Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Рабочая образовательная программа по литературе для 10 класса (профильный уровень) Автор-составитель: Ходченкова И. В
Работа с литературными параллелями: какую болезнь своего времени видит в современниках лирический герой Лермонтова («Как часто...», «Дума»), чем лермонтовское ощущение своего времени близко оценке Стендаля, современника Лермонтова?
Тоска Жюльена по сильной личности наполеоновской эпохи как доминирующее чувство, определившее поведение и поступки молодого героя. События жизни Жюльена, утверждающие его страстную преданность кумиру Франции. Анализ эпизодов: герой сам наказывает себя за неосторожное страстное высказывание о Наполеоне (ч. 1, гл. 5), Жюльен сжигает портрет своего кумира — Наполеона — из страха быть уличенным в преданности опальному герою (ч. 1, гл. 9). Какие стороны характера героя изобличают эти по ступки? За что борется герой романа? На чьей стороне симпатии автора? Как утверждение А. С. Пушкина по поводу сильной личности и ее влияния на общественное сознание (комментирование строфы из романа «Евгений Онегин» «Мы все глядим в Наполеоны...») можно проверить на истории судьбы Жюльена Сореля? Какие художественные детали портрета литературного героя формируют читательское отношение к нему? Анализ портрета Жюльена Сореля (Стендаль. «Красное и черное», ч. 1, гл.4), сравнение с портретом Пугачева из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (гл. 2. «Вожатый»). В чем проявляется внутренняя сила героев? Чем объясняется разница во взглядах на сильную личность, предъявленная в эпиграфах к разным главам романа? Отчего последние главы романа Стендаля «Красное и черное» лишены и названий, и эпиграфов? Слаб или силен Жюльен Сорель? Творческая письменная работа: «Страничка из дневника Жюльена Сореля, написанного им в тюрьме» или «Как судьба Жюльена Сореля опровергает утверждение графа Альтамира: „Никаких подлинных страстей нет в XIX веке" (ч. 2, гл. 9)?» (по выбору учащихся).
Теория литературы. Реалистический роман. Композиция, фабула и сюжет.
Литературное творчество. Составить киносценарий по одному из эпизодов романа.
Русское искусство на переломе от поэзии к прозе. – 1 час.
Переход от 30-х к 40-м гг. XIX в. в русском обществе и смена трагических ощущений катастрофы, подсказанных разгромом декабристов и гибелью Пушкина; поиск путей движения России. «Последний день Помпеи» К. Брюллова как характерное проявление тревоги. Пушкин и Гоголь о картине как о знамении времени. «Философические письма» Чаадаева, поставившие вопрос о причинах неподвижности общества, перспективах исторического движения и национальном своеобразии пути России. Вопрос, самовластно решенный в XVIII в. Петром Великим: «Присоединиться к европейской цивилизации или развивать свои, самобытные корни?» — снова воскрес в русском обществе и разделил его на западников и славянофилов.
Картина А. Иванова «Явление Христа народу» — один из ответов на вопрос о путях спасения России. Главенство духа над плотью и высокой природности над животностью, призыв к религиозному очищению и к гуманизму.
Духовные искания Гоголя в 40-е гг., его книга «Выбранные места из переписки с друзьями», в которой пробуждение национального самосознания выразилось в интересе к народу, его традициям, положению, чаяниям. Нити, которые тянутся от творчества Гоголя к драматургии Островского, «Запискам охотника» Тургенева, «Бедным людям» Достоевского, «Севастопольским рассказам» Толстого, поэзии Некрасова. «Натуральная школа», рожденная Гоголем. Стремление изучать народ, критически оценить его положение и вера в его духовные возможности.
Смерть Гоголя — общественное событие, объединившее лучшие силы русской литературы на борьбу с крепостничеством. Арест Тургенева за некролог о Гоголе, стихотворение Некрасова «Блажен незлобивый поэт...» — эхо этого события.
Деятельность учеников в процессе обзора: сопоставление «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя и «Философических писем» Чаадаева, «Письма к Гоголю» Белинского; анализ школьниками картин К. Брюллова и А. Иванова, пересказ «физиологических очерков» «натуральной школы» и т. д. Соотнесение современных дискуссий о путях развития страны с историческими размышлениями западников и славянофилов как предмет диспута в классе.
