Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Анкета для определения характера отставания школьника в обучении Цель
Приложение 1
Анкета для определения
характера отставания школьника в обучении
Цель: формирование учителем заказа школьному психологу исследования возможных причин отставания учащегося в обучении.
Необходимый материал: анкета-вопросник для учителя.
Вопросник
В чем, на Ваш взгляд, затрудняется ребенок при выполнении учебных заданий?
При выполнении каких заданий и по каким предметам проявляются затруднения?
Как ребенок реагирует на трудности при выполнении задания?
Какие качества ребенка, по Вашему мнению, помогают ему справиться с трудностями в обучении?
Какие качества ребенка мешают справиться с трудностями в обучении?
Какие задания (какой вид работы) ребенок выполняет самостоятельно без помощи учителя?
В чем, на Ваш взгляд, ребенок наиболее успешен в учебной работе?
Какой вид помощи ребенку Вы обычно используете?
Эмоционально-регулирующая помощь 1: общее подбадривание — «Ты это сможешь, тебе это по силам».
Стимулирующая помощь 2: наводящий вопрос — «На какое правило это задание? »
Организующая помощь 3: совместно с учеником — «Как ты планируешь выполнять действия? Оцени правильность выполненных действий».
Направляющая помощь 4: показ начала действия — «Смотри, я показываю первое действие, а ты продолжай».
Обучающая помощь 5: показ всего действия — «Я показываю все решение целиком, сделай так же».
9. Работаете ли Вы индивидуально с ребенком? На уроке? После урока?
10. Как проходит индивидуальное занятие:
снова объясняете задание, которое ребенок не выполняет, но более подробно, развернуто;
выясняете, что ребенок усвоил в задании, с какого момента он затрудняется в выполнении задания;
оставляете ребенка после уроков для контроля за выполнением классного задания:
укажите свой вариант занятия с ребенком.
11. Восстановите историю обучения ребенка с отставанием в обучении, напишите сочинение на тему: «История обучения... (имя ребенка)».
Приложение 2
Диагностический лист для выявления
характера отклонений в поведении
Цель: формирование учителем заказа школьному психологу исследования показателей уровня социального развития подростков.
Необходимый материал: показатели уровня социальной адаптации социального развития.
Инструкция: «Оцените степень выраженности данных качеств по пятибалльной системе. Причем, 5 баллов — высокая степень проявления, 1 — низкая, 3 балла — средняя степень их проявления».
Наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений.
Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности.
Уровень развития полезных знаний, навыков, умений (спортивных, трудовых, технических и т. д.). Разнообразие и глубина полезных интересов.
Адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми.
Коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни.
Способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников.
Самокритичность, наличие навыков самоанализа.
Внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии.
Волевые качества. Невосприимчивость к дурному влиянию. Способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении.
Культура поведения (подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость).
Преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).
Оценка результатов: подсчитывается средний арифметический балл, показывающий соотношение уровней социального развития:
• 1-2,5 балла — социально запущенные дети — III группа.
• 2,6-3,5 балла — педагогически запущенные дети — II группа.
• 3,6-5 баллов — благополучные учащиеся — I группа.
Социальная запущенность школьников, по сравнению с педагогической, характеризуется, прежде всего, более низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентации, а также полезных интересов, знаний, навыков, более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни, затруднением в способности оценивать себя и других.
Наряду с диагностически значимыми признаками, позволяющими различать педагогическую и социальную запущенность, выявлены сходные признаки, по которым различия не значимы (отношение к учебной деятельности, асоциальные проявления, употребление алкоголя, курение). Эти проявления выступают в роли «сигналов-признаков», на основе которых происходит формирование стереотипа «трудный подросток». Наличие общих негативных качеств мешает учителю рассмотреть положительные качества личности педагогически запущенного школьника (прежде всего — трудолюбие, стремление к овладению профессией), с опорой на которые с ним можно успешно проводить воспитательную работу.
Социальная запущенность без должной социально-психологической коррекции приводит к формированию и закреплению преступной направленности.
Приложение 3
Развивающе-коррекционные программы для учащихся с рассогласованием между мотивационной и операционной сферами
Развивающе-коррекционная программа
для учащихся I типа рассогласования А-варианта
(педагогическая запущенность)
Педагогическая запущенность — это отсутствие у ребенка умения учиться при сохраненной мотивации учения.
