Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Колектив «Торнадо» став у 2009 році переможцем республіканського конкурсу у Кривому Розі, конкурсу «Чорна пантера» міжнародного конкурсу у Німеччині ...полностью>>
'Анализ'
Анализируются теоретические и практические проблемы социологии управления. Рассматриваются ключевые категории и понятия социологии управления, дается...полностью>>
'Сценарий'
Ведущая 1: «Все для фронта, все для победы!», «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!» На фронте и в тылу совершались беспримерные...полностью>>
'Документ'
курса лекций проф. Д.И.Дубровского «ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ» для студентов философского факультета Высшей Школы Экономики (60 часов; во...полностью>>

Панюкова Юлия Геннадьевна, профессор кафедры философии Сибир­ского юридического института мвд россии, доктор психологических наук, профессор. Евтихов О. В. Е27 Тренинг лидерства: монография

Главная > Монография
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Завершение занятий и тренинга в целом является важным эта­пом, во многом определяющим их успешность. Сохранение достиг­нутых в тренинге изменений, закрепление и перенос участниками в реальную жизнь приобретенных ими навыков являются одними из задач тренинга, неэффективное решение которых способно све­сти всю работу к нулю. Ведущему важно не только помочь участни­кам приобрести новые знания и навыки, но и обеспечить возмож­ность их сохранения. Для этого по окончании работы необходимо проделать упражнения, которые помогут завершить занятие. Могут быть использованы следующие типы завершающих упражнений:

□ Упражнения, используемые для оценки занятия.

1 См. подробнее: Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2007. С. 55-69.

210 Часть 5. Особенности организации и проведения тренинга развития...

П Упражнения, дающие возможность участникам оценить ка­чество проделанной ими работы.

□ Упражнения, помогающие участникам связать полученные ими знания и опыт с ситуациями реальной жизни и т. п.

По окончании занятия также можно использовать процедуру дебрифинга. Во время дебрифинга уточняется смысл проделанной работы, подводится черта под полученными уроками, устанавлива­ется связь между тем, что уже известно, и тем, что понадобится в будущем.

Последовательность дебрифинга может быть следующей: анализ развития событий, понимание сути проделанной работы, выражение участниками чувств и отношения к происходившим событиям, сня­тие возможного эмоционального напряжения, тревоги.

В последний день тренинга следует выполнить упражнения и процедуры, предоставляющие участникам возможность оценить тренинг в целом и эмоционально подготовиться к его окончанию. Необходимо подготовить младших командиров к использованию полученных знаний и опыта в служебной деятельности. Изменяю­щейся личности следует быть готовой к тому, что ей придется учить­ся жить по-другому и, возможно, защищать полученные знания и навыки. Неподготовленные сержанты, столкнувшись с прежней реальностью и сопротивлением окружающих, могут отказаться от всех приобретений тренинга.

Чтобы уберечь младших командиров от подобного исхода, по окончании основной части тренинга с ними необходимо продол­жить проведение занятий, основанных на принципах работы «групп встреч». Также в этот период полезно осуществлять индивидуально-личностное психологическое консультирование командиров кур­сантских групп в рамках сопровождения их профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В монографии предлагается частный способ решения задачи развития лидерских качеств организационных лидеров на примере командиров курсантских групп. В процессе разработки психоло­гического тренинга были изучены современные представления о лидерстве, рассмотрены описанные в научной литературе модели лидерских качеств и экспериментальным путем выявлены качества командиров курсантских групп, способствующие успешному вы­полнению ими лидерских функций. При этом нами учитывались особенности совмещения профессиональной и учебной деятельно­сти курсантов, специфика совместной жизнедеятельности курсант­ских коллективов, а также имеющийся опыт разработки технологии психологического тренинга.

Однако следует обратить внимание, что успешность предложен­ного тренинга зависит от ряда факторов, наиболее важным из ко­торых является профессиональное мастерство и тренерская хариз­ма самого тренера. Используемые в тренинге упражнения можно метафорично сравнить с инструментами в руках мастера. Хирург одними и теми же инструментами проводит различные операции. Так и используемые в тренинге упражнения можно с одинаковым успехом использовать в разных тренингах для решения различных задач. Все зависит от мастерства тренера.

Для успешного проведения тренинга лидерства ведущему необ­ходимо владеть знаниями, на которых базируется тренерская прак­тика, ее методическими средствами, технологией организации и проведения тренинга. К тому же психолог-тренер должен быть ком­петентным в вопросах управления и руководства, теориях и стилях лидерства и хорошо ориентироваться в проблемах личностного раз-

212 Тренинг лидерства

вития. Тренер сам должен быть способен выступить образцом от­рабатываемого в тренинге лидерского поведения или, как минимум, экспертом в этой области.

