Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Рабочая программа'
История русской литературы второй трети XIX века входит в базовый курс историко-литературных дисциплин и наряду с курсом «История русской литературы ...полностью>>
'Документ'
Как отмечалось выше, одним из основных направле­ний работы психолога со старшеклассниками является проведение профориентационной работы, развитие гот...полностью>>
'Документ'
Под государственным национализмом в Японии (тэйкокусюги или коккасюги) мы понимаем исторически сложившуюся специфическую государственную идеологию и ...полностью>>
'Рассказ'
Антон Павлович Чехов – писатель могучего творческого дарования и своеобразного и тонкого мастерства, проявляющегося с равным блеском, как в его расск...полностью>>

Е. В. Жижко и С. Д. Чигановой

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

Молодая семья:

проблемы и перспективы

социальной поддержки

Под общей редакцией

Е.В. Жижко и С.Д. Чигановой

Красноярск 2005

УДК 323.3

ББК 60

М69

Под общей редакцией Е.В. Жижко и С.Д. Чигановой

Рецензент: О.Ю. Иванова, канд. социол. наук, зам. начальника

Управления социальной защиты населения администрации Красноярского края

Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки: монография / Краснояр. Гос. ун-т, Юрид. Ин-т, соц.-правовой факультет; под общей редакцией Е.В. Жижко и С.Д. Чигановой. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. – 300 с.

ISBN 5-9604-0041-3

В монографии отражены результаты работы творческого коллектива социально-правового факультета Красноярского государственного университета по проекту «Социально-правовая поддержка молодых семей» Программы Министерства образования и науки Российской Федерации «развитие научного потенциала высшей школы» (2005 г., № 62809).

На основе ряда мониторингов, анализа законодательства и мар реализации социальной и молодежной политики в Краснояском крае исследуются возможности программно-целевого подхода в социальной поддержке молодых семей. Молодая семья рассматривается как особая социальная категория, со специфическими проблемами в реализации своих функций. Важное место занимают проблемы самого создания молодой семьи, проблемы реализации брачного выбора в современных условиях.

Предназначена для студентов, обучающихся по специальностям «социальная работа», «психология», «социология», «социальная педагогика», «юриспруденция», для специалистов, работающих в социальной сфере, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами молодых семей.

УДК 323.3

ББК 60

© Красноярский государственный университет, 2005.

© Коллектив авторов, 2005.

© Оформление обложки, Ек.В.Жижко, 2005.

ISBN 5-9604-0041-3

Оглавление

Введение

5

Глава 1. Формирование и реализация государственной региональной социальной и семейной политики

8

1.1. Социальное государство и социальная политика: теоретические подходы ( С.Д. Чиганова)

8

1.2. Нормативно-правовые основы и программы государственной социальной поддержки семей с детьми (С.Д. Чиганова)

17

1.3. Концепция семейной политики в Красноярском крае

(С.Д. Чиганова)

21

1.4. Организационно-правовые проблемы реализации семейной политики (С.Д. Чиганова)

27

1.5. Государственное регулирование семейных отношений

(Н.В. Высоцкая)

34

Глава 2. Целевые программы как инструмент формирования и реализации региональной социальной политики

56

2.1. Программно-целевой подход в социальной политике (С.Д. Чиганова)

56

2.2. Нормативно-правовая основа разработки и реализации целевых программ (С.Д. Чиганова)

61

Глава 3. Молодая семья как особая социальная категория

71

3.1. Теоретические подходы к понятиям «брак», «семья», «молодая семья» (Н.В. Высоцкая, О.Э. Дейс,
Е.В. Жижко,И.В. Королева, С.Д. Чиганова)

71

3.2. Типы молодой семьи и стадии её развития (Е.В. Жижко, С.Д. Чиганова)

78

3.3. Функции молодой семьи (Е.В. Жижко, Н.В. Мыльникова, С.Д. Чиганова)

86

3.4. Основные статистические характеристики молодой семьи в Красноярском крае (Е.В. Жижко, М.М. Хохлова,
С.Д. Чиганова)

92

Глава 4. Создание молодой семьи: особенности брачного выбора в современных условиях

100

4.1. Эволюция становления брачного выбора (О.Э. Дейс,
Е.В. Жижко, С.Д. Чиганова)

100

4.2. Брачно-семейные отношения в системе современных общественных ценностей (О.Э. Дейс, Е.В. Жижко,
С.Д. Чиганова)

107

4.3. Основные тенденции в процессе формирования молодой семьи (Е.В. Жижко, И.В. Королева, С.Д. Чиганова)

110

4.4. Основные концепции и теоретические подходы исследования брачного выбора (О.Э. Дейс, Я.П. Гирич,
Е.В. Жижко, С.Д. Чиганова)

