Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Наприклад, вимірювання лінійного розміру тіла зводиться до його порівняння з еталоном довжини – метром, визначення маси ті-ла на терезах – до порівня...полностью>>
'Учебно-методический комплекс'
Дисциплина "Правовые основы нотариальной деятельности" – специальная правовая дисциплина, включенная в образовательно-профессиональную прог...полностью>>
'Рабочая программа'
Экономическое развитие России в XVII в. Ликвидация последствий Смуты. Сельское хозяйство и агрикультура. Крестьянское хозяйство и земельный надел. Жи...полностью>>
'Документ'
Згідно з вимогами до прийому студентів для підготовки за освітньо-кваліфікаційним рівнем “спеціаліст” вступні випробування здійснюються Державними ек...полностью>>

К проекту федерального закона (2)

Главная > Закон
Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2009 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ

ПЕРИОД 2010 И 2011 ГОДОВ»

Проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В основу формирования бюджетных проектировок положены сформулированные в программных выступлениях Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также в Бюджетном послании Президента Российской Федерации стратегические приоритеты:

построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий, создания стимулов для инновационной деятельности;

наращивание инвестиций в человеческий капитал, включая развитие образования и здравоохранения;

развитие инфраструктуры, прежде всего, транспортной, телекоммуникационной и энергетической;

повышение эффективности государственных институтов путем улучшения работы судебной системы и правоохранительных органов, реформирования государственного управления и государственной службы, поддержки институтов гражданского общества;

обеспечение обороноспособности страны и безопасности граждан.

Реализация этих приоритетов требует переориентации и повышения эффективности использования ресурсов не только федерального бюджета, но бюджетной системы Российской Федерации в целом, а также проведения институциональных реформ и целенаправленных мер государственного регулирования.

I. Правовые основы формирования проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), а также Положением о составлении проекта федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 1010.

В соответствии с законодательно установленным принципом «скользящей трехлетки» (часть 4 статьи 1841, части 2 и 3 статьи 192 Бюджетного кодекса) проект федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов предусматривает увеличение или сокращение утвержденных в предыдущем бюджетном цикле показателей ведомственной структуры расходов федерального бюджета на 2009 и 2010 годы с утверждением законопроектом значений ее показателей на 2011 год, а также уточнения утвержденных в предыдущем бюджетном цикле показателей, являющихся предметом рассмотрения законопроекта в первом и во втором чтениях (установленных, соответственно, частью 2 статьи 199 и частью 2 статьи 205 Бюджетного кодекса), на 2009 и 2010 годы и их значений на 2011 год.

Общие требования к структуре и содержанию закона (решения) о бюджете установлены статьей 1841 Бюджетного кодекса, которые применительно к федеральному бюджету конкретизированы и дополнены статьями 199 и 205 Бюджетного кодекса.

Пунктом 1 статьи 1841 Бюджетного кодекса установлен перечень основных характеристик бюджета, утверждаемых законом (решением) о бюджете (объем доходов, расходов, профицита или дефицита бюджета). Пунктом 2 статьи 199 Бюджетного кодекса применительно к федеральному бюджету этот перечень дополнен показателями объема нефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта и нормативной величиной Резервного фонда, подлежащими в соответствии с требованиями, установленными главой 132 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета» Бюджетного кодекса, ежегодному утверждению федеральным законом о федеральном бюджете. Кроме того, в соответствии со статьей 199 Бюджетного кодекса к основным характеристикам федерального бюджета отнесены условно утверждаемые расходы планового периода и верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации.

Все указанные параметры федерального бюджета, являющиеся в соответствии с Бюджетным кодексом предметом рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении, представлены в статье 1 законопроекта (частью 1 - на 2009 год, частью 2 - на 2010 год и 2011 год).

При этом в соответствии с частью 2 статьи 199 Бюджетного кодекса при утверждении основных характеристик федерального бюджета должны быть указаны такие исходные макроэкономические показатели, как прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительских цен), положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета. Данные показатели на соответствующие годы указаны в частях 1 и 2 статьи 1 законопроекта.

