Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Такая постановка вопроса вызвана рядом причин. Во-первых, это развитие и углубление экономического кризиса в нашей стране. Во-вторых, то, что совреме...полностью>>
'Документ'
Муниципальный заказчик: Администрация муниципального образования сельского поселения «Село Дворцы», расположенная по адресу: Калужская область, Дзержи...полностью>>
'Документ'
314 Подача заявок на проведення майстер-класу інноваційного досвіду педагогів району або міста відповідно до встановленої форми №4 до 1 лютого 011 рок...полностью>>
'Регламент'
На основании пункта 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов ...полностью>>

Панюкова Юлия Геннадьевна, профессор кафедры философии Сибир­ского юридического института мвд россии, доктор психологических наук, профессор. Евтихов О. В. Е27 Тренинг лидерства: монография

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 4

СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЛИДЕРСТВА

Многообразие подходов к пониманию и исследованию лидерст­ва создает необходимость более четкого определения сущности ор­ганизационного лидерства. В большинстве случаев реальное лидер­ское поведение трудно отделить от руководящей позиции, которую занимают руководители, мобилизуя и направляя группу на выпол­нение общей задачи. Тем не менее, организационное лидерство и руководство хотя и взаимопроникающие, но не тождественные по­нятия. В связи с этим нам представляется важным уточнить значение таких ключевых понятий, как «организационное лидерство», «акт лидерства», «лидерский потенциал», учитывая специфику профес­сиональной деятельности командиров курсантских групп.

Существуют различные определения лидерства. Так, ряд авторов развивают понимание лидерства как производной от функции вла­сти. По мнению Ж. Блонделя, лидерство — это власть, потому что оно состоит в способности одного или нескольких лиц побуждать других делать то, что в ином случае они не сделали бы1. С этим мнением можно согласиться, однако также справедливо, что руко­водитель, опираясь только на должностные полномочия, может заставить подчиненных делать то, что в ином случае они не делали бы. Поэтому для определения сути лидерства необходимо выделить специфику власти, используемой лидером.

Можно предположить, что влияние руководителя в организации имеет два основных источника. Один из них основывается на власти, данной должностью. Второй источник находится в самой личности

1 БлондельЖ. Политическое лидерство. Психология и психоанализ власти. Сама­ра: Бахрах, 1999. С. 397.

44 Часть 2. Специфика организационного лидерства

и определяет возможности личностного влияния. Например, Дж. Кенджеми выделяет «власть-полномочие», получаемую в связи с занимаемым постом, и «власть-авторитет», проистекающую из личных качеств и способностей1. В литературе существуют также определения «позиционная власть» — основанная на деловом ав­торитете, контроле за различными ресурсами, используемыми для вознаграждения и санкций, за информацией и условиями труда, и «персонифицированная власть», базирующаяся на компетентности, дружбе, лояльности, харизме лидера2.

Следует отметить, что, в отличие от руководства, лидерство име­ет социально-психологическую природу и занимает особое место в структуре неформальных внутригрупповых отношений. Если руко­водство осуществляется на основе отношений формальной власти, то лидерство — за счет неформального, личностного влияния. В то время как руководство сохраняется системой директив и предпола­гает формально институализированный авторитет, лидерство во многом опирается на мнение группы и зависит от признания ее членами.

Другой подход в определении организационного лидерства стро­ится в соответствии с теорией взаимодействия. Согласно определе­нию О. С. Виханского и А. И. Наумова, лидерство — это тип управ­ленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей3. Однако и это весьма глубокое определение не дает ответа на вопрос, в каких ситуациях и как именно в процессе управления проявляет­ся лидерство. Как отмечает Д. Л. Казаков, при любом управленче­ском взаимодействии могут использоваться различные источники власти, и во многих случаях происходит побуждение людей к неким общим целям. А если за отличительное свойство брать эффектив­ность, то приходится признать, что любой эффективный руководи­тель является лидером и, соответственно, наоборот4.

1 Кенджеми Дж. П. Использование власти личного авторитета или власти закон­
ных полномочий // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 49-55.

2 Мокшанцев Р. И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. М.: ИНФРА-М,
2001. С. 175.

3 Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация,
процесс. М.: Гардарика, 2001. С. 472.