120

4.5. Стратегии и основополагающие детерминанты брачного выбора в современных условиях (О.Э. Дейс, Е.В. Жижко,
А.А. Краснянская, Н.В. Мыльникова, С.Д. Чиганова)

125

4.6. Готовность к вступлению в брак и статистические характеристики устойчивого брачного выбора (Я.П. Гирич, Н.В. Мыльникова)

134

Глава 5. Проблемы молодой семьи

138

5.1. Социально-экономические проблемы молодой семьи
(Е.В. Жижко, И.В. Королева, С.Д. Чиганова)

138

5.2. Социально-психологические проблемы молодой семьи (Е.В. Жижко, И.В. Королева, Е.А. Терскова, С.Д. Чиганова)

146

Глава 6. Проблемы репродуктивного здоровья молодой семьи

156

6.1. Планирование семьи (Я.П. Гирич, Т.В. Коробицина,
Н.В. Мыльникова)

158

6.2. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье
(Я.П. Гирич, Т.В. Коробицина, Н.В. Мыльникова)

164

Глава 7. Особенности репродуктивного поведения молодых семей в современной России

173

7.1. Основные тенденции репродуктивного поведения в современной России (Е.В. Жижко, И.В. Королева,
С.Д. Чиганова)

174

7.2. Соотношение индивидуального, желаемого и ожидаемого числа детей в молодой семье (Е.В. Жижко, Д.А. Лахмакова,
С.Д. Чиганова)

179

7.3. Основные причины ориентации молодых семей в современной России на малодетность (Е.В. Жижко,
И.В. Королева, Д.А. Лахмакова, И.В. Плющ, С.Д. Чиганова)

183

7.4. Репродуктивное поведение мужчин и женщин
(Е.В. Жижко, Д.А. Лахмакова)

191

Глава 8. Организация социально-правовой поддержки молодой семьи

197

8.1. Принципы организации социальной поддержки молодых семей в России (С.Д. Чиганова)

197

8.2. Региональные социальные программы, направленные на социальную поддержку молодой семьи (М.М. Хохлова,
С.Д. Чиганова)

203

8.3. Программно-целевой подход к организации социальной поддержки молодых семей в регионе (Е.В. Жижко,
И.В. Королева,
М.М. Хохлова, С.Д. Чиганова)

219

Заключение

244

Литература

245

Приложения

256

Введение

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания.

Семья, испытывая серьезные трудности в выполнении своих социокультурных функций, тем не менее, объективно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, в социализации и воспитании подрастающего поколения.

Семья является одним из важнейших институтов общества, поэтому, основываясь на том, в каком состоянии она находится, насколько эффективно способна выполнять свои основные функции, можно судить об общественном развитии и положении дел на общегосударственном уровне. Государство заинтересовано в создании здоровой и прочной семьи.

С точки зрения общества благополучная семья – это та, в которой созданы условия для ее нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, репродуктивной и воспитательной. Таков естественный социальный аспект проблемы семейного благополучия, закономерно вытекающий из того факта, что семья – это микроячейка общества, важнейший институт духовного и физического воспроизводства ее членов. Поэтому благополучие каждой семьи есть благополучие общества в целом.

Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества, и с точки зрения перспектив его развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.

Молодые семьи – это динамичная и легко реагирующая на различные социально-экономические изменения часть общества. Состояние данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Молодые семьи аккумулируют на себе ряд достаточно сложных проблем, являющихся следствием всесторонних перемен последних десятилетий. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей, что составляет приблизительно одну пятую часть от общего числа семей1. От того, какие стартовые возможности в современной России имеют молодые семьи, какие им предоставлены альтернативы решения проблем, во многом зависят состояние и развитие различных сфер общества через одно-два десятилетия, что доказывает необходимость особой концентрации внимания именно на состоянии данной категории населения и демонстрирует актуальность ее проблем и их возможных способов решения.

Данная работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2005 году социально-правовым факультетом Красноярского государственного университета (кафедра теории и методики социальной работы) был выигран грант данного министерства на проведение научно-исследовательских работ по проекту: «Социально-правовая поддержка молодых семей» (в рамках ведомственной научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы»; подпрограмма №4: «Развитие инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности высшей школы и ее кадрового потенциала»; раздел 4.9: «Исследования в области образования, молодежной политики и социальной политики в сфере образования»), руководитель проекта С.Д. Чиганова.

Авторский коллектив благодарит экспертов и сотрудников Министерства образования и науки Российской Федерации, столь высоко оценивших нашу заявку на получение гранта и предоставивших возможность реализовать наши научные замыслы.

