Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Поэма'
«Деревня», «К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы…»)», «Арион» или «Анчар», «Пророк», «К морю», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «На холмах ...полностью>>
'Документ'
Аналитическая справка по итогам I этапа регионального эксперимента ««Региональная модель реализации духовно-нравственного воспитания детей в системе д...полностью>>
'Интервью'
«Нам нужно глобально обсудить эту проблему выбора: будет ли система распределительной, когда все риски, все обязательства по выплате пенсий ложатся н...полностью>>
'Доклад'
В 2012 году на территории Гродненской области произошло: 124 пожара (+30,53% по сравнению с предыдущим годом, в 2011 произошло 95 пожаров), на пожара...полностью>>

Анкета для определения характера отставания школьника в обучении Цель

Главная > Анкета
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приложение 1

Анкета для определения

характера отставания школьника в обучении

Цель: формирование учителем заказа школьному психо­логу исследования возможных причин отставания учащегося в обучении.

Необходимый материал: анкета-вопросник для учителя.

Вопросник

  1. В чем, на Ваш взгляд, затрудняется ребенок при выполне­нии учебных заданий?

  2. При выполнении каких заданий и по каким предметам проявляются затруднения?

  3. Как ребенок реагирует на трудности при выполнении за­дания?

  4. Какие качества ребенка, по Вашему мнению, помогают ему справиться с трудностями в обучении?

  5. Какие качества ребенка мешают справиться с трудностя­ми в обучении?

  6. Какие задания (какой вид работы) ребенок выполняет са­мостоятельно без помощи учителя?

  7. В чем, на Ваш взгляд, ребенок наиболее успешен в учебной работе?

  8. Какой вид помощи ребенку Вы обычно используете?

Эмоционально-регулирующая помощь 1: общее подбадри­вание — «Ты это сможешь, тебе это по силам».

Стимулирующая помощь 2: наводящий вопрос — «На какое правило это задание? »

Организующая помощь 3: совместно с учеником — «Как ты планируешь выполнять действия? Оцени правильность выполненных действий».

Направляющая помощь 4: показ начала действия — «Смот­ри, я показываю первое действие, а ты продолжай».

Обучающая помощь 5: показ всего действия — «Я пока­зываю все решение целиком, сделай так же».

9. Работаете ли Вы индивидуально с ребенком? На уроке? После урока?

10. Как проходит индивидуальное занятие:

  • снова объясняете задание, которое ребенок не выполня­ет, но более подробно, развернуто;

  • выясняете, что ребенок усвоил в задании, с какого мо­мента он затрудняется в выполнении задания;

  • оставляете ребенка после уроков для контроля за вы­полнением классного задания:

  • укажите свой вариант занятия с ребенком.

11. Восстановите историю обучения ребенка с отставанием в обучении, напишите сочинение на тему: «История обуче­ния... (имя ребенка)».

Приложение 2

Диагностический лист для выявления

характера отклонений в поведении

Цель: формирование учителем заказа школьному психо­логу исследования показателей уровня социального развития подростков.

Необходимый материал: показатели уровня социальной адаптации социального развития.

Инструкция: «Оцените степень выраженности данных качеств по пятибалльной системе. Причем, 5 баллов — высо­кая степень проявления, 1 — низкая, 3 балла — средняя сте­пень их проявления».

  1. Наличие положительно ориентированных жизненных пла­нов и профессиональных намерений.

  2. Степень сознательности и дисциплинированности по от­ношению к учебной деятельности.

  3. Уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических и т. д.). Разнообразие и глубина полезных интересов.

  4. Адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми.

  5. Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллектив­ной жизни.

  6. Способность критически, в соответствии с нормами мора­ли и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверст­ников, одноклассников.

  7. Самокритичность, наличие навыков самоанализа.

  8. Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способ­ность к сопереживанию, эмпатии.

  9. Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влия­нию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении.

  10. Культура поведения (подтянутый внешний вид, аккурат­ность, культура речи, вежливость).

