Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Постановка проблеми. Відомості про здоров’я жінок–спортсменок, про їх функціональні можливості, їх адаптаційні реакції до екстремальних фізичних та п...полностью>>
'Программа'
День 1-й: Прилёт в аэропорт Дюссельдорфа. Водитель встречает с табличкой "ALPHA TRAVEL". Трансфер и размещение в отеле. Ночь в Дюссельдорфе...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « » 200_ года в часов на заседании совета Д.212.232.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Санкт-Петербургском госуда...полностью>>
'Документ'
Будущий прославленный маршал Георгий Константинович Жуков родился 19 ноября (1 декабря) 1896 г. в деревне Стрелковке Калужской губернии. Отец его был...полностью>>

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (3)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Течение – это совокупность устоявшихся и согласованных между собой экономических взглядов, отражающая сформировавшиеся в их рамках основные и второстепенные положения.

Сегодня ИЭУ – самостоятельная научная дисциплина, занимающая важное место в системе экономических наук.

Этапы развития экономической мысли можно рассматривать по - разному, так как в периодизации нет единого подхода.

Есть периодизация по периодам изменения предмета науки – это универсальный, дифференцированный и интегрированный этапы, которые рассматриваются при изучении становления экономической теории.

Есть мнение, которое озвучивает Я.С. Ядгаров, что «исходная позиция в исследовании и направлении экономической мысли должна базироваться на историко-экономическом подходе и теоретической оценке всех лучших социально-экономических достижений мировой цивилизации», то есть выделяют четыре периода как в цивилизационном подходе: древний мир, средние века, новое и новейшее время, или эпоха до рыночной экономики, эпоха не регулируемых рыночных отношений – свободная конкуренция – период активного развития экономик многих стран, расцвета торговли и денежно-кредитного обращения, эпоха ориентированной и регулируемой экономики – современный период, когда наука формируется как учебная дисциплина и сфера практической деятельности.

Как бы не определялась классификация науки, но главным оставались изменения в условии жизни общества принадлежность тех или иных идей к исторической эпохе развития общества.

Экономическая мысль зародилась в колыбели мировой цивилизации – Древнем Востоке, когда появились первые государственные образования и установились формы управления рабовладельческой экономикой.

Среди первых письменных источников возникновения экономической мысли можно назвать:

    1. РЕЧЕНИЕ ИПУСЕРА (Египет). Основные идеи трактата: 1) организация государственного хозяйства и управления им, 2) обеспечения хозяйства рабочей силой – рабами, наёмными крестьянами и средствами производства, 3) защита собственности всех групп населения.

    2. КОДЕКС ЦАРЯ ХАММУРАПИ (Вавилон). Здесь была разработана система законов, которые предусматривали в экономической области: 1) неприкосновенность собственности, 2) ответственность за причинение материального ущерба, 3) отсрочка выплаты долга в результате не урожая, 4) ограничение ссудного процента до 20%, 5) льготы царским воинам и свободным гражданам по отмене долга за землю при передаче родственника на 3 года в рабство.

    3. АРТХАШАСТРА (Индия) – учение о доходах. Имело следующие положения: 1) богатство государства – результат труда населения и расходовать его нужно для общественных целей, 2) бюджет государства должен быть активным, то есть политика государства должна определяться увеличение доходов и сокращением расходов, 3) стоимость вещи должна определяться количеством дней, идущим на её создание и не допустимо, чтобы покупатели делали цену выше её действительной стоимости, 4) прибыль торговца в цене не должна быть выше стоимости на местные товары – 5%, на привозные – 10%.

    4. ГУАНЬ – ЦЗЫ, или Мудрец Гуань (Китай). Это коллективный трактат китайских легистов, сторонников административно-правовых методов управления империей. Они были оппонентами Конфуция и высказывали следующие взгляды: 1) закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила, призванная обогащать народ, а не казну, 2) главная цель управления – стабилизация хозяйства посредством денежной политики и накопления товаров.

В развитии экономической мысли Древнего Востока определённое место занимает конфуцианство (последователи Конфуция, 552 – 479 гг. до н. э.). Идеи этого направления отождествляли государство с обществом («государство – одна семья»). Государь был сыном неба и одновременно отцом и матерью народа. В силу этого общество должно было управляться не природными силами (даосизм), не административно-правовыми (легизм), не унитарно - экономическими методами (моизм), а исключительно с помощью морально-этических норм.

По Конфуцию, познавший волю неба становится «благородным мужем», сочетающим духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус, в отличие от «маленького человека», который руководствуется выгодой и привязан к конкретному труду.

Все дошедшие до нас идеи Древнего Востока не выходят за рамки простого описания явлений, рассуждений на уровне здравого смысла и разумных советов. В них есть понимание практических экономических проблем, но нет экономического анализа.

