Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Вопросы правового регулирования жилищных отношений так или иначе затрагивают интересы каждого человека. До 1 марта 2005 года такие отношения главным ...полностью>>
'Документ'
. Визначте жанр та особливості сюжету твору Марка Вовчка «Максим Гримач»....полностью>>
'Рассказ'
«На планете Гдетотам»: Экзюпери А. «Маленький принц» Толстой А. «Аэлита» Булычёв К. «Пленники астероида», «Гостья из будущего», «Новые приключения Ал...полностью>>
'Документ'
Институт урологии и нефрологии АМН Украины (директор - акад. АМН и НАН Украины Возианов А. Ф.) Отдел сексопатологии и андрологии (руководитель - проф...полностью>>

Учебно-методический комплекс днм. 01 Методика преподавания русского языка в вузе Направление

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФГОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра русского языка и теории языка

«УТВЕРЖДАЮ»_____________

Руководитель ПИ ЮФУ,

д.п.н., профессор В.И. Мареев

Учебно-методический комплекс

ДНМ.01 Методика преподавания русского языка в вузе

Направление

050300 Филологическое образование

Магистерская программа «Языковое образование (русский язык)»

УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ

_____________________2009 г.

Ростов-на-Дону

2009 г.

Составитель: д.п.н., проф. Ларионова Л.Г.

УМК утвержден на заседании кафедры русского языка и теории языка

Протокол № 3 от «1» октября 2009 г.

Заведующий кафедрой русского языка и теории языка

д.ф.н., проф. В.Ю. Меликян

УМК утвержден ученым советом ПИ ЮФУ пр. № ____ от «____»________________

Председатель ученого совета ПИ ЮФУ,

руководитель ПИ ЮФУ, профессор ________________________________ В.И. Мареев

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методика обучения русскому языку в вузе является одной из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование «Языковое образование. Русский язык», входит в цикл дисциплин направления (ДНМ) национально-регионального компонента по подготовке дипломированного магистра и предназначена для магистрантов 1 года обучения.

Учебно-методический комплекс по Методике обучения русскому языку в вузе составлен в соответствии с ГОС ВПО 2005 г., программами по соответствующим разделам курса для педагогических университетов и институтов, рекомендованными УМО для высших учебных заведений. Структура и содержание данного учебно-методического комплекса определяются целями и задачами, стоящими перед высшей школой на современном этапе развития образования, Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника магистратуры для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы».

Цели УМК: 1) дать необходимую теоретическую и методическую подготовку в области преподавания русского языка в вузе, являющуюся важным условием для будущей плодотворной педагогической деятельности;

2) подготовить студентов к успешному прохождению педагогической практики по русскому языку в вузах как очередному важному этапу в их педагогическом образовании, способствующему закреплению теоретических знаний и формированию профессиональных умений и навыков.

Задачи УМК: Вооружить будущих учителей русского языка знаниями и навыками в области преподавания предмета, без которых невозможно успешное решение ими важнейших вопросов, связанных с теорией и практикой обучения русскому языку в вузах.

Познакомить студентов с содержанием курса русского в вузе, дать ясное представление:

а) о действующих в настоящее время программах, используемых учебно-методических комплектах (учебниках, учебных и методических пособиях, дидактических и наглядных материалах и т.д.);

б) об основных формах учебной деятельности, эффективных методах и приемах, а также средствах обучения, используемых в вузах на аудиторных занятиях, на факультативных занятиях и во внеклассной работе по предмету;

в) в обобщенном виде познакомить с достижениями в области методики русского языка лучших представителей методической мысли; охарактеризовать основные направления и проблемы современной методики русского языка.

Принципы отбора, содержания и организации учебного материала.

Методика преподавания русского языка (родного) языка в вузе - это самостоятельная педагогическая наука. Глубокое знание методики есть необходимое условие подготовки учителя. Современный преподаватель должен быть хорошо образован: владеть нормами литературного языка, хорошо знать содержание и систему работы по русскому языку в вузе, воспитательные возможности предмета "русский язык", усвоить теоретические основы и принципы обучения русскому языку в вузе, знать основные методические приемы учебной работы и уметь применять их, знать ведущие направления развития методики как науки, исследования последних десятилетий и проблемы, ждущие своего решения.

Предлагаемый курс методики русского языка в вузе включает в себя следующие разделы: "Методика преподавания русского языка как наука", "Русский язык как учебный предмет в вузе", "Организация учебного процесса по русскому языку в вузе", "Совершенствование знаний, умений и навыков по фонетике, лексике и грамматике", "Совершенствование грамматико-орфографических умений и навыков", "Система работ по развитию речи в вузе", "Комплексный анализ текста".

