Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников (организация питания и медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников, соответст...полностью>>
'Практикум'
Курс перевода занимает ведущее место в профессиональной специализации лингвистов-переводчиков и строится на основе требований к минимуму содержания и...полностью>>
'Вопросы к экзамену'
Вопросы к контрольной работе по курсу «История русской литературы II половины 19 века»1. Основные течения в русском реализме II пол. 19 в. (характерис...полностью>>
'Методические указания'
Студент выбирает тему либо из предложенного списка (Приложение 1), либо формулирует ее самостоятельно, исходя из следующих требований к предметной об...полностью>>

Развитие механизма концессионных отношений в инфраструктурных отраслях экономики россии 08. 00. 01 экономическая теория

Главная > Автореферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

На правах рукописи

Искренко Дмитрий Игоревич

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА КОНЦЕССИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

В ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

08.00.01 – экономическая теория

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Волгоград – 2007

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет».

Научный руководитель

доктор экономических наук, профессор

Иншакова Елена Ивановна

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Трубицына Тамара Ивановна

кандидат экономических наук

Булатов Владимир Викторович

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет»

Защита диссертации состоится 25 июня 2007 г. в 15.00 час. на заседании диссертационного совета Д 212.029.01 по экономическим наукам в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, г. Волгоград, пр. Университетский, 100, ауд. 2-05 «В».

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет».

Автореферат разослан 25 мая 2007 г. и размещен на сайте

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор экономических наук, доцент Тимофеева Г.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Привлечение инвестиций в инфраструктурные отрасли экономики России в современных условиях становится стратегическим направлением государственной экономической политики. Высокая степень износа существующих объектов инфраструктуры и недостаток инвестиционных ресурсов для строительства новых не позволяют государству в полной мере осуществлять возложенные на него функции оказания общественных услуг и являются серьезным сдерживающим фактором экономического роста.

Становление и развитие эффективно действующего механизма концессионных отношений в сфере инфраструктуры как вида государственно-частных партнерских отношений (ГЧПО), максимально полно учитывающего интересы общества, государства и бизнеса, обеспечивающего оптимальное распределение рисков между участниками концессии, транспарентность регулирования инвестиционной деятельности, может привлечь значительные частные отечественные и иностранные инвестиции в инфраструктурные объекты, не подлежащие приватизации.

Перспективность развития концессионных отношений в РФ определяется потенциалом критического осмысления и творческой адаптации к современным российским условиям накопленного опыта функционирования концессий в первые годы Советской власти, ставшего источником существенного увеличения темпов экономического роста; возможностями использования традиционно применяемых во многих странах мира концессионных соглашений как инструмента привлечения инвестиций в отрасли инфраструктуры; формированием институциональной базы концессионной деятельности; ростом потребностей региональных экономик в развитии инфраструктурных объектов.

Применение такой привлекательной для отечественных и иностранных инвесторов формы вложения инвестиционных ресурсов, как концессия, может обеспечить приток в российскую экономику долгосрочных инвестиций, в том числе в инфраструктурные объекты, способствовать развитию смежных отраслей, межотраслевой и территориальной интеграции в рамках хозяйственного пространства страны. Важным аргументом использования концессионных отношений также является их альтернативность приватизации, что в условиях постсоветского пространства приобретает особую значимость.

Необходимость поиска и обоснования перспективных методов, инструментов, источников и каналов привлечения инвестиций в отрасли инфраструктуры экономики РФ обусловила выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. На формирование методологической и теоретической основы диссертационного исследования большое влияние оказали работы по теории экономических механизмов, отношений собственности, трансформации хозяйственных систем Л. Абалкина, О. Иншакова, А. Кульмана, Ю. Ольсевича, Ю. Осипова и др.

Среди отечественных исследований советской концессионной практики, мирового опыта государственно-частного партнерства, институциональных и организационных проблем применения концессионных отношений в отраслях инфраструктуры современной российской экономики следует выделить работы М. Аверкина, И. Бернштейна, В. Булатова, В. Бутковского, В. Варнавского, Н. Дергачевой, М. Загорулько, А. Иванченко, Е. Иншаковой, А. Клишаса, А. Конопляника, В. Косторниченко, Б. Ландау, М. Лациса, Н. Лебедевой, Е. Ленц, Н. Марьясова, Д. Некрасова, М. Осьмовой, С. Рогинко, Н. Свистунова, С. Сосны, О. Стулова, М. Субботина, Л. Таля, А. Шмарова, Ю. Юмашева и др.