История экономического анализа, как считал Йозеф А. Шумпетер, начинается только с древних греков, то есть начало генезиса экономических учений, он относит к античному миру.

Выделяют несколько ключевых проблем, ставших предметом исследования древнегреческих философов:

  1. отношение к рабству и его моральное оправдание,

  2. пути повышения эффективности рабовладельческого хозяйства,

  3. справедливость обмена и установление цены,

  4. соотношение натурального и товарного хозяйства,

  5. роль денег в экономике.

Таблица 1.

Основные идеи древнегреческих учёных

Представи-тели

Основные идеи

в том числе

Собствен.

Богатство

Деньги, %

Труд

Ксенофонт (ок. 430 – 354 гг. до н. э.). Работы «Домо-строй»,

«Экономи-кос»

1.Расширенное воспроизводство с целью обеспечения всеми продуктами семьи и рабов.

2.Излишек направляется на решение общинных и государственных проблем.

3.Не достойная деятельность – торговля и ростовщичество

Рабовладение и частная собствен-ность

Сельское хозяйство и домоводство

Анализ ценооб-разование: изменение цен на основе предложения товаров

Разделение труда для повышения его производи-тельность

Платон (427 – 347 гг. до н. э.). Работы

«Законы», «Государст-во»,

«Политика»

1.Идеальный тип общежития без семьи и частной собственности. Стоит выше законодательства и государственности.

2.Установление общего согласия в разделении труда, которое способствует дифференциации социальных функций и возникновению сословий.

Общественная, не допускается разрушение частной рабовл-адель. собствен-ности

Сельское хозяйство и ремесло

Запрет ссуд и кредита. Законодат. регулирование цен, установле-ние экспорт-ных и импортных квот.

Обязательный принцип труда, его разделение.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.). Работы «Политика», «Этика»

1.Идеальное устройство с учётом интересов государства и семьи.

2.Удел рабов – физический труд.

3.Справедливый товарообмен на основе баланса интересов.

4.Натуральное хозяйство – основа общества и создания товаров.

5.Обмена товаров на основе равенства стоимости и полезности.

Однозначность общественной и частной собственности в рабовладении

Захват территорий, сельское хозяйство и ремесло

Искусство наживать деньги – хремати-стика (хрема – имущее-ство, владение).

Вложение и накопле-ние денег – это движение капитала. Рассмотрение функции денег.

Разделение труда на умствен-ный (советник, военный) и физичес-кий.

Учёные Древнего Рима ограничились описанием сельскохозяйственного производства (именно здесь создавалось богатство), так как торговля и ремесло в Древнем Риме не играли той роль, что в Древней Греции.

Таблица 2.

Воззрения римлян на хозяйство.

Представи-тели

Основные идеи

в том числе

Собственность

Деньги, %

Труд

Марк Катон (234 – 149 гг. до н. э.) «Трактат о земледелии»

1.Рациональное ведение хозяйства на основе принципов управления, контроля.

2.Обязательное использование труда рабов

Частная собственность на основе рабовладения

Учет денежных потоков в сельском хозяйстве.

Разделение труда и его регламентация

Тиберий (162 – 133 гг. до н. э.) и Гай (153 – 121 гг. до н. э.) Гракхи, практическое осуществление реформ.

1.Ограничение крупного землевладения до 250 га с целью эффективного использования.

2.Интенсификация сельскохозяйственных работ, рост продуктивности.

Так же

Так же

Так же

Марк Варрон (116 – 27 гг. до н. э.). «Трактат о сельском хозяйстве»

1.Организация полеводческого сельского хозяйства на основе рабского труда.

2.Орудия труда – говорящие, бессловесные и немые.

3.Учёт эффективности рабочей силы на различных работах.

4.Условия воспроизводства рабочей силы.

Так же

Так же

Специализация и эффективность работы

Юний Модерат Колумелл (4 – 70 гг.) Работа «О сельском хозяйстве»

1.Интенсивный путь развития сельского хозяйства.

2.Квалифицированный и производительный труд – улучшение жизни рабов.

3.Хозяин – управляющий и знаток сельского хозяйства.

4.Сдача земли в аренду (колонат) отпущенным на свободу рабам.

Так же

Так же

Разделение труда и специализация

Переход к феодальному строю в разных странах происходил в иное время и со своими особенностями. Занял этот период несколько веков:

  1. Раннефеодальный (У – Х1 вв.).

  2. Период полного развития феодального строя (Х1 – ХУ вв.)

  3. Разложение феодального общества и становление рыночного хозяйства.

