Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
На территории г.п. Глуск имеется восемь артезианских скважин, химический состав подземных вод соответствует требованиям вод высокого качества. Через Г...полностью>>
'Документ'
2. Признать утратившим силу постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2001 г. № 159 "Об утверждении Правил веде...полностью>>
'Документ'
О степени разработанности понятия «категория», вообще, можно говорить только в рамках философского знания. Категории (от греч. kategoría - высказыван...полностью>>
'Документ'
Традиційно консорціум незалежних аналітичних центрів здійснює моніторинг діяльності нової влади та оцінює результати її роботи. Такий моніторинг є ко...полностью>>

Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних

Главная > Диссертация
Сохрани ссылку в одной из сетей:

АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ

МВД РОССИИ

На правах рукописи

КОСТИНА Любовь Николаевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РАССЛЕДОВАНИЯ ГРУППОВЫХ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Специальность 19.00.06 – юридическая психология

Автореферат диссертации

на соискание учёной степени

доктора психологических наук

Москва•2010

АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ

МВД РОССИИ

На правах рукописи

Костина Любовь Николаевна

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РАССЛЕДОВАНИЯ ГРУППОВЫХ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Специальность 19.00.06 – юридическая психология

Автореферат диссертации

на соискание учёной степени

доктора психологических наук

Москва•2010

Диссертация выполнена на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России

Официальные оппоненты: доктор психологических наук,

старший научный сотрудник

Ситковская Ольга Давидовна

доктор психологических наук,

профессор

Поздняков Вячеслав Михайлович

доктор психологических наук,

профессор

Михайлова Ольга Юрьевна

Ведущая организация – ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет МВД России»

Защита состоится 07 октября 2010 г. в 14.30 часов на заседании диссертационного совета ДМ 203.002.05 при Академии управления МВД России по адресу 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8, в зале заседаний диссертационного совета, ауд. 404.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии управления МВД России.

Автореферат диссертации разослан «___» _______ 2010 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета

ДМ 203.002.05

кандидат психологических наук С.Р. Салпагарова

Общая характеристика работы

Происходящие в современной России государственно-политические и социально-экономические преобразования, реформирование правоохранительной системы государства потребовали серьезных изменений и новых подходов к организации деятельности следственных подразделений, органов дознания и подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел.

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что преступность несовершеннолетних в Российской Федерации продолжает не только оставаться серьезной социальной проблемой, но и приобретает новое качественное содержание. По данным современных криминологических исследований, преступность несовершеннолетних в России в основном носит групповой характер. Значительная часть преступных групп несовершеннолетних совершают корыстные и корыстно-насильственные преступления. В этих группах наблюдаются тенденции омоложения, ожесточения и цинизма совершаемых преступлений, усиления элементов организованности за счет участия в преступлениях ранее судимых лиц. Групповая преступность несовершеннолетних сопровождается употреблением алкоголя, наркотиков и токсических веществ1. В этой связи проблема противодействия преступности несовершеннолетних в современной России является особо важной, так как от ее решения в значительной степени зависит успех проводимых в стране реформ, социальное и нравственное здоровье подрастающего поколения, которое определяет будущее российского общества и государства.

Актуальность представленного исследования обусловлена и тем, что эффективность противодействия преступности несовершеннолетних в современных условиях определяется возможностями государства перестраивать систему профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел. Необходимо осуществлять специальную подготовку, повышать квалификацию, уровень профессионализма, психологической компетентности следователей и сотрудников, специализирующихся по делам несовершеннолетних, а также психологов, выступающих в качестве специалистов и экспертов. Это связано с проблемами создания в России системы ювенальной юстиции, повышения эффективности производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних, развития прикладной юридической психологии, а также становлением нового перспективного направления научных исследований – ювенальной юридической психологии.

Значимость представленного исследования определяется также тем, что Минимальные стандартные правила Организации объединенных наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), требуют обеспечить профессиональную компетентность лиц, осуществляющих производство по делам несовершеннолетних. Положения международно-правовых документов (Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.), конституционные положения о защите прав личности ребенка нашли отражение в российском законодательстве. В действующем УПК РФ производство по уголовным делам несовершеннолетних выделено в специальную главу 50. В соответствии со ст. 425 предусмотрено обязательное участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Участие педагога предусмотрено и при допросе несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя при допросе потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ч.1.ст. 191 УПК РФ). Это требует высокой профессионально-психологической подготовленности следователей и сотрудников органов дознания к расследованию дел о групповых преступлениях несовершеннолетних, использования экспертных и внеэкспертных форм психологических знаний (консультационной помощи, участия психолога в допросе и иных следственных действиях, длительного участия специалиста-психолога в расследовании этой категории дел).

