Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Очарование утонченных шпилей на изящных башнях, уют улиц с симпатичными фонариками… ощущение, что попадаешь на страницы иллюстрированной книжки со ск...полностью>>
'Урок'
Коллежский советник, помещик, господин Чичиков, вы обвиняетесь в том. Что покупали умерших крестьян. Закупать мертвых может лишь тот, кто не имеет ма...полностью>>
'Программа'
Назначение и характеристика учета земель. Объект, принципы, виды и способы учета земель. Учет количества земель. Учет количества по угодьям. Учет каче...полностью>>
'Книга'
В книге представлен опыт психологических консуль­таций с использованием методов одного из самых совре­менных направлений практической психологии — НЛ...полностью>>

Самообразования, которая сформулирована так: «Творчество как универсальный путь развития личности». Над ней я работаю несколько лет, потому что она дает возможность воплотить в жизнь одну из основных задач проекта «Современной модели образования…» формирование базовых компетентностей современного че

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рассолова Надежда Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №1

г. Мончегорска Мурманской области

Творчество как универсальный

путь развития личности

г. Мончегорск

2008 год

Сегодня я хочу выступить по теме самообразования, которая сформулирована так: «Творчество как универсальный путь развития личности». Над ней я работаю несколько лет, потому что она дает возможность воплотить в жизнь одну из основных задач проекта «Современной модели образования…» - формирование базовых компетентностей современного человека, как основы современных образовательных стандартов. Решение этой задачи помогает сформировать в учащихся умение искать, анализировать, эффективно сотрудничать с людьми, ставить цели, полноценно использовать личностные ресурсы.

В своей практике я уделяю большое внимание созданию творческих работ сверх школьной программы, так как здесь для моих учеников очень важно получать признание своего труда не только на уровне школьной оценки. Для них важно показать свою работу широкому кругу читателей, слушателей.

Наибольший интерес у моих учеников вызывает изучение творчества Николая Михайловича Рубцова. Почему? На этот вопрос хочется ответить строчной из сочинения ученицы 10 класса Пушкиной Марии о нем: «Творчество Николая Михайловича уникально, оно является одним из высших достижений русской поэзии XX века. Это поэт Родины, ее красоты и судьбы. Его имя связано и с землей Кольского полуострова. Здесь он прожил почти 6 лет своей короткой жизни и очень, очень любил наш суровый северный край…»

Интерес к поэзии Рубцова, к судьбе этого талантливого человека нашел отражение в творческих работах. На некоторых из них я остановлюсь подробней.

В 2005 году Подлеснов Александр, ученик 11 класса, становится победителем областного краеведческого литературно-исторического конкурса «Берег России». Александр представил на конкурс путевые заметки «Русский Север – родина Н. Рубцова».

«Мое настоящее знакомство с творчеством Рубцова началось с урока внеклассного чтения еще в 6 классе. Появилось желание побольше узнать об этом талантливом человеке…» - писал в пояснительной записке к своей работе Александр.

Во время летних каникул он побывал в старинном русском городе Вологда, где жил, работал, похоронен поэт. Целью работы являлась популяризация поэзии Рубцова через знакомство с его биографией и творчеством. Совершив ряд экскурсий по рубцовским местам г. Вологда, посетив частные музеи Рубцова, ученик собрал интересный материал о жизни и судьбе поэта, оформил альбом «Путешествие по рубцовским местам», встретился с людьми, знавшими поэта лично. В ходе работы Александр научился самостоятельно собирать нужное, полезное, расширил свой кругозор, заинтересовал других, выступив с рассказом о поэте, о его творчестве перед учениками школы.

«Я не ожидал такого результата. Оказывается, так много интересного можно узнать о нашем крае, людях, живущих или живши в нем когда-то … Работу эту я продолжу и сделаю все для того, чтобы количество поклонников таланта этого замечательного поэта увеличилось…» - отмечал в заключительной части своей работы ученик.

Александр стал победителем конкурса, а моя работа, как творческого руководителя, была отмечена благодарственным письмом «… за кропотливую и нужную работу по воспитанию у молодежи любви к родному краю, стремления к творчески-изыскательной деятельности…» за подписью председателя комитета по образованию Мурманской области В.Ф. Костюкевича, директора Центра гражданского и патриотического воспитания молодежи М.Г. Орешета.

