Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Закон'
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 г.№ 1025 «Об утверждении Правил бытового обслуживания населенияв Российской Федерации»(...полностью>>
'Документ'
ПОЛЬСКИЙ ЯЗЫК, государственный и литературный язык Польской Республики. Число говорящих – около 43 млн. человек, из которых 38 млн. живут в Польше, 4 ...полностью>>
'Реферат'
Современные IT все шире внедряются не только в жизнь людей в целом, но и в сферу науки, обеспечивая принципиально новый уровень получения обобщения з...полностью>>
'Документ'
План обучения на 2010 год. Часть 1: Государственное и муниципальное управление. Экономика производства / Сост. И.Х. Дзабиева. — М.: ИПКгосслужбы, 200...полностью>>

Методические рекомендации в помощь старшим воспитателям доу

Главная > Методические рекомендации
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

( методические рекомендации в помощь старшим воспитателям ДОУ)

Короткова любовь Васильевна –

методист МОУ ДОВ «РМК

Привокзального района г. Тулы

Тула

2007

«Все течет, все изменяется». Мы часто слышим эту фразу и в знак согласия киваем головой. Да, это так. Меняется наша жизнь и то, что вчера казалось невозможным, о чем было страшно подумать, а порой и не думалось вовсе, сегодня уже реальность, живое дело. Дело, в которое мы вкладываем все свои силы и душу. Разве могли мы, рядовые педагоги, мечтать о создании совей программы, об участии в разработке концепции развития учреждения, воспитательной системы…Разве могли мы предположить, что коллектив окажет нам доверие работать на самоконтроле и делегирует право контролировать других. Да и сам термин «самоконтроль» вошел вы нашу жизнь решительно и неожиданно для многих из нас.

Все течет, все изменяется. А главное меняется сам педагог. Появилась уверенность в своих силах, уважение к себе и своему делу, повысилось чувство ответственности, возросло творчество. Новое поколение педагогов с высоким уровнем профессионализма и самоуважения пришло в дошкольные учреждения, и я искренне рада этому.

Жизнь меняет не только взрослых. Посмотрите на современного ребенка – пятилетку. Он знает о Космосе больше, чем пятиклассник нашего поколения, рассуждает об исторических событиях с видом знатока, играет в компьютерные игры, обсуждает вопросы экономики и даже политики нашей страны. Каким же должен быть сегодня воспитатель детского сада, чтобы ответить на все ребячьи «почему», заслужить доверие и любовь детей? Для этого мало иметь профессиональные знания, - они должны быть энциклопедичными. Мало уметь решать задачи воспитания и обучения детей, - надо решать их нестандартно. Мало иметь свою собственную точку зрения, - нужно постоянно помнить, что ребенок тоже вправе иметь ее, и высказывать, и быть понятым. Они ведь совершенно такие же как мы, наши дети, а по отдельным вопросам даже лучше нас. Это они умеют видеть мир в многоцветье, а мы растеряли это умение. Они не знают, что такое лицемерие, а мы овладели этим искусством в совершенстве. Это они краснеют, когда пытаются обмануть. Души их распахнуты навстречу миру, а не закрыты на все замку, так что порой не достучаться. Поэтому работать с детьми можно только любя и уважая их, как собственных детей, став им второй матерью, старшей сестрой, другом – большим другом.

Именно поэтому в последние годы возросла роль самообразования педагогов. Для того, чтобы заниматься самообразованием не нужны особые условия. Думать, рассуждать, читать, осмысливать прочитанное можно даже в городском транспорте. Но для человека всегда была и остается важной потребность обсудить прочитанное, увиденное, задуманное, быть услышанным и понятым своими близкими, коллегами.

Методический кабинет ДОУ становится для многих педагогов той базой, где формируется их опыт, растет мастерство, решаются не только производственные, но и личные проблемы. От содержания и качества методической работы зависит конечный результат деятельности всего педагогического коллектива.

Сегодня педагоги призваны решать сложные задачи модернизации дошкольного образования. Для них принципиально важным становится знание инновационных процессов, происходящих в дошкольном образовании, новых технологий обучения и воспитания детей, современных принципов построения воспитательно-образовательного процесса и пр.

Данные рекомендации направлены на усовершенствование содержания, форм методической работы ДОУ, переход ее на аналитико-прогностический уровень, изменение целей и обновление принципов работы методической службы.

«Под методической работой в школе мы понимаем целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений учителей, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого

учителя и воспитателя, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся, классов».

М.М. Поташник

Данное определение в полной мере относится к дошкольному образованию. В дошкольном образовательном учреждении методическую работу осуществляет старший воспитатель или заместитель заведующего по воспитательной работе.

Задача методической службы заключается в создании такой образовательной среды в ДОУ, где полностью был бы реализован творческий потенциал отдельного педагога и педагогического коллектива в целом.

