Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Казанский государственный университет, Институт языкознания РАН, Институт лингвистических исследований РАН приглашают принять участие в Международной ...полностью>>
'Документ'
*) Данные характеристики зависят от типа устанавливаемой электротали В опросном листе указаны характеристики стандартной тали производства Б.Эхо, Р.Б...полностью>>
'Конкурс'
ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (ВГУЭС) в соответствии с планом проведения научно-практических конференций ...полностью>>
'Документ'
Аналіз режимів електромеханічних систем у символьній формі, у вигляді систем диференціальних рівнянь, у вигляді структурної моделі в середовищі матема...полностью>>

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

По характеру живой, весёлый и остроумный, о. Игнатий свои наставления часто давал в образной аллегорической форме. Он взял на себя подвиг юродства Христа ради, чтобы беспрепятственно совершать старческое руководство. Посторонним людям он мог казаться чудаком. Но это «чудачество» служило надёжным «прикрытием» и сохраняло возможность делать то, к чему Господь призвал - быть пастырем овец стада Христова, которые, разбрелись в эпоху гонений советского времени и искали своего духовного наставника.

Перед самой кончиной 27 января 1961 года иеромонах Игнатий принял схиму с именем Иоанн, в память евангелиста и ученика Господня Иоанна Богослова208.

После кончины о. Иоанна Кевролетина духовное окормление престарелых покровских сестёр приняли на себя священнослужители Успенской кладбищенской церкви (протоиерей Николай Сорокин, иерей Руф Полчков, протоиерей Леонид Емельянов), а начиная с 1970-х годов - архимандрит Спиридон (Комаров). Он же в эти годы совершал тайное пострижение в монашество209.

Традиции женского монашества, насаждённые прежде монахиней Олимпиадой (Шубиной) и духовником о. Игнатием, нашли своё продолжение в последующих поколениях монашествующих, которые и поныне проживают в Верхотурье. Это – монахиня Пелагея (Суворова), Тавифа и Валентина (Егорова)210. Всего на городском кладбище г. Верхотурья при Успенской церкви похоронены 33 монахини из общины Покровской обители211.

Каменский район Свердловской области

Тщательное изучение следственных дел сестёр Ново-Тихвинского женского монастыря, проведённое Архивным кабинетом Ново-Тихвинского монастыря, показало, что большинство сестёр, попавших под арест в 1920-е годы, выбрали своим местожительством сёла Покровского района Челябинской области (ныне Каменский район Свердловской области): Маминское, Троицкое, Сосновское, Кисловское, Смолинское, Рыбниковское, деревни Перебор, Шилово и другие. Изучая религиозную жизнь в Каменском районе до революции, можно сделать вывод, что она отличалась большой активностью. Здесь были ревностные пастыри – священнические династии: Левицкие и Мавровские, отшельники, жившие в пещере у села Смолинского, подвижники – например, схимонахиня Ефросинья-Постница (в миру Анна Мезенова), которые во время всеобщего охлаждения к вере сумели поддержать в местных жителях истинное благочестие. Поэтому тот факт, что именно в этом районе при советской власти довольно долго существовала нелегальная монашеская община, не является случайным212.

В тяжелейших условиях гонения сестры старались сохранить монашеский образ жизни, исполнять монашеское молитвенное правило, совершать принятый в Православной церкви круг богослужений. Руководила общиной сестёр монахиня Ново-Тихвинского монастыря Антония (Сычева) (1886 – 1972), которую даже неверующие люди уважительно называли «духовная мать Антония». Монашеская община в Покровском районе была хорошо организована, в чем немалая заслуга Антонии213.

Духовными руководителями общины в разные моменты были игуменья Магдалина (Досманова), иеромонах Константин (Шипунов), иеромонах Игнатий (Кевролетин).

Свидетели показывали, что «между церковными праздниками и молениями, монашки (Сычева и Ладейщикова) курсируют по деревням и селам, собирают всевозможные подписи в списках верующих, организуют моления и песнопения на домах у верующих, собирают деньги и продукты то на Церковь, то на содержание благочинного и епископа». Мать Антония часто ходила по окрестным селам, чтобы поддержать монахинь и благочестивых мирян214.

