Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Рівненський інститут Університету «Україна» трактує міжнародну співпрацю як інструмент для досягнення кількох цілей. По-перше, для налагодження науко...полностью>>
'Документ'
Россия, где привыкли столь щедро разбрасываться талантливыми и образованными людьми, пошла еще дальше по пути самоуничтожения: ее граждане перестали ...полностью>>
'Документ'
В соответствии со статьей 11 Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, ...полностью>>
'Документ'
Источник финансирования: бюджет Сланцевского муниципального района на 2009 год (средства субсидии на подготовку образовательных учреждений и пришколь...полностью>>

Рабочая образовательная программа по литературе для 10 класса (профильный уровень) Автор-составитель: Ходченкова И. В

Главная > Образовательная программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Работа с литературными параллелями: какую болезнь своего времени видит в современниках лирический герой Лермонтова («Как часто...», «Дума»), чем лермонтовское ощущение своего времени близко оценке Стендаля, совре­менника Лермонтова?

Тоска Жюльена по сильной личности наполеоновской эпохи как доминирующее чувство, определившее поведение и поступки молодого героя. События жизни Жюльена, утверждающие его страстную преданность кумиру Франции. Анализ эпизодов: герой сам наказывает себя за неосторож­ное страстное высказывание о Наполеоне (ч. 1, гл. 5), Жюльен сжигает портрет своего кумира — Наполеона — из страха быть уличенным в преданности опальному герою (ч. 1, гл. 9). Какие стороны характера героя изобличают эти по ступки? За что борется герой романа? На чьей стороне сим­патии автора? Как утверждение А. С. Пушкина по поводу сильной личности и ее влияния на общественное сознание (комментирование строфы из романа «Евгений Онегин» «Мы все глядим в Наполеоны...») можно проверить на исто­рии судьбы Жюльена Сореля? Какие художественные де­тали портрета литературного героя формируют читательское отношение к нему? Анализ портрета Жюльена Сореля (Стендаль. «Красное и черное», ч. 1, гл.4), сравнение с портретом Пугачева из повести А. С. Пушкина «Капи­танская дочка» (гл. 2. «Вожатый»). В чем проявляется внут­ренняя сила героев? Чем объясняется разница во взглядах на сильную личность, предъявленная в эпиграфах к разным главам романа? Отчего последние главы романа Стендаля «Красное и черное» лишены и названий, и эпиграфов? Слаб или силен Жюльен Сорель? Творческая письменная работа: «Страничка из дневника Жюльена Сореля, написанного им в тюрьме» или «Как судьба Жюльена Сореля опровергает утверждение графа Альтамира: „Никаких подлинных стра­стей нет в XIX веке" (ч. 2, гл. 9)?» (по выбору учащихся).

Теория литературы. Реалистический роман. Компози­ция, фабула и сюжет.

Литературное творчество. Составить киносценарий по одному из эпизодов романа.

Русское искусство на переломе от поэзии к прозе. – 1 час.

Переход от 30-х к 40-м гг. XIX в. в русском обществе и смена трагических ощущений катастрофы, подсказанных разгромом декабристов и гибелью Пушкина; поиск путей движения России. «Последний день Помпеи» К. Брюллова как характерное проявление тревоги. Пушкин и Гоголь о картине как о знамении времени. «Философические письма» Чаадаева, поставившие вопрос о причинах неподвижности общества, перспективах исторического движения и нацио­нальном своеобразии пути России. Вопрос, самовластно ре­шенный в XVIII в. Петром Великим: «Присоединиться к ев­ропейской цивилизации или развивать свои, самобытные корни?» — снова воскрес в русском обществе и разделил его на западников и славянофилов.

Картина А. Иванова «Явление Христа народу» — один из ответов на вопрос о путях спасения России. Главенство духа над плотью и высокой природности над животностью, призыв к религиозному очищению и к гуманизму.

Духовные искания Гоголя в 40-е гг., его книга «Выбран­ные места из переписки с друзьями», в которой пробужде­ние национального самосознания выразилось в интересе к народу, его традициям, положению, чаяниям. Нити, кото­рые тянутся от творчества Гоголя к драматургии Островско­го, «Запискам охотника» Тургенева, «Бедным людям» До­стоевского, «Севастопольским рассказам» Толстого, поэзии Некрасова. «Натуральная школа», рожденная Гоголем. Стремление изучать народ, критически оценить его положе­ние и вера в его духовные возможности.

