Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Семинар'
Какие жизненные обстоятельства и литературные источники послужили основой для создания романа «Анна Каренина»? Что сам Толстой говорил о замысле роман...полностью>>
'Документ'
Государственный Эрмитаж – расположен в здании, построенном в 1754-1762 годах по проекту Ф.Б. Растрелли как резиденция русских царей. В настоящее врем...полностью>>
'Автореферат'
Защита состоится « » 2011 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д208.085.02 при ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский универ...полностью>>
'Методические указания'
Приведены рекомендации по подготовке и оформлению приведенных заданий для выполнения курсовой работы по дисциплине «гражданское право», а также основ...полностью>>

Панюкова Юлия Геннадьевна, профессор кафедры философии Сибир­ского юридического института мвд россии, доктор психологических наук, профессор. Евтихов О. В. Е27 Тренинг лидерства: монография

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПЕРЦЕПТИВНО-ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА

Наличие вышеперечисленных качеств составляет лидерский по­тенциал организационного лидера, но обладание ими не обязатель­но превращает индивида в лидера. Каждое из них может быть зна­чимо и полезно как для руководителя, так и любого человека, стремящегося в жизни к успеху. На наш взгляд, качествами, которые можно считать исключительно лидерскими, являются те, которыми наделяет лидера группа. В соответствии с этим особое значение

1 O'TooleJ. Leading Change: The Argument for Values-Based Leadership. N.Y.: Ballantine,
1996.

2 Gardner J. On Leadership. N.Y.: Free Press, 1990.

3 Там же.

Глава 5. Психологический анализ лидерских качеств организационного лидера 55

приобретают: восприятие индивида группой как лидера; признание его лидерского статуса и авторитета; наличие последователей, готовых следовать за лидером; наличие личных ожиданий у членов группы от деятельности лидера; делегирование членами группы части личной активности лидеру и т. п.

Можно утверждать, что если группа не наделяет индивида этими качествами, то лидером в этой группе он не является, что созвучно идеям, развиваемым в атрибутивных теориях лидерства. Поэтому в тренинге лидерства необходимо уделить особое внимание форми­рованию у курсантов восприятия сержантов как лидеров, а также развитию лидерской Я-концепции у самих младших командиров, которых далее мы будем называть организационными лидерами.

Итак, в структуре лидерских качеств организационных лидеров мы выделили четыре основных компонента:

  1. Индивидуально-личностный — включает комплекс личност­
    ных и профессиональных качеств.

  2. Социально-психологический — включает качества, прояв­
    ляющиеся в отношениях с другими людьми.

  3. Организационно-управленческий — включает качества, вос­
    требованные в контексте организационных взаимоотношений
    младших командиров с подчиненными.

  4. Перцептивно-лидерский — включает качества, которые при­
    писывает лидеру группа.

Выделенные компоненты условно размещены нами в трехуров­невой модели лидерских качеств (см. табл. 1). Первый уровень — индивидуальный — представлен индивидуально-личностными характеристиками человека, определяющими его лидерскую Я-кон-цепцию. Второй уровень — лидерского внутригруппового взаимо­действия — включает социально-психологические и организаци­онно-управленческие качества, реализующиеся в процессе взаи­модействия с другими членами группы. Третий уровень — актуаль­но-лидерский — объединяет в себе качества и свойства, которыми наделяет лидера группа.

На наш взгляд, блок качеств индивидуального уровня является основой («фундаментом») для успешности становления индивида в качестве лидера в учебной группе и является предметом развития в ходе личностного модуля тренинга.

Трехуровневая модель лидерских качеств младших командиров

Таблица 1

Актуально-лидерский уровень

Перцептивно-лидерский компонент

Личностный авто­ритет в группе

Восприятие группой как лидера

Наличие последовате­лей, готовых следовать за лидером

Наличие личных ожида­ний членов группы от деятельности лидера

Перенос части лич­ной активности чле­нов группы на лидера

Уровень внутригруппового взаимо­действия

Профессионально-управленческий компонент

Социально-психологический компонент

Обращенность в будущее, видение перспективы

Межличностная чувствительность, способность понимать потребности других людей

Чувствительность к ситуации и гибкость поведения (способность быстро ориентироваться в ситуации и принимать правильное решение)