Основное содержание первого периода состояло:

  1. в постепенном распаде соседской общины и концентрации собственности на землю как основное средство производства в руках светской власти и духовенства,

  2. свободные крестьянские общинники, бывшие рабы и колоны разорялись, теряли личную свободу, превращались в крепостных крестьян,

  3. зависимые крестьяне работали на земле, принадлежащей феодалу, и выполняли повинности: отработочная рента (барщина), рента продуктами (оброк) или денежная рента.

Об экономической мысли этого времени можно судить по своду законов германского государства – франкской «Салической правды» (У1 в.). Главные позиции документа:

  1. организация свободной общины – марки и её право на землю,

  2. приоритет общинной собственности над частной,

  3. создание благоприятных условий развитию торговли.

А вот «Капитулярий о виллах» («закон о поместьях», 1Х в., начало) определял документальную регламентацию феодального хозяйства. Здесь санкционировалось закрепощение крестьян, определялись повинности в пользу сеньора.

Экономические взгляды Средневековья носили богословский характер. Начало им положили труды Августина Блаженного (354 – 430 гг.), в которых он доказывал равенство физического и умственного труда, осуждал торговлю, связывая её со спекуляцией и обманом, не признавал богатства и проповедовал равенство.

Позже стали распространяться идеи пророка Мухаммеда, купца из Мекки, так начало свой путь религиозное учение ислам (с арабского языка – «мир», «спокойствие»), а источником религии явился «Коран» - уникальное стихосложение по восхвалению бытовой мудрости, свод морально-религиозных, гражданских, политических, юридических норм, переданных пророком за длительный период времени. Главная мысль – божественное происхождение имущественного неравенства с признанием святости зависимости бедных от богатых, и повиновения их. Основные экономические идеи «Корана»:

  1. проведение торговых сделок по наличному и безналичному расчёту,

  2. соблюдения при торговле мер весов и точности оплаты,

  3. запрещение ростовщичества,

  4. отношение к земле: она изымалась из военной добычи, жаловалась за заслуги, её можно было продать, купить, подарить, передать по наследству, но при обязательном условии – владелец должен был обеспечить обработку земли и уплату поземельного налога.

Одной из значительных концепций второго периода феодализма на базе экономических идей были воззрения Ибн – Халдуна (1332 – 1406 гг. Основной труд «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов», где он изложил свои взгляды:

  1. развитие общества – это исторический процесс, а общественная жизнь – это совместная деятельность,

  2. основная сила движения – материальная необходимость, а основной критерий производства – наличие ремёсел,

  3. главный источник богатства – труд, а доход – равноценен затратам труда,

  4. для понятия равноценности труда необходимо разграничивать необходимый и прибавочный продукт, необходимый и прибавочный труд,

  5. стимулятором производительности труда выступает рынок,

  6. колебание цен на товары зависит от спроса и предложения,

  7. в основе торгового обмена – принцип равноценного обмена: приравнивание равновелико затраченного труда, дал понятие стоимости,

  8. осуждал спекуляцию и подчеркивал две функции денег – меры стоимости и средства накопления.

Однако экономическая мысль развивалась больше под влиянием Фомы Аквинского и Николы Орема.

Фома Аквинский – христианский теолог, монах доминиканского ордена (1225 – 1274 гг.). Был продолжателем идей раннего канонизма Августина Блаженного, заложившего теорию «справедливой цены канонистов». Эта цена была признана равной трудовым затратам на изготовление какой-либо вещи. Не соблюдение данного правила – это зло и упадок в обществе. Злом объявлялось ростовщичество, присвоение торговой прибыли. Ф. Аквинский убрал противоречие между моралью и экономикой, определяя «справедливую цену». Он предложил, что продавать вещь можно дороже того, чем она стоит («прибавка компенсирует ущерб расставания с вещью»). Он предположил, что возможно отклонение номинальной стоимости денег от их внутренней стоимости. А так же признал правомерной торговую прибыль – как плату за труд продавца и его готовность к риску.

Таким образом, схоласты не придерживались трудовой стоимости как залога «справедливой цены», а делали упор на полезность, так как ценность связывали с удовлетворением потребности и на редкость. Схоласты чаще «справедливую цену» соотносили с текущей ценой на рынке, не подвергая сомнению того, что она может регулироваться светскими властями, то есть это цена, имеющая место в настоящее время, вне зависимости от конкуренции. И ещё. Схоласты рассматривали экономические вопросы с юридических позиций, отсюда и понятие «канонисты» - церковные юристы.

Воззрения Ф. Аквинского изложены в работе «Сумма теологии». Они содержат нормы поведения для верующих: что делать, от чего воздерживаться. Например, можно выделить такие его идеи:

    1. должно существовать сословное общество на основе рабства, когда рабы – это «пчёлки»,

    2. государство должно быть само достаточным и само обеспеченным, не зависеть от купцов,

    3. правомерно существование земельной ренты, так как собственник земли получает продукт, часть которого произведена силами природы,

    4. труд необходим для людей: он избавляет от праздности и укрепляет нравственность,

    5. высшее благо – созерцание бога.