Смерть Гоголя — общественное событие, объединившее лучшие силы русской литературы на борьбу с крепостни­чеством. Арест Тургенева за некролог о Гоголе, стихотво­рение Некрасова «Блажен незлобивый поэт...» — эхо этого события.

Деятельность учеников в процессе обзора: сопоставле­ние «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя и «Философических писем» Чаадаева, «Письма к Гоголю» Белинского; анализ школьниками картин К. Брюллова и А. Иванова, пересказ «физиологических очерков» «натураль­ной школы» и т. д. Соотнесение современных дискуссий о путях развития страны с историческими размышлениями западников и славянофилов как предмет диспута в классе.

А. С. Пушкин. – 8 ч.

Обобщение разнообразных мотивов в поэтическом творчестве. Внутренний драматизм, напряжение мысли, которые проявляются как ре­зультат светлой гармонии гения русской литературы.

Свобода и закон в лирике Пушкина. Мо­тив свободы и закона задан юношеской одой Пушкина «Вольность» (1817). Равенство свободы и закона и нару­шение их равноправия в сознании Пушкина как преступление. Недоступность свободы народу. Романтический идеал свободы, роднящий поэта с неукротимостью моря. Анализ композиции стихотворения обнаруживает своеобразие пуш­кинского взгляда: поэт готов быть свободным от всего, кро­ме чувств. Дискуссия о справедливости позиции Пушкина. Предсмертное стихотворение «Из Пиндемонти» (1836) — вариант пушкинского вознесения над политиче­скими конфликтами и принуждениями времени и власти, несносными для «вольного гения». Сопоставление со знако­мым уже ученикам стихотворением «Я памятник себе воз­двиг...».

Тема поэзии и любви в лирике Пушкина. Родственность стихий любви и поэзии в сознании Пушкина. Гармо­ния любви, как и гармония поэта и мира, оказывается добы­той чередой конфликтов. Столкновение «презренной пользы» и вдохновения, «Поэт и толпа» — поединок «высоты и низо­сти».

В теме любви нарастание трагизма и потребности гармо­нии заметно в хронологическом ряду стихотворений «Жела­ние славы» (1825), «Талисман» (1827), «Не пой, красавица, при мне...» (1828), «Что в имени тебе моем...» (1830). Сопоставление музыкальных интерпретаций .

Встреча А. С. Пушкина, М. И. Глинки и А. С. Грибоедо­ва в мае 1828 г. в Петербурге. Мелодия грузинской народ­ной песни, привезенная Грибоедовым с Кавказа, вдохновив­шая Пушкина на создание романса. Чтение «Записок» Глин­ки об этом эпизоде. А. Оленина и М. Раевская как прообразы героинь стихотворения. Работа Пушкина над сти­хотворением.

Причины исключения из окончатель­ного текста второй строфы черновика и замены слова вол­шебница на слово красавица. Смысл стихотворения, посвя­щенного музыке как глубинной памяти души. Мысль, вы­сказанная в «Каменном госте»: «Из наслаждений жизни / Одной любви музыка уступает, / Но и любовь — мелодия». Обсуждение вопросов: «Почему стихотворение начинается и заканчивается призывом: „Не пой, красавица, при мне / Ты песен Грузии печальной"?», «Отчего напевы названы „жестокими"?», «Как вы представляете себе поющую краса­вицу и „черты далекой, бедной девы"?», «Почему призрак назван „милым, роковым"?», «Почему в пении этот призрак воскресает?» Составление партитуры чувств для вырази­тельного чтения стихотворения. Контраст как основа компо­зиции стихотворения. Нарастание драматичности от строфы к строфе и обогащенный новыми чувствами возврат к нача­лу в финале.