Умение создавать условия для самореализации последова­телей

Умение создавать команду и управлять ею

Коммуникативная компетентность

Способность организовать группу на решение по­ставленной задачи

Справедливость по отношению к другим людям

Способность контролировать результаты совмест­ной деятельности, благодарить и поощрять

Способность представлять интересы группы во внешних инстанциях

Индивиду­альный уровень

Индивидуально-личностный компонент

Жизненная активность и стремление к лидерству

Моральная нормативность. Надежность, последова­тельность в поступках

Развитая лидер­ская Я-концепция

Знание и чувст­вование себя

Высокая самооцен­ка и уверенность в себе

Глава 5. Психологический анализ лидерских качеств организационного лидера 57

Качества уровня внутригруппового взаимодействия совершен­ствуются в ходе профессионально-управленческого модуля тренин­га. При этом качества организационно-управленческого компонен­та являются основой для становления организационного лидерства, а качества социально-психологического компонента обеспечивают успешное лидерство и способствуют формированию организаци­онно-управленческих способностей.

Иными словами, для того чтобы индивид мог подняться в груп­пе с индивидуального на актуально-лидерский уровень, ему необ­ходимо успешно реализоваться на уровне внутригруппового взаи­модействия. Члены группы, успешно проявившие в процессе внутригруппового взаимодействия (в том числе в моделируемых ситуациях группового тренинга) личностные, организационно-управленческие и социально-психологические качества, призна­ются группой в качестве лидеров и наделяются перцептивно-лидер­скими качествами.

Возможно, следует особо обосновать выделение в комплексе ли­дерских качеств перцептивно-лидерского компонента. Качества «личностный авторитет в группе», «восприятие группой как лидера», «наличие личных ожиданий членов группы от деятельности лидера» и т. п., на первый взгляд, не являются «принадлежностью» лидера, а скорее характеризуют его последователей. Тем не менее, именно эти генерализованные качества можно признать исключительно лидерскими. Они являются результатом восприятия последователя­ми деятельности лидера. Обнаружив их наличие, можно признать, что человек действительно является лидером для членов группы, в то время как их отсутствие говорит о том, что человек не является ли­дером, даже если его профессиональная успешность неоспорима.

Отметим, что эти качества можно целенаправленно формиро­вать. Формирование и закрепление лидерского образа командира курсантской группы в восприятии подчиненных может быть управ­ляемым и осуществляться в ходе соответствующих организационно-деятельностных игр и упражнений. Поэтому перцептивно-лидер­ский компонент включен в модель лидерских качеств командиров курсантских групп, а развитие входящих в него качеств является предметом организационно-лидерского модуля тренинга, прово­димого с учебными группами в их полном составе.

Часть 3

МОДЕЛЬ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Психологическое обоснование кон­цепции развития лидерских качеств

Современные возможности психо­логического тренинга

Модель и принципы тренинга разви­тия лидерских качеств

Глава 6

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Нельзя создать лидеров, они соз­дают себя сами.

П. Сенге

Отношение различных исследователей к возможности целена­правленного развития лидерских качеств неоднозначно. Согласно мнению ряда авторов, эти возможности значительно ограничены. Так, сторонники ситуационного подхода к исследованию лидерст­ва подчеркивают относительность лидерских черт и утверждают, что качественно разные ситуации могут потребовать и качественно раз­личных личностных черт, обладая которыми индивиды и становят­ся лидерами. Иными словами, формирование лидера в группе оп­ределяется тем, насколько набор его личностных и деловых качеств является актуальным и востребованным в этой группе. В связи с этим перспективное развитие лидерских качеств вне контекста ре­альной группы и специфики деятельности не представляется эф­фективным.

