Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Статья'
Ставя цель повышения качества знаний, развитие способностей ученика, стремясь к созданию заинтересованности учащихся в изучении своего предмета с одно...полностью>>
'Документ'
Открытое акционерное общество » далее Общество, в лице Генерального директора общества. действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Раб...полностью>>
'Календарно-тематический план'
Культура Возрождения и Нового времени. «Рождение Запада» - 4 8. Геополитические характеристики русской культуры. Культура Древней Руси....полностью>>
'Документ'
Любов з першого погляду, або Секрети книжкової виставки: методично-бібліографічні матеріали / ОУНБ ім. В. Г. Короленка; підгот. А.Матюшенко; відп. за...полностью>>

Методические рекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности 031800 логопедия рекомендовано нмс факультета логопедии

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Московский психолого-социальный институт

Факультет логопедии

Утверждено постановлением

Ученого Совета НОУ ВПО МПСИ

От «___» _____________ 200__г., пр.№_____

Ректор НОУ ВПО МПСИ академик РАО,

Доктор психологических наук, профессор

Бондырева С.К.

Методические рекомендации по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ

по специальности 031800 – ЛОГОПЕДИЯ

Рекомендовано НМС факультета логопедии

Декан факультета ____________

Антипова Ж.В., к.п.н.

Москва

2009 г.

Методическое пособие по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ

по специальности 031800 – ЛОГОПЕДИЯ /составитель Антипова Ж.В./ - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. – 71 с.

В учебно-методических материалах излагаются общие и специфические требования, особенности выполнения курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 031800 – ЛОГОПЕДИЯ с учетом Государственного стандарта. Работа содержит методические указания с особенностями выполнения курсовой работы по специальной психологии или коррекционной педагогике, логопедии и дипломных работ по логопедии, даются рекомендации по оформлению, критерии оценки работы, правила ее защиты.

Предлагаемая тематика курсовых и выпускных квалификационных работ охватывает основные проблемы теории, методики и организации коррекционно-логопедической работы. Методические указания по написанию дипломных работ могут быть полезны так же преподавателям, осуществляющим руководство студентами-дипломниками.

В список рекомендуемых источников включены новинки литературы 2000 – 2009 годов.

(С) НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009 г.

Содержание

Раздел 1.

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

5

1.1.

Общие сведения о курсовых работах

5

1.2.

Структура курсовой работы

7

1.3.

Требования к оформлению курсовых работ

8

1.4.

Процедура защиты курсовой работы

9

1.5.

Критерии оценки курсовой работы

9

1.6.

Примерная тематика курсовых работ по специальной психологии и коррекционной педагогики

10

1.7.

Примерная тематика курсовых работ по логопедии

11

Раздел 2.

Методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы (ВКР)

15

2.1.

Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

15

2.2.

Общие положения

16

2.3.

Выбор темы ВКР

17

2.4.

Поиск научной литературы и составление обзора по теме исследования

20

2.5.

Экспериментальная часть работы

21

2.6.

Структура и содержание ВКР

24

2.7.

Оформление ВКР

32

2.8.

Научный руководитель и его обязанности

35

2.9.

Рецензирование ВКР

36

2.10.

Документы, предоставляемые на защиту ВКР

37

2.11.

Подготовка к защите и защита ВКР

38

2.12.

Примерная тематика ВКР

41

Приложение 1. Отзыв на курсовую работу

49

Приложение 2. Образец оформления титульного листа курсовой работы

50

Приложение 3. Заявление студента на утверждение темы ВКР

51

Приложение 4. Задание по подготовке ВКР

52

Приложение 5. Образец оформления титульного листа ВКР

55

Приложение 6. Справка-допуск к защите ВКР

56

Приложение 7. Справка об успеваемости

57

Приложение 8. Отзыв на ВКР

58

Приложение 9. Рецензия на ВКР

59

Приложение 10. Примерный вариант оформления оглавления ВКР

60

Приложение 11. Примерный вариант оформления введения ВКР

61

Список литературы, рекомендуемой для написания курсовой и дипломной работ

63

Раздел 1. Методические рекомендации по написанию курсовых работ.

1.1. Общие сведения о курсовых работах

Подготовка курсовой работы способствует углублению изучения теории, систематизации ранее приобретенных знаний, расширению их в процессе практического решения поставленной проблемы, развитию навыков исследования, экспериментирования и самостоятельного изучения научной и методической литературы по проблеме. Для успешного выполнения курсовой работы от студента требуется умение спланировать и организовать самостоятельную работу, изучить и проанализировать программный материал и опыт работы лучших педагогов, психологов, дефектологов, подготовить, провести и проанализировать собственный эксперимент, творчески решить поставленные задачи.

Логическим продолжением курсовой работы может стать выпускная квалификационная работа по специальности, в которой будут реализованы основные идеи и выводы курсовой работы на более высоком теоретическом и практическом уровнях. Курсовая работа может быть использована в качестве главы или раздела дипломной работы.

Курсовая работа – это результат самостоятельного исследования избранной проблемы на фактическом материале, полученном в ходе опытно-экспериментальной работы.

