Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Общественная конференция, в которой приняли участие руководители национально-культурных и общественных организаций Российской Федерации, представител...полностью>>
'Документ'
Свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации от 29 ноября 1 г. № 30-14, принятое Могилевским облисполкомом, в ЕГР за № 7 9185...полностью>>
'Рабочая программа'
Рыночное реформирование рыночной экономики коснулось прежде всего финансово-кредитной сфере. Оно определило направленность коренных преобразований в ...полностью>>
'Документ'
В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА № 227 ОТ 20 АПРЕЛЯ 2006 Г. РАБОТЫ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ В МАТЕРИАЛАХ МЕЖДУНАРОДНЫХ И ОБЩЕРОССИЙСКИХ КОНФЕРЕНЦ...полностью>>

17. Недосягаемый кубок 118 >18. Олимпиады, олимпиады Операция «Парус» 130 >20. Братство покорителей мыса Горн 133

Главная > Книга
Сохрани ссылку в одной из сетей:

19. Операция «Парус»

Нет нужды доказывать, что плавание под парусами - это не только источник наслаждения красотою и радостью жизни. Это и суровая школа мужества, воспитание стойкости, упорства, умения бороться с жизненными трудностями. Такая школа особенно нужна молодым. Именно эти цели преследовала созданная в 1955 году в Лондоне организация по обучению молодежи морскому делу -The Sail Training Association (STA). Ее энтузиасты считали, что даже несколько недель, проведенных на борту большого парусника, способны дать юному мореплавателю неплохую духовную и физическую закалку, а мечта, рожденная в плавании, может стать путеводной нитью вступающего в жизнь человека. Инициатива STA встретила широкий отклик во всем мире.

Хотя число больших парусников к тому времени резко сократилось (их оставалось менее тридцати), по приглашению STA в Торки в Южной Англии прибыло 22 парусных судна. Слет был назван операцией "Парус" (Operation "Sail"), сокращенно OS. Под этим названием, начиная с 1956 года, стали проводиться раз в два года молодежные встречи и товарищеские гонки парусников на дальние дистанции. Первая такая гонка состоялась на трассе, ведущей из Англии в Португалию. Следующая операция "Парус" была проведена в 1958 г. по трассе Брест (Франция) - Лас-Пальмас (Канарские острова). Затем через два года на трассе Осло - Канны - Неаполитанский залив. А потом - снова в Торки, далее - в Нью-Йорке, Фалмуте (Великобритания), Гётеборге (Швеция) и в 1970 году - в Плимуте (Великобритания).

В первых восьми операциях "Парус" принимали участие суда и яхты западных стран. Эти гонки на дальние дистанции никогда не носили чисто спортивного характера. Задача заключалась в том, чтобы во время совместных плаваний команды юных моряков из различных стран могли познакомиться и подружиться друг с другом. К тому же на молодежные морские празднества всегда приезжало много гостей, что, естественно, способствовало возникновению дружеских международных контактов.

Из социалистических стран первыми в операции "Парус" приняли участие польские спортсмены-парусники. В 1972 году на старт гонки больших парусников из Кауса (Великобритания) в Скаген (Дания) вышел фрегат "Дар Поможа", который победил барк "Горх Фокк" (ФРГ) и барк "Игл", принадлежавший береговой охране США. Это был большой успех. Гонки "OS - 72" проводились еще на одной трассе, из Хельсинки в Фальстер (Дания). В них участвовала шхуна польской юношеской организации "Завиша Чарный". Но результаты ее были незначительны.

После встречи в Мальме (Швеция) и Травемюнде (ФРГ) участники операции - шесть больших учебных парусников и 60 более мелких судов, шхун и яхт - в парадном строю отправились в Киль, место парусных состязаний XX Олимпийских игр. В воскресное утро 3 сентября 1972 года яхтенные пристани и улицы олимпийского города опустели. В море навстречу приближающейся армаде вышли 30 пассажирских судов и паромов с публикой и около тысячи яхт, моторных лодок и даже каяков.

Долго горизонт оставался ослепительно чистым. Но вот все встречающие суда и лодки повернулись клином к одной точке - туда, где вдали показался развевавшийся на грот-мачте парусника-победителя красно-белый польский флаг. Заревели гудки пассажирских пароходов, разрезали воздух звучные горны яхт и сирены моторных лодок. С бортов судов взмыли вверх ракеты. Парусники оказались в тесном кольце встречающих судов.

Праздничная флотилия направилась к входу в кильский порт, где терпеливо ожидавшая на берегу многочисленная толпа замерла в восхищении. Парад больших парусников был незабываемым зрелищем.

В программу операции "Парус - 74" входили гонки по Балтийскому морю из окрестностей Копенгагена в Гдыню, парад в Гданьской бухте по случаю 30-летия Польской Народной Республики, а затем переход к торжествам в Портсмуте в Англии, где был назначен финиш гонки со стартом в Ла-Корунье в Испании. Известие о проведении операции "Парус-74" в Польше вызвало большой интерес мировой общественности. Впервые подобное мероприятие устраивалось в одной из стран социалистического содружества. Впервые также в операции принимали участие большие парусники Советского Союза "Товарищ" и "Крузенштерн", а также парусное судно из ГДР "Вильгельм Пик".

Участники операции "Парус-74" начали собираться в Копенгагене 11 июля 1974 года. Прибывший из далекого Херсона "Товарищ" прошел под парусами несколько тысяч морских миль. Его экипаж под командой капитана Олега Павловича Ванденко получил прекрасную тренировку в этом рейсе. Команда западногерманского парусника "Горх Фокк" обладала не меньшим опытом, а его новый капитан хорошо знал свое судно, а также балтийские ветры и воды. Хорошие шансы имело польское парусное судно "Дар Поможа" - победитель предыдущей гонки. Грозным соперником при сильном ветре мог стать крупнейший из четырех учебных парусников советский "Крузенштерн".

Полмиллиона зрителей с моря и с берегов пролива Зунд наблюдали за парадом парусников, вышедших на старт в сопровождении многочисленных судов и яхт. Старт был назначен на 14 июля у маяка Дрогден близ Копенгагена. Шестибалльный юго-восточный ветер благоприятствовал состязаниям. Сама погода помогала тем, кто проявит должную сноровку, быстроту и выносливость. В группе больших парусников стартовали "Крузенштерн", "Дар Поможа", "Товарищ" и "Горх Фокк", а также небольшой датский фрегат "Георг Стаг" и бригантина "Вильгельм Пик" из ГДР.
Первым со старта на трассу вырвался "Товарищ", так как первым же успел поднять паруса. Свое преимущество "Товарищ" сохранил до самого финиша, преодолев трассу длиной в 320 миль за 39 часов и 20 минут, то есть со средней скоростью свыше 8 узлов. Обогнув с севера Борнхольм, "Товарищ" изменил за поворотным пунктом близ Оланда курс на юго-восточный и поплыл одним галсом до финиша, следуя за направлением ветра, который ослаб и неблагоприятно менялся, вынуждая отставших соперников терпеливо лавировать. Заслуженно победив в гонке, "Товарищ" финишировал в Гдыне на 16 часов и 45 минут раньше "Горх Фокка" и на 22 часа и 6 минут раньше "Дара Поможа".

