Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
В рамках установленных полномочий Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования Пермского края в течение июня-октября 2009 года ...полностью>>
'Обзор'
10 августа министр инвестиций и инноваций Красноярского края А.К. Вольф посетил научно-образовательный центр "Космические системы и технологии&q...полностью>>
'Сказка'
В некотором царстве, в некотором государстве, при царе Горохе, жили-были два брата Знание и Здравый Смысл со своею сестрою Правдою. И были они, надо ...полностью>>
'Конспект'
Оборудование: компьютеры, экран, столики расставлены для работы учащихся в группе по 4 человека, у каждой группы по три одинаковых текста, карточки - ...полностью>>

Программа по религиозному образованию для воскресных школ «закон божий» пояснительная записка

Главная > Программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

ВЛАДИМИРСКАЯ ЕПАРХИЯ

ОТДЕЛ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УТВЕРЖДАЮ» :_______________________________ ,

Архиепископ Владимирский и Суздальский

« 11 » декабря 2007 г.

ПРОГРАММА

ПО РЕЛИГИОЗНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ДЛЯ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

«ЗАКОН БОЖИЙ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

К ПРОГРАММЕ ПО РЕЛИГИОЗНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ДЛЯ ОДНО- ДВУХГОДИЧНЫХ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ.

Воскресная школа – начальная ступень религиозного православного образования и воспитания. Ее цель - помочь формированию начатков цельного христианского мировоззрения. Этот процесс должен быть тесно связан с благодатной храмовой жизнью Церкви. Поскольку богослужебный церковный круг имеет годичное обращение и в нем отражается основное содержание христианской веры и понимания, то учебно-воспитательный цикл может тоже укладываться в один-два года.

При таком подходе основой для программы воскресной школы может мыслиться Православный церковный календарь, потому как школа не просто обучает, но живет вместе с Церковью, проходя через священные времена годичного церковного круга, изъясняя и высвечивая их для понимания детей во время бесед и занятий.

Предлагаемая программа рассчитана на детей 9-14 лет. Большие школы, насчитывающие 30-40 учеников и имеющие возможность создания групп по возрасту, могут, используя предложенные темы занятий, разрабатывать их глубже для детей старшего возраста.

Данная программа рассчитана на одно- двухгодичный курс обучения и имеет своей целью, с одной стороны, - знакомство детей с жизнью Православной Церкви, а, с другой, – усвоение первых страниц церковной истории, начальных правил христианского поведения, а также участие в храмовых богослужениях.

В основе программы лежат воскресные и праздничные службы Церкви, и поэтому одна из тем каждого занятия предполагает знакомство с календарными событиями. Другие темы содержат элементарное изложение вероучения Церкви, а также начальные норм духовной нравственности.

Каждое воскресное занятие, согласно данной программе, состоит из трех уроков. Общая продолжительность их не должна превышать двух часов. Соответственно, продолжительность каждого урока должна быть не более 30-35 минут с переменами по 10 минут.

Занятия строятся в форме простой и доступной беседы, у детей всегда под рукой должны быть тетради и ручки для записей, принадлежности для рисования, Библия, либо отдельно Новый Завет (желательно крупным шрифтом). Под диктовку преподавателя дети записывают основные мысли беседы. В ходе бесед преподаватель может ставить вопросы на закрепление раскрытой им темы. Очень ценно выявлять в ходе беседы её нравственные стороны. Каждое занятие с детьми должно быть тщательно подготовлено и продумано преподавателем, с тем, чтобы оно коснулось их ума и, главное, их души, в чём и заключается смысл работы воскресной школы. При этом следует держаться рамок времени, ясно формулировать вопросы и, по возможности, использовать иллюстративный материал.

Наглядные пособия оживляют беседу с детьми. Иконы храма или их фотографии, карты святых мест, где происходили евангельские события, картины русских и зарубежных художников на библейские темы, сама Библия в иллюстрациях, содержательные открытки, художественные фотографии, слайды, диафильмы на церковные темы могут послужить углублению духовных понятий.

Кроме того, можно предлагать детям самим изображать те или иные священные места, связанные с событиями Священного Писания (храмы, река Иордан, города и др.). Такие занятия можно проводить непосредственно на уроках или предлагать как домашнее задание.