Она поддерживала духовную связь со священнослужителями, которые отличались своей ревностью о Господе - игуменом Авелем, иеромонахом Игнатием (Кевролетиным), который был с 1935 г. её духовным наставником. Монахиня Антония всегда оставалась истинной христианкой. Она безбоязненно заходила в клуб, в избу-читальню и срывала антирелигиозные лозунги и плакаты. Со школьниками открыто разговаривала о Боге и о церковной жизни. Сама Антония так объясняла следователю мотивы своих действий: «Я очень недовольна безбожностью детей, поэтому считаю своим духовным долгом не только взрослых привлекать в церковь, но и детей». Это заявление она сделала в 1937 году!215

В ноябре 1937 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности были арестованы благочинный района священник Василий Старцев, монахиня Антония (Сычёва) и монахиня Мария (в миру Ладейщикова Мария Константиновна). Отец Василий был расстрелян, а обе монахини приговорены к 10 годам концлагерей. Отбыв срок, после войны матушка Антония вернулась в родные места. Десять лет концлагерей не сломили её. Она, также как прежде, собирала людей на домашние богослужения. Сама же она постоянно творила Иисусову молитву, часто посещала святые места – Тобольск, Почаев, Киев. Нередко посещала отца Игнатия (Кевролетина) в Верхотурье. Часто бывала у преподобноисповедника Кукши Одесского, с которым познакомилась, когда тот отбывал ссылку в Перми в 1940 годы. Влияние отца Кукши имело большое значение для уральской паствы, в тяжелее время богоотступничества искавшей окормления у опытных наставников. Предположительно именно преподобноисповедник Кукша Одесский совершил постриг монахини Антонии в схиму с именем схимонахини Арсении216. Скончалась схимонахиня Арсения 15 февраля 1972 года.

Материалы к её прославлению подготавливают сёстры Ново-Тихвинского женского монастыря.

Невьянский район Свердловской области

Основные сведения предоставлены устроительницей и настоятельницей возрождающегося Сирбишинского Введенского женского монастыря матерью Галиной (Кротовой Галиной Александровной).

История Введенского женского монастыря в д. Сирбишино Невьянского района интересна и поучительна примером подвижнического труда настоятельницы монастыря игуменьи Валерии (Бородиной) (1861-1957) и подвижнической жизнью отца Симеона (Бородина) (1857-1947). Трудами игуменьи Валерии в д. Сирбишино до 1935 года сохранялась монашеская община.

Будущая игуменья (в миру Бородина Варвара Григорьевна) родилась в 1861 году. В 1897 г. Валерия Бородина основала женскую монастырскую общину в д. Сирбишино (Малехоны) Верхотурского уезда Пермской губернии, относящейся к Екатеринбургской епархии. В 1913 г. состоялось освящение места для строительства домовой церкви в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1914 г. была освящена сама церковь. В 1914 году мать Валерия и отец Симеон приняли постриг, который был совершен в Сирбишино настоятелем Николаевского Верхотурского монастыря архимандритом Ксенофонтом (Медведевым). В 1914 году в обители проживала 1 монахиня (мать Валерия) и 43 послушницы.

После революции органы государственной советской власти закрывали Введенский Сирбишинский монастырь трижды: в 1918 г., в 1924 г. и в 1928 г.

В 1918 году обитель была закрыта в первый раз. Домовая церковь стала иметь статус приходской, но монахини продолжали свою службу по монастырскому уставу, хотя некоторые службы уже отличались (так совместного чтения правил уже не было – оно выполнялось келейно). С 1918 по 1924 годы в обители происходит изменение в количественном составе. Монахини объединяются группами (по 3-5 человек) и проживают в Верх-Нейвинске, Нейво-Рудянке, Кировграде, Верхнем Тагиле, Нижнем Тагиле, Невьянске, Свердловске. В Сирбишино остаются, в основном, пожилые и немощные послушницы. Мать Валерия приобретает 2 дома, соединённых вместе. Вместе с нею в Сирбишино подвизаются около восьми послушниц бывшего монастыря.

1928 год является трагическим годом для монастыря, т.к. обитель насильно закрывают. Запрещается посещать приходскую церковь в монашеском одеянии (чтобы «не пугать детей»). Местные жители постоянно пишут жалобы, поэтому сестры ведут себя осторожно и вместе уже не молятся.

При Введенской церкви, когда она стала приходской, служили разные священники. В 1930 году в Введенской церкви служил иеромонах Игнатий (Кевролетин), который и в дореволюционные годы бывал в Сирбишино. В декабре 1930 года в Сирбишино приезжал (по приглашению игумена Пахомия (Панкова), служившего там в это время священником) архимандрит Ксенофонт (Медведев). «Прожил в Сербишино архимандрит Ксенофонт дней 10-15, бытие общины описал так: «…там жило 20 монашек около церкви в сторожке и двух домах. Монашки обслуживали церковь, находящуюся в ведении приходской общины…десять человек монашек работали на лесозаготовках; а остальные – или больные, или даже нетрудоспособные, занимаются рукоделиями и содержатся за счет работающих»217.

