Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Программа'
Отделение ветеринарной медицины РАСХН, Всероссийский НИВИ патологии, фармакологии и терапии, Воронежский госагроуниверситет им. К.Д. Глинки приглашаю...полностью>>
'Сценарий'
Библиотекарь: Был такой же морозный зимний день. Декабрь под Москвой. От того декабря нас отделяет 64 года. Некруглая, неюбилейная дата. Но для истор...полностью>>
'Документ'
Крюсс Дж. «Тим Талер, или Проданный смех». 14. Льюис К. «Хроники Нарнии». 15. Осеева В. «Динка». 1 . Пантелеев Л. «Республика Шкид». 17. Приставкин А...полностью>>
'Документ'
Долгие годы проблема удаления всех отходов с морских и речных судов решалась во всем мире довольно просто — санитарные судна принимали стоки с этих с...полностью>>

Археологические памятники первобытного общества на территории Дмитровского края Междуречье Оки и Волги в эпоху верхнего палеолита

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Археологические памятники первобытного общества
на территории Дмитровского края

Междуречье Оки и Волги в эпоху верхнего палеолита.

Около 35 (40) тыс. лет назад начался верхний, или поздний, палеолит, продолжавшийся до 12 (10) тыс. лет назад. Это было время формирования человека современного физического типа – гомо сапиенса.

Человек по-прежнему жил в своеобразных условиях ледникового климата. Ледниковый щит достигал Верхней Волги, примерно 52-54° с.ш. (Дмитров находится под 56° с.ш.). Верхний палеолит был временем распространения так называемой мамонтовой фауны. Приледниковая полоса изобиловала животными, искавшими убежища от мошкары, там паслись большие стада северных оленей и мускусных быков, гнездились стаи водоплавающих птиц. Южнее было царство мамонта и шерстистого носорога, по соседству с которыми жил свирепый хищник – пещерный лев. Много было и иных животных: лошадей, быков, оленей, антилоп, волков, песцов, зайцев. Основным объектом охоты был мамонт. Трудно представить жизнь верхнепалеолитического человека без мамонта. Своими размерами он превосходил индийского слона. У мамонта были гигантские бивни, вес которых доходил до 200 кг, ими он разгребал снег в поисках пищи. Шкура мамонта была покрыта косматой рыжей шерстью. Жили они стадами, питались травой, мелким кустарником, молодыми ветвями деревьев, пережевывая пищу двумя огромными плоскими зубами.

Мамонт давал человеку не только пищу, одежду, но и кров. В искусственных жилищах основаниями подпорных столбов обычно служили кости мамонта. Доказано, что для соединения костей в них выдалбливали пазы и отверстия. Каркас жилища сооружался из жердей и частично из костей. Для этого, в частности, использовали рога оленя. Крупными костями придавливали шкуры, которыми покрывались жилища. Наиболее распространенным типом жилища была круглая землянка поперечником 4-5 м., иногда в основании были каменные плиты или черепа мамонтов. Перекрытия были конические, как в чумах или ярангах.

На территории края неоднократно находили кости мамонта: в Музее-заповеднике «Дмитровский Кремль» хранятся части бивней, средняя часть черепа, лопатка и зуб мамонта.

Суровый климат приледниковья (тип климата современного Якутска) не давал возможности человеку постоянно селиться в Междуречье Оки и Волги. Можно говорить только о проникновении человека в наш край. Наиболее значительное свидетельство – погребение на стоянке Сунгирь около Владимира (стоянка находилась на широте нашего города-56° с.ш.). Возраст погребения 25-22 тыс. лет. Там были открыты погребения старика-кроманьонца и двух детей, девочки 7-8 и мальчик 12-13 лет, положенных голова к голове. Погребения сопровождались набором украшений и оружия. Мальчик похоронен как взрослый охотник: ожерелья из песцовых клыков, два крупных когтя пещерного льва,скульптура лошади на груди,фигурка мамонта за плечом,два каменных кинжала в руках,рядом уникальное копьё из выпрямленных (!) бивней мамонта (2.42 м). Камень и кости-главный материал для изготовления орудий труда. В этот период из человек мог сделать из камня 96 видов разнообразных орудий. Из нуклеуса,камня-заготовки, делали рубила, скребки, резцы, наконечники копий, из костей и рогов делали гарпуны,иглы,шилья,копьеметалки.