К основным характеристикам федерального бюджета, рассматриваемым Государственной Думой в первом чтении, также отнесены нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, не закрепленные Бюджетным кодексом, подлежащие, согласно пункту 2 статьи 1841 Бюджетного кодекса, утверждению законом о бюджете. Указанные нормативы предлагается установить статьей 2 законопроекта и приложениями 1 - 3 к законопроекту. Статьи 3 и 5 законопроекта определяют особенности установления и (или) администрирования отдельных видов доходов федерального бюджета в 2009 году, не урегулированные другими законодательными актами Российской Федерации. Данные статьи носят переходный характер, поскольку в перспективе регулирование указанных вопросов будет осуществляться соответствующими нормативными правовыми актами.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса статьей 4 законопроекта утверждены приложения 4 и 5, устанавливающие перечень главных администраторов доходов федерального бюджета и перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также перечни закрепляемых за ними доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета. Статьей 205 Бюджетного кодекса этот вопрос отнесен к предмету рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

Согласно части 11 статьи 5 Федерального закона от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» до вступления в силу федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от приносящей доход деятельности, использование бюджетными учреждениями таких средств должно осуществляться на основании закона (решения) о бюджете. Соответственно, статья 6 законопроекта устанавливает особенности использования средств, получаемых федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, а также регулирует ряд связанных с ними вопросов, в том числе использование доходов, получаемых загранучреждениями от разрешенных видов деятельности (с учетом особенностей, установленных статьей 35 Бюджетного кодекса для расходов, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации).

Центральное место в структуре законопроекта занимает статья 7, которой, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса и принципами среднесрочного финансового планирования, предлагается утвердить:

- общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств (утвержден раздельно на 2009, 2010 и 2011 годы);

- ведомственную структуру расходов федерального бюджета на 2009 год (в том числе – увеличения или сокращения ранее утвержденных показателей) и ведомственную структуру расходов федерального бюджета на плановый период 2010 и 2011 годов (в том числе – увеличения или сокращения ранее утвержденных на 2010 год показателей) соответственно в приложении 6 и в приложении 9;

- приложения, содержащие распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение государственного оборонного заказа на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

В части, касающейся формирования показателей ведомственной структуры расходов на 2009 и 2010 год, необходимо отметить, что в условиях формирования и исполнения федерального бюджета в формате «скользящей трехлетки» с делегированием полномочий по внесению изменений в сформированную на 3 года сводную бюджетную роспись при исполнении федерального бюджета возможно формальное утверждение законопроектом отрицательных значений бюджетных ассигнований.

Такие ситуации могут возникать в результате изменения структуры федеральных органов исполнительной власти с соответствующим перераспределением ранее утвержденных сводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета. В случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета, получивший бюджетные ассигнования, предложит при подготовке проекта федерального бюджета сократить бюджетные ассигнования по отдельным целевым статьям и (или) видам расходов в объеме, превышающем (за счет переданных ассигнований) утвержденные в предыдущем бюджетном цикле ассигнования, расчетно в ведомственной структуре расходов могут появиться отрицательные значения. При этом объем бюджетных ассигнований, установленных главному распорядителю сводной бюджетной росписью (с учетом изменений, внесенных в 2008 году и предложенных к утверждению законопроектом), ни по одной позиции не может иметь отрицательных значений.

В соответствии со статьей 74 Бюджетного кодекса частью 4 статьи 7 законопроекта предлагается установить виды бюджетных ассигнований (субсидии юридическим и физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг), межбюджетные субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты), порядок предоставления которых должен быть установлен Правительством Российской Федерации.

Статьями 8 – 11 законопроекта предлагается определить дополнительные особенности использования бюджетных ассигнований в соответствующих сферах деятельности, в том числе связанные с реализацией приоритетных национальных проектов, а также конкретизировать отдельные расходные обязательства в социальной сфере, в том числе путем установления направлений использования бюджетных ассигнований в сферах образования и здравоохранения.