В 1934 г. в приходской церкви стал служить священник Иоиль (Вяткин).

В ноябре 1935 года по доносам местных жителей д. Сирбишиной было арестовано 11 человек монашествующих и священник приходской церкви Иоиль (Вяткин). Всего 12 человек. История ареста монашествующих была изучена подробно по Делу, хранящемуся в ГААОСО218.

Следствие велось в течение года.

Список арестованных:

  1. Бородин Семен Михайлович (иеромонах Симеон)

  2. Бородина Варвара Григорьевна (игумения Валерия)

  3. Священник Иоиль Егорович Вяткин, иеромонах

  4. Апаницына Вероника Александровна, монахиня

  5. Куликалова Серафима Ивановна, монахиня

  6. Пономарева Фекла Фроловна, монахиня

  7. Бызова Мария Михайловна, монахиня

  8. Безрукова Надежда Яковлевна, монахиня

  9. Бызова Татьяна Ивановна, монахиня

  10. Попова Ефросинья Петровна, монахиня

  11. Куликалова Августа Ивановна, монахиня

  12. Устинова Евгения Ефимовна, монахиня

14 января 1936 года следствием было принято решение прекратить дело в отношении Бородина Семена, 78 лет и Бородиной Валерия Григорьевны, 74 года, а также - Устиновой Евгении Ефремовны, 50 лет, инвалида с детства (слепая). В документе говорится, что «Бородина Валерия Григорьевна, 74 лет, будучи настоятельницей существующего ранее в д. Сирбишиной женского монастыря, после закрытия его внедряла в сознание монашек (мысль) об укреплении монастыря в нелегальном порядке. Члены общины, которую возглавляла Бородина, вели антисоветскую агитацию, направленную на срыв мероприятий партии и Советского государства»219. Изобличена в преступлении ст. 58-10 УК РСФСР, но, принимая во внимание старческий возраст, материал приобщить к делу Вяткина, а указанных лиц - «Бородиных и Устинову, как не имеющих близких родственников, на иждивение которых бы они могли проживать, направить их в дом старчества»220. Следствие по данному Делу было продолжено. Обвинительное заключение прозвучало в мае 1936 года в отношении 5-ых человек.

  1. Священник Вяткин Иоиль Егорович, 51 год

  2. Монахини: Апаницына Вероника Александровна, 68 лет

  3. Куликалова Серафима Ивановна, 32 года

  4. Пономарева Фекла Фроловна, 46 лет

  5. Бызова Мария Михайловна, 31 год

Расследование шло до осени 1936 года.

В Обвинительном заключении по делу № 5689 от 14 сентября 1936 г. говорилось, что в середине ноября 1935 г. органами НКВД Свердловской области был ликвидирован женский нелегальный монастырь, расположенный на территории Решевского с/совета в д. Сербишино Нижне-Тагильского района, в 50 км от районного центра. Численность монастыря доходила до 20 человек монашек. «…Установлено в дер. Сербишино существовал женский монастырь еще до революции. После Октябрьской революции в 1924 и 1928 гг. монастырь дважды подвергся ликвидации, тем не менее, по инициативе бывшей игуменьи монастыря Бородиной Валерии монастырь вновь продолжал свое существование на нелегальных началах». Вскоре после ликвидации монастыря бывшие монахини приобрели два дома на свои средства и остались в деревне. «В начале 1934 года в д. Сирбишино на должность священника прибыл Вяткин Иоиль Егорович, который стал во главе руководства нелегального монастыря. Он организационно и идейно укреплял его»221.

«С приходом Вяткина община нелегального монастыря превратилась в к.-р. группировку, участницы которой вели контрреволюционную пропаганду: призывали не ступать в колхозы, а вступивших убеждали выходить из колхоза, под видом религиозных собраний проводили агитацию против деятельности Советской власти»222.

По данному делу обвинялись: Вяткин И.Е. по ст. 17-58-10-11 УК, Апаницына В.А., Куликалова С.И., Пономарева Ф.Ф., Бызова М.М. – по ст.58-10, ч.2 и 58-11 УК. Приговор был вынесен 3 ноября 1936 года223.

Выписка из «Протокола особого совещания при народном комиссаре внутренних дел СССР» от 3 ноября 1936 г.