Вслед За большими парусниками стартовали более мелкие суда и учебные яхты. Первой в этой группе через 6 часов после "Товарища" прибыла английская яхта "Ивейн". Среди польских яхт лучший результат показал "Коперникус".

Дни проведения операции "Парус-74" стали в Гдыне и Гданьске красочным праздником. Спортивные и морские состязания команд, концерты, балы и приемы делали этот праздник еще более интересным. Был торжественно заложен памятник известному писателю-маринисту Джозефу Конраду-Коженевскому. Была открыта международная выставка книг на морские темы и выставка художников-маринистов. Состоялись также слет юношеских водных дружин, встреча писателей-мореплавателей, филателистическая выставка. Было создано "Братство покорителей мыса Горн". Жители побережья, да и всей страны жили в эти дни операцией "Парус".
На церемонию вручения "Колоколов победы", призов за гонку Дрогден - Гдыня, прибыл председатель Государственного совета Польской Народной Республики. Это была красивая и торжественная церемония. Великолепен был проведенный на рейде близ Гдыни большой парад парусников, участвовавших в операции "Парус-74".

Прекрасный повод для проведения следующей операции больших парусников представился в 1976 году в связи с празднованием двухсотлетия независимости США. На юбилейные торжества в Нью-Йорке и на парад, назначенный на 4 июля, участникам операции "Парус-76" предстояло прибыть, совершив гонку из Плимута в Англии до Ньюпорта в США в три этапа: из Плимута до Санта-Круса на Канарских островах, из Санта-Круса до Гамильтона на Бермудских островах и из Гамильтона в Ньюпорт. Стартовав 2 мая в Плимуте, участники гонки должны были преодолеть дистанцию, превышавшую 4 тысячи миль, всего за два месяца. В каждом из промежуточных пунктов в эту дальнюю океанскую гонку включались новые большие парусники и яхты.

Гонка в Атлантике изобиловала сюрпризами. Только первый этап, до Санта-Круса, закончился в намеченный срок. На финише этого этапа победу одержали советские парусники "Товарищ" и "Крузенштерн", которые опередили на несколько часов норвежский фрегат "Кристиан Радиш" и польскую яхту "Дар Поможа".

Следующий этап гонки - от Канарских до Бермудских островов - пришлось прервать, так как остановленные штилем большие парусники вынуждены были включить двигатели, чтобы вовремя поспеть к очередному старту в Гамильтоне. Победителями на этом этапе были признаны советские парусники "Товарищ" и "Крузенштерн", так как в момент прекращения гонки они оказались ближе всего к финишу.

На последнем и самом коротком этапе гонки стартовало 16 больших учебных судов и 65 яхт. Не обошлось без инцидентов. В толчее, образовавшейся перед стартом, румынский парусник "Мирча" столкнулся с американским парусником "Гавела Примейро", который в свою очередь серьезно повредил испанское четырехмачтовое судно "Хуан Себастьян де Элькано". Трасса гонки до Ньюпорта проходила через зону сильного течения (Гольфстрим), что затрудняло плавание. Из-за слабого ветра крупные суда только половину трассы прошли под парусами, а затем запустили двигатели, сообщив свое местоположение на море. Победителем был признан барк ФРГ "Горх Фокк", второе место присуждено польской яхте "Дар Поможа". В общем зачете за все три этапа победу одержали "Товарищ" и "Крузенштерн".

Гонка 65 яхт оказалась знаменательной не только числом участников, но также и тем, что в группе парусников водоизмещением менее 50 тонн участвовали самые быстроходные большие океанские яхты: "Грейт Бритн", "Кюкри" и "Сейбр" (Великобритания), "Сейула II" (Мексика), "Вальроз" и "Стартебеккер" (ФРГ), "Стелла поларис" (Италия) "Саресэн", "Олинка" и "Актив" (США), "Дар Щецина", "Воевода Кошалиньский", "Полонез" и "Хетман" (Польша).
В гонке до Ньюпорта в этой группе победила американская яхта "Олинка", второй была польская яхта "Хетман".

Большой парад участников операции "Парус-76" состоялся на реке Гудзон. На переход из Ньюпорта на рейд Нью-Йорка армада судов и яхт, направлявшаяся на парад, потратила 36 часов, плывя вдоль Лонг-Айленда, где собрались сотни тысяч зрителей. Четвертого июля парад 224 судов и яхт 25 разных стран принимал на американском авианосце президент Джеральд Форд в сопровождении 53 военных кораблей из 21 страны, приславшей свои делегации на юбилейные торжества в США.

Парад парусников наблюдали 5 миллионов зрителей. Вел суда американский барк "Игл". За ним плыли датский "Данмарк", норвежский "Кристиан Радиш", аргентинская "Либертад", чилийская "Эсмеральда" и колумбийская "Глория". Вслед за ними шли барки "Горх Фокк" из ФРГ, японский "Ниппон Мару" и польский фрегат "Дар Поможа". Дальше следовали португальский "Сагреш", испанский "Хуан Себастьян де Элькано", румынская "Мирча", советские парусники "Товарищ" и "Крузенштерн", американская баркентина "Гавела Примейро" и итальянский фрегат "Америго Веспуччи".

Шесть часов подряд перед восхищенными зрителями проходили увенчанные парусами суда и яхты. Парад украсили и знаменитые "предки": "Санта-Мария", копия каравеллы Христофора Колумба, копии ладей древних викингов - исландская "Лейф Эйрикссон" и датская "Себбе Альс", которые прибыли на юбилейные торжества, переплыв океан своим ходом. Замыкала парад шхуна "Америка"- точная копия победителя исторической гонки в Каусе. Это великолепное празднество мира парусов на фоне небоскребов Манхаттана напоминало сказочную феерию.

Известно, что население США состоит из потомков эмигрантов разных стран, отправившихся туда в поисках лучшей доли. Поэтому почти каждый национальный флаг встречает в этой стране симпатии. Ощутили это, в частности, команды польского фрегата "Дар Поможа" и польских яхт.
Повсюду, где появлялись польские моряки, они встречали сердечный прием американцев польского происхождения, искренне радовавшихся успехам своих земляков.
Польские яхты посетили несколько десятков американских портов и еще больше портов и пристаней на внутренних водах Северной Америки.