Ближайший к нашему региону археологический памятник находка, связанный с человеком – сходненская находка (канал Москва-Волга), крышка черепа неоантропа (человека разумного).

Археологические памятники эпохи мезолита.

Мезолитом (средним каменным веком) называется следующая за палеолитом археологическая эпоха, охватывающая период VIII-VI до н.э

Начало мезолита – это иные по сравнению с палеолитом природно-климатическими условия, результат таяния ледникового массива. Ледник быстро отступил на север, оставив после себя освобожденную почву, массу озер, заболоченных пространств. На территории нашего края можно найти большое количество валунов, оставленных ледником (например, в черте города на улице Маркова у дома № 8).

Изменения коснулись всего: климата, рельефа суши и уровня Мирового океана, растительности и животного мира. С изменением климата связано образование современных ландшафтов и растительных зон. В это время просторы Европы покрылись лесами из сосны и широколиственных деревьев. Мамонты исчезли вместе с отступлением ледников. Значение мамонта как основного источника пищи было столь велико, что его исчезновение привело к значительным изменениям в условиях жизни человека. Место загонной охоты на крупное животное, заняли охота на лесного зверя (лося, бурого медведя, благородного оленя, кабана, бобра) и водоплавающую птицу, рыбная ловля и собирательство.

В новых условиях исторически необходимо было изобретение новых орудий охоты на животных. Такими орудиями в мезолите стали лук и стрелы.Более разнообразными стали способы охоты: резко возросла роль индивидуальной охоты с собакой (прирученной в палеолите), широко стали применяться разнообразные западни, ловушки, силки. Значительное место в хозяйстве занимало рыболовство. На рыбу охотились с помощью гарпуна, впервые появились сети, рыболовные крючки, верши. В мезолите был изобретен древесный долбленый челн и весла.

Техника работы с макролитами (крупными каменными заготовками из кремния) дополняется микролитической, вкладышевой техникой. Основа предмета, например ножа, кинжала, наконечника копья, изготавливались из кости или дерева, на ней делались продольные прорези, в которые вставляли отдельные лезвия из ножевидных пластин из кремния. Так получался нож, копье или кинжал большой длины.

Территория нашего края начала широко заселяться людьми именно в эпоху мезолита.

В 1978-1980 гг. археологом А.В. Трусовым были раскопаны в Дмитровском районе стоянки Альба I и Альба III.Они принадлежат к Рессетинской археологической культуре (VIII-VII тысячелетия до н.э.). Названа по стоянке Рессета в Калужской области, ее памятники территориально зафиксированы в Калужской, Московской и Калининской областях и входят в бассейн Верхней Волги, Оки и Западной Двины.

Памятники занимают долины рек, озеровидные пойменных расширения, равнинные места платформенных поднятий (Средне-Русской возвышенности, Клинско-Дмитровской гряды, Валдайской возвышенности). Культура относится к раннему мезолиту и являет собой факт приспособления населения Восточно-Европейской равнины, пережившего ледниковый период, к условиям последникового времени.

Археологические памятники эпохи неолита.

Неолит – последний период каменного века (VI-III тысячелетия до н.э.).В неолите в северном полушарии природа приобретает облик, близкий к современному.

Лесная территория Восточной Европы простирается от Прибалтики до Урала и от побережья Белого моря и Кольского полуострова до Средней Волги и Оки. В этой растительной зоне развивался соответствующий и очень близкий к современному животный мир.

Развитие хозяйства и культуры в неолите здесь основывалось на охоте, рыбной ловле и собирательстве.

Значительные изменения в неолите коснулись первобытной техники. В это время люди научились шлифовать, пилить и просверливать отверстия в камне. Шлифовальные топоры и тесла, насаженные на деревянные ручки, были довольно совершенными орудиями труда. Неолитический каменный топор превратился в высокопроизводительное орудие. С его помощью археологам удалось всего за 75 минут срубить сосну диаметром в 25 см. В лесных районах топор стал одним из основных орудий борьбы с лесом. Он использовался при подсечном земледелии, когда приходилось вырубать большое количество деревьев, а также для обработки стволов при строительстве свайных и других жилищ, выдалбливания лодок-однодеревок, изготовления плотов, саней и лыж.

Исключительно важным изобретением эпохи неолита было производство глиняной посуды. Люди задолго до этого пользовались в хозяйстве посудой из коры и дерева, корзинами из прутьев. Но их применяли только для хранения припасов пищи. Появление же глиняной посуды позволило варить пищу.