«Вяткина Иоиля Егоровича за к/р. деятельность заключить в исправтрудлагерь сроком на пять лет, считая срок с 14/XI – 35 г.»224.

«Бызову Марию Михайловну за к/р. деятельность заключить в исправтрудлагерь сроком на пять лет, считая срок с 14/XI – 35 г.»225.

«Пономареву Феклу Фроловну за к/р. деятельность заключить в исправтрудлагерь сроком на пять лет, считая срок с 13/XI – 35 г.»226.

«Куликалову Серафиму Ивановну за к/р. деятельность заключить в исправтрудлагерь сроком на пять лет, считая срок с 14/XI – 35 г.»227

«Апаницыной Веронике Александровне – она же Валентина – зачесть в наказание срок предварительного заключения и из-под стражи освободить»228.

Все, осужденные по данному Делу, были реабилитированы, по указу ПВС СССР от 16.01.1989 года.

Имена священника Вяткина И. Е., монахинь Бызовой М.М., Куликаловой С.И., Пономарёвой Ф.Ф. внесены в «Книгу памяти жертв политических репрессий Свердловской области229.

Сёстры обители, не подвергшиеся аресту, уехали в г. Невьянск и несли своё послушание в Вознесенской кладбищенской церкви – единственной открытой для богослужения все годы советского периода в г. Невьянске. Здесь они и похоронены. До наших дней у этих 11 могилок бывших сестёр Сирбишинского монастыря молятся прихожане и паломники.

Отца Симеона и мать Валерию после ареста и проведённого следствия было решено отправить в дом старчества, как находящихся в преклонном возрасте (о. Симеону было в 1935 г. 78 лет, мать Валерии – 74 года). В доме старчества мать Валерия пробыла недолго – её забрала в Сирбишино племянница Коновалова Зоя Ивановна, в доме которой мать Валерия жила до своей кончины.

Почти сразу после своего возвращения, мать Валерия стала хлопотать о возвращении о. Симеона в Сирбишино, т.к. тот был сильно болен. Возвратившись, о. Симеон поселился в келье-землянке на горе Голгофа. Жил он в ней до 1945 года. Затем перешёл в келью-землянку во дворе дома Коноваловой З.И., где прожил до своей кончины. В настоящее время на месте этой кельи стоит баня.

Иеромонах Симеон скончался 20 апреля 1947 года, а мать Валерия - 20 сентября 1957 года. Оба они похоронены на кладбище д. Сирбишино. Ещё живы люди, знавшие о. Симеона и мать Валерию. Последней послушнице Введенского женского монастыря Антонине Васильевне исполнилось в 2009 году 92 года. Ныне она проживает в Нижнем Тагиле.

Почитание иеромонаха Симеона (Бородина) и монахини Валерии (Бородиной) существовало в Невьянском районе всегда, с момента кончины и до настоящего времени. В советское время люди тайно приходили на их могилы, молились, служили панихиды. Сам этот факт устойчивого почитания заслуживает серьёзного внимания230.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что в период гонений советского времени в Екатеринбургской епархии монашество продолжало существовать. Монашествующие благовествовали о Христе, несмотря на враждебное окружение, постоянное преследование и аресты, продолжали вести иноческую жизнь, являясь для окружающего мира примером благочестия. Их пламенная вера, преданность Христу, верность иноческим идеалам привлекала окружающих людей. Они сохранили традиции монашества в Екатеринбургской епархии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенной исследовательской работы по теме «Православное свидетельство в советский период. Екатеринбургская епархия»:

  1. Предложена систематизация церковно-исторического материала по вопросу православного свидетельства в Екатеринбургской епархии в советский период, что может служить отправной точкой для дальнейшего детального исследования данной темы.

  2. Найдены новые факты православного свидетельства в архивах Свердловской области.

  3. Составлены обобщающие таблицы:

  • Церкви Екатеринбургской епархии, которые никогда не закрывались

  • Церкви Екатеринбургской епархии, закрытые в 1960-1962 гг.

  • Священнослужители и монашествующие Екатеринбургской епархии, прославленные в Соборе Новомучеников и исповедников Российских XX века.

На наш взгляд, необходимо широко освещать жизнь и подвиг новомучеников и исповедников Екатеринбургской епархии, не отступивших от Бога в эпоху гонений на Православную Церковь. Свидетельства их жизни и гибели, здесь, рядом с нами, на Уральской земле, являются связующей нитью между поколениями православных людей и имеют большой нравственный урок для ныне живущих православных христиан.