Красивые современные яхты, построенные на судоверфях ПНР, такие, как "Спаниель" или "Хетман", овеянные славой побед в регатах, или "Полонез", на котором Кшиштоф Барановский совершил кругосветное плавание в одиночку, "Гедания", бороздившая ледовые воды Антарктики, а главное, команды этих яхт, отлично обученные, умелые, к тому же общительные и сердечные парни, - все это произвело глубокое впечатление и оставило хорошую память на Американском континенте.

Да, операция "Парус" - это не просто красивые зрелища для миллионов зрителей и волнующие встречи молодежи из разных стран. Эти торжественные празднества под парусами венчают собой кропотливый и нелегкий труд по воспитанию юношей в суровой и прекрасной стихии моря, где традиции мужества, морского братства, истинного благородства ценятся превыше всего.

20. Братство покорителей мыса Горн

Между Антарктидой и самыми южными мысами Америки, Африки и Австралии простирается грозная полоса океана. В ней преобладают идущие непрерывной чередой штормы западных направлений и течения, движущиеся к востоку. "Ревущие сороковые", "неистовые пятидесятые", "бушующие шестидесятые"- так называют эти географические широты, на которых мореплаватели постоянно сталкиваются с жестокими штормами, громадами волн, айсбергами, пронизывающим холодом.

Традиционные морские пути, соединяющие Атлантику с Индийским и Тихим океанами, проложены мимо пользующихся мрачной славой мысов Доброй Надежды, Луина и Горна, причем самым грозным из них считается мыс Горн. Мореплавателей, которые хоть однажды обогнули под парусами Горн, называют "кейпгорновцами". Это звание свидетельствует о высоком парусном искусстве и отваге в мореплавании. "Кейпгорновец" - значит искусный и неустрашимый мореплаватель!

Путь вокруг мыса Горн всегда слыл у любителей яхтинга столь же трудным и драматичным, как у альпинистов восхождение на Джомолунгму. Лишь немногие яхтсмены избирали эту труднейшую трассу.

После трансатлантической гонки яхтсменов-одиночников в 1972 году польский яхтсмен Кшиштоф Барановский почувствовал, что в достаточной мере проверил себя и мореходные качества своего "Полонеза". Поэтому он в Ньюпорте стал готовить свою яхту для кругосветного плавания. Маршрут был проложен через Атлантику. Первый порт захода - Кейптаун. Простояв 16 дней в южноафриканском порту, "Полонез" вышел в Индийский океан, чтобы совершить переход в Хобарт на острове Тасмания. Хотя этот переход был самым коротким из всех четырех этапов, кругосветного рейса Барановского, ему пришлось пережить там испытание, которое для яхт, менее остойчивых, чем "Полонез", нередко кончалось катастрофой.

22 ноября, когда "Полонез" шел в сороковых широтах, разразился шторм. "Полонез" плыл по ветру, с большой волной, под штормовым кливером. Одна из огромных волн накрыла корму и сильно накренила "Полонез". Лавина воды ворвалась внутрь и залила кокпит. Как только "Полонез" выпрямился и поплыл своим курсом, Барановский, более удивленный, чем напуганный этим приключением, начал спешно откачивать воду.

В тот же день, когда начало темнеть, Барановский увидел вторую такую же волну. "Я сидел, скрючившись у насоса, - писал он впоследствии, - и сумел разглядеть такую же волну, которая повисла высоко над "Полонезом". Чтобы увидеть, где кончается эта водяная гора, мне пришлось задрать голову кверху. Снова меня подхватил поток, залепляя глаза солью и обдавая холодом. Мачты выдержали и на этот раз, но я уже был сыт по горло. Подруливающее устройство сломано, мачты погнулись, деревянные распорки на мачтах - краспицы - сломаны, внутри все залито водой". Барановский спустил штромовой кливер, поднял и закрепил буксировочный трос и увидел, что яхта выглядела, словно после погрома.

"Около полуночи уборка была еще в полном разгаре, - писал он. - Яхта лежала в дрейфе, послушная большим волнам, с шумом проходившим мимо... Удар волны, которую сопровождало только шипение, отправил меня в воздух... Я ударился головой о кухонный шкафчик, разбив, разумеется, шкафчик вдребезги". Это был, таким образом, третий удар волны в тот день.

Через неделю после злоключений "Полонеза" в Индийском океане подобный же случай произошел в Тихом океане с известным мореплавателем-одиночником Дэвидом Льюисом. В свое время Льюис принимал участие в трансатлантических гонках яхтсменов-одиночников 1960 и 1964 гг., а впоследствии совершил кругосветное плавание на катамаране "Реху Моана" с женой и двумя дочерьми, проводя проверку навигационных методов древних полинезийцев. На этот раз 10 октября 1972 г. он отправился из Сиднея на стальном шлюпе "Айс Бёрд", чтобы совершить одиночное плавание под парусом вокруг Антарктиды. Еще никто не решался на такое плавание в южных полярных широтах.

"Айс Бёрд" поплыл к юго-востоку. Пройдя 60-ю параллель. Льюис попал в зону айсбергов. Море постоянно штормило. 29 ноября, во время урагана огромный водяной вал поднял корму яхты так высоко, что Льюис потерял контроль над рулем. Когда следующая волна с грохотом разбилась над парусником, "Айс Бёрд" лег на борт, а затем, как писал Льюис, в этом же положении повернувшись на 360°, выпрямился. Волна сломала мачту, образовала вмятину в борту, вырвала лючину носового люка и нанесла ряд более мелких повреждений. Корпус яхты дал течь. В метель, при температуре ниже нуля Льюису пришлось много часов подряд вычерпывать воду ведром.
В последующие дни Льюис занимался ремонтом. Из гика спинакера он смастерил аварийную мачту и очень медленно поплыл под обрывком паруса. 13 декабря море снова сыграло с ним такую же злую шутку. И снова ему пришлось много часов подряд вычерпывать ведром воду.

Месяц спустя Льюис находился в 360 милях к югу от мыса Горн, а 29 января 1973 года стал на якорь близ американской станции Палмер в Антарктиде. От Сиднея он прошел 6100 миль, причем 2300 из них - без мачты.

В своих плаваниях Льюис обнаружил необычайную отвагу и душевное спокойствие. Он не падал духом, даже когда положение казалось безвыходным. Льюис привел яхту в порядок и 12 декабря 1973 года отправился из Палмера в дальнейшее плавание вокруг Антарктиды. И опять ему не повезло. Вновь потеряв мачту во время шторма в Атлантике, Льюис был вынужден двигаться к мысу Доброй Надежды. Проплыв под аварийными парусами 1500 миль, "Айс Бёрд" достиг 20 марта 1974 года Кейптауна. И хотя и после этих злоключений Льюис не отказался от мысли пройти в одиночку вокруг Антарктиды, служебные обязанности помешали ему осуществить это сразу. Поэтому после ремонта яхты, сын Льюиса Барри повел ее в Сидней.

