Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Реферат'
До АС класу 2, згідно з встановленою НД ТЗІ 2.5-005 класифікацією, відносяться автоматизовані системи, створені на базі локалізованого багатомашинного...полностью>>
'Документ'
Информация, содержащаяся в настоящем ежеквартальном отчете, подлежит раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумаг...полностью>>
'Документ'
Наша страна славится трудолюбивыми, образованными и талантливыми людьми. Своей деятельностью они способны не только значительно повысить благосостояни...полностью>>
'Документ'
Гости Форума оплачивают затраты, связанные с проживанием (в зависимости от категории выбранного номера), питанием (560 р. в сутки) и организационный в...полностью>>

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (3)

Главная > Учебно-методическое пособие
Сохрани ссылку в одной из сетей:

б) Воронцов

в) Бакунин

г) Лавров

8.3.17. Кто стал первым пропагандистом марксизма в России…

а) Струве

б) Плеханов

в) Ленин

г) Зибер

8.3.18. Кто из руководителей народнической организации «Земля и воля» стал пропагандистом марксизма…

а) Струве

б) Плеханов

в) Ленин

г) Зибер

8.3.19. Какие два направления имел российский марксизм…

а) революционное

б) радикальное

в) либеральное

г) легальное

8.3.20. Кто из российских ученых обосновывал теорию циклического развития и выделил кризисы перепроизводства…

а) Мордвинов

б) Воронцов

в) Туган-Барановский

г) Ленин

Вариант 9. Теоретический вопрос: «Вклад российских учёных в развитие экономической мысли в ХХ – ХХI веках».

ЦЕЛЬ – сформировать понятие о воззрениях российских экономистов советской и постсоветской эпох, обратив внимание на разнообразие идей по строительству командной экономики и рыночной системы.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

  1. Знать взгляды экономистов-либералов, проблемы экономических дискуссий и дальнейших путей развития современной экономической мысли.

  2. Уметь анализировать идеи представителей советской школы экономической мысли, показав пути сближения их взглядов с институционализмом, монетаризмом, неоклассиками.

  3. Приобрести навыки экономического мышления и оценки современной экономической ситуации в России.

Краткая аннотация.

К началу ХХ века среди российских учёных разгорелся спор по поводу марксистской теории, против которой выступили экономисты-либералы. По словам Л. Мизеса в это время открыто защищать частную собственность не мог никто, а слово «капитализм» означало тоталитарное зло. В России же в основном слышали сторонников марксизма, поэтому столь ценно сегодня мнение либералов.

Борис Давидович Бруцкус (1874 – 1938) в работе «Социалистическое хозяйство. Теоретические мысли по поводу русского опыта» (1922) отметил:

  1. марксизм бегло декларировал принципы теории социалистического хозяйства; его главный принцип рациональной организации хозяйства отвергался рынком, поэтому стали отвергать сам рынок,

  2. издержки узко определялись лишь затратами труда и общественно необходимым временем,

  3. не может работать принцип распределения благ на основе равенства, поэтому идеология нового строя не может дать преимущества в экономике,

  4. новая система хозяйствования требует постоянного внеэкономического контроля и учёта, который в рыночной экономике существует в ценностной форме, а в результате при социализме деформируется основной принцип соответствия затрат результатам,

  5. не могут все люди отвергать мотивы личной выгоды, поэтому нового человека пролетарское государство «вылепить» не сможет, как и не сможет избавиться от законов функционирования рынка,

  6. национализировав собственность на средства производства, советское государство передало её в руки бюрократии, которая будет расти, и обрекать социалистическое хозяйство в хаос, «суперанархию», по сравнению с которой капитализм будет «величайшей гармонией».

Александр Дмитриевич Билимович (1876 – 1963) в работе «Введение в экономическую науку» (1936) поставил вопрос: почему непродуктивна система централизованного управления? И ответил: тем, что цены на труд, вещественные факторы производства и потребительские блага устанавливаются произвольно. Здесь нет настоящей купли-продажи и цены – формальны. Деньги становятся фиктивными, не выполняют функцию меры стоимости. Государство становится всесильным интегральным монополистом, вместе с ним функционирует нелегальное хозяйство – теневая экономика.

Но при всём негативном отношению к марксизму российский либерализм был умеренным. А в целом, период 20-40 – х годов ХХ века отмечался неоднозначностью идей. В стране шло переосмысление преобразований, хотя исследования были подчинены жестокому идеологическому контролю.

