Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Кодекс'
1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской...полностью>>
'Документ'
Величие и красота Древней Руси были главной темой художественного и публицистического творчества Н.Рериха в дооктябрьский период. В сборник "Бер...полностью>>
'Документ'
Экскурсия “Встреча с Прагой”. Все начинается со знаменитого Страговского монастыря… Дальше нас ожидают сокровища Пражской Лоретты, Градчанская площад...полностью>>
'Конспект'
Сказки – умное чудо, сотворённое народом. Как на крыльях они унесут нас в воображаемый мир, заставят удивиться народной выдумке. В нашем лесу случаютс...полностью>>

Микроэкономика

Главная > Конспект
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИКРОЭКОНОМИКА

Краткий конспект лекций

1. Вступление

1.1. Предмет и объект курса

1.2. Ключевая терминология

1.1. Предмет и объект курса

Микроэкономика, как составной части экономической теории (экономикса), изучает поведение и механизм принятия решений микросистемами, которые стремятся достичь своей цели путем использования ограниченных ресурсов, которые имеют альтернативные сферы применения. При этом к микросистемам относят:

  • отдельных индивидуумов;

  • домохозяйства;

  • предприятия, фирмы, организации, их объединение,

  • отдельные учреждения государственного аппарата.

Эти решения принимаются с целью достижения целевой функции, которой для индивидуумов и домохозяйств является максимизация полезности благ, которые потребляются, а для предприятий - максимизация дохода. Для этого предприятия решают три вопроса:

  • Что вырабатывать?

  • Для кого вырабатывать?

  • Как вырабатывать?

Объект исследования микроэкономики - любые микросистемы.

1.2. Ключевая терминология

В микроэкономике широко применяются такие термины:

  • товар - физические блага и услуги во всех своих чудищах, которые могут выступать товаром с точки зрения продавца и покупателя;

  • цена - норма обмена одного товара на второй или на деньги;

  • рынок - как механизм распределения товара путем добровольного обмена;

- как выяснение отношений между продавцом и покупателем;

- как структура, которая создает условия для обмена;

  • экономический субъект (агент) - любая микросистема;

  • рациональное поведение - поведение, направленное на максимизацию целевой функции за существующих ограничений.

В экономической теории используются так называемые положительная и нормативная теории.

Положительная имеет дело с фактами и реальными зависимостями, она формирует научные представления об экономическом поведении, делает утверждение типа «если ..., то...», то есть предусматривает события.

Нормативная выносит оценочные суждения о том, хорошие или плохие конкретные экономические условия и политика, предлагает те или другие действия, делает утверждение типа «следует сделать это или то». Иначе говоря, последняя используется на уровне разработки экономической политики, а положительная разрешает предусматривать последствия этих решений, служит основой для обоснованной, трезвой политики.

Особенностью инструментария микроэкономики является предельный анализ. Это метод, который исследует, каким образом каждая дополнительная операция (действие) влияет на цель микросистемы. Например, дополнительные затраты, связанные с производством дополнительной единицы продукции, - предельные затраты.

2. Спрос и предложение

  1. Закон спроса. Детерминант спроса

  2. Закон предложения. Детерминант предложения

  3. Рыночная равновесие

  4. Эластичность. Ее виды

2.1. Закон спроса. Детерминант спроса

Спрос и предложение - базовые категории микроэкономического анализа.

Спрос (demand) - это количество продукта, который покупатели хотят и могут приобрести по определенной цены и за определенный промежуток времени. То есть он показывает соотношение между уровнем цены и количеством товара, который будет приобретен за определенный отрезок времени при прочих равных условиях. Эта зависимость имеет нисходящий характер и носит название "закон спроса".

Закон спроса утверждает, что на любом рынке при прочих равных условиях чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в могут приобрести.

