Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'План урока'
Начиная изучать курс «История России», учащиеся получают задание: начать сбор информации по истории своей семьи; под руководством учителя составляют ...полностью>>
'Программа'
11.30-12.00 Третьяков Ю.Д., Гудилин Е.А. (г. Москва). Пространственно ограниченный рост кристаллов новых поколений функциональных и биологически акти...полностью>>
'Анализ'
Разработать модель управления качеством готовности к введению ФГОС общего образования второго поколения с учетом специфики деятельности муниципальног...полностью>>
'Программа курса'
Логика: Программа курса и методические рекомендации для студентов специальности 030501 – «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения / составитель ...полностью>>

Учебное пособие по дисциплине 1716 «Теоретические основы автоматизированного управления» Обсуждена на заседании кафедры

Главная > Учебное пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»

Кафедра ИТ-7 «Автоматизированные системы обработки информации и управления»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор МГУПИ

_____________Голубятников И.В.

«___» ______________ 200__г.

Для студентов 4 курса факультета ИТ

специальности 230102

к.э.н., доцент

Чистякова М.А.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине 1716 «Теоретические основы автоматизированного управления»

Обсуждена на заседании кафедры

(предметно-методической секции)

«___» _______________ 2007 г.

Протокол № _____

МГУПИ — 2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие системы ………………………………………………….. 4

2. Управление. Управление организационными системами………. 4

3. Информационные системы и технологии в организационном

управлении………………………………………………………... 7

4. Автоматизированные системы управления (АСУ)……………… 11

5. Структура АСУ……………………………………………………. 13

5.1 Информационное обеспечение………………………… 14

5.2 Программное обеспечение…………………………….. 16

5.3 Техническое обеспечение………………………………. 18

6. Методические основы создания автоматизированных систем

управления…………………………………………………………. 21

7. Стадии создания АСУ…………………………………………….. 22

8. Системы поддержки управленческих решений…………………. 32

9. Процесс разработки задач автоматизации………………………. 38

10. Обоснование целесообразности автоматизации задач………… 43

11. Разработка задачи автоматизации ……………………………… 48

12. Примеры АСОИУ……………………………………………… 60

ВВЕДЕНИЕ

Современные предприятия и фирмы представляют собой сложные организационные системы. Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельностью на основе комплексной автоматизации управления.

Получение эффективных автоматизированных систем управления возможно только при системном подходе к проектированию автоматизированных систем управления. Этот подход требует совершенных методик проведения исследовательских, изыскательских и аналитических работ. Только в этом случае возможно получение всесторонне обоснованных решений по автоматизации задач управления.

Предлагаемое учебное пособие содержит материалы по изучению объекта автоматизации, выработки возможных проектных решений, определении оптимальных вариантов постановки задач управления. Эти сведения могут использоваться студентами при выполнении курсовой работы по дисциплине «Теоретические основы автоматизированного управления», также эти материалы могут использоваться в рамках курса «Проектирование АИС».

  1. Понятие системы.

Система есть множество предметов вместе со связями между предметами и между их признаками.

Предметы есть просто части или компоненты системы. Эти части могут быть безгранично разнообразны.

Признаки - это свойства предметов.

Связи объединяют предметы в единое целое. Это могут быть причинные, логические, случайные связи. Ни для одного множества предметов нельзя утверждать, что в нем нет связей. Например, в случае физических систем за связи всегда можно принять расстояние между парами предметов. Связи подлежащие рассмотрению в данном множестве, зависят от стоящей перед исследователем задачи: важные включаются в рассмотрение, тривиальные (несущественные) исключаются. Решение о том, какие связи важны и какие тривиальны, возлагается на исследователя.

Понятие системы тесно связано с понятием окружения (среды).

Для данной системы окружение есть множество предметов вне системы: 1) изменение признаков которых влияет на систему; 2) признаки которых изменяются вследствие поведения системы.

Организация - это стабильная формальная социальная структура, которая получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает их в продукты своей деятельности.

  1. Управление. Управление организационными системами.

Управление – целенаправленное воздействие на организацию, которое обеспечивает достижение поставленных целей.

В зависимости от степени автоматизации решения задач управления выделяют автоматическое и автоматизированное управление.