Особая значимость и актуальность исследования связана и с тем, что психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних является неотъемлемой частью и видом психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел. Это позволяет оценить значение психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних для развития практики применения психологических знаний в уголовном процессе и развития юридической психологии, а также определить перспективы дальнейшего развития и совершенствования подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел МВД России.

Степень разработанности темы исследования.

Вопросы психологии преступных групп несовершеннолетних и участников этих групп рассматриваются в отечественной и зарубежной психологической и юридической науках. Эти проблемы изучали в 60-70-е гг. XX в. М.А. Алемаскин, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, Г.Г. Бочкарева, К.Е. Игошев, Н.И. Гуковская, А.И. Долгова, Г.Х. Ефремова, И.С. Полонский, А.Р. Ратинов, А.М. Яковлев и др., зарубежные ученые А. Бандура, Р. Клауард, А. Коэн, Л. Оулин, Е. Шперри, Л. Яблонский и др.; в 80-90-е гг. XX в. – Ю.М. Антонян, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, Г.Ш. Глонти, А.И. Долгова, В.Ф. Пирожков, А.И. Ушатиков, В.В. Юстицкий и др.; в начале XXI в. – С.В. Богданова, Е.Б. Михайлюк, А.И. Мокрецов, В.В. Новиков, О.А. Падун, А.Б. Петрова, Н.А. Харина и др.

Психолого-криминологические проблемы преступных групп несовершеннолетних, типология преступных групп несовершеннолетних, мотивы участия несовершеннолетних в преступных группах, криминологические и педагогические аспекты борьбы с групповой преступностью несовершеннолетних изучались в 50-70-е гг. XX в.: Г.М. Миньковским, Л.П. Николаевой, Г.М. Поповой, И.С. Полонским, Н.А. Роша, А.Е. Тарасом и др.; в 80-90-е гг. – Ю.М. Антоняном, Н.Г. Акбаровым, С.А. Беличевой, Р.М. Булатовым, М.Д. Давитадзе, А.И. Долговой, Л.Л. Каневским, И.И. Карпецом, С.И. Кирилловым, В.С. Овчинским, Л.М. Прозументовым, Е.Г. Самовичевым, С.Л. Сибиряковым и др.; в начале XXI в. – Е.Д. Змановской, И.А. Кобзарем, А.Л. Салагаевым, Л.М. Прозументовым и др.

Частные вопросы расследования групповых преступлений несовершеннолетних освещались Р.С. Белкиным, В.М. Быковым, А.Н. Васильевым, В.Л. Васильевым, В.Н. Волковым, В.Ф. Глазыриным, Н.И. Гуковской, А.И. Долговой, Г.Г. Доспуловым, А.В. Дуловым, А.А. Закатовым, Ю.А. Калинкиным, Л.Л. Каневским, Л.М. Карнеевой, В.К. Комаровым, Д.П. Котовым, М.М. Коченовым, Д.М. Лосевым, Г.М. Миньковским, Н.Р. Осиповой, И.Н. Сорокотягиным, В.В. Шимановским, Г.Г. Шиханцовым и др., а также в современных диссертационных исследованиях – И.В. Гецмановой, Е.А. Егорышевой, И.А. Макаренко, Ю.П. Михальчук, Д.А. Рогозиным, О.Ю. Скичко и др.

Проблемам деятельности следователя, судебно-психологической экспертизы (СПЭ) и комплексной экспертизы преступных групп и личности несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых), внеэкспертных форм участия психолога в расследовании групповых преступлений несовершеннолетних посвящены работы отечественных и зарубежных ученых В.Л. Васильева, Н.Л. Гранат, Е.Г. Дозорцевой, А.В. Дулова, В.Ф. Енгалычева, Н.И. Ефимовой, Л.П. Конышевой, М.В. Костицкого, Д.П. Котова, М.М. Коченова, А.С. Кривошеева, М.В. Кроза, И.А. Кудрявцева, В.Г. Лукашевич, А.Р. Лурии, О.Ю. Михайловой, А.В. Молокановой, В.В. Мельника, А.Р. Ратинова, В.А. Ратинова, Ф.С. Сафуанова, О.Д. Ситковской, Е.Н. Соколовой, Д.С. Чижовой, С.С. Шипшина, Г.Г. Шиханцова, T. H. Blau, S.M. Fulero, D. Canter, R.S. Malpass, S. Penrod, M. Small, J. T. Super, G.L. Wells и др.