Дискуссии шли между теми учёными, которые уехали и теми, что остались. Главным предметом споров была модель хозяйствования. Все трактовки проблемы можно разделить на три группы:

  1. концепции левого толка, который представляли идеи экономистов, отстаивавших принцип централизованной экономики,

  2. концепции правого толка призывали к экономической свободе,

  3. концепции центристские предполагали, что эффективной может быть только смешанная экономика.

Процесс централизации отстаивали Николай Иванович Бухарин, Лев Давидович Троцкий. Их соратник Артур Мартынович Кактынь в книге «Единый хозяйственный план и единый хозяйственный центр» отмечал, что централизм должен сочетаться с самостоятельностью на местах. Поддерживал его и Алексей Иванович Рыков в книге «Хозяйственное положение страны и выводы о дальнейшей работе».

Экономисты-эмигранты настаивали на непродуктивности управления из центра. Так, Сергей Николаевич Прокопович в работах «Новая экономическая политика», «Идея планирования и итоги пятилетки» констатировал:

  1. первый пятилетний план не был выполнен по качественным показателям – себестоимости, производительности труда,

  2. главная причина не выполнения заданий – тотальная национализация промышленности,

  3. директивный характер планирования и насаждение коллективных форм хозяйствования,

  4. использование методов насилия и принуждения,

  5. недостаточная экономическая и статистическая обоснованность.

В этот же период и позже были экономисты, которые занимались проблемами, связанными с теоретическими вопросами экономического развития.

Одним из крупнейших теоретиков новой России стал Николай Дмитриевич Кондратьев (1892 – 1938). Он занимался исследованиями по теории больших конъюнктурных циклов, использовал показатели макроэкономи и мировой экономики по ряду развитых стран, выявил тенденции длинных волн, множественность циклов, выделил модели колебаний: сезонные, короткие, торгово-промышленные (средние). Н.Д.Кондратьев определил эмпирические закономерности, сопровождающие колебания, когда основную роль играют научно-технические нововведения. Он сделал следующие выводы:

  1. на период повышающейся волны приходится наибольшее количество социальных потрясений,

  2. в период понижающейся волны – длительная депрессия сельского хозяйства,

  3. в средних циклах во время повышения волны могут наблюдаться депрессии и интенсивные подъёмы.

В области экономики крестьянского хозяйства и крестьянской кооперации работал Александр Васильевич Чаянов (1888 – 1937). Его относят к лидерам организационно-производственной школы. Предмет его исследования – семейно-трудовое крестьянское хозяйство во взаимодействии с внешней средой. Основные работы Чаянова «Организация крестьянского хозяйства», «Краткий курс кооперации». В них он доказывал преимущества семейно-трудового хозяйства перед крупным производством, создал классификацию типов хозяйства: капиталистическое, полутрудовое, зажиточное семейно-трудовое, бедняцкое семейно-трудовое, полупролетарское и пролетарское. В 1917 году он предложил план реконструкции российского аграрного сектора:

1) передача земли в собственность трудового крестьянства (без права купли-продажи),

2) передача государству помещичьих имений,

3) введение единого сельхозналога,

4) создание кооперативов как возможного эффективного развития сельского хозяйства, причём, кооперация должна проходить постепенно, не насаждаться государством,

5) пытался соединить закон трудовой стоимости с теорией предельной полезности,

6) выявил предел износа рабочей силы, путём определения устойчивого равновесия семейно-трудового хозяйства: предельная тягость труда равна предельной полезности его оплаты в виде валового дохода семьи,

7) равновесие бюджета семья достигает в точке пересечения кривой предельной тягости труда и кривой полезности каждого последующего рубля выручки.

Последующее развитие экономических идей находилось в исследовании количественного учёта полезности благ в соответствии с хозяйственным принципом – максимальной пользы в масштабе страны.

В СССР сложилась мощная школа математиков-экономистов В.К. Дмитриев, Н.А. Столяров, Л.И. Юровский, А.С. Шорх, Е. Слуцкий, В.В. Новожилов, Л. В. Канторович. Они все выступали за синтез теории трудовой стоимости и теории предельной полезности. Но только один Е. Слуцкий распространил теорию предельной полезности на математическое поле кривых безразличия потребителей и его возможностей, выраженных бюджетной линией. Из субъективной хозяйственной ценности определяли цепочки экономических понятий.