Задача управления состоит в координации деятельности людей и подразделений для эффективного решения стратегических, тактических и текущих задач организации.

Управление в любой организации выделяются в особую функцию, на выполнение которой ориентируются определенные подразделения организации – органы управления. Все действия органов управления по осуществлению своих функций можно определить как управленческую деятельность.ит-ра

В рамках организации выделяются управляемый процесс (объект управления) и управляющая часть (субъекты, органы управления), которые в совокупности определяются как система управления. Орган управления является источником управляющего воздействия, а объект подчинен этому воздействию.

Любой процесс управления связан с информационным обменом, который заключается в циклическом осуществлении следующих процедур:

  • Сбор информации о текущем состоянии управляемого объекта;

  • Анализ полученной информации и сравнение текущего состояния с желаемым;

  • Выработка управляющего воздействия с целью перевода управляемого объекта в желаемое состояние;

  • Передача управляющего воздействия объекту.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ


У

Управляющий орган

УУуУУУ

Информация об управляемом процессе

Объект управления


Процесс управления подразумевает наличие обратной связи, т.е. информационного потока, направленного от объекта к субъекту. Обратная связь позволяет установить эффективность управляющего воздействия.

Основные функции управления:

  • планирование;

  • календарно-плановое руководство;

  • оперативное управление;

  • контроль.

Планирование представляет собой процесс создания планов и определение необходимых ресурсов для их реализации. Планирование включает в себя:

  • Определение целей и задач;

  • Разработку стратеги и, программ, планов для достижения поставленных целей;

  • Определение необходимых ресурсов;

  • Доведение планов до конкретных исполнителей, ответственных за их реализацию.

Требования к планам:

  • Обязательность исполнения;

  • Необходимость сочетания и взаимосвязь различных видов планов (долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных);

  • Конкретность;

  • Гибкость;

  • Установление ответственных за исполнение лиц и сроков выполнения.

Календарно-плановое руководство заключается в слежении за выполнением плана.

Данная управленческая функция реализуется в двух направлениях:

  • Регулирование – процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых;

  • Координация – согласование действий во времени и пространстве структуры управления и внешней среды.

Задачи календарно-планового руководства:

  • Формирование и поддержание условий для выполнения плановых заданий;

  • Слежение за ходом выполнения плана и анализ полученной информации;

  • Анализ и оценка изменений в условиях и ходе выполнения плана;

  • Выработка вариантов корректирующих воздействий;

  • Разработка, документальное и организационное оформление принятых корректирующих мер.

Оперативное управление заключается в осуществлении следующих процессов:

  • Непрерывное распознавание ситуации относительно элементов системы управления;

  • Сбор и обработка оперативной информации о состоянии системы и ее элементов, создание банков данных;

  • Анализ и прогнозирование развития ситуации;

  • Принятие решения по оперативному вмешательству в функционирование системы;

  • Разработка предложений по корректировке плановых решений по функционированию системы;

  • Оформление соответствующих отчетных документов.

Неотъемлемой частью оперативного управления является процесс принятия управленческих решений.

Контроль, основной задачей которого является определение отклонений от плана, фиксирование и быстрое их устранение.

Выделяются три стадии контроля:

  • Предварительная – осуществляется до начала плановых работ, кода тщательно оценивается выполнение функций подразделениями и исполнителями с цель приведения к соответствия организационной структуры;

  • Текущая – текущий контроль оценка деятельности подразделений и исполнителей;

  • Заключительная – анализ ошибок и определение мер поощрения или наказания исполнителей.

В основе управленческой деятельности лежит процесс принятия управленческих решений.

  1. Информационные системы и технологии в организационном управлении

В основе управленческой деятельности лежит процесс принятия управленческих решений.

Процесс сбора информации и передачи управленческого воздействия от объекта к органам управления и обратно осуществляется по информационному контуру. В рамках информационного контура передается информация о целях управления, информация о состоянии управляемого процесса, информация о принимаемых управленческих решениях. Информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а также персоналом, осуществляющим действия с информацией, образуют информационную систему организации.

Информационная система существует в любой организации.

Цель информационной системы – производство нужной для организации информации, создание информационной и технической сред для осуществления управления организацией.

Информационная система не обязательно должна быть автоматизированной.