Методическая служба ДОУ осуществляет свою деятельность одновременно по нескольким направлениям работы:

  • оказание методической помощи педагогам в работе по Временным требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ,

  • ознакомление членов педагогического коллектива с новыми программами и технологиями обучения, воспитания,

  • изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений; обучение педагогов,

  • анализ результатов воспитательно-образовательной работы, разработка предложений по улучшению образовательной деятельности ДОУ

  • подготовка педагогов и ДОУ к аттестации,

  • организация опытно-экспериментальной работы,

  • изучение, обобщение передового педагогического опыта,

  • создание информационных банков,

  • осуществление взаимодействия со структурами ДОУ, налаживание партнерских отношений с различными социальными институтами.

Методическая служба ДОУ работает с учетом педагогических затруднений воспитателей, программно-целевого планирования деятельности ДОУ, вида образовательного учреждения, творческой активности и информационных потребностей педагогов и решает следующие задачи:

  • создает единое информационное пространство и регулирует информационные потоки управленческой и научно-методической документации, концентрирует ценный опыт достижений в образовательной практике;

  • обеспечивает эффективную и оперативную информацию о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;

  • организует работу по созданию нормативно-правовой базы функционирования и развития образовательного учреждения;

  • способствует созданию программно-0методического и научного обеспечения воспитательно-образовательного процесса, условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и др. видов творческой деятельности,

  • обеспечивает проведение диагностических и аттестационных процедур для объективного анализа процесса развития и достигнутых результатов, стимулирования педагогического творчества,

осуществляет контроль за выполнением государственного стандарта и образовательных программ, уровнем обученности и воспитанности детей дошкольного возраста,

  • управляет процессами повышения квалификации и непрерывного образования педагогических работников, способствует организации рационального педагогического труда.

Для эффективного ведения методической работы необходимо соблюдать некоторые условия, среди которых:

  • осуществление взаимосвязи и интеграции всех звеньев методической работы, форм, методов,

  • систематичность, непрерывность в организации методической работы,

  • оптимальное сочетание теоретических и практических форм,

  • оценка эффективности педагогического труда по конечному результату, своевременное обеспечение педагогических кадров научно-педагогической и учебно-методической литературой.

Содержание аналитико-диагностической деятельности старшего воспитателя

Методическая работа в ДОУ на современном этапе приобрела особую значимость. От образовательного уровня, квалификации, профессионализма педагогов зависит решение задач, стоящих перед учреждением. Приоритетным направление в методической работе сегодня является развитие педагогического творчества. Развивать его – это значит стимулировать мотивацию педагога к труду, внедрять научную организацию труда в практику работы, создавать психологический настой на творчество, помогать педагогу видеть собственные достижения, выявлять проблемы и находить пути их решения. Для успешного осуществления данной работы необходима целенаправленная диагностика педагогического опыта коллектива в целом и каждого его члена в отдельности, элементов опережающего, положительного и отрицательного характера. Для эффективной методической работы требуется четкое и адресное выявление этих элементов.

Анализ содержания методической работы в ДОУ указывает на важность ведения старшим воспитателем аналитико-диагоностической работы и заполнения следующей документации:

  1. - перспективный план курсовой переподготовки педагогов (включая узких специалистов, заведующую, старшего воспитателя).

№№

п\п

ФИО

педагог

Занимаемая

должность

Образо

вание

Что и когда закочил

Категор ия,

год

получен

Год прохожд

последней

аттестеста ции

Год

прох

посл

к.п.к

Год планового прохожд

к.п.к.

  1. - перспективный план аттестации педагогов на 5 лет

№№

п\п

ФИО

педагог

Год

дата ржден

Занимаем долж

Образование

Что и когдзакончил

Факультет

Специальность по диплому

Общий стаж

Педагогический стаж

Категория/раз-ряд

Год присвоения

категории

Планируем год прохожден

аттест

  1. - Индивидуальные диагностические карты анализа профессионального мастерства педагогов. Например, такие как

диагностическая карат разработана ВТК Привокзального района под руководством Коротковой Л.В.

№№

п\п

Параметры оценки

Баллы

1.

Ценностные ориентации педагога.

Общие:

умение критически мыслить

умение не пасовать перед трудностями

ответственное отношение к труду

адекватность самооценки

Профессиональные:

-сформированность системы педагогических принципов

-гуманистические ценные ориентации на работу с детьми

активность в защите интересов детей и оказании им помощи

отношение к ребенку как к главной ценности

стремление к самообразованию

стремление к сотрудничеству

обладание авторитетом

2.

Культура педагога

Общая:

развитие коммуникативных навыков и умений

культура общения

культура внешнего вида

Профессиональная:

культура поведения с детьми

культура рабочего места, группы

эстетическое оформление группы

3.

Общие знания, умения, навыки

эрудиция

проявление творчества в работе

умение распределять и переключать внимание

умение концентрировать внимание на решении педагогической проблемы

знание нормативных документов ДОУ

умение координировать свою деятельность с деятельностью других членов педагогического коллектива

4.