В апреле 2006 года на базе нашей средней общеобразовательной школы №1 проходил городской семинар «Национальные, духовно-нравственные ценности и традиции как условие развития личности». Мы с десятиклассниками пригласили гостей на поэтический час, посвященный Рубцову, который был назван так: «И буду жить в своем народе…» Почему именно Рубцов был выбран нами? «…потому, как ответил ученик 10 класса Прокофьев Павел, что его поэзия – национальное достояние России. Рубцов - это высокая духовность, это нравственность, это чистота души, это любовь к России…»

Мы с учащимися обратились к фактам биографии, звучали замечательные стихи поэта, песни, написанные на стихи. Помощь в подготовке поэтического часа оказала Мартюкова Галина Алексеевна, директор музея Рубцова, что находится в селе Никольское Тотемского района Вологоской области (т.е. на малой родине поэта). Галина Алексеевна по нашей просьбе выслала по почте кассеты с записью стихов поэта, книги, вырезки из газет…

Мы поддерживаем связь с этим замечательным человеком. Она как-то в беседе со мной особо подчеркнула: «… У вас творческие, любящие поэзию Рубцова дети. Я со своей стороны сделаю все, чтобы ваши ученики знали об этом гениальном поэте как можно больше…»

В 2007 году ученица 11 класса нашей школы Малуева Екатерина пишет работу «Мое открытие поэзии Рубцова как взгляд на русские национальные ценности», которая была представлена на IX Региональной молодежной научной и инженерной выставке «Будущее Севера». Екатерина – финалистка этого конкурса. И в этом же году она пишет статью о Николае Михайловиче. «Жив в памяти великой наш земляк…». Под таким заголовком она была опубликована в двух районных и двух областных газетах Вологодчины. Одна из них, «Русский Север», при подписке распространялась по всему северо-западу. В этой статье ученица рассказала о той работе, которая ведется в нашей школе по изучению творчества Николая Михайловича, особо обращая внимание на то, что учащиеся нашей школы не раз выступали на городских, областных конкурсах, защищая работы по творчеству великого поэта. Это очень радует.

Ознакомившись с этой статьей, Богданова Людмила Ивановна, директор музея Рубцова, что находится в г. Вологда, выходит на нас и дарит документальный фильм о Николае Михайловиче.

«Вижу, что творчество Николая Михайловича вам интересно. Желание открыть для себя что-то новое – огромно. Дарю вам фильм о поэте. Уверена, что, посмотрев его, ученики узнают много интересного, увлекательного, познавательного.

«… Поэт Николай Рубцов…» так называется этот фильм. Он был показан во многих регионах страны и на Кольском полуострове в том числе. Будет скоро показан и по одному из центральных каналов телевидения. Продюсер фильма Марина Барышева, давая интервью корреспондентам районных и областных газет Вологодчины, особо подчеркнула следующее: «… Мы постараемся адаптировать наш фильм для общеобразовательных школ, ведь стихи Рубцова, уже признанного классиком отечественной поэзии, включены в школьную программу…»

Этот фильм посмотрели ученики нашей школы. А ученица 9 класса Борецкая Александра написала отзыв о нем. Отзыв был передан авторам фильма, Лауреатам государственной премии Дмитрию Чернецову и Михаилу Макарову, т.к. для создателей мнение ученика общеобразовательной школы важно. Он был напечатан в самой читаемой газете на малой, духовной родине поэта «Тотемские вести».

«… авторы фильма проделали гигантскую работу. В нем все понятно, все замечательно. Воспоминания, на которых он построен, делают этот фильм полезным для нас, молодого поколения. Сколько людей было опрошено! Это односельчане, исследователи творчества, издатели, критики, известные поэты и писатели. Почти все они знали Николая Михайловича в разные периоды его жизни. Ни одна даже очень хорошая книга не расскажет так о Рубцове, его творчестве, нелегкой судьбе, как люди, знавшие его лично. И это объяснимо, ведь это живая история…», - особо подчеркнула Александра. А еще она заметила, что «…авторы фильма сделали все, чтобы он был понятен в первую очередь школьникам, т. к. они будущие граждане России. Творчество поэта – достояние национальное, молодое поколение должно воспитываться на его высоких образцах. Память о поэте будет жить в веках, а взрослые должны этому способствовать». Сейчас ученица пишет работу по творчеству Николая Михайловича, которую собирается представить на областной конкурс.

Все ребята, о которых я рассказала на вопрос: «А что дала вам проделанная работа?» ответили так: «В результате проделанной работы мы узнали много нового, интересного, т. е. расширили свой кругозор, научились находить нужное, анализировать, ставить цели, сотрудничать с людьми, делиться знаниями с другими. Но главное – проделанная работа, ее результат заставил нас поверить в свои силы, возможности, появилась полная уверенность в себе».

В школе планируется работа по открытию уголка Н. Рубцова. Для этого ведется сбор материала. В этом оказывали и оказывают помощь люди, которые либо знали поэта лично, либо занимаются исследованием его творчества. Назову только некоторых их них:

    • Подарил нам свою замечательную книгу «Отчизна и воля» профессор Вологодского педагогического университета Виктор Бараков.

    • Две замечательные книги подарил исследователь творчества поэта Вячеслав Белков (г. Вологда) «Жизнь Рубцова» и «Повесть о Вологде» так они называются.

    • Нинель Александровна Старичкова, вологодская поэтесса, поделилась своими воспоминаниями. Ведь Рубцов в далекие 60-ые снимал у нее комнату и писал рецензии на сборники ее стихов.

    • А Майя Андреевна Полетова, директор музея Рубцова, что находится в г. Москва, подарила нам свою замечательную книгу «Пусть душа останется чиста», сделав в ней следующую запись: «С радостью передаю эту книгу в школьный уголок моим новым друзьям из далекого города Мончегорска. Изучайте стихи нашего большого поэта – классика. Творческих вам успехов».