Другим крупнейшим достижением неолита было изобретение способов получения тканей. Волокно, пригодное для прядения ниток, вырабатывалось из растений (конопля, крапива) и из шерсти.

Развитие текстильного дела дало новый материал для изготовления одежды, мешков, сумок и рыболовных снастей. О развитии ткачества говорят многочисленные неолитические находки пряслиц – небольших каменных или глиняных кружочков с отверстием в центре, которые надевались на нижний конец веретена, чтобы вращение его было равномерным и длительным.

Таким образом, люди неолита создали новые, не свойственные природе материалы – керамику, текстиль, начали широкий переход от присваивающего типа хозяйства (охота, рыбная ловля и собирательство) к производящему – земледелию и скотоводству. Это событие получило название неолитической революции.

В 1968 году была открыта и исследована Давыдковская стоянка эпохи неолита, стоянка находилась западнее деревни Давыдково Дмитровского района в южной точке возвышенности, образующий правый коренной берег р. Яхромы. Стоянка располагалась на пологом песчаном берегу открытой на юг бухты озера. Археологи считают её наиболее ранней из известных стоянок на территории Дмитровского края. Также к неолитическим стоянкам относят археологические памятники: деревня Волгуша на берегу реки Волгуша, деревня Рыбаки и ещё полтора десятка стоянок на берегу озера Круглое.

Исследователи относят все вышеперечисленные стоянки к Льяловской археологической культуре (V-III тысячелетие до н. э.). Льяловская была названа по стоянке у с. Льялово на берегу Клязьмы. Поселения располагались на заболоченных берегах рек, озер и на островах. Жилища устраивались на настиле из жердей и бревен, на сваях.

Главными отраслями хозяйства льяловцев была охота на водоплавающих птиц и рыбная ловля. Для льяловской культуры характерны сосуды полуяйцевидной формы, украшенные орнаментом из ямок и оттисков гребенки и названные поэтому ямочно-гребенчатыми.

Во время раскопок на территории Дмитровского края были найдены каменные орудия: шлифованные топоры и тесла, кремневые наконечники стрел и копий, ножи, скребки и сверло, а также остатки жилищ с очагами, обложенными камнями.

Волосовская археологическая культура (III – начало II тысячелетия до н.э.), относящаяся к типу ямочно-гребенчатых, получила свое название по стоянке, расположенной в окрестностях Мурома. Волосовцы занимались охотой и рыболовством. На позднем этапе развития племена волосовской культуры ассимилировали или вытеснили племена льяловской культуры.

Примером волосовской культуры на территории нашего края является стоянка Николо-Перевоз на реке Дубне. Поселения занимали довольно большие территории. Основным типом жилищ в них были землянки. Интересен волосовский клад, состоявший из каменных предметов, среди них встречаются стрелы, копья, ножи и оригинальные изображения животных – своеобразная каменная скульптура «лесного неолита».

Археологические памятники эпохи бронзы.

Племена лесной полосы Восточной Европы и в бронзовом веке в основном сохраняли неолитический быт. Причиной тому была бедность месторождениями цветного металла и суровая природа, с трудом приспособляемая к нуждам земледелия и скотоводства. Но производящее хозяйство здесь все же появилось.

В начале бронзового века по всей Европе распространяются культуры боевых топоров. Название происходит от каменных сверленых топоров ладьевидных очертаний.

Население стало более подвижным, так через Прибалтику прошла мощная волна племен, проникших и занявших почти всю зону среднерусских лесов. По могильнику, расположенному у села Фатьяново близ Ярославля, культура была названа фатьяновской

Фатьяновская археологическая культура (II – начало I тысячелетия до н.э.) изучена в основном по захоронениям. Эти кладбища расположены на высоких местах. Костяки с небольшим количеством инвентаря в могильных ямах лежат скорченно. Вместе с покойниками положены топоры и глиняные сосуды.

Во всех погребениях, где встречаются кости животных, неизменно преобладают кости домашнего скота: свиней, овец, коров, лошадей и собак. Это доказывает, что человек лесного края перешёл от присваивающего хозяйства к производящему. Занимаясь скотоводством и земледелием, он меньше стал зависеть от капризов природы. Сохранили значение также охота и рыболовство. Фатьяновские племена знали обработку металла. Нашли так называемые льячки – глиняные ложечки для разливания в формы расплавленного металла, погребение металлурга с литейными формами.

