, А. Блок и др.). «Тайный» поэт. История прижизненных публикаций стихотворений Ф. И. Тютчева и реакция на них критиков и читателей.
Тютчев глазами современников. Дипломат и собеседник Гейне и Шеллинга, знаток европейской культуры и сторонник славянофилов, цензор и литератор, монархист и критик общественных порядков в России и, наконец, блестящий светский острослов.
«Первостепенный поэтический талант» (Н. А. Некрасов). Пантеист. Тютчев — «поэт ночной души природы» (Н. А. Бердяев). Вечное движение природы — вечное движение жизни в поэзии Ф. И. Тютчева.
Борьба внешнего, зыбкого покрова космоса с «шевелящимся под ним хаосом». Предчувствие «роковых минут», предвестие катастроф как фатального вторжения хаоса в историю. Человек как «мыслящий тростник», дерзнувший бросить вызов судьбе. Россия — источник мессианских упований поэта.
Страстное переживание мысли — поэтическое кредо Ф. И. Тютчева, метафорическая реализация философской идеи в центральном образе стихотворения как способ художественного мышления.
Страницы жизни, ставшей легендой. Тютчев и Денисьева: любовь в жизни и в поэзии. Драматический психологизм любовной лирики Ф. И. Тютчева как отражение в интимном переживании конфликтности эпохи.
Отголоски Ф. И. Тютчева в русской поэзии (стихотворение «Silentium» Ф. И. Тютчева, изученное в 9-м классе, и «Silentium» О. Мандельштама; «Эти бедные селенья...» Тютчева и «Шел Господь пытать людей в любови...» Есенина и др.).
«Поэтические миры» (Л. Я. Гинзбург) философской поэзии Ф. И. Тютчева. Групповая работа учащихся или урок-семинар по проблемам: «Природа в понимании и поэтическом изображении Ф. И. Тютчева», «Драматизм человеческого бытия в поэзии Ф. И. Тютчева», «Любовь в изображении Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина», «История цивилизации и современность глазами Ф. И. Тютчева», «Россия, ее прошлое, настоящее, будущее в понимании Ф. И. Тютчева», «„Поединки роковые" людей и идей в поэзии Тютчева как отражение конфликтности эпохи». Влияние Ф. И. Тютчева на развитие русской литературы. Слово учителя о поэте «Тютчев — поэт и человек» с опорой на результаты групповой работы. Беседа о любимых стихотворениях Ф. И. Тютчева, специально подготовленных и выразительно прочитанных учащимися. Романсы на стихи Ф. И. Тютчева и мотивы тютчевской лирики в советской поэзии.
Теория литературы. Метафора как вид тропа и как организующий принцип композиции.
Внеклассное чтение. А. Блок, Н. Заболоцкий, Д. Самойлов, Н. Рубцов и др.
Литературное творчество. Предисловие к самостоятельно составленному сборнику стихотворений поэта. Сочинение на тему: «Природа глазами поэта». Сочинения: «Идейно-художественный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева (по выбору учащихся)», «Почему для Тютчева „природа — сфинкс"?», «Философские идеи Тютчева и их созвучие моим мыслям», «Сопоставление лирических миниатюр Ф. И. Тютчева и А. А. Фета», «Любовь в поэзии Тютчева и его предшественников и современников», «Тютчевские мотивы и интонации в стихотворении Н. Заболоцкого „Я не ищу гармонии в природе..."».
И. С. Тургенев. «Отцы и дети» - 12 ч.
Путь писателя. Чтение фрагментов биографии Тургенева, написанной Б. Зайцевым: от «натуры чисто внешней» (А. И. Герцен) к «истинному сыну своего времени, который носит в своей груди все скорби и вопросы его» (В. Г. Белинский). Дружба Тургенева с Белинским и ее «решающее значение как для изменения общественных и эстетических взглядов, так и нравственного обличья» писателя. Поэма «Параша» — окончательный выбор литературного пути.
«Записки охотника» — панорама жизни русской деревни. «В русском человеке зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития» — лейтмотив цикла. Роль пейзажа в рассказах. Подбор картин русских художников к разным рассказам.
Самовластье матери и отсутствие родного дома в детстве. «На краю чужого гнезда» — «мучительная и сладостная любовь всей жизни» к Полине Виардо. Обсуждение вопроса: «Чем объясняется, по вашему мнению, неугасимая любовь Тургенева к П. Виардо?» Литературно-музыкальная композиция по письмам Тургенева к Виардо и воспоминаниям современников. Повести о трагической любви («Первая любовь», «Вешние воды»). Обзорное изучение романов «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо». Герои-рефлектеры («лишние люди») и герои действия в сочувственном и критическом освещении Тургенева. Причины драматических финалов в романах. Тургенев о «трагическом значении» любви. Анализ образов тургеневских девушек и роковых женщин.