Информационная система включает следующие компоненты:

  • Управленческий персонал;

  • процедуры и технологии функционирования информационной системы;

  • техническое обеспечение;

  • программное и математическое образование;

  • информационные ресурсы – организационно оформленная и систематизированная совокупность целенаправленных сведений, обеспечивающих взаимодействие между элементами организации, а также между организацией и внешней средой для создания условий для функционирования организации.

Все процессы преобразования информации в информационной системе осуществляется с помощью информационных технологий.

Информационная технология – это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации.

Большинство систем управления являются многоуровневыми или иерархическими. Обычно различают три уровня управления – высший, средний, низший.

Стратегический Специальные Информация Поддержка

Уровень информ-ные стратегического принятия

Управления запросы управления решения

Тактический Инфор-ные Информация Необходи-

Уровень требования тактического мые

Управления управления выводы

Оперативный Информ-ные Информация Оператив-

Уровень запросы по оперативного ные

Управления текущим управления действия

запросам

Наличие функциональных элементов в управляющей части организации приводит к появлению соответствующих подсистем в их информационных системах.

В таблице приведены основные задачи, которые должны быть отражены в автоматизированной системе управления фирмой.

Таблица. Функциональные задачи управления формой.ит-ра

Функции и задачи управления

Функциональные задачи

Оперативное управление предприятием

  1. Управление материально-техническим снабжением

  2. Управление сбытом и реализацией продукции

  3. Управление бартерными операциями и взаимозачетами

  4. Управление запасами – движение и наличие материальными ценностями

  5. Управление договорными обязательствами, расчетами с поставщиками и получателями

  6. Управление штрафными обязательствами

  7. Управление финансами

  8. Управление производством

  9. Управление проектами

  10. Управление себестоимостью продукции

  11. Управление персоналом, учет кадров

  12. Управление делопроизводством

  13. Управление транспортом

Задачи планирования

  1. Финансовое планирование

  2. Календарно-сетевое планирование

  3. Планирование маркетинговых кампаний, проектов развития

  4. Техническая подготовка и планирование производства

  5. Планирование себестоимости продукции – товаров и услуг

  6. Оценка необходимых ресурсов, баланс мощностей

Задачи бухгалтерского учета

  1. Кассовые и финансово-расчетные операции

  2. Учет валютных операций

  3. Учет товарно-материальных ценностей

  4. Учет основных средств и нематериальных активов

  5. Учет труда и заработной платы

  6. Учет фактических затрат

  7. Ведение главной книги и составление баланса

  8. Налоговый учет

  9. Сводная и консолидированная бухгалтерская и финансовая отчетность

  10. Бухгалтерская и финансовая отчетность в международных стандартах

Задачи контроля

  1. Контроль выполнения планов

  2. Контроль исполнения бюджета

  3. Контроля взаимных финансовых обязательств

  4. Контроль использования ресурсов

  5. Контроль неликвидов, сверхнормативных запасов, дефицитных позиций

  6. Контроль качества, обработка возвратов и рекламаций

  7. Контроль исполнительской дисциплины

Задачи анализа

  1. Анализ выполнения планов и использование ресурсов

  2. Анализ финансовой и хозяйственной деятельности

  3. Анализ эффективности использования оборотных средств

  4. Анализ фактических затрат (себестоимости) и сопоставления их с планами

  5. Анализ эффективности маркетинговых мероприятий и рекламных кампаний

  6. Анализ факторов, определяющих качество и причины рекламаций и возвратов

Следует отметить, что каждая из перечисленных функций реализуется набором задач. Например, функция «Управление сбытом»:

  • Учет заявок покупателей

  • Ведение карточек клиентов

  • Создание исходящих договоров и спецификаций к ним

  • Проведение анализа договоров, отгрузки товаров и полученных оплат

  • Контроль ожидаемой отгрузки, наличие товаров на складе

  • Выдача рекомендаций по планированию закупок

  • Формирование различных прайс-листов, поддержка сложных ценовых структур

  • Формирование различных отчетных документов, ведомостей реестров для анализа реализационной деятельности.

Процесс реализации завершает оборот хозяйственных средств фирмы. Объем прибыли и уровень рентабельности напрямую зависит от объема реализации.