А. С. Пушкин. – 8 ч.
Обобщение разнообразных мотивов в поэтическом творчестве. Внутренний драматизм, напряжение мысли, которые проявляются как результат светлой гармонии гения русской литературы.
Свобода и закон в лирике Пушкина. Мотив свободы и закона задан юношеской одой Пушкина «Вольность» (1817). Равенство свободы и закона и нарушение их равноправия в сознании Пушкина как преступление. Недоступность свободы народу. Романтический идеал свободы, роднящий поэта с неукротимостью моря. Анализ композиции стихотворения обнаруживает своеобразие пушкинского взгляда: поэт готов быть свободным от всего, кроме чувств. Дискуссия о справедливости позиции Пушкина. Предсмертное стихотворение «Из Пиндемонти» (1836) — вариант пушкинского вознесения над политическими конфликтами и принуждениями времени и власти, несносными для «вольного гения». Сопоставление со знакомым уже ученикам стихотворением «Я памятник себе воздвиг...».
Тема поэзии и любви в лирике Пушкина. Родственность стихий любви и поэзии в сознании Пушкина. Гармония любви, как и гармония поэта и мира, оказывается добытой чередой конфликтов. Столкновение «презренной пользы» и вдохновения, «Поэт и толпа» — поединок «высоты и низости».
В теме любви нарастание трагизма и потребности гармонии заметно в хронологическом ряду стихотворений «Желание славы» (1825), «Талисман» (1827), «Не пой, красавица, при мне...» (1828), «Что в имени тебе моем...» (1830). Сопоставление музыкальных интерпретаций .
Встреча А. С. Пушкина, М. И. Глинки и А. С. Грибоедова в мае 1828 г. в Петербурге. Мелодия грузинской народной песни, привезенная Грибоедовым с Кавказа, вдохновившая Пушкина на создание романса. Чтение «Записок» Глинки об этом эпизоде. А. Оленина и М. Раевская как прообразы героинь стихотворения. Работа Пушкина над стихотворением.
Причины исключения из окончательного текста второй строфы черновика и замены слова волшебница на слово красавица. Смысл стихотворения, посвященного музыке как глубинной памяти души. Мысль, высказанная в «Каменном госте»: «Из наслаждений жизни / Одной любви музыка уступает, / Но и любовь — мелодия». Обсуждение вопросов: «Почему стихотворение начинается и заканчивается призывом: „Не пой, красавица, при мне / Ты песен Грузии печальной"?», «Отчего напевы названы „жестокими"?», «Как вы представляете себе поющую красавицу и „черты далекой, бедной девы"?», «Почему призрак назван „милым, роковым"?», «Почему в пении этот призрак воскресает?» Составление партитуры чувств для выразительного чтения стихотворения. Контраст как основа композиции стихотворения. Нарастание драматичности от строфы к строфе и обогащенный новыми чувствами возврат к началу в финале.
Прослушивание романса Глинки. Размышления над тем, воплощает ли мягкая гармония музыки драматический смысл стихотворения. Литературный текст Пушкина как осложнение простодушного народного напева. Поиски композиторами следующих поколений музыкального аналога пушкинскому стихотворению (это 48 романсов, среди которых произведения М. А. Балакирева, М. П. Виардо-Гарсиа, А. К. Глазунова, Н. А. Римского-Корсакова). Романс С. В. Рахманинова (1892—1893) — одно из глубочайших прозрений пушкинского смысла в музыке. Восточный колорит и русский лиризм романса. Напряжение высоких нот начала и сердечная исповедь мелодии. Значение аккомпанемента основной мелодии в раскрытии горечи и цельности чувства. Музыка как свидетельство неиссякаемой гармонии любви. Сравнение разных исполнений романса Рахманинова (С. Лемешев, Т. Соткилава и др.). «Талисман». А. С. Пушкин и Е. К. Воронцова. Стихотворения, обращенные поэтом к возлюбленной («Прозерпина», «Все в жертву памяти твоей...», «Сожженное письмо»). Чтение стихотворения и попытка разрешить проблемный вопрос: в чем волшебство любви? Обдумывание вопросов: «Какое значение в стихотворении имеет место действия?», «Почему возлюбленная названа волшебницей и почему слово ласкаясь повторено?», «От чего не спасает талисман и в чем его „таинственная сила"?», «Почему измену и забвение поэт называет преступлением?»