Действие закона спроса (приобретение большего количества товара по низшей цене) можно объяснить такими причинами:

  • исходя из здравого смысла: покупатели склонны покупать больше товаров, если цены на них снижаются и наоборот, высокая цена является барьером для покупателя;

  • действием принципа нисходящей предельной полезности товара: каждая следующая единица товара приносит меньшее удовлетворение потребителю, поэтому он покупает дополнительные единицы лишь при условиях снижения цены на товар;

  • действием эффекта дохода и замещение: эффект дохода проявляется в потому, что по низшей цене на товар вырастает покупательная способность денежного дохода покупателя (на те же самые деньги можно приобрести большее количество товара), а эффект замещения приводит к тому, что при снижении цены на товар он становится относительно более дешевым и его потребление вырастает, «заменяя» наиболее дорогие товары.

Закон спроса можно задать тремя способами:

  • табличным;

  • аналитическим;

  • графическим.

Аналитически зависимость между ценой на товар и объемом спроса на него определяется формулой

Qd = f (p),

где Qd - объем спроса на товар в натуральных единицах;

р - цена единицы товара.

Графически закон спроса отображается с помощью кривой спроса.

На рис.1 кривая спроса D имеет нисходящий характер, который иллюстрирует действие закона спроса. График указывает на всевозможные варианты соотношения цен и объемов товара, который покупается. Он может изображаться как в форме кривой, так и прямой линии.



Рис.1. Кривая спроса

Различают индивидуальный и рыночный спрос. Последний является суммой индивидуальных спросов на определенный товар. Его вычисляют простым добавлением спроса индивидуальных потребителей, или как достижение их количества и среднего спроса одного покупателя.

Если анализировать спрос на товары, то можно заметить, что на него влияет не только цена, но и целый ряд других факторов (детерминант спроса):

  • вкусы потребителей (Т);

  • количество потребителей на рынке (N);

  • денежные доходы потребителей (I);

  • цены на другие товары (pa, pb);

  • накопленное имущество (W);

  • ожидание относительно будущих цен и доходов (O) и пр.

Таким образом, зависимость объема спроса от совокупности этих факторов имеет вид:

Qd =f (p,T,N,I,pa,pb,W,O,...)

Если меняется только цена на определенный товар при прочих равных условиях, то говорят, что действует ценовой детерминант спроса и изменяется объем, или величина спроса. Графически это иллюстрируется движением вдоль кривой спроса, как показан на рисунке 2.



Рис.2. Действие ценовой детерминант спроса (изменение объема спроса)

Как видно из рисунка, возрастание цены с р0 к р1 привело к соответствующему уменьшению объема спроса с Q0 к Q1, что лежит на той самой кривой спроса. И наоборот, уменьшение цены с p0 к p2 приводит к возрастанию объема спроса с Q0 к Q2.

Е
сли на спрос влияют неценовые детерминанты, то говорят, что изменяется спрос, или характер спроса. Графически это иллюстрируется сдвигом кривой спроса (рис.3).

Рис.3. Действие неценовых детерминанта спроса (изменение спроса)

Как видно из рисунка 3, под влиянием неценового фактора (например, возрастание количества покупателей) кривая спроса D0 сместилась сверху-вправо у положения D1. За того же уровня цены p0 спрос возрос с Q0 к Q1. И наоборот, уменьшение количества покупателей приводит к движению линии спроса влево у положения D2, спрос снижается с Q0 к Q2 за стабильного уровня цены.

При анализе влияния неценовых детерминант на кривую спроса необходимо учитывать характер товаров, которые потребляются. Есть товары, потребление которых не зависит один от одного (например, конфеты и обувь), это так называемые независимые товары. Потребление других товаров зависит один от одного, их называют взаимозависимые товары и разделяют на:

  • комплементы - товары, которые дополняют друг друга (например, автомобиль и горючее);

  • субституты - товары, которые заменяют друг друга (например, шоколад и шоколадные конфеты).

