Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Готуючись до відбудови Української держави  на всіх теренах нашого народу, ОУН  задовго до гітлерівського нападу на СРСР розробляла плани щодо підгот...полностью>>
'Конкурс'
1. В Сказочную Австралию прибывает делегация зверей из разных стран. Утконос готовится к встрече. Он попросил своих советников рассказать ему о гостя...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов 552801 - "...полностью>>
'Урок'
Учебно-методические материалы к урокам итогового повторения алгебры и начала анализа в 10 классе построены на функционально-графической линии, содерж...полностью>>

Программа социально-экономического развития городского округа город уфа республики башкортостан на 2011-2015

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.3. Внутренние и внешние угрозы социально-экономическому развитию города

Экономика городского округа город Уфа как столичного города Республики Башкортостан является открытой экономической системой, подверженной воздействию как внешних, так и внутренних угроз экономических, социальных, демографических и экологических.

Среди факторов внешней среды, влияющих на социально-экономическое развитие города, ключевыми являются:

  • глобальные финансово-экономические кризисы;

  • динамика мировых цен на нефтепродукты;

  • предстоящее в 2011 г. вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Влияние глобальных финансово-экономических кризисов.

Мировой финансовый кризис 2008–2009 гг. показал, что за короткий промежуток времени на грани банкротства оказались не только отдельные предприятия, но и отрасли, города, регионы и страны.

Свое негативное влияние кризис оказал и на социально-экономическое развитие г. Уфы. Так, финансовый результат предприятий и организаций в 2009 г. относительно 2008 г. снизился на 15,9%, доля убыточных предприятий возросла до 16,7%, уровень официальной безработицы превысил 2,0%, увеличилась численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации (здравоохранение и предоставление социальных услуг – в 7,8 раза, строительство – в 5,9 раз), снизилась реальная заработная плата населения, темпы вводимого жилья, сократилось количество строительных фирм и т.д. Благодаря своевременно принятым мерам, как на уровне федеральных, региональных, так и муниципальных органов управления (см. раздел 1.2), удалось частично нивелировать негативные последствия.

Тем не менее, в будущем для ослабления влияния мировых финансово-экономических кризисов необходим не только краткосрочный план действий, но и наличие стратегии социально-экономического развития города на средне- и долгосрочный периоды, учитывающей влияние неблагоприятных факторов внешней среды.

Сохранение зависимости социально-экономического развития г. Уфы от динамики мировых цен на нефть и нефтепродукты.

Период 2005–2010 гг. характеризовался значительными колебаниями на рынке нефтепродуктов. Так, стоимость сырой нефти на мировым рынке колебалась от 50 до 150 долларов за баррель. Конъюнктура мировых цен на нефтепродукты, несомненно, оказывает влияние на экономическое развитие г. Уфы, поскольку, несмотря на сокращение доли налоговых поступлений от предприятий топливно-энергетического комплекса и, прежде всего, нефтеперерабатывающих заводов, роль ТЭК в доходах бюджета города и республики, по-прежнему, значительна. Негативные тенденции на рынках нефтепродуктов могут отрицательно сказаться на доходах бюджета города и несколько снизить возможности исполнения бюджетных обязательств.

Возможные последствия для экономики города вступления России в ВТО. Снижение уровня тарифной защиты (одним из условий вступления ВТО является снижение размера импортной пошлины до 11,0%, тогда как в настоящее время этот тариф составляет около 20,0%. По сельскохозяйственным товарам средневзвешенная ставка снизится до 18,0%, по промышленным товарам – до 7,6%, а в дальнейшем – до уровня 5,0%, и возрастание конкуренции на рынках товаров и услуг являются основополагающими факторами оценки последствий вступления в ВТО для экономики города.

Такая оценка, проведенная с использованием методических подходов, предложенных Национальным инвестиционным советом РФ и РАН, а также Всемирным банком, позволяет сделать следующие выводы:

1. Последствия присоединения России к ВТО в краткосрочной перспективе для экономики города являются малозначимыми и выражаются в некотором снижении объема ВМП (примерно на 1,0-2,0%). Незначительное отрицательное воздействие на экономику города в первые годы после вступления обусловлено относительно высоким импортозамещающим потенциалом экономики города. В меньшей степени членство России в ВТО скажется на экспорте города в силу преобладания в нем доли нефтепродуктов, составляющей более половины вывоза, и не подверженной на мировых рынках серьезным ограничениям.

