Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Сегментация рынка (определение существующих на рынке ценовых групп, определение целевых групп внутри ценовой группы, определение портрета клиента по ...полностью>>
'Документ'
В нефтегазовом секторе назревают структурные изменения. "Газпром" продолжает терять позиции. А "Башнефть" — еще недавно один из ау...полностью>>
'Доклад'
Целью подготовки Тематического обзора ОЭСР по высшему образованию является анализ того, каким образом организация, финансирование и управление система...полностью>>
'Сказка'
Символика чисел характерна для ранней стадии развития человечества, начиная с родового общества. Людям свойственно верить символам. Числа, как и симв...полностью>>

Цели: Познакомить учащихся с произведением русского эпоса

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема: памятник древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”.

Слайд №2

Цели:

  1. Познакомить учащихся с произведением русского эпоса.

  2. Определить архетип произведения русской литературы (патриотизм, вера в Бога, отношение к войне, честь и достоинство, взаимоотношения в семье, человек и природа и т. д.).

  3. Воспитать в детях уважение к традициям русского народа.

Оборудование:

  1. Иллюстрации к произведению “ Слово о полку Игореве”.

  2. Тексты стихотворений В. А. Жуковского, Н. А. Заболоцкого, М. Цветаевой “Плач Ярославны”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Слайд №3

А) “Слово о полку Игореве” возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности”. А. С. Пушкин.

Б) Д. Лихачев был одним из лучших знатоков древнерусской литературы в нашей стране. Благодаря ему мы можем познакомиться со многими произведениями старины: его переводы древних произведений на современный язык точны, научны и понятны.

1. Вступительное слово. “Путешествие в историю”.

Слайд №4

На пороге XIX века, в 1800 году, вышло первое издание “Слова о полку Игореве” - лучшего из произведений древней русской литературы. “Слово…” стоит в начале того сложного развития литературы, которое впоследствии привело к образованию трех братских народов: русского, украинского, белорусского. На заре древнерусской литературы оно свидетельствует уже о творческих способностях братских народов, о самобытности истоков их культур и служит как бы символом их единства.

Слайд №5

Рукописный список “Слова” был найден в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А. И. Мусиным- Пушкиным. Текст “Слова” находился в сборнике древнерусских произведений светского содержания.

Слайд №6

Первое, очень краткое сообщение о “Слове” было сделано известным поэтом того времени Херасковым в 1797 году во втором издании его поэмы “Владимир”.

Слайд №7

Затем о “Слове” несколько более подробно сообщил Н. М. Карамзин в октябрьской книжке за 1797 год журнала, “Spectateurdu nord”, издававшегося французскими эмигрантами в Гамбурге.

Слайд №8

С рукописи “Слова” сняты были копии, одна из них, предназначавшаяся для Екатерины 2, до нас дошла, а остальные сгорели в московском пожаре в доме Мусина-Пушкина на Разгуляе. Сгорела и большая часть экземпляров первого издания “Слова”.

А. С. Пушкин, занимавшийся переводом “Слова”, но не успевший закончить своей работы, верно почувствовал связи “Слова” с устной поэзией. Вслед за Пушкиным эти народные основы “Слова” были тщательно изучены М. А. Максимовичем.

Постепенно “Слово” оказалось окружено широкой исторической перспективой. Получили верное истолкование политические идеи “Слова”, его смысл. Объяснились многие явления языка “Слова”; казавшиеся непонятными в конце XVIII - начале XIX века. “Слово” стало фактом русской науки и русской литературы XI-XIII веков, интерес к “Слову” стимулировал занятия русской литературой XI-XIII веков, историей русского языка и палеографией.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Летописание, жития, ораторское красноречие, поучения, хождения - жанры-описания путешествий, существовавшие в жанровой системе древнерусской литературы до 17 столетия.

3. Анализ “Слова о полку Игореве”.

Для того, чтобы грамотно проанализировать “Слово…”, мы должны будем подняться по “литературным ступеням” к вершине мастерства неизвестного автора.

Слайд №9

1 ступень. Образы “Слова о полку Игореве”. (Выступление ученика).

Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор “Слова” воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем “Слова” является не какой-либо из князей, а русский народ, Русская земля. Образ Русской земли - центральный в “Слове”; он очерчен автором широкой и свободной рукой.

Автор “Слова” рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое огромное и живое существо.

Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором были бы одновременно втянуты в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь (“страна неузнаема”), “синее море”. Дон, Волга, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Немига, а из городов – Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Новгород, Галич и др. - вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. При этом автор “Слова” не выключает Русскую землю из состава окружающих её народов, заставляя прислушиваться к происходящим в ней событиям немцев и венецианцев, греков и моравов, а половцев, Литву, ятвагов и деремелу (литовские племена) - быть непосредственно втянутыми в ход русской истории.

Слайд №10

Автор “Слова” говорит о мирном труде русских “ратаев”- пахарей, нарушенном усобицами князей; о жёнах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; о горе всего русского народа после поражения Игоря; о гибели достояния русского народа, о радости жителей городов и сельских местностей при возвращении Игоря.