Общие вопросы психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел, имеющие значение и для обеспечения расследования преступлений, представлены в трудах Н.В. Андреева, М.Г. Дебольского, И.О. Котенева, М.И. Марьина, А.И. Мокрецова, А.И. Папкина, А.В. Пищелко, В.М. Позднякова, И.Б. Пономарева, Е.В. Петухова, В.Н. Смирнова, А.М. Столяренко, В.П. Трубочкина, В.И. Черненилова и др.

Высоко оценивая труды названных ученых, следует констатировать, что комплексные исследования психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних с учетом современных изменений групповой преступности несовершеннолетних и задач, стоящих перед правоохранительными органами Российской Федерации, в отечественной юридической психологии до настоящего времени не проводились. В юридической психологии также отсутствуют монографические исследования современных проблем профессионально-психологической подготовленности и подготовки следователей, специализирующихся по делам несовершеннолетних, недостаточно разработаны требования к характеру деятельности специалиста-психолога в расследовании дел о групповых преступлениях несовершеннолетних. Все это свидетельствует об особой актуальности и значимости избранной темы диссертационного исследования.

Объектом исследования являются психологические и организационно-правовые отношения в процессе расследования групповых преступлений несовершеннолетних.

Предмет исследования: система психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних и повышение на этой основе эффективности их расследования.

Цель исследования – разработка концепции психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних и мер, обеспечивающих повышение его эффективности.

Задачами исследования, обеспечивающими достижение поставленной цели, выступают:

– определение понятия, содержания и сущности психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних;

– определение теоретико-методологических и методических принципов исследования психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних;

– анализ отечественного и зарубежного опыта использования психологических знаний в практике расследования групповых преступлений несовершеннолетних;

– выявление современных проблем психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних;

– исследование социально-психологических особенностей преступных групп несовершеннолетних корыстной и корыстно-насильственной направленности, противодействия расследованию со стороны этих групп;

– сравнительный анализ ценностей и ценностных ориентаций несовершеннолетних подозреваемых, осужденных за совершение групповых корыстных и корыстно-насильственных преступлений, законопослушных подростков;

– исследование психологических особенностей производства дел о групповых преступлениях несовершеннолетних, значимых для их успешного расследования;

– анализ опыта использования следователями, сотрудниками органов дознания и психологами профессионально-психологических знаний, методов, приемов, средств и действий в процессе расследования дел о групповых преступлениях несовершеннолетних;

– исследование и разработка психотехнологии изучения психологических особенностей преступной группы и несовершеннолетнего подозреваемого, психотехники установления психологического контакта с несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым), психотехники преодоления противодействия расследованию со стороны преступной группы несовершеннолетних; экспериментальное внедрение психотехник в процесс расследования;

– научное обоснование и подготовка концепции психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних;

– исследование структуры, содержания и анализ состояния профессионально-психологической подготовленности следователя, специализирующегося по делам несовершеннолетних,

– анализ состояния профессионально-психологической подготовки следователей и сотрудников органов дознания в образовательных учреждениях и подразделениях МВД России; разработка рабочей учебной программы специального курса «Психологические аспекты расследования групповых преступлений несовершеннолетних», внедрение его в образовательный процесс и занятия по профессионально-психологической подготовке следователей, специализирующихся по делам несовершеннолетних;

– анализ состояния профессиональной подготовки психологов органов внутренних дел и юридических психологов в образовательных учреждениях и подразделениях психологического обеспечения органов внутренних дел; разработка тематического плана занятий по специальной подготовке психологов к обеспечению деятельности следователей и сотрудников органов дознания, специализирующихся по делам несовершеннолетних; определение путей совершенствования специальной подготовки психологов органов внутренних дел и их действий по повышению эффективности расследования групповых преступлений несовершеннолетних;

– разработка научно обоснованных выводов и рекомендаций по оптимизации психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних.

