Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Классные руководители – Устинова Ю.А. (1 «А»), Гурьева Н.В. (2 «А»), Уромова С.Е. (8 «В», 3 «А»), Лисина Н.А. (3 «Б»), Мингазова Р.Я. (4 «Б»), Морозо...полностью>>
'Документ'
Зона начинается с армейского блокпоста. Это известно каждому. Проникнуть в Зону можно разными путями. Можно подкупить часовых. Но это не защитит тебя...полностью>>
'Бизнес-план'
Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план. Методика разработки 45 реальных образцов бизнес-планов: Учеб. пособие для эконом. спец. вузов. — М.: Ось-...полностью>>
'Программа'
Дисциплина "Механика многофазных сред" предназначена для обеспечения подготовки выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой...полностью>>

Уси является ключевой, жизнеобеспечивающей системой, базовым элементом, гарантирующим целостность и эффективность работы для всех отраслей и субъектов экономики

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

УТВЕРЖДЕНО

Постановление Совета Министров

Республики Беларусь

09.08.2010 № 1180

СТРАТЕГИЯ

развития энергетического потенциала Республики Беларусь

Общие положения

Энергетика Беларуси является ключевой, жизнеобеспечивающей системой, базовым элементом, гарантирующим целостность и эффективность работы для всех отраслей и субъектов экономики. От энергетической составляющей в значительной степени зависят издержки производства и доходы общества, его материальное благосостояние. Энергетический потенциал экономики и ее энергоэффективность в современном мире являются важными показателями уровня развития государства.

Для государств, имеющих дефицит собственных энергоресурсов, к которым относится и Республика Беларусь, оптимальное развитие и функционирование топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) – одно из приоритетных направлений деятельности законодательной и исполнительной власти, всех производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) для обеспечения конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Основные фонды отраслей ТЭК составляют около 25 процентов производственных фондов промышленности, а ежегодные затраты на энергообеспечение в условиях роста цен на энергоносители постоянно увеличиваются, и их доля в 2009 году достигла 24 процентов от валового внутреннего продукта.

Для преодоления экономикой страны последствий мирового финансового кризиса необходимо максимально эффективно использовать имеющийся технический, технологический и кадровый потенциал ТЭК.

Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь (далее – стратегия) разработана на 2011 – 2015 годы и на период до 2020 года в целях определения дальнейшего развития и совершенствования правовых, организационных, экономических, технических и технологических условий для обеспечения эффективного развития энергетического потенциала Республики Беларусь и повышения уровня энергетической безопасности страны.

В стратегии остаются неизменными целевые долгосрочные ориентиры энергетической политики до 2020 года, определенные в Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433, Директиве Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 ”Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г.,
№ 146, 1/8668). В то же время новые экономические условия, вызванные ростом цен на энергоносители, снижение в 2009 году потребления ТЭР по сравнению с объемами, указанными в Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь, потребовали уточнения основных параметров и механизмов развития ТЭК, а также координации развития его отраслей с потребностями экономики страны на среднесрочную перспективу.

Энергетический потенциал страны должен обеспечить темпы роста экономики в соответствии с основными показателями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы.

Цели Стратегии

Основной целью стратегии является инновационное и опережающее развитие отраслей ТЭК, обеспечивающее производство конкурентоспособной продукции на уровне мировых стандартов при безусловном надежном и эффективном энергообеспечении всех отраслей экономики и населения.

Одной из важнейших задач ближайшего периода является создание новых организационных основ для эффективного развития и функционирования энергетики в условиях рыночных отношений.

Стратегия направлена на достижение следующих показателей:

(процентов)

Показатель

2009 год

2015 год

2020 год

Снижение энергоемкости ВВП к уровню 2005 года

24,8

50,0

60,0

Доля собственных энергоресурсов* в балансе котельно-печного топлива

20,3

28 – 30

32-34

Доля природного газа в потреб­лении котельно-печного топлива

71,8

64,0

55,0

–––––––––––––––––––––––

* С учетом продуктов нефтепереработки из собственной нефти и вторичных энергоресурсов, попутного газа и экспорта топливных брикетов.