Зарубежные трактовки исторического опыта использования концессионного механизма в СССР представлены в работах таких авторов, как С. Брон, М. Добб, С. Каткофф, Д. Кеннан, Р. Клоусон, С. Энтони, А. Югофф и др. Современная практика реализации отношений государственно-частного партнерства в финансировании инфраструктурных отраслей развитых и трансформационных экономик стран мирового хозяйства отражена в исследованиях К. Даффилда, Л. Помбо, М. Рамиреса, Д. Фасса и др.

Вместе с тем, в перечисленных исследованиях системно не анализируются возможности и ограничения развития механизма концессионных отношений в условиях современной трансформационной российской экономики. В то же время, определение и обоснование применения концессионного механизма в инфраструктурных отраслях предполагает оценку внутренней и внешней среды их функционирования.

Необходимость теоретической разработки механизма концессионных отношений в постсоветском пространстве, а также практические потребности совершенствования форм взаимодействия государства и частного бизнеса в инвестиционной сфере для решения актуальных задач экономического развития предопределили цель, задачи, логику и структуру исследования.

Целью исследования является обоснование объективной обусловленности и стратегических приоритетов использования концессионного механизма в инфраструктурных отраслях экономики России как способа привлечения долгосрочных инвестиций.

Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач:

– раскрыть экономическую сущность концессионных отношений в отраслях инфраструктуры как вида ГЧПО;

– определить структуру и противоречия реализации механизма концессионных отношений;

– выделить основные этапы развития концессий в России;

– обосновать роль концессии как альтернативного механизма долгосрочного привлечения инвестиций в отрасли инфраструктуры;

– выявить стратегические приоритеты реализации концессионных отношений в инфраструктурных отраслях.

Объект исследования – концессионные объекты и процессы в инфраструктурных отраслях российской экономики.

Предметом исследования выступают экономические отношения и противоречия, механизмы и эффекты концессионного привлечения частных и государственных инвестиций в сферу инфраструктуры.

Методологической и теоретической основой исследования послужили концепции и гипотезы, представленные в трудах отечественных и зарубежных экономистов. При разработке теоретических аспектов диссертационной работы использованы положения эволюционной экономической теории, теории экономических механизмов, теории отношений собственности, институциональной экономики, финансового менеджмента, теории управления государственной собственностью, концепции социальной ответственности бизнеса.

При разработке положений исследования в рамках системного подхода применялись такие научные методы, как исторический, компаративный, логический, субъектно-объектный, структурно-функциональный, приемы статистического и проектного анализа, теоретического моделирования.

Теоретические обобщения и выводы диссертационного исследования базируются на трудах экономистов, юристов, философов, социологов, посвященных вопросам эффективного управления государством общественной собственностью, разработке проблем активизации и мобилизации альтернативных источников финансирования объектов социально-экономической инфраструктуры, обеспечения на этой основе синергических и кумулятивных эффектов.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, экспертные разработки российских и зарубежных ученых, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы периодических изданий, сети Интернет. Нормативно-правовую основу настоящего исследования составили законы, нормативные акты, приказы и постановления федерального и регионального уровня.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Развитие концессионных отношений в инфраструктурных отраслях объективно обусловлено необходимостью совершенствования структурного распределения функций общественной собственности между распоряжением, владением и пользованием объектами производственной и социальной инфраструктуры, если управление ими, осуществляемое государством (как институциональным агентом общества), становится неэффективным, а приватизация нежелательна или невозможна вследствие общественной значимости производимых товаров и услуг.

2. В теоретическом аспекте необходимо разграничивать:

  • концессионные отношения как вид государственно-частных партнерских отношений (наряду с арендными, контрактными, доверительного управления и др.), преимущество которых заключается в обеспечении значительного кооперативного и кумулятивного эффектов вследствие реализации интересов их субъектов;

  • концессию как передачу объектов госсобственности в частное владение и пользование на принципах платности (концессионные платежи), срочности (долгосрочные инвестиции), возвратности объекта концессии концессионеру по истечении срока договора, целевого характера использования (взаимные обязательства сторон), составляющую экономическое содержание концессионных отношений;

  • концессионное предприятие (фирму) как единую форму реализации трансформационных и трансакционных отношений концессии;

  • концессионный договор с сопутствующим комплексом правовых норм и актов как форму институционального закрепления экономического содержания концессионных отношений в праве.

3. С позиций эволюционной экономической теории механизм концессионных отношений в сфере инфраструктуры правомерно трактовать как способ трансформации отношений распоряжения, владения и пользования ее объектами для повышения их социально-экономической эффективности на основе рационализации функциональной структуры общественной собственности и разрешения ее противоречий. Механизм концессионных отношений выступает содержательной подсистемой макроэкономического механизма государственно-рыночного регулирования (или общехозяйственного механизма), отражает отраслевую и региональную специфику инвестиционных процессов в инфраструктурной сфере и определяет меры рационализации ее субъектов и целей, методов и инструментов, средств и каналов их реализации на конкретных объектах.