Но вернемся к "Полонезу". Он вышел из своих злоключений со сломанным подруливающим устройством, сломанными распорками на мачтах и некоторыми более мелкими повреждениями. Однако после замены деревянных распорок смог плыть дальше без значительной потери скорости и вскоре прибыл в Хобарт на острове Тасмания. Здесь Барановский занялся ремонтом яхты. А потом в рекордное время, за 45 дней, прошел весь отрезок пути по Тихому океану. 23 февраля 1973 года Барановский стал пятнадцатым в мире яхтсменом-одиночником, прошедшим под парусами мыс Горн. "Полонез" пересек меридиан Горн в 12 ч 20 мин со скоростью в 7 узлов. Дул четырехбалльный северозападный ветер.

Четыре дня спустя на траверзе мыса Горн оказалась еще одна яхта под польским флагом. Это был плывший из Вальпараисо кэч "Эурос", имеющий на борту экипаж из 6 человек под командой Александра Кашовского. На сей раз Горн предстал перед мореплавателями во всей своей грозной красе. За два дня до подхода "Эуроса" к мысу ветер достиг ураганной скорости, а волны вздымались на десятиметровую высоту. Однако когда "Эурос" пересекал 27 февраля 1973 года меридиан мыса Горн, шторм ослаб. Но уже через несколько часов он вновь достиг огромной силы.
Переход мимо мыса Горн с запада на восток совершается в направлении, соответствующем преобладающим ветрам и течению. Значительно труднее переход с востока на запад. Были случаи, когда плывшие в этом направлении парусники месяцами не могли обогнуть мыс. Поэтому, чтобы попасть из Атлантики в Тихий океан, им приходилось добираться кружным путем через Индийский океан.

Третья польская яхта, которая в те дни приближалась из Атлантики к мысу Горн, шла с экипажем из пяти человек под командой Томаша Зыдлера. Это был иол "Константы Мацейевич", названный так по имени капитана учебного фрегата "Дар Поможа", который, совершая кругосветный рейс, обогнул в 1934 году мыс Горн. Яхта подходила к мысу при встречных, штормовых ветрах. Казалось уже, что придется отказаться от смелого замысла, когда погода вдруг изменилась. 26 марта 1973 года ветер внезапно ослаб, волны улеглись, и можно было поднять на яхте все паруса и плыть, плыть, пока не показался синевший вдали остроконечный холм.

Высокая скала мыса Горн оказалась серой, прорезанной кварцевыми прожилками. Голая и лысая с запада, она поросла с противоположной стороны тонким слоем мхов и лишайников. Только две мили отделяли яхту от мыса, который вовсе не казался грозным. Однако едва лишь парусник прошел траверз Горна, барометр начал резко падать. И когда налетели первые шквальные ветры, мореходы решили укрыться между островами архипелага Огненной Земли и плыть дальше под их защитой.

Между тем "Полонез" после 15 дней пребывания в Порт-Стэнли на Фолклендских островах находился уже в Атлантике и плыл в Англию. 11 апреля в 11 часов вечера "Полонез" пересек курс, которым за 160 дней до этого, 11 сентября 1972 года, шел из Ньюпорта в Кейптаун. Тем самым Барановский сомкнул "петлю", описанную им вокруг земного шара. 25 мая 1973 года он прибыл в Плимут. Так Барановский стал девятым яхтсменом, проплывшим в одиночку вокруг света мимо мыса Горн.

Торжественная встреча Барановского в Польше состоялась в Щецине 24 июня 1973 года.
Пришвартовавшись у набережной неподалеку от старинного замка Пястов и опустив на "Полонезе" паруса, Барановский отдал рапорт представителю Центрального Комитета Польской объединенной рабочей партии об окончании кругосветного рейса, в течение которого за 420 дней отсутствия он проплыл 37894 мили, в том числе 3746 миль в гонке и 29243 мили в одиночном плавании вокруг света. Вместе с рапортом он передал просоленный морскими ветрами флаг, под которым бороздил океанские просторы.

В мае 1972 года Ассоциация любителей парусного спорта военно-морских сил Великобритании совместно с фирмой "Уайтбред энд компани", производящей популярное в Англии пиво, предложила провести в сентябре 1973 года кругосветную гонку однокорпусных яхт в четыре этапа со стартом в Портсмуте. Предложение взбудоражило мир моряков-парусников. И не мудрено: впервые предлагалось провести кругосветную гонку яхт классов от 10,06 до 21,34 метра, согласно обязательной формуле ИЯРУ, причем организованную с соблюдением условий, общепринятых в практике океанских гонок.

К участию в гонке "Уайтбред" допускались яхты с командами, насчитывающими не менее 5 человек, включая капитана.

Расходы по постройке и оснащению яхт были очень высокими. Новые суда конструировали такие знаменитости, как О.Стефенс, А.Морис, Р.Кларк, Ч.Никольсон и другие. Лишь 4 яхты, "Сейула II", "Эдвенчер", "Коперникус" и "Отаго", были старой постройки. Всего в гонке "Уайтбред" приняли участие 20 яхт из 8 стран. Наибольшее число участников выставили Англия и Франция.

На старт первого этапа, из Портсмута в Кейптаун, вышли 18 яхт. Победителем на этом этапе с учетом выравненного времени стал британский тендер "Эдвенчер", опередивший мексиканский кэч "Сейула II", который вел Рамон Карлин с интернациональной командой. Однако фактически первым к финишу пришел английский кэч "Бартон Каттер". Крупнейшая в гонке яхта "Грейт Бритн II" с экипажем в 11 человек, отобранных среди 300 сильнейших британских десантников-парашютистов, под командой Чэя Блайта пришла к финишу третьей и заняла 12-е место с учетом выравненного времени.

У главного конкурента "Грейт Бритн II" французского кэча "Пен-Дюйк VI", ведомого Эриком Табарли, на 26-й день гонки сломалась грот-мачта. Яхта была вынуждена бросить якорь в Рио-де-Жанейро. Новую грот-мачту прислали туда самолетом. С нею Табарли переплыл через Атлантику в Кейптаун в рекордно короткий срок, за 15 дней, прибыв за 3 дня перед стартом ко второму этапу. Это было великолепное достижение. Польские яхты иол "Коперникус" под командованием Зигфрида Перлицкого и кэч "Отаго" под командованием Здзислава Пенькавы пришли к финишу через 52 дня после старта, с интервалом в 11 часов. В результате Перлицкий занял восьмое, а Пенькава - пятнадцатое место с учетом выравненного времени.