Прослушивание романса Глинки. Размышления над тем, воплощает ли мягкая гармония музыки драматический смысл стихотворения. Литературный текст Пушкина как осложнение простодушного народного напева. Поиски ком­позиторами следующих поколений музыкального аналога пушкинскому стихотворению (это 48 романсов, среди кото­рых произведения М. А. Балакирева, М. П. Виардо-Гарсиа, А. К. Глазунова, Н. А. Римского-Корсакова). Романс С. В. Рах­манинова (1892—1893) — одно из глубочайших прозрений пушкинского смысла в музыке. Восточный колорит и рус­ский лиризм романса. Напряжение высоких нот начала и сердечная исповедь мелодии. Значение аккомпанемента основной мелодии в раскрытии горечи и цельности чувства. Музыка как свидетельство неиссякаемой гармонии любви. Сравнение разных исполнений романса Рахманинова (С. Ле­мешев, Т. Соткилава и др.). «Талисман». А. С. Пушкин и Е. К. Воронцова. Стихотво­рения, обращенные поэтом к возлюбленной («Прозерпина», «Все в жертву памяти твоей...», «Сожженное письмо»). Чте­ние стихотворения и попытка разрешить проблемный во­прос: в чем волшебство любви? Обдумывание вопросов: «Какое значение в стихотворении имеет место действия?», «Почему возлюбленная названа волшебницей и почему сло­во ласкаясь повторено?», «От чего не спасает талисман и в чем его „таинственная сила"?», «Почему измену и забве­ние поэт называет преступлением?»

Прослушивание романса в исполнении Н. А. Обуховой и ответ на вопрос: «Какие чувства сменяют друг друга в ходе пения?»

Смысл жизни человека и его путь в бес­смертие. Обобщение общих философских пози­ций Пушкина, проявленных в его лирике.

«Подражание Корану» — вольные переложения мотивов святой книги мусульман. Цикл требует от человека, «дрожа­щей твари», безусловного подчинения воле творца, благосло­вения его дел, приносящих радость, мужества и скромности, щедрости к обездоленным. Последнее стихотворение — бал­лада о мгновенности жизни, которую теряет тот, кто отдан покою благополучия. Только неустанный путь воскрешает человека и дарует ему все дорогие радости и молодость.

Элегия 1830 г. «Безумных лет угасшее веселье...» — по­пытка преодоления поэтом силы времени и вера в возмож­ность сохранения до конца жизни высших наслаждений че­ловека: мысли, творчества, восхищения красотой, любви.

Особенности пушкинских элегий в преодолении уныния, которое характерно для других поэтов этого жанра. Путь к освобождению от угнетающей поэта мысли о смерти может быть раскрыт в сравнении стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829) и «Вновь я посетил...». Прием сравне­ния редакций отчетливо обнаруживает авторские намерения.

«Вновь я посетил...» — стихотворение, написанное 26 сентября 1835 г., в Михайловском и при жизни Пушкина не печатавшееся. Сообщения учеников о предшествующих приездах Пушкина в Михайловское и оценка роли родового поместья в жизни поэта.

Чтение стихотворения разными актерами. «Благослове­ние или горечь оказываются основой отношения поэта

к жизни?» — проблемный вопрос, создающий установку на анализ, который протекает в классе как определение жанра стихотворения, сравнение его редакций и сопоставление партитуры чувств для выразительного чтения.

Стихотворение — подведение поэтического итога жизни. Многие исследователи определяли его как элегию (А. Сло­нимский, Б. Городецкий, Н. Степанов), замечая, однако, и жизнеутверждающий характер стихотворения (С. Шати­лов). Действительно, на фоне драматического звучания мыс­ли о смерти в лирике 1835 г. в стихотворении «Вновь я по­сетил...» — уверенное спокойствие ритма и радостное оду­шевление финала.

Тема разрыва с прошлым, отрешения от него в чернови­ках стихотворения. Лирическая автобиография черновика — счет потерям, финал стихотворения, подчеркивающий раз­рыв эпох жизни, их несхожесть. Чудо спасения от горе­чи жизни — в черновике достояние исключительной судьбы поэта.

В последней редакции согласие с жизнью и цельность души как возможность каждого человека, который живет по законам природы. Не бесследное исчезновение, а вхождение в жизнь, приобщение к общему ее потоку — закон и природ­ного, и человеческого мира. Благосклонность природы к че­ловеку и «младого» к «старому». Приветный шум сосен и память внука — спасение человека от забвения, новый фи­нал — выражение радости соединения прошлого, настояще­го и будущего.

Размышления над вопросом: «Почему Пушкин, готовя стихотворение к изданию, озаглавил его „Сосны"?»

Теория литературы. Жанр элегии. Финал (кода) в ком­позиции стихотворения.

Внеклассное чтение. Стихотворения А. С. Пушкина, на­писанные в Михайловском («Деревня», «Домовому» и др.). Стихотворения, обращенные к Е. К. Воронцовой.

Литературное творчество. Эссе «Над чем не властно время?», эссе «Что сильнее — обстоятельства или чувства?».