Например, Владимир Карпович Дмитриев (1868 – 1913) – основоположник и учитель математической школы экономистов (родился в имении Раи Смоленской губернии в семье очень известного в России агронома; учился в Тульской гимназии вместе с П.Б. Струве, окончил Московский университет; последние годы прожил в Гатчине и работал в Политехническом институте Сенкт-Петербурга) предлагал использовать математику для определения цен – составлять линейные уравнения и определять затраты труда в модели межотраслевого баланса. Он предложил две математические модели, в которых цена определялась издержками производства, сводящимися к затратам труда. Новаторский подход заключался во введении в модель коэффициентов, отражающие затраты одного вида «технического капитала» на производство других его видов. Система линейных уравнений затрат на конечный продукт позволила через 40 лет Василию Леонтьеву (род. в 1915 г) создать модель «затраты-выпуск» (Нобелевская премия).

А Л.И. Юровский доказывал, что в народном хозяйстве возникает двойной уровень цен – государственный и частный, что негативно влияет на развитие кредитных отношений.

В.В. Новожилов (1892 – 1970) выступил за активное использование товарно-денежных отношений. Он построил модель, которая показывала, что с использованием одного вида сырья и при продаже товаров по себестоимости нарастают размеры неудовлетворённого спроса. Наибольшую известность ему принесли две работы «Измерение затрат и их результатов в социалистическом хозяйстве», «Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании». В них он использовал множитель Лагранжа в экономических задачах, находя максимум эффективности от капиталовложений.

Результаты Новожилова оказались близки к тому, над чем работал Леонид Витальевич Канторовича (1912 – 1986). Книга «Математические методы организации и планирования производства» получила в 1975 году Нобелевскую премию в области экономических исследований. Широко известна среди специалистов и другая его работа « Экономический расчёт наилучшего использования ресурсов».

Он ввел в экономический анализ методы линейного программирования, что позволило создать универсальную математическую модель оптимального функционирования экономической системы. Было отмечено, что оценки использования ресурсов динамичны, а их соотношение можно рассчитать эквивалентно, заменяя некоторое количество единиц одной продукции соответствующим количеством другой. Канторович вводил разные оценки ресурсов: дефицитные ресурсы имели высокие оценки, избыточные – нулевые. Это позволило построить оптимальные модели текущего и перспективного (стратегического) планирования. Далее стали создавать оптимальные модели хозяйственного механизма типа регулируемого рынка. Так, группа российских математиков – экономистов создала Систему оптимального функционирования экономики (СОФЭ).

С конца 80-х годов ХХ века современная российская экономическая мысль сосредоточилась на перспективах развития России, выработке тактики преобразований, оценке проводимых реформ. Этот период получил название современного российского либерализма, который объясняет единственным разумным устройством общества – рыночную экономику, но отводит государству ряд важных функций:

  1. установление законов, обеспечивающих свободу хозяйственной самостоятельности,

  2. установление и собирание налогов, необходимых для содержания государственного аппарата и общественных институтов,

  3. эмиссия денег и гарантия устойчивого денежного обращения,

  4. финансирование и организация видов деятельности неинтересных частному бизнесу.

Среди известных российских либералов можно назвать Е.Т.Гайдара, Г.О. Грефа, Г.А. Явлинского.

Вместе с этим направлением укрепились позиции современного российского дирижизма, идеи которого были представлены в работах Л.И. Абалкина, С.Ю. Глазьева, Д.С. Львова.

Так, Дмитрий Семёнович Львов (1931 – 2007) считал, что:

  1. фактор, мешающий экономики России – это недооценка труда,

  2. главная реформа – реформа доходов населения,

  3. концепция налогообложения должна строиться на рентных доходах,

  4. концепция разграничения зон ответственности между государством и предпринимательством.

Современная государственная политика сегодня не является однозначно либеральной.

Помимо направлений, связанных с экономической политикой государства появились экономико-философские концепции:

  1. Теория постиндустриального общества В. Иноземцева, который рассматривает противоречия общественного развития на основе территориального ограничения, а не глобализма.

  2. Теория философии хозяйства Ю. Осипова, где воплощена попытка С. Булгакова философски осмыслить экономическую деятельность на основе ценностей.

  3. Теория типов развития А. Фонотова, в которой проанализировано мобилизационное развитие России с противопоставлением инновационному развитию Запада.