4. Возможность эффективного осуществления концессионных отношений в современных условиях подтверждается положительным опытом их реализации в экономической истории России. В эволюции концессий в российской практике можно условно выделить этапы становления (XIX – начало ХХ в.), трансформации (1917 г. – 1944 г.), стагнации (1944 г. – начало 90-х гг. XX в.), восстановления (1991–2005 гг.) и диверсификации (с 2005 г.). Их разграничение возможно на основе системы критериев: изменения состава концессионных объектов; специфики экономических, политических и правовых условий, определяющих статус концессионеров; степени, методов и инструментов вмешательства государства в их деятельность.

5. Эффективное действие механизма реализации концессионных отношений порождает мультипликацию и акселерацию возможностей экономического роста на различных уровнях хозяйственной системы общества. Поступление по концессионным каналам в инфраструктурные отрасли долгосрочных частных отечественных и иностранных инвестиций, производственных и управленческих технологий служит импульсом развития отсталых отраслей, межотраслевых комплексов и кластеров, региональной интеграции хозяйственных систем и их инфраструктур в новых масштабах.

6. Использование потенциала концессионных отношений приобретает стратегический характер в условиях глобализации и повышения роли транспортной инфраструктуры (особенно в сетях международных транспортных коридоров) и инновационной инфраструктуры (технопарков, венчурных предприятий, центров трансферта технологий) в обеспечении конкурентоспособного, устойчивого и безопасного развития экономики России и ее регионов в изменяющейся системе международного разделения труда. Перспективным направлением интеграции российских хозяйствующих субъектов в мировую экономику на основе развития инновационной и транспортной инфраструктуры с применением концессионного механизма может стать экспорт услуг аутсорсинга.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

– раскрыто основное преимущество концессионных отношений по сравнению с другими видами государственно-частных партнерских отношений в инфраструктурных отраслях, заключающееся в проявлении кооперативного и кумулятивного эффектов их реализации;

– обоснована роль концессионного механизма как подсистемы общехозяйственного механизма в обеспечении прогрессивной трансформации отношений распоряжения, владения и пользования объектами инфраструктуры, не подлежащими приватизации;

– определена система критериев, позволившая дифференцировать этапы и содержательные формы эволюции концессионных отношений в экономике России: становления, трансформации, стагнации, восстановления, диверсификации;

– выявлены способы и эффекты воздействия концессионного механизма на формирование инновационной инфраструктуры (путем создания центров трансферта технологий, технопарков, венчурных компаний), позволяющей значительно увеличить объемы экспорта услуг аутсорсинга;

– предложены меры совершенствования концессионного механизма: система распределения рисков между субъектами концессионных отношений; варианты урегулирования конфликтных процедур; предоставление четких правительственных гарантий концессионерам; оценка концессионных проектов с учетом реализации социальных целей; обеспечение транспарентной финансовой отчетности.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что полученные научные результаты вносят существенный вклад в разработку теории концессионных отношений и практических рекомендаций по применению концессионного механизма привлечения инвестиций в отрасли социально-экономической инфраструктуры России. Отдельные выводы и предложения, содержащиеся в работе, применимы при реализации инфраструктурных проектов федерального и регионального масштаба.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания учебных дисциплин «Экономическая теория», «Микроэкономика», «История экономики», «Национальная экономика», «Инвестиционный менеджмент» в системе высшей школы.

Апробация результатов работы. Основные результаты и выводы диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на научных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (диплом II степени 2003 г., 2006 г.); научных конференциях в Волгоградском государственном университете (диплом I степени 2002 г., 2005 г.); городском конкурсе среди студентов, аспирантов и молодых преподавателей на лучшую работу по актуальным вопросам ВЭД (III место, март 2002 г.); научных конференциях студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (2005 г.); а также докладывались в процессе проведения круглых столов, посвященных перспективам экономического развития страны и региона в рамках реализации Программы подготовки управленческих кадров для предприятий и организаций РФ (2006 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 3,05 п.л., из них авторских 2,75 п.л., в том числе 1 работа в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура диссертации. Цель и задачи предопределили структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (247 наименований) и приложений. Объем работы – 177 стр.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении раскрывается актуальность, теоретическая и практическая значимость, степень разработанности исследуемой проблемы, определяются предмет и объект, цель и задачи исследования, формулируются положения, выносимые на защиту и характеризующие его научную новизну.