Сторонники персоналистического подхода придерживаются идеи об индивидуальной предрасположенности человека к лидер­ству и о том, что диапазон развития отдельных качеств индивида генетически предопределен. Поэтому невозможно из любого чело­века с улицы «сформировать» лидера. Однако даже принимая во внимание эти взгляды, можно признать, что практическая реаль­ность развития лидерских качеств командиров курсантских групп

62 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств

оказывается существенно проще. Во-первых, речь идет о целена­правленном развитии лидерских качеств у людей, имеющих долж­ностной статус в конкретных, уже сформированных группах с оп­ределенной спецификой деятельности. Во-вторых, кандидаты на должности младших командиров проходят предварительный отбор с учетом наличия у них лидерского потенциала, выявляемого в спе­цифической для них деятельности, а также социально-психологи­ческих особенностей конкретной группы. На наш взгляд, в этих условиях задача развития лидерских качеств вполне осуществима.

К тому же многие исследователи все же придерживаются пози­ции, что поскольку лидерство не может быть сведено к набору лич­ностных качеств или способностей, данных человеку от природы, а является особым видом межсубъектных отношений, то, соответ­ственно, лидерские качества в определенной степени можно раз­вивать, а лидерству можно обучаться. Так, еще в 1928 году Г. Персон1 утверждал, что качества индивида, которые в особой ситуации мо­гут быть определены как лидерские, сами по себе во многом явля­ются продуктом успешного лидерского опыта индивида в предше­ствующих ситуациях.

Согласно «модели», предложенной Э. Хартли2, имеют место сле­дующие закономерности:

  • Если человек становится лидером в одной ситуации, то не
    исключено, что он им может стать и в другой.

  • Вследствие стереотипного восприятия лидер в одной ситуации
    рассматривается группой как «лидер вообще».

  • Став лидером в одной ситуации, индивид приобретает авто­
    ритет, который способствует избранию его лидером и в по­
    следующих.

  • Лидером чаще выбирают человека, который имеет мотивацию
    к достижению этого статуса.

Также здесь уместно напомнить второе положение ценностной теории лидерства С. и Т. Кучмарски3, согласно которому лидерству

1 Person H. Leadership as a Response to Environment // Educational Research
Supplement. 1928. №6.

2 МокшанцевР. И., МокшанцеваА. В. Социальная психология. М.: Инфра-
М, 2001. С. 164.

3 Kuczmarski S., Kuczmarski Th. Values-Based Leadership// Englewood Cliffs.
NJ. 1995. P. 190.

Глава 6. Психологическое обоснование концепции развития лидерских качеств 63

можно обучаться в процессе деятельности. По мнению этих авторов, процесс обучения лидерству является непрекращающимся. Лиде­рами не становятся вдруг. Никто не может достичь предела совер­шенства и сказать: «Я — идеальный лидер». Ни президент страны, ни директор фирмы, ни руководитель предприятия не должны ос­танавливаться в обучении успешному лидерству.

По утверждению М. С. Балунова1, так как выдвижение лидера осуществляется в процессе деятельности, то через специально ор­ганизованную работу в группах можно обеспечить ситуации, не только направленные на сплочение групп, но и создающие благо­приятные возможности для успеха становления в качестве лидеров учащихся, обладающих лидерским потенциалом.

Интересные наблюдения были сделаны П. Секордом и К. Бак-маном2. Они отметили, что однажды став лидером и благодаря это­му завоевав центральное положение в системе отношений и в иерархии статусов, лидер, с одной стороны, получает положитель­ную оценку со стороны членов группы, а с другой — развивает в себе лидерские способности. Кроме того, положительный опыт лидерства в значительной степени мотивирует его на сохранение занимаемой позиции, в то время как успех лидера, состоящий в удовлетворении потребностей остальных членов группы, способ­ствует снижению индивидуальной активности каждого из них, что укрепляет позиции лидера.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Развитие лидерских качеств может происходить в ситуации
    успешно реализуемого лидерского поведения. В индивиде,
    который на протяжении продолжительного времени испол­
    няет роль лидера, могут формироваться и закрепляться тре­
    буемые для этого черты (то, что было социальной ролью, ста­
    новится частью его Я).

  2. Лидерство является социальным феноменом. Следовательно,
    освоение лидерских моделей поведения необходимо осуще­
    ствлять в процессе межличностного и внутригруппового взаи­
    модействия.

1 Валунов М. С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов
военно-экономического вуза. Дис. канд. пед. наук. Кострома, 2000. С. 26.

