Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Доклад'
Позавчера наш президент Дмитрий Анатольевич Медведев на первой кнопке дал емкую оценку работе высшей школы РФ Пора прекратить плодить огромное число ...полностью>>
'Документ'
Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать такие направления молодежно...полностью>>
'Сочинение'
1). Обагнув остров, мы выплыли на середину реки. Измучившись от жары, пришло ришение искупаться. Вася, подняв кучу брызг, нырнул прямо с кормы, я же, ...полностью>>
'Реферат'
создать, прежде всего, для себя, нечто, вроде самоучителя, справочника, настольного пособия для жизни в современном российском обществе. Очень часто в...полностью>>

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности 020306. 65 «Экологическая геология». Форма обучения очная «подготовлено к изданию»

Главная > Учебно-методический комплекс
Сохрани ссылку в одной из сетей:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Ф.И.О./

__________ _____________ 2011__г.

Минеральные ресурсы России и мира

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов, обучающихся по специальности 020306.65 «Экологическая геология». Форма обучения очная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор (ы) работы : Старков В.Д.

«______»___________2011__г.

Рассмотрено на заседании кафедры физической географии и экологии. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем ___171______стр.

Зав. кафедрой Хорошавин В.Ю.

«______»___________ 2011__ г.

Рассмотрено на заседании УМК эколого-географического факультета

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Ф.И.О./

«______»_____________2011__ г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Ф.И.О./

«______»_____________2011__ г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИТ

Кафедра физической географии и экологии

Старков В.Д.

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ и МИРА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов, обучающихся по специальности 020306.65 «Экологическая геология». Форма обучения очная

Тюменский государственный университет

2011г.

Старков В.Д.. Минеральные ресурсы России и мира. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности 020306.65 «Экологическая геология». Форма обучения очная. Тюмень, 2011, 171 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: ______________ (указать наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом основной образовательной программы) [электронный ресурс] / Режим доступа: ., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой физической географии и экологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой Хорошавин В.Ю.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Чистякова Н.Ф., профессор, доктор геолого-

минералогических наук

Тюлькова Л.А., доцент

© Тюменский государственный университет, 2010.

© Старков В.Д., 2011

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка, которая содержит:

1.1. Цели и задачи дисциплины (модуля).

На всех этапах развития человеческой цивилизации ее основой были природные ресурсы, которые подразделяются на две резко различные категории: возобновляемые и невозобновляемые.

К первым относятся растительные и животные ресурсы. Они обязаны своим происхождением современной энергии Солнца, достигающей земной поверхности.

Ко вторым относятся минеральные ресурсы, которые произошли в результате овеществленной энергии прошлых геологических эпох, которая генерировалась как внутренними силами Земли, так и солнечным теплом и светом.

В настоящей книге разговор пойдет о невозобновляемых , минеральных, ресурсах, которые без всякого преувеличения являются первоисточником современного материального и энергетического потенциала человеческого общества.

Основой существования современного человека является материальное производство, которое в свою очередь целиком зависит от добычи и переработки различного сырья, в первую очередь – минерального. Не надо никому доказывать, что от запасов полезных ископаемых зависит мощь любого современного государства и благополучие его граждан.

Все современные горячие и холодные (политические) войны ведутся либо из соображений стратегической выгоды, либо с целью захвата территорий потенциально богатых минеральными ресурсами, в первую очередь – энергетическими.

Географическое распространение минеральных ресурсов на Земле крайне неравномерное. Например, львиная доля запасов нефти сосредоточена в странах, примыкающих к Персидскому заливу. Почти весь марганец стран СНГ приурочен к территории Украины, а хром – Казахстана. Ни одна страна не обеспечивает себя полностью собственным минеральным сырьем.

Минеральные ресурсы находятся повсюду: в горных породах, в воде океанов и морей, в атмосфере. Большая часть их размещается в земной коре. Довольно много компонентов может извлекаться из морской воды. Атмосфера на 99,9 % состоит из трех газов: азота, кислорода и аргона. Наибольшее содержание имеет азот, являющийся необходимым компонентом минеральных удобрений. При производстве азотных удобрений азот заимствуется из воздуха. Аргон и кислород тоже извлекаются из атмосферы, но в гораздо меньших количествах. От этих «заимсвований» состав атмосферы мало меняется. Однако в атмосферном воздухе постепенно увеличивается содержание углекислого газа, что обусловлено интенсивной хозяйственной деятельностью человека.

Минеральные ресурсы состоят из двух компонентов. Первый компонент относится к выявленным ресурсам иназывается запасами. Имея дело с запасами, человек уже знает их количество, способ и технологию добычи, а также прибыль, которую можно получить после продажи добытого полезного ископаемого.