Прослушивание романса в исполнении Н. А. Обуховой и ответ на вопрос: «Какие чувства сменяют друг друга в ходе пения?»
Смысл жизни человека и его путь в бессмертие. Обобщение общих философских позиций Пушкина, проявленных в его лирике.
«Подражание Корану» — вольные переложения мотивов святой книги мусульман. Цикл требует от человека, «дрожащей твари», безусловного подчинения воле творца, благословения его дел, приносящих радость, мужества и скромности, щедрости к обездоленным. Последнее стихотворение — баллада о мгновенности жизни, которую теряет тот, кто отдан покою благополучия. Только неустанный путь воскрешает человека и дарует ему все дорогие радости и молодость.
Элегия 1830 г. «Безумных лет угасшее веселье...» — попытка преодоления поэтом силы времени и вера в возможность сохранения до конца жизни высших наслаждений человека: мысли, творчества, восхищения красотой, любви.
Особенности пушкинских элегий в преодолении уныния, которое характерно для других поэтов этого жанра. Путь к освобождению от угнетающей поэта мысли о смерти может быть раскрыт в сравнении стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829) и «Вновь я посетил...». Прием сравнения редакций отчетливо обнаруживает авторские намерения.
«Вновь я посетил...» — стихотворение, написанное 26 сентября 1835 г., в Михайловском и при жизни Пушкина не печатавшееся. Сообщения учеников о предшествующих приездах Пушкина в Михайловское и оценка роли родового поместья в жизни поэта.
Чтение стихотворения разными актерами. «Благословение или горечь оказываются основой отношения поэта
к жизни?» — проблемный вопрос, создающий установку на анализ, который протекает в классе как определение жанра стихотворения, сравнение его редакций и сопоставление партитуры чувств для выразительного чтения.
Стихотворение — подведение поэтического итога жизни. Многие исследователи определяли его как элегию (А. Слонимский, Б. Городецкий, Н. Степанов), замечая, однако, и жизнеутверждающий характер стихотворения (С. Шатилов). Действительно, на фоне драматического звучания мысли о смерти в лирике 1835 г. в стихотворении «Вновь я посетил...» — уверенное спокойствие ритма и радостное одушевление финала.
Тема разрыва с прошлым, отрешения от него в черновиках стихотворения. Лирическая автобиография черновика — счет потерям, финал стихотворения, подчеркивающий разрыв эпох жизни, их несхожесть. Чудо спасения от горечи жизни — в черновике достояние исключительной судьбы поэта.
В последней редакции согласие с жизнью и цельность души как возможность каждого человека, который живет по законам природы. Не бесследное исчезновение, а вхождение в жизнь, приобщение к общему ее потоку — закон и природного, и человеческого мира. Благосклонность природы к человеку и «младого» к «старому». Приветный шум сосен и память внука — спасение человека от забвения, новый финал — выражение радости соединения прошлого, настоящего и будущего.
Размышления над вопросом: «Почему Пушкин, готовя стихотворение к изданию, озаглавил его „Сосны"?»
Теория литературы. Жанр элегии. Финал (кода) в композиции стихотворения.
Внеклассное чтение. Стихотворения А. С. Пушкина, написанные в Михайловском («Деревня», «Домовому» и др.). Стихотворения, обращенные к Е. К. Воронцовой.
Литературное творчество. Эссе «Над чем не властно время?», эссе «Что сильнее — обстоятельства или чувства?».
Поэма «Медный всадник» — размышление Пушкина о личности и государстве, о свершениях истории и судьбе отдельного человека. Петр и Евгений как герои-антиподы (мечты одного и другого, отношение к природе и человеку) Групповая работа учеников над вариантами текста поэмы. Контраст — основной принцип композиции произведения.
