Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации не­целевое расходование бюджетных средств является нарушением бюджетного законода...полностью>>
'Программа дисциплины'
Предмет курса – литература как объект исторического описания и теоретического исследования. Теория и история литературы относительно недавно осознала ...полностью>>
'Лекции'
На прошлой неделе Россия и Лондонский клуб достигли исторического соглашения по реструктуризации долгов в $32 млрд. Марсель Кассард следил за финансов...полностью>>
'Урок'
-Развивать познавательные умения(выделять главное, наблюдать, делать опыты), общетрудовых умений( операционно-контрольных умений- пользоваться инстру...полностью>>

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (3)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

теории динамики и синхронизации развития экономики,

  • проблемы механизации труда, основного и оборотного капитала, когда экономический прогресс – это противоборство между техническим прогрессом и убывающей доходностью сельского хозяйства.

    Во второй книге рассматриваются законы распределения. Она начинается с теории социализма, в которой не частная собственность враг, а безудержный индивидуализм и злоупотребление правами собственности. Милль проводит различие между коммунизмом – обществом, в котором доход распределяется поровну между его членами независимо от их производительности труда – социализмом, который сохраняет стимулирующую роль различий в денежном вознаграждении. Тема распределения заканчивается анализом прибыли как «компенсацией за воздержание», измеряемой «текущей ставкой процента под наиболее выгодное обеспечение» и выражающей то, «насколько в данном обществе ценится будущее в сравнении с настоящим».

    В третьей книге поднимается вопрос ценности с уточнения понятий «потребительная ценность», «меновая ценность», «всеобщий эквивалент», «цена». Он делает вывод, что ценность понятие относительное и общего повышения ценности быть не может в условиях конкуренции. Основные темы этой книги:

    1. спрос и предложение на рынке, когда основная ценность – производительность труда,

    2. концепция ренты переносится на все товары с неэластичным предложением,

    3. трактовка преимуществ драгметаллов в качестве средства обмена и нейтральность денег,

    4. необходимость кредита в рыночной экономике,

    5. инфляция, как явление, связанное с бумажными деньгами,

    6. изменение количества денег неизменно приводит к колебанию нормы процента,

    7. меры по стабильности цен в условиях смешанной бумажной валюты: смешанная – бумажно-золотая – валюта должна быть колеблющейся, как и число металлическая, чтобы автоматически реагировать на любой приток или отток золота,

    8. закон сравнительных издержек Риккардо в условиях бартерного торгового обмена и определение условий международной торговли: ценность экспорта одной страны должна быть равна ценности импорта другой страны, а так же роль транспортных издержек,

    9. принципы выравнивания валютного курса в условиях золотого стандарта,

    10. позиции статики и динамики в развитии рыночной экономики.

    Книга четвёртая раскрывает вопросы о снижении нормы прибыли и её роли в возникновении кризисов, причинах застоя в экономике.

    В пятой книге освещаются проблемы:

    1. налогообложение и функции государства, налоговое бремя,

    2. государственный долг и государственное вмешательство, патентное право,

    3. образовательные программы для рабочих и фабричное законодательство.

    Таким образом, книга Дж. Милля – это не пересказ системы Д. Риккардо, его книга полна настоящих открытий. Например, уравнение международного спроса или теория процента, опередившая время почти на полвека.

    Экономическое учение Карла Маркса (1818 – 1883) и Ф. Энгельса (1820 – 1895) было основано на идеях классической политэкономии, но выходило за рамки школы, выделившись в самостоятельное направление. Сегодня существует несколько школ на основе марксизма. Марксизм имел 3 источника и 3 составные части: немецкую классическую философию, английскую классическую политэкономию и французский утопический социализм. Впервые это учение исследовало капитализм как единую систему законов, категорий, теорий, что позволило:

    1. раскрыть двойственный характер труда – конкретный и абстрактный,

    2. обнаружить противоречия товара – между меновой и потребительной стоимостью,

    3. на основе теории трудовой стоимости создать теорию о прибавочной стоимости,

    4. показать сущность наёмного труда и капиталистической эксплуатации,

    5. создать теории средней прибыли, заработной платы, ренты и процента,

    6. разработать теорию воспроизводства и кризисов перепроизводства.

    Основные экономические работы К. Маркса «Нищета философии», «К критике политэкономии», «Капитал» и Ф. Энгельса « Происхождение семьи, частной собственности и государства», соавторство во 2 и 3 томе «Капитала».

    Как экономист К. Маркс остаётся одним из самых актуальных исследователей. Его идеи не раз подвергались переоценке, пересматривались, опровергались, но всегда оставались частью мира представлений, в рамках которого мыслят люди.