Кроме того, статьей 11 законопроекта в соответствии с законодательством Российской Федерации предлагается установить размеры дополнительных мер государственной поддержки отдельным категориям граждан, а также в рамках требований Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» утвердить распределение соответствующих бюджетных ассигнований по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса, законопроектом предусмотрена статья 12, которой предлагается утвердить перечень открытых акционерных обществ, в уставные капиталы которых (в качестве взносов) соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке в пределах предусмотренных им бюджетных ассигнований будут направлены средства федерального бюджета.

Статьей 13 законопроекта предлагается утвердить приложение на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов, которым будет установлено распределение основной части межбюджетных трансфертов из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации.

При этом частью 4 статьи 132 Бюджетного кодекса допускается установление распределения межбюджетных субсидий как федеральным законом о федеральном бюджете, так и нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. В отношении иных межбюджетных трансфертов (не отнесенных к дотациям на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенциям и межбюджетным субсидиям) требований к порядку их распределения Бюджетным кодексом не установлено. Исходя из этого, в части 2 статьи 13 законопроекта предлагается закрепить положение, в соответствии с которым распределение иных межбюджетных трансфертов, не установленных указанным приложением к законопроекту, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данная статья предусматривает общие требования к не использованным в 2008 году субъектами Российской Федерации иным межбюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение.

Кроме того, статья 13 законопроекта определяет особенности перечисления в 2009 году межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

Статьи 14 и 15 законопроекта реализуют требования Бюджетного кодекса, касающиеся установления порядка и условий предоставления бюджетных кредитов, государственных финансовых и государственных экспортных кредитов. Кроме того, статьей 14 законопроекта предлагается определить особенности использования средств федерального бюджета, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год» на формирование региональных продовольственных фондов.

Статьи 16 и 17 законопроекта регулируют вопросы управления государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации, в том числе представляют на утверждение в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса программы государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации и программы предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.

Статьей 18 законопроекта определяются порядок и условия выплаты в 2009 - 2011 годах компенсаций отдельным категориям граждан по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации, а также во Внешэкономбанке.

Статьи 19 - 21 законопроекта регулируют вопросы реструктуризации денежных обязательств муниципальных образований и юридических лиц, принятых на себя субъектами Российской Федерации, перед Российской Федерации, особенности списания в 2009 году отдельных видов задолженности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и юридических лиц перед Российской Федерацией и отдельные операции по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.

Статьей 22 законопроекта предлагается установить перечень и особенности функций организаций, являющихся в 2009 году агентами Правительства Российской Федерации по осуществлению выплат населению и проведению иных операций, связанных с исполнением федерального бюджета.

Особенности обслуживания Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями отдельных счетов участников бюджетного процесса установлены в статье 23 законопроекта.

Статьей 24 регулируется ряд вопросов исполнения в 2009 году бюджета города Байконур и отдельных местных бюджетов.

Статьей 25 законопроекта применительно к исполнению федерального бюджета в 2009 году реализованы требования части 3 статьи 217 Бюджетного кодекса, устанавливающей перечень оснований для внесения изменений в ходе исполнения бюджетов в показатели сводной бюджетной росписи.

Наряду с основаниями прямого действия, не требующими дополнительного законодательного регулирования, данный перечень содержит основания, конкретизация которых должна устанавливаться ежегодным законом о бюджете. К таким основаниям относятся использование зарезервированных бюджетных ассигнований в составе утвержденных бюджетных ассигнований и основания, связанные с особенностями исполнения федерального бюджета и (или) перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета.

Соответственно, перечень бюджетных ассигнований, зарезервированных в составе бюджетных ассигнований, и дополнительные (не установленные Бюджетным кодексом) основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в 2009 году установлены частью 1 и частью 2 статьи 25 законопроекта.

В соответствии с принципом полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (статья 32 Бюджетного кодекса) в состав зарезервированных бюджетных ассигнований и, соответственно, в общий объем расходов федерального бюджета включены ассигнования, использование которых обусловлено поступлением в федеральный бюджет отдельных видов неналоговых доходов, учтенных в прогнозе доходов федерального бюджета (подпункты 12 – 14 части 1 статьи 25).