Износ основных производствен­ных фондов организаций ТЭК

54,3

48,3

43,0

Доля доминирующего постав­щика энерго­ресурсов в потреб­лении валовых ТЭР

82,3

70 – 71

64 – 57

Обеспеченность емкостями для хранения запасов КПТ (по газу и мазуту), суток

61,2

78,9

118,0

Приоритетами стратегии являются:

повышение уровня энергетической безопасности страны;

полное, надежное обеспечение населения и экономики республики энергоресурсами;

снижение удельных затрат на производство, транспорт и потребление энергоресурсов;

максимально целесообразное использование собственных энергоресурсов;

повышение финансовой устойчивости, эффективности функциони­рования и развития отраслей ТЭК.

Достижение поставленных целей должно базироваться на:

ускоренном развитии и обновлении отраслей ТЭК;

внедрении энергоэффективных технологий;

развитии энергетических источников на местных видах ТЭР и возобновляемых источниках энергии;

выборе надежных и экономически выгодных поставщиков ТЭР за пределами республики;

рациональной структуре энергетических мощностей и систем транспорта энергоносителей;

максимально возможном увеличении собственной минерально-сырьевой базы;

использовании геополитического положения республики для транзита всех видов энергоносителей, а также экспорта ТЭР собственного производства;

приоритетной глубокой переработке нефти и комплексном использовании углеводородного сырья с учетом планируемого производства нефтяного кокса;

максимально возможном замещении светлых нефтепродуктов в двигателях внутреннего сгорания новыми видами топливных ресурсов (газ, водород, биотопливо и другие);

проведении активной инвестиционной политики;

введении системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, унифицированных с международными, повышающих управляемость процессом развития энергетики и стимулирующих энергосбережение;

ценовой и налоговой политике, обеспечивающей ликвидацию диспропорций в ценах (тарифах) на энергоносители;

формировании конкурентной среды во всех отраслях ТЭК путем создания полноценных субъектов энергетического рынка и рыночной инфраструктуры.

Повышение энергоэффективности

Стратегической целью деятельности в области энергосбережения на период до 2015 года должно стать снижение энергоемкости ВВП Республики Беларусь на 50 процентов по отношению к уровню 2005 года, 60 процентов – к 2020 году.

Достижение поставленной цели должно быть обеспечено за счет:

совершенствования организационно-экономической политики энергосбережения;

повышения коэффициента полезного использования энергоносителей на всех стадиях производства (преобразования), транспортировки и потребления;

увеличения в топливном балансе республики доли местных ТЭР, вторичных энергоресурсов, возобновляемых источников энергии.

Основой организационно-экономической политики энергосбережения должно стать дальнейшее развитие законодательной и нормативно-технической базы, определяющей права, обязанности и ответственность организаций в вопросах энергоиспользования, технические и технологические требования к проектированию и эксплуатации энергоиспользующего оборудования.

Реализация этого направления должна быть обеспечена путем:

разработки новых и совершенствования существующих экономических механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности использования ТЭР при выпуске продукции (товаров, работ и услуг) и определяющих меры ответственности за нерациональное потребление ТЭР;

совершенствования механизма, методики и качества проведения обязательных и добровольных энергетических аудитов потребителей ТЭР;

совершенствования тарифной политики в целях стимулирования экономии энергоресурсов, включая планомерную ликвидацию перекрестного субсидирования и внедрение системы дифференцированных тарифов на потребленную энергию для промышленных предприятий и населения.

Повышение коэффициента полезного использования энергоносителей будет обеспечено в первую очередь за счет внедрения новых энерго-

эффективных технологий во всех отраслях экономики и отдельных технологических процессах:

в сфере производства электрической и тепловой энергии – в результате внедрения генерации электрической и тепловой энергии на базе парогазовых, газотурбинных и газопоршневых технологий с внед­рением современных парогазовых блоков с коэффициентом полезного действия не менее 57 процентов, модернизации существующего оборудования со снижением удельного расхода топлива на производство электроэнергии на 10 процентов к 2015 году и на 15 – к 2020 году;

в системе теплоснабжения снижением потерь в тепловых сетях до 8 процентов – путем:

экономически целесообразного перевода существующих источников теплоснабжения на когенерационную основу;

создания технологий низкотемпературного комбинированного теплоснабжения с количественным и качественно-количественным регулированием тепловой нагрузки с децентрализацией пиковых тепловых мощностей;

создания комплексов технологического оборудования и разработки типовых технологических решений по использованию тепловых насосов в системах теплоснабжения;

совершенствования технологий промышленного производства теплопроводов с предварительно нанесенным антикоррозийным покрытием, теплогидроизоляцией и дистанционной диагностикой состояния, регулирующих и запорных устройств с автоматическим приводом;