Освоение данного курса предполагает следующие формы работы: лекции; семинарские занятия (анализ программ, учебников, других пособий, разработка учебных материалов для студентов, проектирование уроков (изучение основных методических трудов); самостоятельную работу студентов (чтение литературы, рекомендуемой в лекциях, изучение вопросов, не освященных в лекциях, на основе рекомендуемых материалов и личных наблюдений, подготовка к практическим и семинарским занятиям и т.п.). Кроме того, освоение курса методики преподавания курса русского языка в вузе предполагает обязательное написание курсовых работ и написание (примерно третьей части студентов) дипломных работ по следующим проблемам: "Формирование навыков правописания с учетом лингвистической природы орфограмм", "Дифференцированное обучение русскому языку", "Изучение звуко-буквенных орфограмм, не регулируемых правилами", "Дидактические игровые упражнения как средство повышения интереса к обучению русскому языку", "Изучение значений субъективной модальности в вузовском курсе морфологии", "Учет уровней сложности обобщений при закреплении грамматико-орфографических навыков", "Тенденции усвоения навыков правописания синтаксически обусловленных орфограмм" и др.

Вся работа по курсу методики преподавания русского языка должна быть тесно связана и скоординирована с базовыми и смежными курсами психологии, педагогики, современного русского языка.

В результате изучения курса методики преподавания русского языка в вузе и освоения педагогической практики студенты должны приобрести следующие умения:

  1. Разбираться в содержании и требованиях программы по русскому языку в вузе и других руководящих документов, а также в содержании и методическом аппарате вузовских учебников.

  2. Самостоятельно подбирать и правильно использовать учебный материал по русскому языку, обоснованно выбирать методы и методические приемы.

  3. Подготавливать и проводить со студентами сочинения и изложения, творческие работы, лексическую работу, диктанты, анализ текста и пр., использовать наглядные пособия и технические средства обучения, обеспечивая при этом высокую познавательную активность и самостоятельность учащихся.

  4. Самостоятельно планировать изучение разделов и тем курса русского языка, циклы аудиторных занятий и отдельные аудиторные занятия, внеаудиторные мероприятия, проводить их в процессе обучения.

  5. Изучать уровень языковых знаний, умений и навыков у студентов, оценивать их; обнаруживать, анализировать и классифицировать причины речевых, орфографических и иных ошибок учащихся, организовать работу над их устранением и предупреждением.

  6. Соотносить и связывать материал по методике преподавания русского языка в вузе со знаниями по педагогике, психологии, языкознанию, литературоведению, с конкретными методическими приемами, обнаруживать закономерности психической деятельности, развития и воспитания. Изучать передовой педагогический опыт преподавателей и анализировать его.

Программа допускает включение в курс методики русского языка в вузе вопросов, связанных с региональным компонентом, а также того нового, что рождается в методической теории и практике в процессе совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе, если это новое не противоречит основным, исходным положениям педагогики и методики преподавания русского (родного) языка.

Текущая аттестация качества знаний: на семинарских занятиях проводится проверка качества усвоения знаний и степени овладения навыками. Текущая аттестация студентов проводится ежемесячно и включает в себя: 1) проверку «методической копилки» (куда включаются дидактические материалы для аудиторной и внеаудиторной работы в вузе); 2) коллоквиум по вопросам истории методики; 3)коллоквиум по психолингвистическим основам обучения русскому языку в вузе.

Итоговая аттестация: в 9 семестре по экзаменационным вопросам проводится экзамен, включающий два теоретических вопроса и практическое задание.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методика преподавания русского (родного) языка как наука.

Общее понятие о методике. Предмет методики. Задачи методики. Связи с наукой о языке, с психологией, с теорией речевой деятельности, с логикой и литературоведением. Принципы обучения русскому языку. Интерпретация общедидактических принципов в методике русского языка. Методы исследования в методике преподавания русского языка. Условия обеспечения высокого научного уровня решения задач методики. Изучение и обобщение передового опыта вузов и преподавателей. Изучение истории методики.

Русский язык как учебный предмет в вузе.

Цели изучения русского языка в вузе. Состав школьного курса русского языка.

Структура вузовского курса русского языка. Последовательность изучения и распределения учебного материала. Время изучения русского языка в вузе. УМК как ведущее средство обучения.

Организация учебного процесса по русскому языку в вузе.

Планирование учебного материала. План аудиторных занятий.

Условия эффективного проведения занятий. Развитие у студентов потребности обращаться к межпредметному материалу и умения пользоваться им.

Преемственность и перспективность в работе по русскому языку. Организация занятий с учетом преемственности. Организация занятий с учетом перспективности.

Занятие русского языка. Типология и структура занятий русского языка. Проверка усвоения учащимися знаний о языке.

Методика изучения фонетики, лексики и грамматики в вузе.