2. В средне- и долгосрочной перспективе при реализации мер по подготовке предприятий города к деятельности в условиях ВТО положительный эффект для экономики может составить около 1,0% ВМП в год. Кумулятивные выгоды от вступления в ВТО могут быть достигнуты за счет:

    • объективной необходимости роста производительности труда и эффективности производства, обусловленной усилением конкуренции с иностранными производителями;

    • возможного увеличения прямых иностранных инвестиций как следствия реализации высокой инвестиционной привлекательности города, роста капитализации экономики;

    • улучшения внешних условий торговли при возможном пересмотре антидемпинговых санкций в отношении продукции территориальной специализации.

Наименьшее влияние вступление в ВТО окажет на топливно-энергетический комплекс, так как его продукция в значительных объемах поставляется за рубеж и не подвергается серьезным таможенным ограничениям.

Наиболее чувствительным к снижению импортных пошлин является сельское хозяйство. Учитывая его небольшую долю в ВМП города, значительного негативного влияния на экономику столицы не произойдет.

Среди факторов внутренней среды, влияющих на социально-экономическое развитие города, ключевыми являются:

угрозы в обеспечении комфортного безопасного пространства для жизнедеятельности населения города:

    • дефицит свободных территорий на Уфимском полуострове, сложные геологические и гидрологические условия, способствующие замедлению темпов строительства и удорожанию жилой и коммерческой недвижимости;

    • недостаточное финансирование разработки документов территориального планирования, отсутствие которых препятствует устойчивому, поэтапному развитию г. Уфы;

    • рост рыночной стоимости земли и жилищного фонда;

    • недостаточное количество санаторно-курортных, туристско-рекреационных, санитарно-защитных зон от промышленных и коммунальных предприятий, парковых зон, снижающих комфортность городской среды для жизнедеятельности населения;

    • рост несоответствия строящегося жилья требованиям и возможностям потребителей, а также увеличение количества ветхого и аварийного жилья, а также жилых помещений, подлежащих капитальному ремонту, обусловливающие снижение обеспеченности населения жильем;

    • рост вероятности сбоев в работе структурных элементов системы жилищно-коммунального хозяйства, определяющийся высоким уровнем износа основных фондов в сфере ЖКХ, недостаточным объемом бюджетного и отсутствием частного инвестирования развития ЖКХ; неурегулированными отношениями с республиканским бюджетом; увеличением дефицита квалифицированного технического персонала;

    • повышенные риски в сфере дорожного движения, обусловленные ростом индивидуально-транспортной перенасыщенности города, несовершенной структурой улично-дорожной сети, снижением объемов софинансирования со стороны республиканского и федерального бюджетов;

    • рост стоимости энергоресурсов, снижающий доступность транспортных средств;

    • удорожание информационных услуг и увеличение опасности получения населением недостоверной информации в сети интернет, связанные с формированием олигополии на рынках телефонной связи, кабельного телевидения, услуг доступа к сети интернет; снижение потребности в ряде видов связи (почта, телеграф, радио, печать);

    • качественное и количественное истощение водных ресурсов и снижение способности к самоочищению и самовосстановлению, деградация речных экосистем (в т.ч. снижение биоразнообразия), снижение качества атмосферного воздуха.

Угрозы в социальной сфере:

    • усиление демографических проблем вследствие возрастания влияния фактора «демографической ямы девяностых»;

    • усугубление процессов старения населения, ведущих к снижению доли трудоспособного населения и усилению иждивенческой нагрузки;

    • рост уровня общей заболеваемости населения и снижение средней ожидаемой продолжительности жизни;

    • отток высококвалифицированных кадров в зарубежные страны и города России (прежде всего, в г. Москву);

    • ослабление социальной и социализирующей функции культуры, связанной с излишней коммерциализацией, переходом на самофинансирование. Закрытие некоторых учреждений культуры и искусства из-за недостаточного финансирования и низкой посещаемости населением и др.

Угрозы в сфере экономики:

    • устаревание технологий производства и снижение адаптивности производственных систем к потребностям рынка и кризисным явлениям, консервация структуры промышленного производства с преобладанием выпуска продукции начальных стадий создания добавленной стоимости, обусловливающие снижение конкурентоспособности производимой продукции;

    • низкий уровень инвестирования, в том числе в инновационные проекты, недостаточный для модернизации промышленного комплекса;

    • недостаточная вовлеченность научно-образовательного комплекса города в крупные модернизационные проекты федерального центра (на территории города не происходит масштабного финансирования инновационной и научной деятельности по линии создания свободных экономических зон инновационного типа либо научно-инновационного и модернизационного характера);

    • увеличение зависимости от импортной продукции вследствие дефицита мощностей по производству строительных материалов;

    • недостаточное количество реализуемых инновационных проектов и, как следствие, угроза утраты имеющихся конкурентных позиций города;

    • рост теневой экономики, обусловливающий снижение налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджет города.