Учителю Закона Божия следует помнить правило проведения уроков - не однообразные слепые беседы запечатлевают понятия о духовности в сознании детей, а самое что ни на есть живое и художественное раскрытие библейских событий.

Немаловажное значение в работе школы имеет подготовка к праздникам, таким как Рождество и Пасха. Здесь, помимо программных занятий, дети под руководством преподавателя изготавливают рождественские игрушки, раскрашивают пасхальные яйца, разучивают духовные стихи и песнопения. Старшим детям можно предложить раскрашивание бумажных иконок по прорисям.

Предлагаемая программа предполагает творческий подход к ней преподавателя, который, не изменяя общего принципа совмещения ее содержания с церковным календарем, может изменять темы занятий, переставлять их по необходимости, в зависимости от движения календаря, предлагать для изучения жития местночтимых святых, сокращать количество занятий, заменять их экскурсиями и паломническими поездками.

Представляется полезным, если, кроме занятий по Закону Божию, будут проводиться занятия по церковному пению, где дети могли бы изучить осмогласие, Богослужебные песнопения, что позволило бы им принимать участие в церковном хоре во время Богослужений. В больших воскресных школах можно ставить вопрос и о детском хоре. Занятия хоровых кружков могут проходить отдельно от уроков по Закону Божию.

Занятия в воскресной школе можно проводить в воскресные дни после Божественной литургии, на которой бы присутствовали и учащиеся школы, или в другой день, в зависимости от конкретных условий. Но в любом случае дети вместе с родителями, по возможности, должны регулярно посещать богослужения своего храма, исповедоваться и причащаться Святых Таин в большие праздники. Кроме того, детей на занятиях следует обучать различению основных моментов Богослужения, указывать на последовательность службы с тем, чтобы они в храме эти моменты узнавали и припоминали их смысл. Большую пользу в обучении детей приносят общие храмовые трапезы, где они встречаются с отношением к пище как Божиему дару, привыкают к молитвам, сопровождающим приём пищи.

Не следует забывать руководителям воскресных школ и о паломнической деятельности, которая может выражаться в посещении близлежащих храмов, монастырей, святых мест, источников, а также в совершении и дальних поездок (особенно в каникулы) по святым местам других городов.

Полезным будет и привлечение детей к жизни прихода, благословляя их следить за подсвечниками во время служб, давать причастникам теплоту и просфоры, помогать в уборке храма. Особенно одаренных привлекать к чтению часов, шестопсалмия. Дети будут исполнять свои послушания с большим желанием, если они будут иметь при этом особые знаки отличия: девочки - косынки и передники с вышитыми на них крестиками, мальчики (достойные) - стихари. Кроме того, некоторые мальчики могут, по благословению, прислуживать в алтаре.

В конце учебного года должны проводиться экзамены по курсу программы и выдаваться свидетельства об окончании воскресной школы.

Правильно построенная работа воскресной школы (в частности, выдача и проверка домашнего задания в разной форме), несомненно, привлечет большое количество детей, часть которых в будущем может быть клириками данного прихода. Поиск таких детей и неустанная работа с ними является заботой руководителей и преподавателей школы.

ПРОГРАММА

ПО РЕЛИГИОЗНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ОДНО- ДВУХГОДИЧНЫХ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ

ЗАНЯТИЕ 1.

  1. Церковное Новолетие. Молебен перед началом учебного года. Новолетие. Начало года. Начало мира. Мир как творение Божие. Шестоднев. Сотворение человека.

  2. Что мы знаем о Боге? Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой – Един, но Троичен в Лицах. Святая Троица. Всё неживое, живое и дышащее в мире создано Богом и Творцом. Все одной руки, все Божии.

  3. Заповеди Божии. 1-я заповедь (текст заповеди и ее понимание).

ЗАНЯТИЕ 2.

  1. Рождество Богородицы. О благочестивых родителях Её - Иоакиме и Анне, их печаль и скорбь, молитва к Богу, а также их радость. Благовестие Архангела Гавриила Иоакиму и Анне (согласно их жития).

  2. Молитва. Понятие о молитве. Виды молитв. Как нужно молиться? Домашняя и церковная молитвы. Начальные молитвы.

  3. Заповеди Божии. 2-я заповедь.

ЗАНЯТИЕ 3.

  1. Воздвижение Животворящего Креста Господня. История обретения Животворящего Креста Господня царицей Еленой. История Праздника.