Цели изучения разделов науки о языке. Содержание работы, направленной на изучение разделов науки о языке. Лингвистические понятия как учебные единицы, лингвистические факты как учебные единицы, требования к усвоению студентов знаний о языке. Учебно-языковые умения.

Принципы методики изучения знаний о языке и предпосылки этой работы. Методика работы над новыми языковыми явлениями. Повторение сведений, раннее полученных студентами, или смежных, имеющих важное значение для познания нового явления. Поэтапное изучение нового языкового явления. Этапы освоения студентами нового языкового явления.

Методы формирования учебно-языковых умений. Фонетические упражнения, фонетико-графические упражнения. Лексико-фразеологические упражнения. Словообразовательные упражнения. Морфологические упражнения. Синтаксические упражнения.

Методика орфографии в вузе.

Цели обучения орфографии и ее место в вузовском курсе русского языка. Теория русской орфографии как научная база её вузовского курса. Понятие об орфограмме как специфично орфографическом явлении. Принципы русской орфографии и обучение правописанию. Правила русской орфографии.

Психолого-педагогические основы формирования орфографических навыков. Орфографические упражнения. Процесс обучения орфографии. Обучение орфографии в период повторения материала. Работа над навыками орфографии.

Орфографическая подготовка студентов. Непосредственная подготовка студентов.

Основные понятия дисциплины: аналитическое умение, аспект обучения, аудирование, базовый уровень образования, виды речевой деятельности, говорение, деятельностный подход, диалог культур, диалогическая речь, дидактические принципы, дифференциация, знания, изобразительно-выразительные средства языка, индивидуализации принцип, интеграция, информационные текхнологии, когнитивно-коммуникативный подход, коммуникативная компетенция, коммуникативность, коммуникативные умения, коммуникативные установки, компетенция, культура речи, культуроведческая компетентность, культуроведческий аспект, лингвистическая компетенция, лингвистическая рефлексия, лингводидактика, лингвострановедение, личностно-ориентированное обучение, личностно-ориентированный подход, межпредметные связи, метод обучения, метод проектов, монологическая речь, мотивация, навыки, наглядность, национально-региональный компонент, образовательная область, образовательный стандарт, общение, общеучебные умения и навыки, описание, письмо, повествование, подход, предметная область, принцип, принцип индивидуализации обучения, принцип коммуникативности, принцип сознательности, принцип текстоцентричности, продуктивные виды речевой деятельности, профильный уровень образования, профильное обучение, рассуждение, рефлексия, рецептивные виды речевой деятельности, речевая деятельность, речевая ситуация, речеведение, речеведческие понятия, речевые жанры, речевые умения, речь, речь коммуникативно-целесообразная, речь правильная, ситуация общения, словесность, слушание, содержание образования, сознательно-коммуникативный подход, средства наглядности, средства обучения, стандарт образования, стили речи, сфера общения, текст, текстоцентризм, технология обучения, типовой фрагмент текста, типы речи, умения, учебник, учебно-методический комплекс, учебно-операционные умения и навыки, федеральный компонент стандарта, филологическое образование, филология, функциональная стилистика, функционально-семантический подход, функционально-смысловые типы речи, функциональность, цель, чтение, элективный курс, этап обучения, языковая компетенция, языковедческая компетенция, языковой портфель, языковые знания.

Тематическое планирование (9семестр)

Содержание семинарских занятий

п/п

Темы семинарских занятий

План

кол-во часов

1.

Русский язык как учебный предмет в вузе.

  1. Место русского языка как учебного предмета в высших учебных заведениях и задачи его преподавания в вузе.

  2. Структура вузовского курса русского языка.

  3. Понятие о линейном, ступенчатом и концентрическом способах изучения русского языка.

  4. Современные программы по русскому языку.

  5. УМК русского языка, их содержание и структура.

6. Основные функции УМК в организации учебного процесса в вузе.

7. Федеральный компонент государственного стандарта по русскому языку, его назначение и содержание.

4

2.

Формы организации учебной работы по русскому языку в вузе. Урок как основная форма учебного процесса. Структура аудиторных занятий. Планирование работы по русскому языку в вузе.

  1. Планирование работы по русскому языку.

  2. Виды занятий русского языка в зависимости от целей и содержания.

  3. Основные структурные элементы занятий, их функции, способы реализации этих функций.

  4. Анализ занятий русского языка.

2

3.

Система работы по закреплению знаний, умений и навыков по грамматике.

  1. Основные задачи изучения морфологии в вузе.

  2. Методические трудности, связанные с усвоением студентами грамматических тем, пути их преодоления.

  3. Лингвометодические основы изучения сложного предложения в вузе.

  4. Синтаксический разбор сложных предложений, построение графических схем как важный методический прием многоаспектного анализа этих языковых единиц.

  5. Условия реализации коммуникативной направленности изучения грамматики в вузе.

