Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Насколько велика вероятность осуществления сценария «конца света»? Можем ли мы изменить и развить свое сознание настолько, чтобы суметь спасти чреват...полностью>>
'Закон'
Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, серия 50 №...полностью>>
'Сказка'
Прогулка с гидом по предпраздничному проспекту Руставели. Так же прогулка по центральной улице Тбилиси, Шарден. Улица Шардена в Тбилиси, названная в ч...полностью>>
'Реферат'
По общепринятым принципам классификации музыкальные инструменты делятся на группы по источнику звука, на подгруппы - по способу (или механизму) звуко...полностью>>

М. К. Аммосова Факультет психологии Кафедра социальной и этнической психологии Преддиплом

Главная > Диплом
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство науки и образования

Российской Федерации

Якутский государственный университет

имени М.К. Аммосова

Факультет психологии

Кафедра социальной и этнической психологии

Преддипломная практика

Программа

Для государственных университетов

Специальность - 030301 «Психология»

Якутск 2008

Составитель кандидат психологических наук,

Доцент Егорова А.И.

Рабочая программа утверждена на заседании

Кафедры социальной и этнической психологии N года.

Протокол N .

Зав. кафедрой Егорова А.И. _____________

Рабочая программа утверждена на заседании

УМК ФП

Протокол N .

Председатель УМК ФП Унарова С.Н. ___________

Рабочая программа утверждена на заседании научно-методического совета ЯГУ

“____”________________ 2008 года

Протокол N

Председатель научно-методического совета ЯГУ

Стручкова Н.А. _________________________

  1. Программа преддипломной практики

студентов 5 курса факультета психологии

    1. Цели, задачи, основные положения

преддипломной практики

Преддипломная практика студентов является важной частью профессиональной подготовки специалистов-психологов. Преддипломная практика проводится согласно ГОС и учебном плану специальности 030301 «Психология» на 5 курсе в 10-м семестре. Общая продолжительность преддипломной практики - 10 недель.

Согласно государственным требованиям к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника (третий уровень профессионального высшего образования) студент должен:

  • понимать и анализировать существующие в обществе социальные проблемы;

  • знать философскую и общенаучную методологию;

- знать основные принципы, теории и положения психологической науки;

- понимать концептуальные основы психологической теории;

  • обладать знаниями в области организации и методологии психологической науки, экспериментальной психологии, основ психодиагностики, математической статистики, основ психометрики и методов социальной психологии;

  • применять на практике психологические методы и техники.

Студент-практикант должен знать:

- специфику организации научного исследования в области психологии;

- основные методики, техники и процедуры научного исследования.

Студент-практикант должен уметь:

- проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою научную деятельность;

- планировать исследование в соответствии с основными этапами научного исследования;

- анализировать научную литературу и использовать ее для обоснования теоретической части исследования;

- модифицировать, адаптировать и разрабатывать методики исследования в соответствии с целями, предметом, объектом и гипотезами исследования;

- применять основные методы психодиагностики на практике;

- владеть методикой математической и статистической обработки данных с применением компьютера;

- составлять библиографический список;

  • графически представлять полученные результаты;

  • формулировать выводы и рекомендации;

Студент-практикант должен иметь представление:

- о специфике организации научного исследования в психологии;

- о методах психологического исследования;

- о возможностях применения компьютерной техники в научных целях.

Преддипломная практика на факультете психологии осуществляется с учетом обязательного минимума содержания программы профессиональной подготовки психолога, после прохождения студентами всех теоретических курсов, учебной, производственной и педагогической практики, сдачи государственного экзамена.

Преддипломная практика является частью образовательного процесса и проводится с целью формирования профессиональных навыков и умений будущего психолога, использования теоретических знаний в научной деятельности.

Задачи преддипломной практики:

- углубление и закрепление знаний, полученных студентами в ходе теоретического обучения;

- ознакомление студентов с особенностями профессиональной деятельности научных работников;

- формирование навыков проведения эмпирического исследования;

- развитие у студентов умений исследовательской деятельности;

    1. Организация преддипломной практики

Базами практики могут быть психологические кафедры, отделения, факультеты высших учебных заведений, предприятия и организации. Общая продолжительность практики 10 недель. Содержание и объем заданий рассчитан на 6 часовой рабочий день.