Характеристика учащихся:
замедление темпа психической деятельности (ЗТПД);
психомоторная расторможенность, плохой самоконтроль;
нарушение планирования, регулирования деятельности;
бедный запас знаний;
недостаточность моторики;
речевые недостатки, медленная, тихая (робкая) речь;
боязнь учителей, замечаний;
утомляемость, вялость.
Тип проявления в учении:
ребенок практически не делает ошибок, медленно, не сразу приступает к работе, медленно врабатывается, работает долго;
часто отвлекается, суетится, приступает к заданию, не дослушав объяснения, допущенных ошибок не замечает;
не анализирует исходных условий;
ориентируется на внешние признаки, идет методом проб и ошибок;
низкая осведомленность (не знает многих вещей, никогда не слышал о них и не видел);
на письме линии непрерывающиеся, заезжают за пределы;
путает слова по звучанию, неверно называет звуки;
нервность, частая смена эмоций, отвлекаемость, неадекватность эмоциональных реакций (слабый раздражитель вызывает сильную реакцию).
Причины, факторы, критерии:
патология беременности;
физические травмы;
интеллектуальный голод в семье;
вседозволенность или запрет;
гиперопека;
заниженная самооценка;
несформированность личности;
несформированность учебной деятельности.
Адекватные приемы диагностики:
Методика Векслера: субтест 8 «Последовательные картинки» (установление причинно следственных связей); субтест 12 «Лабиринт» (концентрация внимания, самоконтроль); субтест «Кубики Кооса» (конструктивное мышление, способность к анализу и синтезу).
Диагностика словесно-логического мышления (Амтхауэр Р.):
словесные задания на осведомленность, дифференциация существенных и несущественных признаков;
выявление сформированности понятий;
выявление сформированности логического мышления;
выявление сформированности обобщения (Венгер А. Л.).
3. «Найти место» (Егорова Т. В.): способность к абстрагированию.
4. Корректурная проба (Бурдон).
5. Графическая запись состояния обученности.
6. Обучающий эксперимент на материале методики Кооса (Иванова А. Л.).
7. Анализ особенностей внутреннего плана действия (Пономарева Я. А.).
8. Анкета для определения характера отставания в обучении (Шилова Т. А.).
9. Разноцветные поправки.
10. Диагностика социально-педагогической запущенности (Овчарова Р. В.).
Приемы коррекции, упражнения:
Методы развития произвольности в двигательной, эмоциональной сферах, поведении, общении:
психогимнастика;
терапия средствами искусства;
тренировка вербальной и невербальной сфер (речь, сообщение, доклад, мимика и пантомимика).
Коррекция с помощью деятельности:
коммуникативные игры, тренинг;
ролевые игры.
Коррекция нарушения деятельности:
выработка адекватной самооценки;
корректировка страха перед учителем;
выработка внутренней позиции школьника.
Нарушения развития самосознания корректируются следующими методами:
подтверждением уникальности ребенка;
психологическим массажем;
индентификацией.
Рекомендации:
Общие:
единство требований педагога и родителей;
обучение планированию своей деятельности;
чтение литературы.
2. Родителям:
доверие к личности ребенка;
формирование реально-действующих мотивов поведения;
анализ конфликтных ситуаций;
пример авторитета родителей по отношению к детям;
позитивное стимулирование;
авансирование успеха;
акцентуация достижения ребенка в деятельности;
парциальная оценка результатов;
безусловное принятие ребенка;
выборочное игнорирование негативных поступков;
позитивное побуждение к деятельности и общению;
ожидание завтрашней радости.
3. Педагогам:
понимание;
сочувствие;
снятие напряжения;
рационализация воспитательно-образовательного процесса;
выравнивание культурно-образовательных возможностей детей;
формирование личностной перспективы;
наглядные опоры в обучении;
комментируемое управление;
создание учебных ситуаций с элементами занимательности, опоры на жизненный опыт детей;
поэтапное формирование умственных действий;
опережающее консультирование по трудным темам;
щадящая учебная нагрузка;
снижение значимости;
формирование адекватной самооценки школьных успехов;
развитие позитивного восприятия других;
подтверждение уникальности ребенка.
Развивающе-коррекционная программа
для учащихся I типа рассогласования В-варианта
(интеллектуальная пассивность)
Интеллектаульная пассивность — это отсутствие мотивации учения, неумение решать сложные задачи.
