Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ГОРДУНОВСКИЙ Виктор Максимович, ГУТНИК Сергей Александрович, САМОХВАЛОВ Сергей Юрьевич. Введение в системы баз данных: Учебное пособие/ Под редакцией...полностью>>
'Документ'
Наука. Наука и другие сферы культуры. Функции науки. Критерии научного знания. Метод и методология. Эмпирический и теоретический уровни научного позн...полностью>>
'Документ'
1. Актуальность фестиваля. Международный фестиваль «Детство без границ» проводится по инициативе Международного союза детских общественных объединени...полностью>>
'Документ'
В. Кравченко Вікторія Олександрівна ІІ ЗШ І-ІІІ ступенів №3 Міщенко С.Г. Рудакова Анна Миколаївна ІІІ ЗШ І-ІІІ ступенів №8 Пазюк О.І. Слабоуз Янна Вас...полностью>>

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (3)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

г) нет правильного ответа

1.3.3. Если в методологии ИЭУ обнаруживают взаимосвязь и преемственность идей в разных эпохах становления экономической мысли, то это метод-анализ…

а) конкретно-исторический

б) сопоставительный и сравнительный

в) системный

г) ситуационный

1.3.4. Если в методологии ИЭУ не рекомендуется оценивать идеи прошлого с позиций сегодняшнего дня, то это метод-анализ…

а) конкретно-исторический

б) сопоставительный и сравнительный

в) системный

г) ситуационный

1.3.5. Теория – это…

а) научное обобщение, базирующееся на заранее сформулированных строгих принципах и постулатах,

б) совокупность экономических взглядов, допускающая свободу в трактовке научных взглядов

в) научное обобщение, основанное на реальных фактах

г) совокупность взаимосвязанных экономических идей, разъясняющих сущность отдельных явлений.

1.3.6. Укажите, к какому понятию дано определение, подставив к определению – понятие

1. Течение 2. Направление 3. Научная школа

а) Совокупность экономических взглядов, допускающих достаточную свободу в трактовке отдельных экономических проблем

б) Группа учёных, объединённая общими теоретическими представлениями и методологией исследования

в) Совокупность законов, принципов, моделей, на основе которых формируют теории и доктрины

г) Совокупность устоявшихся и согласованных между собой экономических взглядов, отражающая сформировавшиеся в их рамках основные и второстепенные положения

1.3.7. Если периодизация ИЭУ рассматривает основные направления и школы экономической науки в новом времени, то это развитие науки по …

а) Аристотелю

б) А.В. Холопову

в) Я.С. Ядгарову

г) А. Смиту

1.3.8. Если при классификации этапов развития ИЭУ рассматривают предысторию науки, то это классификация по…

а) Аристотелю

б) А.В. Холопову

в) Я.С. Ядгарову

г) А. Смиту

1.3.9. В классификации структуры ИЭУ на основе взаимодействия с обществом не выделяют