  2. Святой Крест – главная святыня Православия и православных христиан. Мы почитаем Святой Крест, чтобы обрести вечную радость. Крестный путь христианина. Крестное знамение и поклоны. Нательный крест. Крест на куполе храма. Напрестольный Крест. Молитва Кресту.

  3. Заповеди Божии. 3-я заповедь.

ЗАНЯТИЕ 4.

  1. О почитании святых. Святые угодники Божии. Небесные покровители. Имя святого, которое ты носишь. День Ангела. Молитва своему святому.

  2. Житие прп. Сергия Радонежского.

  3. Заповеди Божии. 4-я заповедь.

ЗАНЯТИЕ 5.

  1. Покров Пресвятой Богородицы. История праздника Покрова. Почитание Богородицы. Матерь Божия – Заступница Усердная.

  2. Россия – дом Пресвятой Богородицы. Почитание Богоматери на Руси. Чудотворные иконы Божией Матери. Молитвы Божией Матери.

  3. Заповеди Божии. 5-я заповедь.

ЗАНЯТИЕ 6.

  1. О церковной иерархии. Священнослужители Православной Церкви. Преемственность от святых апостолов. Облачение священнослужителей.

  2. Святители Московские Петр, Алексий, Иона, Филипп, Ермоген. Жития святителей.

  3. Заповеди Божии. 6-я заповедь.

ЗАНЯТИЕ 7.

  1. О почитании святых икон. Смысл и значение иконы. Почему мы молимся перед иконой. Иконы Спасителя, Богоматери, святых угодников. Евангелист Лука – иконописец.

  2. Иверская икона Божией Матери. История иконы.

  3. Заповеди Божии. 7-я заповедь.

ЗАНЯТИЕ 8.

  1. Храм Божий. Предназначение храма, его устройство. Название различных частей храма, богослужебных принадлежностей. Символическое значение храма (образ Царства Небесного). Название храма. Правила поведения в храме. Иконостас, его устройство и значение.

  2. Казанская икона Божией Матери. История иконы. Ее значение для России. Величание Божией Матери.

  3. Заповеди Божии. 8-я заповедь.

ЗАНЯТИЕ 9.

  1. Богослужение Православной Церкви. Наименование церковных служб. Суточный круг богослужения, седмичный и годовой круг. Богослужебные книги. Язык богослужений.

  2. Преподобный Нестор – первый летописец Земли Русской. Знакомство с летописями.

  3. Заповеди Божии. 9-я заповедь.

ЗАНЯТИЕ 10.

  1. Небесное воинство. Сотворение мира невидимого. Назначение Ангелов. Ангельские чины. Незримое присутствие Ангелов в мире. Ангел-Хранитель. Молитва Ангелу-Хранителю. Падение денницы. Бесы – злые ангелы, падшие вместе с диаволом. Понятие об аде. Собор Архистратига Михаила. Архангельский чин. Назначение каждого из Архангелов.

  2. Божественная литургия – главное богослужение Православной Церкви. История установления Литургии.

  3. Заповеди Божии. 10-я заповедь.

ЗАНЯТИЕ 11.

  1. Обетование Божие, данное Адаму и Еве во время изгнания их из Рая за грех. Потомки Авраама в ожидании обещанного им Богом. Подготовка избранного народа к принятию Мессии.

  2. Рождественский пост – начало подготовки к празднику Рождества Христова.

  3. Божественная Литургия. Проскомидия. Назначение проскомидии. Чинопоследование проскомидии.

ЗАНЯТИЕ 12.

  1. О добродетели милосердия. Притча о милосердном самарянине. Милосердие Божие в отношении человека, особенно впадшего в грех. Подражание милосердию Божию со стороны человека. Кто есть ближний мой? Наказание за немилосердие (Мф. 25,31-46).

  2. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Обещание Иоакима и Анны посвятить свое дитя Богу. Исполнение обещания. Введение во Святая Святых. Жизнь Богоотроковицы в Иерусалимском храме.

  3. Кто такие оглашенные?

ЗАНЯТИЕ 13.

  1. Отечество наше и понятие о нём. Служение и защита Отечества – долг каждого христианина. Библейские примеры защиты народом Божиим своей земли. Подвиги в защиту Отечества в истории России.

  2. Святой благоверный князь Александр Невский – защитник земли Русской. Житие и подвиги св. князя Александра Невского.