4 Казаков Д. Л. Организационное лидерство как проблема социологии управления.
Дис. канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2002. С. 18.

Глава 4. Сущность организационного лидерства 45

Организационное лидерство младших командиров курсантских групп относится к сфере проявления лидерства в контексте внут-ригрупповых взаимоотношений курсантов учебно-строевых под­разделений. Поэтому, на наш взгляд, определение организацион­ного лидерства М К должно включать такие базовые понятия, как:

□ «Лидер и последователи»: лидерство может быть реализовано
только в отношении других людей, соответственно, о лидере-
МК можно говорить только тогда, когда у него есть последо­
ватели-курсанты.

П «Взаимодействие»: любой акт лидерства включает процесс взаимодействия между лидером и последователями.

  • «Личностные источники влияния»: при решении задачи раз­
    вития лидерских качеств командиров курсантских групп наи­
    более значим именно личностный (не формальный) компо­
    нент власти.

  • «Решение поставленных задач»: организационное лидерство
    МК направлено на решение организационных задач и дости­
    жение групповых целей.

Таким образом, в соответствии с выделенными ключевыми по­нятиями под организационным лидерством младших командиров курсантских групп далее мы будем понимать тип управленческого взаимодействия между командиром-лидером и курсантами-после­дователями, осуществляемого лидером на основе неформальных (личностных) источников влияния и направленного на побуждение курсантов к решению поставленных задач и оптимизацию внутри-группового взаимодействия.

В данном определении организационного лидерства не случай­но сделан акцент на выделение неформальных (личностных) источ­ников влияния. Как уже было отмечено ранее, равный социальный статус и опыт курсантов, назначенных на должности младших ко­мандиров, и других членов группы, а также тот факт, что их долж­ностной компонент власти не высок, требуют наличия основы, обеспечивающей личностную правомочность отдачи приказов. По нашему мнению, такой основой является их личный авторитет и лидерский статус в группе. Поэтому тренинг лидерства должен быть направлен в первую очередь на развитие личностного компонента

46 Часть 2. Специфика организационного лидерства

власти младших командиров, хотя не менее важной задачей явля­ется также развитие их профессионально-управленческой компе­тентности.

На наш взгляд, не менее значимым является понятие «акт ли­дерства». Оно служит для обозначения единичных действий, по­ступка лидера в отношении последователей, осуществляемых на основе личностных источников влияния и направленных на побу­ждение последователей к решению поставленных задач и оптими­зацию внутригруппового взаимодействия. В соответствии с ним к числу основных задач тренинга лидерства нами были отнесены: оказание помощи командирам курсантских групп в осуществлении успешных актов лидерства и закрепление их лидерского образа в восприятии последователей-подчиненных.

Также нами была предпринята попытка прояснить понятие «ли­дерский потенциал». Слово «потенциал» является производным от латинского potentia (потенция), которое трактуется в толковом сло­варе русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой как возмож­ность, то есть то, что существует в скрытом виде и может проявить­ся в соответствующих условиях1. Иными словами, потенциал есть некая возможность, сила, включающая в себя источники и средст­ва, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели. Учитывая результаты се­мантического анализа понятия «потенциал», можно утверждать, что лидерский потенциал командира курсантской группы включает в себя совокупность его психологических качеств, способностей, особен­ностей и условий взаимодействия с группой, определяющих воз­можности занять лидерское положение в группе и успешность даль­нейшего использования им лидерского ресурса в практике управления.

Понятие «развитие» также не имеет однозначного определения в литературе. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой развитием называется «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершен­ное, от простого к сложному»2. Мы понимаем под развитием пре­жде всего усложнение структуры, осуществляемое за счет накопле-

1 Ожегов С. И., Шведова Н. Я?. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник,
1999. С. 571.

2 Там же. С. 643.

Глава 4. Сущность организационного лидерства 47

ния новых элементов и установления между ними и старыми элементами структуры многообразных связей, в конечном итоге приводящее к более эффективному функционированию системы. Таким образом, процесс организации развития лидерских качеств сержантов направлен на обеспечение накопления ими «новых эле­ментов структуры» (знаний о природе и сущности лидерства, фор­мирования лидерского мировоззрения, обретения опыта лидерско­го взаимодействия с подчиненными и т. п.) и установление между ними и старыми элементами структуры многообразных связей, в ко­нечном итоге приводящих к более успешному лидерству.