Также мы хотим выразить свою признательность студентам социально-правового факультета – будущим специалистам по социальной работе, принимавшим активное участие в обсуждении (проектировочных семинарах, дискуссиях) проблем молодых семей и способов их решения: Ирине Королевой, Елене Горбачевой, Николаю Брагину, Ареват Багдасарян, Ольге Дейс, Александре Шкитырь.

Глава 1. Формирование и реализация государственной региональной социальной и семейной политики

1.1. Социальное государство и социальная политика: теоретические подходы

По Конституции Российская Федерация (ст. 7) определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Согласно Основному закону нашей страны, в России охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Однако само понятие «социальное государство» требует истолкования, в особенности когда предметом анализа становится содержание деятельности государства по отношению к своим гражданам. В специальной литературе можно обнаружить различные определения данного понятия, например: «социальное государство – это госу­дарство демократического типа, способное осуществлять активную социальную политику» 2. Однако такое определение, с одной стороны, не дает ответа на вопрос, можно ли считать социальным государство-монархию, если оно проводит активную социальную политику по отношению к своим гражданам (государства Аравийского полуострова, Швеция). С другой стороны, признак наличия активной социальной политики не вполне надежен, поскольку предполагает оценку степени активности, а следовательно, необходимость выработки соответствующих критериев.

Определение понятия «социальное государство», предложенное Н.А. Волгиным и другими авторами, гласит, что «это самостоятельный тип правового государства, который обеспечивает установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого человека на достойную жизнь» 3. Такое определение более полно представляет признаки, которыми обязательно должно обладать социальное государство: верховенство закона, правовое регулирование взаимоотношений личности, коллектива и государства, социальные обязательства государства в установлении некоторых социальных гарантий.

Наиболее удачным нам представляется следующее определение: социаль­ное государство – это характеристика (принцип), относящаяся к конституци­онно-правовому статусу государства, которая предполагает конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и граж­данина и соответствующие обязанности государства4. Это означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

  • охранять труд и здоровье людей;

  • устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;

  • обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;

  • развивать систему социальных служб;

  • устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, социальное государство – это понятие, определяющее прежде всего принципы деятельности государства, специфику его конституционно-правового статуса, согласно которому, например, принимаемые в таком государстве законы не могут ухудшать социальную ситуацию и положение граждан. В противном случае это является основанием для обращения заинтересованных лиц в Конституционный Суд для решения вопроса о конституционности принятых нормативных актов. То же самое относится и к оценке деятельности должностных лиц и органов.

Многие авторы сходятся на том, что признание того или иного государства социальным в прямом значении зависит от политики, которую оно осуществляет. По своей сути социальная политика является совокупностью идей, воплощенных в нормативных документах, которые становятся основой для осуществления деятельности государственных органов и учреждений, а также бизнес-структур и некоммерческих организаций (НКО). Такая деятельность в рамках социальной политики предполагает поиск и обеспечение социального баланса. Причем социальная политика содержит идеи не просто о том, какого рода деятельность должна осуществляться в социальной сфере, но и о том, почему именно определенные направления и виды деятельности предпочтительны либо приоритетны.

В настоящем утверждении отражается, на наш взгляд, значение человеческой субъектности как основания выбора одного варианта деятельности из ряда возможных альтернатив. Социальная политика всегда результат творчества, то есть специфической человеческой деятельности, связанной с определенным видением и осмыслением некоторых явлений, в нашем случае – явлений социальной жизни.

Важно подчеркнуть, что человек именно вследствие своей субъектности стремится к самоопределению в организации жизненного пространства своего бытия, поэтому определение основных направлений и средств осуществления социальной политики всегда связано с субъективным представлением об их предпочтительности по сравнению с любыми другими вариантами. Таким образом, содержание социальной политики, средства ее реализации и в конечном счете ее результаты зависят от того, насколько у тех, кто занимается ее разработкой, представления о ней, ее целях и задачах адекватны тем жизненным реалиям, которые уже сложились, и тем тенденциям, которые обнаруживаются в социуме.

Мы не случайно акцентируем внимание на важности субъективных представлений тех лиц, которые участвуют в разработке основ и принципов социальной политики. Формирование социальной политики предполагает реализацию ценностных и мировоззренческих установок разработчиков. Поэтому так важно, чтобы ценностные и мировоззренческие установки этих людей отражали ожидания и потребности общества. В целом же, по нашему мнению, социальная политика должна строиться как основа для системы мер, позволяющих населению максимально реализовать свои жизненные силы и жизненные цели и смыслы.