Гипотезы исследования:

1. Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних подчиняется цели повышения эффективности расследования этой категории дел и представляет собой управленческо-деятельностную технологию приведения профессионально-психологического потенциала следователя, сотрудников органов дознания, психологов и психологичес­ких условий расследования в такое состояние, которое позволяет им грамотно использовать процессуальные и непроцессуальные психологические знания, навыки и умения, технологии и техники для решения психологических проблем, возникающих в процессе расследования этой категории уголовных дел.

2. Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних эффективно тогда, когда осуществляется поэтапно: 1) профессионально-психологическая подготовка и повышение квалификации следователей, сотрудников, специализирующихся по делам несовершеннолетних; специальная профессионально-психологическая подготовка специалистов- и экспертов-психологов; 2) сопровождающееся (по запросам) оказание психологом квалифицированной помощи следователям и сотрудникам органов дознания в раскрытии, расследовании и профилактике групповых преступлений несовершеннолетних; 3) оценка состояния и эффективности психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних; проведение научных исследований.

Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних включается в решение задач:

– организационно-психологических – психологическое обеспечение организации и осуществления профессионально-психологической подготовки, повышения квалификации следователей и сотрудников, специализирующихся по делам несовершеннолетних, специальной подготовки психологов; обеспечение взаимодействия следователя, сотрудников органов дознания, психологов в раскрытии, расследовании и профилактике групповых преступлений;

– оперативно-разыскных – обеспечение психологическими знаниями, техниками и технологиями комплекса оперативно-разыскных мер и разыскных действий, осуществляемых сотрудниками органов дознания в соответствии с планом расследования и поручениями следователя для сбора информации о психологии преступной группы, несовершеннолетних подозреваемых (обвиняемых);

– процессуально-следственных – обеспечение психологическими, тактико-психологическими приемами, психотехниками и психотехнологиями производящихся по делу процессуальных и следственных действий для установления обстоятельств по делу;

– профилактических – обеспечение системой правомерных психологических и педагогических методов, средств и приемов для осуществления воспитательной, коррекционной, профилактической работы с несовершеннолетними участниками следственных действий;

– индивидуальных – осуществление направлений психологического обеспечения (консультирование, помощь, подготовка, коррекция, экспертиза и пр.) в отношении к отдельному следователю, несовершеннолетнему участнику следственных действий, законному представителю и пр.;

– групповых – осуществление направлений психологического обеспечения (консультирование, помощь, подготовка, коррекция, экспертиза и пр.) в отношении к коллективам следователей, оперуполномоченных уголовного розыска, инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН); оперативно-следственной группы; преступной группы несовершеннолетних;

– ситуационных – психологическое обеспечение отдельного следственного, профилактического действия, оперативно-разыскного мероприятия, сложного уголовного дела, складывающейся следственной ситуации и т.п.

Методология исследования основана на общенаучной, частной и специальной методологии. На философско-методологическом уровне в основу исследования положен диалектико-материалистический подход и принципы детерминизма и развития. Это выражается в системном подходе к познанию психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних, который раскрывается как целостный комплекс психологических технологий и техник, используемых психологом совместно со следователем и сотрудниками органов дознания в проведении следственных, процессуальных, оперативно-разыскных, тактических и профилактических действий в отношении несовершеннолетних, а также организационно-психологических мер по созданию благоприятных условий для развития, мобилизации и использования профессионально-психологического потенциала следователя, сотрудников органов дознания и психолога.

Конкретно-научная методология находит выражение в использовании принципов социальной психологии групповых преступлений несовершеннолетних. я, экспертом- и специалистмо-психологом ологическими особенностями5050(А.Н. Леонтьев, Г.М. Андреева, А.В. Петровский, А.М. Столяренко и др.), положений деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.), теории деятельностного опосредования групповой активности (А.В. Петровский), принципа единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.), принципа объективности (А.Н. Леонтьев), положений деятельностной концепции развития (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн и др.), принципов юридической психологии (А.М. Столяренко).

Исследование строилось на основополагающих теоретических положениях и методах юридической психологии (В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, М.М. Коченов, М.И. Марьин, Е.В. Петухов, И.Б. Пономарев, А.Р. Ратинов, В.В. Романов, О.Д. Ситковская, А.М. Столяренко, А.Н. Сухов, В.П. Трубочкин, Л.Б. Филонов, В.И. Черненилов, Ю.В. Чуфаровский, Г.Г. Шиханцов и др.), а также теориях криминологии, криминалистики, уголовного процесса, раскрывающих психологию преступных групп несовершеннолетних и их участников, междисциплинарные связи психологии и криминалистики, противодействие расследованию со стороны преступных групп, криминалистические закономерности расследования этой категории дел.