Экологические угрозы:

    • качественное и количественное истощение водных ресурсов, деградация речных экосистем (в том числе, снижение биоразнообразия);

    • ухудшение качества атмосферного воздуха, деградация экосистемы города, обусловливающие рост заболеваемости населения;

    • вывод из обращения городских земель, загрязнение грунтовых и поверхностных водных объектов, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки на прилегающей территории, рост пожарной опасности и токсического загрязнения атмосферного воздуха;

    • деградация городских лесов и насаждений (засушливый климат последних лет способствует усыханию насаждений, сдерживающих обрушение склонов и скосов города, оголению грунтов, грозящему дальнейшему их обрушению и скатыванию, повреждющему, тем самым, инфраструктуру города и имущество граждан, увеличению опасности лесных пожаров, обмелению рек, деградации зеленых ландшафтов);

    • усиление карстовых явлений, увеличение угрозы селей и возникновения плывунов;

    • изменение рыночной стоимости земли и жилищного фонда.

Угрозы в сфере муниципального управления:

    • снижение престижности муниципальной службы, возможное сокращение числа муниципальных служащих, формальный подход к оценке деятельности и профессионализма муниципальных служащих со стороны руководителей органов местного самоуправления;

    • снижение делового сотрудничества с другими МО;

    • снижение уровня взаимодействия ОМСУ и населения; низкая активность населения в осуществлении МСУ;

    • снижение возможностей оперативного реагирования на динамично изменяющуюся обстановку в городе.

2.4. Основные факторы перспективного развития города

Преодоление негативных тенденций в социально-экономическом развитии г. Уфы (см. раздел. 2.2) с учетом влияния факторов внутренней и внешней среды (см. раздел 2.3) возможно за счет использования следующих факторов:

В городском хозяйстве:

1. Развитие градостроительства на основе совершенствования и развития планировочной и инженерно-транспортной инфраструктуры городского округа по трем направлениям – Уфимский полуостров, территории Зауфимья и Забелья с учетом пригородной зоны, реализации крупномасштабных инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства, направленных на совершенствование структуры городского пространства, его инфраструктурного обеспечения.

2. Преодоление дефицита жилья на основе увеличения объемов строительства жилья путем комплексного освоения новых территорий и развития застроенных, снижения процентной ставки ипотечного кредитования, упрощения порядка предоставления земельных участков для строительства жилья путем совершенствования действующего законодательства, системного внедрения инновационных технологий и лучших практик государственно-частного партнерства, ликвидации ветхого и аварийного жилья, капитальный ремонт жилых помещений.

3. Развитие жилищно-коммунального хозяйства на основе: реформирования системы ЖКХ в России и привлечения финансовых ресурсов из Фонда содействия реформированию ЖКХ и иных источников; участия в отраслевых, федеральных и республиканских целевых программах, связанных с реформой ЖКХ; внедрения инновационных продуктов и технологий; реализации государственно-частных инвестиционных проектов.

4. Развитие инженерного обеспечения и улично-дорожной инфраструктуры, в том числе новое строительство системы магистралей общегородского значения непрерывного, регулируемого движений, районных магистралей и улиц местного значения, образующих четкий структуроформирующий каркас всей территории города на основе реализации инфраструктурных проектов с использованием возможностей государственно-частного партнерства, использования инновационных материалов, привлечения республиканских и федеральных бюджетов для строительства внеплощадочных инженерных сетей и головных сооружений.

5. Развитие транспортного комплекса на основе оптимизации его функционирования в соответствии с документом территориального планирования – Генеральным планом, реализации бизнес-проектов (в частности, создания городской электрички – «наземного метро», строительства многоэтажных паркингов) с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

6. Развитие системы информатизации и связи на основе внедрения последних достижений научно-технического прогресса в данной отрасли; общего снижения тарифов на услуги связи; повышения информационной грамотности населения; возможности участия в республиканских и федеральных целевых программах, повышения доступности современных информационных систем; удешевления технических средств связи.

