Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
Римское право относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин юриспруденции. Изучается студентами дневного отделения в течение третье...полностью>>
'Закон'
05. 001, ВВР, 001, N 31, ст.150 N 779-III ( 779-14 ) від 15.11. 001, ВВР, 00 , N 9, ст. 8 N 949-III ( 949-14 ) від 10....полностью>>
'Лабораторная работа'
Цели: научиться строить таблицы в MS-Word различными способами, редактировать таблицу, выполнять простейшие арифметические операции с данными, строить...полностью>>
'Доклад'
Актуальность темы исследования. Информация, выраженная через различные статистические показатели, является важнейшим инструментом описания социально-...полностью>>

Правовое регулирование банковской деятельности в РФ (рап, 2008)

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Правовое регулирование банковской деятельности в РФ (РАП, 2008)

Вопрос 1. Понятие и виды источников правового регулирования банковской деятельности. 2

Вопрос 2. Характеристика законов, регулирующих банковскую деятельность. 3

Вопрос 3. Характеристика нормативных актов Банка России. 5

Вопрос 4. Толкование нормативных актов Банка России. 6

Вопрос 5. Банковская система Российской Федерации. 7

Вопрос 6. Понятие и признаки кредитной организации. 8

Вопрос 7. Виды кредитных организаций. Порядок изменения вида кредитной организации. 9

Вопрос 8. Государственная регистрация кредитных организаций. 10

Вопрос 9. Реорганизация кредитных организаций. 12

Вопрос 10. Правоспособность кредитной организации. Банковские лицензии. 13

Вопрос 11. Банковская группа и банковский холдинг. 14

Вопрос 12. Уставный капитал кредитной организации. 16

Вопрос 13. Собственные средства кредитной организации и их юридическое значение. 18

Вопрос 14. Правовой статус учредителей и участников кредитной организации. 20

Вопрос 15. Органы управления кредитной организации. 21

Вопрос 16. Филиалы и представительства кредитной организации. 22

Вопрос 17. Порядок открытия филиалов и представительств иностранной кредитной организации на территории Российской Федерации. 23

Вопрос 18. Операционные кассы вне кассового узла кредитной организации и дополнительные офисы кредитной организации. 25

Вопрос 19. Обменные пункты и банкоматы. 26

Вопрос 20. Отзыв банковской лицензии. 27

Вопрос 21. Ликвидация кредитной организации. 29

Вопрос 22. Уполномоченные представители Банка России в кредитных организациях, у которых отозваны банковские лицензии. 32

Вопрос 23. Правовой статус и цели Банка России. 34

Вопрос 24. Экономические основы деятельности Банка России. 35

Вопрос 25. Федеральная собственность и имущество Банка России. 36

Вопрос 26. Правовое обеспечение независимости Банка России и ее роль в проведении единой государственной денежно-кредитной политики. 37

Вопрос 27. Национальный банковский совет и органы управления Банком России. 40

Вопрос 28. Система и внутренняя структура Банка России. 42

Вопрос 29. Территориальные учреждения Банка России. 43

Вопрос 30. Взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления. 45

Вопрос 31. Характеристика функций Банка России. 46

Вопрос 32. Участие Банка России в капиталах некоторых кредитных организаций. 49

Вопрос 33. Понятие, сущность и виды банковского надзора. Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций. 49

Вопрос 34. Банковская тайна. 53

Вопрос 35. Банковские операции и сделки кредитной организации. 54

Вопрос 36. Виды банковских операций. 56

Вопрос 37. Правовое регулирование наличного денежного обращения. Денежная система и организация обращения наличных денег в Российской Федерации. 57

Вопрос 38. Банковские операции, сделки и правовое регулирование противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. 58

Вопрос 39. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. 60

Вопрос 40. Привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок). Договор банковского вклада. 61

Вопрос 41. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Договор банковского счета. 62

Вопрос 42. Размещение привлеченных во вклады денежных средств от своего имени и за свой счет. Договор кредита. 64

Вопрос 43. Обеспечение возвратности кредитов. 66

Вопрос 44. Создание резервов по ссудам. 67

Вопрос 45. Порядок предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения). 69

Вопрос 46. Правовое регулирование безналичных расчетов. 71

Вопрос 47. Характеристика кассовых операций кредитной организации. 72

Вопрос 48. Банковские операции и валютный контроль. 72

Вопрос 49. Выдача банковских гарантий. 73

Вопрос 50. Выдача за третьих лиц поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме. 74

Вопрос 51. Доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами. 75

Вопрос 52. Осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации. 76

Вопрос 53. Предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей. 81

Вопрос 54. Финансирование под уступку денежного требования. 81

Вопрос 1.Понятие и виды источников правового регулирования банковской деятельности.

