Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа курса'
Задача демографии как науки — дать исследовательский инстру­мент для описания и объяснения тенденций демографических процессов, для разработки демогр...полностью>>
'Документ'
Цели и задачи дисциплины: ознакомление студентов с методами зоологической индикации почв и фитоиндикации; интерпретации полученных данных - видового ...полностью>>
'Документ'
по оздоровлению участников образовательного процесса и пропаганде здорового образа жизни в соответствие с критериям оценки заявок открытого публичног...полностью>>
'Курсовая'
Реклама прочно вошла в реалии современной российской жизни, став продуктом культуры, ее зеркалом, которое отражает традиции, «верования» и систему це...полностью>>

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (3)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Сравнительная характеристика английской и французской школ политэкономии.

Признак сравнения

Английская школа

Французская школа

1.Идеология собственника

Крупный промышленник

Мелкий сельский хозяин

2.Приоритетная отрасль развития

Промышленность

Сельское хозяйство

3.Приоритетная сфера экономики

Производство

Потребление

4.Роль денег в процессе экономического развития

Стимулирующая, меновая стоимость

Дестимулирующая, потребительная стоимость

5.Отношение к меркантилизму

Пассивное

Резко отрицательное

Заслугами классической политэкономии можно считать:

    1. Изменена сфера объекта изучения – из сферы обращения в сферу производства и распределения.

    2. Определено значение труда как меры ценности всех товаров и как источника богатства.

    3. Доказана перспективность рыночной экономики и законов рынка.

    4. Рассмотрены доходы всех слоев общества.

    5. За государством предусмотрена разработка «правил игры» хозяйственной деятельности.

    6. Применены причинно-следственный и логико-абстрагированный методы познания.

Основные идеи первого периода развития политэкономии были высказаны У. Пети и П. Буагильбером.

Таблица 6.

Воззрения У. Пети и П. Буагильбера.

Ученый, работы

Предмет исследования

Метод исследования

Теории и концепции

Уильям Пети (1623 – 1687 гг.), род. в Ромси, юнга, врач, доктор физики, представитель английского правительства по земельной собственности в Ирландии. Работы: «Трактат о налогах и сборах», «Слово мудрым», «Политическая арифметика», «Разное о деньгах».

Анализ проблем сферы производства.

Богатство создается в сфере материального производства и без участия торговли и торгового капитала

Элементы эмпиризма, статистика, абстрагирование на основе упрощений.

Отстаивание свободы действий в экономике

1.Теория богатства и денег дополнена позицией: «труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать».

2.Теория стоимости – стоимость товара создаётся трудом по добыче серебра и это «естественная цена», а стоимость товаров, приравненная к ней – «истинная рыночная цена».

3.Концепция – в стоимости товаров необходимо учитывать участие в нем земли (затратный подход).

4.Теория доходов – доходы предпринимателей и землевладельцев – это рента. Причём, нижний уровень ссудного процента можно выравнивать через ренту. Доход рабочих – зарплата – это цена труда, представляющая минимум средств для существования рабочего и его семьи.

5.Обосновал начала статистики и стал «отцом политэкономии».

Пьер Буагильбер (Лепезан) – 1646 – 1714 гг., дворянин, юрист, судья, начальник судебного округа Руана. Работы: «Подробное описание Франции», «Трактат о природе богатства» - запрещены

Концепция общественного богатства на использовании земли и производства

Элементы эмпиризма, оценки суждений на основе логики и историзма.

Признание личных интересов выше общественных

1.Абсолютизировал роль сельского хозяйства в развитии страны и не оценил роль денег.

2.Обосновал трудовую теорию стоимости. Стоимость определял затратами труда, а не рыночной ценой.

3.Осуждал одностороннее поощрение промышленности, требовал отмены запрета на вывоз хлеба и проведение реформы налогообложения.

Представителями классической политэкономии во Франции стали физиократы (от греческих слов «природа» и «власть»). Они пропагандировали тезис от исключительной производительности земледелия: земля единственный источник богатства, а земледельческий труд – единственно производительный, все же остальные сферы – «бесплодны».