На примере Игоря Святославича Новгород - Северского автор показывает несчастные последствия отсутствия единения. Игорь действует по феодальной формуле: “мы собе, а ты собе”. По существу, весь рассказ в “Слове” о походе Игоря выдержан в чертах его характеристики Святославом: храбрый, но безрассудный Игорь идёт в поход, несмотря на то, что поход этот с самого начала обречён на неуспех. Он идёт, несмотря на все неблагоприятные “знамения”. Основным побуждением его при этом является стремление к личной славе. Ничего не останавливает Игоря на его роковом пути.

Слайд №11

В образе Игоря Святославовича подчёркнуто, что его поступки обусловлены в большей мере заблуждениями его среды, чем его личными свойствами. Сам по себе Игорь не плох и не хорош: скорее даже хорош, чем плох, но его деяния дурны, и это потому, что над ним господствуют предрассудки феодального общества и заблуждения эпохи. Игорь Святославович- сын эпохи. Это “средний” князь своего времени: храбрый, мужественный, в известной мере любящий родину, но безрассудный и недальновидный, заботящийся о своей чести больше, чем о чести родины.

С гораздо большим осуждением говорит автор “Слова” о родоначальнике князей–ольговичей - Олеге Святославиче, внуке Ярослава Мудрого и постоянном противнике Владимира Мономаха. Олег наделён ироническим отчеством “Гориславич”, имея в виду горе народное, вызванное усобицами Олега, а не его личное.

Таким же зачинателем усобиц изображён и родоначальник полоцких князей - Всеслав Полоцкий. Он изображён в “Слове” с осуждением и с теплотой лирического чувства: неприкаянный князь, мечущийся, как затравленный зверь, хитрый, “вещий”, но несчастный неудачник. Перед нами исключительно яркий образ князя периода феодальной раздробленности Руси.

В остальных русских князьях автор “Слово” в большей мере подчеркивает их положительные черты, чем отрицательные.

Совсем особую группу составляют женские образы “Слова”. Все они овеяны мыслью о мире, о семье, о доме, проникнуты нежностью и лаской, ярко народным началом. В них воплощена печаль и забота родины о своих воинах.

Особняком в “Слове” стоит образ певца-поэта Бояна. Отношение к нему у автора сложное и противоречивое. В идейном замысле “Слова” образ Бояна имеет существенное значение. Он нужен автору для того, чтобы подчеркнуть собственное следование “былинам сего времени” - действительным событиям.

Слайд №12

Итак, все образы “Слова” тесно связаны с идейным замыслом автора. Все в этом произведении строго и стройно подчинено центральной идее “Слова”. Художественная, идейная целеустремленность “Слова” - одна из самых существенных его особенностей.

Задание к 1 ступени.

Найти в тексте художественные детали, при помощи которых создаются образы князей

2 ступень. Культурологическое исследование.

Задание ко 2 ступени.

Сравнить “Плач Ярославны” в переводах В. А. Жуковского, Н. А. Заболоцкого, М. Цветаевой.

Н. Заболоцкий. У него Ярославна находится с природой в антагонистических отношениях, ждет от нее зла, кроме того, его желание вернуть мужа более эгоистично, чем в оригинале. Плачет больше о себе.

В. Жуковский. Ярославна печалится о том, что страдает муж.

Слайд №13

М. Цветаева. Стихотворение Цветаевой сразу ассоциируется с великим памятником древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”. Однако трудно представить, что между ними так много общего. Общая героиня под именем Ярославна, и та, и другая оплакивают своего мужа. Но это еще и очередная трагедия русской женщины, трагедия народа России, личная трагедия поэтессы Марины Цветаевой.

Так, 23 декабря 1920 года появилось произведение “Плач Ярославны”.

Я расскажу тебе - про великий обман…

В этом стихотворении и любовь к мужу, и боль за него, и преданность своему народу, и верность своей Родине. Она плачет за все русских женщин, стойких в своем горе и в верности к любимым. Вся ее великая обида за мужа, за несправедливо униженную Россию и нашли выражение в данном произведении.

Читаешь стихотворение и думаешь: откуда Цветаева нашла силу, чтобы создать такое патриотическое произведение? Да, ее героиня сильна, она готова вынести все во имя спасения Отечества, Руси, мужа. Без них она и жить не хочет.

Такова Ярославна Цветаевой. Такова Ярославна во все времена.

3 ступень “Сердечное искусство “Слова” (Образ Родины). (Выступление ученика)

Автор “Слова” - русский прежде всего. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно эта Русская земля явилась главным героем его произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно она, любовь к родине, являлась ему подлинной вдохновительницей.

Любовь к родине и к “русским сынам” помогла автору “Слова” проникнуть в думы русских воинов, переступивших границу Русской земли у “шеломяни”. Любовь к родине и к безвестным нам “русичам” из храброго полка Игоря помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.

Любовь к родине раскрыла ему скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце жгучим горем о погибших русских воинах.

В основе гениальной наблюдательности автора “Слова”, в основе силы и свежести его человеческих чувств лежала его любовь к родной ему страдающей земле. Любовь к родине водила его пером и определила глубокую народность содержания и формы “Слова”.

