Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
ориентированные на издержки и спрос» «Методы реализации маркетинговой стратегии компании в сфере инноваций» «Методы диагностики рыночной среды и пози...полностью>>
'Курсовой проект'
Первое место на заводе, кроме проходной разумеется, куда привели нашу группу, была комната инженера по технике безопасности. Первые впечатления, получ...полностью>>
'Конкурс'
Организаторы мероприятия: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Иркутский государственный лингвистический ...полностью>>
'Документ'
Цель конференции – привлечь студентов, аспирантов и преподавателей к решению актуальных задач маркетинга, способствовать интеграции высшего образован...полностью>>

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (3)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание предмета. Структурные особенности учебного курса. Методы экономического анализа. Основные теоретико-методологические принципы изучения дисциплины.

Тема 2. Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

Экономическая мысль древнего мира. Концепции Аристотеля об экономике и хрематистике.

Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, к богатству, деньгам, ссудному проценту).

Экономическая мысль средневековья. Вклад Ф. Аквинского в разработку экономических проблем.

Тема 3. Эволюция классической политической экономии и появление доктрин ее противников.

Систематизация экономических знаний. Характеристика первых теоретических систем в ходе развития капитализма. Вклад меркантилизма в развитие предмета экономической теории. Физиократы и Ф. Кенэ.

Особенности классической политической экономии. Трудовая теория стоимости А.Смита и Д.Рикардо.

Противники трудовой теории стоимости. Идеи Ж. Сэя. Закон народонаселения Т.Мальтуса и идея «золотого миллиарда» современных мальтузианцев.

Четырехзвенная трактовка элементов экономики Д. С. Милля. Идеи Ж. Сисмонди.

Взгляды социалистов-утопистов. Марксизм и теория прибавочной стоимости. Последователи К.Маркса.

Тема 4. Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли.

Зарождение идей маржинализма в трудах представителей математического направления в экономике. Основные теоретические положения учения маржинализма.

Формирование и эволюция современной экономической мысли. Австрийская школа и маржиналистская революция. Английская, лозаннская и кембриджская школы маржинализма.

Тема 5. Институционально-социологическое направление в экономической науке.

Возникновение и развитие институционализма. Американский институционализм. Развитие идей институционализма в трудах Дж.Гелбрейта, Ф. Перу.

Особенности и структура неоинституциональной концепции. Основные понятия неоинституционализма.

Тема 6. Теории государственного регулирования экономики. кейнсианство и неокейнсианство.

Возникновение кейнсианства. Вклад Дж. Кейнса в формирование предмета макроэкономики. Роль сбережений и инвестиций в теории Дж. Кейнса. Теория мультипликатора.

Кейнсианцы и посткейнсианцы. Развитие кейнсианской теории Дж. Хиксом.

Тема 7. Мейнстрим – основное течение современной экономической мысли.

Формирование и эволюция современной экономической мысли. Главная проблема экономической науки третьего тысячелетия.

Основные школы неоклассического направления: монетаризм, «экономика предложения», теория рациональных ожиданий, теория общественного выбора.

Неолиберальное направление в экономической науке. Неоавстрийская школа. Немецкий неолиберализм.

Концепции неоклассического синтеза. Вклад П. Самуэльсона в создание современных доктрин экономической мысли.

Тема 8. Развитие экономической мысли в России.

Русская экономическая мысль (первые памятники).

Особенности развития экономической науки в России XVII-XIX веков. Научный вклад А.Ордин-Нащекина, И.Посошкова, М.В.Ломоносова. Российская антикрепостническая экономическая мысль: А.Н.Радищев, М.М. Сперанский, Н.С.Мордвинов.

Экономическая мысль России в пореформенный период (XIX- начало ХХ века): С.Ю.Витте, М.И., П.Б.Струве. Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов. Распространение в России экономических идей марксизма.

Научный вклад А.В. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д Кондратьева в понимание экономической динамики. Концепции экономики «переходного периода» и «социализма».

Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

Вклад российских ученых ХХ века в развитие мировой экономической мысли. Экономическая мысль России в период «перестройки» и постсоветских реформ.