Найденные новые исторические факты православного свидетельства могут быть использованы в лекционной работе по теме «Православное свидетельство в Екатеринбургской епархии в советский период».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Опубликованные источники

  1. Архивы Урала. 2002. № 1(7). – Отделение Церкви от государства. Документы 1918-1920 гг. С.73-88

  2. Архивы Урала. 2006. № 9 – 10. – Смутное время в русской православной церкви. Документы Уральских епархий 1920-х годов. С.121-146

  3. Архивы Урала. 2008. № 12. – Подборка материалов по антирелигиозной пропаганде среди молодежи в к.1920-х - н.1930-х гг. С. 120-129

  4. ГАСО. Серия «Свидетельства истории». Публикация документов. Выпуск 23. Свердловской области 75 лет. – Екатеринбург, 2009. – 39 с.

  5. Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских XX века. 13-16 августа 2000 года. Режим доступа: http://www.mospat.ru

  6. Доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, на Архиерейском Соборе РПЦ 15 августа 2000 г. Режим доступа: http://www.mospat.ru

  7. Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «Православное единство и православное свидетельство в современном мире» на Архиерейском соборе РПЦ 25 июня 2008 года. Режим доступа: http://www.mospat.ru

Неопубликованные источники

  1. ГААОСО, ф.1, оп.2, д.13404

  2. ГААОСО. Ф.1. Оп 2. Д. 20883

  3. ГААОСО. Ф.1. Оп 2. Д. 20939

  4. ГААОСО, ф.1, оп.2, д.24517

  5. ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д. 39420. Т.3

  6. ГААОСО. Ф.1.Оп.2. Д. 41470. Т.4

  7. ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д. 41750. Т.5-7

  8. ГААОСО, ф.1, оп. 2, д. 43722

  9. ГААОСО, ф.1, оп.2, д.47781

  10. ГАСО. Ф. Р-88. Оп.1. Д.571

  11. ГАСО. Ф. Р-102. Оп.1. Д. 170

  12. ГАСО. Ф. Р-102. Оп.1. Д. 540

  13. ГАСО. Ф. Р-102.Оп.1. Д. 835

  14. ЦДООСО. Ф.4. Оп.8. Д.144

  15. ЦДООСО. Ф.4. Оп.8. Д.169

  16. ЦДООСО. Ф.4. Оп.8. Д.669.

  17. ЦДООСО. Ф.4.Оп. 13. Д.452

  18. ЦДООСО. Ф.4. Оп.14. Д.375

  19. ЦДООСО, Ф.4. Оп.15. Д.460

  20. ЦДООСО. Ф.4. Оп.33. Д.307

  21. ЦДООСО. Ф.4. Оп.34. Д.226

  22. ЦДООСО. Ф.4. Оп.35. Д.207

  23. Воспоминания протоиерея Василия Семёнова. Запись беседы. – Личный архив Степановой А.Л.

  24. Жизнь Евлампии Матвеевны Патрушевой (монахини Евсевии) по воспоминаниям её двоюродной племянницы Бабушкиной Р.А. Очерк. – Личный архив Степановой А.Л.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 120 лет Екатеринбургской епархии. История и современность. – Инф.-изд. Отдел Екатеринбургской епархии, Екатеринбург, 2005. – 31 с.

  2. Белякова В.Е. Значение решений Поместного Собора 1917-1918 гг. для церковной жизни Урала // История Православия на Урале. – Екатеринбург, 2005. С.26 – 29.

  3. Большая Советская Энциклопедия. – М., 1955.Т. 38.

  4. Быкова С.И. Верующие и атеистический мир: противостояние в советском государстве // История Православия на Урале. – Екатеринбург, 2005. С. 36 - 43

  5. Воспоминания Галины Андреевны Засыпкиной (1912-1997 гг.). Автор-составитель Килин А.П. Уральская старина. Литературно-краеведческие записки. В. 4. 2000. Екатеринбург, «Академкнига». С. 313-331

  6. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 1. – Тверь. Булат. 1992 – 238 с.

  7. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 2. – Тверь. Булат. 1996 - 528 с.

  8. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 3. Тверь. Булат. 1999 - 623 с.

  9. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 4. Тверь. Булат. 2000. – 479 с.

  10. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 5. Тверь Булат. 2001. - 480 с.

  11. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 6. Тверь. Булат. 2002 . - 478 с.

  12. Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 7. Тверь. Булат. 2002.- 545 с.

  13. Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. – М. Гнозис.1994 - 112 с.