Товары также разделяются на нормальные, потребление которых вырастает с возрастанием доходов покупателей и товары низшего качества, потребление которых сокращается с возрастанием доходов.

2.2. Закон предложения. Детерминант предложения

Предложение (supply) - это количество товара, который будет предложен к продаже по различным ценам в определенный промежуток времени.

Закон предложения утверждает, что между ценой и объемом предложения существует прямая зависимость, то есть чем высшей есть цена, то большее количество товара будут вырабатывать и предлагать к продаже производители.

Это объясняется такими факторами:

  • здравым смыслом, поскольку рост цен для производителя - стимулирующий фактор;

  • возрастанием затрат при увеличении объемов производства и неизменных мощностях, которые требует соответствующего повышения цены.

Закон предложения, как и закон спроса, можно задать в графической, аналитической и табличной формах. Графически эта зависимость иллюстрируется с помощью кривого предложения (рис.4).

Эта кривая имеет положительный наклон, который объясняется прямой зависимостью между ценой и объемом предложения

Аналитически зависимость объема предложения (Qs) от цены единицы товара (p) имеет вид:

Qs = f (p)

Различают индивидуальное и рыночное предложение. Последняя есть суммой индивидуальных предложений на определенный товар и определяется теми же методами, которые и рыночный спрос.



Рис.4. Кривая предложения.

Кроме цены, предложение зависит от целого ряда других факторов (детерминант предложения):

  • цен на другие товары (PA,PB);

  • цен на ресурсы (Px,Pz);

  • технологии производства (K);

  • налогов и дотаций (C );

  • количества продавцов на рынке (N);

  • ожидание изменения цен (O);

  • природно-климатических условий (Z) и т.п.

Поэтому

Qs = f (P,PA,PB,Px,Pz,K,C,N,O,Z, ...)

Е
сли изменяется цена на данный товар, то происходит изменение объема, или величины предложения, которое иллюстрируется движением вдоль кривого предложения (рис.5).

Рис.5. Действие ценовой детерминант предложения (изменение объема предложения)

Е
сли действуют неценовые факторы, то изменяется предложение, или характер предложения. Это сопровождается смещением кривого предложения вправо, если предложение вырастает, или вверх-влево, если предложение уменьшается (рис.6).

Рис.6. Действие неценовых детерминант предложения (изменение предложения)

2.3. Рыночное равновесие

На каждом рынке существует большое количество продавцов и покупателей, которые планируют свои действия независимо от других участников рынка. Когда же они встречаются для осуществления операции купли-продажи, то возможные такие ситуации (см. рис.7):

а) за цены р1 предложенного товара больше, чем хотят и имеют возможность приобрести покупку. Возникает излишек товара, продавцы должны изменять свои планы;

б) за цены р2 желание покупателей превышают количество предложенного товара. Возникает дефицит, потребителям надо менять свои планы;

в)за цены рЕ суммарное количество предложенного товара отвечает суммарному спросу на этот товар. Участникам рынка нет потребности менять свои планы, то есть рынок находится в состоянии равновесия.

Рыночное равновесие (market equilibrium) - это такая ситуация, когда планы покупателей и продавцов на рынке совпадают и за данной цены величина предложения равно величине спроса.

Анализ взаимодействия спроса и предложения (рис.7) показывает, что:

  • излишек товара снижает цену;

  • дефицит товара повышает цену;

  • за цены равновесия не существует причин для ее изменения.

Р
ис.7. Взаимодействие спроса и предложения

Существуют ситуации, когда государство вмешивается в процесс установления равновесной цены на рынке и вводит контроль по ценам путем установления ценовой «потолка» или «пола».

Ценовой «потолок» - это максимальный уровень цены, за которую разрешается продавать определенный товар(цена р2 на рис.7). Эта цена есть всегда низшей за равновесную, поэтому на рынке ощущается постоянный дефицит товара. Это приводит к появлению «черного» рынка, снижает инициативу продавцов увеличивать в будущем предложение товара, капитал постепенно начинает перемещаться в другие сферы деятельности.