Первая группа проблем, рассмотренных в диссертации, связана с определением сущности и обоснованием преимуществ концессионных отношений по сравнению с другими видами ГЧПО; исследованием структуры и противоречий реализации механизма концессионных отношений, этапов эволюции концессионной деятельности в России.

В современных российских условиях развитие инфраструктурных отраслей приобретает стратегический характер, поскольку обеспечивает целостность и эффективность всей экономической системы. Концессионные отношения могут способствовать повышению социально-экономической эффективности функционирования отраслей инфраструктуры как комплекса вспомогательных по отношению к сфере материального производства отраслей национальной экономики, обслуживающих производство (производственная инфраструктура) и обеспечивающих жизнедеятельность социума (социальная инфраструктура) за счет совершенствования структурного распределения функций общественной собственности между распоряжением, владением и пользованием инфраструктурными объектами.

Являясь видом ГЧПО, концессионные отношения способствуют нормализации и оптимизации функций распоряжения, владения и пользования общественной собственностью в инфраструктурных отраслях. Государственно-частное партнерство, выступающее содержанием ГЧПО, представляет собой экономическое, организационное и институциональное взаимодействие государства и бизнеса, основной целью которого становится мобилизация финансовых ресурсов для реализации общественно значимых инвестиционных проектов в различных секторах экономики. Реализация ГЧПО способствует формированию предпосылок взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса, но в то же время создает дополнительные риски в процессе осуществления совместных проектов.

Современная зарубежная практика свидетельствует о многообразии ГЧПО, включающих: отношения совместного предпринимательства, доверительного управления; арендные, контрактные, концессионные и др. отношения, – имеющих специфическое содержание, формы реализации и правовые нормы, институционально закрепляющие соответствующие ГЧПО. При внешней схожести между различными ГЧПО существуют принципиальные различия, выявленные в диссертации.

В диссертации в теоретическом аспекте разграничены концессионные отношения; концессия как их экономическое содержание; концессионное предприятие как форма реализации концессионных отношений; концессионный договор как правовая норма, институционально закрепляющая концессионные отношения в праве.

Концессионные отношения рассматриваются в диссертации как система отношений между концедентом (государственными федеральными, региональными или муниципальными органами власти) и концессионером (иностранным или отечественным юридическим или физическим лицом) по поводу коммерческого использования объектов государственной собственности посредством концессии или передачи их в долговременное владение и пользование с целью повышения социально-экономической эффективности их функционирования. Характеристики концессионных отношений представлены в таблице 1.

Экономическая сущность концессии проявляется, когда возникают взаимные обязательства сторон концессионного соглашения, выполнение которых создает новые возможности осуществления капитальных вложений в объекты общественной собственности. Эти дополнительные возможности – непосредственный результат кооперативного и кумулятивного эффектов государственно-частного партнерства, следствие реализации интересов субъектов концессионных отношений. Поэтому особое значение приобретает согласование и соблюдение интересов всех сторон концессионного соглашения: государства, представляющего интересы общества и обеспечивающего реализацию делегированных ему функций по предоставлению общественных благ, и предпринимательских структур.

Таблица 1

Основные характеристики концессионных отношений

Характеристика

Содержание

Субъекты

Концедент – государство (как агент общества), представленное органами власти различного уровня; концессионер – иностранное или отечественное физическое или юридическое лицо.

Объекты

Объекты государственной или муниципальной собственности;

виды деятельности.

Принципы реализации

Платность (концессионные платежи);

срочность (долгосрочный характер);

возвратность объекта концессии концессионеру по истечении срока договора;

целевой характер использования (взаимные обязательства сторон).

Правовые нормы

Концессионный договор;

сервисное соглашение;

риск-сервисное соглашение;

учредительный договор;

соглашение о разделе продукции;

лицензия;

лицензия с гражданско-правовыми оговорками.

Концессию можно также рассматривать как форму привлечения в инфраструктурные отрасли предпринимательского капитала, при которой происходит уступка концедентом (государственным или муниципальным органом) концессионеру (частному инвестору) владения и пользования концессионным объектом на определенных договором условиях и период времени в обмен на концессионные платежи. С точки зрения инвестиционного процесса функционирование концессионного предприятия, как правило, предполагает чистый прирост производительного капитала, направленного на расширение фондов за счет нового строительства или модернизации существующего производства.