Заключение.

Краткий итог изученного материала. Задачи на предстоящую аттестацию.

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Философия

+

-

-

-

-

-

-

-

2.

Отечественная история

+

-

-

-

-

-

-

+

3.

Политология.

-

-

-

-

+

+

+

+

4.

Экономическая теория

+

+

+

+

+

+

+

+

5.

История экономики

+

+

+

+

+

+

+

+

6.

Эконометрика

+

-

-

+

-

+

+

+

5.3 Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Лекции

Семинар-ские занятия

Самосто-ятельная работа

1

Введение. Предмет, метод и структура дисциплины «История экономических учений».

6,25

0,25

-

6

2

Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

8,25

0,25

-

8

3

Эволюция классической политической экономии и появление доктрин ее противников.

8,75

0,25

0,5

8

4

Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли.

8,75

0,25

0,5

8

5

Институционально-социологическое направление в экономической науке.

8,75

0,25

0,5

8

6

Теории государственного регулирования экономики. Кейнсианство и неокейнсианство.

8,75

0,25

0,5

8

7

Мейнстрим – основное течение современной экономической мысли.

8,75

0,25

0,5

8

8

Развитие экономической мысли в России.

9,75

0,25

1,5

8

Зачёт

4,0

Итого

72

2,0

4,0

62

№ п/п

Тематика

лекций

кол-во часов

Тема 1

Введение. Предмет, метод и структура дисциплины «История экономических учений».

1. Содержание предмета. Методы экономического анализа.

2. История экономических учений в структуре экономических наук.

3. Направления и этапы развития экономической мысли.

0,25

Тема 2

Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

1. Экономическая мысль древнего мира. Экономиическая мысль Древнего Востока

2. Экономические взгляды древнегреческих философов. Экономические идеи Древнего Рима. 3. Экономическая мысль средневековья как часть богословия. Вклад Ф. Аквинского в разработку экономических проблем.

0,25

Тема 3

Эволюция классической политической экономии и появление доктрин ее противников.

1. Систематизация экономических знаний. Характеристика первых теоретических систем в ходе развития капитализма.

2. Вклад меркантилизма в развитие предмета экономической теории. Физиократия – первая целостная теоретическая концепция классической школы. Ф. Кенэ.

3. Зарождение и особенности классической политической экономии.

4. Марксизм и теория прибавочной стоимости. Последователи К.Маркса.

0,25

Тема 4

Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли.

1. Основные теоретические положения учения маржинализма.

2. Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа «маржинальной революции». К.Менгер, У.Джевонс., Л.Вальрас.

3. Второй этап «маржинальной революции».

0,25

Тема 5

Институционально-социологическое направление в экономической науке.

1. Возникновение и развитие институционализма. Американский институционализм. Развитие идей институционализма в трудах Дж.Гелбрейта.

2. Институционально-социологические воззрения Ф. Перру.

3. Особенности, структура и основные понятия неоинституциональной концепции.

0,25

Тема 6

Теории государственного регулирования экономики. Кейнсианство и неокейнсианство.

1. Возникновение кейнсианства. Вклад Дж. Кейнса в формирование предмета макроэкономики.

2. Американские (Э.Хансон, С.Харрис) и европейские (Ф.Перру) последователи учения Дж.М.Кейнса.

3. Возникновение неокейнсианских теорий экономического роста (Е.Домар, Р.Харрод). Особые случаи кейнсианской теории.

0,25

Тема 7

Мейнстрим – основное течение современной экономической мысли.

1. Формирование и эволюция современной экономической мысли. Главная проблема экономической науки третьего тысячелетия.

2. Основные школы неоклассического направления: монетаризм, «экономика предложения», теория рациональных ожиданий, теория общественного выбора.

3. Неолиберальное направление в экономической науке. Неоавстрийская школа. Немецкий неолиберализм.

4. Концепции неоклассического синтеза. Вклад П. Самуэльсона в создание современных доктрин экономической мысли.

0,25

Тема 8

Развитие экономической мысли в России.