а) эпоху интегрированного предмета науки

б) эпоху социально ориентированной и регулируемой экономики

в) эпоху до рыночной экономики

г) эпоху нерегулируемых рыночных отношений

1.3.10. Почему законы Хаммурапи не регламентировали долговое рабство…

а) из-за формирования товарного хозяйства

б) чтобы не разрушать натуральное хозяйство

в) чтобы обеспечить рост поступлений в казну

г) нет верного ответа

1.3.11. Назовите две отличительные черты восточного натурального хозяйства

а) основано на рабстве с подчинением всей жизни граждан государству

б) основано на рабстве со свободной жизнью граждан

в) основано на чётком подчинении власти

г) основано на подчинении общинным решениям

1.3.12. Налоги при Хаммурапи платили…

а) зерном

б) маслом

в) шерстью

г) серебром

1.3.13. В каком царстве Древнего Востока были самые богатые урожаи

а) Египет

б) Вавилон

в) Шумеры

г) Индия

1.3.14. Какой товар был запрещён к вывозу из Хеттского царства…

а) железо

б) медь

в) серебро

г) золото

1.3.15. Как в Китае называли «книжников», противников конфуцианства

а) императорский двор

б) последователи легизма

в) последователи моизма

г) последователи даосизма

1.3.16. К сфере хрематистики Аристотель относил

а) земледелие и ремесло

б) ростовщичество и торговые операции

в) уплату налогов в государственную казну

г) разделение труда

1.3.17. К письменным источникам Древней Греции можно отнести…

а) исторические труды и философские трактаты

б) юридические документы и публицистику

в) речи ораторов и земельные кадастры

г) переписи и религиозные работы

1.3.18. Согласно Ксенофонту достойно свободного человека лишь два искусства

а) земледелие и военное дело

б) строительство и военное дело

в) земледелие и строительство

г) торговля и военное дело

1.3.19. Кто из мыслителей античного мира сделал попытку классифицировать ремесленные занятия людей…

а) Сократ

б) Зенон

в) Платон

г) Аристотель

1.3.20. Как называлась собственная школа Аристотеля

а) Гименей

б) Ликей

в) Мокей

г) Гимназий

1.3.21. Какое греческое государство не участвовало во внешней торговле…

а) Фивы

б) Беотия

в) Афины

г) Спарта

1.3.22. Какого ресурса всегда не хватало греческому полису

а) трудового

б) капитального

в) земельного

г) предпринимательского

1.3.23.Что в Древнем Риме понимали под «патриархальным рабством»

а) раб – веешь семьи

б) раб – личность, которую защищают обычаи

в) закреплённое законом право, что с рабом нельзя обращаться плохо

г) раб – говорящее орудие труда

1.3.24. Какие действия закреплял Катон за рабом

а) работать и работать

б) работать и спать

в) мерзнуть и голодать

г) отдыхать в праздники

1.3.25. Кто из учёных античного мира выделил орудия труда: говорящие, бессловесные, немые

а) Аристотель

б) Колумелла

в) Катон

г) Варрон

1.3.26. Кто из представителей Средневековья отмечал, что богатство создаётся в земледелии, ремесле и торговле…

а) Мухаммед

б) Ибн-Халдун

в) Г. Плифон

г) Ф. Аквинский

1.3.27. Кто из ученых Средневековья считал, что богатство нельзя накапливать

а) Ибн-Халдун

б) Ф. Аквинский

в) Г. Плифон

г) Н. Орем

1.3.28. Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинский считал, что в основе стоимости (ценности) товара лежат два принципа…

а) затратный принцип

б) морально-этический принцип

в) одновременно и затратный и морально-этический

г) канонический

1.3.29. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского, деньги – это…

а) совершенно бесполезный товар

б) результат соглашения между людьми

в) стихийно возникший товар

г) товар-эквивалент

1.3.30. Какую сферу деятельности человека отвергала схоластическая доктрина

а) ремесленническую

б) земледельческую

в) торговую

г) нет верного ответа

1.3.31. Что являлось основой проверки любой мысли, в том числе экономической, у схоластов-догматиков

а) практика

б) нормы этики и морали

в) тексты священного писания

г) нет верного ответа

1.3.32. Ф. Аквинский считал, что…

а) должна существовать коммутативная справедливость

б) ростовщичеством может заниматься только церковь, исключающая обман и нанесение ущерба

в) богатство создается в земледелии, ремесле, торговле

г) все ответы верные

1.3.33. Итальянский монах Ф. Аквинский считал, что в основе «справедливой цены» лежит принцип…

а) затратный

б) морально-этический

в) государственный

г) нет верного ответа

1.3.34. Аристотелю принадлежит мнение, что…

а) золотые деньги надо хранить, а в обороте должны находиться бумажные деньги

б) деньги не следует копить, их надо тратить как можно быстрее

в) деньги нельзя давать в долг, потому что ростовщичество наносит большой вред обществу

г) накопление денег посредством торговли и ростовщичества предосудительно

1.3.35. Экономическую концепцию канонистов можно рассматривать, как…

а) функциональный анализ

б) нормативный анализ

в) позитивный анализ

г) эмпирический анализ

Вариант 2. Теоретический вопрос: «Экономические взгляды эпохи разложения феодализма. Меркантилизм».

ЦЕЛЬ – сформировать общие взгляды на экономическое содержание эпохи разложения феодализма и политику меркантилизма, особенности становления идей денежно-товарных отношений.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

  1. Знать основные воззрения экономистов эпохи разложения феодальной системы и разбираться в основных идеях представителей меркантилизма.