  11. Преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоци­ального поведения (употребление алкоголя, курение, упот­ребление нецензурных выражений).

Оценка результатов: подсчитывается средний арифмети­ческий балл, показывающий соотношение уровней социально­го развития:

• 1-2,5 балла — социально запущенные дети — III группа.

• 2,6-3,5 балла — педагогически запущенные дети — II груп­па.

• 3,6-5 баллов — благополучные учащиеся — I группа.

Социальная запущенность школьников, по сравнению с пе­дагогической, характеризуется, прежде всего, более низким уров­нем развития профессиональных намерений и ориентации, а также полезных интересов, знаний, навыков, более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни, затруднением в способности оценивать себя и других.

Наряду с диагностически значимыми признаками, позво­ляющими различать педагогическую и социальную запущенность, выявлены сходные признаки, по которым различия не значимы (отношение к учебной деятельности, асоциаль­ные проявления, употребление алкоголя, курение). Эти про­явления выступают в роли «сигналов-признаков», на осно­ве которых происходит формирование стереотипа «трудный подросток». Наличие общих негативных качеств мешает учителю рассмотреть положительные качества личности пе­дагогически запущенного школьника (прежде всего — тру­долюбие, стремление к овладению профессией), с опорой на которые с ним можно успешно проводить воспитательную работу.

Социальная запущенность без должной социально-психо­логической коррекции приводит к формированию и закрепле­нию преступной направленности.

Приложение 3

Развивающе-коррекционные программы для учащихся с рассогласованием между мотивационной и операционной сферами

Развивающе-коррекционная программа

для учащихся I типа рассогласования А-варианта

(педагогическая запущенность)

Педагогическая запущенность — это отсутствие у ребенка умения учиться при сохраненной мотивации учения.

Характеристика учащихся:

  • замедление темпа психической деятельности (ЗТПД);

  • психомоторная расторможенность, плохой самоконтроль;

  • нарушение планирования, регулирования деятельности;

  • бедный запас знаний;

  • недостаточность моторики;

  • речевые недостатки, медленная, тихая (робкая) речь;

  • боязнь учителей, замечаний;

  • утомляемость, вялость.

Тип проявления в учении:

  • ребенок практически не делает ошибок, медленно, не сразу приступает к работе, медленно врабатывается, работает долго;

  • часто отвлекается, суетится, приступает к заданию, не дос­лушав объяснения, допущенных ошибок не замечает;

  • не анализирует исходных условий;

  • ориентируется на внешние признаки, идет методом проб и ошибок;

  • низкая осведомленность (не знает многих вещей, никогда не слышал о них и не видел);

  • на письме линии непрерывающиеся, заезжают за пределы;

  • путает слова по звучанию, неверно называет звуки;

  • нервность, частая смена эмоций, отвлекаемость, неадекват­ность эмоциональных реакций (слабый раздражитель вы­зывает сильную реакцию).

Причины, факторы, критерии:

  • патология беременности;

  • физические травмы;

  • интеллектуальный голод в семье;

  • вседозволенность или запрет;

  • гиперопека;

  • заниженная самооценка;

  • несформированность личности;

  • несформированность учебной деятельности.

Адекватные приемы диагностики:

    1. Методика Векслера: субтест 8 «Последовательные картин­ки» (установление причинно следственных связей); суб­тест 12 «Лабиринт» (концентрация внимания, самоконт­роль); субтест «Кубики Кооса» (конструктивное мышле­ние, способность к анализу и синтезу).

    2. Диагностика словесно-логического мышления (Амтхауэр Р.):

      • словесные задания на осведомленность, дифференциа­ция существенных и несущественных признаков;

      • выявление сформированности понятий;

      • выявление сформированности логического мышления;

      • выявление сформированности обобщения (Венгер А. Л.).

3. «Найти место» (Егорова Т. В.): способность к абстрагиро­ванию.

4. Корректурная проба (Бурдон).

5. Графическая запись состояния обученности.

6. Обучающий эксперимент на материале методики Кооса (Иванова А. Л.).