    ХХ столетие стало свидетелем бунта, против философии марксизма, который пытался объяснить общество во всех его аспектах. Однако современная специализация и придаёт значение изучению К. Маркса, который является в ХХ1 веке самым читаемым экономистом и философом.

    шведский экономист К. Эклунд отмечал, что марксистское экономическое учение – это «источник вдохновения и теоретический путеводитель» всех социалистов.

    «Капитал» Маркса читать трудно, он даже советовал одному своему другу начинать чтение не с 1 главы 1 тома, а с исторических глав 10, 13-15 и 25-33. Попробуем раскрыть путеводитель по «Капиталу».

    Первый том начинается с определения потребительной и меновой стоимости. Дает безоговорочное понятие – товары обмениваются в отношении, пропорциональном количеству труда, которое требуется для их производства. Обмен товаров для него отвлечён от потребительной ценности, так как полезность не поддается количественному исчислению. Далее он рассматривает общественно необходимый труд, так как индивидуальная интенсивность труда во время производства не одинаковая. Он утверждает, что все отношения при товарном производстве носят характер товарного фетишизма. В главах 2 и 3 Маркс подробно развивает свою теорию денег, очень похожую на выводы Риккардо. Следующие две главы посвящены прибавочной стоимости, разграничению понятий «труд» и «рабочая сила». Глава 6 повествует о переменном и постоянном капитале, далее он критикует теорию последнего часа Сениора (утверждение, что чистую прибыль рабочий производит в течение последнего часа). Главы 8 и 9 – исторического характера и содержат обличение условий труда на тогдашних предприятиях. Глава 10 рассматривает различия между абсолютной и относительной прибавочной стоимостью, следующие две главы посвящены преимуществам разделения труда и нормы прибавочной стоимости. Глава 13 – самая большая по объёму рассказывает о влиянии машин на условия труда и носит исторический характер. Глава 14 повествует о производительности труда, а в15 – рассматривается эффект изменения комбинаций длительности рабочего дня и производительности труда. Главы 16 и 17 повторяют отдельные позиции вышесказанного, особенно по различиям в понятиях «труд» и «рабочая сила». Глава 18 не представляет интереса, а вот глава 19 объясняет сдельную оплату труда, следующая – разбирает позицию Сениора о межгосударственных уровнях зарплаты. В главе 21 обсуждается простое воспроизводство, а в 22 главе – критический анализ по отношению сбережениям, потреблению и воздержанию. В главе 23 вводится понятие органического строения капитала, которое различает отношение «капитал-труд» в физическом и стоимостном выражении, причем увеличение органического строения капитала – это фундаментальный закон капиталистического развития. Здесь же дана концепция определения реальной зарплаты. Вся глава 24 посвящена описанию исторического процесса накопления капитала (капитал «с головы до ног, каждой своей порой пропитанный кровью и грязью»). Не решённой проблемой 1 тома «Капитала» остался вопрос о том, создаётся ли прибавочная стоимость в сфере распределения, которую он рассматривает отдельно от производства.

    В томе 2 обсуждается решение данной проблемы. Маркс заявляет, что труд, затраченный на распределение, не прибавляет товару ценности, просто торговый капитал присваивает себе часть прибавочной стоимости, созданной в производственной сфере, а все издержки на транспортировку, складирование и хранение, а так же труд клерков и других торговых работников относит к непроизводительным издержкам. Здесь же он анализирует кругооборот капитала, защищает свои позиции по делению капитала на постоянный и переменный, определяет своё отношение к предпринимателям. Только в 20 (тяжёлая для понимания) главе он приступает к основной цели тома – показать схемы простого и расширенного капиталистического воспроизводства.

    Третий том «Капитала» был опубликован в 1894 году, когда были уже опубликованы основные работы противников марксизма – маржиналистов. Этот том посвящён проблемам:

    1. перехода от трудовой теории стоимости к теории «цен производства»,

    2. о прибыли как превращённом виде прибавочной стоимости,

    3. техническое строение капитала отличается от органического и здесь необходимы постоянные капиталосберегающие инновации и извлечение «управленческой ренты»,

    4. закон тенденции нормы прибыли к понижению,

    5. внешняя торговля как возможность получать более высокую норму прибыли,

    6. экономические циклы и их причины, главная из которых – перенакопление капитала в отрасли и падение нормы прибыли,

    7. ставка процента – феномен денежного обращения, который является производным доходом от прибыли,

    8. теория ренты, в которой использованы подходы Д. Риккардо, и новое – существование абсолютной ренты, определяющейся за счёт органического строения капитала в сельском хозяйстве с низкой нормой прибыли, ниже общественно средней величины.