Далее в диссертации выявлена специфика механизма и противоречий реализации концессионных отношений как важный этап их теоретического исследования. Механизм концессионных отношений (или концессионный механизм) является экономическим, поскольку в ходе его действия происходит трансформация отношений распоряжения, владения и пользования объектами общественной собственности в отраслях инфраструктуры для повышения их социально-экономической эффективности и обеспечения устойчивого и безопасного функционирования и развития. Правовые методы и инструменты реализации концессионного механизма имеют производный от его экономического содержания характер, институционально закрепляя в праве складывающиеся между субъектами концессионного соглашения экономические отношения.

Концессионный механизм имеет общую типологическую природу и историческую специфику с хозяйственным механизмом общества. Вместе с тем, неправомерно отождествлять его с общехозяйственным механизмом. Механизм концессионных отношений обладает рядом особенностей, обусловленных сферой деятельности, субъектно-объектной структурой, методами, инструментами, результатами и масштабами функционирования.

В диссертации представлена графическая модель структуры концессионного механизма (рис. 1) и раскрыто содержание его основных блоков: A) выбора субъектов и объектов концессионных отношений; B) постановки субъектами целей и задач; C) определения методов, инструментов, источников и каналов средств достижения поставленных целей; D) трансформации инфраструктурного объекта концессионных отношений; E) мониторинга и оценки результатов трансформации объекта концессии; F) коррекции отдельных элементов блоков концессионного механизма.

Рис. 1. Структура и содержание блоков концессионного механизма

Условные обозначения: 1 – делегирование обществом государству полномочий по обеспечению инфраструктурных функций; 2 – ответственность государства перед обществом за эффективное функционирование инфраструктурных объектов и удовлетворение общественных потребностей; 3 – удовлетворение потребностей членов общества; 4 – социальная ответственность концессионера; 5 – выбор субъектов и объектов концессионного соглашения; 6 – определение целей и задач концессии; 7 – выбор методов, инструментов, источников и каналов финансирования реализации целей соглашения; 8 – трансформация объекта концессионного соглашения; 9 – мониторинг и оценка эффективности результатов реализации концессионных отношений; 10, 11, 12 – коррекция отдельных элементов блоков механизма концессии.

Интегральной целью действия концессионного механизма является повышение эффективности удовлетворения общественных потребностей в инфраструктурном обеспечении. Среди дифференциальных целей субъектов концессионных отношений целесообразно выделять экономические и социальные. В диссертации выявлены и формализованы экономические и социальные цели концедента и концессионера.

Концессионный механизм оптимальным образом обеспечивает баланс интересов государства, бизнеса и общества в целом, консолидируя их действия. В этой связи особое значение приобретает корпоративная социальная ответственность как форма ответственности бизнеса, при которой цели предпринимательской деятельности определяются не только экономической эффективностью, но и учитывают социальные интересы. Цели концессионера и концедента во многом являются противоречивыми, однако необходимость их решения заставляет участников соглашения прийти к общему мнению по вопросам управления концессионным объектом, объема инвестиций в него, степени обновления оборудования и другим принципиальным вопросам.

Важным этапом действия концессионного механизма являются мониторинг и диагностика результатов трансформации объекта концессионных отношений, включающая оценку социально-экономической эффективности реализации инвестиционного проекта, приводящего к трансформации объекта концессии и возникновению нового качества экономических отношений ее субъектов. Такая оценка производится с точки зрения определения соответствия достигнутых результатов поставленным концедентом и концессионером целям. Для оценки эффективности деятельности концессионного предприятия предлагается использовать экономические (чистая приведенная стоимость, внутренняя норма доходности, доходность и срок окупаемости инвестиций, фондоотдача, фондорентабельность, коэффициенты обновления основных средств, уровень тарифов и др.) и социальные (коэффициенты удельных социальных инвестиций, текучести кадров, травматизма; изменение предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе и др.) показатели.

В случае выявления негативного несоответствия фактических показателей функционирования концессионного объекта целевым, определенным в договоре, субъектами концессионных отношений предпринимаются меры по коррекции отдельных элементов концессионного механизма. Концессионный механизм представляет собой динамическую систему, поскольку его элементы и отношения между ними претерпевают изменения в хозяйственном пространстве и времени. Любой из блоков исследуемого механизма подвержен воздействию внутренних и внешних факторов, влияющих на его структуру, взаимоотношения субъектов, цели, методы, инструменты и источники реализации концессионного соглашения.

Объективная противоречивость функциональной структуры общественной собственности вызывает необходимость трансформации отношений распоряжения, владения и пользования ее объектами, в т.ч., путем действия концессионного механизма, и становится причиной проявления этих противоречий в соответствующих процессах и отношениях трех уровней реализации собственности (между концедентом и концессионером, концессионером и наемным управленцем, а также между ними и наемными работниками в процессе осуществления ими хозяйственной деятельности). Эти противоречия усиливаются в российской хозяйственной практике вследствие несовершенства институциональных основ концессионных отношений, то есть их формальных и неформальных норм, установок, соглашений, контрактов, ролей и статусов их участников. Разрешение указанных противоречий можно определить как результат концессионных отношений и источник их дальнейшего развития.

