Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Во время катехитической встречи необходимо реализовать четыре главные задачи:1. Дать знания, ибо катехизация – систематическое обучение, в процессе ко...полностью>>
'Урок'
Общеобразовательные: обобщить знания по темам «Односоставные предложения» и «Квадратные уравнения»; отработать умение строить односоставные предложен...полностью>>
'Реферат'
Розвиток продуктивних сил і виробничих відносин у різних суспільно-економічних формаціях обумовлює потребу удосконалення функцій управління процесом ...полностью>>
'Документ'
Метод обработки закрепленной детали (или деталей) на вращающемся шпинделе в среде свободного вибрирующего абразива, получил название шпиндельной вибр...полностью>>

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (3)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Идеи меркантилистов по национальной принадлежности.

Страна, ученый

Работа

Основные идеи, взгляды

Англия, Уильям Страффорд (1554 – 1612 гг.)

Краткое изложение некоторых жалоб различных наших соотечественников

Позиции раннего меркантилизма

Англия, Томас Мен (Ман)- 1571 -1641 гг.

Рассуждения о торговле Англии с Ост-Индией

Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства

1.Активное сальдо или дефицит торгового баланса – показатель выгод и потерь страны в результате внешнеторговой деятельности.

2.Богатство создаётся в обращении, анализировал международное разделение труда и механизм международной торговли.

3.Развитие производства – условие торговли.

4.Пытался выявить взаимосвязи между деньгами, товарами, прибылью и капиталом.

Англия, Джон Локк (1632 – 1704 гг.)

Некоторые соображения о последствиях снижения процента и повышении стоимости денег

Дальнейшие соображения о повышении стоимости денег

1.Стоимость обменивающихся друг на друга товаров равна и связана с издержками производства.

2.Изменение цен зависит от количества денег в обращении и скорости обращения.

3.Понижение ставки банковского процента вызвано притоком золота и серебра из Нового Света.

4.Международная торговля помогает стране компенсировать бедность ресурсов.

Англия, Николос Барбон (1640 – 1698 гг.)

Рассуждения о торговле.

1.Рост населения – фактор развития торговли.

2.Расточительство – это порок, умножающий торговлю.

3.Жадность – это порок, мешающий торговле.

Англия, Ричард Кантильон (1680 – 1734 гг.)

Очерк о природе торговли

1.Подтвердил идеи Д. Локка.

2.Любое государство, у которого денег в обращении много больше, чем у другого, имеет над ним преимущество.

Англия, Дэвид Юм (1711 – 1776 гг.)

История Англии

О деньгах

О численности древнейших народов.

1.Приток денежных металлов в страну приводит к повышению цен.

2.Отечественные товары теряют конкурентоспособность, то объём экспорта снижается, идёт отток денег из страны.

3.Когда количество товаров и скорость обращения денег не чувствительны к изменению количества денег, то масса денег и цены будут изменяться взаимно пропорционально.

4.Повышение цен может благоприятно отозваться на производстве и занятости, а повышение зарплаты может плохо повлиять на торговый баланс.

Шотландия, Джеймс Стюарт (1712 – 1780 гг.)

Исследование о принципах политической экономии

1.Высокая зарплата ухудшает положение страны в международной торговле.

2.Население будет увеличиваться, пока хватит средств к существованию.

3.В структуре цены определил части: неподвижную и подвижную.

Франция, Антуан де Монкретьен (1575 – 1621 гг.)

Трактат о политической экономии, 1615 г.

1.Ввел термин «политэкономия» - как теорию общественного хозяйства, основная функция которого принадлежит государству.

2.Закон существования – это личный интерес.

3.Указывал, что промышленное производство значительнее, чем земледелие.

4.Отстаивал вмешательство государства в экономическую жизнь.

Франция, Жан Батист Кольбер (1619 – 1683 гг.)

Проведение политики кольбертизма, министр финансов

1.Уменьшение пошлин.

2.Открытие мануфактур и покровительство их деятельности.

3.Безопасность и свобода торговли.

Франция, Джон Ло (1671 – 1729 гг.), шотландец

Деньги и торговля, с предложением об обеспечении нации деньгами

1.Создание национального банка, решающего проблемы денежного обращения.

2.Ипотека – бумажные деньги под залог земельных участков

3.Выпуск первых государственных акций (10 акций = 15 ц серебра).

Италия, Скаруффи

Об итальянской торговле и промышленности, 1579 г.

Необходимость для европейских государств наличия единой монеты.