2 SecordP., Backman С. Social Psychology. N.Y., 1964.

64 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств

3. Комплексное развитие лидерских качеств может происходить в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности и внутригруппового взаимодействия.

По утверждению Е. В. Кудряшовой, лидерство развивается толь­ко в процессе приобретения опыта. Никто не может научиться играть на фортепиано, лишь слушая, как исполняют музыкальные произ­ведения другие люди, или стать хорошим футболистом, только на­блюдая за ходом матча по телевизору. Также и лидерству трудно учиться, наблюдая за другими со стороны. Для того чтобы стать лидером, необходимы практика и опыт1.

Понятие «опыт» является ключевым для описания содержания психологического тренинга. Так, К. Рудестам2 называет тренинго-вую форму «ядром обучающего опыта, а в некоторых случаях — единственным успешным методом обучения и изменения человека». Он отмечает: «...все переживания и поток опыта, порождаемые в группе, позволяют каждому участнику проанализировать и пере­оценить многие ограничивающие его установки и убеждения. В про­цессе тренинга участники могут смоделировать и опробовать раз­личные навыки, которые в дальнейшем они могут перенести в обычную жизнь».

Как отмечает С. И. Макшанов3, возможность работы непосред­ственно с опытом позволяет использовать психологический тренинг в качестве важного элемента профессиональной подготовки руко­водителей. Любая информация, оставаясь не связанной с пережи­ваниями от практического использования полученных знаний, более подвержена воздействию механизмов забывания, вытеснения или просто последующего непринятия. В тренинге создается воз­можность незамедлительного соотнесения полученных знаний и деятельности, эмоционального проживания новых моделей пове­дения и связанных с ними результатов.

При этом, согласно исследованиям Б. Басса4, в случае перехода индивида в новую группу его прежний статус оказывает существен-

1 Кудряшова Е. В. Лидерство как предмет социально-философского анализа. Дисс.
докт. философ, наук. М., 1996. С. 299.

2 Рудестам К. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1993.

3 Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика. СПб.:
Образование, 1997. С. 9.

4 Bass В. Leadership, Psychology and Organizational Behavior. N.Y., 1960.

Глава 6. Психологическое обоснование концепции развития лидерских качеств 65

ное влияние на его лидерские притязания в новой для него группе, а также на возможность успеха в процессе завоевания им положения лидера.

Исходя из всего вышеизложенного, групповой психологический тренинг вполне может выступать в роли эффективного средства развития лидерских качеств. Обретение индивидуумом успешного лидерского опыта в моделируемых тренинговых ситуациях может способствовать комплексному развитию лидерских качеств, повы­шать его мотивацию к лидерству, формировать его лидерский образ и авторитет в глазах группы, которые в последующем могут пере­носиться на реальные жизненные и профессиональные ситуации.

В последние десятилетия теория и практика психологического тренинга получила значительное развитие в отечественной психо­логии. Фундаментальными и прикладными разработками в области психологического тренинга занимались отечественные психологи: В. Ю. Большаков, Н. Н. Васильев, И. В. Бачков, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Е. С. Кузьмин, А. Г. Лидере, Г. И. Марасанов, С. И. Мак-шанов, Б. Д. Парыгин, Ю. В. Пахомов, Л. А. Петровская, А. С. Прут-ченков, Е. В. Сидоренко, Н. Ю. Хрящева, Н. В. Цзен и др.

На наш взгляд, накопленный в настоящее время опыт психоло­гического тренинга и многочисленные экспериментальные данные создают возможность интеграции различных форм и средств груп­повой работы в целостную программу, позволяющую развивать ли­дерские качества командиров курсантских групп и повысить их лидерский статус в группе.

В конечном итоге комплексное развитие личностных качеств младших командиров должно быть направлено на формирование их психологической готовности к лидерству, которая структурно включает в себя мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты.

Мотивационная готовность к лидерству характеризуется внут­ренней готовностью к принятию роли лидера, желанием выполнять лидерские функции, интересом к организаторской деятельности и т. п.

Когнитивная готовность к лидерству включает понимание по­ставленных профессиональных задач, знание приемов и стратегий лидерства, алгоритмов организаторской деятельности в группе, спо­собность к практическому мышлению и т. п.