Никола Орем – предшественник металлистической теории денег. Он в своём «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег» определял позиции, которые способствовали развитию торговли:

  1. богатство создаётся в торговле,

  2. деньги – это соглашение людей,

  3. деньги возникли, когда обнаружилось, что прямой обмен – неудобен.

Так, Никола Орем, стал экономическим идеологом необходимости реформации церковных воззрений, и политики торговли как основы государственной деятельности.

Обычно эпоху феодализма заканчивают изучением работы «Законы» Георгия Плифона из Византии, в которой он высказал такие идеи:

  1. в обществе должна господствовать частная собственность, исключающая земельное владение,

  2. богатство создается в сельском хозяйстве на основе трёх элементов: труда, средств производства и управления,

  3. иерархия сословий: земледельцы, воины, правители и чиновники; на этой основе происходит распределение между ними годового совокупного продукта по принципу справедливости - ⅓ земледельцам, собственникам и государству.

1.2. Аналитические вопросы:

1.2.1. К какому источнику экономической мысли относятся данное положение? Поставьте цифры верного ответа. Варианты: 1. Речение Ипусера. 2. Кодекс царя Хаммурапи. 3. Артхашастра. 4. Гуань-Цзы. 5. Легисты. 6. Моизм. 7. Конфуцианство

а) Стоимость вещи определятся количеством дней работы на её создание

б) Передача члена семьи в рабство на 3 года за неуплату долга

в) Закон не орудие в руках государя, а стоящая над ним сила

г) Государственный бюджет должен быть активным (положительным)

1.2.2. Кому из античных философов принадлежат эти взгляды? Поставьте фамилии, используя таблицу 1 и 2 из справочных материалов.

а) Установление согласия в разделении труда.

б) Удел рабов – физический труд (земледелие, ремесло, торговля)

в) Орудия труда – это орудия говорящие, бессловесные, немые

г) Торговля и ростовщичество – деятельность недостойная

д) Ограничение крупного землевладения до 250 га

е) Рациональное ведение сельского хозяйства возможно на основе принципов управления и контроля

1.2.3. Кому из представителей Средневековой экономической мысли принадлежат эти взгляды? Поставьте фамилии, используя справочный материал.

а) Деньги – соглашения людей, когда обнаружились неудобства прямого товарообмена

б) Сословное общество с необходимостью рабского труда, когда рабы ассоциируются с «пчёлами»

в) Отрицание торговли и свободный труд

г) Имущественное неравенство имеет божественное происхождение

д) Распределение годового совокупного продукта должно идти на основе принципа справедливости.

1.2.4. Определите о ком или о чем идёт речь. Поставьте фамилию или название государства.

а) В междуречье Тигра и Евфрата возникла реальная угроза сохранению устоев существовавшего государства и, возможно, суверенитета, так как развитие товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступлений налогов в казну и ослаблением государства. Необходимо было консолидировать общество, поэтому появился…

б) В 336 году до нашей эры на свадьбе дочери был убит македонский царь Филипп. Кто послал убийц, осталось неизвестным. Если справедлива версия, что это было делом рук правителей Персии, то ничего более гибельного для себя они не могли придумать: его сын Александр через несколько лет разгромил могучую персидскую державу. Учителем-наставником Александра был он 48-летний философ, слава о котором гремела по всему эллинскому миру.

в) Этот философ определял, что заинтересованность в хозяйственной деятельности лежит в основе справедливого товарооборота, базирующего на балансе интересов и осуществляемого по «справедливой цене». А кто же был его учителем?

г) Он был не только автором трактата, посвящённого сельскому хозяйству, но и военноначальником, и квестором (должностное лицо, ведавшее финансовыми и судебными делами).

д) Итальянский монах, аристократ по происхождению, автор классической канонической доктрины.

1.3. Тесты:

1.3.1. Изучение « Истории экономических учений» необходимо…

а) для выработки собственной позиции при решении экономических проблем

б) расширения кругозора

в) ориентировки в многообразных экономических концепциях

г) все ответы верны

1.3.2. Главная цель изучения «ИЭУ»…

а) добиться понимания единственно правильной теории б) познать многообразие всех теорий

в) усвоить неоднозначность и многообразие теоретических подходов к исследованию экономики



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (1)

    Учебно-методическое пособие
    «История экономики»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  2. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (2)

    Учебно-методическое пособие
    «Основы экономической теории»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  3. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  4. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (1)

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  5. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (2)

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.

Другие похожие документы..