Италия, Антонио Серра

Краткий трактат о причинах, которые могли бы привести к изобилию золота и серебра в тех королевствах, где нет рудников.

1.Развитие промышленности со стороны экспорта выгоднее сельского хозяйства в Неаполитанском королевстве.

2.Среди условий создания общественного богатства – человеческий труд и правительственная инициатива.

К основным теоретическим достижениям меркантилистов также можно отнести:

1. Концепция естественных и искусственных благ: а) естественные – продукты почвы и воды, б) искусственные – промышленные блага, цена которых содержит цену сырья и добавленную стоимость.

2. Концепция производительности труда: труд производителен в той мере, в которой он содействует увеличению денежного богатства страны. Виды труда располагаются по степени производительности: а) труд, занятый в производстве денег (добыча драгметаллов и чеканка монет), б) труд занятый непосредственно в торговле (купцы, моряки), в) труд, занятый в отраслях, производящих выгодно продаваемые на мировом рынке товары.

3. Концепция приоритетов во внешней торговле: а) значимость импорта – сырье, предметы первой необходимости, предметы роскоши, орудия труда, товары, которые не производятся в стране, б) значимость экспорта – предметы роскоши, продукты, прошедшие глубокую обработку, продукты сельского хозяйства и рыболовства.

2.2. Аналитические вопросы:

2.2.1. Отметьте основные предпосылки перехода к рыночному хозяйству (капитализму) в период разложения феодальной системы, используя цифровые значения вариантов ответов.

Варианты ответа: 1)преобладание денежной ренты, 2) втягивание крестьянских хозяйств в рыночные отношения, 3) возникновение мануфактур с наймом рабочей силы, 4) ликвидация политической раздробленности в западноевропейских странах. 5) великие географические открытия, 6) неэквивалентная торговля с колониями, 7) обнаружение в Америке богатых рудников с запасами драгоценных металлов.

2.2.2. Отметьте позиции, которые относятся к первоначальному накоплению капитала в европейских странах, используя цифровые значения вариантов ответов.

Варианты ответа: 1) отделение производителей от средств производства, 2) втягивание крестьянских хозяйств в рыночные отношения, 3) возникновение мануфактур с наймом рабочей силы, 4) политика колониальных захватов, 5) неэквивалентная торговля с колониями, 6) обнаружение в Америке богатых рудников с запасами драгоценных металлов.

2.2.3. Укажите понятия, внутренне не присущие феодализму, проставив в ответ нужные цифры вариантов ответа.

Варианты ответа: 1) рабы, 2) крестьяне, 3) наёмные рабочие, 4) простые товаропроизводители, 5) купцы, 6) капиталисты, 8) феодалы, 9) монархи, 10) протекционизм, 11) эквивалентный обмен во внешней торговле, 12) экономическая зависимость крестьян, 13) личная зависимость крестьян, 14) первоначальное накопление капитала.

2.2.4. Что являлось объектом исследования меркантилистов? Проставьте в ответ необходимые цифры предлагаемых вариантов.

Варианты ответа: 1) сфера обращения, 2) оборотный капитал, 3) капитал обращения, 4) торговый капитал, 5) денежный капитал, 6) производственный капитал, 7) закон стоимости, 8) материальное производство, 9) деньги, 10) торговый баланс, 11) денежный баланс.

2.2.5. Какая из теории денег разработана меркантилистами? Проставьте в ответ необходимые цифры предлагаемых вариантов.

Варианты ответа: 1) трудовая, 2) номиналистическая, 3) количественная, 4) металлистическая

2.2.6. Какой из национальных политик меркантилизма (английской, французской, итальянской) могут принадлежать эти ситуации?

а) Деньги создают торговлю, а торговля умножает деньги.

б) Жадность порок, вредный и для человека, и для торговли.

г) Торговые нации Европы подобны флоту из кораблей, каждый из которых стремится первым прибыть в определённый порт. В их паруса дует один ветер; это ветер – принцип частного интереса, заставляющий искать самый дешёвый и лучший рынок.

д) Достижения Миссисипской компании в освоении заморских территорий были скромными и не могли служить локомотивом экономического роста в мертополии.

е) Беспорядочность денежной оценки увеличивается беспрестанно, и в то же время каждый желает обладать таким количеством чистого металла, которое вполне оплачивало то, что следует ему получить.

ж) Счастье людей заключается в богатстве, а богатство в труде. Как у животных, когда есть сердце, есть и кровь, так и государства, у которых есть промышленность, есть и богатство.