На территории Дмитровского края фатьяновские могильники обнаружены в верховьях реки Икши, у селения Протасово (захоронение семи воинов исследовала в начале 20-х годов XX в. Н.А.Елизарова).

В Музее-заповеднике «Дмитровский Кремль» хранятся клиновидные кремниевые несверленные топоры, шлифованные сверленные топоры из твердого материала диорита из протасовской коллекции. Отдельные предметы, характеризующие эту культуру, были найдены у сел Вороново, Подчерково, Синьково, в селении Бунятино в городах Яхроме и Дмитрове. Так в конце сезона 2003 года археологи Подмосковной экспедиции Института археологии РАН при вскрытии крепостного вала Дмитровского Кремля нашли фатьяновский топор эпохи бронзы.

Частые находки боевых топоров, свидетельствуют об усилении межродовых столкновений. Кофликты связаны с вооруженным вторжением на чужую территорию. Фатьяновцы двигались с запада на восток. Они заняли территорию волосовских племен. На волосовском поселении Николо-Перевоз на реке Дубне найдены фатьяновские погребения. Археологи попытались восстановить картину столкновения между пришельцами и местными жителями. Это был ожесточенный конфликт, волосовцы напали на чужаков, фатьяновцы из могильника были убиты волосовскими стрелами. Но фатьяновцы победили аборигенов, похоронили своих убитых и пошли дальше. Если бы волосовцы не были побеждены, они не позволили бы хоронить чужаков на своем поселении.

Археологические памятники эпохи раннего железного века.

Железо в середине I тысячелетия до н. э. распространилось далеко к северу, с ним были знакомы жители лесной полосы Восточной Европы. Весь восток и север Восточной Европы занимали в основном финно-угорские племена. Для огромной области финно-угорского расселения характерна сетчатая керамика (отпечатки ткани на поверхности сосуда).

Западную часть междуречья Оки и Волги занимала обширная область дьяковской археологической культуры (VIII в. до н.э.– VII (X?) в.н.э.). Поселения расположены в лесном Поволжье, по берегам Оки и Москвы-реки и их притокам. Одно из первых исследованных поселений этой культуры находится у с. Дьяково на территории Москвы, поэтому и вся культура получила название дьяковской.

Размеры поселений небольшие, устраивались они на высоких берегах, естественно укрепленных глубокими оврагами. Дьяковские городища были окружены валами и рвами. Нередко вокруг всей площади поселка сооружалась деревянная стена из массивных бревен и слег. Обычно со стороны поля городище защищали два вала и два рва. Оборонительные сооружения городищ довольно мощные и свидетельствуют о высоком уровне военно-оборонительного искусства.

Наиболее интересным памятником Дьяковской культуры в нашем крае является Синьковское городище, оборонительное сооружение, подобное описанным выше. Синьковское городище имеет вид мыса, защищенного с одной стороны массивным валом, форма которого напоминает кокошник, и широким рвом, а с двух сторон – естественными оврагами. Длина городища – около 65 метров, ширина в середине – около 64 метров, высота со стороны оврага 12 метров, в самой высокой точке около 17 метров (16 и ¾ метра). Синьковское городище открыто в 1901 году Я.И.Смирновым.

Раскопки дали богатый материал для изучения жизни дьяковских племен. Найдены костяные иглы и шилья, черепки глиняной посуды с орнаментом, пряслицы, грузила для ткацкого станка, тигельки для плавки металла, железные наконечники стрел, окаменелые зерна, кости домашних и диких животных. Это говорит о наличии многоотраслевого хозяйства у синьковцев: металлургия, гончарное дело, ткачество, земледелие, скотоводство, охота и рыбная ловля.

Судя по размерам памятника, можно предположить, что в Синьковском городище, также как и других городищах дьяковцев жило от 50 до 200 человек, что для патриархальной семьи слишком много, значит, одно поселение занимал род. К Дьяковской культуре на территории нашего края относятся Каргашинское селище, расположенное в полутора километрах от Синьковского городища и связанное с ним в период существования, Кикинское городище близ деревни Кикино на реке Веле. Этнически дьяковцев считают предками мери и веси, племена угро-финской языковой группы, уральской языковой семьи. Многие топонимы и гидронимы нашего края угро-финского происхождения: Яхрома (иокрокма) – печальная река; Талдом (тул) – огонь, дом без огня; Шебаново (шоб и шаам) – прокислый, заплесневелый; Костромино от Кострома (куштырно) – находящаяся на ветру; Мерлино и Семерлино (мари) – мерянин.