Считают, что в развитии новых направлений экономических идей в России должен внести институционализм. Это объясняется двумя причинами:

  1. влиянием марксизма, который может рассматривать эту теорию как союзную,

  2. желание преодолеть ограниченность современной «экономикс».

В экономической науке России прорабатываются такие концепции институционалистов:

1. Теория прав собственности, последствия спецификации прав и формирование рыночных институтов (эффективный собственник и мотивы личного обогащения, которые выше мотивов развития производства).

2. Концепция импорта рыночных институтов: расширение свобод, длительная адаптация людей к рынку, слабость гарантий со стороны государства.

3. Теория трансакционных издержек.

4. Теория организации.

5. Теория преступлений и наказания, развивающаяся как реакция на отсутствие прав и свобод, коррумпированности бюрократического аппарата.

Обзор становления и развития отечественной экономической мысли позволяет сделать ряд выводов:

    1. экономическая теория, изучающая сферу хозяйственной деятельности человека, меняется и наполняется новым содержанием,

    2. мотивы эволюционных и революционных трансформаций служат динамике и дальнейшему развитию материальной основы производства,

    3. особенности формирования российской экономической школы находятся в стадии изучения.

9.2. Аналитические вопросы:

9.2.1. Отметьте основные положения работы Б.Д. Бруцкуса «Социалистическое хозяйство. Теоретические мысли по поводу русского опыта». В ответ поставьте верные цифровые варианты из предложенных.

Варианты ответа: 1) люди не могут отвергать мотивы личной выгоды, 2) принцип рациональной организации хозяйства на основе рынка отвергался марксизмом, 3) издержки определялись по всем факторам производства, 4) издержки определялись лишь затратами труда, 5) принцип распределения благ на основе равенства не может работать, 6) система социализма требует внеэкономического контроля и учета, 7) деформируется принцип соответствия затрат результатам, 8) национализированная собственность перешла в руки рабочих, 9) национализированная собственность перешла в руки бюрократии.

9.2.2. Какие мысли по поводу первой пятилетки высказал С.Н. Прокопович? В ответ поставьте верные цифровые варианты из предложенных.

Варианты ответа: 1) все задания первого пятилетнего плана развития страны были выполнены успешно, 2) первый пятилетний план не был выполнен по качественным показателям, 3) главная причина выполнения плана – национализация промышленности, 4) основная причина не выполнения качественных заданий – тотальная национализация промышленности, 5) неудачу приносит директивное планировании и насаждение коллективных форм хозяйствования,6) неудачу должны приносить методы принуждения и насилия, 7) показатели первого пятилетнего плана были обоснованы и статистически верны, 8) была недостаточная экономическая и статистическая обоснованность заданий пятилетки.

9.2.3. Какие концепции разрабатывал Н.Д. Кондратьев? В ответ поставьте верные цифровые варианты из предложенных.

Варианты ответа: 1) большие конъюнктурные циклы, 2) промышленные кризисы, 3) модели колебаний сезонные, короткие, 4) модели колебаний строительные, денежные, 5) роль нововведений в колебаниях волн, 6) воздействие солнечной активности на колебания в цикле, 7) социальные потрясения приходятся на повышающуюся волну.

9.2.4. Какие идеи принадлежат А.В. Чаянову? В ответ поставьте верные цифровые варианты из предложенных.

Варианты ответа: 1) введение единого сельхозналога, 2) выявление предела износа трудовой силы, 3) равновесие семейного бюджета трудового хозяйства, 4) создание крупных агрохозяйств, 5) постепенное создание кооперативов, 6) преимущество семейно-трудового хозяйства перед крупным производством, 7) зажиточное семейно- трудовое хозяйство.

9.2.5. Каковы основные исследования В. В. Новожилова? В ответ поставьте верные цифровые варианты из предложенных.

Вариант ответа: 1) теория длинных волн, 2) математический анализ в теории предельной полезности на основе кривых безразличия и бюджетной линии, 3) активное использование товарно-денежных отношений в социалистической экономике, 4) возрастание размеров неудовлетворенного спроса с использованием одного вида сырья и продаже товаров по себестоимости, 5) измерение затрат и результатов при оптимальном планировании, 6) определение максимума эффективности от капиталовложений.

9.2.6. Какие функции отводят государству современные отечественные неолибералисты? В ответ поставьте верные цифровые варианты из предложенных.