  2. Уметь анализировать становление механизмов рыночной экономики и положений теории меркантилистов, её воплощение в практическую жизнь.

  3. Приобрести навыки о необходимости периода накопления богатства государства при становлении товарно-денежных отношениях и осуществлении политики протекционизма.

Краткая аннотация.

В эпоху феодализма господствовали две тенденции экономической мысли:

1. Поиск лучшей экономической организации общества. Рассматривалась в рамках эпохи Возрождения, и подкреплялась воззрениями античных философов.

2. Признание несовместимости добродетели и богатства. Усваивалась в рамках религиозно-схоластических учений, но к концу эпохи она была подорвана протестантизмом, взглядами Мартина Лютера (1483 – 1546) в Германии и Жана Кальвина (1509 – 1564) в Англии. Здесь накопление было объявлено как полезная деятельность, а предприниматель наравне со священником стал представителем высокой профессии.

Под влиянием идей Платона англичанин Томас Мор (1478 – 1535гг.), канцлер короля Генриха УШ, написал «Утопию» (1516 г.). Основными идеями здесь стали: критика собственности и картина воображаемого государства, в котором всё – общее. Общество представляет собой коммуну, где все защищают своё государство, каждый может стать правителем, а физический труд – почётная обязанность.

Продолжая традиции «Утопии», в 1623 году итальянский монах Томмазо Кампанелла (1568 – 1639гг.) создаёт «Город Солнца», в котором высказывает идеи: разумность общинного устройства общества, где нет богатых и бедных, люди имеют все и не отчуждают вещи в свою собственность, они не пользуются деньгами, так как обмен осуществляют натуральный, горожане гордятся физическим трудом, особенно – ремесленническим.

Менее известна книга «Республика» (1676 г.) Жана Бодена (1661 -1704 гг.), в которой автор попытался соединить закон естественный и закон божественный, как справедливость жизни. Он следовал за Аристотелем и утверждал, что совершенствование человека заключается в соблюдении справедливости. Основные позиции его книги: главенство и неприкосновенность частной собственности, когда общество создаёт для своих граждан выгоды, а те платят за это налоги пропорциональные выгодам, настаивает на ипотечном кредите, всенародной переписи, статистики должностей и доходам по ним, призывает к обмену товарами между странами.

Следовательно, начинают складываться новые экономические отношения эпохи первоначального накопления капитала, когда:

  1. происходит насильственное обезземеливание крестьян, втягивание их в товарное производство,

  2. идет создание мануфактур с наймом рабочей силы,

  3. проводится политика колониальных захватов, складывается мировой рынок,

  4. идет рост торгового капитала и создания крупных компаний.

Одновременно с эпохой Великих географических открытий в Европу хлынул поток драгоценных металлов, что привело к повышению цен на товары. «Революция цен» обесценивала оброчную систему и привела к разорению крестьян.

Так, изменения в жизни общества потребовали всестороннего изучения экономического состояния государств. Появилась обширная экономическая литература, ставившая своей целью определить характер и задачи экономической политики стран.

Преимущественной сферой накопления капитала была сфера его обращения, поэтому сложилась определённая экономическая политика, названная А. Смитом, - «меркантилизмом» (от итальянского слова – «купец», «торговец»).

Под этим термином стали понимать:

  1. экономическую политику централизованного государства эпохи первоначального накопления капитала, которая отражала интересы торгового капитала и содействовала экспортной торговле,

  2. экономическое учение, обосновавшее меркантилистскую – протекционистскую политику.

К основным воззрениям меркантилистов относят:

1) богатство создаётся в сфере обращения (торговли), так как цены реализации товаров выше цен закупочных,

2) важнейшая особенность обращения – капитализация денег, превращение их в сокровища; отсюда вывод – богатство имеет денежную форму,

3) сельское хозяйство и мануфактура не создают богатство, но служат условием развития торговли, а значит и сами должны успешно развиваться,

4) экспорт товаров должен превышать импорт и сальдо внешнеторгового баланса государства должно быть активным (доктрина торгового баланса).

В развитии меркантилизма выделяют два этапа: ранний (конец ХУ в. – середина ХУ1 в.) и поздний (вторая половина ХУ1 – вторая половина ХУП вв.).