Второй компонет называется потенциальными ресурсами, вокруг которых еще много не выясненных вопросов. Во-первых, при разведке количество их может не подтвердиться; во-вторых, вполне возможно, что придется усовершенствовать технологию добычи, обогащения руды и ее переработки; в-третьих, их добыча может стать нерентабельной и потребует дотации государства. По этим и другим причинам потенциальные ресурсы не всегда могут быть переведены в категорию запасов и они могут стать объектом добычи лишь в отдаленном будущем.

Минеральные ресурсы обладают одной важной особенностью – количественной ограниченностью. Особенно ограниченны ресурсы нефти и газа.. Поэтому уже в текущем веке человечество не может рассчитывать на сохранение сложившихся темпов их извлечения из недр. Тем не менее, интенсивная добыча горючих полезных ископаемых продолжается, поскольку современный человек не может жить без потребления большого количества энергии, в первую очередь – электрической. Б.Скиннер (1989) пишет, что если перевести потребляемую людьми энергию сжигаемых минеральных ресурсов в мускульную, то получится, что на каждого из нас работает по 120 энергетических «рабов», а каждого американца обслуживает 300 энергетических «рабов». Если же подсчитать стоимость всех других минеральных ресурсов, потребляемых современным цивилизованным человеком, то количество условных «рабов» многократно возрастет. В первую очередь по этой причине столь быстро растет население Земли. Вот статистика: в 1700 г. на Земле проживало 800 млн. человек, в 1950 г.- 3 млрд. человек, в 2000 г. -6 млрд. человек. За последние 50 лет население Земли выросло в 2 раза. Это происходит в связи с улучшением условий жизни, которое в первую очередь обязано растущему потреблению минеральных ресурсов. Если все это у людей отнять, то человеческая популяция быстро сократится до естественной. В первую очередь это произойдет из-за недостатка продуктов питания, количество которых напрямую зависит от производства зерна. За последние полвека в промышленно развитых странах урожайность зерновых увеличилась в 3-4 раза за счет применения минеральных удобрений, использование которых возросло в несколько раз. Ясно, что процесс увеличения численности населения земного шара не бесконечен. Нагрузка на недра имеет свой предел и перед человечеством скоро встанет вопрос определения разумной численности населения. Пока что численность населения северного полушария не достигла критической отметки и страны, расположенные в этой части планеты, борются за увеличения численности своих граждан. Один из главных путей к этому – улучшение жизни людей за счет повышения нагрузки на недра.

В Советском Союзе это хорошо понимали. Поэтому в системе народного хозяйства СССР геологоразведочные работы рассматривались как важнейшая отрасль материального производства, обеспечивающая поиски, оценку и разведку минеральных ресурсов для всех отраслей промышленности и сельского хозяйства. Данные статистики свидетельствуют, что в геологоразведочной отрасли СССР было занято около 5 млн. человек. Эта огромная армия специалистов и рабочих провела за 70 лет существования могучего государства колоссальную работу, обеспечив современную Россию запасами основных видов сырья на многие годы. Именно по этой причине наша страна до сих пор не опустилась на дно экономической пропасти, несмотря на то, что большинство промышленных предприятий в 90-е годы практически бездействовало. Российское государство продолжает существовать только благодаря огромным запасам минерального сырья, разведанным в советское время. В недрах России сосредоточено более 30% мировых запасов газа, 10% нефти, 25% никеля, 17% олова, 50% алмазов, почти 100% янтаря. Горнодобывающие предприятия, нефте- и газопромыслы продолжают извлекать минеральное сырье из недр из недр и продавать за валюту в зарубежные страны. Это не только углеводородное сырье, которое в структуре экспорта ресурсов занимает 77%. Россия экспортирует в больших количествах выплавленные из руд чугун и сталь, медь, алюминий, полиметаллы, а также уран, платиноиды, асбест, слюду, цветные камни, агрономические руды и многое другое. В 2003 г. доходы Федерального бюджета составили 2,6 трлн. рублей, из них 1,4 трлн. руб. поступили от добычи и реализации полезных ископаемых. Таким образом, экономика страны целиком зависит от пользования недрами.

Конечно, по основным типам минерального сырья Россия обеспечена запасами на многие десятилетия. Но надо иметь ввиду, что эти запасы нельзя назвать неисчерпаемыми, поэтому их необходимо постоянно наращивать. Между тем правительство России за 2 последних десятилетия почти полностью ликвидировало геологоразведочную отрасль. В результате произошел резкий спад прироста запасов, особенно в нефтегазодобывающей отрасли. Кроме того, такое отношение государства к геологоразведочной отрасли привело к еще одному печальному последствию – потере опытных специалистов-геологов, которых со временем придется импортировать.

