Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Справочник'
Синонимы (от греческого слова «одноимённый,» -это слова, совпадающие или близкие по значению. Они выражают одно и то же понятие, но различаются оттен...полностью>>
'Документ'
1.1. Настоящее Положение о стимулировании работников муниципального вечернего (сменного) общеобразовательного учреждения Центр образования г.Охи разр...полностью>>
'Элективный курс'
Программа курса по выбору «Экономическая модель сталинизма 1928 – 1940 гг.» рассчитана на 10 часов. Ориентирована на привлечение внимания учащихся к ...полностью>>
'Конкурс'
Люди ведут войны друг с другом с незапамятных времен. Мальчишки разных стран, еще не научившись разговаривать, начинают играть в солдатиков, а в учеб...полностью>>

Пришедко Татьяна Николаевна, учитель математики, моу «Лицей№174» Обычно обучение математике ограничивается решение

Главная > Решение
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Пришедко Татьяна Николаевна, учитель математики, МОУ «Лицей№ 174»

Обычно обучение математике ограничивается решением пусть разнообразных, но готовых, придуманных авторами учебников задач. Однако гораздо увлекательнее и продуктивнее, осознав процесс математического творчества, научиться создавать собственные задачи и теоремы, находить способы их решения.

П. М. Эрдниев

Творчество ,по определению, взятому из энциклопедического словаря, - это "деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью" ["Советская Энциклопедия", 1980].Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту. Творческая деятельность рассматривается нами как "деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности" [И. П. Волков, 1987, с.110] : умственной активности; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное.

Для развития творческих способностей учащихся, привития интереса к предмету желательно применять различные формы проведения уроков, привлекать учащихся к подготовке докладов и рефератов об истории развития математики, о жизни и творчестве великих ученых-математиков. Если мы хотим на своих уроках пробудить в ученике творческое начало, а затем всячески его развивать, то главное здесь не эпизодическое решение более или менее творческих задач, а на каждом уроке организовывать такую математическую деятельность учеников, в которой они вынуждены творить, быть может, не замечая этого.

Обычно, говоря о воспитании творческих способностей, имеют в виду проблемное обучение, эвристические приемы в работе и даже исследовательский метод, когда ученик чуть ли не все должен открывать самостоятельно. Это прекрасно, но, как все прекрасное, бывает редко. В традиционной же урочной деятельности, для развития творчества, почти в каждой работе на уроке, в домашнем задании можно предлагать задачи, не имевшие аналога в классе, чтобы дети сами думали, находили решение. Есть две возможности в повседневной работе учителя. Условно первую из них назовем "Придумай задачи", а вторую - "Сделай выбор". Каждая из этих возможностей, как мы все понимаем, ставит ребенка в такое положение, когда репродуктивная деятельность ничего не дает. И придумать, и выбрать - это творчество. Так, на уроке мы показываем, комментируем разные подходы к решению задач, а в домашней работе ученики в аналогичных примерах выбирают тот способ решения, который им доступнее. Кроме этого, сам выбор примеров для самостоятельной работы в классе уже в какой-то степени творческая процедура. Поэтому даже в задании на "удовлетворительно" по уровню трудности можно предложить ученику примеров больше, чем нужно для оценки его знаний - пусть выбирает сам. Это позволяет сделать и уровневая дифференциация при проведении тематических зачетов. Прекрасно, если у нас есть доступное для детей изложение нового материала, отличное от приведенного в учебнике. И вовсе не потому, что в учебнике плохо. Но именно для того, чтобы дать возможность выбора. Очевидно, что, пробуждая творческую активность ученика, мы должны быть готовы и к некоторым издержкам в своей работе. Сложнее становится у нас со временем - ведь все идеи и способы надо выслушать и как-то оценить. Иногда рушиться весь план урока и остается только импровизация. Очень много приходится выслушать предложений ,порой неудачных, и надо терпимо относиться к любым ошибкам. Если дети будут бояться ошибиться, то атмосфера подлинного творчества вряд ли будет возможна на уроке. Ведь проблема выбора, как известно, - одна из труднейших творческих проблем.

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Многие учащиеся не всегда могут в процессе обучения на уроке проявить себя в силу своих личных особенностей. Когда же они работают самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, то могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме. А если у ребенка есть возможность выбора, то есть самостоятельность и ответственность.

Успехи наших учащихся на научно-практических конференциях, олимпиадах - это результаты не отдельно взятого учителя, ученика, а результаты деятельности кафедры точных наук, системы работы кафедры с увлеченными математикой учащимися. Следует назвать наиболее интересные моменты:

1. Еженедельное решение пяти нестандартных задач из различных разделов математики.

2. Мини-конференции 5-8 классов.

3. НПК в 9-11 классах.

4. Научные марафоны.

5. Олимпиады.

6. Интеллектуальные испытания.

7. Погружения в математику.

Описанная деятельность служит развитию творческих умений у всех учащихся, так как учит применять свои знания в измененной ситуации, искать путь самостоятельного решения поставленной задачи, проявлять смекалку и изобретательность.

Литература

1. Советский энциклопедический словарь. М., "Советская Энциклопедия", 1980

2. Волков И. П. "Учим творчеству". Педагогический поиск. Сост. И. Н. Баженова. М., 1987, с. 110.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Красноярский край (1)

    Документ
    ВАСИЛЬЕВИЧ БОЖЕНОВА ПАТРУШЕВА ВЕРА ТЕРЕНТЬЕВНА АБРАМОВИЧ ГАЛИНА АВГУСТАНОВНА АЗАРОВА Е Ю МИХАЙЛОВ В В РАССКАЗОВ С Д АРДАСОВА НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА БАЖЕНОВА АЛЕКСАНДРА ГЕОРГИЕВНА ГЕРАСЬКОВА МАРГАРИТА ВАСИЛЬЕВНА СИДОРЧУК НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ВОЙТЮКЕВИЧ

Другие похожие документы..