Руководителями практики назначаются преподаватели кафедр, факультета психологии, имеющие опыт преподавания в вузе не менее 5 лет, ведущие руководство дипломными работами.

Этапы организации практики:

  1. Подписание договора с базой о прохождении практики.

  2. Прохождение инструктажа по технике безопасности на предприятии.

  3. Присутствие на установочной конференции.

  4. Ознакомление с правилами и распорядком рабочего дня предприятия.

  5. Установление единого методического дня.

  6. Прохождение практики.

  7. Присутствие на итоговой конференции.

За время практики студент должен:

  • провести научное исследование в соответствии с утвержденной темой и планом-проспектом;

  • разработать программу научного исследования;

  • разработать методический инструментарий;

  • самостоятельно разработать 1-2 метода эмпирического исследования;

  • работать в качестве помощника психолога предприятия;

  • провести профилактическую работу по теме исследования;

  • разработать рекомендации на основе проведенного исследования;

  • составить отчет по научному исследованию.

1.3. Обязанности методиста практики по факультету:

  • организация инструктажа по технике безопасности в учебных заведениях;

  • ознакомление с правилами предприятия;

  • подписание договоров с базами прохождения практики;

  • организация установочной и итоговой конференции;

  • подготовка документации по практике;

  • организация практики.

1.4. Обязанности научного руководителя:

  • проведение еженедельных консультаций студентов;

  • утверждение программы исследования;

  • оказание помощи в планировании и проведении научного исследования;

  • проверка отчетов.

1.5. Обязанности практиканта

Студент должен:

  • соблюдать режим и распорядок предприятия и следовать его требованиям;

  • участвовать в установочной и итоговой конференциях;

  • посещать все консультации научного руководителя;

  • ознакомиться с рабочей документацией предприятия;

  • знать требования, предъявляемые к заполнению документов;

  • оказывать помощь кафедре, руководителю практики;

  • оказывать помощь в работе психологической службы предприятия;

  • планировать свою деятельность и отражать его в индивидуальном плане;

  • выступить с докладом на научных семинарах и конференциях;

  • иметь публикацию по теме исследования;

  • принимать участие в конкурсах грантов.

  • проводить самоанализ.

В ходе прохождения преддипломной практики студент обязан:

  • подготовить и провести одно-два профилактических мероприятия с предоставлением его сценария;

  • подготовить и провести научное исследование;

  • разработать рекомендации для предприятия;

  • составить отчет.

1.6. Содержание преддипломной практики

При планировании преддипломной практики рекомендуется следующий график деятельности практиканта.

1 неделя:

  • Знакомство с правилами и распорядком работы предприятия;

  • знакомство с документацией;

  • планирование работы на период практики;

  • планирование и подготовка к исследованию.

2-9 неделя:

  • проведение научного исследования;

  • работа по заданию руководителя.

10 неделя:

  • Оформление отчета;

  • прохождение предзащиты дипломной работы на кафедре;

  • подведение итогов практики.

1.7. Подведение итогов практики

Студент должен представить в установленный срок следующую документацию:

- план исследовательской работы (еженедельный);

- протоколы исследования;

- отчет.

Документация сдается в 1-недельный срок после окончания практики.

Подведение итогов преддипломной практики проводится в форме конференций на кафедре. Студенты готовят индивидуальный отчет и доклад о проделанной работе, анализируется ход практики, вносятся предложения по изменению и совершенствованию содержания практики.

Оценка деятельности студентов в качестве научного исследователя проводится на основе анализа документации, наблюдения за ходом организации научного исследования.

  1. Методические рекомендации

    1. Документация

Примерная форма индивидуального

плана исследовательской работы студента

Содержание работы

Срок выпол-

нения

Отметки о выполнении

Примечания

1

Организационная работа.

1. Знакомство с работой предприятия;

- ознакомление с оформлением, оборудованием, техническим оснащением предприятия, кафедры, лаборатории, кабинета психологии;

  • изучение документации предприятия, кафедры.