Студенты в соответствии с учебным планом за время обучения выполняют три курсовые работы:

1) по общей или возрастной, или педагогической психологии;

2) по специальной психологии или коррекционной педагогике;

3) по логопедии.

Таблица №1.

Сроки выполнения курсовых работ по семестрам

Курсовая работа

Очное отделение

Очно-заочное отделение

4 года обучения

Заочное отделение

6 лет обучения

Заочное отделение

4 года обучения

Общая (возрастная, педагогическая) психология

2

2

4

2

Специальная психология (коррекционная педагогика)

4

4

8

4

Логопедия

6,8

6

10

6

В соответствии с направлением научного поиска курсовые работы могут носить теоретический, экспериментальный и прикладной характер. Научными руководителями курсовых работ назначаются старшие преподаватели, доценты, профессора профильных кафедр. В функции научного руководителя входит:

  • составление задания на курсовую работу (тема, план исследования, сроки выполнения);

  • уточнение объекта, предмета, цели, задач, гипотезы, структуры курсовой работы и т.д.;

  • определение совместно со студентом перечня основной и дополнительной литературы, выбор базы для экспериментального исследования (школы, дошкольные образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования и т.д.);

  • осуществление контроля за сроком и качеством выполнения курсовой работы;

  • руководство подготовкой к защите курсовой работы.

1.2. Структура курсовой работы

Структура курсовой работы определяется целью исследования, выбранным объектом и предметом исследования и должна иметь следующие части:

- Введение, в котором дается общая характеристика работы: краткое обоснование актуальности темы; определяется объект, предмет, цели и задачи исследования; формулируется выдвигаемая гипотеза.

Объектом считается крупное, относительно самостоятельное, сложное, многофункциональное и многокомпонентное явление, изучение которого возможно разными науками. Предмет - конкретная часть объекта, факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом изменения в уровне интеллектуального, речевого и личностного развития ребенка, как субъекта исследования. Рекомендуемый объем введения – не более трех страниц машинописного текста.

- Основная часть (1-2 главы): теоретические основы, краткая история, уровень разработанности в теории и практике изучаемой проблемы на основе анализа литературы (первая глава);

организация, методика и результаты констатирующего эксперимента, направления коррекционно-логопедической работы (вторая глава).

- Заключение, в котором сформулированы итоги всей работы, выводы, намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.

- Список литературы, используемой при работе, составляется в алфавитном порядке по общепринятым правилам: фамилия и инициалы автора; полное и точное название книги без кавычек; сведения об издании; место издания; название издательства без кавычек; год издания (без слова «год» или сокращения «г.»). Если на титульном листе отсутствует фамилия автора, то запись данных о книге начинают с названия книги, после чего указывают инициалы и фамилию редактора и далее – все остальные элементы.

  • Приложения (диагностические карты, перспективные планы, конспекты занятий, дидактический материал, письменные работы школьников, фотографии и др.)

1.3. Требования к оформлению курсовой работы

1. Курсовая работа может быть написана от руки или напечатана.

2. Объем курсовой работы составляет не менее 30 страниц машинописного текста. Работа выполняется на одной стороне листа (А4), печатается 14 размером шрифта, через 1,5-2 интервала, поля стандартные: верхнее - 2,5 см, нижнее - 2 см, левое - 2,5 - 3 см, правое -1,5-2 см.

3. Текст начинается с титульного листа (см. Приложение 2). На следующей странице дается оглавление с перечислением глав, параграфов с указанием страниц. Каждую главу курсовой работы рекомендуется начинать с новой страницы. Главы нумеруются римскими цифрами, а параграфы – арабскими. Номера страниц проставляются вверху, посередине листа арабскими цифрами (без точки). Титульный лист и страница, на которой расположено оглавление, не нумеруются, но принимаются за первую и вторую страницы.

4. Выдержки из источников, которые автор приводит дословно, берутся в кавычки, в конце цитаты (в скобках), ставится номер источника в списке литературы.

5. В курсовой работе рекомендуется использовать не менее 10 - 15 литературных источников.

1.4. Процедура защиты курсовой работы

Курсовая работа представляется к проверке не менее чем за десять дней до защиты. Руководитель курсовой работы пишет отзыв с указанием оценки (Приложение 1). Работа, не соответствующая предъявляемым требованиям, возвращается студенту на доработку.

Процедура защиты курсовой работы представляет краткое (10 - 15 минут) сообщение студента, в котором излагаются актуальность выбранной темы, характеризуются поставленная цель и задачи, предмет, объект, выдвинутая гипотеза; раскрываются полученные результаты, выводы и ответы студента на вопросы по содержанию работы. При оценке учитываются результаты, полученные в исследовании, ход защиты, уровень теоретической и практической подготовки студента.

1.5. Критерии оценки курсовой работы

  • актуальность темы и соответствие современным требованиям системы образования;

  • полнота и обстоятельность изложения теоретической и практической частей работы;

  • эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленной проблемы;

  • обоснованность и ценность полученных результатов исследования и выводов, возможность их применения в практической деятельности;

  • правильность и полнота использования литературы;

  • степень самостоятельности студента в разработке проблемы;

  • оформление работы в соответствии с требованиями.