Глава 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЛИДЕРА

Успешность решения задачи развития лидерских качеств во многом зависит от точности их определения. Несмотря на то, что сторонникам «теории черт» не удалось выделить «универсаль­ные» лидерские черты, тем не менее человеку, претендующему на роль лидера в группе, все же необходимо обладать определенными лидерскими качествами, особенно на этапах становления лидерст­ва. Именно наличие или отсутствие необходимых качеств в неко­торой степени определяет, почему одни члены группы становятся лидерами, а другие, напротив, не принимаются группой в качестве лидеров.

Под лидерскими качествами организационного лидера мы пони­маем совокупность его психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успеш­ность выполнения им лидерских функций.

Изучению лидерских качеств организационного лидера посвя­щено немало исследований. Так, Уоррен Беннис выделяет шесть важных качеств организационного лидера1:

  • направляющее видение — отчетливое понимание своих целей
    и действий как профессионала и как личности, способность
    проявлять упорство при неудачах и даже провалах;

  • внутренняя страсть — стремление воспользоваться теми воз­
    можностями, которые предлагает жизнь, совпадающее с весь-

1 Bennis W. On Becoming a Leader. New York: Addison Wesley, 1989/1994.

Глава 5. Психологический анализ лидерских качеств организационного лидера 49

ма специфической страстью к определенному призванию, профессии, образу действий;

  • целостность личности — производная от знания человеком
    самого себя, искренности и зрелости; знание сильных и сла­
    бых сторон, верность своим принципам, желание и умение
    учиться у других людей и работать с ними;

  • доверие (надежность) —способность заслужить доверие дру­
    гих;

  • любознательность — стремление к самообразованию и само­
    совершенствованию;

  • дерзновенность — готовность идти на риск, эксперименти­
    ровать, испытывать новое.

А. Лоутон и Э. Роуз по итогам семинара руководителей, прове­денного в Лондоне в 1987 году, предложили рассматривать следую­щие десять качеств, повышающих эффективность организацион­ного лидера1:

□ дальновидность — умение видеть перспективные цели, фор­
мировать облик и задачи организации;

П умение определять приоритеты — различать, что необходимо, а что просто важно;

  • умение мотивировать последователей;

  • владение искусством межличностных отношений;

  • «политическое чутье» — способность понимать запросы сво­
    его окружения и лиц, имеющих власть;

  • стойкость и непоколебимость перед лицом оппонента;

  • харизма, или обаяние — нечто трудно поддающееся опреде­
    лению, но пленяющее людей;

П способность идти на риск, а также делегировать полномочия последователям;

П гибкость — способность отзываться на новые идеи и опыт;

О решительность и твердость, когда этого требуют обстоятель­ства.

М. И. Рожков выделяет следующие основные качества лидера-организатора2:

1 Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях.
М„ 1993.

2 Рожков М. И. Теория и практика развития самоуправления в ученических кол­
лективах. М., 1990.

50 Часть 2. Специфика организационного лидерства

О способность управлять собой, в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выхо­дить из стрессовых ситуаций и т. п.;

  • наличие четких целей, понимание реальности поставленных
    целей и оценка продвижения к ним;

  • умение решать проблемы, вычленять главное и второстепен­
    ное, оценивать варианты, прогнозировать последствия, оце­
    нивать и распределять ресурсы;

П творческий подход к решению управленческих задач, умение генерировать идеи, готовность к нововведениям;

  • знание особенностей организаторской и организационной
    деятельности, умение управлять людьми, мотивировать и сти­
    мулировать их к работе, умение работать с группой;

  • наличие специфических организаторских качеств личности
    и др.

В трудах А. Л. Уманского приводятся общие и специфические качества лидера. Под общими понимаются качества, которыми мо­гут обладать и не-лидеры, но которые повышают эффективность лидера. В число специфических качеств лидера входят1:

  • организаторская проницательность — тонкая психическая
    избирательность, способность понять другого человека, про­
    никнуть в его внутренний мир, найти для каждого человека
    его место в зависимости от индивидуальных особенностей;

  • способность к активному психологическому воздействию —
    разнообразие средств воздействия на людей в зависимости от
    индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;

  • склонность к организаторской работе, потребность брать на
    себя ответственность.