2. Планирование научного исследования

  • выбор контингента испытуемых

  • определение условий, места и времени проведения исследования

  • подбор и разработка методического инструментария

  • согласование с научным руководителем.

2

Научно-исследовательская работа.

  • организация и проведение научного исследования;

  • подготовка отчета по исследованию.

Схема анализа научного исследования

Тематика, направление исследования

Цель исследования

Задачи исследования

Гипотезы исследования

Методы исследования

Выборка

Результаты исследования

Рекомендации

2.2. Общие выводы об уровне научной подготовленности студента

1. Результаты усвоения теоретических знаний: оценка уровня обзора научной литературы, умения оперировать понятиями, владения категориальным аппаратом психологии, умения ставить и проверять гипотезы, умения анализировать и интерпретировать результаты научного исследования, умения делать выводы.

2. Результаты усвоения проведения эмпирического исследования.

3. Характеристика взаимодействия cтудентов с испытуемыми.

4. Анализ уровня владения статистическими и математическими приемами.

5. Анализ уровня оформления научной работы: соответствие требованиям представления графических изображений, таблиц, библиографического списка.

6. Общая оценка уровня научной подготовленности студента.

7. Научная активность студента (выступление с докладом на научных семинарах и конференциях; наличие публикации по теме исследования; участие в конкурсах грантов).

2.3. Предложения по совершенствованию практики

В соответствии с результатами анализа сформулируйте конкретные предложения по совершенствованию практики.

2.4. Итоговый отчет студента

В итоговом отчете отражаются следующие моменты:

  • место прохождения практики;

  • руководитель практики;

  • методики исследования;

  • объем выборки;

  • работа в помощь предприятию;

  • работа в помощь кафедре;

  • стадия готовности дипломной работы;

  • отчеты;

  • апробация результатов научного исследования на научных форумах;

  • наличие публикации;

  • участие в конкурсах грантов.

3. Литература

Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации «преподаватель» (третий уровень высшего профессионального образования). М., 1995.

Учебники и учебные пособия

Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. М., 1999.

Богомолова Н.Н., Кокурина И.Г. Аннотированная библиография по социальной психологии. Методология и методы исследования в социальной психологии. Вып. 1. М., 1977.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

Введение в практическую социальную психологию. М., 1996.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.

Ляхова Л.Н., Короткевич Р.В. Социальная психология: практикум по психодиагностике. М., 1996.

Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975

Методы социальной психологии / Кузьмин Е.С., Семенов В.Е. Л., 1977.

Методы социально-психологических исследований. М., 1975. Сб.н.т.

Основы социально-психологической теории. М., 1995

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. Спб., 2000.

Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.

Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. Спб, 2001.

Прикладная социальная психология. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М.-Воронеж, 1998.

Проблемы методологии и теории. Отв. Ред. Е.В. Шорохова. М., 1985.

Социальная психология / Под ред. Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. М., 1975

Социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1979

Социальная психология / Под ред. А.В. Петровского и др. М., 1987

Социология: Словарь-справочник/ Отв. ред. Осипов Г.В. М., 1990-91. Т.2

Теоретическая и прикладная социальная психология. М., 1988

Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/ Под ред. Г.М. Андреевой и Н.Н. Богомоловой. М., 1977.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.

Методология социальной психологии

Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. Л., 1989.

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социальных исследований. М., 1985.

Богомолова Н.Н., Данилин К.Е. Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1979.(Контент-анализ, выборка).

Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М., 1998.

Вопросы теории и методологии социальных исследований./ Л.В. Алякринский. Томск, 1974

Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.

Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

Кроз М.В. Аннотированный указатель методов социально-психологической диагностики. М., 1994.

Куликов Л.В. Психологическое исследование. Спб., 1994.

Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975

Методология и методы социальной психологии./ Е.В. Шорохова. М., 1977

Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологи. М., 1983.

Практикум по социологии. М., 1992.

Метод наблюдения

Алексеев А.Н. Применение методов включенного наблюдения в комплексном социологическом исследовании // Молодежь: образование, воспитание, профессиональная деятельность. Л., 1973.