7. Анализ особенностей внутреннего плана действия (Поно­марева Я. А.).

8. Анкета для определения характера отставания в обуче­нии (Шилова Т. А.).

9. Разноцветные поправки.

10. Диагностика социально-педагогической запущенности (Овчарова Р. В.).

Приемы коррекции, упражнения:

  1. Методы развития произвольности в двигательной, эмоцио­нальной сферах, поведении, общении:

    • психогимнастика;

    • терапия средствами искусства;

    • тренировка вербальной и невербальной сфер (речь, сооб­щение, доклад, мимика и пантомимика).

  2. Коррекция с помощью деятельности:

  • коммуникативные игры, тренинг;

  • ролевые игры.

  1. Коррекция нарушения деятельности:

  • выработка адекватной самооценки;

  • корректировка страха перед учителем;

  • выработка внутренней позиции школьника.

  1. Нарушения развития самосознания корректируются сле­дующими методами:

  • подтверждением уникальности ребенка;

  • психологическим массажем;

  • индентификацией.

Рекомендации:

    1. Общие:

      • единство требований педагога и родителей;

      • обучение планированию своей деятельности;

      • чтение литературы.

2. Родителям:

  • доверие к личности ребенка;

  • формирование реально-действующих мотивов поведе­ния;

  • анализ конфликтных ситуаций;

  • пример авторитета родителей по отношению к детям;

  • позитивное стимулирование;

  • авансирование успеха;

  • акцентуация достижения ребенка в деятельности;

  • парциальная оценка результатов;

  • безусловное принятие ребенка;

  • выборочное игнорирование негативных поступков;

  • позитивное побуждение к деятельности и общению;

  • ожидание завтрашней радости.

3. Педагогам:

  • понимание;

  • сочувствие;

  • снятие напряжения;

  • рационализация воспитательно-образовательного процесса;

  • выравнивание культурно-образовательных возможностей детей;

  • формирование личностной перспективы;

  • наглядные опоры в обучении;

  • комментируемое управление;

  • создание учебных ситуаций с элементами занимательности, опоры на жизненный опыт детей;

  • поэтапное формирование умственных действий;

  • опережающее консультирование по трудным темам;

  • щадящая учебная нагрузка;

  • снижение значимости;

  • формирование адекватной самооценки школьных успехов;

  • развитие позитивного восприятия других;

  • подтверждение уникальности ребенка.

Развивающе-коррекционная программа

для учащихся I типа рассогласования В-варианта

(интеллектуальная пассивность)

Интеллектаульная пассивность — это отсутствие мотива­ции учения, неумение решать сложные задачи.

Характеристика учащихся:

  • отсутствие желания учиться, привычки думать, решать за­дачи, прямо не связанные с учебной деятельностью;

  • использование обходных путей при выполнении интел­лектуальных задач (списывание);

  • последствия нарушения операционально-технических ме­ханизмов интеллектуальной деятельности, проявление не­гативной тенденции развития мотивационно-потребностной сферы личности (Р. В. Орлова).

Тип проявления:

1. Показатели интеллектуальной пассивности:

  • отсутствие инициативы в интеллектуальной деятельнос­ти (от полного протеста до покорной исполнительности);

  • в прекращение умственной работы при отсутствии зна­чимого подкрепления;

  • избегание интеллектуального напряжения;

  • отсутствие умственного удивления;

  • низкая работоспособность (ярко выраженная или замас­кированная);

  • несформированность умений и навыков логических опе­раций;

  • негативное отношение к познавательной деятельности ребенка в семье.

2. Характеристика качеств ума:

  • подражательность (копирует известные способы реше­ния);

  • неравномерность качеств ума;

  • поверхностность ума (не выделяет общие признаки, низ­кий уровень обобщения);

  • затруднен краткий пересказ текста, составление пла­нов, тезисов;

  • инертность ума (склонность к шаблону, трудности перехо­да от одной деятельности к другой, фиксация на чем-либо).