Дьяковские племена просуществовали до самого прихода на эту территорию славян, т. е. до конца X в.

Археологические памятники восточных славян.

Круглые курганы, относящиеся в целом к X- началу XI в., в междуречье Волги и Клязьмы уже многочисленны и свидетельствуют о начальном этапе широкого славянского освоения этой территории.

В лесной зоне славянского расселения вплоть до X в. безраздельно господствовал обряд трупосожжения, с последущим сооружением курганных насыпей. Кремация умерших совершалась, как правило, на стороне, вне курганов. Остатки трупосожжений (кальцинированные кости без пепла или с небольшим количеством золы), собранные с погребального костра, помещались в курганные насыпи индивидуально. Основная масса погребений безурновые. Лишь в сравнительно немногих случаях остатки сожжения помещались в глиняные (реже берестяные) урны.

С X века у славян начинается трупоположение (ингумация) на выжженном материке (ритуал очищения места огнем) с использованием домовины и последующей насыпкой кургана. Все славяне хоронили покойников головой на восток.

Сооружение курганов вызвано непрерывным процессом расселения славян по лесной зоне, по словам В.О.Ключевского – «внук умирал не там, где дед». С уходом потомков «селения мертвых» оставались беззащитными, поэтому, по мнению Б.А.Рыбакова, возникает идея захоронения праха под большими округлыми насыпями — курганами, которые на древнерусском языке именовались могилами («могыла»). Земляная насыпь надежно прикрывала захороненный в ее глубине прах предка.

В Дмитровском крае примером славянского погребального культа служит Шустинский курганный могильник. Шустинская курганная группа расположена на левом высоком берегу р. Яхромы на расстоянии 1 км к востоку от д. Шустино Дмитровского района. От деревни ее отделяет р. Яхрома, имеющая здесь резко очерченную глубокую долину, ограниченную с обеих сторон высокими и довольно крутыми берегами. Левый коренной берег реки покрыт смешанным и местами хвойным лесом, в котором и расположен могильник. Правый берег, более отлогий, безлесный, занят полями.

Напротив Шустинского могильника находится большое с. Ильинское. Курганная группа состоит из 22 насыпей, расположенных на ровном, слегка покатом краю террасы. Какого-либо порядка в расположении курганов не наблюдается. Все курганы имеют полушарную форму. Высота курганов варьируется от 0.60 до 1.30 м; диаметр от 3 до 6.5 м. Это типичные с славянские курганы с труположением.

Во второй половине I тысячелетия н. э. в результате расселения древних славян на территории балтов и угро-финских племен складываются территориально-политические союзы. Внутри этих союзов складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о своей территории.

Примерно в VIII-X веках нашей эры на территорию края проникают с юга славянские племена вятичей, с верховьев Десны и Оки и полоцко-смоленских кривичей с верховьев Днепра. Дмитровская земля стала как бы порубежьем между двумя племенами, поскольку вятичи селились в бассейне реки Оки, а кривичи – в бассейне верхней Волги. О том, что здесь соседствовали два племени, свидетельствуют археологические находки, обнаруженные при раскопках Шустинского курганного могильника.

Были найдены одновременно – браслетообразные височные кольца кривичей с завязанными концами (в могильниках они сочетались со стеклянными посеребренными бусами) и семилопастные, семь плоских пластин припаянных к нижней части кольца, височные кольца вятичей (они были вместе с хрустальными шарообразными бусами и пластинчатым браслетом с загнутыми концами).

Уже к XI веку преобладающим населением края стало племя кривичей. Интересные находки были сделаны при раскопках Ковригинского, Шиболовского, Жестылевского славянских могильников – остатки льняных и шерстяных тканей местного производства, пряслицы, изделия из керамики, железа, кости.

Среди славян северо-западной части восточнославянской территории было распространено поклонение камням. Культ камня в различных видах относится здесь к давней эпохе и по своему происхождению не связан со славянским этносом. Славяне, по-видимому, унаследовали культ поклонения камням от аборигенного населения.