Концессии имеют достаточно длительную историю эволюции. Эффективность их применения в отраслях инфраструктуры подтверждается современной практикой многих стран мира. Становление концессий в России основано на богатом историческом опыте их функционирования в отечественном народном хозяйстве. В процессе эволюции концессионных отношений можно выделить пять основных этапов, дифференциация которых проведена в соответствии со следующими критериями: изменением состава концессионных объектов; наличием институциональных, политических и экономических условий, определявших статус концессионеров; особенностями механизма государственного регулирования их деятельности. Это этапы: 1) становления (XIX – начало XX вв.), когда объектами концессии являлись традиционные (торговля, промыслы) и высокотехнологичные (железные дороги, электрификация, телеграфная и телефонная связь) виды деятельности; 2) трансформации (1917–1944 гг.), в ходе которого объектами концессии наряду с традиционными видами деятельности (коммунальное хозяйство, городской транспорт), становятся материально-вещественные комплексы, представленные крупными промышленными предприятиями; 3) стагнации (1944 – начало 90-х гг. ХХ в.), характеризующийся приостановлением практики концессионных отношений; 4) восстановления (1991–2005 гг.), когда при отсутствии соответствующего законодательства отдельные элементы концессий использовались в рамках соглашений о разделе продукции, в основном в сфере недропользования; 5) диверсификации (с 2005 г.), в рамках которого формирование институциональной основы концессионных отношений, подкрепленной принятием Федерального закона «О концессионных соглашениях», придало новый импульс их развитию, обусловило особенности их содержательного наполнения, диверсификацию отраслевого применения (недропользование, а также транспортная и др. инфраструктура) и новые перспективы развития.

Развитие концессий на различных этапах экономической истории России осуществлялось неравномерно, с разной степенью интенсивности и эффективности. Преимущества концессионного механизма зачастую не использовались вообще или использовались не в полной мере, а недостатки субъективно преувеличивались, закрепляя негативное восприятие концессии в обществе как синонима «распродажи» национальных богатств. Вместе с тем, накопленный опыт (особенно в рамках первых двух этапов развития концессий) подтверждает значимость концессий в решении актуальных задач организационно-управленческого и социально-экономического характера: повышении экономической эффективности предприятий, находящихся в государственной собственности; создании новых рабочих мест; привлечении инвестиционных ресурсов и высококвалифицированных кадров, прогрессивных зарубежных и отечественных технологий производства и управления, тем самым, в ускорении темпов экономического роста.

В развитии концессионного механизма в России целесообразно также учитывать проанализированный в диссертации опыт и проблемы функционирования концессий в хозяйственном пространстве СНГ. В ряде стран Содружества уже к началу 90-х годов XX вв. были заложены основы концессионного законодательства (или выделены соответствующие разделы в законах об инвестиционной деятельности), обеспечившие институциональную основу и определившие конкретные механизмы заключения и практической реализации концессионных соглашений.

В рамках второй группы проблем, исследуемых в диссертации, концессии рассматриваются как перспективный механизм привлечения инвестиций в развитие транспортной отрасли России, обосновываются стратегические приоритеты реализации концессионных проектов в других инфраструктурных отраслях, а также предлагаются меры совершенствования концессионного механизма, направленные на повышение эффективности функционирования концессионных предприятий.

Недостаточное развитие отраслей инфраструктуры отрицательно сказы­вается на всей экономической системе, сдерживает возможности экономического роста. Так, из-за неудовлетворительного состояния транспортной инфраструктуры, низкой пропускной способности автомобильных, железных дорог, взлетно-посадочных полос, водных путей, вызванной их износом и перегруженностью, в современных условиях используется незначительная часть транзитного потенциала России.

В то же время, низкая степень активизации и мобилизации частных внутренних и внешних источников финансирования развития объектов инфраструктуры в условиях недостаточных бюджетных ресурсов на эти цели не позволяет в достаточной мере реализовать потенциал устойчивого роста в несырьевых секторах. Данное обстоятельство обусловливает потребность в поиске альтернативных традиционным способов привлечения инвестиций, в качестве которых могут использоваться механизмы ГЧПО. Таким образом, хозяйственная практика предопределяет необходимость разработки и практического осуществления крупных инвестиционных проектов, направленных на создание и модернизацию объектов социально-экономической инфраструктуры с использованием концессионных соглашений. Экономическая специфика концессии гарантирует распределение и эффективное управление рисками, возникающими в процессе реализации инвестиционных проектов, обеспечивая концессионеру стабильный доход и окупаемость инвестиций, а концеденту – снижение расходов на обслуживание данных объектов. Другим преимуществом концессионных соглашений является возможность использования современных технологий, оборудования, управленческого опыта, реализации социальной ответственности бизнеса.