В настоящее время отдельные члены Правительства начинают понимать пагубные последствия ликвидации геологоразведочной отрасли. В 2004 г. министр природных ресурсов Ю.П.Трутнев опубликовал специальную статью /Трутнев,2004/, в которой высказана тревога за приближение срока полного исчерпания рентабельных эксплуатируемых запасов отдельных полезных ископаемых. В частности, рентабельные запасы россыпного золота в стране иссякнут к 2011 году, а коренного золота, нефти, урана, меди – к 2015 году. Автором изложен разработанный Министерством проект «Программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья». В этой статье поднимаются все обозначенные выше проблемы. Для успешного решения вышеназванных и других задач будущему специалисту, получающему образование на базе географии, необходимо разбираться в геологических процессах, уметь распознавать горные породы и минералы, читать геологические карты и разрезы, знать области применения различных видов минерального сырья. Настоящий учебно-методический комплекс предназначен помочь студентам освоить курс «Минеральные ресурсы России», входящий в программу подготовки географов, экологов и природопользователей в Тюменском государственном университете.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Знание материала, изложенного в курсе «Минеральные ресурсы России» необходимо для последующего для освоения материала в курсах «География топливно-энергетического комплекса», «Геграфия Тюменской области», «Коммерческая география», «Экономическая и социальная география России» и др.

1.3. Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.

В результате освоения ООП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

• Иметь представление о геологических условиях и процессах образования эндогенных и экзогенных месторождений, формах тел полезных ископаемых и закономерностях их размещения.

• Владеть базовыми знаниями по целевому назначению различных видов минерального сырья и применении его в промышленности.

  • Иметь профессионально профилированные знания о месторорждениях полезных ископаемых, их ресурсах и роли в обеспечении минеральным сырьем мировой экономики.

  • Уметь применить полученные знания в физико-географических исследованиях, а также в экономической и социальной географии.

  • Уметь применять базовые теоретические знания в прикладных географических исследованиях.

  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 3. Форма промежуточной аттестации: зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 90 часа, в том числе лекции 32 часов, практические занятия 16 часов, самостоятельная работа 42 часов.*

    Таблица 1.

    Тематический план

Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции*

Семинарские (практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Модуль 1

1

Предмет и задачи курса. Геологоразведочные работы – важнейшая отрасль материального производства

1

4

1

10

0 - 10

2

Основные понятия, относящиеся к минеральному сырью

2

4

1

2

0 -10

3

Руды железа. Железорудная база России и перспективы ее развития. . Руды хрома. Их использование в промышлености. Состояние сырьевой базы хромитов. Руды марганца, их роль в металлургии. Состояние сырьевой базы марганца России

3

2

2

4

0 -5

4

Руды меди. Пути использования меди в хозяйственной деятельности человека. Сырьевая база меди России. Руды никеля. Роль никеля в металлургии. Минерально-сырьевая база никеля России. Руды алюминия. Роль алюминия в народном хозяйстве. Минерально-сырьевая база алюминия

4

2

2

2

0 -5

Всего

12

6

18

0 -30

Модуль 2

1

Типы месторождений золота. Золотоносные провинции России. Минерально-сырьевая база ниобия и тантала России и проблема ее освоения. Минерально-сырьевая база германия России. Проблема германиевого производства. Руды титана и циркония России. Состояние минерально-сырьевой базы титана и циркония.

5

4

2

4

0 -5

2

Алмазы и бриллианты. Ресурсы алмазов. Ресурсы янтаря России

6

4

2

2

0 -10

3

Роль нефтегазового комплекса в экономике России. Нефтегазовый потенциал регионов России.

7

4

2

4

0 -15

Всего

12

6

10

0 -30

Модуль 3

1.

Минерально-сырьевая база барита, самородной серы, природных солей

8

2

2

0 -5

2

Агрономические руды и их роль в экономике мирового сообщества. Обеспеченность сырьем фосфатного и калийного производства России

9

2

1

4

0 -5

3

Сырьевая база талька. Пьезокварц и оптический кварц

10-14

2

1

4

0 -10

4

15. Роль угля в топливно-энергетическом комплексе. Угольные бассейны России

15

1

1

2

0 -10

5

Минерально-сырьевая база природных строительных материалов: глинистого сырья

песчано-гравийной смеси

строительного и облицовочного камня

известняка

мергеля

диатомита, трепела, опоки

гипса и ангидрита

магнезита

1

1

4

2

0 -10

Всего

8

4

14

0 -40

Итого (часов, баллов):

32

16

42

0 – 100

Курсовая работа

0 – 100



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План работы филологического факультета на 2010 год

    Документ
    Международный научно-практический семинар «Использование Национального корпуса русского языка в лингвистических исследованиях и преподавании русского языка»
  2. Стратегия Лидского колледжа уо «Гргу им. Янки Купалы» на 2011-2015 гг

    Документ
    Основанный в 1951 г. техникум механизации сельского хозяйства, позже Лидский индустриальный техникум, в 2001 г. был реорганизован в Лидский технический колледж Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

Другие похожие документы..