Характеристика учащихся:
отсутствие желания учиться, привычки думать, решать задачи, прямо не связанные с учебной деятельностью;
использование обходных путей при выполнении интеллектуальных задач (списывание);
последствия нарушения операционально-технических механизмов интеллектуальной деятельности, проявление негативной тенденции развития мотивационно-потребностной сферы личности (Р. В. Орлова).
Тип проявления:
1. Показатели интеллектуальной пассивности:
отсутствие инициативы в интеллектуальной деятельности (от полного протеста до покорной исполнительности);
в прекращение умственной работы при отсутствии значимого подкрепления;
избегание интеллектуального напряжения;
отсутствие умственного удивления;
низкая работоспособность (ярко выраженная или замаскированная);
несформированность умений и навыков логических операций;
негативное отношение к познавательной деятельности ребенка в семье.
2. Характеристика качеств ума:
подражательность (копирует известные способы решения);
неравномерность качеств ума;
поверхностность ума (не выделяет общие признаки, низкий уровень обобщения);
затруднен краткий пересказ текста, составление планов, тезисов;
инертность ума (склонность к шаблону, трудности перехода от одной деятельности к другой, фиксация на чем-либо).
Причины, факторы, упражнения, задания:
нарушение произвольности и других психических процессов (может быть орагнического генеза);
биологические психофизиологические факторы (ЗПР);
социальные (отсутствие внимания со стороны учителей, родителей и др. взрослых);
несформированность мотивационной сферы («не хочу учиться»);
абулия (расстройство воли, приводящее к отсутствию всяких желаний);
пониженная обучаемость (не замечает своих ошибок, нет рефлексии).
Адекватные приемы диагностики:
исследования умственного развития (Амтхауэр Р.);
опросник для определения познавательной потребности (Юркевич В. С);
метод «провокации умственной лени» (Юркевич В. С.) для определения результатов недостаточного развития познавательной и учебной мотивации;
«реакция на новизну» (Берлайн);
изучение знаний (обученность): виды знаний (понятия и термины, знания о фактах, о законах, методах познания и способах деятельности), этапы усвоения знаний (узнавание, воспроизведение, понимание, применение в незнакомых условиях, оценивание), качество знаний (системность, гибкость, направленность на практическое использование, полнота), уровень знаний (репродуктивный и продуктивный);
изучение знаний в построении профиля личности школьника;
методика Векслера. Субтест 3: собирание разрезных картинок; субтест 7: завершение картинок; субтест 9: составление фигур из кубиков; субтест 10: собирание объектов; субтест 11: кодирование; субтест 12: прохождение лабиринтов.
Приемы коррекции, критерии:
серия развивающих занятий по формированию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
развитие умения соблюдать правила в игре для подготовки к умению действовать по инструкции в учебной деятельности («Часы», «Летает — не летает», «Съедобное — несъедобное», «Поиск клада»);
работа с текстом (конспектирование по определенной схеме после прочтения, потом работа в парах — пересказ текста по составленному конспекту):
- «Запретный номер», «Волшебное слово» (самоконтроль и внимание);
- «Сказочное королевство»: каверзные вопросы из текста (формирование оценочных действий школьников);
- «Дерево мудрости»: трудные вопросы на причинно-следственные связи (оценка своих и чужих действий);
- «Составь учебник» (восстановление положительного отношения к предметам);
поручения (развитие познавательных интересов и ценностных отношений к предметам);
загадки, кроссворды, викторины, научно-популярная литература;
личностная коррекция (создание условий для развития положительных стойких отношений с учителями, родителями, сверстниками с целью выведения ребенка из состояния отрицательной мотивации).
Рекомендации:
Разные программы обучения:
Н. Ф. Талызина — Л.Я. Гальперин;
В. В. Давыдов— Д.Б. Эльконин;
Л. В. Занков;
методика ТРИЗ и др.
Развивающе-коррекционная программа для учащихся II типа рассогласования между компонентами операциональной сферы А-варианта (нерациональные способы учения, механическое заучивание)
Характеристика учащихся:
непонимание элементарного материала;
низкий уровень развития памяти;
нетрадиционные способы переработки и хранения информации;
неосознанный выбор стимулов и концентрация на них внимания;
отсутствие эмоциональных реакций, гарантирующих лучшую «запись» в памяти;
кратковременная память поверхностна, непрочна;
долговременная память подкрепляется поисками значения запоминаемого;
вид памяти не связывается с мыслительными операциями;
память субъективна и подвержена искажению.
