Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
У початковій школі державній підсумковій атестації підлягають результати навчальної діяльності учнів четвертих класів з української мови (мова і чита...полностью>>
'Статья'
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О беженцах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации...полностью>>
'Документ'
в) «Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить… маленького роста, сложения тщедушного»....полностью>>
'Документ'
1.Численность населения России? А. 130 млн. человек. Б. 142 млн. человек. В. 149 млн. человек.2.Место России в мире по населению? А. 3. Б. 5. В. 6. Г....полностью>>

Внеклассное мероприятие было дано Врамках городского семинара

Главная > Внеклассное мероприятие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Внеклассное мероприятие было дано

В рамках городского семинара

учителей истории в 2005г

Жемчужины художественной культуры переломного века.

(звучит запись песни Верки-Сердючки)

Учитель: Полагаю, не надо спрашивать, что за исполнитель украшал начало нашего разговора. Он на слуху. Это часть не думаю, что мировой культуры, но отечественной - точно. Но понятие «культура» многогранно. Это не только то, что относится к какому-то конкретному отрезку нашего бытия, существования. Это то, что создает человечество на протяжении веков. В самом понятии заложена преемственность поколений. Наверное, на каждом этапе развития культуры были свои «Верки-Сердючки», но они мелькнули, а потомки о них забыли.

Однако есть иное, что остается в духовной копилке среди прочих духовных драгоценностей народа.

(мальчики зажигают свечи)

И сегодня наша задача открыть копилку с надписью 17 век. Давайте посмотрим, что он оставил в культурном наследии человечества.

Звучит музыка Моцарта, танцевальная группа исполняет менуэт

Ведущий1: 17 столетие стало особым в истории культуры. Это переломный период: заканчивается средневековая осень, и мир вступает в Новое время. Вступает бурно, больно.

Так, противостояние между католиками и протестантами вылилось в жестокую Тридцатилетнюю войну...

Ведущий2: О, скорбный край, где кровь потоками течет!

Мы восемнадцать лет ведем сей страшный счет

Забиты трупами отравленные реки!

Но что позор и смерть, что голод и беда,

Пожары, грабежи и недород, когда

Сокровища души разграблены навеки?

Даниэль Каспер Лоэнштейн

(картина «Рота стрелков...)

Автор картины Фредерик Хале, 1633 год.

Ведущий1 Начало века в архитектуре связано с нарастающим влиянием протестантизма с его сдержанностью. Ответом ему в искусстве стал стиль барокко - как бы восторг и преклонение перед пышностью и богатством жизни. Складывание его пришлось на расцвет абсолютных монархий, благодаря чему именно этот стиль стал воплощать сильную королевскую и императорскую власть и величие государства. Ведущий2: Барокко - контраст света и тени, роскошь, избыточность форм, сложность движения, аллегория.

(«Прославление святого Игнатия Лойолы. Барочные плафоны в церкви Сан Иньяцио в Риме)

Мрамор в скульптурных произведениях Джованни Лоренцо Бернини кажется лишенным тяжести и веса.

(Скульптура Аполлон и Дафна)

В фигурах он отполирован с такой тщательностью, что мы воспринимаем его как живое тело. Критики -говорили, что Бернини победил мрамор и сделал его гибким как воск.

Ведущий1: Создатель парадного аристократического портрета, художник Ван Дейк, который был приглашен ко двору английского короля Карла 1. Разумеется, портреты писали и раньше, в эпоху Возрождения, но начиная с середины 17 века жанр портрета приобретает ведущее значение, о живописце судят в первую -очередь по тому, каков он портретист.

(картина «Карл 1 на охоте»)

Но начавшаяся в 1643 году Английская буржуазная революция в 1649 закончилась неслыханно - казнью короля Карла 1 Стюарта.

Ведущий2 Монархи Европы нуждались в укреплении мысли о независимости собственной власти. Новое течение - классицизм, возникшее в Риме в начале 17 века, как нельзя лучше выполнял эту задачу.

(Вид Версальского парка)

22 тысячи человек трудились на строительстве грандиозного дворцового комплекса в угоду Людовику 14-му, некогда изрекшего знаменитую фразу: «Государство - это Я»

(Версальский дворец, зал Войны)

Ведущий1 После победы революции у власти на некоторое время оказались пуритане - наиболее аскетичные и ревностные протестанты. Они запретили театральные представления, концерты светской музыки и вообще нетерпимо относились к светскому искусству,

(Натюрморт)

напоминая о бренности жизни, как в этом натюрморте голландского мастера Хармена Ван Сенвейка, текст которого можно прочитать.

Ведущий2 Лимон означал, что жизнь и ее удовольствия красивы, как кожура лимона,'но ее суть, как если бы мы разрезали лимон, сложна и приносит не только радости. Вино в бокале напоминало о крови Христовой, человеческий череп и часы говорили о том, что человек не должен забывать о собственной смерти, пышные плюмажи, афиша из театра, лист с нотами - о том, что эти увлечения человека есть только суета, которая не спасет от смерти и момента появления на суде Божьем.