Труднейшим и в то же время трагичным оказался второй этап гонки - из Кейптауна в Сидней. Первую аварию потерпел кэч "Бартон Каттер". Во время шторма близ мыса Игольного вздыбившиеся волны разбили алюминиевую обшивку правого борта. Поврежденная яхта едва смогла добраться до Порт-Элизабета и сошла с дистанции. Французский шлюп "Конкорд" был вынужден направиться к берегам Африки, чтобы высадить больного с острым приступом аппендицита, и также сошел с дистанции. 19 ноября на расстоянии 1800 миль от старта огромная волна смыла с борта итальянского иола "Таиранга" английского капрала Уотерхауза, поломала деревянные распорки на мачтах и повредила руль. Спасти упавшего за борт человека не удалось, а капитану Пасколи пришлось обогнуть Тасманию, минуя бурный Бассов пролив. Несколько дней спустя, в ночь с 24 на 25 ноября, огромная волна унесла в море капитана французского иола "Экспорт" Доминика Гийе и ранила капитана Миллета. Французская яхта потерпела столько аварий, что стартовать в Сиднее на третьем этапе гонки сумела только через 12 дней после официального старта.

В "неистовых пятидесятых" широтах терпели аварии также яхты "Эдвенчер", "Бритиш солджер", "Отаго" и "Сейула II" и некоторые другие парусники.

Первым к финишу в Сиднее после 29 дней плавания прибыл "Пен-Дюйк VI". Через 9 часов после него к финишу подошел кэч "Грейт Бритн II", через 25 часов - "Секонд лайф", а через 29 часов - французский "Критер" и мексиканский кэч "Сейула II".

Ущерб, нанесенный яхтам на втором этапе гонки в результате аварий, был столь велик, что вместо отдыха экипажам пришлось усердно потрудиться, чтобы подготовиться к очередному этапу гонки из Сиднея в Рио-де-Жанейро вокруг мыса Горн.

Старта в Сиднее дожидался и Ален Кола со своим тримараном, прежнее название которого "Пен-Дюйк IV" он изменил на "Манурева", что по-таитянски означает "перелетная птица". Так как Кола не мог участвовать на тримаране в гонке "Уайтбред", 8 сентября 1973 года он отправился этим же маршрутом из Сен-Мало (Франция) в кругосветный рейс в одиночку. После 79 дней 6 часов и 34 минут непрерывного плавания он прибыл 27 ноября в Сидней, на 10 дней раньше прихода туда Табарли, побив рекорд Чичестера на этой дистанции на 28 дней. Прямо со старта третьего этапа гонки Кола вышел 29 декабря из Сиднея и поплыл через Тихий океан и мимо мыса Горн в Сен-Мало, куда прибыл через 89 дней непрерывного плавания. Он прошел, таким образом, в одиночку вокруг света за 168 дней, побив рекорд Чичестера на 58 дней.

Линию старта в Сиднее первым пересек "Коперникус". Однако затем вперед вырвался "Пен-Дюйк VI". Табарли был почти уверен, что на двух последних этапах гонки ему удастся компенсировать потери, понесенные на первом этапе. Однако уже на следующий день после старта на яхте сломалась грот-мачта.

Табарли вернулся в Сидней, принял все меры к изготовлению новой мачты и решил любой ценой продолжить гонку. Однако изготовление и установка новой мачты заняли больше месяца, и только 5 февраля 1974 года "Пен-Дюйк VI" был готов продолжать свое плавание. А поскольку старт на последнем этапе гонки для класса яхт, к которым был причислен "Пен-Дюйк VI", был назначен на 10 марта, то на переход из Сиднея в Рио-де-Жанейро и пополнение провианта у Табарли оставалось всего 33 дня.

Мужественные французы приложили все усилия, чтобы вовремя прибыть к месту последнего старта. Это оказалось, однако, им не под силу. "Грейт Бритн II", крупнейшая и самая быстроходная из яхт, участвовавших в данной гонке, преодолела трассу третьего этапа за 40 дней 16 часов и 4 минуты. Табарли показал еще лучшую скорость, хотя его яхта была меньше британской. Из Сиднея в Рио-де-Жанейро он плыл только 39 дней 21 час и 45 минут. И тем не менее к старту он опоздал на 6 суток и окончательно сошел с дистанции.

После печального опыта в Индийском океане большинство яхт преодолевало просторы Тихого океана в районах "неистовых пятидесятых" и "бушующих шестидесятых" широт. Это был кратчайший путь, но на нем постоянно грозила опасность встречи с айсбергами. В течение трех суток команда одной только яхты "Эдвенчер" насчитала в поле зрения свыше 80 айсбергов.
Третий этап не привел к существенным изменениям в зачете положения яхт в этом состязании. С учетом выравненного времени первое место продолжал занимать мексиканский кэч, а второе - британский тендер "Эдвенчер".

К последнему этапу гонки из 266 спортсменов-парусников стартовал только 71. Это братство мужественных разделяли три женщины. Из 8 яхтсменок, участвовавших в гонках, только полька Ивона Пенькава, итальянка Дзара Пасколи и англичанка Уэнди Хидс прошли через все 4 этапа.
На старт в Рио-де-Жанейро вышло всего 16 яхт. Они были разделены на четыре группы в зависимости от быстроходности. Несмотря на это, различия во времени преодоления трассы доходили до 20 дней, так как самая быстроходная яхта "Грейт Бритн II" прошла последнюю дистанцию за 30 дней и 20 часов, а самой тихоходной яхте - кэчу ФРГ потребовалось для этого 54 дня и 12 часов, хотя он стартовал на четверо суток раньше английской яхты.
Победителем гонки оказался мексиканский кэч "Сейула II", посрамивший, таким образом, англичан и французов. Вторым был британский "Эдвенчер", третьим - французский "Гранд Луи", четвертым - тоже французский "Крите". Итальянская яхта "Гвиа" была пятой. "Грейт Бритн II" завоевала шестое место, хотя показала лучшее абсолютное время, установив рекорд кругосветного рейса - 144 дня 11 часов - и опередив победителя гонки "Уайтбред" на 7 суток 22 часа. Польские яхты "Коперникус" и "Отаго" заняли с учетом выравненного времени соответственно 11 и 13 места.

4 июня 1974 года в Лондоне принц Филипп в присутствии послов стран, участвовавших в гонке, вручал призы. Кроме главного приза - серебряного земного шара, опоясанного тремя спинакерами, - который получил капитан яхты "Сейула II", кубки за второе и третье места были вручены капитанам "Эдвенчера" и "Гранд Луи". Приз "Золотого дельфина" за самое короткое абсолютное время в кругосветном рейсе достался Чэю Блайту. Приз за лучшую работу с парусами получила команда "Коперникуса", а приз лучшему участнику среди отставших был вручен команде яхты ФРГ, занявшей последнее место в гонке. Каждая из трех женщин-мореплавательниц, преодолевших все этапы гонки, получила по хрустальному кубку.