Принятие в 2005 г. Федерального закона «О концессионных соглашениях» и учреждение правительством РФ Инвестиционного фонда, ориентированного на реализацию проектов на основе механизма ГЧПО, способствовало формированию необходимой базы, создающей новые институциональные и организационные возможности повышения эффективности функционирования инфраструктурных отраслей. В условиях приостановки процессов приватизации и увеличения количества объектов инфраструктуры, переход которых в частную собственность не возможен, концессии выступают альтернативой традиционным механизмам трансформации отношений собственности и финансирования.

Преимущества применения механизма концессионных отношений как вида ГЧПО могут существенно ускорить темпы и повысить эффективность реализации инфраструктурных проектов в транспортной отрасли, предусмотренные «Стратегией развития транспорта РФ до 2010 г.», содержащей совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам целевых программ, проектов и внепрограммных мероприятий по решению системных задач транспортной инфраструктуры. Эти проекты предусматривают меры по созданию и реконструкции автомобильных, железных дорог, аэропортов, мостов, дорожных развязок, а также модернизации водных путей. Сложность и масштабность означает высокую капиталоемкость проектов. Решить эту проблему можно на основе государственно-частного партнерства в осуществлении инвестиционного процесса на принципах концессии, результатом станет значительный мультипликативный эффект в транспортной и сопряженных с нею отраслях. Трансформация инфраструктурного потенциала России в результате реализации Стратегии с применением концессионного механизма, позволит решить внутриотраслевые проблемы, повысить конкурентоспособность транспортной отрасли, укрепить положение страны на мировых рынках посредством увеличения экспорта транспортных услуг.

В связи с этим приоритетными направлениями реализации Стратегии должны стать: стимулирование инвестиционной активности предприятий; привлечение пользователей объектами инфраструктуры в проекты по их модернизации; выпуск обеспеченных государственными гарантиями целевых облигаций или займов на проекты с длительными сроками реализации; создание свободных экономических зон и технопарков.

Решение масштабных инвестиционных задач транспортной стратегии усиливает актуальность определения и привлечения (мобилизации) всех возможных государственных и частных внутренних и внешних источников финансирования концессионных объектов (рис. 2) в транспортной отрасли, обоснованных в диссертации. Это позволит осуществить реконструкцию, модернизацию и создать новые инфраструктурные объекты, а также решить один из главных вопросов – установления цен и тарифов на продукцию и услуги, поставляемые концессионером своим клиентам. Поскольку предоставление общественных благ должно осуществляться на социально приемлемых ценовых и тарифных условиях, концедент может обязать концессионера удерживать свои цены и тарифы на определенном уровне либо дифференцировать их для разных категорий потребителей или обслуживаемых регионов, либо комбинировать различные тарифные и ценовые схемы, добиваясь рентабельности хозяйственной деятельности. Во всех случаях издержки концессионера, связанные с социальной политикой концедента, должны быть компенсированы.

Рис. 2. Мобилизация источников финансирования концессионных объектов в транспортной инфраструктуре

Перспективность реализации концессионных проектов в транспортной отрасли позволяет рассматривать концессионные соглашения как действенный механизм привлечения долгосрочных инвестиций для повышения эффективности функционирования и других отраслей инфраструктуры, поскольку современные объемы внутренних и внешних инвестиций в эту сферу экономики недостаточны для решения актуальных задач социально-экономического развития, активной интеграции в мировую экономику и использования преимуществ глобализации.

В современных условиях в России имеется огромный потенциал использования концессионного механизма, определяемый широким перечнем отраслей, требующих обновления основных фондов, объемами необходимых для этого инвестиций, традиционные формы привлечения которых недостаточны. Растущие потребности хозяйственной практики обусловили применение элементов концессионных отношений еще до принятия соответствующего закона. В регионах РФ с целью поддержания в исправном состоянии хозяйственных комплексов, укрепления материально-технической базы и модернизации объектов государственной собственности отдельные компоненты концессионных соглашений использовались в сфере ЖКХ, дорожного строительства и лесной промышленности. При реализации таких проектов были проведены организационные мероприятия по снижению затрат на основное и вспомогательное производство предприятий.