  3. Молитвы об оглашенных за Литургией.

ЗАНЯТИЕ 14.

  1. Доброделание. Добрые дела следует творить всегда, особенно в праздники. «…Вера без дел мертва» (Иак. 2,20). Притча о десяти девах. Православная Церковь о доброделании.

  2. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец. Житие свт. Николая. Чудеса после его смерти. Почитание святителя Николая на Руси. Чудо с иконой свт. Николая.

  3. Кто такие верные, о которых молится Церковь?

ЗАНЯТИЕ 15.

  1. Православное вероучение. I и II Вселенские Соборы. Символ веры – точное изложение учения Православной Церкви. Понятие о ереси как о самовольном изменении учения Церкви. Разбор Членов Символа веры (учим наизусть).

  2. Израиль в ожидании Мессии. Положение Израиля во времена Рождества Христова. Римские завоеватели. Фарисеи, саддукеи, книжники. Родословие Иисуса Христа. О дате Рождества Христова.

  3. Что содержится в молитвах о верных храма?

ЗАНЯТИЕ 16.

  1. Рождество Иисуса Христа. Евангельская история Рождества. Поклонение пастухов и волхвов. Икона Рождества Христова.

  2. Святки. История празднования Святок на Руси.

(Во время Святок проводятся Рождественские елки для учащихся воскресных школ).

ЗАНЯТИЕ 17.

  1. Обрезание Господне. Евангельский рассказ об этом событии. Бегство в Египет. Возвращение и жизнь в Назарете в послушании и труде. Отрок Иисус учит старцев в храме. Иосиф Обручник. История его жизни. Откуда у Иисуса Христа были родственники?

  2. Прп. Серафим Саровский. Житие. История второго обретения и перенесения мощей прп. Серафима Саровского в 1991г.

  3. Кто составлял Божественную Литургию? Авторы её чинопоследований.

ЗАНЯТИЕ 18.

  1. Евангельская история Крещения Господня. Икона Крещения. Богоявление. Для чего крестился Иисус Христос? Значение этого события для нас. Иоанн Креститель – предтеча Спасителя. Православное богослужение на Богоявление. Великое освящение воды. Как православные христиане хранят и используют Святую Воду?

  2. Таинства Православной Церкви. Таинства Крещения и Миропомазания.

ЗАНЯТИЕ 19.

  1. Начало проповеди. Сорокадневный пост Спасителя и искушения Иисуса Христа. Начало служения Господа Иисуса Христа. Призвание первых учеников. Первые чудеса Иисуса Христа.

  2. Мученица Татиана и святая равноапостольная Нина. Жития святых угодниц Божиих.

  3. Таинство Венчания.

ЗАНЯТИЕ 20.

  1. Учение Иисуса Христа. Нагорная проповедь Иисуса Христа – нравственный закон христианина. В чём отличие Заповедей Моисея от заповедей Нового Завета? Возлюби врагов своих. Как понимать заповеди о милостыне и молитве, о сокровище на небесах, о неосуждении. Тесные врата - в жизни одной и широкие врата - в другой.

  2. Благочестивые родители прп. Сергия Радонежского. Христианская семья по учению Православной Церкви.

  3. Таинство Священства.

ЗАНЯТИЕ 21.

  1. Заповеди блаженств (изучаем заповеди, учимся петь их хором).

  2. Мытарь и фарисей. Две молитвы. Гордыня и покаяние, смирение (читаем отрывок из Евангелия о мытаре и фарисее).

  3. Таинство Покаяния.

ЗАНЯТИЕ 22.

  1. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Ожидание пришествия на землю Христа Спасителя. История праведного Симеона Богоприимца. Предание о 70-ти толковниках. Пророчество праведной Анны пророчицы и старца Симеона о Богомладенце. Молитва «Ныне отпущаеши:». Сретение – встреча Ветхого и Нового Заветов. Икона Сретения.

  2. Притча о блудном сыне. Грех отдаляет нас от Бога, ранит не только душу, но и тело. Покаяние возвращает нас к жизни по воле Божией. О безграничной и всепрощающей любви Божией. Бог есть любовь.

  3. Таинство Елеосвящения (Соборование).

ЗАНЯТИЕ 23.

  1. Учение о Царстве Божием. Условия вхождения в Царство Небесное. Царство Божие в притчах.