Лидером школы физиократов стал Франсуа Кенэ (1694 – 1774) – лейб-медик фаворитки короля Людовика ХУ. Его основные работы «Фермеры», «Зерновые», «Люди», «Экономическая таблицы (картина)». В последней работе была сделана попытка проанализировать связи общественного производства. По схеме Кенэ класс землевладельцев – фермеров создает продукт, который расходуется на их собственное содержание, арендную плату, подати и на приобретение мануфактурных продуктов. То есть фермеры создают доходы всем непроизводительным группам общества, которые в свою очередь реализуют эти доходы, и продукт общества совершает полный оборот. Создаются условия для повторного производства.

В 60-х годах ХХ в. В.С. Немчинов написал, что «заложенные в таблице идеи – были зародыши будущих экономических моделей».

В теоретическом наследии Ф. Кенэ важное место занимали такие идеи:

  1. источником чистого продукта (сейчас это – национальный доход) является земля,

  2. в экономике должна быть абсолютная свобода действий,

  3. капитал существует в движении и делится на основной и оборотный,

  4. необходимо следовать концепции естественного порядка – обеспечение сохранности частной собственности, воспроизводства и распределения благ,

  5. выдвинул теорию трёх классов: производительного, собственников земли – феодалы, духовенство, король и бесплодного – все остальные граждане вне земледелия.

Последователем и учеником Кенэ был Ани Роберт Жак Тюрго (1727 – 1781) – дворянин, аббат, судья, губернатор в Лиможе, полтора года был министром финансов. За это время добился: введения свободной торговли зерном, беспошлинный его вывоз, замены натуральной дорожной повинности – денежной, упразднение цехов и гильдий. Основные работы: «Письмо аббату Сисэ о бумажных деньгах», «Размышление о создании и распределении богатства», «Ценности и деньги». Основные воззрения Ж. Тюрго:

  1. негативное отношение к протекционизму и развитие экономической свободы,

  2. труд земледельца – единственный труд, производящий больше того, что составляет оплату труда,

  3. деньги (золото, серебро) изменяются в цене не только в сравнении с другими товарами, но и по отношению друг к другу на основе изобилия чего-либо,

  4. богатство нации составляет земля и получаемый с неё «чистый доход»,

  5. отстаивал затратный механизм теории стоимости, сводя его к затратам живого и овеществлённого труда,

  6. различал в формировании рыночной цены две части: текущие цены (устанавливаются спросом и предложением) и основные цены (сумма стоимости товара для производителя),

  7. зарплата рабочих – это продажа их труда другим, она ограничивается необходимым минимумом существования рабочего,

  8. ссудный процент представляет собой прибыль за занятые деньги, но есть и низкий ссудный процент – это показатель избытка капиталов.

Таблица 7.

Воззрения физиократов.

Ученый

Работы

Основные идеи

Этьен де Кондильяк (1715 – 1780)

Торговля и правительство, рассматриваемые в отношении друг другу

1.Основная экономическая проблема – полезность, ценность предмета, которая увеличивается с ростом потребностей.

2.Обмен – это средство достижения преимущества для контрагентов сделки.

3.Всякая деятельность производительна, так как использует ресурсы для удовлетворения потребностей.

Пьер-Поль де ла Ривьер (1720 – 1793)

Естественный и необходимый порядок, присущий политическим обществам

Основные тезисы физиократов о формировании богатства в земледелии.

Виктор Мирабо (1715 – 1789)

Сельская философия

Комментарий к работам Кенэ

Пьер де Немур (1739 – 1817),редактор еженедельника «Эфемериды»

Физиократия, или Естественная конституция наиболее выгодного управления человеческим родом

Ввел термин «физиократы».

Итак, физиократы способствовали формированию научной методологии политэкономии по следующим направлениям:

  1. анализ перешёл в сферу производства,

  2. обосновали принцип эквивалентного обмена,

  3. установили различия между основным и оборотным капиталом и способами его производства,

  4. установили принадлежность «чистого продукта» не только землевладельцам, но и государству.