В экологической сфере:

1. Повышение качественных и количественных характеристик водных объектов, грунтов и почв на основе: использования методов глубокой доочистки промышленных сточных вод; строительства сооружений для очистки ливневых стоков; квотирования водопользования; закрытия существующих кладбищ и выделения новых мест захоронений; проведения работ по выносу промышленных предприятий с территорий особого градостроительного контроля, затапливаемых и водоохранных зон, по организации и благоустройству санитарно-защитных зон от промышленных предприятий.

2. Снижение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух путем очистки выбросов от стационарных источников, оптимизации улично-дорожной сети.

3. Развитие и благоустройство рекреационных зон на основе совершенствования планировочной организации и благоустройства существующих зон, создания парковых зон, зон отдыха.

4. Снижение негативного влияния бытовых и промышленных отходов через уменьшение объемов депонирования отходов при их раздельном сборе и рециклинге, строительство мусороперерабатывающего завода.

5. Нейтрализация энергетического загрязнения за счет рационального планирования градостроительных мероприятий.

В социальной сфере:

1. Повышения качества и уровня жизни населения на основе: социальной поддержки населения города; регулирования ценообразования на потребительском рынке; реализации проектов и программ в социальной сфере; содействия развитию малого и среднего бизнеса, увеличения объемов жилищного фонда, ликвидации аварийного и ветхого жилищного фонда и др.

2. Развитие рынка труда за счет: повышения качества трудовых ресурсов, создания новых мест приложения труда в сфере градообразующих предприятий и объектов обслуживания.

3. Улучшение демографической ситуации на основе: разработки и реализации Программы демографического развития г. Уфы, сохранения и укрепления здоровья населения посредством пропаганды здорового образа жизни, повышения имиджа материнства, развития и поддержки инфраструктуры (строительство и оснащение родильных домов, детских садов, школ, детских поликлиник), увеличения пособий по содержанию детей и др.

4. Развитие социальной сферы на основе создания условий для повышения доступности, уровня и качества услуг социальной сферы.

5. Развитие молодежной политики на основе содействия в вопросах трудоустройства, временной занятости и профессиональной ориентации подростков и молодежи, в улучшении жилищных условий; совершенствования системы профилактики социально негативных явлений в молодежной среде; создания условий для досуга и отдыха.

6. Развитие СМИ на основе совершенствования деятельности городских средств массовой информации; принятия городской комплексной программы развития связей с общественностью г. Уфы.

В экономике:

1. Развитие промышленного сектора экономики на основе содействия диверсификации структуры промышленного производства, модернизации и инновационному обеспечению промышленного комплекса; создания условий для повышения инвестиционной привлекательности и привлечения инвестиций; содействия повышению качества менеджмента и внедрения инновационных технологий управления; стимулирования различных форм кооперационных взаимодействий на внутригородском, межмуниципальном, межрегиональном и внешнеэкономическом уровне.

2. Развитие строительного комплекса города за счет подготовки законодательных инициатив в целях совершенствования законодательства в части обеспечения поддержки застройщиков, ведущих работы по строительству социальных объектов (в частности отмена продажи земель путем проведения торгов (конкурсов, аукционов), сокращения сроков оформления правоустанавливающих документов на землю для застройки объектами капитального строительства, обеспечения территорий, подлежащих застройке ресурсами (вода, тепло, электричество, газ), внедрения ресурсосберегающих технологий как на стадии изготовления строительных материалов, так и при возведении объектов и др.

3. Совершенствование предпринимательского климата на основе развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, содействия развитию инновационного малого и среднего предпринимательства, совершенствования законодательства в части снижения налоговой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, реализации проектов по поддержке молодежного предпринимательства и начинающих предпринимателей.

4. Увеличение объемов привлекаемых инвестиций на основе разработки приоритетов и стратегических направлений развития экономики и социальной сферы города, формирования инвестиционно-привлекательного имиджа г. Уфы, создания эффективной системы привлечения инвестиций, предусматривающей содействие разработке, согласованию и поиску инвесторов по стратегически важным для города проектам, совершенствования системы предоставления земельных участков для размещения объектов капитального строительства на основе действующего законодательства.

5. Активизация инновационной деятельности за счет повышения эффективности использования научно-исследовательского потенциала г. Уфы, содействия в привлечении инновационно-ориентированных инвестиций, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов.