(громче музыка Вивальди)

Ведущий1 Первым композитором барокко называют Клаудио Монтоверди. Ему принадлежит первенство в создании нескольких опер. Но вершиной музыки барокко стало творчество Иоганна Себастьяна Баха.

(звучит Бах, сюита для Лютни)

Бах прокладывал новые пути в развитии фортепианной музыки.

(Часть 1 Прелюдия)

Именно в 17 веке определяются виды музыкальных произведений: токката, увертюра, оратория. И создателем классического вида оратории считают Георга Генделя

(Большая Сюита Паскаля)

Ведущий З А наш рассказ о европейской культуре 17-го века завершает замечательная музыка Вивальди - его произведение «Времена Года»

(музыка громче и умолкает)

Ведущий 4 В 17 веке в русло европейской политической жизни и европейской культуры входит Россия, или как ее тогда называли, Московия.

(картина «В английском посольстве)

Однако, русская культура, издавна ориентировавшаяся на Византию, после гибели последней, оказалась замкнутой в себе. И культура, и быт, и весь жизненный уклад оставались в целом традиционно-патриархальными, религия по-прежнему глубоко владела умами. Да и политическая ситуация в России не способствовала развитию культурных связей. Век не зря назвали «бунташным». Начало его было омрачено Смутой, затем церковный раскол и серия народных бунтов

Ведущий 3 Правда, московские бояре, как, например, князь Василий Голицин, канцлер времен Софьи, все чаще в своем кругу появляется в «немецком платье». Рождается светская придворная живопись - парсуна (от слова «персона»)

(парсуна 17-го века)

В музыке взаимодействие древнерусской и западноевропейской традиций проявилось в существовании монодического знаменного пения с многоголосной музыкой - портесным пением,

(портесное пение)

которое попало на Русь из Польши через Украину. Оно исполнялось четырехголосным хором мужчин и мальчиков.

(громче музыка)

Ведущий 4 Первые русские композиторы Титов, Калашников, Бавыкин стали создателями службы портесных концертов. В.Титов переложил на музыку «Рифмотворную псалтирь» Семеона Полоцкого, написав к ней 135 псалмов.

(музыка №3)

Ведущий 3 Строили в 17 веке по-прежнему в основном из дерева.

(Дворец Алексея Михайловича в Коломенском)

(Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках),

звучание колоколов

Ведущий 4 Вы слышите самый древний колокольный звон 17 века храмов Рязанской земли.

Ведущий 3 Но уже расширялось и каменное строительство: обновились башни Кремля, отстроены здания Монетного и Печатного дворов, окончательно оформился комплекс Трице-Сергиевой Лавры.

(слайд Троице-Сергиевой Лавры)

Характерной чертой архитектуры XVII века стало «дивное узорочье» - декоративное убранство храмов.

Ведущий 4 К концу века складывается архитектурный стиль «московского» или «нарышкинского» барокко.

(слайд)

С характерным сочетанием красного и белого кирпича и отделки с богатым резным декором. Усложнились формы храмов, появились изразцы, придававшие сооружению особую нарядность.

Характерный пример - церковь Покрова в Филях, построенная дядей Петра 1 Нарышкиным, отсюда второе название стиля.

Ведущий 3 Наибольшей известностью среди живописцев пользовался Симон Ушаков, создавший свою школу и воспитавший много учеников. Ушаков требовал от живописи правдивого изображения «как в жизни бывает», ставя в пример искусство современных ему художников Запада.

(картина «Тайная Вечеря»)

Учитель: Итак, в 17 веке:

1. Ясно определились черты разных национальных культур

2. Светские и церковные жанры развиваются параллельно, взаимно обогащаясь.

3. Возникают новые художественные жанры.

4. Пространство европейской культуры все более расширяется, захватывая Россию. Вообще рождается новая Европа

Ведущий 4. Дух человеческий!

Святой источник света!

Единственный творец истории земли!

Смолкает ураган пред лирою поэта,

Внимают струнам арф и чернь и короли!

Смягчи ж наш волчий нрав, открой дорогу праву,

Раздробленный наш мир сплоти в одну державу!



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Задачи, имеющие прямой выход на: Врамках научно-методической работы мотивировать педагогов на творческую деятельность с дальнейшим представлением их опыта в печатных изданиях.

    Доклад
    Продолжение формирования структурной и содержательной модели лицея, отвечающей интересам всех участников образовательного процесса, требованиям повышения качества образовательного процесса с учетом запросов жителей города, усиление
  2. Пояснительная записка 2 Характеристика участников образовательной деятельности  Принцип работы лицея

    Пояснительная записка
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Лицей им.В.В.Карпова» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре
  3. Отчет о результатах самообследования федерального государственного образовательного учреждения (1)

    Публичный отчет
    Волховский алюминиевый колледж является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования федерального подчинения, который осуществляет реализацию основных профессиональных образовательных программ

Другие похожие документы..