Таблица 3.

Положения меркантилизма по этапам развития.

Позиции сравнения

Ранний меркантилизм (теория денежного баланса)

Поздний меркантилизм (теория торгового баланса)

Цель

Удержать национальное богатство в стране

Увеличить национальное богатство страны

Отношение к деньгам

Собирать сокровища: каждая покупка – уменьшает количество денег, продажа – увеличивает.

Деньги должны «порождать» деньги, они должны быть в движении, извлекать из оборота ещё больше денег.

Основные инструменты достижения активного баланса (или денежного, или торгового)

1.Система «складочных мест», где должны находиться иностранные товары и вестись ими торговля.

2.Принятие законов об «истрачении», обязывающие иностранцев на выручку от реализации своих товаров закупать товары данной страны.

3.Запрет на вывоз денег за границу частным лицам.

4.Учреждение монетного двора и должности менял королевского двора.

5.Государственная монополия на обмен денег.

6.Стремление увеличения массы драгоценных металлов в стране путём регулирования движения денег, то есть господство металлистической номиналистической теории денег.

1.Таможенный тариф: экспортный и импортный.

2.Содействие отечественным торговцам в операциях на мировом рынке.

3.Разрешение вывоза денег за границу с целью выгодных торговых закупок.

4.Содействие промышленникам (владельцам мануфактур), стимулирование, имеющимися у государства экономическими и административными рычагами, производства в стране экспортных товаров.

5.Стремление к увеличению массы драгоценных металлов в стране путём регулирования движения товаров, то есть возникновение количественной теории денег – пропорциональное изменение количества денег от цен товаров.

Отношение к экспорту и импорту

Меньше покупать, больше продавать.

Сумма продаж больше суммы покупок по итогам года.

Характер экономической политики государства

1.Административные методы решения экономических проблем.

2.Государство – абсолютная монархия, опирающаяся на феодалов.

1.Экономические методы регулирования торговли и промышленности.

2.Государство – абсолютная монархия, опирающаяся на феодалов, торговую и промышленную буржуазию.

Социальная база

Выражает интересы государства с меновой торговлей, имеющей эпизодический характер, но развивающейся по нарастающей.

Выражает интересы крупных торговых компаний, тесно связанных с государством, но преследующих собственные цели накопления капитала и экспансии на мировом рынке.

Так, поздний меркантилизм стал выражать политику протекционизма – защиты отечественного товаропроизводителя от иностранной конкуренции. Близкой к протекционизму была политика камералистики (от латинского слова «Дворцовая казна»). Это направление существовало в Германии, Австрии и России на основе 9 принципов меркантилизма, которые выделил Ф.В. фон Хорник в работе «Австрия превыше всего, если она того пожелает» (1684 г.).

  1. каждый клочок земли в стране должен использоваться для сельского хозяйства,

  2. все добытые в стране сырые материалы следует использовать для собственной переработки, так как стоимость готовых товаров выше, чем сырья,

  3. рост рабочего населения следует стимулировать,

  4. вывоз золота и серебра – запретить, а все отечественные деньги держать в обращении,

  5. импорт товаров – ограничивать,

  6. импортные товары, которые необходимы – выменивать на отечественные, чтобы не платить золотом и серебром,

  7. импортные товары ограничивать сырьём, которое перерабатывать в своей стране,

  8. искать возможности продажи обработанных продуктов за золото и серебро,

  9. нельзя допускать импорт товаров, которые производятся в стране в достаточном количестве.

Помимо идей протекционизма, камералистика включала практические навыки по административно-хозяйственной деятельности служб дворцового хозяйства.

Таким образом, концепция меркантилистов была обращена к практике хозяйственной жизни в сфере обращения, определяла специфику формирования экономических отношений в странах, но результаты были разными. Это была первая экономическая научная школа, имеющая национальные особенности.

Самых крупных теоретических и практических успехов добились меркантилисты Англии, Франции, Италии.

Таблица 4.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (1)

    Учебно-методическое пособие
    «История экономики»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  2. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (2)

    Учебно-методическое пособие
    «Основы экономической теории»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  3. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  4. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (1)

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  5. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (2)

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.

Другие похожие документы..