Под источниками (формами) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм.

В статье 2 Федерального закона "О банках и банков­ской деятельности" закреплен исчерпывающий перечень видов источников банковского права. Вот, что в ней сказано: "правовое регулирование банковской деятельности осуществляет­ся Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, норматив­ными актами Банка России". 

  1. Конституция Российской Федерации

В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся, в частности, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, данное положение означает, что правовое регулирование банковской деятельности может осуществляться только на федеральном уровне.

В части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации закреплен принцип независимости Банка России от других государственных органов при осуществлении своей основной функции - защиты и обеспечения устойчивости рубля.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации

глава 42 "Заем и кредит"

глава 43 "Финансирование под уступку требований"

глава 44 "Банковский вклад"

глава 45 "Банковский счет"

глава 46 "Расчеты"

глава 47 "Хранение" (ст.ст. 921, 922)

  1. Федеральные законы

  • "О банках и банковской деятельности" (от 02.12.1990 № 395-1)

  • "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ)

  • "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ)

  • "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ)

  • "О валютном регулировании и валютном контроле" (от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ)

  • "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ)

  • "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (от 29 июля 2004 года № 96-ФЗ)

  • "О кредитных историях" (от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ)

Законы из других отраслей, но распространяющиеся на банки и банковскую деятельность

  • Федеральный закон "Об акционерных обществах"

  • Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью"

  • Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"

  • "О защите прав потребителей" (ст. 10 – требования к раскрытию информации о кредите) (от 07.02.1992 № 2300-1)

  • "О защите конкуренции" (от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ)

  • и др.

Ответственность банков за допущенные нарушения законодательства

  • КоАП РФ (ст. 15.26 Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности, предусматривает ответственность банков за нарушение банковского зак-ва, ст. 15.27 Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусм. ответственность банка за нарушение зак-ва об отмывании преступных доходов и финансир. терроризма, ст. 15.25. Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и т.д.)

  1. Нормативные акты Банка России (Инструкции, Положения, Указания)

  • Положение Банка России от 03.10.2004 № 2-П "О безналичных расчетах в РФ"

  • Положение Банка России от 31.08.1998 № 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)"

  • Инструкция Банка России от 14.09.2006 № 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)"

  • Указание Банка России от 13.05.2008 № 2008-У "О порядке расчета и доведения до заемщика –физического лица полной стоимости кредита"

  • и др.

Акты толкования Банка России (не содержат требований, только разъясняют, толкуют и уточняют): официальные разъяснения Банка России (с буквами "ОР" в номере), письма Банка России (с буквой "Т" в номере), указания оперативного хар-ра Банка России (не издаются примерно с 2000 года).

В статье 2 Федерального закона “О банках и банковской деятельности" не указаны международные правовые акты, а также обычаи делового оборота. Но они указаны в ст.15 Конституции РФ и в ГК РФ соответственно. А они входят в перечень тех актов, которыми регулируется банковская деятельность. Таким образом, к источникам правового регулирования банковской деятельности следует добавить:

  1. Международные правовые акты (по общим гражданско-правовым вопросам, а также, например, по вопросам выдачи банковских гарантий, векселей и т.д.)

  2. Обычаи делового оборота создают кредитным организациям возможность творчески развивать банковскую деятельность в тех пределах, в которых это не нарушает установленные законом и нормативными актами Банка России, правила банковских операций.

В ст. 2 также не говорится о правовых актах различных органов исполнительной власти. Действительно, они регулируют деятельность, не относящуюся непосредственно к банковской, но банки в ряде случаев должны соблюдать и их требования: ФАС России (соблюдение банками антимонопольного законодательства), ФСФР России (соблюдение банками законодательства о рынке ценных бумаг), Роспотребнадзор (защита прав потребителей в части выдачи потребительских кредитов), Росфинмониторинг (противодействие отмыванию преступных доходов), ФНС России (соблюдение налогового законодательства) и др. (приказы, письма, разъяснения).