  2. О Страшном Суде. Суд над душой после смерти (малый суд). Мытарства. Притчи о загробной жизни. Молитва за умерших. Почему мы должны молиться за умерших?

  3. Таинство Евхаристии (Благодарения).

ЗАНЯТИЕ 24.

  1. Чудеса Иисуса Христа. Иисус Христос через чудеса показывает свою Божественную силу: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня» (Ин. 5,36). Чудеса, которые совершил Иисус Христос.

  2. Прощеное Воскресение. Начало Великого Поста - время врачевания души. Значение Великого Поста для Православного христианина. Молитва Ефрема Сирина.

  3. Молитва Господня. Объяснение молитвы.

ЗАНЯТИЕ 25.

  1. Церковь Божия: «Созижду Церковь Мою» (Мф. 16,18). Противники Церкви Христовой (еретики, раскольники, сектанты). Иконоборчество. Седьмой Вселенский Собор о почитании икон и мощей святых. Торжество Православия.

  2. Исповедание Петра. Предсказание Иисуса Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении.

  3. Молитва Господня (продолжение).

ЗАНЯТИЕ 26.

  1. Преображение Господне. Евангельская история о Преображении. Преображение человека в земной жизни. Икона Преображения.

  2. Святые Апостолы. Кто такие Апостолы? 12 Апостолов. Апостолы от 70-ти. Наставления, данные Апостолам. Апостол Павел. Равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга. Значение апостольского служения.

  3. Литургия Преждеосвященных Даров: в чём её смысл?

ЗАНЯТИЕ 27.

  1. Крестопоклонная неделя. Иисус Христос принес на Кресте добровольную, ни с чем не сравнимую искупительную жертву. На Кресте утверждена Любовь Бога к людям.

  2. Мученики Христа ради. Мученики за Христа получают венцы жизни в Царстве Небесном. Иисус Христос предупреждает учеников о предстоящих им страданиях и мучениях за веру. Мученичество во времена гонений. 40 Севастийских мучеников. Новомученники Российские.

  3. Православный обряд погребения.

ЗАНЯТИЕ 28.

  1. Житие прп. Иоанна Лествичника и его «Лествица».

  2. Тайная вечеря. Установление таинства Евхаристии Господом Иисусом Христом. Понятие о Церкви как о теле Христовом. Празднование иудейский пасхи. Прообразующий смысл замены ветхозаветной жертвы на бескровную новозаветную. Непреходящее значение искупительной Жертвы.

  3. Таинственный смысл символических священнодействий. Таинство Святой Евхаристии.

ЗАНЯТИЕ 29.

  1. Благовещение Пресвятой Богородицы. История Благовещения. Обручение Девы Марии с праведным Иосифом Обручником. Жизнь в Назарете. Архангел Гавриил перед Святой Девой («Се раба Господня» (Лк. 1,38). Сомнение Иосифа. Встреча Девы Марии с Елисаветой. Пророчество Елисаветы(«Отныне ублажат Мя вси роди» (Лк. 1,48). Молитва «Богородице Дево, радуйся:».

  2. Прп. Мария Египетская (читаем краткое житие). Нет такого греха, который не простил бы Господь кающемуся грешнику. Евангельские примеры прощения грехов. Примеры раскаяния в своих грехах и изменения своей жизни (примеры из жизни святых, в прошлом преступников и грешников).

  3. Семь тяжких грехов.

ЗАНЯТИЕ 30.

  1. Вход Господень в Иерусалим. Евангельское повествование об этом событии. Почему освящают в этот праздник вербы (ваии)? Церковная служба в праздник. Икона Входа Господня в Иерусалим. Воскрешение Лазаря.

  2. Страдания и смерть Спасителя. Для чего страдал Христос? Моление о Чаше. Добровольный выход на страдания. Поцелуй Иуды. Суд у первосвященников. Суд у Пилата. Крестный путь. Рапятие. Снятие с Креста. Погребение. Икона Распятия Господня. Службы Страстной Седмицы.

  3. Туринская плащаница.

ЗАНЯТИЕ 31.

  1. Светлое Христово Воскресение. Пасха Господня. Евангельские повествования и исторические свидетельства истинности Воскресения Иисуса Христа. Иконы Воскресения Христова (сошествия во ад). Воскресение Христово – событие, знаменующее победу жизни над смертью, добра над злом.