Следует также отметить, что существенное влияние на эффек­тивность рассматриваемого тренинга оказывают внешние, то есть внетренинговые социально-психологические условия. Поэтому важно позаботиться о том, чтобы все субъекты профессионально-управленческого взаимодействия с учащимися, а также сложившие­ся взаимоотношения в учебных коллективах стимулировали прояв­ления в них организационного лидерства. Упускание из виду этих факторов может привести к тому, что участникам тренинга не уда­стся преодолеть «сопротивление среды», что существенно снизит устойчивость достигнутых в тренинге изменений и успешность пе­реноса его результатов в профессиональную реальность.

В завершение следует еще раз отметить, что в процессе развития лидерских качеств необходимо ориентироваться на перспективу. Несмотря на то, что практическая цель рассматриваемого тренинга заключается в обеспечении становления сержантов в качестве ли­деров в учебных группах, работа в тренинге должна быть ориенти­рована на более далеко отстоящие цели. Неэффективно, да и не­этично ставить перед собой задачу «формирования лидера на время». Поэтому ведущие цели участников тренинга должны выходить за пределы практической цели тренинга. Только в этом случае можно рассчитывать на успех.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

                  1. Абашкшш Е. Б., Косалапова Ю. Н. О теориях лидерства в современной политической
                    психологии // США: Экономика, политика, идеология. 1993. №4. С. 13-21.

                  1. АдаирД. Психология лидерства /Пер. с англ. М. Котельниковой. М.: Эксмо, 2005.
                    352 с.

                  1. АдаирД. Эффективное лидерство. М.: Эксмо, 2003. 320 с.

                  1. Аксененко Ю. И., Каспарян В. Н., Самыгин С. И. Социальная психология управле­
                    ния. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 510 с.

                  1. Андреева Г. И. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 358 с.

                  1. Базаров Т. Ю. Управление персоналом. М.: Мастерство, 2005. 224 с.

                  1. Валунов М. С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно-
                    экономического вуза. Дис.... канд. пед. наук. Кострома, 2000. 188 с.

                  1. Белецкий Н. П. Менеджмент: Основы лидерства. Мн.: Новое знание, 2002. 250 с.

                  1. Белякова Н. В. Социально-психологические особенности проявления лидерства в
                    студенческих группах. Дис.... канд. псих. наук. М., 2002. 197 с.

                  1. Бендас Т. В. Тендерная психология. СПб.: Питер, 2004. 432 с.

                  1. Бендас Т. В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1.
                    С. 87-95.

                  1. Бендер П., Хеллман Э. Лидерство изнутри. Мн.: Попурри, 2005. 304 с.

                  1. Беннис У, Нанус Б. Лидеры. М.: Чарли, Сильван, 2001. 186 с.

                  1. Беннис У., ТомасР. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поколения. М.:
                    Вильяме, 2006. 208 с.

                  1. Берн Э. Лидер и группа. Екатеринбург: Литур, 2001. 320 с.

                  1. Блейк Р. Р., МоушонД. С. Научные методы управления. Киев.: Наукова думка, 1990.
                    247 с.

                  1. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу / Пер.
                    с англ. Г. М. Квашнина. М.: Российская академия управления, 1992.135 с.

                  1. Браткин А., Скоробогатова И. 10 продаваемых тренингов. И.: Генезис, 2004.
                    205 с.

                  1. Вежевич Т. Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся.
                    Дис.... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2001. 198 с.

                  1. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе.
                    М.:Юристь, 2001.496 с.

                  1. Виханский О. С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.:
                    Гардарики, 1998. 296 с.

                  2. 214 Тренинг лидерства

                  1. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2004. 288 с.

                  1. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Дело, 1991. 312 с.

                  1. ГрейсонДж., О'Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Дело,
                    1991.215с.

                  1. Гроув Э. С. Высокоэффективный менеджмент / Пер. с англ. М.: Информ.-издат.
                    дом «Филинъ», 1996. 280 с.

                  1. Десслер Г. Управление персоналом. М.: Бином, 2004. 800 с.

                  1. Джулиани Р. У. Лидерство. М.: Мирамакс, 2002. 408 с.

                  1. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним
                    статусом / Под ред. С. А. Багрецова. СПб.: Лань, Изд-во Санкт-Петербургского
                    университета МВД России, 2001. 640 с.

                  1. Дилтс Р., Диринг Э., Рассел Д. Альфа лидерство. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004.
                    256 с.

                  1. Дрыгина И. В. Активизация лидерского потенциала личности студента в образо­
                    вательном процессе ВУЗа. Дис.... канд. пед. наук. Красноярск, 2004. 198 с.

                  1. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2005. 256 с.