Поэма «Медный всадник» — размышление Пушкина о личности и государстве, о свершениях истории и судьбе от­дельного человека. Петр и Евгений как герои-антиподы (мечты одного и другого, отношение к природе и человеку) Групповая работа учеников над вариантами текста поэмы. Контраст — основной принцип композиции произведения.

Вступление и эпилог. Проблема цены величия государ­ства в сознании Пушкина. Природа и человек в поэме. Петр — основатель города и памятник императору. Два лика памятника и два бунта (стихии и маленького человека) как центральные события двух частей поэмы. Размышления уче­ников над вопросом: «Каким видят город Петр, Евгений и Пушкин?» Создание киносценария к эпизодам «Наводне­ние», «Бунт Евгения». Дискуссии: «Почему Медный всад­ник преследует Евгения, а не остается в „неколебимой вы­шине", как при наводнении?», «Прославляет или обвиняет Пушкин Петра Великого?», «Почему поэма названа „Петер­бургской повестью"?». «Лик державца полумира» в изобра­жении Фальконе.

История работы над памятником, открытым в 1782 г. Стремительность движения и величие как доминанты обра­за. Размышления учеников о том, зачем была уменьшена скульптором скала постамента, почему ей придана форма волны. Вдохновенное лицо императора, созданное М. Калло. Властность жеста и победная гордость осанки. Размышления учеников о том, чем отличается пушкинский образ от памят­ника Фальконе.

Теория литературы. Поэма и повесть.

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Арап Петра Вели­кого»; В. А. Жуковский. «Двенадцать спящих дев».

Литературное творчество. Сочинение «Памятник и стихи, к нему обращенные» (П. Вяземский. «Петербург»; А. Мицкевич. «Дзяды»). Сочинение «Зла промчится быстро миг...» (по страницам творчества А. С. Пушкина). Написание сценария по произведениям Пушкина к фестивалю.

«Борис Годунов» как трагедия народной наивности и безгласия и трагедия совести. Проблемный вопрос: «Как связаны судьба человеческая и судьба народная?» Диспут «В чем трагедия царя Бориса?». Бояре и народ в трагедии. Групповая работа: «Причины успеха Гришки Отрепьева и обреченность самозванца». Польские и московские сцены в словесных иллюстрациях учеников. Сравнение театраль­ных интерпретаций трагедии в телефильме А. Эфроса и спектакле 3. Корогодского (Ленинградский ТЮЗ). Музы­кальная драма М. Мусоргского и исполнение роли Годунова Ф. Шаляпиным.

Теория литературы. Понятие о трагедии.

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Русалка».

М. Ю. Лермонтов. – 5 ч.

Лермонтов на Кавказе и в России. Притяжение и оттал­кивание как чувства, окрашивающие отношение к Богу, творчеству, родине, любви.

Стихотворение «И скучно, и грустно...» (1840). Подбор биографических эпизодов, которые могли бы привести поэта к горьким выводам стихотворения. «Молитва» 1829 г. («Не обвиняй меня всесильный...») и «Молитва» 1839 г. («В ми­нуту жизни трудную...»). Творчество как «всесожигающий костер» и как путь приятия мира. «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841). Сравнение со стихотворением 1830 г. «Я видел раз ее в веселом вихре бала...». Разное от­ношение поэта к прошлому чувству в раннем и зрелом сти­хотворении. Противостояние «красоты блистанья» и «огня угаснувших очей», пылкого порыва и таинства разговора сердец. Сравнение романсов Титова и Шишкина на текст стихотворения Лермонтова.

«Родина» (1841). Характерность для Лермонтова отрица­тельных конструкций в поэтической фразе. Проступание любви сквозь препятствия, «пронзая ночи тень» — «дрожа­щие огни печальных деревень». Оправдание учениками ан­типатий и пристрастий поэта, выраженных в стихотворении.

Рассмотрение темы «Поэт и светское общество» на мате­риале лирики Лермонтова помогает ученикам понять причи­ны конфликтности сознания поэта. Сравнение стихотворе­ний «Монолог» (1829) и «Как часто пестрою толпою окру­жен...» (1840) открывает нарастание драматизма конфликта с обществом и энергии протеста поэта. Иронические эпи­граммы Лермонтова на этом фоне оказываются сиюминут­ными шутками.

Сопоставление войны и природы в стихотворениях «Ва­лерик» (1840) и «Сон» (1841) подчеркивает заветную мысль поэта о слиянии с природой и преодолении вражды как бес­смысленной страсти людей.