Через шесть недель после присуждения призов за участие в гонке "Уайтбред" в подвалах ратуши в Гданьске, в кафе "Палева", состоялась церемония создания польского "Братства покорителей мыса Горн". Почетное право принадлежать к этому "Братству" приобрели Ивона Пенькава и 24 польских яхтсмена, которые на разных яхтах и в разное время проплыли мимо мыса Горн. Председателем "Братства", прозванным "Грот-мачтой", стал Кшиштоф Барановский, который первым среди поляков и к тому же в одиночку встретился с самым грозным из всех мысов. Членов "Братства" связывает взаимная дружба и забота о чести парусного флага. Их главной "привилегией", оговоренной в уставе, является право ... плевать с палубы против ветра! "Братство покорителей мыса Горн" встречается раз в год, в день вручения призов, установленных министром морского транспорта ПНР и гданьской газетой "Глос выбжежа" за выдающиеся плавания года. На этих встречах происходит прием новых членов, яхтсмены рассказывают о своих океанских рейсах, показывают снятые фильмы и распевают любимые песни.

Вскоре после создания "Братства покорителей мыса Горн" его председатель прибыл в Москву для участия в Польской народнохозяйственной выставке, посвященной 30-летию ПНР. 16 августа 1974 года на "Полонезе", занимавшем почетное место на выставке, встретились советский летчик-космонавт Г.Береговой и яхтенный капитан дальнего плавания К.Барановский. Г.Береговой, один из немногих выдающихся людей, которым было дано увидеть нашу планету из космоса, интересовался впечатлениями и переживаниями мореплавателя-одиночника на безбрежных океанских просторах.

- У нас, - сказал Г.Береговой Барановскому, - все происходит быстрее: за полтора часа на орбите совершается полный оборот. Все путешествие заранее запрограммировано. Мы в то же время более изолированы, лишены ощущения земного окружения. Океан - это нечто более близкое человеческой натуре, чем космическое пространство.


Говоря об опасностях, подстерегающих человека в океане, К.Барановский сказал:
- В самых трудных условиях у мореплавателя-одиночника остается, пожалуй, больше времени на принятие правильного решения - минута, две, а быть может, и пятнадцать.
- Однако когда ваша яхта потерпела аварию в океане, - возразил Г.Береговой, - у вас, как в космосе, оставалось меньше секунды, чтобы ухватиться за конец троса. Вы боролись за яхту и тем самым и за себя. У нас, в авиации, приходится прежде всего бороться за спасение самолета, а уж потом за собственную жизнь. На яхте нет парашюта... А вообще говоря, космонавтика, океанский яхтинг, альпинизм - это чудесные занятия. Они развивают все способности, создают гармонично развитого человека.

...Чем больше удачных рейсов вокруг света под парусами совершали мореплаватели, тем сильнее стремились они к еще более трудным и неизведанным морским трассам. Такой характер имели экспедиции Тильмана на яхте "Мисчиф", одиночный рейс Льюиса в Антарктиду и многие другие. Особый интерес польских мореплавателей вызывал северный переход из Атлантического в Тихий океан, по следам выдающегося норвежского популярного путешественника Руаля Амундсена. В 1903-1906 гг. он впервые в мире прошел на 47-тонном судне "Йоа" с командой из 6 человек северо-западным путем с востока на запад, от Гренландии к Аляске.
Опытный польский мореплаватель-полярник капитан Дариуш Богуцкий решил в 1974 году пройти трассой Амундсена вокруг Северной Америки и мимо мыса Горн вокруг Южной Америки. В конце апреля 1975 года на Гданьской судоверфи им. В.И.Ленина была спущена на воду стальная двухмачтовая шхуна, специально приспособленная к плаванию во льдах. Это была яхта "Гедания" длиной 20,6 м, шириной 5,2 м, с осадкой в 2,8 м и площадью парусов 200 кв м. 3 июля 1975 г. "Гедания" отправилась с командой из девяти опытных моряков в рейс вокруг обеих частей Америки.

Пройдя Атлантику, Богуцкий поплыл через Девисов пролив в море Баффина и следуя дальше по проливу Ланкастер, достиг острова Корнуоллис, расположенного всего в 15 градусах от Северного полюса. Команда "Гедании" была готова к любому риску, даже к зимовке во льдах. Однако она оказалась не в состоянии внести гарантийный залог в сумме 2 миллионов долларов, как этого требовали канадские власти, на случай, если польским морякам потребуется помощь. А без этого залога канадцы не давали разрешения на дальнейший переход через льды. Пришлось отказаться от продолжения плавания к Берингову проливу.

"Гедания" повернула на юг и той же трассой пошла назад, к восточным берегам Северной Америки. Она совершила заход в Нью-Йорк, прошла Панамский канал и направилась к югу, вдоль западного побережья Южной Америки, достигнув в марте 1976 года британской станции Аделейд у западных берегов Земли Грейаме и пройдя Южный полярный круг. Проплыв 500 миль среди антарктических льдов, "Гедания" посетила американскую исследовательскую станцию Палмер, французскую Десепсьон и советскую Беллингсгаузен, а на обратном пути в Атлантику прошла по траверзу мыса Горн. Следуя дальше вокруг Южноамериканского континента, "Гедания" прибыла через Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро и Барбадос к месту старта третьего этапа гонки операция "Парус-76" в Гамильтоне и в группе 46 яхт заняла в гонке до Ньюпорта 22 место. После парада в Нью-Йорке "Гедания" возвратилась в начале сентября в Гданьск. Вся эпопея продолжалась 434 дня. "Гедания" прошла 32282 мили за 243 дня плавания, из них 91 день она находилась в полярных условиях.

Хотя канадские власти не дали Богуцкому возможности полностью совершить задуманное плавание вокруг Америки северной трассой, переход "Гедании" в водах Антарктики убедительно доказал, что яхта, ее капитан и команда были прекрасно подготовлены. И хотя программу экспедиции не удалось реализовать полностью, рейс "Гедании" свидетельствовал об успехе польских мореплавателей. А "Братство покорителей мыса Горн" увеличилось еще на семь членов, всего лишь на семь, а не на девять, поскольку двое моряков из команды "Гедании" оказались в 1976 году во второй раз на траверзе мыса Горн и уже с 1973 года имели честь принадлежать к "Братству".

21. Время подготовки

Пятые трансатлантические гонки яхтсменов-одиночников превзошли все ожидания не только по числу участников, но и драматических ситуаций, пережитых мореплавателями. К состязаниям готовились яхтсмены с мировой славой и совершенно неизвестные. Строились новые, суперсовершенные яхты. К одиночному плаванию приспосабливались известные своей быстроходностью небольшие яхты лучших конструкторов. Войти в число участников состязаний стремились многие - и это уже само по себе обеспечивало гонкам мировую известность.
Для того, чтобы хотя бы частично уравнять шансы больших и малых яхт, суда разделили по размерам на три группы, и для каждой группы был учрежден отдельный приз. Кроме того, оценка результатов определялась по затратам времени согласно коэффициентам, учитывающим размеры каждой яхты.