Вступление и эпилог. Проблема цены величия государства в сознании Пушкина. Природа и человек в поэме. Петр — основатель города и памятник императору. Два лика памятника и два бунта (стихии и маленького человека) как центральные события двух частей поэмы. Размышления учеников над вопросом: «Каким видят город Петр, Евгений и Пушкин?» Создание киносценария к эпизодам «Наводнение», «Бунт Евгения». Дискуссии: «Почему Медный всадник преследует Евгения, а не остается в „неколебимой вышине", как при наводнении?», «Прославляет или обвиняет Пушкин Петра Великого?», «Почему поэма названа „Петербургской повестью"?». «Лик державца полумира» в изображении Фальконе.
История работы над памятником, открытым в 1782 г. Стремительность движения и величие как доминанты образа. Размышления учеников о том, зачем была уменьшена скульптором скала постамента, почему ей придана форма волны. Вдохновенное лицо императора, созданное М. Калло. Властность жеста и победная гордость осанки. Размышления учеников о том, чем отличается пушкинский образ от памятника Фальконе.
Теория литературы. Поэма и повесть.
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Арап Петра Великого»; В. А. Жуковский. «Двенадцать спящих дев».
Литературное творчество. Сочинение «Памятник и стихи, к нему обращенные» (П. Вяземский. «Петербург»; А. Мицкевич. «Дзяды»). Сочинение «Зла промчится быстро миг...» (по страницам творчества А. С. Пушкина). Написание сценария по произведениям Пушкина к фестивалю.
«Борис Годунов» как трагедия народной наивности и безгласия и трагедия совести. Проблемный вопрос: «Как связаны судьба человеческая и судьба народная?» Диспут «В чем трагедия царя Бориса?». Бояре и народ в трагедии. Групповая работа: «Причины успеха Гришки Отрепьева и обреченность самозванца». Польские и московские сцены в словесных иллюстрациях учеников. Сравнение театральных интерпретаций трагедии в телефильме А. Эфроса и спектакле 3. Корогодского (Ленинградский ТЮЗ). Музыкальная драма М. Мусоргского и исполнение роли Годунова Ф. Шаляпиным.
Теория литературы. Понятие о трагедии.
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Русалка».
М. Ю. Лермонтов. – 5 ч.
Лермонтов на Кавказе и в России. Притяжение и отталкивание как чувства, окрашивающие отношение к Богу, творчеству, родине, любви.
Стихотворение «И скучно, и грустно...» (1840). Подбор биографических эпизодов, которые могли бы привести поэта к горьким выводам стихотворения. «Молитва» 1829 г. («Не обвиняй меня всесильный...») и «Молитва» 1839 г. («В минуту жизни трудную...»). Творчество как «всесожигающий костер» и как путь приятия мира. «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841). Сравнение со стихотворением 1830 г. «Я видел раз ее в веселом вихре бала...». Разное отношение поэта к прошлому чувству в раннем и зрелом стихотворении. Противостояние «красоты блистанья» и «огня угаснувших очей», пылкого порыва и таинства разговора сердец. Сравнение романсов Титова и Шишкина на текст стихотворения Лермонтова.
«Родина» (1841). Характерность для Лермонтова отрицательных конструкций в поэтической фразе. Проступание любви сквозь препятствия, «пронзая ночи тень» — «дрожащие огни печальных деревень». Оправдание учениками антипатий и пристрастий поэта, выраженных в стихотворении.
Рассмотрение темы «Поэт и светское общество» на материале лирики Лермонтова помогает ученикам понять причины конфликтности сознания поэта. Сравнение стихотворений «Монолог» (1829) и «Как часто пестрою толпою окружен...» (1840) открывает нарастание драматизма конфликта с обществом и энергии протеста поэта. Иронические эпиграммы Лермонтова на этом фоне оказываются сиюминутными шутками.
Сопоставление войны и природы в стихотворениях «Валерик» (1840) и «Сон» (1841) подчеркивает заветную мысль поэта о слиянии с природой и преодолении вражды как бессмысленной страсти людей.