Перечисление качеств, трактуемых различными исследователя­ми как лидерские, можно продолжать долго. Однако чем длиннее становится их перечень, тем меньше в нем практической пользы. Не вызывает сомнения, что лидер все-таки должен обладать каки­ми-то качествами, отличающими его от других членов группы. Од­нако перечень этих качеств необходимо составлять исходя из си­туационных переменных, среди которых выделяются:

1 Уманский А. Л. Педагогические условия и средства стимулирования лидерства в детских и юношеских коллективах. Кострома, 1994.

Глава 5. Психологический анализ лидерских качеств организационного лидера 51

  1. Социальные и демографические особенности группы.

  2. Специфика решаемых задач.

  3. Особенности профессионального взаимодействия и др.

На основе анализа научной литературы и эмпирического исследо­вания лидерских качеств младших командиров курсантских групп, результаты которого представлены в приложении 3, мы выделили обоб­щенную структуру лидерских качеств организационного лидера.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Знание и чувствование себя. Лидеру необходимо хорошо знать себя, уметь прислушиваться к себе, своим чувствам и эмоциям. Чувствование человеком себя, знание того, что ему нравится и чего не хочется, являются важными элементами формирования адекват­ной Я-концепции, помогают ориентироваться на жизненном пути и понимать других людей. Эту идею развивал У. Беннис1, отмечая, что знание своих сильных и слабых сторон, верность своим прин­ципам являются важными качествами лидера.

Уверенность в себе. Адекватно высокий уровень самооценки ли­дера в сочетании с уверенностью в себе повышают его решитель­ность в критических ситуациях и помогают при необходимости идти на риск. Уверенность в себе позволяет лидеру раздвигать границы своих возможностей и приобретать новый опыт. Эту идею обосно­вывал Б. Басе2, которыйв 1981 году проанализировал десять ведущих исследований лидерства и подтвердил, что чувство уверенности в себе, а также уровень самооценки у лидера значительно выше, чем у последователей.

Активная жизненная позиция и стремление к лидерству. Активная жизненная позиция позволяет лидеру быть в центре событий, что необходимо для адекватной ориентации в ситуации. Стремление к

1 Bennis W. Where Have All the Leaders Gone // Contemporary Issues in Leadership.
Boulder, Colo, 1984.

2 BassB. Stogdill's Handbook of Leadership. N.Y., 1981.

52 Часть 2, Специфика организационного лидерства

лидерству и достижениям является фактором, необходимым для саморазвития и самосовершенствования лидера. Эту идею поддер­живает Стивен Кови1.

Моральная нормативность, надежность, последовательность в поступках. Лидер является носителем норм и ценностей группы, поэтому его поведение и мировоззрение должны быть согласованы с нормами общечеловеческой морали — справедливостью, честно­стью, ответственностью, надежностью и последовательностью в поступках. Б. Нанус2 это качество лидера называл как «высокая честность и цельность характера».

Развитая лидерская Я-концепция. Мировоззрение лидера и ха­рактер его взаимодействия с последователями во многом определя­ется лидерской Я-концепцией, включающей в себя систему пред­ставлений о себе как лидере и собственной лидерской роли во взаимодействии с окружающими.

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Обращенность в будущее и видение перспективы. Для того чтобы лидер мог вести группу за собой, он сам должен знать, куда идти. Для этого ему необходимо видеть перспективы деятельности груп­пы. Это качество У. Беннис3 назвал как «направляющее видение».

Чувствительность к ситуации и гибкость поведения. Лидер часто является участником сложного процесса и находится на «арене», где действует огромное количество различных сил, многие из кото­рых порой находятся за пределами его знания, понимания и кон­троля в настоящий момент. Поэтому чувствительность к ситуации, способность быстро в ней ориентироваться и принимать правильное решение необходимы организационному лидеру. Схожее качество Макс ДеПре4 называл «ситуативной проницательностью».

1 Covey S. Principle-Centered Leadership. N.Y.: Summit, 1991.

2 Nanus В. The Leader's Edge: The Seven Keys to Leadership in a Turbulent World. N. Y:
Contemporary Books, 1989.

3 Bennis W. On Becoming a Leader. N.Y: Addison Wesley, 1989/1994.

4 DePree M. Leadership Jazz: The Art of Conducting Business through Leadership,
Followship, Teamwork, Touch, Voice. N.Y: Dell, 1993.