Причины, факторы, упражнения, задания:

  • нарушение произвольности и других психических процес­сов (может быть орагнического генеза);

  • биологические психофизиологические факторы (ЗПР);

  • социальные (отсутствие внимания со стороны учителей, родителей и др. взрослых);

  • несформированность мотивационной сферы («не хочу учиться»);

  • абулия (расстройство воли, приводящее к отсутствию вся­ких желаний);

  • пониженная обучаемость (не замечает своих ошибок, нет рефлексии).

Адекватные приемы диагностики:

  • исследования умственного развития (Амтхауэр Р.);

  • опросник для определения познавательной потребности (Юркевич В. С);

  • метод «провокации умственной лени» (Юркевич В. С.) для определения результатов недостаточного развития позна­вательной и учебной мотивации;

  • «реакция на новизну» (Берлайн);

  • изучение знаний (обученность): виды знаний (понятия и термины, знания о фактах, о законах, методах познания и способах деятельности), этапы усвоения знаний (узнавание, воспроизведение, понимание, применение в незнакомых условиях, оценивание), качество знаний (системность, гибкость, направленность на практическое использование, полнота), уровень знаний (репродуктивный и продуктивный);

  • изучение знаний в построении профиля личности школь­ника;

  • методика Векслера. Субтест 3: собирание разрезных кар­тинок; субтест 7: завершение картинок; субтест 9: составление фигур из кубиков; субтест 10: собирание объектов; субтест 11: кодирование; субтест 12: прохождение лаби­ринтов.

Приемы коррекции, критерии:

  • серия развивающих занятий по формированию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);

  • развитие умения соблюдать правила в игре для подготов­ки к умению действовать по инструкции в учебной дея­тельности («Часы», «Летает — не летает», «Съедобное — несъедобное», «Поиск клада»);

  • работа с текстом (конспектирование по определенной схе­ме после прочтения, потом работа в парах — пересказ текста по составленному конспекту):

- «Запретный номер», «Волшебное слово» (самоконтроль и внимание);

- «Сказочное королевство»: каверзные вопросы из текс­та (формирование оценочных действий школьников);

- «Дерево мудрости»: трудные вопросы на причинно-след­ственные связи (оценка своих и чужих действий);

- «Составь учебник» (восстановление положительного от­ношения к предметам);

  • поручения (развитие познавательных интересов и ценност­ных отношений к предметам);

  • загадки, кроссворды, викторины, научно-популярная лите­ратура;

  • личностная коррекция (создание условий для развития положительных стойких отношений с учителями, родите­лями, сверстниками с целью выведения ребенка из состо­яния отрицательной мотивации).

Рекомендации:

Разные программы обучения:

  • Н. Ф. Талызина — Л.Я. Гальперин;

  • В. В. Давыдов— Д.Б. Эльконин;

  • Л. В. Занков;

  • методика ТРИЗ и др.

Развивающе-коррекционная программа для учащихся II типа рассогласования между компонентами операциональной сферы А-варианта (нерациональные способы учения, механическое заучивание)

Характеристика учащихся:

  • непонимание элементарного материала;

  • низкий уровень развития памяти;

  • нетрадиционные способы переработки и хранения инфор­мации;

  • неосознанный выбор стимулов и концентрация на них вни­мания;

  • отсутствие эмоциональных реакций, гарантирующих луч­шую «запись» в памяти;

  • кратковременная память поверхностна, непрочна;

  • долговременная память подкрепляется поисками значе­ния запоминаемого;

  • вид памяти не связывается с мыслительными операци­ями;

  • память субъективна и подвержена искажению.

Тип проявления:

  • длинное решение задачи с личными действиями;

  • низкий уровень развития памяти (менее 7 объектов);

  • не умеет выявлять главное в учебной задаче, распыля­ется;

  • неумение кодировать и декодировать;

  • недостаточная образность, абстрактность мышления;

  • старается запомнить, но не получается, т. к. запоминает все подряд;

  • редко задает вопросы, на уроках при обращении учителя часто теряется, молчит, не может адекватно оценить ре­зультаты своего труда;

  • при получении плохой отметки часто плачет;

  • на уроке работает механически, повторяя за учителем его действия, т. к. смысл целей учебной работы во многом недоступен;

  • репродуктивный вид деятельности.