Ценовой «пол» - это минимальный уровень цены, за которой разрешается продавать тот или другой товар (цена р1 на рис.7). Он всегда находится выше уровня равновесия, которое приводит к появлению стойкого излишка товара и, как ответ, и вдобавок «черного» рынка.

Рыночное равновесие не является всегда сталью. Изменение под влиянием неценовых факторов спроса, предложения или обоих сразу приводит к появлению нового состояния равновесия (рис.8). При этом новые равновесные цена и объем могут как вырастать, так и уменьшаться в одному или в противоположных направлениях.

На рис.8 изображенная ситуация, когда вместе с тем изменяются и спрос и предложение, тем не менее возможные случаи, когда вырастает или снижается только один из них, что также приводит к образованию нового состояния равновесия.



Рис.8. Изменение состояния равновесия под влиянием неценовых факторов.

2.4. Эластичность. Ее виды

Для анализа рыночной ситуации очень важно знать не только характер зависимости объема спроса или предложения от цены, но и учитывать степень реакции одной величины на смену другой. Это делается с помощью показателя эластичности.

Эластичность (elasticity) показывает степень реакции одному параметру, обусловленную изменением второго, что отображен как отношения процентных изменений.

В микроэкономике зачастую используются такие показатели эластичности спроса:

  • эластичность спроса за ценой;

  • эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса за ценой, или ценовая эластичность спроса, определяется как отношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены при прочих равных условиях. Это соотношение называется коэффициентом эластичности (ED) и исчисляется по формуле:

Этот показатель всегда имеет отрицательный знак (поскольку зависимость между ценой и объемом спроса обернутая), тем не менее ним пренебрегают и презирают лишь на абсолютное значение коэффициента.

В зависимости от величины ED спрос разделяется на:

  • эластичный, если ED >1

  • неэластичный, если ED <1

  • с единичной эластичностью, если ED =1

К
райними случаями эластичности есть абсолютно эластичный спрос в кривой D1 на рис.9 и абсолютно неэластичный спрос в кривой D2 на рис.9.

Рис.9. Линии с абсолютно эластичным (D1) и абсолютно неэластичным (D2) спросом

К
роме этих случаев судить об эластичности спроса исходя из формы кривой спроса довольно тяжело, тем не менее чем больше пологая кривая спроса, ту высшую эластичность спроса она отображает. На рис.10 самую малую эластичность имеет спрос, изображенный кривой D1, а наибольшую - кривой D3.

Рис.10. Зависимость формы кривой спроса от степени эластичности

Эластичность спроса, как правило, снижается по мере движения вдоль кривой спроса. Это надо учитывать продавцам, которые стремятся увеличивать свои доходы от продажи, и следует повышать цены на товар на участке неэластичного спроса, или снижать их на эластичном отрезке кривой спроса. Также необходимо помнить, что если линия спроса имеет форму прямой, то точка с единичной эластичностью разделяет ее пополам и максимальный доход достигается именно в этой точке.

Основными факторами ценовой эластичности спроса есть:

  • наличие товара-заменителя;

  • разнообразие возможностей использования товара;

  • удельный вес затрат на товар в доходе потребителя;

  • характер товара - предмет роскоши или первой необходимости;

  • продолжительность периода, в границах которого принимается решение о покупке.

Эластичность спроса по доходу (EI) есть соотношение процентного изменения объема спроса к процентному изменению доходов потребителей(I) при прочих равных условиях и определяется формулой:

Для нормальных товаров коэффициент эластичности спроса по доходу есть положительным числом, а для товаров низшего качества - отрицательным.

В свою очередь среди нормальных товаров различают:

  • товары первой необходимости, для которых 0< EI <1

  • товары второй необходимости, для которых EI =1

  • предметы роскоши, для которых EI >1

Концепция эластичности используется для прогнозирования спроса на те или другие товары при условиях определенной экономической ситуации, для обоснования налоговой политики и т.п.