6. Развитие потребительского рынка на основе повышения конкурентоспособности местных товаропроизводителей, развития пищевой промышленности.

7. Повышение эффективности использования муниципальных финансов на основе: обеспечения роста бюджетных доходов в темпах, опережающих темпы инфляции; совершенствования структуры доходной части бюджета города посредством роста доли собственных доходов налогового и неналогового характера, сокращения размеров дефицита бюджета города; приведения уровня и темпов роста расходных параметров бюджета города в соответствии с характеристиками его доходной части; совершенствования функциональной и экономической структуры расходной части бюджета.

8. Повышение эффективности использования муниципальной собственности на основе максимизации доходов от передачи в пользование юридическим и физическим лицам объектов муниципальной собственности, а также земельных участков, развития оптимальных для городского округа форм государственно-частного партнерства.

9. Повышение энергоэффективности и энергосбережения за счет повышения эффективности использования потенциала энергосбережения (потенциал энергосбережения г. Уфы в конечном потреблении составляет по тепловой энергии 20,0–25,0%, по электроэнергии 15,0–20,0%), внедрения энергосберегающих технологий, являющихся альтернативным инвестиционным решением строительству новых источников энергии.

10. Содействие формированию кластерной структуры экономики на основе организационной, методической, аналитической и информационной поддержки кластерных инициатив, создания городских, межмуниципальных, промышленных, логистических, туристско-рекреационных и др. кластеров.

В сфере муниципального управления:

1. Развитие муниципальной службы на основе использования передовых кадровых технологий привлечения высококвалифицированных специалистов в рамках взаимодействия с профильными учебными заведениями, оптимизации затрат на повышение квалификации, увеличения социальной защищенности муниципальных служащих и др.

2. Развитие межмуниципального сотрудничества за счет активизации деятельности ОМСУ в области межмуниципального сотрудничества, создания совместных предприятий, организаций, повышения занятости населения, создания дополнительных источников доходов местных бюджетов и проведения форумов, конференций, съездов, круглых столов в рамках межмуниципального сотрудничества по ряду актуальных социально-экономических, культурных, экологических проблем и др.

3. Развитие способов реализации МСУ на основе формирования информационного пространства путем организации публичных дискуссий, общественных слушаний, использования новых технологий; повышения уровня гражданской активности населения в решении вопросов местного значения; становления и укрепления институтов гражданского общества; укрепления сотрудничества органов ТОС с органами местного самоуправления, организациями жилищно-коммунального хозяйства городского округа, общественными организациями и др.

4. Развитие информатизации управленческих процессов за счет обеспечения доступности открытых муниципальных информационных ресурсов, создания условий для эффективного информационного взаимодействия, внедрения и использования информационно-коммуникационных и вычислительных технологий во всех сферах общественной жизнедеятельности, создания единой концепции информатизации деятельности администрации г. Уфа, перехода к осуществлению большинства муниципальных услуг в электронном виде, развития информационного портала, развития взаимодействия администрации и населения в рамках электронного формата, внедрения экономико-математических методов и современных информационных технологий в процессы анализа и прогнозирования показателей наличия и использования ресурсов местного самоуправления; формирования элементов «электронного правительства».

На основе характеристики связей между сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами развития г. Уфы разработана Концепция комплексного социально-экономического развития города, включающая в себя миссию, цели, стратегические приоритеты и задачи.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «Комплексной программе социально-экономического развития городского округа город Сибай Республики Башкортостан на 2011- 2015 годы»

    Решение
    В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным Кодексом Российской Федерации,
  2. Итоги реализации программы развития системы образования городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2007-2011 годы

    Документ
    Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых (повышения квалификации) «Учебно-методический центр» городского округа город Салават Республики Башкортостан
  3. Совет городского округа город сибай республики Башкортостан

    Документ
    В соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным Кодексом Российской Федерации,
  4. Публичный доклад муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №88 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан по итогам 2010-2011 учебного года Раздел Общая характеристика  учреждения 

    Доклад
    Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №88 Октябрьского района ГО г.Уфа РБ реализует программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на основании лицензии (серия А №349152 рег.
  5. Краткий отчет о научной деятельности Учреждения Российской академии наук Уфимского научного центра ран за 2010 год Уфа-2011 г

    Публичный отчет
    В отчетном году институты Центра продолжали фундаментальные научные исследования в рамках 2 федеральных целевых научно-технических программ: «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы» (ИНК, ИБГ,

Другие похожие документы..