Наверное, лучшей оценкой всей проделанной работы является приглашение принять участие в «Рубцовских чтениях», которые будут проводиться в следующем году в г. Вологда, на родине поэта. На чтения съезжаются почитатели таланта Николая Михайловича со всех уголков страны. В числе их, надеемся, будем и мы.

2007-2008 учебный год был богат на важные события, происходившие в стране, в Мурманской области, в нашем городе, в нашей школе. И конечно же все это не могло не найти отражение в творчестве ребят.

«Откликнуться любым способом на все, что происходит вокруг - важно. Тем самым мы доказываем, что живем жизнью школы, города, области, страны, т. е. своей Родины», - справедливо заметила ученица 5 класса Писаренко Елена.

Известно, что 2008 год объявлен Президентом России годом Семьи. В рамках городского праздника Дня славянской письменности, который был проведен в мае, наши учащиеся (а мы их подготовили с Тур Л.И.) выступили с литературно-музыкальной композицией «Мы будем вечно воспевать ту женщину, чье имя Мать».

В сентябре прошлого года мы отметили 70-летие родного города Мончегорска.

А в мае уже этого года – 70 лет Мурманской области.

Моя задача, как учителя, как классного руководителя через уроки русского языка и литературы, через классные часы воспитывать духовно богатую личность. Ведь целый комплекс высоких нравственных качеств формируется с привитием ребенку любви к малой родине. Поэтому на уроках литературы познакомились с творчеством Мурманских поэтов и писателей. А поэты В. Тимофеев и Е. Терзян побывали у нас в гостях, увлекательно рассказывая о своем творчестве. Посещение краеведческих музеев, знакомство с публикациями в газетах и журналах, встречи с ветеранами войны и труда… Все это нашло отражение в творчестве: сочинениях, отзывах, газетных статьях. Работ было много, но одну из них выделю особо. Это сочинение ученицы 5 класса Харитоновой Натальи. Под заголовком «О своей малой родине – с гордостью и любовью» оно было опубликовано в самой читаемой газете на Вологодчине «Русский Север». Свои летние каникулы ученица проводит в этом замечательном крае.

«Я очень хочу, чтобы о моей малой родине узнали за пределами Мурманской области. Ведь нам есть чем гордиться. Моя малая родина славится архитектурными памятниками, необычными сооружениями, краеведческими музеями, в которых так любят бывать гости края. Интересно познакомиться с историей развития Кольского полуострова, с творчеством мурманских поэтов и писателей. Не перестаешь восхищаться и природой родного края. Она не такая пышная, как на юге, но в ней есть особая прелесть. Хочу, чтоб обо всем этом узнали читатели и побывали в нашем замечательном крае», - так объяснила свое желание опубликоваться ученица. Работа была опубликована. А главный редактор газеты Е. Макаров заметил «У вас творческие, любознательные, любящие родной край дети. Желание рассказать о нем со страниц нашей областной газеты – похвально. Я бы сказал, что работа Наташи на уровне хорошей рекламы. Хочется побывать у вас».

В ноябре прошлого года наша СОШ №1 отметила свое 35-летие. На базе нашей школы прошел городской семинар «Творческая самореализация учителя как фактор повышения качества образования». Сколько было дано открытых уроков, внеклассных мероприятий, подготовленных творческими, любящими свое дело учителями. Сколько было сказано теплых, добрых слов учащимися в их адрес. Сколько творческих работ было написано о школе, об учителях. «Слово о первом учителе…» Под таким заголовком в областной газете «Вечерний Мурманск» было опубликовано сочинение учеников 5 класса Колпаковой Светланы и Шестерикова Дениса. С гордостью и любовью рассказали они о свом первом учителе Смирновой Т.В., особо подчеркивая то, что первый учитель не только дает прочные знания. Привлекая к участию в различных конкурсах он прежде всего развивает в учащихся творческие личности, что очень важно.

Я рассказал только о части проделанной работы и хочу отметить следующее. Создавая творческие работы, ребята учатся не только искать, анализировать, сотрудничать с людьми, ставить цели, использовать личностные ресурсы… Проделанная работа заставляет поверить их в собственные силы, возможности, появляется уверенность в себе. А еще, что особо хочется отметить, творчество объединяет нас учителей со своими учениками и делает нас единым коллективом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №37 г. Томска Содержание

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №37 г.Томска разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (3)

    Основная образовательная программа
    Основой образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г.
  3. Основная образовательная программа начального общего образования г. Томск 2011 год

    Основная образовательная программа
    Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся
  4. Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех,

    Учебное пособие
    Столяренко Л.Д. С 81 Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2 .
  5. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

    Учебное пособие
    М74 МОДЕЛИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: Российско-британское учебное пособие /Под ред. Е.Б. Моргунова (Серия «Библиотека журнала «Управление персоналом»).

Другие похожие документы..