2.2.7. Определите ученого-меркантилиста по словесному портрету. Запишите фамилию в ответ.

а) В родной стране его идеи никого не волновали, зато он был призван во Францию для спасения финансовой системы государства. Четыре года его сопровождала удача во всех начинаниях, затем был крах и бегство за границу.

б) Он учился в Эдинбургском университете, занимался дипломатической деятельностью, работал библиотекарем. Долго жил во Франции, где познакомился с известными физиократами и просветителями, поддерживал приятельские отношения с А. Смитом.

в) Он учился в Оксфордском университете, там же преподавал. Был секретарём Совета по торговле и колониям. Он объяснял знаменитый парадокс о ценности алмаза его относительной стоимостью. Одобрял налог на роскошь.

г) Он прожил достойную жизнь, как честный делец и умный человек. Очень много путешествовал. Рано потерял отца и воспитывался в семье отчима, богатого купца и одного из основателей Ост-индской торговой компании. В этой же компании он добился избрания в Совет директоров.

д) Его жизнь была полна приключений. Поэт, дуэлянт, приближенный короля, изгнанник, мятежник и государственный преступник. Он кончил жизнь под ударами шпаг и в дыму пистолетных выстрелов, попав а засаду. И ещё. Он был гугенот и один из руководителей восстания протестантов против короля и католической церкви.

2.3. Тесты:

2.3.1. Какие две тенденции господствовали в экономической мысли феодализма…

а) схоластика и догматизм

б) поиски лучшей экономической организации общества

в) идеализм и ренессанс

г) признание несовместимости добродетели и богатства

2.3.2. Фамилия мыслителя, который в идеальном обществе отменил деньги и оставил натуральный обмен…

а) Платон

б) Т. Мор

в) Т. Кампанелла

г) Ж. Боден

2.3.3. Неприкосновенность частной собственности отстаивал…

а) Т. Мор в «Утопии»

б) Т. Кампанелла в «Городе Солнца»

в) Аристотель в «Политике»

г) Ж. Боден в «Республике»

2.3.4. Что не характерно для экономических отношений позднего феодализма…

а) денежная рента

б) возникновение мануфактур с наймом рабочей силы

в) создание крупных торговых экспортных компаний

г) медленный рост торгового капитала

2.3.5. В какой стране не проводилась политика камералистики…

а) Австрия

б) Германия

в) Россия

г) Англия

2.3.6. Кто из ученых экономистов ввел термин «меркантилизм»…

а) Монкретьен

б) Смит

в) Боден

г) Посошков

2.3.7. Ранний период меркантилизма можно назвать…

а) периодом торгового баланса

б) периодом денежного баланса

в) камералистикой

г) протекционизмом

2.3.8. Меркантилисты разработали теорию денег…

а) металлистическую

б) трудовую

в) номинальную

г) количественную

2.3.9. Что являлось предметом исследования меркантилистов

а) сфера обращения

б) торговый капитал

в) оборотный капитал

г) деньги

2.3.10. Автором термина «политэкономия» является…

а) Смит

б) Монкретьен

в) Аквинский

г) Маркс

2.3.11. Кольбертизм – это характеристика протекционистской политики Франции, в результате которой емкость внутреннего рынка…

а) не менялась

б) сужалась

в) расширялась

г) все ответы не верны

2.3.12. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является…

а) рост заграничных инвестиций

б) рост внутренних инвестиций

в) превышение импорта над экспортом

г) превышение экспорта над импортом

2.3.13. Меркантилизм – политика поддерживающая…

а) земледельцев

б) торговцев

в) ремесленников

г) государство

2.3.14. Приоритетным методом экономического анализа у меркантилистов является метод…

а) эмпирический

б) математический

в) каузальный

г) функциональный

2.3.15. Понятие «меркантилизм» происходит от…

а) французского слова «торговля»

б) латинского глагола – «торговать»

в) итальянского – «торговец», «купец»

г) нет верного ответа

2.3.16. Кто из последователей меркантилизма проводил политику «насаждения мануфактур»

а) Кольбер

б) Локк

в) Ло

г) Кантильон

2.3.17. Принципам меркантилизма НЕ соответствует…

а) свобода торговли

б) регулирование внешней торговли

в) поощрение экспорта

г) протекционистские тарифы на импорт товаров

2.3.18. Сущность закона Грешема состоит в том, что…

а) чем больше доход, тем больше сбережения

б) равновесие наступает при равенстве спроса и предложения

в) плохие деньги вытесняют хорошие

г) с ростом населения растёт бедность

2.3.19. Чьи идеи мог цитировать Р. Кантильон в «Очерке о природе торговли», утверждая, что «обилие денег ведёт к удорожанию всего и вся»…