В работе использовался комплекс научных методов, взаимодополняющих друг друга:

– изучение теоретических источников по юридико-психологическим проблемам расследования групповых преступлений несовершеннолетних и психологическому обеспечению деятельности органов внутренних дел;

– анализ нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность сотрудников предварительного следствия, органов дознания и подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел; учебных планов, рабочих учебных программ по юридико-психологическим дисциплинам образовательных учреждений МВД России;

– психологический анализ материалов 487 уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних в архивах судов Российской Федерации (г. Москвы, г. Орла, г. Курска, г. Рязани);

– стандартизированное интервью несовершеннолетних осужденных за групповые преступления (60 человек);

– тестирование несовершеннолетних при помощи методик «Смысл жизни» А.Р. Ратинова, «Ценностные ориентации» в адаптации Б.С. Круглова (151 человек в возрасте 15-17 лет: содержащихся в следственном изоляторе (СИЗО) № 5 г. Москвы – 24 несовершеннолетних, подозреваемых в совершении групповых краж, и 37 несовершеннолетних, подозреваемых в групповых корыстно-насильственных преступлениях; отбывающих наказание в Шаховской исправительной колонии (Орловская область) – 30 подростков, осужденных за групповые корыстные преступления, и 30 подростков, осужденных за групповые корыстно-насильственные преступления; 30 учащихся колледжа и школ);

– анкетный опрос 694 следователей, дознавателей, оперуполномоченных, инспекторов ПДН, участковых уполномоченных милиции из различных регионов Российской Федерации; 54 руководителей следственных управлений и органов предварительного следствия из 37 регионов Российской Федерации; 42 руководителей и сотрудников подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел из 29 регионов Российской Федерации;

– стандартизированное интервью 43 опытных следователей и руководителей следственных подразделений из различных регионов Российской Федерации;

– экспертная оценка профессионально-психологической подготовленности следователя, специализирующегося по делам несовершеннолетних, и подготовленности психолога к оказанию помощи в расследовании преступлений несовершеннолетних;

– экспертная оценка разработанных правил совместной работы психолога со следователями и сотрудниками органов дознания, этапов и методов основных направлений работы специалиста-психолога по психологическому обеспечению расследования групповых преступлений несовершеннолетних;

– включенное психологическое наблюдение за деятельностью следователя и поведением несовершеннолетнего, их взаимоотношениями во время проведения следственных действий;

– анализ результатов групповой преступной деятельности, фиксируемых в материалах уголовных дел, с последующим измерением различных характеристик преступной группы несовершеннолетних (разработанные А.Р. Ратиновым, Г.Г. Лукашевич, В.А. Ратиновым);

– формирующий эксперимент;

– методы математической статистики (ранжирования, U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона);

Научная новизна исследования обусловлена самой постановкой проблемы и попыткой с современных теоретико-методологических позиций на основе междисциплинарного подхода в системном виде проанализировать современные проблемы психологического обеспечения расследования групповых преступлений несовершеннолетних.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Функции правосознания и их роль в реализации функции права [Текст] //Изв вузов. Правоведение. 2006. № С. 23 34

    Документ
    Гущина, Н.А. Сущностная природа правового принуждения и поощрения в современном российском законодательстве [Электронный ресурс] Право и политика. – 2006.
  2. Е. В. Землянская юридическая психология допущено Департаментом по работе с персоналом мвд украины в качестве учебник

    Учебник
    Рецензенты: д-р психол. наук Медведев В.С. (Киевский институт права); д-р юрид. наук, академик Академии правовых наук Украины проф. Коновалова В.Е. (Национальная юридическая академия Украины им.
  3. Пояснительная записка стр. 5 Примерный учебный план стр. 7 Ювенальное право стр. 8 Особенности предупреждения и раскрытия отдельных видов преступлений, совершаемых

    Пояснительная записка
    Примерная программа повышения квалификации сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних составлена в соответствии с учетом основных особенностей деятельности представителей данной службы.
  4. «Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних в ювенальной юстиции»

    Документ
    ( Технология сбора и анализа юридически значимой информации о несовершеннолетнем подсудимом в соответствии со статьей 421 Уголовно-процессуального кодекса РФ)»
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» для специальности 021100 юриспруденция (для всех форм обучения)

    Учебно-методический комплекс
    обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства,

Другие похожие документы..