Тип проявления:
длинное решение задачи с личными действиями;
низкий уровень развития памяти (менее 7 объектов);
не умеет выявлять главное в учебной задаче, распыляется;
неумение кодировать и декодировать;
недостаточная образность, абстрактность мышления;
старается запомнить, но не получается, т. к. запоминает все подряд;
редко задает вопросы, на уроках при обращении учителя часто теряется, молчит, не может адекватно оценить результаты своего труда;
при получении плохой отметки часто плачет;
на уроке работает механически, повторяя за учителем его действия, т. к. смысл целей учебной работы во многом недоступен;
репродуктивный вид деятельности.
Причины, факторы, критерии:
не управляет своим поведением, началом и концом действий;
слабые организованность и дисциплинированность, недоведение начатого дела до конца;
отношение к учителям, сверстникам однообразное, индифферентное;
неумение строить близкие и далекие перспективы;
внутренняя причина: «лень учиться», т. е. желание избежать напряжения;
нарушение некоторых эмоционально волевых функций;
инертный тип нервной системы, слабый тип нервной системы;
недостаточное внимание родителей к ребенку.
Адекватные приемы диагностики:
исследование уровня словесно-логического мышления (Амтхауэр Р.);
«образец и правило» (Венгер Л. А.);
«графический диктант» (Эльконин Д. Б.);
определение сформированности ВПД (Пономарев Л. Я.);
диагностика общей школьной зрелости (Керн-Йирасек);
определение объема оперативной памяти — «10 слов» (Лурия А. Р.);
опосредованное запоминание — «пиктограмма»;
определение объема долговременной памяти;
исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов — «Запомни пару».
Коррекционные приемы, задания, упражнения:
прием на развитие ВПД (Пономаренко Л. Я.), обучающая методики (Иванова А. Л.);
отработка умении ста нить задачи, различать их с целями;
выполнение действий по инструкции в соответствии с установкой, образцом;
способы развития рациональной, кратковременной и долговременной памяти, обучение мнемотехническим приемам:
- запоминание слов, стихов, чисел, текста (Ануфриев А. Ф.);
- «смысловые единицы» (Мальцева Н. П., адаптация Яковлевой Л. Я.). Цель первой части: обучение созданию мнемонических опор. Материал: любой текст из учебника. Цель второй части: составление плана, где опорные пункты выражают главные мысли и должны быть связаны между собой по смыслу;
- группировка (Яковлева Л. Я.). Цель: выработка способности к смысловой обработке запоминаемого материала;
- «памятка», т. е. инструктивные предписания, обобщенные схемы, планы, правила, ориентиры.
Рекомендации:
Правила преодоления забывания:
готовьте домашнее задание не накануне следующего урока, а в день, когда его задали;
осознайте, для чего требуется запомнить, поставьте цель;
чем лучше поймете, тем лучше запомните;
разделите во времени понимание материала и его запоминание, по смысловым частям;
чем больше поработаете с материалом, тем лучше его запомните, сравните с ранее пройденным;
заучивайте большой текст наизусть не сразу, а с перерывами;
используйте приемы мнемотехники — искусственные приемы запоминания.
Похожие документы:
Методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций Москва 2000
Учебно-методическое пособиеРабочая книга психолого-медико-педагогического Консилиума ( методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций) / Под общей ред.Учебника для студентов высших учебных
УчебникМаркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. М26 Н.Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84
ПрограммаХотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.И принимаем участие, определена возрождением значимой для российской педагогики идеи: создания условий для развития общества и человека за счет поддержки успеха
ДокументЛогика Национального проекта «Образование», в реализации которого мы все с вами принимаем участие, определена возрождением значимой для российской педагогики идеи: создания условий для развития общества и человека за счет поддержки успеха.Из опыта работы учителя истории и обществознания средней общеобразовательной школы №47 города Ярославля Фирсовой Л. А. по активизации познавательной деятельности школьников в обучении истории и обществознания
Реферат1.1. Исходные теоретические положения познавательной деятельности школьников. Организация познавательной деятельности учащихся. Условия развития познавательного интереса.