а) Локка

б) Ло

в) Мена

г) Кольбера

2.3.20. Что, по мнению Ло, необходимо использовать, чтобы увеличить количество денег в обращении…

а) силу государства

б) работу банков

в) акционерные компании

г) инфляцию

2.3.21. Какая страна стала «сообщницей» по спекуляции акциями времён Ло…

а) Англия

б) Америка

в) Индия

г) Испания

2.3.22. Особенностью идей Джона Ло, как представителя меркантилизма, было…

а) поддержка серебряных монет перед золотыми

б) отказ поддержки отечественных производителей

в) развитие бумажного денежного обращения

г) нет верного ответа.

Вариант 3. Теоретический вопрос: «Классическая политэкономия».

ЦЕЛЬ – сформировать четкое усвоение воззрений представителей классической политэкономии и особенностей идей становления рыночной экономики.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

  1. Знать основные периоды становления и развития мысли в классической школе политэкономии, а также основные взгляды представителей этой школы.

  2. Уметь пользоваться основными понятиями данного периода и оперировать ими при рассмотрении отдельных проблем развития экономики.

  3. Приобрести навыки анализа ситуаций, складывающихся в странах в связи с развитием капитализма, и многосторонних подходов к разрешению проблем.

Краткая аннотация.

Понятием «классический» (от латинского слова – «образцовый») характеризуют высшие достижения в области искусства и науки. Так, период с конца ХУП – середины Х1Х вв. в экономической науке назван классическим за научный характер теорий этого периода, методологических положений, которые до сих пор использует современная наука. Именно благодаря представителям этой школы, экономическая теория получила статус научной дисциплины.

Классическая политэкономия никогда не была однородной. Она вобрала в себя разные идейные традиции, и её представители ориентировались на решение двух задач: научных и идеологических. Предмет изучения классической политэкономии состоял из двух взаимосвязанных начал:

  1. теории рынка – обмена,

  2. теории производства – богатства.

Сначала эти теории развивались вместе, а затем разошлись, что и позволило в классической политэкономии выделить этапы развития.

Первый этап охватывал период с конца ХУП в. до второй половины ХУШ вв., когда шло расширение понятий о рыночных отношениях, и критиковалась позиция меркантилистов. Основные представители этого этапа У. Пети и П. Буагильбер выдвинули теорию трудовой стоимости, когда мерой ценности вещи является затраченный на неё труд, а сферой богатства становится сфера производства. Завершился этот этап формированием мировоззрения физиократов, которая считала, что основа богатства – это земля, так как является источником национального дохода Франции.

Второй этап определён рамками последней трети ХУШ – началом Х1Х вв. здесь главным исследователем был А. Смит, идеи которого по множеству вопросов экономической теории стали классическими.

Третий этап охватывал время первой половины Х1Х в. Представлен воззрениями Ж.Б. Сэя, Ф. Бастиа, Д. Риккардо, Т. Мальтуса, Н. Сениора, Г. Кэрри. Здесь углубились представления о рынке и о теории производства, наметились противоречия в подходах, и прозвучала критика взглядов предшественников, а не только меркантилистов. Началось рассмотрение сферы распределения и взаимосвязи экономических процессов с природными явлениями.

Четвёртый этап рассматривается вплоть до ХХ века, но он не является уже безоговорочной школой, так как оформляются два новых направления экономической мысли – это марксизм и маржинализм. Основными мыслителями этого периода стали Дж. Милль и К. Маркс.

В классической политэкономии выделяют единые принципы и подходы в предмете и методах изучения экономики:

1) непринятие протекционизма, как политики государства,

2) преимущественный анализ проблем сферы производства и сферы распределения,

3) методологические приёмы исследования – каузальный (причинно-следственный) с применением логической абстракции, оценочности суждений,

4) ввели затратный принцип определения цен, сделав категорию «стоимости» исходной в экономическом анализе,

5) посчитали, что равновесие рынок может достигать автоматически,

6) определили, что деньги – это стихийно выделившийся товар в товарном мире.

Иногда в классической политэкономии выделяют позиции английской и французской школ политэкономии.

Таблица 5.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (1)

    Учебно-методическое пособие
    «История экономики»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  2. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (2)

    Учебно-методическое пособие
    «Основы экономической теории»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  3. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  4. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (1)

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  5. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (2)

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.

Другие похожие документы..