Частью 3 статьи 25 законопроекта предлагается к введению норма, согласно которой перечень и коды целевых статей и видов расходов федерального бюджета, утверждаемые в составе ведомственной структуры расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, могут применяться к утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписью показателям по расходам на плановый период в случае преемственности кодов бюджетной классификации расходов федерального бюджета.

Данная норма позволит обеспечить стабильность и преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также сопоставимость показателей федерального бюджета текущего финансового года, очередного финансового года и планового периода (статья 36 Бюджетного кодекса).

Согласно требованиям Бюджетного кодекса (часть 4 статьи 94 и часть 4 статьи 242) законопроект не содержит положений об использовании остатков средств на счетах федерального бюджета на те же цели в 2009 году сверх установленных законопроектом объемов бюджетных ассигнований. При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1792 Бюджетного кодекса бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение размера Инвестиционного фонда Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде.

В целях реализации требований пункта 6 статьи 192 Бюджетного кодекса в законопроект не включена статья, предусматривающая приостановление действия на очередной финансовый год отдельных положений законодательных актов Российской Федерации. В этой связи подготовлен отдельный законопроект, предусматривающий приостановление действия отдельных законодательных актов Российской Федерации, не обеспеченных ассигнованиями федерального бюджета, а также законопроект о внесении изменений в отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, положения которых частично не соответствуют бюджетному законодательству Российской Федерации и в силу этого будут препятствовать исполнению федерального бюджета в соответствии с его требованиями.

Законопроект не содержит отдельной статьи о вступлении федерального закона в силу, поскольку, согласно статье 5 Бюджетного кодекса, закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

II. Основные характеристики проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

В основу разработки проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов положен уточненный с учетом складывающихся в текущем году тенденций прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2009-2011 годы, основные параметры которого представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Прогноз основных макроэкономических параметров

на 2009-2011 годы

Показатели

2008

2009

2010

2011

Закон*

Ожидаемое

Закон*

прогноз

Закон*

прогноз

прогноз

Цены на нефть Urals, долл. / барр.

92

112

78

95

74

90

88

Инфляция (ИПЦ) декабрь к декабрю предыдущего года, в %

109-110,5

110,5-111,8

106-107,5

107,5-108,5

105-107

105,5-107

105-106,8

Внутренний валовый продукт (ВВП), обьем,

млрд. руб.

42 240,0

44 056,0

48 620,0

51 475,0

55 690,0

59 146,0

67 610,0

Темп роста ВВП к предыдущему году, %

107,6

107,8

106,6

106,7

106,5

106,6

106,2

Курс доллара США, руб. за доллар

23,9

23,8

24,9

24,7

26,2

26,0

27,3

* параметры, учтенные при формировании федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22 июля 2008 года №122-ФЗ)

В 2009-2011 годах объем доходов и расходов федерального бюджета существенно возрастет (в том числе – по сравнению с ранее утвержденными Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» параметрами) при тенденции к снижению их доли в ВВП (таблица 2):

Таблица 2.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (1)

    Закон
    Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы и начала правового регулирования отношений в сфере образования, государственные гарантии прав и свобод в образовании Российской Федерации; регламентирует отношения, возникающие
  2. Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (2)

    Закон
    Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы и начала правового регулирования отношений в сфере образования, государственные гарантии прав и свобод в образовании Российской Федерации; регламентирует отношения, возникающие
  3. Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (3)

    Закон
    Настоящий Федеральный закон, являясь основополагающим законодательным актом в сфере образования, устанавливает общие принципы и начала правового регулирования отношений в сфере образования, государственные гарантии прав и свобод в
  4. Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (4)

    Закон
    Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы и начала правового регулирования отношений в сфере образования, государственные гарантии прав и свобод в образовании Российской Федерации; регламентирует отношения, возникающие
  5. Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (5)

    Закон
    Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы и начала правового регулирования отношений в сфере образования, государственные гарантии прав и свобод в образовании Российской Федерации; регламентирует отношения, возникающие
  6. Проект федерального закона "Об образовании"

    Закон
    Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы и начала правового регулирования отношений в сфере образования, государственные гарантии прав и свобод в образовании Российской Федерации; регламентирует отношения, возникающие

Другие похожие документы..