  14. Жизнеописание настоятельницы Ново-Тихвинского девичьего монастыря схиигумении Магдалины (Досмановой). – Екатеринбург. Изд. Ново-Тихвинского женского монастыря. 2002. – 39 с.

  15. Житие преподобноисповедника Иоанна Верхотурского (Игнатия Кевролетина). – Екатеринбург. Изд. Ново-Тихвинского женского монастыря. 2004. – 35 с.

  16. Жития святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург. Инф.-изд. отдел Екатеринбургской епархии. 2008 г. – 803 с.

  17. Зыкова Н.В. Монашеская жизнь в Каменском районе Свердловской области в советский период // История Православия на Урале. – Екатеринбург, 2005. С. 121-126.

  18. Зыкова Н.В. О работе Екатеринбургской комиссии по канонизации святых // История Православия на Урале. – Екатеринбург. 2005. С.114 - 121.

  19. Ильченко В.Н. Декрет об отделении церкви от государства // История Православия на Урале. Материалы церковно-исторической конференции, посвященной 120-летию Екатеринбургской епархии, Екатеринбург. 2005.

  20. История Православия на Урале (к 120-летию Екатеринбургской епархии). –Екатеринбург. 2005 г. – 309 с.

  21. История Урала. Словарь-справочник. – Екатеринбург. Сократ. 2006. – 431 с.

  22. Каплин П.В. Обновленческий и григорианский расколы в Екатеринбургской епархии // История Православия на Урале. – Екатеринбург. 2005. С.137 – 140.

  23. Каплин П.В. Смутное время в Русской Православной церкви: документы Уральских епархий 1920-х годов // Архивы Урала. 2006 г. № 9 – 10. С.121-139.

  24. Килин А. П. Воспоминания матушки Николаи как исторический источник (некоторые аспекты источниковедческого анализа) // История церкви: изучение и преподавание. Материалы научной конференции УрГУ. 21-22 ноября 1999 г. Екатеринбург. С.44-48.

  25. Книга памяти жертв политических репрессий Свердловской области. Т.1-7

  26. Кручинин А.М. Падение красного Екатеринбурга: военно-исторический очерк о событиях на Среднем Урале и в Зауралье с 13 июля по 12 августа 1918 года. –Екатеринбург. 2005. 198 с.

  27. Лавринов В. прот. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). – М. Изд. Крутицкого подворья. 2007. Кн. 42. 308 с.

  28. Лавринов В., прот. Григорианский раскол // Архивы Урала. 2006 г. № 9 – 10. С.140-146.

  29. Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. – Екатеринбург. Изд. Урал. ун-та. 2001 г. – 335 с.

  30. Мангилев П., прот. Сербишинские подвижники: устное предание и следственное дело // История Православия на Урале. Материалы церковно-исторической конференции, посвященной 120-летию Екатеринбургской епархии, Екатеринбург. 2005. С.201-205



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Н. С. Степанова Научный Е. В. Юровских Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск Рассматривая принципы налогообложения имущества предприятий, нельзя не обратиться к основным началам

    Документ
    Рассматривая принципы налогообложения имущества предприятий, нельзя не обратиться к основным началам налогообложения в целом. Так, в соответствии со ст.
  2. Степанова Анна Артемьевна

    Документ
    Степанова Анна Артемьевна работает в сельском хозяйстве Калининградской области более 40 лет, с 1966 г., вначале в должности агронома-овощевода, а с 1974 г.
  3. Научно-технический бюллетень лаборатории ихтиологии инэнко. 200 №11. С. 34 49. Удк 597 639. 3 Новая литература о тиляпиях на русском языке (библиографический указатель)

    Бюллетень
    Приводимый ниже список является дополнением к ранее опубликованной библиографии о тиляпиях, включающей 291 ссылку на первоисточники (Подушка, Ивойлов, 2 ).
  4. Научный журнал

    Документ
    Журнал «Вестник гуманитарного института ТГУ» издается Тольяттинским государственным университетом. В журнале публикуются статьи, сообщения, рецензии, информационные материалы по различным отраслям гуманитарного знания: истории, филологии,
  5. Научно-технический бюллетень лаборатории ихтиологии инэнко. 200

    Бюллетень
    Тиляпиями называют виды рыб семейства Цихловых (Cichlidae), которых ранее объединяли в род Tilapia. Впоследствии систематики стали относить этих рыб к трем различным родам (Tilapia, Oreochromis и Sarotherodon), однако за ними сохранилось

Другие похожие документы..