Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Предлагаю учителям средней школы, работающим в 9 классе, диктанты по трём темам курса русского языка, которые могут быть использованы при осуществлен...полностью>>
'Документ'
Врач-специалист, получивший подготовку по диагностике, лечению и профилактике болезней и повреждений зубов, челюстей и других органов полости рта и ч...полностью>>
'Документ'
К «БАЗОВЫМ ЦЕНАМ НА РАБОТЫ ПО РЕМОНТУ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ, АДЕКВАТНЫМ УСЛОВИЯМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОГО РЫНКА УСЛУГ ПО РЕМОНТУ И ТЕХПЕ...полностью>>
'Документ'
до проекту розпорядження обласної державної адміністрації “Про встановлення тарифів на перевезення пасажирів і багажу автобусами, які працюють у звича...полностью>>

Кейн Светланой Викторовной программа

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Муниципальное образовательное учреждение

с

Программа разработана учителем биологии МОУСОШ № 46

Кейн Светланой Викторовной

Программа согласована на заседании методического объединения учителей биологии, химии и географии.

Протокол № ….

от…………

редняя общеобразовательная школа № 46

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 46



Л. А. Бабенко

Программа элективного курса

для 9 класса

«Урбоэкология»


г. Тверь

2008 г.


Введение

Взаимоотношение человека и природы всегда в истории носили проблемный характер: чем больше умел и делал человек, тем больше страдала от него окружающая среда. Причем, это противоречие не уменьшается, а увеличивается с каждым днем. Особенно эти проблемы обострились с формированием больших городов и мегаполисов, т.е. их сообществ, уплотнив и усложнив нашу жизнь до максимума. Обучить ребенка жить и выживать в этом мире, адаптироваться в нем, создать в этой безумно быстро меняющейся среде свой оазис счастья – не это ли самая благородная и важная цель образования.

Пояснительная записка

Самыми выгодными во всем мире являются вложения в развитие человека, в его обучение, оздоровление, повышение качества жизни. Находясь в рамках модернизирующегося образования России, управление которым ориентировано на стандартизацию результатов и формирование целостного мировоззрения, обучению самореализации и самообразования, школа должна сочетать рациональность управления с гуманитарной направленностью самой педагогики. Эта гуманитарная направленность реализуется через обязательность освоения учащимися:

познавать окружающий мир и себя самого;

оценивать окружающий мир, себя самого;

предвосхищать возможные последствия своих практических действий, уметь вырабатывать прогнозы;

осознанно действовать в окружающем мире, выстраивать гармоничные взаимоотношения с другими людьми, овладеть методами организации своих отношений с природой, обществом, самим собой;

выстраивать целостную систему мировоззрения, знаний, убеждений, ценностей, принципов позволяющих ему адекватно воспринимать окружающий мир, понимать свое место и роль в нем;

развивать свои природные задатки, реализовывать свои сущностные силы, естественное стремление к основным ценностям Бытия;

способам саморефлексии, самопознания, самореализации, позволяющим понимать смысл своей жизни, выбирать достойный образ жизни и стиль поведения, определять главные жизненные пути и цели, находить свое назначение в мире.

Актуальность. В образовании большого города необходимым компонентом, стимулирующим социальную и познавательную активность, формирующим

уважение к своей «малой родине», повышающим эффективность коммуникаций, социальное ориентирование должно стать освоение знаний по урбоэкологии. Освоение учащимися экологических проблем общих и региональных делает их поступки более продуманными, предупреждающими обострение антропогенного влияния на окружающую их городскую среду. Общесоциальная направленность действий государства в этом направлении в последние годы активизировалась, а потому, и отношение учащихся к этому предмету стало более мотивированным.

Человечество в основном живет в городах и поэтому актуальным является формирование у учащихся знаний о городской среде, как экосистеме, в которой существуют экологические проблемы и путях их решения.

Новизна. Главной проблемой в настоящее время является исключение экологии из предметного перечня базисного учебного плана. Поэтому элективный курс для 9 класса «Урбоэкология» носит профориентационный, социализирующий и развивающий характер. При этом, если внимательно изучить содержательную сторону предлагаемых сейчас учебных программ и учебников, то очевидной становится их чрезмерная перегруженность терминами и понятиями, определения которых зачастую не приводятся вообще, излишняя теоретизированность материала, оторванность от жизни, отсутствует прикладной аспект экологии. Изобилие теоретического материала, не подкрепленного отработкой практических навыков и умений, утомляет учащихся, резко снижает мотивацию к обучению предмету. На сегодняшний день есть программы по данному курсу (например, Камерилова Г.С. Программа профильного курса “Экология города”), которая не может быть использована для предпрофильной подготовки по причине большого объема, кроме того программ рассчитана на учеников 10 – 11 классов.