  2. Беседа: «Я умираю для плохих дел и воскресаю для добрых» (Рассказы детей о борьбе со своими недостатками).

ЗАНЯТИЕ 32.

  1. Явление воскресшего Христа ученикам. Мария Магдалина первая увидела воскресшего Спасителя. Явление двоим ученикам, апостолу Петру, апостолам при закрытых дверях. Уверение апостола Фомы. Радость учеников, увидевших воскресшего Христа (при ловле рыбы в Галилейском озере.)

  2. Установление Патриаршества на Руси. 15 Патриархов.

  3. «Малиновый звон» (слушаем колокольные звоны, учимся их различать по назначению).

ЗАНЯТИЕ 33.

  1. Неделя свв. жен-мироносиц – праздник женщины-христианки. Их призвание и служение Богу: жены-мироносицы за свою верность, жертвенность, бесстрастную любовь сподобились первыми увидеть воскресшего Христа.

  2. Знаменитые русские подвижницы древности и нового времени.

  3. Духовная музыка. Происхождение и традиции русской духовной музыки.

ЗАНЯТИЕ 34.

  1. Вознесение Иисуса Христа. Беседа с учениками. Последние наставления, Иисус Христос посылает Своих учеников проповедовать Евангелие всем народам. Необходимость Вознесения на Небо. «Ухожу ко Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин. 20,17).

  2. Обетование о Втором Пришествии. Признаки Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Предостережение о лжепророках.

  3. Фреска. Почему мы украшаем наши храмы фресками? Ознакомительная беседа о фресках.

ЗАНЯТИЕ 35.

  1. Сошествие Святаго Духа. Пятидесятница. Троицин День. Деяния свв. Апостолов о дне Пятидесятницы: сошествие Святаго Духа на Апостолов. Говорение на разных языках. День Рождения Церкви Христовой.

  2. Всеобщее воскресение мертвых и Страшный Суд.

  3. Русское храмовое зодчество. Знакомство с образами древних русских храмов. Храм Христа Спасителя.

ЗАНЯТИЕ 36.

  1. Успение Божией Матери. Служение апостолов после сошествия на них Святого Духа. Распространение Церкви по «всей вселенной». Успение Пресвятой Богородицы. История Праздника. Чин богослужения на Успение.

  2. Кончина мира: Новые Небеса и Новая Земля.

  3. Итоговое занятие: «Идите путями праведными» (держаться веры и вести себя по-христиански).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Закон и Заповеди Божии. Сборник учебных программ,- М. Отдел религиозного образования и катехизации Московской патриархии. 1992г.

Афанасий Деликоступов. Вера Православная, - издание Кипрской церкви Ловкосия – Кипр. 1993г.

Прекрасный Божий мир. Составитель епископ Ахелейский Евфимий, - М. Свято-Данилов монастырь. 1996г.

Дополнительное образование в области христианской культуры, этики и морали. Сборник экспериментальных программ. Выпуск 4, - М. издание МГАП «Мир книги». 1995г.

Закон Божий, - ИМКА- пресс, Париж.

Закон Божий, - Нью-Йорк, сост. С. Коломзина

Наставление в Законе Божьем, - Н.Новгород. 1994г.

Русские летописи

Жития святых

… а также другая соответствующая задачам программы православная литература.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Школе при монастыре пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Настоящее «Положение о Воскресной церковно-приходской школе (Воскресной школе при монастыре)», утвержденное Правящим Архиереем, является внутрицерковным документом, на основе которого осуществляется на приходах Владимирской Епархии
  2. Программа по  русскому  языку  для  10-11  классов общеобразовательных  учреждений пояснительная  записка       Основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему

    Программа
    обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
  3. Пояснительная записка Вданном сборнике представлены программы по общеобразовательным предметам для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (для умственно отсталых детей)

    Пояснительная записка
    В данном сборнике представлены программы по общеобразовательным предметам для 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида (для умственно отсталых детей).
  4. Отделение священнослужителей пособие для учащихся

    Литература
    Что такое религия? Извечность, всеобщность её. Религия ветхозаветная. Величие человека: совершенство ума, чистота сердца, свобода воли, общение с Богом.
  5. Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви 2011 г. Содержание пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) и религиозное воспитание детей являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви.

Другие похожие документы..