В последней теме «Любовь и одиночество» собраны стихотворения, свидетельствующие о вере Лермонтова в безграничность любви («Молитва», 1837; «Они любили друг друга...», 1841) и горечи одиночества человека, оставленного даже Богом («Благодарность», 1840), о попытке преодоления одиночества в творчестве («Есть речи...», 1840) и о растворении в жизни природы («Выхожу один я на дорогу...», 1841).
Теория литературы. Конфликт в лирическом стихотворении.
Внеклассное чтение. Лирика М. Ю. Лермонтова.
Литературное творчество. Сочинение «Что я люблю и чего не люблю в людях, жизни, искусстве?».
«Демон». Встречи Лермонтова с Кавказом. Влияние грузинского фольклора на замысел поэмы «Демон», которая писалась Лермонтовым с четырнадцати лет до конца жизни. Мотив одиночества и гордого отрешения от жизни в лирике Лермонтова.
Гуманизм лирического чувства в стихотворении «Утес». Демон — «царь познанья и свободы», презирающий все мирозданье и томимый одиночеством.
Картины природы, увиденные автором поэмы и Демоном. Разнообразие жизни и презрение Демона ко всему, кроме любви. Пир у Гудала. Красота и детская наивность Тамары. Словесные иллюстрации учеников к эпизодам «Пляска Тамары», «Слезы о женихе», «Томление в монастыре». Князь Синодал и Демон в их отношении к Тамаре. Портрет жениха — описание облика. Портрет Демона — раскрытие духа. Причина гибели жениха. Драматизм композиции поэмы, соседство контрастных эпизодов (безжизненность разграбленного каравана и полет мертвого всадника, пир и похороны, свидание и смерть).
Ритм поэмы и отступления от него в речах Демона. Любовь к Тамаре — попытка возрождения к добру. Отношение Демона к жизни людей с минутностью и ограниченностью их чувств и целей. Беспредельность желаний Демона и космизм образов в его речи. Два поединка Демона с ангелом.
Диспут «Почему Демон не смог возродиться к добру и свету?». Стилистические наблюдения учеников: «Самые неожиданные сравнения и эпитеты в поэме». Значение последней картины для раскрытия смысла поэмы. Опера А. Рубинштейна и иллюстрации М. Врубеля как художественные интерпретации поэмы Лермонтова. Теория литературы. Автор в поэме и лирическом стихотворении.
Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад».
Литературное творчество. Сочинение «Земной мир, увиденный из поднебесья» или «„Демон" Лермонтова и Врубеля».
Н. В. Гоголь. Повесть «Портрет». – 2 ч.
«Портрет» — повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека. Рассказ учителя о работе Н. В. Гоголя над повестью, появившейся в 1835 г. в составе сборника «Арабески» и встретившей неодобрительные отзывы, резкую критику В. Белинского. Чтение отрывка из статьи Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя».
Проблемный вопрос: «Действительно ли „Портрет" есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде», а вторая часть — „приделка, которая решительно ничего не стоит"?»
Инсценирование первой редакции повести группой заранее подготовленных учеников и задания классу для домашнего чтения второй редакции, созданной Гоголем в Риме в 1841 — 1842 гг. Размышления о различиях первой и второй редакций. Изменение фамилии героя (Чертков — Чартков). Исключение мистических появлений портрета и заказчиков, прояснение слога и развертывание реалистических характеристик второстепенных персонажей (Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы — заказчицы портрета и др.).
Центральный вопрос анализа: «Почему погиб талант художника?» Отношение Чарткова к бедности и своему труду в начале повести. Впечатление, произведенное портретом. Словесное рисование «Чартков перед портретом ростовщика».
Сон и явь в повести. Осуществление мечты о богатстве и славе. Секрет успеха Чарткова — угождение самолюбивым заказчикам и отход от подлинного искусства. Правда в искусстве и успех среди публики — «две вещи несовместные» для Гоголя. Необходимость трагического отречения художника от соблазнов славы, богатства.
Судьба истинного художника в повести — обобщенный портрет Александра Иванова. Дружба Гоголя с Ивановым в Риме. Картина «Явление Мессии» и подготовительные этюды к ней. Поиски учениками среди них контрастов и аналогов портрету ростовщика: «Голова прислушивающегося», «Голова Иоанна Крестителя», «Голова фарисея в чалме», «Портрет Гоголя» (1841).