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Урбоэкология» предназначена для учащихся 9 класса. Программа рассчитана на 18 часов, 2 из которых резервные. Программа может быть реализована в течение четверти или полугодия.

Этот курс, интегрированный с географией и социологией по содержанию, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, интегрируя географию, биологию, химию.

Цель курса:

– повышение уровня  экологической грамотности школьников, расширение информационного поля учащихся об экосистемах.

– формирование системы ценностей, взглядов, принципов, норм поведения в отношении к окружающей среде,

– развитие познавательной установки личности на решение проблем современного общества;

– помощь ученику в профессиональной ориентации, в выборе профиля (в частности естественно - научного) и профессии.

Задачи курса:

1) развивать знания о городской среде, как среде жизни человека;

2) расширить знания об экологических проблемах городов;

3) развивать умения осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность;

4) активизировать социальную активность учащихся в заботе о природе;

5) настроить учащихся на создание комфортной среды собственного обитания;

6) помочь учащимся освоить навыки исследовательской деятельности.

Условия для проведения данного курса:

1. Ранее проводимый факультатив по экологии.

2. Имеется школьная биологическая лаборатория, полученная в рамках НППО.

3. Школа обеспечена научно-методическим комплектом по экологии.

Учащиеся могут самостоятельно выбрать вид отчетности реферат или проект.

В процессе изучения курса оцениваются результаты практических работ (оценка не ниже «4»). По окончании обучения ученик получает зачет при условии выполнения отчетной работы и по сумме выполнения практических работ.

Заключительное занятие – это итоговая конференция, предполагающая защиту (презентацию) отчетных работ учащихся.

В процессе изучения курса учащиеся приобретают следующие знания:

– об урбоэкологии как новой научной области знаний;

– о методах и способах урбоэкологических исследований;

– о городской среде как урбосистеме;

– об экологических проблемах городов и путях их решения;

– о правилах составления проектов.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

– разрабатывать модель урбосистемы;

– составлять опросник горожан;

– готовить презентации;

– разрабатывать проекты.

В ходе написания рефератов и других видов отчетности, закреплять навыки работы с дополнительной литературой, умение систематизировать и тезисно конспектировать найденную информацию.

Методическое обеспечение элективного курса

Практические работы элективного курса построены таким образом, что позволяют проверить усвоение теоретического материала, при выполнении работ происходит его закрепление. Практические работы направлены на отработку умений применять те или иные методы познания, также демонстрируют связь с теоретическим материалом, что способствует развитию логического мышления, проявлению критичности и гибкости мышления, а также стимулирует актуализацию нужных знаний.

Теоретический материал, содержит новую для учащихся информацию, из многих разделов различных наук не только способствуют развитию познавательного интереса, но в то же время активизируют развитие всех остальных элементов творческого мышления.

Выполнение каждой практической работы начинается с краткого обсуждения следующих вопросов:

– какова цель выполнения данной работы;

– определяются характеристики объектов изучения

– как связана данная работа с теоретическим материалом, конкретно какие знания понадобятся для выполнения этого практикума. Ответы на поставленные вопросы позволят решить несколько дидактических задач:

– разъяснить учащимся не только цель практической работы, но и место данного практического занятия, в системе целого учебного курса, а также в системе

знаний естественно - научного цикла;

– помочь учащимся установить связь с изученным ранее материалом;

– обучить учащихся формулировать учебно-познавательные гипотезы и проверять их истинность;

– мобилизовать знания и имеющийся у учащихся практический опыт для выполнения работы.

В отличие от существующих курсов по экологии урбоэкологический практикум достаточно прост выполнение его возможно в течение урока и не требуют от учителя дополнительной подготовки, за исключением одной работы. Лабораторные практикумы дают возможность развитию у старшеклассников творческих способностей, а вместе с ними самостоятельности и коммуникативным умениям, которые способствуют систематизации полученных знании и профессиональной ориентации. Выполнение практических лабораторных работ предоставляет возможность подросткам, независимо от их интереса к тем или иным дисциплинам, ознакомиться с экологическими проблемами городов и путями их решения.