Вопрос 2.Характеристика законов, регулирующих банковскую деятельность.

Банковское законодательство является отраслью права, представляющую систему нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, закладывающим основы правоотношений по договорам займа и кредита, банковского вклада, банковского счета и отношений, складывающихся в связи с осуществлением расчетов, Федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", другими федеральными законами и нормативными актами Банка России (есть мнение, что нормативные акты Банка России не входят в банковское зак-во).

В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся, в частности, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, данное положение означает, что правовое регулирование банковской деятельности может осуществляться только на федеральном уровне.

В части 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации закреплен принцип независимости Банка России от других государственных органов при осуществлении своей основной функции - защиты и обеспечения устойчивости рубля.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Закон о Банке России) конкретизировал принцип независимости Банка России, установив, что функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Законом о Банке России, Центральный банк Российской Федерации осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Закон о Банке России установил правовой статус Банка России; размер его уставного капитала; порядок формирования и основные функции Национального банковского совета и органов управления; урегулировал взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также взаимоотношения Банка России с кредитными организациями; обозначил принципы организации безналичных расчетов и наличного денежного обращения; определил принципы осуществления и основные инструменты денежно-кредитной политики; установил перечень операций и сделок Банка России; полномочия по банковскому регулированию и банковскому надзору; принципы организации Банка России, его отчетности и аудита.

Другим основным федеральным законом, регулирующим банковскую деятельность, является Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", которым установлены основные понятия, используемые при правовом регулировании банковской деятельности, такие, как: "кредитная организация", "банк", "небанковская кредитная организация", "банковская группа" и т.д.

Этим законом описаны составляющие банковской системы Российской Федерации, установлен перечень банковских операций и иных сделок, определены особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, установлен порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности, а также порядок открытия филиалов и представительств кредитных организаций. Им сформулированы принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, перечислены основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, сформулированы принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, установлен режим банковской тайны, антимонопольные ограничения для кредитных организаций, сформулированы принципы организации сберегательного дела в Российской Федерации.

Важным шагом к формированию в Российской Федерации цивилизованной, соответствующей общепризнанным мировым стандартам системы признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) стало принятие Федерального закона от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее – Закон о несостоятельности).

Закон о несостоятельности устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их последующей ликвидации. При этом отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные Законом о несостоятельности, регулируются иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций, не урегулированные Законом о несостоятельности, регулируются Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" и в случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности, нормативными актами Банка России.

Правовое регулирование системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее – Закон о ПОД/ФТ).

Закон о ПОД/ФТ содержит критерии объема, операций, подлежащих обязательному контролю, их перечень, а также определяет организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях, в число которых в том числе входят кредитные организации.

Учитывая многообразие путей и способов "отмывания" капиталов, на такие организации, возложена обязанность проведения внутреннего контроля с целью выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, относительно которых у этих организаций возникли подозрения, что указанные операции осуществляются с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В целях укрепления доверия к банковской системе со стороны населения и роста организованных сбережений населения, а также снижения рисков банков при формировании долгосрочной ресурсной базы был принят Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". Закон устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, компетенцию, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов (Госкорпорация "Агентство по страхованию вкладов"), порядок выплаты возмещения по вкладам, регулирует отношения между банками, Агентством по страхованию вкладов, Банком России и органами исполнительной власти Российской Федерации в сфере отношений по обязательному страхованию вкладов физических лиц в банках.

Логически дополнил создаваемую в Российской Федерации систему страхования вкладов Федеральный закон от 29 июля 2004 года № 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

В связи с проведением мероприятий по организации системы страхования вкладов финансовое положение банков, не участвующих в системе страхования вкладов, может быть дестабилизировано вследствие оттока вкладов в банки-участники системы страхования вкладов и снижением доверия со стороны клиентов и потенциальных инвесторов к первым.

Таким образом, в целях укрепления доверия к банковской системе в целом, данный Федеральный закон распространил на вкладчиков банков, не вошедших в систему обязательного страхования вкладов, гарантии, аналогичные тем, которые существуют в рамках системы обязательного страхования вкладов. В качестве источника выплат вкладчикам банков, не вошедших в систему обязательного страхования вкладов, в соответствии с законом, используются средства Банка России.

В целях обеспечения реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества был принят Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Он пришел на смену действовавшему с 1992 года Закону Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".