                  1. Евтихов О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. СПб.: Речь, 2007.
                    238 с.

                  1. Евтихов О. В., Трепашко Т. В. Грааль мудрости. Кн. 1: Притчи и истории. СПб.:
                    Речь, 2005. 304 с.

                  1. Евтихов О. В., Трепашко Т. В. Грааль мудрости. Кн. 2: Истории и метафоры. СПб.:
                    Речь, 2005. 306 с.

                  1. Жеребова Н. С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологиче­
                    ского исследования//Психология и психоанализ власти. Самара: БАХРАХ, 1999.
                    Т. 2.

                  1. Жуков Ю. М. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Кон­
                    сультирование. Тренинг/ Под ред. Ю. М. Жукова. М.: Аспект Пресс, 2004. 256 с.

                  1. Журавлев А. Л. Социально-психологические проблемы управления / Приклад­
                    ные проблемы социальной психологии: Сборник статей. М.: Наука, 1983.
                    С. 173-189.

                  1. Зайцева Е. М. Об актуализации одного из видов лидерства в rpyrtne. Ярославль:
                    ЯПИ, 1977. С. 126-129.

                  1. Зинченко В. П. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Меще­
                    рякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 457 с.

                  1. Зуб А. Т., Смирнов С. Г. Лидерство в менеджменте. М.: Воскресенье, Принт-Ателье,
                    1999.216с.

                  1. Казаков Д. Л. Организационное лидерство как проблема социологии управления.
                    Дис.... канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2002. 154 с.

                  1. Карделл Ф. Д. Психотерапия и лидерство. СПб.: Речь, 2000. 234 с.

                  1. Карпов А. В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 2003. 584 с.

                  1. Кенджеми Дж. П. Использование власти личного авторитета или власти законных
                    полномочий // Иностранная психология. № 7. 1996. С. 49—55.

                  1. Козорезов Д. В. Управление персоналом и стиль руководства в социальных орга­
                    низациях. Дис. ... канд. социол. наук. М., 1999. 178 с.

                  1. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2001. 320 с.

                  1. Кричевский Р. Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. 1980.
                    № 2. С. 64-74.

                  1. Кричевский Р. Л. Если вы — руководитель. М.: Дело, 1998. 400 с.

                  2. Библиографический список 215

                  1. Кричевский Р. Л. Механизмы лидерства в юношеских коллективах // Проблемы
                    детской и педагогической психологии. Вып. 9. М., 1976. С. 23—26.

                  1. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М.: МГУ,
                    1991.318 с.

                  1. Кричевский Р. Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном
                    коллективе. М.: МГУ, 1985. 223 с.

                  1. Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной запад­
                    ной общественно-политической мысли. Архангельск: ГМПУ им. М. В. Ломоно­
                    сова, 1996.256 с.

                  1. Кудряшова Е. В. Лидерство как предмет социально-философского анализа. Дис.
                    ... докт. филос. наук. М., 1996. 359 с.

                  1. Кузьмин Е. С, Волков И. П., Емельянов Ю. Н. Руководитель и коллектив. Социаль­
                    но-психологический очерк. Л.: ЛГУ, 1974. 167 с.

                  1. Кузьмин И. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М.: Технологическая
                    школа бизнеса, 1992.189 с.

                  1. Лавский В. В. Притчи человечества. М.: Лотаць, 2002. 608 с.

                  1. Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее
                    лидерство. М.: Перспектива, 1997. 288 с.

                  1. Ландсберг М. Лидерство. Видение, вдохновение и энергия. М.: Эксмо, 2004.
                    224 с.

                  1. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях /
                    Пер. с англ. М., 1993.218 с.

                  1. Лукьянчиков Э. Е. Становление лидерских качеств в системе высшего военно-
                    профессионального образования. Дис.... канд. пед. наук. Орел, 2003. 216 с.

                  1. Макмахон Г. Тренинг уверенности в себе. М.: Эксмо, 2002. 208 с.

                  1. Максвелл Д. С. 21 неопровержимый закон лидерства / Пер. с англ. Мн.: Попурри,
                    2005.448 с.

                  1. Максвелл Д. С. 21 обязательное качество лидера /Пер. с англ. В. М. Баженов. Мн.:
                    Попурри, 2004. 176 с.

                  1. Максвелл Д. С. Воспитай в себе лидера / Пер. с англ. Г. И. Левитан. Мн.: Попурри,
                    2005.400 с.

                  1. Максвелл Д. С. Создай команду лидеров/ Пер. с англ. Л. А. Бабук. Мн.: Попурри,
                    2005. 368 с.

                  1. Максвелл Д. С. Шеф и его команда / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1998. 256 с.

                  1. Макшанов С. И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Моно­
                    графия. СПб.: Образование, 1997. 238 с.