Причины, факторы, критерии:

  • не управляет своим поведением, началом и концом дей­ствий;

  • слабые организованность и дисциплинированность, недо­ведение начатого дела до конца;

  • отношение к учителям, сверстникам однообразное, индиф­ферентное;

  • неумение строить близкие и далекие перспективы;

  • внутренняя причина: «лень учиться», т. е. желание избе­жать напряжения;

  • нарушение некоторых эмоционально волевых функций;

  • инертный тип нервной системы, слабый тип нервной сис­темы;

  • недостаточное внимание родителей к ребенку.

Адекватные приемы диагностики:

  • исследование уровня словесно-логического мышления (Амтхауэр Р.);

  • «образец и правило» (Венгер Л. А.);

  • «графический диктант» (Эльконин Д. Б.);

  • определение сформированности ВПД (Пономарев Л. Я.);

  • диагностика общей школьной зрелости (Керн-Йирасек);

  • определение объема оперативной памяти — «10 слов» (Лурия А. Р.);

  • опосредованное запоминание — «пиктограмма»;

  • определение объема долговременной памяти;

  • исследование логической и механической памяти мето­дом запоминания двух рядов слов — «Запомни пару».

Коррекционные приемы, задания, упражнения:

  • прием на развитие ВПД (Пономаренко Л. Я.), обучаю­щая методики (Иванова А. Л.);

  • отработка умении ста нить задачи, различать их с целями;

  • выполнение действий по инструкции в соответствии с ус­тановкой, образцом;

  • способы развития рациональной, кратковременной и долго­временной памяти, обучение мнемотехническим приемам:

- запоминание слов, стихов, чисел, текста (Ануфриев А. Ф.);

- «смысловые единицы» (Мальцева Н. П., адаптация Яковлевой Л. Я.). Цель первой части: обучение созда­нию мнемонических опор. Материал: любой текст из учебника. Цель второй части: составление плана, где опорные пункты выражают главные мысли и должны быть связаны между собой по смыслу;

- группировка (Яковлева Л. Я.). Цель: выработка способ­ности к смысловой обработке запоминаемого материала;

- «памятка», т. е. инструктивные предписания, обобщен­ные схемы, планы, правила, ориентиры.

Рекомендации:

Правила преодоления забывания:

  • готовьте домашнее задание не накануне следующего уро­ка, а в день, когда его задали;

  • осознайте, для чего требуется запомнить, поставьте цель;

  • чем лучше поймете, тем лучше запомните;

  • разделите во времени понимание материала и его запоми­нание, по смысловым частям;

  • чем больше поработаете с материалом, тем лучше его за­помните, сравните с ранее пройденным;

  • заучивайте большой текст наизусть не сразу, а с перерывами;

  • используйте приемы мнемотехники — искусственные при­емы запоминания.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций Москва 2000

    Учебно-методическое пособие
    Рабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума ( методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций) / Под общей ред.
  2. Учебника для студентов высших учебных

    Учебник
    Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. М26 Н.Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  3. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  4. И принимаем участие, определена возрождением значимой для российской педагогики идеи: создания условий для развития общества и человека за счет поддержки успеха

    Документ
    Логика Национального проекта «Образование», в реализации которого мы все с вами принимаем участие, определена возрождением значимой для российской педагогики идеи: создания условий для развития общества и человека за счет поддержки успеха.
  5. Из опыта работы учителя истории и обществознания средней общеобразовательной школы №47 города Ярославля Фирсовой Л. А. по активизации познавательной деятельности школьников в обучении истории и обществознания

    Реферат
    1.1. Исходные теоретические положения познавательной деятельности школьников. Организация познавательной деятельности учащихся. Условия развития познавательного интереса.

Другие похожие документы..