Варианты ответа: 1) финансирование организаций всех видов деятельности, представляющих экономический интерес, 2) отказ от эмиссии денег, 3) установление и собирание налогов, 4) установление законов, обеспечивающих свободу хозяйственной самостоятельности, 5) гарантии устойчивого денежного обращения, 6) финансирование хозяйственной деятельности неинтересной частному бизнесу.

9.2.7. Какие позиции были высказаны Д.С. Львовым? В ответ поставьте верные цифровые варианты из предложенных.

Варианты ответа: 1) недооценка труда в народном хозяйстве России, 2) основная реформа – реформа доходов населения, 3) основная реформа – реформа либерализации цен, 4) концепция налогообложения – на основе рентных доходов, 5) концепция разграничения зон ответственности между государством и предпринимательством, 6) мобилизационное развитие России, 7) концепция трансакционных издержек.

9.2.8. По словесному портрету определите фамилию ученого…

а) Родился от в крестьянской семье, экстерном закончил Костромскую гимназию, а после окончания Петербургского университета активно работал в общественных организациях по вопросам продовольственного снабжения молодой Советской России. Он был критиком проводника идей пятилеток С. Г. Струмилина, объясняя, что точные плановые цифры – это «фитишизм цифр». Увидел отсутствие согласованности между развитием сельского хозяйства и динамикой капиталовложений в промышленность. В 1992 году создан Международный фонд его имени.

б) Он был первым в России лауреатом Нобелевской премии в области экономики. Его идея по теории рентных оценок (измерение стоимости пользования природными ресурсами) опередила свое время и стала актуальной лишь в ХХI веке.

в) Родился в Палангеи Курляндской губернии, гимназию закончил в Москве. Учился в Варшаве на медицинском факультете университета, а окончил аграрное отделение Ново-Александровского института сельского хозяйства и лесоводства. За убеждения и дискуссии по вопросам социалистического строительства был выслан из страны. Читал лекции в Берлине и Иерусалиме.

г) Родился в Житомире, в семье военного врача, окончил Киевский университет, профессор в альма-матер. Участник белого движения, эмигрировал в Югославию. Работал профессором Люблянского университета, после войны – в Мюнхене, затем в США калифорнийском университете.

д) Он был уроженцем Латвии из семьи служащих. Окончил Петербургский университет. В годы становления Советской власти работал в Фергане, Ташкенте. Был председателем ЦСНХ Туркестанской республики, зам. председателя СНХ Украины, одно время занимал пост заместителя правления Госбанка страны. Активный участник экономических дискуссий.

е) Родился в январе 1888 года в Москве, помимо того, что являлся основателем одной из экономических научных школ в стране, занимался кооперативным движением, его перу принадлежат научно-фантастические художественные произведения, такие как «История парикмахерской куклы», «Венедиктов», «Венецианское зеркало».

ж) В некрологе о нем П.Б. Струве написал: «Удивительная полу отшельническая жизнь, полная глубокого трагизма и в то же время отмеченная печатью своеобразной красоты». А экономист Л. Борткевич считал, что его экономико-математический метод анализа стоимости и цен намного сильнее, чем у К. Маркса. «Маркс использовал метод арифметики, а … метод алгебры».

9.3. Тесты:

9.3.1. Кто написал эти работы? Соедините авторов и их работы: 1. Струве 2. Бруцкус 3. Билимович 4. Ленин

а) «Развитие капитализма в России»

б) «Социалистическое хозяйство. Теоретические мысли по поводу русского опыта»

в) «Критические заметки по вопросу об экономическом развитии России»

г) «Введение в экономическую науку».

9.3.2. Как назвал деньги в централизованной экономике Билимович…

а) формальными

б) фиктивными

в) мусорными

г) нелегальными

9.3.3. Кто из ниже указанных учёных, автор «больших волн» экономического развития…

а) Слуцкий

б) Кондратьев

в) Бруцкус

г) Новожилов

9.3.4. Отметьте фамилию ученого, работавшего в области изучения крестьянских хозяйств и кооперации…

а) Чаянов

б) Кондратьев

в) Слуцкий

г) Новожилов

9.3.5. Кто из российских учёных получил Нобелевскую премию в области экономики?