Следующий этап развития классической политэкономии связан с именем А. Смита (1723 – 1790), род. в Кирколд (Шотландия). Основная работа «Исследование о природе и причинах богатства народов». Главная тема его работы – экономическое развитие: силы, действующие долговременно и управляющие ростом богатства народов в период промышленной революции.

Книга первая содержит основные положения теории ценности и распределения. Открывается она исследованием преимуществ разделения труда, которое понимается как функциональная специализация внутри промышленного предприятия, дробление многопродуктового производства по горизонтали и по вертикали. Он доказывает, что вся экономическая система – это сеть связей между специализированными производителями, которых соединяет склонность обмена одного предмета на другой. Далее он на парадоксе воды и алмазов объясняет различие между меновой и потребительской ценностью, а затем переходит к теории издержек производства, когда «естественная цена» вещи определяется денежными затратами на её производство, складывающейся из зарплаты, ренты и прибыли. Но есть и рыночная цена, определяющаяся спросом и предложением. Причём, А. Смит обнаружил особый случай, когда цена может определяться только спросом. Он полагает, что спрос и предложение – это желание купить и продать по строго определённой цене, а не по возможной. Здесь же он говорит об условиях эффективной конкуренции, которая заставляет двигаться цены в сторону «естественных». В этой же книге он рассматривает:

    1. Теорию распределения, куда включает сжатое изложение теории заработной платы, которая должна быть выше прожиточного минимума, причём рабочие не располагают резервами для того, чтобы вести долгую борьбу с предпринимателями по заработной плате.

    2. Прибыль на капитал, указав, что норма прибыли снижается вследствие «взаимной конкуренции» в определенной отрасли. В целом в процессе накопления капитала зарплата растёт, а прибыль падает, но с освоением чужих территорий – процесс может быть пропорциональным.

    3. Структурирует зарплату, вводит понятие относительной зарплаты, где определяет различие работ, уровень образования, ответственность и постоянством.

    4. Понятие ренты, как дифференцированной надбавке, которая задана уровнем цены.

    5. Величина труда, которой можно располагать, задаёт положительную меру благосостояния, и оно становится простой положительной функцией народонаселения.

Книга вторая посвящена накоплению капитала как главной движущей силе экономического прогресса. Здесь он рассматривает оборотный и основной капитал, причём у А. Смита оборотный капитал имеет денежную и вещественную форму. Здесь он дает определение валового и чистого дохода, когда чистый доход равен чистому национальному продукту, или валовому доходу минус амортизация основного капитала. Далее он излагает теорию денег и банков. Причём, функцию банковского дела определяет как экономию запаса драгоценных металлов: «общее количество бумажных денег не может никак превышать ценности золотой и серебряной монеты». Даёт А. Смит критерий производительности труда: первый – ценность, второй – использование производительного труда в качестве дополнительных запасов.

Третья книга трактует различия в росте благосостояния стран на множестве исторических примеров.

Четвёртая книга посвящена доводам в пользу свободной торговли и «невидимой руке» рынка, то есть конкуренции и саморегулирующих механизмах рынка. Однако вместе с призывом свободной торговли на основе абсолютных преимуществ он оправдывает отдельные протекционистские меры отдельных стран. Здесь он оставляет за государством три главные обязанности: обеспечение военной безопасности, отправление правосудия и содержание общественных сооружений, учреждений.

Пятая книга является самостоятельным трактатом о государственных финансах, особенно о налогообложении и распределении налогового бремени.

Итак, «Исследование о природе и причинах богатства народов» - это первый в экономической науке полноценный труд, излагающий общую основу науки – теорию производства и распределения, анализ действия этих абстрактных принципов на историческом материале. Смит не просто декларировал, что свободная рыночная экономика обеспечивает наилучшее устройство жизни, но и исследовал рыночную структуру, которая гарантировала бы наилучшую работу рыночных сил.

