Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Нашу Землю окружает магнитное поле. Так было всегда, во всяком случае, с момента возникновения Земли. И всё, что находится на Земле, в том числе люди,...полностью>>
'Программа'
Целью данного курса является повышение квалификации врачей психотерапевтов, врачей-психиатров, врачей-наркологов, врачей-неврологов, врачей-терапевто...полностью>>
'Реферат'
Цигарка — коротка приємна мить, а потім довга розплата?! 8. Комп’ютероманія. Як позбавитися цієї залежності. 9. Довгожителі в історії людства. Чи мож...полностью>>
'Примерная программа'
Примерная программа по олимпиадной информатике Всероссийских олимпиад школьников построена с учетом Государственного образовательного стандарта по пр...полностью>>

«Особенности преподавания истории в старших классах полной средней школы»

Главная > Исследовательская работа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОУ «Копыловская средняя общеобразовательная школа»

Томского района п. Копылово

Исследовательская работа по теме:

«Особенности преподавания истории в старших классах полной средней школы»

Работу выполнила учитель истории

Максимова Неля Муратовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………3

Глава I. Цели и задачи обучения истории в старших классах основной школы…………………………………………………………………………..…..9

1.1. Основные цели и задачи исторического образования на современном этапе

1.2. Основные принципы исторического образования

1.3. Основные цели, задачи обучения истории в старших классах полной средней школы

Глава II. Профильное обучение и элективные курсы в 10-11классах……….....29

2.1. Особенности профильного обучения на современном этапе. Место элективных курсов в профильном обучении

2.2 Особенности обучения истории на базовом, профильном уровне

2.3 Введение профильного обучения в классах с углубленным изучением экономики

2.4 Введение профильного обучения в классах с углубленным изучением естественно-математических наук

Глава III. Технологии модульного и проблемного обучения истории в старшей школе………………………………………………………………………………..48

3.1 Модульная технология

3.2.Технология проблемного обучения

Заключение…………………………………………………………………………64

Список использованных источников ……………...…………………………….65

Введение

«Концепция модернизации образования на период до 2010 года» ставит перед образованием цель «стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора ….»1. Новый образовательный стандарт по истории ориентирует учителя на достижение этой цели, определяет задачи, которые призвана решать школьная дисциплина «история».

В процессе обучения истории учитель обязан выполнить образовательный стандарт, но при этом сталкивается с серьёзными проблемами в преподавании истории:

  • Ограничение количества часов. Базисный учебный план сократил количество часов на изучение истории в старших классах до 140 на базовом уровне и 280 часов на профильном уровне.

  • Увеличение объёма изучаемого материала. Данная проблема возникла в связи с переводом истории от линейной к концентрической системе.

  • Проблема распределения учебного времени на усвоение фактического материала, теоретических знаний и практической работы школьников. Стремление учителя, с одной стороны, сохранить фундаментальность исторического образования, с другой – внедрение компетентностного подхода в преподавании истории.

  • Проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации. Введение ЕГЭ (столкновение между «знаньевым» подходом, отраженным в заданиях ЕГЭ, и требованиями в стандарте).

В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории? Кроме того, введение Единого государственного экзамена по истории сегодня повышает требования к учителю истории, особенно в старших классах.

Достичь цели и решить задачи в обучении истории традиционными методами невозможно, поэтому учителя истории ведут поиск наиболее оптимальных методов обучения.

Цель моей работы рассмотреть особенности обучения истории в старших классах с тем, чтобы решить конкретные задачи, стоящие перед учителем истории:

  • Конкретизировать цели и задачи обучения истории в старших классах

  • Определить оптимальный вариант изучения истории в старших классах на базисном и профильном уровнях.

  • Изучить новые образовательные технологии в обучении истории и найти оптимальный вариант их применения в старших классах.

Объект исследования: историческое образование на современном этапе.

Предмет исследования: цели, содержание и методы обучения истории в старших классах полной средней школы.

Эти цели и задачи решаются в 3-х главах, введении и заключении.

В первой главе рассматриваются глобальные цели и задачи исторического образования на современном этапе и в соответствии с ними конкретные цели и задачи обучения истории в полной средней школе на базовом и профильном уровнях.

Во второй главе – особенности обучения на профильном и базовом уровне и место элективных курсов в обучении истории.

В третьей главе рассматриваются новые образовательные технологии, использование которых в обучении истории должно помочь достичь цели и решать задачи, стоящие перед учителем истории.

Основными источниками в написании моей работы являлись нормативные документы: «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Базисный учебный план» и «Государственный стандарт по истории», «Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования».