а) Слуцкий

б) Кондратьев

в) Канторович

г) Дмитриев

9.3.6. «Шоковая терапия» современных российских либералов и правительства Е.Т. Гайдара опиралась на теорию…

а) неоклассиков

б) кейнсианцев

в) марксизма

г) монетаризма

9.3.7. К представителям современного российского «дирижизма» не относят…

а) Абалкина

б) Глазьева

в) Явлинского

г) Львова

9.3.8. Назовите одну из концепций Д.С. Львова, по которой можно было бы увеличить доходы государства в среднем на 50 млрд. долл. в год

а) недооценка труда в России

б) разграничение зон ответственности между государством и бизнесом

в) концепция увеличения доходов населения

г) налогообложение рентных доходов.

9.3.9. Какая из концепций постсоветской науки принадлежит Ю. Осипову…

а) теория постэкономического общества

б) теория философии хозяйства

в) теория типов развития

г) теория доходов населения

9.3.10. Какое направление современной экономической мировой мысли сегодня является актуальным для России…

а) неоклассицизм

б) неокейнсианство

в) монетаризм

г) постинституционализм

9.3.11. Какая теория не является постинституциональной и не рассматривается в России?

а) теория прав собственности

б) теория трансакционных издержек

в) теория преступлений и наказания

г) нет верного ответа.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Квасов А.С. История экономических учений: учебник для студентов, обучающихся по экономическим специальностям/ под ред. А.С. Квасова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 495с.

  2. Ядгаров Я. С. История экономических учений : Учебник для вузов / Я. С. Ядгаров ; Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 478с.

  3. Ядгаров Я. С. История экономических учений : Учебник для вузов / Я. С. Ядгаров ; Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 478 с.

  4. Земцова Л. В. История экономических учений : Учебное пособие для вузов / Л. В. Земцова; Федеральное агентство по образованию, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники. - 2-е изд., доп. и перераб. - Томск: ТУСУР, 2006. - 189 с. -

  5. Котликов В. А. История экономических учений : Методические указания по практическим занятиям по дисциплине "История экономических учений" для студентов экономических специальностей / В. А. Котликов ; Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Кафедра экономики. - Томск : ТУСУР, 2007. - 132 с.

  6. Худокормов А. Г. Экономическая теория: Новейшие течения Запада: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2010.- 416 с.

б) дополнительная литература

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Проспект, 2007.

  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Практикум. М.: Проспект, 2007.

  3. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. О. С. Белокрыловой. -Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  4. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачевой. - М.: Юрайт-Издат, 2006.

  5. Экономическая теория / Под ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И. – М.: ИНФРА-М, 2005.

  6. Экономика / Под ред. Булатова А.С. – М,: Экономист, 2005.

  7. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М,: Экономист, 2005.

  8. Курс экономической теории. / Под ред. Чепурина М.Н., Киселёвой Е.А. – Киров: АСА, 2006.

Труды выдающихся экономистов прошлого и настоящего

  1. Антология экономической мысли в 2-х тт. т.1 / В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. - М., 1993.

  2. Антология экономической мысли в 2-х тт. т.2 / Т. Мальтус, Дж. М. Кейнс, Ю. Ларни - М., 1993.

  3. Беккер Г. Человеческий капитал. Главы из книги // США: ЭПИ. 1993, № 11, 12.

  4. Брагинский С.В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы и пути обновления. – М., 1991.

  5. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.

  6. Кондратьев Н.Д. Избранные произведения. М., 1992.

  7. Коуз Р. Фирма, рынок и право. – М., 1993.

  8. Маркс К.. Капитал. В 3-х тт. – М., 1975.

  9. Маршалл А. Принципы экономической политики. В 3-х т. – М., 1995.

  10. Милль Дж. С. Основы политической экономии Т. 1-3. М., 1981.

  11. Ойкен В. Основные принципы экономической политики. М., 1995.

  12. Сакс Дж., Ларрен Ф. Макроэкономика: глобальный подход. – М., 1994.

  13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.. 1936.

  14. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х тт. – М., 1992.

  15. Хейне П. Экономический образ мышления. - М., 1991.

  16. Чаянов А.В. Избранные труды. М. 1991.

  17. Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982. Экономическая школа. – СПб., 1991, 1992.

Периодическая литература

Журналы: Российский экономический журнал (РЭЖ), Экономист, Экономика и общество, Мировая экономика и международные отношения (МЭМО), Рынок, Маркетинг, Человек и труд, Менеджмент в России и за рубежом, Интеллектуальная собственность, Проблемы прогнозирования, Вестник Московского Университета - Экономика, ЭКО, Эксперт, Коммерсантъ-Деньги, Финансы, Деньги и кредит, Деньги, Право и экономика и др.