Обсуждение вопроса: «В каких тургеневских героинях проступают черты матери Тургенева — Варвары Петровны?»
Анализ названий романов Тургенева в хронологическом порядке. Рассуждения учеников о том, как изменяется характер названий и почему. «Лишние люди» в романах Тургенева. «Рудин» — портрет русского человека 40-х гг. XIX в. Дискуссия на тему: «Рудин и Лаврецкий: драма славянофильства и драма западничества (анализ мнения А. Григорьева и Н. Добролюбова).
Анализ образа Лизы Калитиной в столкновении мнений А. Н. Островского, Д. И. Писарева и П. В. Анненкова. Спор Тургенева с Гончаровым о борьбе «старого» и «нового» в русской жизни. Статья Тургенева «Гамлет и Дон Кихот». Обсуждение в классе черт этих героев мировой литературы в героях Тургенева.
Роман «Отцы и дети». Обсуждение первых впечатлений учеников по вопросам на сферы восприятия. Урок-путешествие по роману: «События и герои в двух повторяющихся кругах сюжета». Обсуждение впечатлений учеников: «Привлекательные и неприятные черты „отцов" и „детей"». Авторское отношение к миру «отцов» и миру «детей». Обсуждение изменения отношения автора к Базарову. Дискуссия на тему: «Кто же „лишние люди" в романе?» «Лишние люди» в произведениях Пушкина, Лермонтова, Гончарова.
Обсуждение вопросов: «Считаете ли вы Базарова фигурой трагической? Способен ли Базаров на любовь? Почему Базаров умирает, а остальные герои романа живут?» Чтение фрагмента — описания могилы Базарова. Сопоставление слов Базарова, что из него «лопух расти будет», со словами в описании его могилы: «одни птицы садятся на нее и поют на заре... молодые елки посажены по обоим ее концам».
«Отцы и дети» — роман, который «прочли даже те люди, которые книг не брали в руки со школьной скамьи» (А. Я. Панаева). Общественный резонанс романа, его влияние на развитие русской литературы и жизни общества.
Романы «Дым» и «Новь» — тщетные поиски Тургеневым героя русской жизни. Обсуждение вопроса, поставленного Тургеневым в начале писательского пути: «Можно ли писать о России вдали от нее?»
Признание Тургенева на родине и в Европе. Дружба с европейскими писателями. Переводческий талант Тургенева. Вечные вопросы в стихотворениях в прозе. Жанр «стихотворений в прозе». Белый стих. Обсуждение вопроса: «Почему размышления о вечных вопросах потребовали поэтической формы?»
Сочинения: «Как эпизоды споров Базарова с Павлом Петровичем приоткрывают нам характеры героев романа?», «Почему и как произошел разрыв между Базаровым и его другом Аркадием?», «Базаров в его отношениях с родителями», «Базаров и Одинцова в истории их любви», «Проблема нигилизма в романе „Отцы и дети"», «Смерть Базарова глазами Тургенева и Писарева», «Отношение Базарова и автора романа к природе и искусству», «Всякий человек сам себя воспитать должен», «Базаров в свете статьи Тургенева „Гамлет и Дон Кихот"», «Жанровое и композиционное своеобразие „Отцов и детей" Тургенева», «„Тайная психология" в романе», «Рудин и Базаров (эволюция героя в творчестве Тургенева)», «Герои Тургенева на rendez-vouz», «Герой времени в романах Пушкина, Лермонтова и Тургенева».
Внеклассное чтение. Ю. Олеша. «Зависть»; Дж. Голсуорси. «Сага о Форсайтах»; Дж. Лондон. «Мартин Иден».
Литературное творчество. Сочинение-эссе «Нигилизм XIX в. и нигилисты XX в.».
Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?» - 1 ч.
Похожие документы:
От составителя (3)
Документ«Публичные библиотеки обеспечивают городским и сельским жителямсвободный доступ к информации, образованию, культуре.Они предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам.И. А. Флиге Составители: О. Н. Ансберг, А. Д. Марголис Интервью: Т. Ф. Косинова, Т. Ю. Шманкевич, О. Н. Ансберг Научный редактор: Т. Б. Притыкина Под общей редакцией А. Д. Марголиса Общественно-политическая жизнь Ленинграда в годы «перестройки»
ИнтервьюВ сборнике впервые сделана попытка с максимальной полнотой описать общественно-политические процессы в Ленинграде (С.-Петербурге) в период «перестройки» (от избрания М.Евгением Багратионовичем Вахтанговым в 1914 году, наша Школа не просто один из театральных институтов Российской Федерации. Она носитель и хранитель особой театральной культуры, где цель и задача
ЗадачаИстория вахтанговской школы - Высшего театрального училища, а ныне Театрального института имени Бориса Щукина - насчитывает уже более девяти десятилетий.