1. Русская экономическая мысль (первые памятники). Особенности развития экономической науки в России XVII-XIX веков.

2. Экономическая мысль России в пореформенный период (XIX- начало ХХ века). Распространение в России экономических идей марксизма.

3. Концепции экономики «переходного периода» и «социализма».

4. Экономическая мысль России в период «перестройки» и постсоветских реформ.

0,25

Итого

2

6. Лабораторный практикум - не предусмотрен

7. Семинарские занятия

№ п/п

Тематика

семинарских занятий

кол-во часов

Тема 3

Эволюция классической политической экономии и появление доктрин ее противников.

1. Систематизация экономических знаний. Характеристика первых теоретических систем в ходе развития капитализма.

2. Вклад меркантилизма в развитие предмета экономической теории. Физиократия – первая целостная теоретическая концепция классической школы. Ф. Кенэ.

3. Зарождение и особенности классической политической экономии.

4. Марксизм и теория прибавочной стоимости. Последователи К.Маркса.

0,5

Тема 4

Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли.

1. Основные теоретические положения учения маржинализма.

2. Субъективно-психологическая направленность теорий первого этапа «маржинальной революции». К.Менгер, У.Джевонс., Л.Вальрас.

3. Второй этап «маржинальной революции».

0,5

Тема 5

Институционально-социологическое направление в экономической науке.

1. Возникновение и развитие институционализма. Американский институционализм. Развитие идей институционализма в трудах Дж.Гелбрейта.

2. Институционально-социологические воззрения Ф. Перру.

3. Особенности, структура и основные понятия неоинституциональной концепции.

0,5

Тема 6

Теории государственного регулирования экономики. Кейнсианство и неокейнсианство.

1. Возникновение кейнсианства. Вклад Дж. Кейнса в формирование предмета макроэкономики.

2. Американские (Э.Хансон, С.Харрис) и европейские (Ф.Перру) последователи учения Дж.М.Кейнса.

3. Возникновение неокейнсианских теорий экономического роста (Е.Домар, Р.Харрод). Особые случаи кейнсианской теории.

0,5

Тема 7

Мейнстрим – основное течение современной экономической мысли.

1. Формирование и эволюция современной экономической мысли. Главная проблема экономической науки третьего тысячелетия.

2. Основные школы неоклассического направления: монетаризм, «экономика предложения», теория рациональных ожиданий, теория общественного выбора.

3. Неолиберальное направление в экономической науке. Неоавстрийская школа. Немецкий неолиберализм.

4. Концепции неоклассического синтеза. Вклад П. Самуэльсона в создание современных доктрин экономической мысли.

0,5

Тема 8

Развитие экономической мысли в России.

1. Русская экономическая мысль (первые памятники). Особенности развития экономической науки в России XVII-XIX веков.

2. Экономическая мысль России в пореформенный период (XIX- начало ХХ века). Распространение в России экономических идей марксизма.

3. Концепции экономики «переходного периода» и «социализма».

4. Экономическая мысль России в период «перестройки» и постсоветских реформ.

1,5

Итого

4

Самостоятельное изучение разделов (тем)

п/п

наименование раздела (темы)

кол-во

часов

1

Введение. Предмет, метод и структура дисциплины «История экономических учений».

6

2

Экономические учения эпохи дорыночной экономики.

8

3

Эволюция классической политической экономии и появление доктрин ее противников.

8

4

Маржинализм. Формирование неоклассического направления экономической мысли.

8

5

Институционально-социологическое направление в экономической науке.

8

6

Теории государственного регулирования экономики. Кейнсианство и неокейнсианство.

8

7

Мейнстрим – основное течение современной экономической мысли.

8

8

Развитие экономической мысли в России.

8

Итого

62

8. Методические указания к контрольным работам

8.1. Общие требования к написанию контрольной работы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (1)

    Учебно-методическое пособие
    «История экономики»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  2. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (2)

    Учебно-методическое пособие
    «Основы экономической теории»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  3. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  4. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (1)

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  5. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (2)

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.

Другие похожие документы..