Эти документы являются основополагающими при планировании учебной работы учителем истории. В них сформулированы: цели и задачи, определено основное содержание и даты, требования к уровню подготовки выпускников в зависимости от возраста и профиля обучения. Базисный учебный план позволяет планировать элективные курсы в обучении истории и с их помощью решать конкретные цели и задачи для каждой возрастной группы.

Большой интерес для учителя истории имеют документы ненормативного характера, оказывающие влияние на обучение истории. Например, «Концепции исторического образования» на современном этапе, разработанные коллективами историков. В этих документах изложены взгляды специалистов на преподавание истории.

В результате анализа данных источников мною были выделены глобальные цели, задачи и принципы исторического образования на современном этапе; конкретные цели и задачи обучения истории в полной средней школе на базовом и профильном уровнях.

Кроме выше перечисленных документов при написании работы использовалась научная и научно-методическая литература.

Общие цели и задачи в обучении, воспитании и развитии личности ученика были определены в результате изучения научной литературы: статьи Гершунского Б.С. «Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования», Ермолина А. А. «Кому он нужен этот лидер?», Максимовой В.Н. «Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования», Шевелухи В. С. «На поприще ума нельзя отступать», Новикова А.М. «Почему реформы образования неэффективны?», Тюмасевой З.И. «Системному образованию – системные реформы», Болотнова В.А., Серикова В.В. «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе», Губанова М.И. «Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников».

В этих работах дается анализ современного состояния реформ в образовании России, ведется поиск общей цели для всех участников образовательного процесса. Авторы работ доказывают необходимость перехода к компетентностной модели обучения.

Повышение качества образования в настоящее время связано с профильным обучением. В своей работе я проанализировала «Концепцию профильного обучения» и попыталась на ее основе предложить модель обучения истории на профильном уровне.

Для написания работы я использовала и научно-методическую литературу по методике обучения: пособие для учителя Вяземского Е.Е., Стреловой О.Ю.  «Как сегодня преподавать историю в школе», учебник Вяземского Е.Е. Стреловой О.Ю.  «Теория и методика преподавания истории», учебное пособие Степанищева А.Т. «Методика преподавания и изучения истории».

В данной литературе представлены материалы по реформе исторического образования: цели исторического образования, опыт разработки новых жанров учебной литературы, форм занятий, способов диагностики и оценки результатов обучения. Также представлен отечественный и мировой опыт преподавания и изучения истории в школе. Особое внимание обращено на актуальные проблемы исторического образования в России, его цели, структуру и содержание. Предметом специального рассмотрения в  учебнике является развитие познавательных возможностей учащихся в обучении истории, анализ приемов и форм организации учебного процесса.

В учебном пособии для студентов педагогических учебных заведений. Сластенина В.А., Исаева И.Ф., Мишенко А.И., Шиянова Е.Н. «Педагогика» раскрываются основные педагогические теории обучения и воспитания как целостного процесса формирования личности учащихся, сущность деятельностного, личностного, системного подходов в педагогической науке и практике. Характеризуются средства воспитания, в качестве которых рассматриваются различные виды деятельности воспитанников - игра, общение, труд. Широко представлены идеи и достижения отечественных педагогов и психологов: К. Д.Ушинского, П.Ф. Каптерева, П. П. Блонского и других.

Методическое пособие Черновой М.Н. «Настольная книга учителя истории. 5-11 классы» составлено с учётом новейших тенденций развития школьного исторического образования. В данной книге представлены:

  • современные методические и информационные основы курса истории;

  • тематическое планирование;

  • формы учебных занятий по истории;

  • ресурсы Интернета в помощь учителю и учащимся;

  • содержательные проблемы школьного урока по истории Отечества и всеобщей истории;

  • методические материалы по Единому государственному экзамену (ЕГЭ);

  • сценарии уроков разных видов;

  • сценарии мероприятий по внеклассной работе и многое другое.

Современные цели и задачи в обучении истории традиционными методами решить невозможно, поэтому учителя ведут поиск наиболее оптимальных методов обучения. Как показывает опыт работы в старших классах, для того, чтобы обучение было успешным, значительное внимание должно уделяться не только содержанию образования, но и формам и методам работы с учащимися. Наиболее эффективным методом в данном случае является технология модульного обучения.

Основные принципы введения модульного обучения содержатся в работах: Юцявичене П.А. «Теория и практика модульного обучения», Ильясова И.И. «Структура процесса учения», Третьякова П.И., Сенновского И.Б. «Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография», Шамовой Т.И. «Модульное обучение: сущность и технология».