В последней теме «Любовь и одиночество» собраны стихотворения, свидетельствующие о вере Лермонтова в безгра­ничность любви («Молитва», 1837; «Они любили друг дру­га...», 1841) и горечи одиночества человека, оставленного даже Богом («Благодарность», 1840), о попытке преодоления одиночества в творчестве («Есть речи...», 1840) и о растворе­нии в жизни природы («Выхожу один я на дорогу...», 1841).

Теория литературы. Конфликт в лирическом стихотво­рении.

Внеклассное чтение. Лирика М. Ю. Лермонтова.

Литературное творчество. Сочинение «Что я люблю и чего не люблю в людях, жизни, искусстве?».

«Демон». Встречи Лермонтова с Кавказом. Влияние гру­зинского фольклора на замысел поэмы «Демон», которая писалась Лермонтовым с четырнадцати лет до конца жизни. Мотив одиночества и гордого отрешения от жизни в лирике Лермонтова.

Гуманизм лирического чувства в стихотворении «Утес». Демон — «царь познанья и свободы», презирающий все ми­розданье и томимый одиночеством.

Картины природы, увиденные автором поэмы и Демо­ном. Разнообразие жизни и презрение Демона ко всему, кро­ме любви. Пир у Гудала. Красота и детская наивность Тама­ры. Словесные иллюстрации учеников к эпизодам «Пляска Тамары», «Слезы о женихе», «Томление в монастыре». Князь Синодал и Демон в их отношении к Тамаре. Портрет жениха — описание облика. Портрет Демона — раскрытие духа. Причина гибели жениха. Драматизм композиции поэ­мы, соседство контрастных эпизодов (безжизненность раз­грабленного каравана и полет мертвого всадника, пир и по­хороны, свидание и смерть).

Ритм поэмы и отступления от него в речах Демона. Лю­бовь к Тамаре — попытка возрождения к добру. Отношение Демона к жизни людей с минутностью и ограниченностью их чувств и целей. Беспредельность желаний Демона и кос­мизм образов в его речи. Два поединка Демона с ангелом.

Диспут «Почему Демон не смог возродиться к добру и свету?». Стилистические наблюдения учеников: «Самые неожиданные сравнения и эпитеты в поэме». Значение по­следней картины для раскрытия смысла поэмы. Опера А. Ру­бинштейна и иллюстрации М. Врубеля как художественные интерпретации поэмы Лермонтова. Теория литературы. Автор в поэме и лирическом сти­хотворении.

Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад».

Литературное творчество. Сочинение «Земной мир, увиденный из поднебесья» или «„Демон" Лермонтова и Вру­беля».

Н. В. Гоголь. Повесть «Портрет». – 2 ч.

«Портрет» — повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека. Рассказ учителя о работе Н. В. Гоголя над повестью, появившейся в 1835 г. в составе сборника «Арабески» и встретившей неодобрительные отзывы, рез­кую критику В. Белинского. Чтение отрывка из статьи Белин­ского «О русской повести и повестях г. Гоголя».

Проблемный вопрос: «Действительно ли „Портрет" есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде», а вторая часть — „приделка, которая решительно ничего не стоит"?»

Инсценирование первой редакции повести группой зара­нее подготовленных учеников и задания классу для домаш­него чтения второй редакции, созданной Гоголем в Риме в 1841 — 1842 гг. Размышления о различиях первой и второй редакций. Изменение фамилии героя (Чертков — Чартков). Исключение мистических появлений портрета и заказчиков, прояснение слога и развертывание реалистических характе­ристик второстепенных персонажей (Никита, профессор, хо­зяин дома, квартальный, дамы — заказчицы портрета и др.).

Центральный вопрос анализа: «Почему погиб талант ху­дожника?» Отношение Чарткова к бедности и своему тру­ду в начале повести. Впечатление, произведенное портре­том. Словесное рисование «Чартков перед портретом рос­товщика».

Сон и явь в повести. Осуществление мечты о богатстве и славе. Секрет успеха Чарткова — угождение самолюбивым заказчикам и отход от подлинного искусства. Правда в ис­кусстве и успех среди публики — «две вещи несовместные» для Гоголя. Необходимость трагического отречения худож­ника от соблазнов славы, богатства.