В преподавании используются элементы следующих технологий: проблемной, теории решения исследовательских задач, здоровьесберегающей, технологии критического мышления, ИКТ, проектной.

Методы и формы организации занятий в рамках элективного курса

– лекция и семинары;

– практикумы;

– защита проектов;

– выполнение исследовательской работы.

Формы контроля

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы сообщения и рефераты учащихся, результаты выполнения исследований.

В качестве итоговой формы контроля используется защита проектного задания или защита реферата.

Примерные темы рефератов:

Экологические проблемы городов в исторической перспективе (допромышленный период).

Экологические проблемы (промышленный период).

Исторические типы городов. Каменная летопись истории человечества.

Города будущего.

Факторы формирования городской среды.

Примерные темы проектов:

Проект города будущего.

Улучшения экологической обстановки нашего города.

Решение экологических проблем микрорайонов города.

Предприятие, возле которого мы живем.

Темы практических работ:

1. Разработать модель урбосистемы для микрорайона города, в котором вы проживаете.

2. Определить место города Твери в цепи ресурсных циклов.

3. Разработать опросник горожан, чтобы выяснить их отношение к качеству среды, в которой они живут.

4. Экспериментальное исследование поверхностного стока воды.

5. Влияние тяжёлых металлов на белки.

Учебный план.

Разделы ( блоки)

Всего часов

Из них

Формы контроля

Теоретические занятия

Практические работы

1.Введение

3

3

Круглые столы

Отчеты по практическим работам.

В кругу вопросов и решений.

Презентация отчетных работ.

2.Городская среда – среда жизни человека.

6

6

3

3.Экологические проблемы городов.

5

5

2

4. Итоговое занятие - конференция

2

Итого:

16

14

5

Учебно-тематический план

№№

п/п

Наименование разделов и тем.

Всего

часов

В том числе по видам деятельности

Лекции

семинары

Практические работы

Конфе-ренции

1

Введение

3

3

2

Городская среда – среда жизни человека.

6

6

3

2.1. Городская среда как урбосистема.

1

1

2.2. Законы оптимального развития урбосистем.

1

1

2.3.Компоненты урбосистемы.

1

1

1

2.4.Ресурсный цикл.

1

1

2.5 Города в цепи ресурсных циклов.

1

1

1

2.6.Качество городской среды.

1

1

1

3

Экологические проблемы городов.

5

5

2

3.1.Общая характеристика экологических проблем.

1

1

3.2.Природно-ландшафтные проблемы.

1

1

1

3.3Ресурсно -хозяйственные проблемы.

1

1

3.4.Антропоэкологические проблемы.

1

1

1

3.5.Пути решения экологических проблем.

1

1

4

Итоговое занятие- конференция.

2

1

Итого:

16

16

5

Содержание программы.

(1ч в неделю, всего 18 часов)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Текст взят с психологического сайта (44)

    Закон
    Приступая к работе над этой книгой, мы немало времени потратили на размышления о том, как ее назвать. Хотелось дать ей выверенное, семантически правильное, емкое название, точно отражающее содержание.
  2. Н. Н. Криминалистическая психология Издательства: Юнити-Дана, Закон

    Закон
    Приступая к работе над этой книгой, мы немало времени потратили на размышления о том, как ее назвать. Хотелось дать ей выверенное, семантически правильное, емкое название, точно отражающее содержание.
  3. Республики Карелия Библиотечная Ассоциация Республики Карелия Библиотечный вестник Карелии Выпуск 19 (26) Библиотеки Карелии в 2005 году Петрозаводск 2006

    Документ
    Библиотечный вестник Карелии. Вып. 19 (26). Библиотеки Карелии в 2005 году / Нац. б-ка Респ. Карелия ; Библ. Ассоц. Респ. Карелия ; [отв. ред. и сост.: Лапичкова В.
  4. Ирина Ксёндзова, «Ежедневные новости-Подмосковье» (Москва), №44, 17. 03. 2012, c. 2 Помогите полине! 29

    Документ
    Королева Елизавета II, герцогиня Корнуольская Камилла и герцогиня Кембриджская Кэтрин посетили старейший лондонский универмаг Fortnum & Mason, где для них устроили традиционное чаепитие.

Другие похожие документы..