3. Затраты производства

  1. Виды затрат

  2. Поведение затрат в краткосрочном периоде

  3. Затраты фирмы в долгосрочном периоде

3.1.Виды затрат

Для производства своей продукции фирмы используют ограниченные ресурсы (факторы производства), которые имеют определенную ценность. К ним относят:

  • землю и природные ресурсы;

  • труд;

  • капитал;

  • предпринимательской талант.

Поскольку любимый ресурс имеет разнообразные сферы применения, его стоимость определяется собственником как самый высокий доход из возможных альтернатив. Таким образом, затраты - это денежные выплаты фирмы за потребленные ресурсы, или жалованье за то, чтобы ресурсы не отвлекались для использования в других целях.

Ресурсы разделяются на привлеченные и собственные.

Привлеченные - это ресурсы, которые принадлежат внешнему поставщику.

Собственные - это ресурсы, которые принадлежат компании.

В соответствия к этому распределению затраты разделяются на явные (внешние) и неявные (внутренние).

Явные затраты (explisit cost) - это величина выплат собственнику привлеченных ресурсов: стоимость сырья, материалов, труда нанимаемых работников и т.п.

Неявные затраты (implicit cost)- это стоимость собственных ресурсов, который определяется как самая лучшая из альтернативных возможностей их использования. К ним относят:

  • оплату труда собственника фирмы и членов его семьи;

  • проценты на собственный капитал, вложенный в фирму;

  • нормальный доход.

Нормальный доход - это доход, который обеспечивает предприниматели нормальную рентабельность собственного капитала и удерживает его в этой сфере деятельности.

Таким образом, совокупные затраты (total costs) фирмы в экономическом понимании (экономические затраты)- это сумма явных и неявных затрат, в то время как в бухгалтерском понимании (бухгалтерские затраты) -это лишь явные затраты.

Соответственно и доход фирмы может быть:

  • экономический, как разность между совокупным доходом и совокупными экономическими затратами;

  • бухгалтерский, как разность между совокупным доходом и бухгалтерскими затратами.

Если составляется ситуация, когда экономический доход фирмы равно нулю, то это не означает, что фирма работает бесприбыльно, тем не менее она имеет лишь нормальный доход.

В зависимости от реакции на смену объемов производства, все затраты разделяются на:

  • постоянные (fixed costs), которые не меняются с изменением объемов продукции (оплата труда руководителей, амортизация, отопление помещений и т.п.);

  • сменные (variable costs), которые меняются пропорционально объемам продукции (сырье и материалы, технологическая энергия, оплата труда рабочих и т.п.).

Деление затрат на постоянные и сменные является относительным и зависит от продолжительности периода. В микроэкономическом анализе рассматривают:

  • мгновенный период (momentary run), в котором все факторы производства неизменные;

  • краткосрочный период (short run), в котором только часть факторов сменные, а остаток - постоянный;

  • долгосрочный период (long run), в котором все факторы производства сменные.

3.2. Поведение затрат в краткосрочном периоде

Как уже отмечалось, в краткосрочном периоде производственные мощности предприятия являются неизменными, а в качества сменных факторов производства выступают сырье, материалы, рабочая сила и т.п.

Для фирмы важно знать, как поводят себя совокупные затраты (total costs) и затраты на единицу продукции при различных объемах производства, поскольку это определяет ее доход.

С
овокупные постоянные затраты (TFC) в краткосрочном периоде, как видно из рисунка 11, не зависят от объемов производства и существуют даже тогда, когда продукция не вырабатывается. Совокупные сменные затраты (TVC) изменяются в зависимости от объемов продукции и имеют, как правило, так званую S - образную форму (рис.11). Суммарные совокупные затраты (ТС) есть суммой совокупных постоянных и сменных затрат и представляют собой график TVC, поднятый на величину TFC (рис.11).