4

4.

Система работы по развитию речи.

  1. Обогащение словарного запаса студентов на аудиторных занятиях.

  2. Типы речевых ошибок и пути их преодоления.

  3. Работа преподавателя над развитием навыков создания студентами связного высказывания.

  4. Обучение различным видам творческих работ на занятиях русского языка в вузе.

2

Итого:

12

Содержание курса лекций (9 семестр)

п/п

Темы лекций

План лекций

кол-во часов

кол-во часов на сам. раб.

1.

Цели и задачи обучения русскому языку в вузе.

  1. Цели и задачи обучения русскому языку в профильных классах.

  2. Компетентностный подход к обучению.

2

5

2.

Занятие по русскому языку в вузе.

  1. Типы и структура занятий по русскому языку.

  2. Комбинированные занятия.

  3. Понятие нестандартного занятия, его роль в учебном процессе.

  4. Виды нетрадиционных занятий: занятие-зачет, занятие-семинар, занятие-путешествие, занятие-КВН и т.п.

2

5

3.

Изучение лексики и фразеологии в вузе.

  1. Изучение лексики и фразеологии в вузе, основные этапы работы по выработке лексических умений и навыков.

  2. Методика работы со словарями на занятиях русского языка.

4

5

4.

Изучение грамматики.

  1. Задачи, содержание и особенности изучения грамматики в вузе.

  2. Методика формирования грамматических понятий у студентов.

  3. Грамматические упражнения, их виды, методические требования к проведению.

  4. Связь грамматики с орфографией.

4

5

5.

Совершенствование грамматико-орфографических умений и навыков.

  1. Значимость изучения морфемного состава слова и основных способов образования.

  2. Использование знаний, умений, навыков по грамматике при изучении орфографии.

4

5

6.

Изучение глагола и его форм.

  1. Анализ содержания, структуры раздела "Глагол".

  2. Трудности, связанные с изучением отдельных глагольных категорий.

2

7

7.

Изучение синтаксиса.

  1. Преемственность и перспективность при изучении отдельных тем по синтаксису.

  2. Текст и его изучение в вузе.

  3. Методика изучения словосочетания и простого предложения.

  4. Особенности изучения данного раздела в вузе.

  5. Сложные вопросы, связанные с усвоением структуры и семантических особенностей отдельных типов сложного предложения.

4

10

8.

Система работы по развитию речи. Обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи студентов вуза.

  1. Лингвистические и психологические основы методики развития речи.

  2. Нарушение требований культуры речи; упражнения, направленные их формирование.

  3. Содержание и организация обучения студентов нормам литературного языка.

2

10

9.

Совершенствование различных видов речевой деятельности

  1. Сочинения и изложения как письменные речевые упражнения

  2. Методические требования к работе над развитием чтения, аудирования, говорения и письма.

  3. Анализ и оценка письменных работ студентов вуза.

2

10

Итого:

26

62

Модуль 1: Общие вопросы методики русского языка в вузе

Учебный элемент 1.1: Русский язык как предмет изучения в вузе

Учебный элемент 1.2: Содержание обучения русскому языку в вузе

Учебный элемент 1.3: Методы и приемы обучения русскому языку в вузе

Учебный элемент 1.4: Воспитание стедентов в процессе обучения русскому языку в вузе

Учебный элемент 1.5: Связь методики русского языка с лингвистикой, психологией, психолингвистикой и педагогикой

Учебный элемент 1.6: Типы и структура занятий по русскому языку в вузе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс днм. 01 Методика преподавания русского языка в профильных классах Направление

    Учебно-методический комплекс
    Методика обучения русскому языку в профильных классах является одной из основных составляющих основной образовательной программы направления 050300 Филологическое образование «Языковое образование.
  2. Программы учебных дисциплин Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ в качестве учебно-методических материалов по направлению «050700 Педагогика»

    Документ
    П 44 Подготовка магистра в сфере дошкольного и начального образования (программы учебных дисциплин). В 3-х ч. Часть 2./ Под ред. Г.И.Вергелес, М.И.Калинина, Л.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540300 филологическое образование

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 540300 Филологическое образование при очной форме обучения - 4 года.
  4. Пояснительная записка к основной образовательной программе специализированной подготовки магистра

    Пояснительная записка
    Целью программы является подготовка специалистов высокой квалификации, умеющих практически применять систему научных знаний и навыков научно-исследовательской работы в образовательной сфере деятельности.
  5. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (23)

    Научная работа
    4. Экономика – 06.41.00; 06.61.00; 06.01.45; 06.01.79; 06.03.07; 06.09.00; 06.43.00; 06.51.00; 06.51.51; 06.61.33; 06.75.00; 06.75.05; 06.75.55; 06.71.

Другие похожие документы..