Газеты: "Экономика и жизнь", "Финансовая газета", "Российская газета", "Коммерсантъ" и др.

9.2. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Институт экономики переходного периода

Российская виртуальная лаборатория по экономике и социологии

Центр стратегических разработок

Экономика 2000 (экономическая библиотека)

Экономика и финансы (публикации, книги, рекомендации)

Экономическая теория on-line (книги, статьи, журналы)

Вопросы к зачету по дисциплине

«История экономиЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

  1. Содержание предмета «История экономических учений». Структурные особенности учебного курса.

  2. Методы экономического анализа. Основные теоретико-методологические принципы изучения дисциплины «История экономических учений».

  3. Экономическая мысль древнего мира. Концепции Аристотеля об экономике и хрематистике.

  4. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, к богатству, деньгам, ссудному проценту).

  5. Экономическая мысль средневековья. Вклад Ф. Аквинского в разработку экономических проблем.

  6. Систематизация экономических знаний. Характеристика первых теоретических систем в ходе развития капитализма.

  7. Вклад меркантилизма в развитие предмета экономической теории. Физиократы и Ф. Кенэ.

  8. Особенности классической политической экономии. Трудовая теория стоимости А.Смита и Д.Рикардо.

  9. Идеи Ж. Сэя в истории экономической мысли.

  10. Закон народонаселения Т.Мальтуса и идея «золотого миллиарда» современных мальтузианцев.

  11. Четырехзвенная трактовка элементов экономики Д. С. Милля.

  12. Идеи Ж. Сисмонди в истории экономической мысли.

  13. Взгляды социалистов-утопистов.

  14. Марксизм и теория прибавочной стоимости. Последователи К.Маркса.

  15. Зарождение идей маржинализма в трудах представителей математического направления в экономике. Основные теоретические положения учения маржинализма.

  16. Формирование и эволюция современной экономической мысли. Австрийская школа и маржиналистская революция.

  17. Английская, лозаннская и кембриджская школы маржинализма.

  18. Возникновение и развитие институционализма. Американский институционализм.

  19. Развитие идей институционализма в трудах Дж.Гелбрейта, Ф. Перу.

  20. Особенности и структура неоинституциональной концепции. Основные понятия неоинституционализма.

  21. Возникновение кейнсианства. Вклад Дж. Кейнса в формирование предмета макроэкономики.

  22. Роль сбережений и инвестиций в теории Дж. Кейнса. Теория мультипликатора.

  23. Кейнсианцы и посткейнсианцы. Развитие кейнсианской теории Дж. Хиксом.

  24. Формирование и эволюция современной экономической мысли. Главная проблема экономической науки третьего тысячелетия.

  25. Основные школы неоклассического направления: монетаризм.

  1. Основные школы неоклассического направления: «экономика предложения».

  2. Основные школы неоклассического направления: теория рациональных ожиданий.

  3. Основные школы неоклассического направления: теория общественного выбора.

  4. Неолиберальное направление в экономической науке. Неоавстрийская школа. Немецкий неолиберализм.

  5. Концепции неоклассического синтеза. Вклад П. Самуэльсона в создание современных доктрин экономической мысли.

  6. Русская экономическая мысль (первые памятники).

  7. Особенности развития экономической науки в России XVII-XIX веков. Научный вклад А.Ордин-Нащекина, И.Посошкова, М.В.Ломоносава.

  8. Российская антикрепостническая экономическая мысль: А.Н.Радищев, М.М. Сперанский, Н.С.Мордвинов.

  9. Экономическая мысль России в пореформенный период (XIX- начало ХХ века): С.Ю.Витте, М.И., П.Б.Струве.

  10. Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов.

  11. Распространение в России экономических идей марксизма.

  12. Научный вклад А.В. Чаянова в изучение крестьянского хозяйства и Н.Д Кондратьева в понимание экономической динамики.

  13. Концепции экономики «переходного периода» и «социализма».

  14. Традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

  15. Вклад российских ученых ХХ века в развитие мировой экономической мысли.

  16. Экономическая мысль России в период «перестройки» и постсоветских реформ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (1)

    Учебно-методическое пособие
    «История экономики»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  2. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (2)

    Учебно-методическое пособие
    «Основы экономической теории»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  3. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  4. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (1)

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  5. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр») (2)

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.

Другие похожие документы..