    Итак, Маркс – экономист, который умел доводить аргументацию до логического совершенства, он чувствовал взаимосвязи между различными аспектами экономической деятельности, имел склонность к эмпирическим обобщениям, основанным на наблюдениях современной экономической жизни. Но он допускал логические ошибки, искажал факты, умышленно закрывал глаза на слабые места в своих исследованиях. В результате практическое воплощение экономической теории марксизма оказалось «неудачным экспериментом».

    В первой половине Х1Х в. промышленный переворот охватил многие европейские страны и предопределил разное отношение к новым производительным силам и складывающимся взаимоотношениям. В результате возникло 3 альтернативных школы в классической экономической мысли: экономический романтизм, утопический социализм и историческая школа. Представители этих школ предлагали другие, чем у классиков модели экономического общества, поэтому были противниками.

    Идеи представителей исторической школы – социально - исторические послужили элементами создания современному направлению – институционализму, поэтому их рассмотрение будет позже.

    Термин «экономисты-романтики» ввел В.И. Ленин, разбирая взгляды российских народников и С. Сисмонди, критикуя их за приверженность к мелкобуржуазным взглядам. Однако, в рамках общего процесса развития, идеи С. Сисмонди можно назвать реформаторскими, присоединив к этому и воззрения П. Прудона.

    Итак, Жан Шарль Леонард Симон де Сисмонди (1773 – 1842), родился в окрестностях Женевы в семье пастора, образование не закончил, работал конторщиком, управляющим фермой в Италии, за убеждения побывал в тюрьмах. Работы: «История французов», «История падения Римской империи», «О коммерческом богатстве», «История итальянских республик», «Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению». Основные социально-экономические идеи его работ:

    1. две трактовки предмета науки – изучает управление народным богатством с морально-нравственных позиций,

    2. методы исследования – причинно-следственные и классовые, отрицание метода научной абстракции и концепции «экономического человека», учёт факторов не экономической среды в анализе,

    3. затратная теория оценки производства товаров,

    4. деньги не имеют самостоятельной роли в производстве,

    5. государство, имеющее достаток не должно допускать расширение производства ради интересов отдельных лиц,

    6. развитие капитализма снижает доходы рабочих, а рост производительности их труда увеличивает роскошь собственников средств производства, причем, уменьшение дохода благоприятствует росту населения,

    7. Рабочий создает доходы богачей: ренту и прибыль,

    8. НТП не может служить на благо обществу, так как машины будут вытеснять человека,

    9. к кризисам перепроизводства ведет рост доли средств накопления,

    10. государство должно проводить реформы: а) возрождение приоритета роли крестьянских хозяйств, на основе общинной собственности, б) необходим возврат к независимой деятельности ремесленников вместо фабрично-заводских структур.

    Пьер Жозеф Прудон (1805 – 1865), родился в предместье Безансона в семье рабочего, не закончил колледж, работал в типографии и получил право на трёх годичную стипендию для молодого ученого, стал депутатом Национального собрания, за публикуемые статьи получил 3 года тюрьмы. Работы: «Что такое собственность?», «Система экономических противоречий, или Философия нищеты», «О справедливости в революции и церкви», «Решение социального вопроса». Основные воззрения П. Прудона:

    1. предмет науки – изучение сфер обмена и потребления, сферу производства исследовать невозможно, так как нельзя измерить меновую стоимость,

    2. признание диалектического метода исследование без причинно-следственных связей, но с анализом социально-этических факторов,

    3. отрицание целесообразности наличия в рыночной экономики свободной конкуренции,

    4. прогресс развития обеспечивают мелкие собственники, а крупные промышленные и сельскохозяйственные производители – опасны,

    5. создание специального банка с целью оказания помощи рабочим в обзаведении собственностью,

    6. не допущение концентрации капитала или дохода в одних руках,

    7. проведение реформ: а) ликвидация денег и введение в обращение бонов, б) упразднение процента и введение дарового кредита, в) отмена правительства.

    Вторая альтернативная школа социалистов-утопистов имела представительство в Средних веках на основе гуманистических взглядов Возрождения, но расцвета достигла в период использования части идей классической школы.

    Таблица 8.

    Воззрения социалистов-утопистов.

    Ученые

    Работы

    Основные взгляды

    Анри Клод Сен – Симон (1760 – 1825), Франция

    О промышленной системе

    Катехизис промышленников

    1.Критика капиталистического строя и программа его замены обществом, основанным на началах ассоциаций.