Рис.11. Поведение совокупных постоянных, сменных и суммарных затрат в краткосрочном периоде

Иначе поводят себя затраты на единицу продукции - средние затраты (average cost).

С
редние постоянные затраты (AFC) - это отношение совокупных постоянных затрат ТFC к объему производства Q. Понятно, что с возрастанием количества продукции AFC будут снижаться (рис.12).

Рис.12. Поведение средних постоянных затрат в краткосрочном периоде

Средние сменные затраты (AVC) - это отношение совокупных сменных затрат TVC к объему продукции Q. Как видим на рис.13, AVC сначала снижаются, а потом вырастают, то есть имеют U- образную форму.

Средние совокупные затраты (ATC) - это отношение суммарных совокупных затрат ТС к объему продукции Q. Их можно вычислить и как сумму AFC и AVC. Они также имеют U- образную форму и по мере возрастания объемов продукции приближаются к AVC, что объясняется постоянным снижением AFC (рис.13).

Р
ис.13. Поведение средних сменных и совокупных затрат в краткосрочном периоде

Кроме этих показателей важное значение имеют предельные затраты МС (marginal cost) - это затраты, связанные с производством дополнительной единицы продукции. Они определяются как отношения прироста суммарных совокупных затрат к приросту объема продукции. Как видно из рисунку 14, МС сначала снижаются, достигая минимального значения, а потом начинают вырастать, что объясняется появлением дополнительных затрат в условиях полного использования фиксированных мощностей.

Р
ис.14. Поведение предельных затрат в краткосрочном периоде

Эту закономерность было выведено эмпирическим путем и она получила название закона нисходящей предельной производительности фактору производства. То есть если в краткосрочном периоде к неизменным факторам производства (например, оборудование) прибавлять какой сменный фактор (например, рабочую силу), то из определенного момента каждая следующая единица сменного фактору будет приносить все меньший прирост продукции. Если бы это было не так, то с одной участка земли, добавляя только рабочую силу, можно было бы накормить все население земного шара. Действием этого закона и объясняется U- образное поведение предельных и средних сменных и совокупных затрат. Следует также указать, что существует еще одна закономерность: график МС пересекает графики AVC и ATC в точках минимума последних, как это показан на рис. 15.

Рис.15. Взаимосвязь предельных и средних затрат

Таким образом, средние затраты в краткосрочном периоде имеют U- образную форму, которая объясняется действием закона нисходящей предельной производительности ресурса. Фирма, которая максимизирует доход, будет стремиться избирать тот объем производства, которое обеспечивает минимальные средние совокупные затраты (объем Qопт на рис.15).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Микроэкономика и макроэкономика. Предмет, отличия и этапы развития

    Документ
    В рамках экономии выделяем микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика занимается изучением поведения отдельного индивида экономического субъекта.
  2. Микроэкономика Тематика курсовых работ

    Тематика курсовых работ
    1 .Издержки производства и их виды. 13.Транзакционные издержки и их роль в экономике. 14.
  3. «Микроэкономика»

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс по курсу «Микроэкономика» предназначен для использования в двухгодичной учебной программе «Университетский класс» Нижегородского государственного университета им.
  4. Сборник задач и ситуаций Тема Введение в микроэкономику 2 > Альтернативная стоимость как цена выбора 2

    Сборник задач
    Для того, чтобы добраться из пункта А в пункт В на самолете, требуется 1 ч, а на поезде – 5 ч. Предположим, что цена авиабилета составляет 100 долл., а железнодорожного билета – 60 долл.
  5. Микроэкономика. Макроэкономика

    Документ
    Подготовить реферат по 1 теме учебного курса. Требования к реферату: 1) объем 10 – 15 страниц; 2) план (в который входит обязательно введение, заключение и основаная часть; 3) список использованной литературы).

Другие похожие документы..