Л Зак 1503

66 Часть 3. Модель тренинга развития лидерских качеств

Деятелъностная готовность к лидерству предполагает развитую способность к практическим лидерским действиям, умение ис­пользовать имеющиеся знания о лидерстве в практике профес­сионального взаимодействия, быстроту нахождения оптималь­ного решения управленческих задач и т. п.

Наличие такой внутренней интегральной психологической го­товности к лидерству, по нашему мнению, обеспечивает успешное выполнение личностью роли лидера на практике и принятие его в качестве лидера другими членами группы.

Следует также отметить и ряд факторов обучения в вузе, которые обеспечивают успешность решения задачи развития лидерских ка­честв организационного лидера.

Во-первых, период обучения (18-22 года) связан с интенсивны­ми изменениями системы взглядов и внутренней позиции личности, существенным преобразованием системы ценностных ориентации, принятием на себя ответственности за собственную жизнь, пере­оценкой отношений с людьми и изменением стратегий взаимодей­ствия с ними. Данный возраст считается периодом интенсивного формирования черт характера и становления личности. Все это может являться хорошей основой для развития личностных качеств лидера.

Во-вторых, специфика обучения в вузах системы МВД России с первых дней учебы связана с освоением учащимися особенностей профессионального, организационного и субординационного взаи­модействия, а также развитием специальных способностей. Это является хорошей основой для формирования организационных основ лидерства.

В-третьих, общение и взаимодействие учащихся осуществляет­ся во вновь организованных группах с активизированными процес­сами групповой динамики, что является оптимальной социально-психологической основой для становления лидерства в группе.

На основе вышеописанного при разработке концепции развития лидерских качеств мы приняли в качестве отправной точки следую­щие положения:

1. Эффективным средством развития лидерских качеств явля­ется групповой психологический тренинг. Обретение инди­видуумом успешного лидерского опыта в моделируемых тре-нинговых ситуациях способствует комплексному развитию

Глава 6. Психологическое обоснование концепции развития лидерских качеств 67

лидерских качеств, повышает мотивацию к лидерству, фор­мирует его лидерский образ и авторитет в глазах группы, ко­торые в последующем могут переноситься на реальные жиз­ненные и профессиональные ситуации.

  1. Важными факторами, обеспечивающими успешность развития
    лидерских качеств, являются: а) опора на имеющиеся научные
    разработки теории лидерства, а также на учебно-профессио­
    нальную реальность жизнедеятельности учебных групп; б) от­
    бор кандидатов с учетом их лидерского потенциала; в) создание
    в образовательном пространстве вуза социально-психологи­
    ческих условий, стимулирующих проявление лидерства в учеб­
    ных группах.

  2. Важным условием, обеспечивающим устойчивость достигну­
    тых в процессе тренинга результатов и успешность их перено­
    са в профессиональную реальность, является психологическое
    сопровождение участников в посттренинговый период.

Без учета этих факторов и условий успешность решения задачи развития лидерских качеств трудно достижима. В противном случае неизбежно придется столкнуться с обеднением стимулирующего эмпирического содержания, снижением мотивации и стремления участников тренинга к лидерству, а также трудностями переноса полученных в тренинге результатов в профессиональную действи­тельность.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Горячая декада в общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге главное событие года!

    Документ
    Международный конгресс: «ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПСИХОТЕРАПИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИИ. ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. МЕДИАЦИЯ»7-9 октября 2011 года, Москва, Россия
  2. Программа II всероссийской молодежной научно-практической конференции «Исследования молодежи экономике, производству, образованию», 20-21 апреля 2011 года

    Программа
    В работе конференции примут участие представители следующих образовательных учреждений Центрального, Северо-Западного, Сибирского и Приволжского регионов России:
  3. Бюллетень новых поступлений 2011 год (1)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  4. Бюллетень новых поступлений 2009 год (3)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  5. Бюллетень новых поступлений за 2007 г

    Бюллетень
    Болдин А.Н. Основы автоматизированного проектирования : учеб.пособие / А. Н. Болдин, А. Н. Задиранов. - М. : МГИУ, 2006. - 104с. - ISBN 5-276-00928-7 : 90-00.

Другие похожие документы..