    2.Новый строй – индустриальный с принципом обязательного труда.

    3.Роль людей в обществе основана их успехами.

    4.Хозяйство имеет плановую основу и централизованное управление.

    5. основная форма собственности – частная.

    Шарль Фурье (1772 – 1837), Франция

    Новый промышленный и общественный мир

    Теория всемирного единства

    1.Критика капиталистического строя и противопоставление ему «гармонического» общества, где развиты все способности человека.

    2.Основа гармонии – крупное промышленное производство.

    3.Создание трудовых ассоциаций – фаланстеров, в которых труд станет потребностью человека.

    4.Необходимость сохранить частную собственность.

    Роберт Оуэн (1771 – 1858), Англия

    Книга о новом нравственном мире

    Об образовании человеческого характера

    1.Обществу необходимы радикальные перемены, так как частная собственность – источник бед и преступлений.

    2.Рациональное общество должно представлять самоуправление коммун, численностью не более 3 тыс. чел.

    3.Практическое осуществление идей в Нью-Ланкастере: сокращение рабочего дня с 17 до 10 часов, отказ использовать труд детей до 10 лет, уничтожение штрафов, предоставление благоустроенного жилья, столовой, магазина, детских сада и яслей, сберегательной кассы. После смерти наследники от эксперимента отказались.

      1. Аналитические вопросы:

    3.2.1. Назовите причины первенства английской экономики по сравнению с другими странами в ХУП веке. В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.

    Варианты ответа: 1) раннее зарождение английских мануфактур, 2) географическое положение, 3) менталитет англичан, 4) успехи в мореплавании, 5) успехи в меркантилистской политике, 6) более крутые меры со стороны имущего класса по ограблению крестьян, 7) успехи в науке, 8) благоприятные климатические условия.

    3.2.2. Какие экономические категории анализировал У. Пети? В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.

    Варианты ответа: 1) ссудный процент, 2) истинную стоимость, 3) ренту, 4) справедливую цену, 5) рыночную стоимость, 6) среднюю норму прибыли, 7) прибыль, 8) деньги, 9) заработную плату, 10) цену земли, 11) естественную цену, 12) конкуренцию.

    3.2.3. Укажите категории, которые анализировали физиократы. В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.

    Варианты ответа: 1) классы, 2) меновая стоимость, 3) закон стоимости, 4) чистый продукт, 5) прибыль, 6) добавленная стоимость, 7) рента, 8) заработная плата, 9) ежегодные авансы, 10) первоначальные авансы, 11) производительный и непроизводительный труд, 12) производство и реализация общественного продукта, 13) деньги, 14) сельское хозяйство, 15) промышленность, 16) ссудный процент.

    3.2.4. Какие из определений стоимости, данные Смитом, соответствуют теории трудовой стоимости рыночной экономики? В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.

    Варианты ответа: 1) стоимость определяется затратами труда, 2) меновая стоимость определяется рабочим временем, 3) стоимость определяется трудом и природой, 4) стоимость определяется покупаемым трудом, 5) меновая стоимость определяется заработной платой, 6) стоимость распадается на заработную платы, прибыль, ренту, 7) стоимость определяется издержками производства.

    3.2.5. Какие из смитовских определений прибыли соответствуют теории трудовой стоимости? В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.

    Варианты ответа: 1) прибыль – это вычет из продукта рабочего, 2) прибыль – это результат труда рабочего сверх эквивалента его заработной платы, 3) прибыль – это предпринимательский доход капиталиста, 4) прибыль – это вознаграждение предпринимателя за риск при применении капитала.

    3.2.6. Какие из смитовских определений ренты соответствуют теории трудовой стоимости? В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.

    Варианты ответа: 1) рента – это неоплаченный труд рабочего, 2) рента – это элемент издержек производства, 3) рента – это продукт человеческого труда и природы, 4) рента – это продукт природы, 5) рента – это вычет из продукта труда рабочего, 6) рента – это продукт человеческого труда.

    3.2.7. Какие из смитовских положений о производительности труда являются верными? В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.

    Варианты ответа: 1) труд производителен, если он оплачивается из капитала, 2) труд производителен, если он приносит прибыль, 3) труд по оказанию услуг не является производительным, 4) труд производителен, если он создаёт товар, 5) труд производителен, если он занят во всех отраслях народного хозяйства, 6) труд, занятый в сельском хозяйстве, более производителен, чем в промышленности.

    3.2.8. Какие из положений, сформулированные Смитом о капитале и его воспроизводстве, НЕ являются ошибочными? В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.