Третий период развития идей классической политэкономии – это переосмысление воззрений на основе изменившихся общественных отношений развития расширенного воспроизводства и новых технологий индустриального общества. Здесь продолжали разрабатывать прежние теории, и были выдвинуты новые концепции.

Наиболее известными в этот период были воззрения Т. Мультуса, Ж.Б. Сэя, Д. Риккардо, Н. Сениора и Г. Кэрри.

Томас – Роберт Мальтус (1766 – 1834), сын помещика, священник, преподаватель. Работы: «Опыт о законе народонаселения», «Исследование о природе и возрастании земельной ренты», «Принципы политической экономии, рассматриваемые в расчёте на их практическое применение». Основные идеи:

  1. предмет изучения – это приумножение материального богатства общества в процессе производства,

  2. методологические подходы – на основе принципов свободы и взаимозависимости с природой,

  3. теория народонаселения – взаимосвязь темпов развития экономики и народонаселения: население планеты растёт в геометрической прогрессии, а средства его существования – в арифметической, то есть бедность явление неизбежное,

  4. заработная плата должна отвечать прожиточному минимуму,

  5. процветание общества зависит от крупных собственников,

  6. в экономике возможны кризисы перепроизводства, так как существует проблема недопотребления.

Жан Батист Сэй (1767 – 1832), родился в Лионе, получил коммерческое образование, был волонтёром революции и редактором журнала. Работы: «Трактат о политической экономии», «Катехизис политической экономии», «Полный курс политической экономии». Основные воззрения Сэя:

  1. предмет изучения политэкономии – проблемы благополучия общества на этапах производства, распределения, обмена и потребления, позитивная наука с сохранением гармонии интересов,

  2. метод исследования – признание законов, закономерностей, теорий, имеющих универсальное значение,

  3. признание принципов свободного предпринимательства, ценообразования, торговли,

  4. процесс производства – это создание полезности, когда все отношения – это взаимное оказание услуг, в создании ценности – стоимости – участвуют три фактора производства земля, капитал, труд, которые на рынке обмениваются на доходы от данных факторов,

  5. определил законы рынка – «продукты уплачиваются за продукты»; главное здесь утверждение тождества: денежный рынок всегда находится в равновесии, потому что независимо от уровня цен люди выносят товары на рынок, чтобы на вырученные деньги, предъявить спрос на другие товары,

  6. позиция, что производство само обеспечивает сбыт, и предложение порождает спрос, приводят к выводу, что кризисы перепроизводства невозможны,

  7. считал, что предприниматель – это посредник, ищущий необходимые ресурсы для производства.

Давид Риккардо (1772 – 1823), родился в Лондоне, был маклером, но без образования. Работы: «Начала политической экономии и налоговое обложение», «О покровительстве земледелию».

В системе Д. Риккардо представление о том, что экономический рост должен рано или поздно застопориться из-за недостатка природных ресурсов, поэтому предметом изучения науки должно стать определение законов, которые управляют сферой распределения. Исследуя процессы, он использовал методы причинно-следственные и научной абстракции.

Основные положения Д. Риккардо в его главной книге «Начала политической экономии и налоговое обложение»:

  1. понятие ценности как полезности, когда покупательная способность товара относительно труда не даёт понимание проблемы, а вот заработная плата определяет относительные цены,

  2. ценность капитальных благ – это ценность затраченного в прошлом труда, поэтому так важна проблема амортизации, как и прямые издержки на зарплату, так как выплачивается амортизация каждым производителем пропорционально сроку службы оборудования,

  3. рыночная цена зависит от спроса и предложения, но определяется естественной ценой (издержками),

  4. обобщает понятие предельных издержек и утверждает, что в обрабатывающей промышленности, функционирующей с полной отдачей (без эффекта масштаба) предельные издержки равны средним,

  5. стоимость (естественная цена) определяется трудом, затраченным на производство, величина стоимости определяется производительностью труда – наибольшее количество труда при самых неблагоприятных условиях,