Она же, любовь к родине, высоко подняла его над пределами своего времени, сделала его произведение бессмертным и общечеловеческим, народным и гуманистическим, полным горячего лиризма и самой трепетной художественной правды.

Сила любви к родине, к Русской земле покоряет читателей “Слова”. Чувство это пронизывает все произведение. Оно проступает в каждой строке. Оно наполняет сердце читателя жгучим горем при описании поражения русского войска, гордостью за свою родину при описании силы и смелости ее князей, острой ненавистью к ее врагам в рассказе о разорении Русской земли. Любовь к родине определила выбор художественных средств в “Слове”, усилила наблюдательность ее автора, вдохнула в него подлинное поэтическое одушевление, придала высокую идейность его произведению.

Вот почему значение “Слова” так безмерно выросло в наше время. Вот почему оно находит такой горячий отклик в сердцах всех людей, беззаветно преданных своей родине.

Задание к 3 ступени.

С помощью каких художественных деталей создается образ родины?

4 ступень. (Выступление ученика). Природа в “Слове”.

Древнерусские авторы не стремятся описывать картины природы, изображать ее статистическое состояние, спокойные пейзажи. Они уделяют природе немного внимания и только тогда, когда она теснейшим образом связана с судьбой действующих лиц повествования, когда она оказывает на них влияние, когда она проявляется в действии: в грозе, в буре, в разливах рек, в засухе, в затмениях солнца, в темноте ночи. В “Слове” нет пейзажа самого по себе. Природа воспринимается автором только в ее изменениях, в ее действиях, в ее жизни, она введена в события, участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход. Она сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна.

Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк; ночь, “стонущая грозою”, стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы сила зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья отзываются на поражение русских: трава никнет, деревья от горя прислоняются до земли или роняют листву. Автор “Слова” отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней ходом человеческой истории. В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря на победу, то сочувствующие и помогающие ему, то “затворяющие” в своих струях юношу.

Союз природы и человека, с такой силой развернутый в “Слове”,-союз поэтический. Природа для автора “Слова” - гигантский резервуар поэтических средств и своеобразное “музыкальное сопровождение”, придающее особенно сильное лирическое звучание его действию.

Задание к 4 ступени.

Как природа относится к походу Игоря?

5 ступень. Исторический путь русской литературы X-XVII веков (статья Д. С. Лихачева).

“Культура и литература в идеале проходят одинаковые стадии развития: античность, средневековье, Возрождение, Новое время. Каждая из этих стадий имеет во многом сходные типологические черты.

В поисках национального своеобразия какой-либо литературы мы должны прежде всего определить ее отношение к этой общей, хотя и часто нарушаемой, “нормальной” схеме исторического развития.

Литература завоевывает собственное прочное положение в духовной жизни общества. Общественное значение литературы энергично возрастает.

Постепенное падение традиционности и возрастание личностного начала в литературе – это две линии, тесно связанные между собой в литературном развитии с конца XIV века.

Русская литература развила и донесла до нового времени заботу об общих судьбах всего мира, а не только русского народа. Вместе с тем с самого начала, призванная к тому нуждами русской действительности, русская литература определилась как высокопатриотическая, с обостренным национальным самосознанием.

Большое общественное значение русской литературы, обусловленное особенностями самой действительности, сохранилось за ней на протяжении последующих веков.

Весь историко-литературный процесс предшествующего времени есть процесс формирования литературы как литературы, но литературы, существующей не для себя, а для общества. Литература – необходимая составная часть истории страны”.

Задание к 5 ступени.

- В каждом абзаце подчеркнуть основную мысль.

- Записать в тетради тезисами особенности развития литературного процесса и значение русской литературы X-XVII веков для русской культуры XVIII-XX веков.

III. Домашнее задание.

Творческая работа: используя прием стилизации, интерпретировать русскую народную сказку “Колобок” в манере “Слова”.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок 1: введение цель: познакомить учащихся с новым учебным предметом «История России»

    Урок
    ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся общие представления о происхождении и расселении восточнославянских племен, их занятиях, верованиях и системе управления; продолжить формирование умений работы с исторической картой.
  2. Задачи: знакомство учащихся с произведениями живописи к «Слову о полку Игореве» -знакомство учащихся с оперой А. П. Бородина «Князь Игорь», с арией князя Игоря

    Документ
    - учащиеся знакомятся средствами Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point…. для оформления презентаций и рефератов, докладов, сообщений.
  3. Тамакова Гульсария Закировна Категория I предмет русский язык, литература

    Литература
    Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка.
  4. Русский язык 5 класс Раздел I. Пояснительная записка

    Пояснительная записка
    Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
  5. Рабочая программа по курсу «русская литература» для 10 класса моу ««Шушмабашская средняя общеобразовательная школа»

    Рабочая программа
    Планирование составлено на основе «Программ средней школы» (Русская литература 5 -11 классы татарской средней общеобразовательной школы) (авторы - составители: М.

Другие похожие документы..