    Варианты ответа: 1) капитал делится на основной и оборотный, 2) оборотный капитал меняет свою натуральную форму в своём движении, 3) основной капитал не обращается, 4) деление капитала на основной и оборотный относится ко всем отраслям народного хозяйства, 5) капитал купца относится к оборотному капиталу, 6) процесс обращения капитала – это его перемещение, 7) стоимость общественного продукта равняется сумме заработной платы, прибыли и ренты, 8) стоимость общественного продукта равна вновь созданной стоимости, 9) стоимость средств производства не должна включаться в стоимость общественного продукта, 10) стоимость общественного продукта без остатка распадается на доходы, 11) накопление капитала означает превращение прибыли в дополнительную заработную плату.

    3.2.9. Назовите, по Риккардо, главную задачу политической экономии. В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.

    Варианты ответа: 1) исследование потребностей человека, 2) анализ ограниченности ресурсов, 3) рациональное распределение ограниченных ресурсов, 4) анализ спроса и предложения, 5) анализ производительных сил, 6) определение законов, управляющих распределением созданного продукта между классами, 7) анализ качественных характеристик капитализма, 8) выявление количественных отношений между заработной платой, прибылью и рентой.

    3.2.10. Выберите факторы, НЕ влияющие, по Риккардо, на величину номинальной заработной платы. В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.

    Варианты ответов: 1) величина стоимости необходимых средств существования рабочего, 2) спрос на рабочие руки, 3) предложение рабочих рук, 4) рост населения, 5) падение производительности труда в сельском хозяйстве, 6) величина минимума средств существования рабочих.

    3.2.11. Укажите ошибочные положения, сформулированные Риккардо в его учении о прибыли и земельной ренте. В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.

    Варианты ответов: 1) прибыль есть неоплаченный труд рабочих, 2) повышение производительности труда увеличивает прибыль, 3) неизменная величина рабочего дня, 4) закон падения нормы прибыли, 5) с развитием общества всё большая часть стоимости должна идти на заработную плату, 6) образование ренты не противоречит закону стоимости, 7) величина ренты зависит от цены, 8) цена не зависит от величины ренты, 9) стоимость всей массы продуктов сельского хозяйства регулируется затратами на худших землях.

    3.2.12. Назовите позиции, на которых стоял Т. Мальтус. В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.

    Варианты ответа: 1) выражал интересы крупной буржуазии, 2) причина бедности связана с неравномерным распределением имущества, 3) население Земли растёт в геометрической прогрессии, 4) в своей бедности неимущие классы виноваты сами из-за роста своей численности, 5) в основе отставания средств существования и роста населения лежит закон убывающего плодородия почвы.

    3.2.13. Укажите положения, которые были выдвинуты Ж.Б. Сэем. В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.

    Варианты ответа: 1) производство – есть производство материальных благ, 2) полезность – это оказание услуг, 3) производство – это производство услуг, 4) капиталист эксплуатирует рабочего, 5) капиталист оказывает рабочему услугу при найме на работу, 6) стоимость определяется трудом, 7) стоимость определяется полезностью вещи, 8) стоимость определяется потребительной стоимостью, 9) прибыль распадается на процент и предпринимательский доход, 10) производство само обеспечивает себе сбыт, 11) возможно частичное перепроизводство.

    3.2.14. Что в экономической теории К. Маркса создает конкретный труд? В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.

    Варианты ответа: 1) стоимость, 2) потребительную стоимость, 3) переносит стоимость средств производства на готовый продукт, 4) прибавочную стоимость, 5) прибыль, 6) ренту, 7) предпринимательский доход, 8) процент, 9) полезность.

    3.2.15. К какому капиталу по способу переноса стоимости на готовый продукт, по экономической теории К. Маркса, относится зарплата? В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.

    Варианты ответа: 1) к основному капиталу, 2) оборотному капиталу, 3) постоянному капиталу, 4) переменному капиталу, 5) производительному капиталу, 6) денежному капиталу, 7) капиталу обращения.

    3.2.16. Укажите конкретные формы выражения прибавочной стоимости в экономической теории К. Маркса. В ответ проставьте необходимые цифры вариантов.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (1)

      Учебно-методическое пособие
      «История экономики»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
    2. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (2)

      Учебно-методическое пособие
      «Основы экономической теории»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
    3. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров

      Учебно-методическое пособие
      ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
    4. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (1)

      Учебно-методическое пособие
      ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
    5. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (2)

      Учебно-методическое пособие
      ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.

    Другие похожие документы..