Но одним из главных условий осуществления эффективной модульной технологии обучения является нарастание внутренней мотивации к учению, связанное с предоставлением ученику возможности саморазвития и самореализации в соответствии с его интересами и склонностями. Важно правильно организовать обучение на подготовительном этапе модульного обучения. Проведение уроков на основе проблемного обучения в качестве подготовительного этапа, наиболее эффективно.

В монографии Махмутова М.И. «Теория и практика проблемного обучения» анализируется современное состояние узловых вопросов теории проблемного обучения. Автор исследует логико-методологические и психолого-дидактические вопросы проблемного обучения. Критически обобщены советские и зарубежные исследования в области проблемного обучения, а также передовой опыт школ. Цель книги — дать теоретическое обоснование проблемного обучения как развивающего и наметить основные пути практического воплощения этих идей. Книга рассчитана на научных работников, преподавателей и студентов педагогических институтов, а также на творчески работающих учителей школ.

Глава 1

Цели и задачи обучения истории в старших классах основной школы

1.1. Основные цели и задачи исторического образования на современном этапе.

Социальный заказ школе на современном этапе сделан государством от имени общества и семьи, в общих чертах он изложен в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», он гласит: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны»2.

Выполнение социального заказа является целью всех учреждений образования. В советский период «высшей целью образования являлась возможность более полного удовлетворения государственных требований к трудовым ресурсам, «человеку отводилась роль «винтика» в государственном механизме эксплуатации трудовых ресурсов страны во имя укрепления могущества государства»3. Цели человека, обучающегося в школе, совпадали с государственными, поскольку выпускник школы был ориентирован на получение профессии, как правило, в вузе, и поэтому он хотел получить от школы прочные знания, позволяющие ему поступить в вуз. Российское образование давало большой объем фактического материала, который должен освоить школьник, господствовали репродуктивные методики обучения. Система воспитания была идеологизирована, она с помощью пионерской и комсомольской организаций развивала у большинства учащихся одно из главных для того времени качеств – послушание. «Науку менеджмента осваивали только те, кому суждено было стать партийной номенклатурой, либо хозяйственной элитой, либо занять руководящие посты в силовых структурах. Учили науке управления исключительно в Высших партийных и комсомольских школах, Институтах КГБ, Генштабах и Академиях хозяйственного актива»4. Именно поэтому комсомольские и партийные лидеры в перестроечный период смогли быстрее других приспособиться к новой системе и заняли в новом обществе лидирующие позиции.

Российская школа создала базу для качественного высшего образования, российские ученые в некоторых областях науки и техники достигли больших успехов, но при этом их разработки чаще используются в западном мире, в России в перестроечный период они оказались востребованы. В это же время американская школа значительно меньше фундаментальных знаний дает своим учащимся (они проводят в школе 6 часов, программы по предметам значительно облегчены), но в жизни они успешнее. Исследователи объясняют успехи молодых американцев тем, что их учат самостоятельно определять проблемы, находить пути их решения и выполнять задуманное собственными силами в команде с ровесниками. Глубокие социально-экономические и политические реформы российского общества, начавшиеся в последние десятилетия двадцатого века, привели к необходимости формирования новых качеств у людей, а это в свою очередь – к формированию нового социального заказа школе.

Современные ученые сформулировали общие цели обучения, воспитания и развития, которые должны быть направлены на формирование у выпускника средней школы:

  • системы предметных знаний и умений, необходимых для обучения по базовому стандарту полного среднего образования;

  • сформированности R-концепции личности, адекватной самооценки и способности к саморегуляции поведения и деятельности,

  • высокой мотивации достижения успеха в избранном профиле обучения,

  • психофизиологических знаний подростка о себе и стремления вести здоровый образ жизни;

  • гуманистической позиции в общении и взаимодействии с людьми разного возраста, духовно-нравственные ориентации5.

Школьная дисциплина «история» в формировании личности играет гораздо большую роль, чем другие школьные предметы. Воспитательный эффект ее велик, так как исторический материал изучаемый из года в год дает возможность формировать морально-нравственные качества учащегося, формировать коммуникативные, аналитические, речевые и другие важнейшие для каждого человека умения, наличие которых у большинства членов обществ поможет сформироваться гражданскому обществу в России.

Сегодня существует два похода в определении целей исторического образования6:

I подход(традиционный)

II подход(современный)

Цель- знать «факты, факты и, прежде всего, факты» (под фактами в данном случае понимаются события, процессы, персоналии и т.д.).

В данном случае школьная история выступает как некая сверхзадача, как самоцель образования, как область научного (разумеется - в идеале) знания, компонент содержания образования- то, что учащиеся «должны выучить», а учитель должен дать (научить школьников).