В новом Федеральном законе уточнено понятие валютных операций, в частности, исключено деление валютных операций на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. Кроме того, Федеральный закон предусматривает разграничение полномочий по регулированию валютных операций между Правительством Российской Федерации и Банком России.

Особое значение для налаживания кредитных отношений и построения современной экономики в целом имеет принятие Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 218-ФЗ "О кредитных историях".

Целью данного Федерального закона является создание системы раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами.

Центральный каталог кредитных историй является структурным подразделением Банка России. Оно призвано выполнять функцию единого информационного центра, в котором можно бесплатно получить информацию о том, в каком бюро кредитных историй (БКИ) находится информация о конкретном субъекте кредитных историй.

Основная цель БКИ состоит в накоплении определенного перечня информации, характеризующей платежную дисциплину заемщика по исполнению договоров займа (кредита), и в совокупности составляющей кредитные истории юридических и физических лиц для ее последующей передачи лицам, получившим согласие на получение кредитного отчета для заключения договора займа (кредита).

В настоящее время банковское законодательство находится в фазе активного совершенствования, связанного с ростом и усилением банковского сектора экономики. Основные направления развития банковского законодательства определены принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях, повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.

Вопрос 3.Характеристика нормативных актов Банка России.

В своей нормотворческой деятельности Банк России руководствуется Положением Банка России от 15 сентября 1997 года № 519 "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России". В нем сформулирован ряд требований к издаваемым Банком России нормативным актам

Предусматривается, что нормативными актами Банка России являются "акты Банка России, направленные на установление, изменение или отмену норм права как постоянных или временных предписаний, обязательных для круга лиц, определенных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и указанным Положением, рассчитанных на неоднократное применение на территории Российской Федерации".

Нормативные акты Банка России принимаются им по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Они обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. При этом нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам. Они не имеют обратной силы.

В Положении говорится, что если акт Банка России содержит одну и более норм права, то он относится к нормативным актам Банка России и подлежит принятию в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными актами Банка России, регулирующими порядок подготовки и введения в действие нормативных актов Банка России

Не являются нормативными актами Банка России следующие акты Банка России распорядительные акты; акты толкования нормативных актов Банка России и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере компетенции Банка России, если он непосредственно уполномочен давать толкование указанным нормативно-правовым актам; акты, содержащие исключительно технические форматы и иные технические требования; иные акты, не отвечающие признакам нормативного акта Банка России, упомянутым в его определении (см. выше).

Существуют следующие формы издания нормативных актов Банка России:

Указания Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в форме указаний, если по своему содержанию они устанавливают отдельные правила по вопросам компетенции Банка России, в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта Банка России, если содержат положения об изменении отдельных положений действующего нормативного акта Банка России и (или) о дополнении нормативного акта Банка России; в виде указаний об отмене действующего нормативного акта Банка России, если ими отменяется действующий нормативный акт Банка России в целом

Положения Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.

Инструкции Банка России. Нормативные акты Банка России принимаются в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативных правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

До вступления в силу нормативные акты банка России должны пройти регистрацию в Минюсте России. Направлению на государственную регистрацию подлежат нормативные акты:

- содержащие одну или более норм, непосредственно затрагивающих гражданские, политические, социально-экономические, культурные и иные права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных федеральных законах;

- устанавливающие, изменяющие, дополняющие или отменяющие организационно-правовой механизм реализации этих прав, свобод и законных интересов, действующий на момент представления нормативного акта на государственную регистрацию".

Если нормативный акт не прошел регистрацию в Минюсте России, то он не может быть применен.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правовое регулирование финансирования государственных капитальных вложений

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре финансового права в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия правосудия».
  2. Кодексу РФ об административных правонарушениях

    Кодекс
    Велиева Джамила Сейфаддиновна, кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой конституционного права Поволжской академии государственной службы им.
  3. 2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Академии

    Документ
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» создана в соответствии с Указом Президента РФ от 11.
  4. Отчет о результатах самообследования деятельности филиала (2)

    Публичный отчет
    Общие сведения о Западно-Сибирском филиале государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (г.
  5. Рабочая программа дисциплины «Финансовое право» Рекомендуется для направления подготовки 0300900 Юриспруденция

    Рабочая программа
    ознакомление с правовым регулированием особой группы общественных отношений, возникающих в процессе аккумулирования, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

Другие похожие документы..