Если обратиться к исследованию понятия «социальная политика», то обнаруживается, что в литературе, посвященной этому вопросу, встречаются определения, предельно расширяющие содержание этого понятия, например:

социальная политика – это взаимодействие государств на меж­дународном, национальном, региональном и местном уровне по поводу содей­ствия гармоничному и сбалансированному разви­тию экономической деятельности в сообществе, устойчивому и безинфляционному росту, сохраняющему окружающую среду, достижению высокой степени конвергенции экономических показателей, высокого уровня занятости и соци­альной защиты, повышения жизненного уровня и качества жизни, экономическому и социальному сплочению и солидарности на всех ступеньках общества 5.

Некоторые авторы выделяют социальную политику в широком смысле: это воспроизводство социальных ресурсов государства, из которых данное общество черпает свою силу. Тем самым государство воспроизводит себя и создает предпосылки для расширенного воспроизводства своей деятельности и ста­бильности общественной системы, для поддержания равновесия в обществе, достойного уровня жизни и качества жизни населения страны6. Такой подход к определению понятия социальной политики делает акцент на ее целях, не раскрывая сущности и способов реализации.

Определение, предложенное Н.А. Волгиным, не содержит указания на место государства в системе социальной политики, на его особого рода субъектность в этих отношениях: социальная политика, по мнению названного автора, есть взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, народы, население города, поселка, региона и т.п.) 7.

На наш взгляд, точнее отражает деятельностный аспект социальной политики следующее ее определение: социаль­ная политика – организация контактов между государством и его граж­данами, регулирование взаимоотношений социальных структур общества, за­щита и обеспечение нетрудоспособного населения. Социальная политика является также важным средством определения содержания и динамики уровня, качества и образа жизни 8.

Таким образом, для целей нашего исследования в понятие социальной политики нужно включить указание прежде всего на субъектный состав отношений, в рамках которых эта политика реализуется, на содержание деятельности, обеспечивающей ее реализацию, наконец, на ее цели.

В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных типовых, возобновляющихся проблем, которые и со­ставляют ее реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния и по­требностей улучшения общественного положения, общественных условий жизни различных социальных групп.

Социальную политику государства можно рассматривать как специфи­ческую деятельность государства, направленную на реализацию права каж­дого гражданина. Государственные органы, общественные организации, органы мест­ного самоуправления, производственные коллективы реализуют социальную политику по достижению социальных целей и результатов, связанных с по­вышением благосостояния населения, улучшением качества его жизни, обес­печением социально-политической стабильности, социального партнерства в обществе. Одним из основных объектов социальной политики выступает семья.

Проводимые в обществе реформы оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к негативным изменениям ее жизнедеятельности. Произошло резкое снижение доходов большинства семей, возросла нестабильность браков, разрушились устоявшиеся нравственно-этические нормы и традиции, что привело к кризису института семьи. С некоторым, на наш взгляд, опозданием это обстоятельство привлекло внимание государства и общества.

Как одно из важнейших направлений социальной политики государства выделилась семейная политика – государственные меры и усилия по сохранению или изменению положения семей9. Государственная семейная политика является самостоятельным направлением социальной политики, решает только специфические проблемы семьи; выводит семью и государство на новый уровень отношений. Ю.А. Королёв рассматривает семейную политику как составную часть социальной политики, как целенаправленную деятельность государства и других субъектов политики, ориентированную на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие семьи как важнейшего института общества, создание необходимых условий для ее функционирования и успешного выполнения социально значимых функций 10.

В соответствии с данным определением специфика семейной политики заключается в том, что она определяет приоритеты социальной политики и различных ее направлений (экономическая, жилищная, занятости, сфера услуг и др.). Социальная политика государства должна быть в первую очередь адресована семье, она должна стать семейной.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Жижко Е. В., Чиганова С. Д. Собеседовани Собеседование с абитуриентами как часть профессионального отбора в социальной работе // Образование и социальное развитие региона (Москва). 2006. №3-4 (соавтор С. Д. Чиганова)

    Документ
    Жижко Е.В., Чиганова С.Д. Собеседовани Собеседование с абитуриентами как часть профессионального отбора в социальной работе Образование и социальное развитие региона (Москва).
  2. Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы. Тверь: Твер гос ун-т, 2009. 176 стр

    Документ
    Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы.
  3. Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы. Тверь: Твер гос ун-т, 2008. 261 с

    Документ
    Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований: Материалы ежегодной научно-практической конференции студентов и аспирантов факультета психологии и социальной работы.
  4. Социально-правовой факультет (1)

    Программа
    Гендерология и феминология: Рабочая программа и учеб.-метод. материалы дисциплины / Сост. Е.В. Жижко; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск: ЮИ КрасГУ, 2004.
  5. Рабочая программа дисциплины по специальности 02. 11. 00 Социальная работа Красноярск

    Рабочая программа
    Социальное прогнозирование как метод научного познания. Содержание и функции социального прогнозирования. Объект и предмет социального прогнозирования, его виды.

Другие похожие документы..