Также в качестве примера можно рассмотреть задач состав автоматизации подсистемы «Управления документооборотом». Для каждого рабочего места этот перечень будет выглядеть следующим образом:

Руководство:

  • Просмотр информации в базах данных

  • Выдача распоряжений (поручений) и контроль их исполнения

Службы и подразделения:

  • Просмотр и редактирование информации в базах данных

  • Составление отчетов

  • Подготовка служебных записок

  • Подготовка исходящей корреспонденции

Секретариат:

  • Регистрация входящей корреспонденции

  • Регистрация и отсылка исходящей корреспонденции

  • Ввод документов в базы данных

  • Сдача документов в архив

Администратор базы данных:

  • Регистрация пользователей информационной системы

  • Установка прав доступа к отдельным базам данных

  • Сдача документов в архив и т.д.

В этом случае система документооборота осуществляет централизованное хранение, поиск, пересылку сложных документов любых форматов и разграничения доступа к ним, дает необходимую информацию о клиентах, партнерах и конкурентах, позволяет планировать и учитывать мероприятия и контакты, осуществлять обмен информацией с территориально рассредоточенными объектами.

4. Автоматизированные системы управления (АСУ)

Автоматизированная информационная система представляет собой совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенную для обработки информации и принятия управленческих решений.

Информационная система - это средство организации информационного обеспечения процесса управления, способствующее своевременному поступлению необходимой и достоверной информации во все звенья системы управления, нуждающиеся в ней. К информационным системам относятся и автоматизированные системы управления технологическим процессом, предприятием или организацией и информационно-поисковые системы.

Наиболее сложной и имеющей наибольший набор функций являются автоматизированные системы управления. Можно выделить три группы функций АСУ:

1) сбор, обработка информации и выдача информации в виде необходимом для реализации именно реализуемой функции управления (не избыточность и удобство представления)

2) анализ полученной информации и выработка оптимальных решений, которые позволяют оперативно принимать управленческие решения

3) прогнозирование, составление оптимальных планов развития объекта.

При этом на человека возлагаются такие важные задачи, как: постановка и корректировка целей и критериев управления; выявление творческого элемента использования эвристических алгоритмов для поиска наилучших путей достижения поставленных целей, которые иногда приводят к существенному изменению принятой методики или структуры управления; окончательный выбор решения и придания ему правовой силы; снабжение системы управления информацией, сбор которой нерационально или невозможно автоматизировать.

Классификация АИС:

  • по сфере функционирования объекта управления:

АИС промышленности;

АИС сельского хозяйства;

АИС транспорта;

АИС связи и т.п.

  • по видам процессов управления:

АИС управления технологическим процессом;

АИС управления организационно-технологическими процессами;

АИС организационного управления;

АИС научными исследованиями;

Обучающие АИС

  • по уровню в системе государственного управления:

отраслевые АИС;

территориальные АИС;

межотраслевые

  • по степени централизации обработки информации:

централизованные системы обработки информации;

распределенные системы обработки информации;

  • по характеру производства:

АСУ непрерывными производствами;

АСУ производствами с дискретным технологическим циклом;

АСУ непрерывно-дискретным производством.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические указанию по выполнению курсовых работ по дисциплине 1716 «Теоретические основы автоматизированного управления» Обсуждена на заседании кафедры

    Документ
    Задачей дисциплины является формирование навыков профессиональной деятельности, организационно-управленческих и эксплуатационных работ в области автоматизированных систем обработки информации и управления.
  2. Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры «Философия и политология» «20» марта 2008 г. (Протокол №8) (1)

    Учебно-методический комплекс
    В учебно-методическом комплексе приводятся рекомендации по изучению дисциплины «Философия» (требование Государственного стандарта по дисциплине «Философия», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий,
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (38)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  4. Научно-исследовательская работа 22 Учебно-воспитательная работа 33 Учебно-организационная работа 39 Памятные события 46 Список преподавателей и учебно-вспомогательного персонала кафедры в 2003/2004 учебном году 47 Учебники и учебные пособия,

    Научно-исследовательская работа
    – конкурс сочинений студентов 1 курса на тему «Почему я поступил в ИНЖЭКОН?», анкетирование студентов 1 курса, посещение иногородних студентов 1 курса,
  5. Методика чтения лекции 107 Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах 117

    Лекции
    Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям

Другие похожие документы..