                  1. Макшанов С. И. Психология тренинга в профессиональной деятельности. Дис....
                    докт. псих. наук. СПб., 1998. 322 с.

                  1. Малявин В. В. Искусство управления. М.: Астрель, ACT, 2004. 430 с.

                  1. Малявин В. В. Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха. М.: Белые
                    альвы, 2000.192 с.

                  1. Мамонтов С. Ю. Поверь в себя. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Питер, 2001.
                    160 с.

                  1. Мануйлов Г. М., Новиков В. В. Психологическое управление в кризисном общест­
                    ве. СПб.: Алетейя, 1999. 352 с.

                  1. Манфред Кете де Врис. Мистика лидерства / Пер. с англ. М. Шалуновой. М.: Аль-
                    пинаБукс, 2005. 312 с.

                  2. 216 Тренинг лидерства

                  1. Махина Т. В. Особенности использования социально-психологического тренинга
                    в целях развития лидерских качеств студентов — будущих менеджеров. Дис. ...
                    канд. псих. наук. М., 2005. 204 с.

                  1. Менегетти А. Психология лидера. М.: Онтопсихология, 2004. 258 с.

                  1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2005. 720 с.

                  1. Мокшанцев Р. И., Мокшанцева А. В. Социальная психология. М.: Инфра-М, 2001.
                    408 с.

                  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник,
                    1999.944 с.

                  1. Организационная психология / Под ред. Г. В. Суходольского. Харьков: Издатель­
                    ство Гуманитарный центр, 2004. 256 с.

                  1. Организация психологической реабилитации сотрудников органов внутренних
                    дел: Методическое пособие / Под общ. ред. М. И. Марьина. М.: ГУК М ВД России,
                    2002. 270 с.

                  1. Павлова М. А. Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП. М.:
                    Совершенство, 2000. 224 с.

                  1. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.
                    351с.

                  1. Подоляк Я. В. Личность и коллектив: психология военного управления. М.: Воен-
                    издат, 1989. 349 с.

                  1. Подоляк Я. В. Психология управления. Теория и практика менеджмента. Харьков:
                    Издательство «Харьков», 2004. 292 с.

                  1. Полянский М. С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичных воинских
                    коллективах. Дис.... канд. психол. наук. М., 1991.

                  1. Полянский М. С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения
                    воинской деятельности. Дис. ...докт. пед. наук. СПб., 2001. 347 с.

                  1. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. СПб.: Речь,
                    2002. 298 с.

                  1. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь, 2004.
                    256 с.

                  1. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремаль­
                    ных условиях: Методическое пособие / Под. ред. М. И. Марьина. М.: УВР ГУК и
                    КП МВД России, ЦОКП МВД России, 2001. 212 с.

                  1. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутрен­
                    них дел: Методическое пособие / Марьин М. И., Петров В. Е., Касперович Ю. Г.
                    и др. М.: ГУК МВД России, 2003. 211с.

                  1. Психология лидерства: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельчонок. Мн.: Харвест, 2004.
                    368 с.

                  1. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / Отв.
                    ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Издательство «Социум»; «Институт
                    психологии РАН», 2001. 258 с.

                  1. РезепинА. В. Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы руково­
                    дителей учебно-строевых подразделений вуза М ВД России: Методическое пособие.
                    М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. 96 с.

                  1. Рожков М. И. Теория и практика развития самоуправления в ученических коллек­
                    тивах. М.: Высшая школа, 1990. 167 с.

                  1. Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие. М.: Бизнес-школа «Ин­
                    тел-Синтез», 2002. 400 с.

                  2. Библиографический список 1\1

                  1. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2001. 384 с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Горячая декада в общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге главное событие года!

    Документ
    Международный конгресс: «ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПСИХОТЕРАПИИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИИ. ПСИХОТЕРАПИЯ ЗДОРОВЫХ. МЕДИАЦИЯ»7-9 октября 2011 года, Москва, Россия
  2. Программа II всероссийской молодежной научно-практической конференции «Исследования молодежи экономике, производству, образованию», 20-21 апреля 2011 года

    Программа
    В работе конференции примут участие представители следующих образовательных учреждений Центрального, Северо-Западного, Сибирского и Приволжского регионов России:
  3. Бюллетень новых поступлений 2011 год (1)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  4. Бюллетень новых поступлений 2009 год (3)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  5. Бюллетень новых поступлений за 2007 г

    Бюллетень
    Болдин А.Н. Основы автоматизированного проектирования : учеб.пособие / А. Н. Болдин, А. Н. Задиранов. - М. : МГИУ, 2006. - 104с. - ISBN 5-276-00928-7 : 90-00.

Другие похожие документы..