внедрения адаптивных схем и интеллектуальных систем регулирования, конструкций и оборудования для систем отопления и горячего водоснабжения;

внедрения предварительно изолированных труб из полимерных материалов с повышенными сроками эксплуатации для строительства и реконструкции тепловых сетей;

оптимизации схем теплоснабжения (ликвидация длинных теплотрасс, передача нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ, оснащение зданий индивидуальными тепловыми пунктами по независимой схеме);

повышения эффективности работы водоподготовительного оборудования;

внедрения новых безреагентных способов водоподготовки;

в промышленности снижением удельных энергозатрат на производство продукции на 15 – 20 процентов – путем:

разработки и реализации оптимальных схем энергоснабжения промышленных объектов на базе сочетания первичных энергоносителей, максимального использования вторичных энергоресурсов (далее – ВЭР) всех уровней с передачей излишков тепловых ВЭР для теплоснабжения объектов, находящихся в коммунальной собственности, и жилья;

создания эффективных автоматизированных печей различных типов с КПД не менее 50 процентов (нагревательных, закалочных, обжиговых, отопительных) с максимальной утилизацией тепловых ВЭР;

создания высокоэффективных сушильных агрегатов на базе использования инфракрасных излучателей различных типов;

создания высокоэффективных моечных агрегатов на базе использования воды, нагретой в контактных водонагревателях и ультразвуковых излучателях;

внедрения энергосберегающих процессов в области изготовления песчаных стержней;

освоения энергоэффективных процессов и оборудования для плавки и разливки металлов;

внедрения энергосберегающих технологий и оборудования формообразования;

создания комплексных локальных энергоисточников на базе тригенерации производства электрической энергии, тепла и холода;

создания оптимальных схем и режимов работы компрессорных станций различного назначения с включением в схемы теплонасосных установок в целях одновременного производства теплоты для нужд теплоснабжения за счет утилизации низкопотенциальных ВЭР от системы охлаждения и холода компрессорных агрегатов;

производства и внедрения энергоэффективного оборудования для торговых, промышленных и других объектов;

технического переоснащения и модернизации литейных, термических, гальванических и других энергоемких производств;

в жилищно-коммунальном хозяйстве – путем:

оснащения водозаборов современным энергоэффективным насосным оборудованием с автоматизированными системами управления;

утилизации отходов водоочистных сооружений за счет создания биогазовых установок;

оптимизации режимов водоснабжения городов и поселков в целях снижения потребления электроэнергии;

термомодернизации жилых домов в целях доведения удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию не более 60 кВт∙ч на кв. метр в год после капитального ремонта и реконструкции зданий;

массового внедрения индивидуальных устройств автоматизированного регулирования и учета тепловой энергии в квартирах;

внедрения энергоэффективного освещения в местах общего пользования;

внедрения когенерационных установок с использованием коммунальных отходов;

использования местных видов ТЭР не менее 900 тыс. т.у.т. к 2012 году;

снижения к 2020 году удельного расхода топлива на производство теплоэнергии на 5 процентов;

использования в 2020 году коммунальных отходов и осадков сточных вод с замещением 80 – 100 тыс. т.у.т.;

в строительстве и производстве стройматериалов – путем:

освоения производства строительных материалов на базе новейших энергосберегающих технологий, а также с использованием зольных остатков бурых углей и горючих сланцев;

проектирования и строительства домов (сооружений) с применением преимущественно энергосберегающих технологий;

реализации проектов жилых, общественных и административных энергоэффективных зданий с регулируемой вентиляцией, как приточной, так и вытяжной, с одним вводом теплоносителя в отдельную квартиру (отдельный офис) для организации поквартирного учета тепла и регулирования теплоснабжения, с утилизацией вентиляционных выбросов;

достижения к 2015 году строительства не менее 60 процентов энергоэффективных жилых домов с удельным расходом тепловой энергии на отопление и вентиляцию не более 60 кВт·ч на квадратный метр для многоэтажных зданий и зданий средней этажности (от 4 до 9 этажей) и
90 кВт∙ч на квадратный метр для зданий малой этажности (от 1 до 3 этажей);

проектирования и внедрения устройств для утилизации тепла канализационных стоков в жилых домах и административных зданиях;

в сельском хозяйстве – путем:

внедрения в крупных сельскохозяйственных организациях и перерабатывающих организациях энергоустановок на местных видах топлива;