Такой поход подразумевает традиционную форму выпускного (вступительного) экзамена, направленного на выявление уровня знаний; и соответствующую традицию подготовки контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена (имеется в виду первая часть материалов ЕГЭ

История изучается для того, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное (поликультурное) и конфессиональное сообщество, научиться понимать язык культуры.


В этом случае школьная история выступает как средство (инструмент) ценностного развития, фактор нравственного становления личности молодого человека. Разумеется, цели и задачи истории как учебного предмета и конкретно учебного курса в данном случае гораздо шире.

Традиционная форма выпускного (вступительного) экзамена в данном случае исключена (соответствуют лишь некоторые задания ЕГЭ второй и третьей части).

Представляется, что сегодня нельзя огульно отвергать традиционный подход к цели исторического образования, так как только на основе систематических знаний по истории может сложиться у учащихся понимание историзма, без которого невозможно научиться анализировать современную политическую ситуацию в обществе и мире, и, таким образом, невозможно создание гражданского общества. Но несомненно, современные методы и формы обучения должны ориентироваться не только на получение учащимися знаний, но, прежде всего, на формирование компетенций – способности исторические знания применять в реальной ситуации. Учащиеся должны усвоить основные понятия как общеисторические, так и социологические, без использования которых в речи современного человека нельзя отнести к категории образованных людей.

Конкретные цели в обучении истории установлены государственным стандартом (2004г.)7. Они ориентированы не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личностей, его познавательных и созидательных способностей.

Основные цели исторического образования на современном этапе8:

1. Основная цель – воспитание и развитие личности – осуществляется на основе овладения школьниками историческими знаниями, умениями их использовать при ориентированности изучения истории на социальную практику. Стремление осуществить гражданско-патриотическое, нравственное воспитание учащихся, помочь школьникам сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления опыта истории и современной жизни России;

2. Деление целей исторического образования на те из них, которые можно планировать и достаточно гарантированно достигать при системной работе (усвоение учащимися определенных учебных знаний и умений), и на цели, прогнозируемые, на достижение которых направлена вся организация обучения, но достоверность анализа реализации которых по ряду причин (необходимость знания повседневного поведения учащихся, оценка отдаленного результата и т.д.) проблематична;

3. Направленность на социализацию учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций:

  • акцент на личностный аспект общественного развития, внимание к роли человека, мотивам его деятельности;

  • ознакомление учащихся с различными точками зрения на прошлое и на современный этап развития человечества;

  • нацеленность на органическое единство школьных дисциплин: истории, для которой ведущим является исторический подход к изучению общества, и обществознания, ориентированного на логический или структурный подход при рассмотрении общественного развития.

Исходя из целей, выработаны основные задачи исторического образования:

  • ознакомить учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте человечества, служащих основой для социализации вступающего в жизнь человека, для понимания современного состояния общества и возможных перспектив его развития;

  • выработать у школьников представления о многообразии отражения и объяснения событий истории и современности, навыки работы с источниками исторических и гуманитарных знаний;

  • формировать навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, умения сравнивать факты, версии, оценки, альтернативы развития и сами источники исторической информации, строить свою аргументацию в оценке прошлого;

  • формировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека, толерантного отношения к культуре и историческому прошлому иных народов;

  • всесторонне развивать духовную культуру школьников, воспитывать гуманистические, демократические, патриотические убеждения гражданина новой России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо Особенности преподавания истории в 2006-2007 гг в условиях введения нового стандарта и бупа

    Методическое письмо
    С 1 сентября 2006 года общеобразовательные учреждения Ярославской области начинают поэтапный переход к обучению по БУП-2004 и федеральный компонент государственного образовательного стандарта.
  2. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (1)

    Программа
    И. В. Дубровина, докт. психол. наук, профессор: от редактора; ч. I, ч. Ill; заключение А. Д. Андреева, канд. психол. наук — ч. II разд. 1 Н. И. Гуткина, канд.
  3. Школьные учебники по русской истории в России в конце XIX начале ХХ в. (опыт создания и методического построения)

    Учебники
    Глубокие перемены в различных сферах жизни российского общества, которые произошли за последнее десятилетие ХХ в., вызвали существенные изменения в школьном историческом образовании, в подготовке учебной литературы.
  4. Приказ по школе №356 от «01» сентября2011 г

    Образовательная программа
    3.1. Основная образовательная программа начального общего образования, реализующая федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы,
  5. Методика преподавания истории Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса факультета социально-гуманитарных и экономических наук, специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования Федерального агентства по образованию Российской Федерации и предназначен для студентов

Другие похожие документы..