Установление приемлемой уравнивающей формулы для трансатлантических гонок сталкивается с огромными трудностями. В состязаниях на более короткие дистанции, как, например, Ньюпорт - Бермуды (635 миль), Сидней - Хобарт (630 миль) или "Фастнет" (605 миль) и даже в состязаниях Лос-Анджелес - Гонолулу (2225 миль) яхты плывут при одном и том же пассатном ветре, в одних и тех же гидрометеоусловиях. А в северной части Атлантики погодные условия существенно зависят от положения выбранной трассы: южной пассатной (наиболее длинной), средней или северной (самой короткой). Кроме того, каждая из них подвержена весьма заметным изменениям по мере продвижения с востока на запад. Поэтому формула, учитывающая только размеры яхт, не может быть справедливой в калейдоскопе гидрометеоусловий, встречающихся в Северной Атлантике.

В гонке большую группу составили самые маленькие яхты длиной до 11,58 м. Это была так называемая группа "Джестер", состоящая из 82 яхт. В группе "Джипси-Мот", с длиной яхт от 11,58 м до 19,81 м, насчитывалось 36 судов, а в группе "Пен-Дюйк" (самых крупных яхт, длиной более 19,81 м) - только 7 яхт. В итоге в Плимуте 5 июня 1976 г стартовало 125 яхт из 17 стран. Преобладали однокорпусные яхты (107 судов). Катамаранов было 3, и тримаранов - 15.

Самой большой яхтой был французский четырехмачтовый "Клуб Медитерранэ" длиной 72 м, водоизмещением 260 т и с парусностью 1204 кв м. Вел его Кола. После своего рекордного кругосветного рейса на "Манурева" (бывшем "Пен-Дюйке IV") Кола решил добиваться победы для французского флага, несмотря на то, что сломанная во время постройки яхты нога болела.
"Вандреди-13", переименованная в "ИТТ океаник", рядом с огромным судном Кола выглядела яхтой средних размеров, а ее капитан Ивон Фоконье во многих отношениях уступал знаменитому Терлену. Третьей крупной французской яхтой было судно "Пен-Дюйк VI" Табарли, длиной 22,56 м.

Англичане тоже готовились к соперничеству, но, хотя и выставили наибольшее число яхтсменов, не действовали столь энергично, как французы.

Из одиночников стран социалистического содружества наиболее известен был Рихард Конкольский и его маленькая яхта "Ника" из Чехословакии. Конкольский не пал духом, прибыв в 1972 году в Ньюпорт вскоре после закрытия финиша. Как и Барановский, хотя и другим путем - через Панамский канал и Торресов пролив, - он плыл дальше и за три года завершил кругосветный рейс. В августе 1975 года Рихард вернулся в Щецин, благополучно пройдя 34000 миль.
Из польских яхтсменов в гонках участвовали Пухальский, вторично на "Миранде", и дебютант Казимеж Яворский на шлюпе собственной конструкции "Спаниель" длиной 11,55 м и с парусностью 66 кв м. Болгарин Георгий Георгиев, плывший на шлюпе "Кор Кароли", построенном на польской верфи, был первым одиночником, появившимся в Плимуте с берегов Черного моря.
Об участии в гонке заявили также две француженки, англичанка и итальянка.

Первые три дня после старта не предвещали бурных приключений, которые подготовил одиночникам Атлантический океан. Предусмотрительные организаторы обеспечили состязания патрульными самолетами и обратились к торговым судам с просьбой соблюдать предельную осторожность, сообщать о встречаемых ими яхтах и в случае необходимости оказывать участникам регаты помощь. Однако никто не ожидал, что уже на четвертый день состязаний разразится не предсказанный синоптиками длительный шторм, точнее, целая серия циклонов с ураганными ветрами.

В течение 10 дней, с 8 по 18 июня, из-за серьезных повреждений от состязаний отказались 27 яхтсменов.

Те же, кто, несмотря на аварии и опасности, плыли дальше, пережили драматические дни и часы, были на грани полного истощения духовных и физических сил. На яхте Табарли в первые же часы шторма было сломано авторулевое устройство, и он безучастно смотрел, как его несло к европейскому берегу. Совершенно подавленный, Табарли решил отказаться от состязаний, и лишь через несколько часов ему удалось преодолеть себя. Яворский, захлестываемый волнами, с тонной воды в трюме яхты, с мачтами, лежащими чуть ли не ниже уровня океана, решил довериться спасательному плотику, убежденный, что ничто не спасет "Спаниеля" от гибели. Однако он остался на яхте, так как не смог отвязать и спустить плот на воду. До полного изнеможения он откачивал воду вручную.

Рис.: Карта Северной Атлантики с нанесенными трассами пути пяти победителей трансатлантических гонок одиночников 1976 года.


Белыми кружочками показано положение яхт на указанное число июня. Залитыми треугольниками ориентировочно показаны места аварий ряда яхт: 1 - "Ториа"; 2 - "Крите-III"; 3 - "Бестивер"; 4 - "ИТТ-океаник"; 5 - "Галосье"; 6 - "Гэллопинг Гейл"; 7 - "Спирит оф Америка"; 8 - "Галфстример"; 9 - "5100".

Серьезно пострадали и вышли из строя четверо яхтсменов. Среди них Фоконье на "ИТТ-океаник", которого из безнадежной ситуации спас советский корабль "Бесстрашный". Этот же корабль вырвал Терлена из лап верной смерти. После поломки автоматического рулевого устройства и потери большей части парусов его катамаран "Крите III" развалился на волнах и затонул, как только Терлен покинул палубу. Француженку Доминику Бертье в состоянии крайнего истощения обнаружили на спасательном плоту: ее яхта "Сан Мильсан" затонула. Яхту швейцарца Пьера Фельмана "Голуаз" спасло от гибели контейнерное судно "Атлантик конвейер". Состязания не закончили 52 яхтсмена, из которых лишь 5 доплыли до Ньюпорта после закрытия финиша, а двое бесследно исчезли.

Первые сведения об итогах гонки пришли через 23 дня 20 часов 12 минут с момента старта. Линию финиша в Ньюпорте первым пересек Эрик Табарли на "Пен-Дюйке VI", второй раз выиграв гонки через Атлантику. В его группе лишь американский тримаран "Кап-33" четвертым и "Клуб Медитерранэ" пятым доплыли до Ньюпорта.

Томас Гроссман на яхте "Кап-33" плыл пассатной трассой, где встретился со штормовым ветром, доходившим до 9 баллов по шкале Бофора.