1.6. Примерная тематика курсовых работ по специальной психологии и коррекционной педагогики

1. Особенности внимания и приемы коррекционной работы с детьми, в условиях детского дома.

2. Особенности памяти детей с интеллектуальной недостаточностью.

3. Особенности мыслительной деятельности младших школьников с ЗПР.

4. Особенности проявления тревожности у детей с ЗПР - воспитанников детского дома.

5. Анализ агрессивного поведения подростков с умственной отсталостью.

6. Нарушения эмоциональной сферы младших школьников с разными уровнями психического развития.

7. Личностные особенности подростков с заиканием.

8. Особенности памяти у детей с речевой патологией.

9. Анализ психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста с ОНР.

10. Психологические особенности матерей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

11. Применение компьютерной техники для диагностики и коррекции развития ребенка.

12. Особенности высших психических процессов у детей с сенсорными нарушениями.

13. Влияние уровня психического здоровья ребенка с недоразвитием речи на его социометрический статус.

14. Особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями интеллекта.

15. Особенности уровня притязаний и самооценки учащихся с нарушением интеллекта.

16. Особенности преднамеренного запоминания у учащихся с ЗПР.

17. Особенности внимания и памяти детей, испытывающих трудности в обучении.

18. Особенности социальной адаптации учащихся с нарушением интеллектуального развития.

19. Особенности игровой деятельности дошкольников с ЗПР.

20. Влияние внутрисемейных отношений на личность младшего школьника с нарушением интеллекта.

21. Особенности межличностных отношений подростков с интеллектуальной недостаточностью.

22. Особенности самосознания учащихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида .

23. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с РДА.

1.7. Примерная тематика курсовых работ по логопедии

1. Особенности восприятия и воспроизведения ритма у дошкольников со стертой формой дизартрии.

2. Особенности словообразования у детей с недоразвитием речи.

3. Специфические особенности словоизменения и их коррекция у учеников младших классов школы -го вида.

4. Характеристика словаря дошкольников с ОНР.

5. Особенности грамматического строя речи дошкольников с ОНР.

6. Исследование звукового анализа и синтеза у дошкольников с ФФНР (ОНР, с нарушениями интеллекта).

7. Специфические ошибки детей с нарушением чтения (письма).

8. Дисграфия у учащихся начальных классов с ЗПР.

9. Причины возникновения заикания у детей.

10. Профилактика нарушений письменной речи у детей .

11. Роль игры в развитии речи дошкольников с ОНР.

12. Характеристика лексико-грамматического строя речи у дошкольников с нарушением зрения.

13. Работа с родителями по предупреждению и исправлению нарушений речи у дошкольников.

14. Преемственность в работе логопеда и воспитателя речевых групп детских садов.

15. Организация индивидуальной коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

16. Особенности фонематического слуха у дошкольников (школьников) с отклонениями в развитии.

17. Классификация и общая характеристика недостатков звукопроизношения.

18. Дифференциальная диагностика алалии и других форм аномального развития.

19. Состояние речи у больных с динамической формой афазии.

20. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок в письме младших школьников.

21. Организация логопедической помощи в разных типах дошкольных (школьных) учреждений.

22. Организация логопедической помощи учащимся специальной (коррекционной) школы III (IV, V, VI, VII, VIII) вида.

23. Логопедическая работа в системе учебно-воспитательного процесса специального дошкольного учреждения .

24. Использование дидактического материала в логопедической работе с дошкольниками (школьниками).

25. Особенности расстройств речи у детей с нарушениями слуха (зрения).

26. Проблема фонематического восприятия в современной логопедии.

26. Использование технических средств для изучения и преодоления речевых нарушений.

27. Особенности овладения звуко-слоговой структурой слова в период обучения грамоте детьми с речевой патологией.

28. Логопедическая ритмика, ее сущность, задачи и содержание.

29. Логопедическая работа по развитию слухо-речевой памяти у детей с ОНР.

30. Логопедическая работа при акустико-фонематической дислалии.

31. Роль игры в развитии лексической стороны речи у детей с ОНР.

32. Особенности работы воспитателя в логопедических группах ДОУ.

33. Деятельностный подход к коррекции заикания у дошкольников.

34. Развитие речи в режимных моментах дошкольного учреждения.

35. Особенности слоговой структуры ребенка с алалией.

36. Особенности логопедической работы в условиях психо-неврологического стационара.

37. Работа с неговорящими детьми по развитию коммуникации невербальными средствами.

38. Семейное воспитание ребенка с ДЦП.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (1)

    Публичный отчет
    4.1. Соответствие нормативных документов, отражающих содержание подготовки специалистов в Институте, требованиям Государственного образовательного стандарта
  2. Справка (10)

    Документ
    Кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека была организована в 1980 году (заведующий кафедрой, к.б.н., доцент Выходов Гертруд Фёдорович). Основным направлением научно-исследовательской работы кафедры было изучение механизмов адаптации

Другие похожие документы..