Профессиональные знания, умения и навыки

Общие:

умение планировать работу своей группы

умение оценивать уровень развития детей своей группы

умение организовывать детей на занятии и в свободной деятельности

умение использовать в работе новые технологии и методики

умение создавать в группе спокойную атмосферу

умение организовывать работу с родителями

умение осуществлять индивидуальный подход

умение создавать зону успеха каждому ребенку

умение выслушать и услышать ребенка

Специальные:

умение выразительно читать литературные произведения

владение основными видами движений

владение навыками рисования, лепки, конструирования

умение петь, танцевать

5.

Психофизиологические свойства личности

такт

гуманность

рефлексия

требовательность к себе

организованность

инициативность

выдержка

умение управлять своими эмоциями

Данную диагностическую карту можно заполнять по 3-х балльной системе оценок параметров работы воспитателя и по трем уровням: самооценка педагога, оценка деятельности педагога членами педагогического коллектива, оценка деятельности педагога администрацией ДОУ. Высчитав средний балл, вы получите объективную оценку и сможете увидеть проблемы в профессиональной деятельности педагога.

Диагностическая карта личностных качеств воспитателя (разработана Коротковой Л.В.)

Состав диагностических

блоков

Диагностические параметры

Баллы

Мотивы\потребности

Ориентация на цели и задачи ДОУ

Желание совершенствовать себя, свою деятельность и условия труда

Чувства\эмоции

Наличие волевого контроля за своим поведение

Адекватность эмоционального состояния воспитателя. Педагогической реакции на деятельность детей

Доброжелательность на возбуждение детей

Уверенность в своих педагогических действиях

Удовлетворенность результатом педагогического труда

Интересы

Наличие интереса к педагогической деятельности

Широта и разнообразие интересов, в т.ч. профессиональных

Устойчивость (длительность сохранения интересов) в т.ч. профессиональных

Речь

Общая культура речи

Связность и убедительность изложения

Развернутость и доступность высказываний

Логическая четкость, завершенность высказываний

Воля

Целеустремленность (подчиненность педагогической деятельности ее целям и задачам)

Самостоятельность (подчиненность поведения собственным взглядам и убеждениям)

Настойчивость (способность достигать поставленные цели и доводить принятое решение до конца)

Характер

Отношение к коллективу:

коллективизм, активность в делах коллектива

честность, справедливость

общительность, коммуникабельность

Отношение к труду

Оценка производится по всем (или частично) параметрам путем самооценки (или рейтинговой оценки) в 3-х бальной системе.

0 баллов – показатели не проявляются, иногда слабо выявлены

  1. балл – проявляются редко и недостаточно выражены

  2. балла – проявляются часто и достаточно выражены

  3. балла – проявляются всегда и ярко выражены

Далее высчитывается коэффициент личностных качеств, который = фактическому количеству баллов деленному на максимальное количество баллов и умноженное на 100% .

Результат равный 80% - оптимальный

79% - 60% - допустимый

59% - 30% - критический

ниже 30% - недопустимый

Диагностика уровня организации воспитательной работы в группе (автор Короткова Л.В.)

№ №

п\п

Качественная характеристика

Баллы

1.

Является для детей образцом поведения

2.

Оказывает существенное влияние на организацию воспитания в семье

3.

При организации воспитательной работы ориентируется на интересы семьи и ребенка

4.

Знаком с методикой и технологиями воспитательной работы

5.

Умеет теоретические знания применять на практике

6.

Уровень воспитанности детей в группе стабильно высокий

Оценка уровня воспитательной работы осуществляется по 3-х балльной системе:

0 баллов – отсутствие профессионального навыка, умения

1 балл – большое количество замечаний по организации воспитательной работы

2 балла – замечания по работе минимальны

3балла – навыки, умения прочные, стойкие, замечаний по организации воспитательной работы нет

Максимальное количество баллов 18.

18 –15 – высокий уровень

14 - 11 – оптимальный

10 – 7 – критический

6 баллов и ниже – низкий



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации в помощь организаторам студенческих отрядов

    Методические рекомендации
    директор государственного учреждения «Ставропольский краевой центр содействия занятости и информационного обеспечения молодежи», командир Ставропольского краевого студенческого отряда,
  2. Методические рекомендации в помощь педагогам, медицинским работникам, участвующим в проведении выборочного анонимного добровольного информационного экспресс тестирования на наличие наркотических веществ. Краснодар 2011

    Методические рекомендации
    в помощь педагогам, медицинским работникам, участвующим в проведении выборочного анонимного добровольного информационного экспресс – тестирования на наличие наркотических веществ.
  3. Методические рекомендации к составлению Образовательной программы

    Методические рекомендации
    В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №
  4. Методический кабинет старшего воспитателя

    Документ
    В дошкольном образовательном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс с детьми.
  5. Методические рекомендации к написанию вкр по педагогике раннего возраста. Специальность 050704 «Дошкольное образование»

    Методические рекомендации
    Во введении отметить значимость и актуальность проблемы, чем вас заинтересовала эта тема, определить цель исследования, подчеркнуть, кто их педагогов и психологов занимался этой проблемой.

Другие похожие документы..