Кола плыл северным маршрутом. Во время шторма на четырехмачтовике порвались фалы и паруса. Кола завернул в Сент-Джонс на Ньюфаундленде и по радиотелефону вызвал из Франции ремонтную группу. Заменив фалы и паруса, Кола возвратился на трассу и, вторым после Табарли прибыл к финишу. Но гоночная комиссия приплюсовала 10% ко времени Кола как штраф за заход в порт и использование посторонней помощи, признав за ним лишь пятое место.
Через 24 часа 27 минут после Табарли на финиш пришел канадец Микаэл Бирч на тримаране "Третья черепаха", первым в группе "Джестер". Несмотря на штормовую погоду, Бирч прошел трассу без аварий, продемонстрировав великолепное искусство морехода и присутствие духа: в штормовую погоду он ложился спать, а во время штилей спокойно читал взятые в дорогу книги.
Затем, через 3 часа и 1 минуту после Бирча, прибыл Яворский, завоевав третье место на финише и второе - в группе "Джестер".

Третьим в группе "Джестер" был Дэвид Палмер, главный редактор лондонской газеты "Файнэншел таймс", плывший на тримаране "Ф.Т." в зоне пассатов и, подобно Гроссману, встретивший там штормовые ветры. Палмер прибыл к финишу первым из 45 английских яхтсменов и единственным из них оказался в первой десятке одиночников. Зато честь Англии поддержала женщина, Клэр Фрэнсис, прекрасно справившаяся с плаванием в Атлантике и без аварий перенесшая все штормы. Она закончила состязания шестой в группе "Джестер" и тринадцатой на финише, а ее яхта "Робертсонс Джолли" опередила остальные 43 английские яхты.
Среди тех, кто закончил гонки, были болгарин Георгиев, прибывший к финишу тридцать седьмым, Конкольский (Чехословакия) - сорок девятым, и поляк Пухальский - пятьдесят шестым. По времени, рассчитанному согласно выравнивающей формуле, чехословацкая маленькая "Ника" переплыла Атлантику за 5 дней 13 часов и 49 минут и по подсчету очков в гандикапе оказалась на втором месте!

Самый молодой участник гонок француз Ален Габай был на финише десятым и пятым в группе "Джестер", к которой относилась его яхта "Обжектиф Сюд III". Французы оказались также ведущими в группе "Джипси-Мот". Первой яхтой этой группы была "Петрушка" 29-летнего Жан-Клода Паризи, прибывшая к финишу шестой. Второй - "Арауна IV", ведомая также французом Жаком Тимситом и достигшая финиша девятой.

Все четыре яхтсмена-одиночника из социалистических стран закончили гонки без аварий. Двое из них, Яворский и Конкольский, достигли при этом выдающихся результатов, продемонстрировав великолепное мореходное искусство и технические достоинства своих яхт. Для Георгиева и Пухальского трансатлантические гонки были начальным этапом их кругосветных рейсов. Вскоре после окончания гонок они отправились, каждый своим путем, через Панамский канал в Тихий океан и далее вокруг света.

Сегодня парусные яхты бороздят воды всех морей и океанов. Парусный сезон, некогда ограниченный несколькими месяцами в году, ныне длится непрерывно. Никто не в состоянии зарегистрировать все рейсы яхтсменов, никакое перо не опишет всех приключений, пережитых под парусами. То, что сто лет назад было привилегией лишь определенных общественных групп, стало повсеместным явлением и составной частью общечеловеческой культуры. Парусный спорт, на первых порах занятие чисто мужское, с течением времени преодолел эту односторонность. Ибо прекрасный слабый пол, как оказалось, не уступает в мужестве и романтической привязанности к морю традиционным рыцарям паруса.

1976 и 1977 годы открыли новые горизонты в развитии парусного спорта. Успех Яворского в трансатлантической гонке имел неожиданный и приятный эффект. Известный французский конструктор Жильбер Кароф и верфь "Наутис" предложили Яворскому совместное конструирование и постройку океанской яхты для регат "МИНИ-ТРАНСАТ 77", организованных по инициативе французов. К гонкам допускались небольшие яхты, не превышающие по длине 6,5 м. Яворский мог вести яхту совместной конструкции под польским флагом и сам выбрать для нее название. Все расходы брала на себя французская верфь. Предложение было принято. В кратчайший срок был изготовлен проект, а затем и сама яхта, названная "Спаниельчик".

Старт "МИНИ-ТРАНСАТ 77" состоялся 8 октября 1977 года в Пензансе (Южная Англия). Стартовало 25 из 58 записавшихся яхтсменов. Яхты плыли произвольной трассой до Санта-Круса на Тенерифе и могли по пути к Канарским островам заходить в любые порты, так как первый этап считался квалификационным. Второй этап начинался стартом 13 ноября с финишем в Фалмуте, на острове Антигуа, по другую сторону океана.

Яворский и его "Спаниельчик" оказались в Санта-Крусе в первых числах ноября. Экипажи советских рыболовных судов "Алексей Рензанов" и "Гранат" помогли Яворскому устранить небольшие повреждения на его яхте, пополнить запасы продовольствия и подготовиться к далекому одиночному плаванию.

Первым гонки "МИНИ-ТРАНСАТ 77" закончил француз Даниель Жиляф, затративший на преодоление трассы 22 дня 16 часов и 20 минут.

Казимеж Яворский закончил гонки вторым, затратив 23 дня 1 час и 20 минут, то есть всего на час с небольшим позже намеченного им срока. Польский яхтсмен потерял много времени в начале второго этапа, когда встретил очень слабые ветры: за 15 дней "Спаниельчик" проплыл лишь 1500 миль. Однако финиш был более успешным: эти же полторы тысячи миль яхтсмен прошел за 8 дней. Яворскому принадлежит и суточный рекорд на трассе регат - 185 миль.
С 27 августа 1977 года во вторых кругосветных поэтапных гонках плывут 16 яхт пяти стран.

Впереди новые рейсы, новые достижения.

Недели, месяцы, годы подготовки к ним и время ожидания сливаются со временем проб и испытаний, а сегодняшний день уходит в прошлое. Никогда минувшие события не повторяются, но все же каждое из них содержит урок для будущего. Мы читаем рассказ о них - и словно плывем маршрутами, проложенными в море окрыленными яхтами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Серия: жанр (1)

    Книга
    Эта книга посвящена авантюристам. Одни из них испытывали судьбу, становясь пиратами, другие появлялись под чужими именами. Одни строили финансовые пирамиды и плели политические интриги, другие создавали новые религии, подделывали произведения
  2. Акими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье

    Закон
    Правители, Законодатели действуют по указанию Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременно Должно знать, как искони мятежные страсти волновали

Другие похожие документы..