использования соломы в энергетических целях в объеме до 230 тыс. т.у.т.;

модернизации зерносушилок с укомплектованием их теплогенераторами на местных видах топлива;

строительства локальных биогазовых комплексов в сельхозорганизациях, занимающихся производством крупного рогатого скота, свиней и птицы;

модернизации животноводческих комплексов с переходом на новые энергоэффективные технологии;

в лесном хозяйстве за счет производства древесного топлива в целях обеспечения в полном объеме потребности в нем – путем:

создания новых производств по изготовлению древесных гранул (пеллет), древесного брикета;

внедрения оборудования для заготовки топливной щепы из неделовой
древесины, древесных отходов;

в пищевой промышленности – путем:

внедрения технологии утилизации барды с получением биогаза для использования в качестве топлива в котельных;

строительства станций очистки сточных вод с внедрением новых технологий для получения биогаза;

во всех отраслях – путем:

снижения потерь воды в водопроводных сетях и непроизводительных расходов электроэнергии на перекачку воды, внедрения современных пластиковых трубопроводов;

внедрения энергоэффективного оборудования в производстве сжатого воздуха и холода, создания взаимосвязанного комплекса технологических подсистем в объединенной системе централизованного теплоснабжения и централизованного холодоснабжения крупных потребителей тепла и холода;

внедрения энергоэффективных систем освещения во всех отраслях экономики, жилищно-коммунальном секторе;

использования к 2020 году не менее 2 млн. тонн биодизельного топлива и топливного этанола с внедрением технологий по адаптации двигателей внутреннего сгорания для работы на бензинах с содержанием этанола более 10 процентов;

внедрения оборудования для совместной выработки тепловой и электрической энергии при строительстве новых энергоисточников.

местныЕ и возобновляемыЕ энергоресурсы

В 2009 году доля собственных энергоресурсов, добываемых на территории республики (нефть, попутный газ, торф, дрова и прочие), с учетом вторичных энергоресурсов достигла 20,3 процента (5,29 млн. т.у.т.) в потреблении котельно-печного топлива.

В 2015 году за счет увеличения объемов использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива составит не менее
28 процентов, а в 2020 – не менее 32 процентов.

Обеспечение высокого роста доли местных ТЭР в общем их потреблении на производство энергии требует развития сырьевой базы по каждому энергоносителю. В настоящее время и в прогнозируемый период наиболее значимым в общем балансе местных ТЭР является древесное топливо (около 32 процентов). Добыча нефти и попутного газа из-за истощения имеющихся запасов снижается. Для обеспечения необходимого баланса следует в основном ориентироваться на увеличение добычи местных минерально-сырьевых ресурсов и использование возобновляемых источников энергии.

В 2006 – 2009 годах выполнялись геологоразведочные работы по нефти и газу, твердым полезным ископаемым и проводилось региональное геологическое изучение недр в соответствии с Государственной программой геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Беларуси на 2006 – 2010 годы и на период до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 г. № 184, в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 3 декабря 2009 г. № 566 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 292, 1 /11132).

На основании проведенной работы по разведке и определению потенциала добычи и использованию первичных энергоносителей будет продолжена проработка и при экономической целесообразности внедрение мировых технологий добычи и переработки нефти, газа, сланцев и бурых углей.

Также в соответствии с государственными программами будут продолжены работы по увеличению объемов добычи и переработки торфа и древесины для энергетических нужд.

Нефть и попутный газ. Месторождения нефти на территории Беларуси сосредоточены в единственной нефтегазоносной области – Припятской впадине, площадь которой около 30 тыс. кв. километров. Остаточные извлекаемые запасы нефти промышленных категорий составляют 56,25 млн. тонн. Белорусская нефть, как правило, высокого качества – легкая, с низким удельным весом, с малым содержанием серы и парафина – это повышает ее значение. Ежегодно в Беларуси открывают несколько месторождений нефти. В настоящее время в разработке находится 59 месторождений, наиболее крупные из которых уже находятся в заключительной стадии разработки и имеют высокую обводненность.

В 2010 году планируется добыть 1,7 млн. тонн нефти и 203,8 млн. куб. метров попутного нефтяного газа, прирастить извлекаемые запасы нефти на 1,1 млн. тонн.