Судьба истинного художника в повести — обобщенный портрет Александра Иванова. Дружба Гоголя с Ивановым в Риме. Картина «Явление Мессии» и подготовительные этюды к ней. Поиски учениками среди них контрастов и аналогов портрету ростовщика: «Голова прислушивающегося», «Голова Иоанна Крестителя», «Голова фарисея в чал­ме», «Портрет Гоголя» (1841).

Размышление о том, что отличает портрет ростовщика от высокого искусства. Представление Гоголя об озаряющей силе искусства, помогающей победить низость и ужас жиз­ни. Чартков, переходящий от молодого опьянения радостями жизни к самоутверждению в ней. Следы художественных склонностей и жажда золота, побеждающая в Чарткове даже желание славы. Дискуссия: «Почему подлинное искусство так потрясает Чарткова и отчего им овладела страсть к раз­рушению?» Неосуществленность таланта, ведущая к злу, за­висти и в конечном счете к гибели. Вторая часть повести — история о победе души художника над злом, олицетворен­ным в дьявольском портрете ростовщика, облик которого в первой редакции исчезал с полотна, а во второй — вновь терялся в мире сам портрет.

Размышление о смысле изменения финала и большей ре­алистичности позиции Гоголя в окончательном тексте по­вести.

Теория литературы. Фантастическое и реальное в лите­ратуре.

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Невский проспект», «Нос».

Литературное творчество. Сочинение «„Петербург­ские повести" Гоголя и картины П. Федотова». Сочинение-эссе «Подлинное и мнимое искусство».

В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Го­голя», «Письмо к Н. В. Гоголю», «Взгляд на русскую лите­ратуру 1847 года», «Сочинения Александра Пушкина» - 1 ч.

Белинский — «одно из самых замечательных лиц нико­лаевского периода». Личность великого критика в восприя­тии современников (А. И. Герцен, П. В. Анненков, И. С. Тур­генев, А. Я. Панаева и др.).

Борьба за утверждение «реальной поэзии» в искусстве. «Исторический взгляд» на русскую литературу — обзор ста­тей из цикла «Сочинения Александра Пушкина».

Разработка и пропаганда принципов «натуральной шко­лы». Составление «манифеста направления» на основе ста­тей Белинского.

Эволюция взглядов критика от гегелевского признания всего действительного разумным к проповеди свободы личности и борьбы. Составление воображаемого диалога крити­ка с самим собой.

Критика как вид литературного творчества. Написание рецензий на «главную» книгу года.

Теория литературы. Цели и приемы публицистики.

Внеклассное чтение. Одна из публицистических статей в современной журналистике.

Литературное творчество. Рецензия на «главную» книгу года.

А. И. Герцен. «Кто виноват ?», «Сорока-воровка», «Былое и думы» (ч. 1, гл. VI; ч. 4, гл. XXVII; ч. 5, «Запад­ные арабески» (вторая тетрадь); ч. 6, гл. X).- 2 ч.

Биография, общественная деятельность, мировоззрение и судьба А. И. Герцена — главы из книги «Былое и думы».

«Былое и думы» — исповедь, утверждающая достоинст­во, высокое назначение человека и веру в «благородные ин­стинкты человеческого сердца» (П. В. Анненков).

А. И. Герцен в России. «Семейная разладица» славяно­филов и западников. Чтение глав «Наши» и «Не наши» чет­вертой части «Былого и дум», сообщения учеников на тему: «Историческое развитие России в осмыслении западников и славянофилов».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. От составителя (3)

    Документ
    «Публичные библиотеки обеспечивают городским и сельским жителямсвободный доступ к информации, образованию, культуре.Они предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам.
  2. И. А. Флиге Составители: О. Н. Ансберг, А. Д. Марголис Интервью: Т. Ф. Косинова, Т. Ю. Шманкевич, О. Н. Ансберг Научный редактор: Т. Б. Притыкина Под общей редакцией А. Д. Марголиса Общественно-политическая жизнь Ленинграда в годы «перестройки»

    Интервью
    В сборнике впервые сделана попытка с максимальной полнотой описать общественно-политические процессы в Ленинграде (С.-Петербурге) в период «перестройки» (от избрания М.
  3. Евгением Багратионовичем Вахтанговым в 1914 году, наша Школа не просто один из театральных институтов Российской Федерации. Она носитель и хранитель особой театральной культуры, где цель и задача

    Задача
    История вахтанговской школы - Высшего театрального училища, а ныне Театрального института имени Бориса Щукина - насчитывает уже более девяти десятилетий.

Другие похожие документы..