Глава 5. Психологический анализ лидерских качеств организационного лидера 53

Способность создавать команду. Важным качеством индивида, определяющим успешность его становления в роли лидера, являет­ся умение притягивать к себе других (созидательными программами, идеями, идеалами) и создавать команду единомышленников. Фор­мирование корпоративных целей и ценностей, а также контроль приверженности к ним последователей являются одними из важ­нейших задач лидера. Схожее качество лидера в более широком виде Б. Нанус1 назвал как «способность к построению организации».

Способность организовывать группу на решение поставленной зада­чи. Это качество является одним из фундаментальных для организа­ционного лидера. Оно включает в себя умение распределять функции между членами группы, способность мотивировать и воодушевлять их на выполнение задачи, координировать работу и т. п.

Способность контролировать результаты совместной деятельно­сти, благодарить и поощрять. Это качество также обеспечивает ус­пешность выполнения организационным лидером соответствующих управленческих функций.

Готовность поддержать в трудную минуту. Нежелание лидера оказать последователю поддержку в тех случаях, когда она очень значима и он способен это сделать, как правило, лишает его лидер­ского статуса и последователей. Этот эффект является производным от упоминаемого ранее феномена Ф. Хейдера2, согласно которому, если лидер воспринимается как человек, способный достичь резуль­тата, но не делающий этого из-за очевидного безволия или нежелания, то он имеет больше шансов потерять последователей по сравнению с лидером, неспособным достичь желаемого, но предпринимающим явные усилия для достижения цели.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Межличностная чувствительность, способность понимать по­требности других людей. Лидерство является социальным феноме­ном и ориентировано на людей, поэтому видение других людей,

1 Nanus В. The Leader's Edge: The Seven Keys to Leadership in a Turbulent World. N.
Y.: Contemporary Books, 1989.

2 HeiderF. The Psychology of Interpersonal Relations. N.Y., 1958.

54 Часть 2. Специфика организационного лидерства

чувствование их стремлений, проблем и забот, а также понимание взаимоотношений «лидер—последователи» во многом определяет успех организационного лидера. На значимость этого качества ука­зывал Джеймс О'Тул1.

Коммуникативная компетентность. Умение быстро налаживать контакты с людьми, уверенно чувствовать себя в коллективе явля­ется важным качеством лидера и обеспечивает успешность его ор­ганизационно-управленческой деятельности. Схожее качество Джон Гарднер2 называл «навыками работы с людьми».

Умение создавать условия для самореализации последователей. Умение создавать условия для самореализации последователей яв­ляется основой для формирования доверия к лидеру и готовности последователей следовать за ним.

Справедливость. Лидер выступает координатором взаимоотно­шений в коллективе и должен быть объективен и справедлив в оцен­ке действий и поступков других людей.

Способность представлять и отстаивать интересы группы во внеш­них инстанциях, брать на себя ответственность за групповую деятель­ность. Лидер является представителем группы, поэтому способность представлять и отстаивать интересы группы во внешних инстанциях, брать на себя ответственность за внутригрупповую деятельность является важным качеством организационного лидера. Необходи­мость лидеру схожего качества обосновывал Джон Гарднер3.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Горячая декада в общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге главное событие года!

    Документ
    Международный конгресс: «ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПСИХОТЕРАПИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИИ. ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. МЕДИАЦИЯ»7-9 октября 2011 года, Москва, Россия
  2. Программа II всероссийской молодежной научно-практической конференции «Исследования молодежи экономике, производству, образованию», 20-21 апреля 2011 года

    Программа
    В работе конференции примут участие представители следующих образовательных учреждений Центрального, Северо-Западного, Сибирского и Приволжского регионов России:
  3. Бюллетень новых поступлений 2011 год (1)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  4. Бюллетень новых поступлений 2009 год (3)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  5. Бюллетень новых поступлений за 2007 г

    Бюллетень
    Болдин А.Н. Основы автоматизированного проектирования : учеб.пособие / А. Н. Болдин, А. Н. Задиранов. - М. : МГИУ, 2006. - 104с. - ISBN 5-276-00928-7 : 90-00.

Другие похожие документы..