  6. доходы – это часть стоимости, рабочий – это продавец труда, а зарплата – естественная цена труда, которая должна покрывать средства необходимые для существования,

  7. зарплата всегда ниже созданной рабочим стоимости, предложение рабочей силы зависит от численности населения, разность между стоимостью товара и зарплатой – это прибыль,

  8. рост прибыли или ренты возможны при повышении производительности труда, если же при прежней производительности труда растет благосостояние, то это снижает норму прибыли,

  9. затратами труда определяется и стоимость золота – основа денежной системы, когда количество денег в обращении зависит от товарных цен, и избыток денег ведёт к обесцениванию товаров,

  10. международное разделение труда базируется на принципе сравнительного международное разделение труда базируется на принципе сравнительного преимущества, когда сопоставляются относительные или альтернативные издержки,

  11. механизм образования дифференциальной ренты в сельском хозяйстве предусматривает: а) стоимость товаров определяется затратами при самых неблагоприятных условиях с использованием худших земель, б) на средних и лучших землях возникает средняя прибыль, как разница между затратами своими на худших землях, в) средняя прибыль присваивается фермерами, а сверх неё – земельная рента – присваивается собственником земли, г) земля – не источник ренты, а только труд фермера,

  12. свободная конкуренция целесообразна для общества, так как при ней не сталкиваются интересы индивида и общества.

Итак, изобретение Риккардо закона сравнительных преимуществ, сравнительно-статистический метод анализа пережили своё время, а проблема изменения долей в продукте земли, труда и капитала связанная с нормой накопления капитала – вызывает интерес современных экономистов.

Четвёртый этап развития классической политэкономии характеризовал завершение идей школы. В идеях Дж. С. Милля она достигла своего совершенства и начала трансформацию с взглядами К. Маркса и маржиналистов.

Джон Стюарт Милль (1806 – 1873), родился в Лондоне, сын ученого-экономиста, написал в 13 лет «Историю Рима», прослушал курс экономики у отцы, в 17 лет опубликовал две статьи о теории стоимости, был отправлен отцом в Ост-индскую компанию на самую низшую должность. Проработал там 35 лет, продвигаясь по служебной лестнице и занимаясь наукой. Его работы: «Система логики», «Опыт о некоторых нерешённых вопросах политической экономии», «Принципы политической экономии».

Предметом изучения политэкономии он считал – законы производства и возможности сельского хозяйства для экономического развития. Методология исследования была такой же, как и у Д. Риккардо – сравнительный анализ на основе причинно-следственных связей и абстрагирования, применял математические доказательства.

Настольной библией экономистов в Х1Х веке стала его книга «Принципы политической экономии». Открывают книгу предварительные замечания с критикой идей меркантилистов, обзором экономического развития с древнейших времён и двух основных законов производства и распределения.

В первой книге он рассматривает:

  1. отношения между землей и трудом как двумя первичными факторами производства,

  2. защита концепции А. Смита о производительности труда,

  3. темпы роста факторов производства и разделение труда,

  4. излагается теория народонаселения Т. Мальтуса, которой придаётся статус аксиомы,

  5. теория капитала, понимаемого как ранее накопленный запас продуктов прошлого труда,

  6. теория сбережений рассматривается как воздержание от текущего потребления ради будущих благ, причём норма сбережений представлена функцией от нормы процента,

  7. доктрина рабочего фонда (фонда заработной платы), в которой выдвигается ряд теорем: промышленность ограничивается капиталом, капитал – результат сбережений, военные расходы государств стимулируют экономику, спрос на потребительские товары не есть спрос на труд, так как при полной занятости он будет снижаться, а ресурсы переместятся в производство дополнительных потребительских благ: рост потребления снизит инвестиции, а инвестиции в теории рабочего фонда – это авансирование товаров рабочего потребления,



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (1)

    Учебно-методическое пособие
    «История экономики»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  2. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (2)

    Учебно-методическое пособие
    «Основы экономической теории»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  3. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  4. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (1)

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  5. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (2)

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.

Другие похожие документы..