Басов М.Я. Методика психологических наблюдений за детьми. Л., 1924.

Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М. 1974.

Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. М., 1969.

Карпова Г.Ф., Михайлычев Е.А. Методика изучения личности учащихся ПТУ. М., 1989.

Никифоров А.Т., Семенов В.Е. Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях. Л., 1987.

Общий практикум по психологии: Метод наблюдения. Ч.2 / Под ред. М.Б. Михалевской. М., 1985.

Петровская Л.А. Наблюдение как метод конкретного социологического исследования // Лекции по методике конкретных социальных исследований. М., 1972.

Психологическая диагностика. Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981.

Регуш Л.А. Наблюдение в практической психологии. Спб, 1996.

Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. Спб, 2001.

Регуш Л.А. Тренинг педагогической наблюдательности // Вопр.психологии. 1988. № 3.

Регуш Л.А. Тренинг профессиональной наблюдательности. Л., 1991.

Семенов В.Е., Никифоров А.Т. Метод наблюдения в прикладных социально-психологических исследованиях // Социальная психология и общественная практика. М., 1985.

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.

Метод опроса

Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская Е.М. Опрос, индивидуальное консультирование: спецпрактикум по социальной психологии. М., 1991.

Андреенков В.Г., Сотников Г.Н. Телефонные опросы населения: Методические рекомендации по организации и проведению выборочных массовых опросов. М., 1985.

Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993.

Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978, 1993.

Стацевич Т.Л. Особенности работы интервьюеров при телефонных опросах // Социсс. 1993. № 7.

Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев, 1990.

Социометрия

Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. Л., 1970.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

Кричевский Р.Л. Проблема сплоченности малых групп в зарубежной социальной психологии // Вопр.психологии. 1973. № 3.

Морено Дж. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001.

Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. М., 1978.

Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии. Под ред. Ю.М. Жукова. М., 1981.

Спецпрактикум по социальной психологии. Вып. 1. М., 1976.

Анализ документов

Василевич А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте: на материале цветообозначения в языках разных систем / В.Н. Телия. М., 1987.

Казанцев В.Н. Контент-анализ массовой документальной информации в ИТУ. Рязань, 1977.

Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л., 1983.

Семенов В.Е. Применение метода контент-анализа в социально-психологических исследованиях. Л., 1975. Дисс. К.пс.н.

Слово в действии. Интент-анализ политического дискурса / Т.Н. Ушакова и др. СПб., 2000.

Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987.

Тестовый метод.

Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

Гайда В.К., Захаров С.П. Психологическое тестирование. Л., 1982.

Гребенюк Г.А. Построение и валидизация тест-опросника для диагностики деловых качеств // Психол.журнал. 1996. N 1.

Майоров А.Н., Тесты школьных достижений. М., 1997.

Эксперимент.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.

Гришин В.Г. Образный анализ экспериментальных данных. М., 1982.

Кемпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля // Психол.журнал. 1995.N 1.

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М., 2001.

Куприян А.П. Методологические проблемы социального эксперимента. М., 1971.

Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. М., 1981.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию М., 1985.

Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000.

Налимов В.В. Теория эксперимента. М., 1971.

Общий психологический практикум. Психологический эксперимент. М., 1982.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А. Спб, 2000.

Рывкина Р.В., Винокур А.В. Социальный эксперимент. Новосибирск, 1969.

Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1989.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М. К. Аммосова факультет психологии программа курса

    Программа курса
    На основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях,
  2. М. К. Аммосова факультет психологии кафедра социальной и этнической психологии рабочая программа

    Рабочая программа
    1.2.Участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования
  3. Психология массового сознания

    Реферат
    Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. - М., 1967. Массовая информация в советском промышленном городе. Опыт комплексного социологического исследования.
  4. Якутский государственный университет имени М. К. Аммосова прика з

    Документ
    - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ информатики Алтайской государственной педагогической академии, г. Барнаул
  5. Психология сегодня Материалы Х региональной студенческой научно-практической конференции

    Документ
    Психология сегодня [Текст]: Материалы Х регион. студ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23 – 24 апр. 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева; ГОУ ВПО «Рос.

Другие похожие документы..