Размышление о том, что отличает портрет ростовщика от высокого искусства. Представление Гоголя об озаряющей силе искусства, помогающей победить низость и ужас жизни. Чартков, переходящий от молодого опьянения радостями жизни к самоутверждению в ней. Следы художественных склонностей и жажда золота, побеждающая в Чарткове даже желание славы. Дискуссия: «Почему подлинное искусство так потрясает Чарткова и отчего им овладела страсть к разрушению?» Неосуществленность таланта, ведущая к злу, зависти и в конечном счете к гибели. Вторая часть повести — история о победе души художника над злом, олицетворенным в дьявольском портрете ростовщика, облик которого в первой редакции исчезал с полотна, а во второй — вновь терялся в мире сам портрет.
Размышление о смысле изменения финала и большей реалистичности позиции Гоголя в окончательном тексте повести.
Теория литературы. Фантастическое и реальное в литературе.
Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь. «Невский проспект», «Нос».
Литературное творчество. Сочинение «„Петербургские повести" Гоголя и картины П. Федотова». Сочинение-эссе «Подлинное и мнимое искусство».
В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя», «Письмо к Н. В. Гоголю», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Сочинения Александра Пушкина» - 1 ч.
Белинский — «одно из самых замечательных лиц николаевского периода». Личность великого критика в восприятии современников (А. И. Герцен, П. В. Анненков, И. С. Тургенев, А. Я. Панаева и др.).
Борьба за утверждение «реальной поэзии» в искусстве. «Исторический взгляд» на русскую литературу — обзор статей из цикла «Сочинения Александра Пушкина».
Разработка и пропаганда принципов «натуральной школы». Составление «манифеста направления» на основе статей Белинского.
Эволюция взглядов критика от гегелевского признания всего действительного разумным к проповеди свободы личности и борьбы. Составление воображаемого диалога критика с самим собой.
Критика как вид литературного творчества. Написание рецензий на «главную» книгу года.
Теория литературы. Цели и приемы публицистики.
Внеклассное чтение. Одна из публицистических статей в современной журналистике.
Литературное творчество. Рецензия на «главную» книгу года.
А. И. Герцен. «Кто виноват ?», «Сорока-воровка», «Былое и думы» (ч. 1, гл. VI; ч. 4, гл. XXVII; ч. 5, «Западные арабески» (вторая тетрадь); ч. 6, гл. X).- 2 ч.
Биография, общественная деятельность, мировоззрение и судьба А. И. Герцена — главы из книги «Былое и думы».
«Былое и думы» — исповедь, утверждающая достоинство, высокое назначение человека и веру в «благородные инстинкты человеческого сердца» (П. В. Анненков).
А. И. Герцен в России. «Семейная разладица» славянофилов и западников. Чтение глав «Наши» и «Не наши» четвертой части «Былого и дум», сообщения учеников на тему: «Историческое развитие России в осмыслении западников и славянофилов».
Похожие документы:
От составителя (3)
Документ«Публичные библиотеки обеспечивают городским и сельским жителямсвободный доступ к информации, образованию, культуре.Они предоставляют услуги и оказывают помощь всем гражданам.И. А. Флиге Составители: О. Н. Ансберг, А. Д. Марголис Интервью: Т. Ф. Косинова, Т. Ю. Шманкевич, О. Н. Ансберг Научный редактор: Т. Б. Притыкина Под общей редакцией А. Д. Марголиса Общественно-политическая жизнь Ленинграда в годы «перестройки»
ИнтервьюВ сборнике впервые сделана попытка с максимальной полнотой описать общественно-политические процессы в Ленинграде (С.-Петербурге) в период «перестройки» (от избрания М.Евгением Багратионовичем Вахтанговым в 1914 году, наша Школа не просто один из театральных институтов Российской Федерации. Она носитель и хранитель особой театральной культуры, где цель и задача
ЗадачаИстория вахтанговской школы - Высшего театрального училища, а ныне Театрального института имени Бориса Щукина - насчитывает уже более девяти десятилетий.