Памятниками этого культа являются крупные камни с ямками «камни-чашники», с выемками – аналогичные отпечаткам ног человека или лап животного «камни-следовики». Как «следовики», так и «чашечники» связаны с лечебной магией: дождевая вода, собирающаяся в их углублениях, почитается целебной. В Центральной России нам известно около пяти сотен почитаемых и культовых камней. Наиболее почитаемы у русских людей были Синий Камень близ Переяславля-Залесского, Бож-Камень близ Тулы и Шутов Камень в Дмитровском районе.

Шутов Камень находится между деревней Киндяково и селом Турбичево. Большой серый камень-валун, (размеры камня приблизительно 0,6х1,3 м.) лежит в болотистой местности недалеко от реки Кимерши, где в нее впадают слева речка Золотуха и безымянный ручей. Местные жители – это место слияния трёх вод называли «троякой» и считали его святым.

Он имел славу целителя от всяких болезней, но более всего – от детских. Набирали из ручья ковшиком воду и «скатывали», т.е. обливали ею Камень, собирая стекавшую воду в особую посудинку. Этой водой, считавшейся целительной, чудодейственной, обмывали больное дитя.

По легенде Шутов Камень «приплыл по реке Кимерше» на Купалу, на Ивана-хорошие-травы, когда траву первый раз закашивают.

Основой хозяйства славян северной Руси было хлебопашество и связанное с ним скотоводство и огородничество. В конце I тысячелетия в северных районах Руси преобладала подсечная (огневая), когда участки очищали от деревьев, а потом несколько лет подряд сеяли на них; после того как почва истощалась, переходили на новое место. Первоначально вспашка земли не проводилась, и тягловый скот были почти не нужны: для посева требовалось лишь боронование. Затем южная агротехника проникла на север, и местные славяне стали пахать землю сохой, используя лошадь как тягловую силу.

На Руси сеяли рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, горох, бобы, чечевицу, лен, коноплю, а также возделывали ряд огородных культур (капусту, огурцы, свеклу, лук, чеснок) и садовые культуры (яблони, груши, вишни).

Материалы раскопок свидетельствуют о том, что рожь появилась на русском севере в XI в., повсеместно распространилась XII в. Это связывают с переходом к двуполью. При двупольной системе земля делилась на две части: одна засевалась (яровое поле), другая тем временем отдыхала (пар). Хлеба на Руси жали, а травы косили. Археологи нашли большое количество древнерусских серпов и коротких кос-горбуш.

Важной отраслью сельского хозяйства было животноводство. О составе стада дают представление археологические раскопки. На поселениях X-XII вв. обнаружены кости лошади, коровы, мелкого рогатого скота, свиньи (их больше всего), курицы, утки, гуся. Главную роль в хозяйстве играла лошадь. Охота, бортничество рыболовство не потеряли своего значения на севере, эти промыслы восполняли недостаток плодородных почв. Дорогие меха – куница, выдра, бобер, соболь, лиса, а также мед и воск являлись основными предметами экспорта Древней Руси.

Подъем сельского хозяйства обусловил увеличение концентрации сельского населения, он способствовал и возникновению городов, которые появились в первую очередь там, где существовало достаточно развитое сельское хозяйство. Число и плотность сельских поселений резко возрастают в IX-X вв., отмечая время возникновения городов.

Археологический памятник средневековья и нового времени –
Дмитровский Кремль.
Археологические экспедиции по изучению средневековых памятников
Дмировского края



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Шабельникова Н. А. Д36 История России : учеб пособие. 2-е изд

    Документ
    Наша эпоха — время мучительной переоценки ценностей и радикальных экспериментов, время выбора социально-политических, экономических, нравственно-этических ориентиров для каждой семьи, каждого человека.
  2. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  3. История Отечества", выпускаемый издательством "

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  4. Авдусин Д. А., Археология ссср, М

    Документ
    Преподавание «Основ археологии» тесно связано с преподаванием всех исторических дисциплин от истории первобытного общества по средние века включительно.
  5. Перевод с английского Г. А. Николаев

    Документ
    Редколлегия: В.П.Алексеев (ответственный редактор), В.А.Башилов, М.В.Крюков, Г.А.Николаев, Б.Б.Пиотровский, А.Д.Столяр, Г.А.Федоров-Давыдов, А.А.Формозов, И.

Другие похожие документы..