Древесное топливо. Площадь лесного фонда Беларуси составляет
9 248 тыс. гектаров (38 процентов территории). Общий запас древесины на корню оценивается в 1,56 млрд. куб. метров, в том числе спелой и перестойной – 196,7 млн. куб. метров, а ежегодный средний прирост – 25 млн. куб. метров. Основным лесофондодержателем является Министерство лесного хозяйства, в ведении которого находится 85,5 процента лесов республики. В потенциал древесных топливных ресурсов, пригодных для производства древесного топлива, включены дрова, отходы лесозаготовок и деревообработки, насаждения ольхи серой.

Дрова.

При проведении плановых рубок с одновременной уборкой естественного отпада в лесах лесного фонда республики ежегодно заготавливается около 6 млн. куб. метров дровяной древесины.

К концу 2020 года заготовка древесного топливного сырья от плановых рубок сможет возрасти только до 7 млн. куб. метров в год, так как при увеличении производственных мощностей концерна ”Беллесбумпром“ для изготовления древесных плит потребуется значительная часть низкосортной древесины, что не позволит в дальнейшем наращивать объемы заготовки древесного топлива от плановых рубок.

Наращивание объемов заготовки древесного топлива до 3,1 млн. т.у.т., предусмотренных Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь в 2020 году, возможно и за счет уборки естественного отпада. Следует учитывать, что производство древесного топлива из данного сырья повлечет за собой увеличение его себестоимости ввиду применения большого количества техники и работ с низкой производительностью труда.

Отходы лесозаготовок.

Экономически и экологически целесообразный объем использования отходов лесозаготовок в энергетических целях составляет около 0,5 млн. куб. метров, так как часть лесосечных отходов используется для технологических нужд, а также оставляется в лесу для сохранения и улучшения плодородия почвы и биологического разнообразия согласно требованиям нормативных правовых актов и лесной сертификации.

Потенциал лесосечных отходов, целесообразный для использования в энергетических целях, должен быть полностью вовлечен в производство древесной топливной щепы.

Отходы деревообработки.

Объемы перерабатываемой древесины на лесопильных и деревообра­батывающих производствах республики позволяют в настоящее время ежегодно получать и использовать в энергетических целях до 1,5 млн. куб. метров отходов деревообработки, самого дешевого сырья для производства древесной топливной щепы.

Отходы деревообработки являются одновременно сырьем и для производства гранулированного древесного топлива – экспортной продукции, пользующейся повышенным спросом на зарубежном рынке.

Быстрорастущая древесина (ольха серая, кроме спелой).

Запасы насаждений быстрорастущей ольхи серой (возраст рубки – 21 год), произрастающей в пониженных местах с избыточным увлажнением, пригодные для использования в качестве топливного сырья, составляют около 18 млн. куб. метров. В перспективе ежегодный объем заготовки ольхи для производства древесного топлива может составить около 1 млн. куб. метров. Для увеличения объемов заготовки топлива из ольхи серой необходимо строительство лесохозяйственных дорог и приобретение специализированной техники.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экономическая теория для бакалавров

    Учебно-методическое пособие
    Экономическая теория: учебно-методическое пособие / Под ред. Кузнецова Н.Г., Лубнева Ю.П. Рост. гос. экон. ун-т (РИНХ). – Ростов-на-Дону, 2010.  - 400 с.
  2. Уважаемые посетители сайта (1)

    Документ
    Предлагаем Вашему вниманию Глоссарий терминов и понятий «Зеленой» экономики, подготовленного специалистами и партнерами Международной Программы «Солнечный Поток».
  3. Содружества Независимых Государств исключительно актуальны для всех без исключения столиц и крупных городов стран снг, что определило детальность подготовки доклад

    Доклад
    Настоящий сборник составлен по материалам, подготовленным органами городского управления столиц и городов стран СНГ в связи с проведением 16-17 сентября в городах Москве и Актау (Мангистауская область, Республика Казахстан) Международного
  4. Учебное пособие для студентов специальности 060700 Национальная экономика Чита 2006 (1)

    Учебное пособие
    Учебное пособие разработано в соответствии с государственным стандартом высшего образования от 17.03.2 . для специальности 060700 - Национальная экономика.
  5. Субетто Александр Иванович

    Книга
    Книга представляет собой избранные работы автора, отражающие логику битвы духовных, культурно-нравственных, патриотических сил России за ее будущее в XXI веке на основе сохранения ее самоидентификации как самостоятельной цивилизации.

Другие похожие документы..