Анализ целей и задач инфраструктурных инвестиционных проектов, предлагаемых к осуществлению на концессионных принципах, позволяет утверждать, что их достижение способствует созданию новых рабочих мест, повышению доходов работников концессионных предприятий, использованию потенциала депрессивных регионов, освоению новых технологий (производственных, финансовых, управленческих). Это напрямую связано с реализацией социальной ответственности бизнеса, позволяющей учесть интересы государственных и муниципальных образований, частных партнеров, а также потребителей как конечных получателей товаров и услуг, поставляемых концессионерами. Концессии позволяют реализовать ответственность бизнеса: перед обществом путем предоставления рабочих мест; проведения природоохранных мероприятий; соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками и потребителями; увеличения поступлений в бюджеты различных уровней; предоставления потребителям качественных товаров и услуг; перед работниками концессионных предприятий как членами общества путем обеспечения их социального страхования, охраны здоровья и развития персонала.

Стратегическими приоритетами развития инфраструктурных отраслей экономики РФ на принципах концессии являются: жилищно-коммунальное хозяйство, где износ основных фондов достиг критических величин при отсутствии необходимых объемов финансирования; модернизация гидроэлектростанций; строительство нефтепроводов; создание необходимой инфраструктуры при освоении и обустройстве территорий; формирование эффективной инфраструктуры национальной инновационной системы, способствующей развитию высокотехнологичных отраслей, научно-исследовательских и образовательных структур, обеспечивающих рост объемов товаров и услуг, поставляемых на внешний и внутренние рынки.

Последние из перечисленных направлений приобретают исключительно важное значение, учитывая необходимость повышения международной конкурентоспособности России и изменения ее места в системе международного разделения труда. В соответствии с «Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» формирование инфраструктуры инновационной системы предполагает интенсификацию ГЧПО, направленных на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора для развития инновационной деятельности. Исходя из национальных интересов страны и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники, инновационная деятельность базируется на приоритетах, которые формируются в сфере коммерциализации результатов исследований и разработок при взаимодействии государства и частного бизнеса.

Инфраструктура национальной инновационной системы обеспечивает условия развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники, а также системы ее продвижения и реализации на отечественном и мировом рынках. Концессии могут использоваться при создании центров трансферта технологий, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурных предприятий. Их преимущества позволяют стимулировать создание информационно-технологических парков, обеспечивающих развитие IT-отрасли посредством роста экспорта услуг оффшорного программирования и предоставления российскими компаниями собственных разработок на принципах аутсорсинга. Концессии позволяют обеспечить повышение эффективности реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, а также стимулировать привлечение российских и иностранных инвестиций в наукоемкие высокотехнологичные отрасли экономики страны.

Применение концессионных механизмов позволит эффективно решать задачи, связанные с повышением качества образования, что в условиях интенсивного развития научно-технического прогресса и перехода к инновационному типу экономики приобретает особую значимость. Формирование интегрированных научно-образовательно-производственных структур, ориентированных на серийный выпуск и реализацию инновационной продукции в кооперации с малыми высокотехнологичными предприятиями на основе концессии дает возможность реализации инновационных проектов, востребованных реальным сектором экономики.

Среди мер совершенствования концессионного механизма, направленных на повышение эффективности функционирования концессионных предприятий, но не получивших пока должного развития в российской концессионной практике, следует выделить: предоставление четких правительственных гарантий концессионерам (гарантированный минимальный доход); распределение рисков и разработку вариантов урегулирования конфликтных процедур между субъектами концессионных отношений; оценку инвестиционных проектов с учетом реализации социальных целей. Создание в структуре МЭРТ РФ департамента, ответственного за взаимодействие с концессионерами, позволит обеспечить мониторинг и контроль устойчивости выполнения договорных обязательств сторон, а также безопасность использования государственных инвестиций, обусловленную наличием транспарентной финансовой отчетности.

Долгосрочное планирование результатов концессионной деятельности, строгое технико-экономическое обоснование инвестиционных проектов, предоставление свободного доступа общественности к концессионным договорам, юридически закрепляющим концессионные отношения – важные составляющие успешной реализации данного вида ГЧПО.

Институциональное оформление в праве практической потребности в использовании механизма концессионных отношений в инфраструктурных отраслях экономики России предоставляет государству дополнительные возможности эффективного финансирования и управления объектами социально-экономической инфраструктуры, а частным инвесторам – новый механизм реализации инвестиционных проектов. Вследствие реализации интересов субъектов такого государственно-частного партнерства в инфраструктуре возникают значительные кооперативный и кумулятивный эффекты, проявляющиеся в увеличении объемов привлекаемых прямых внутренних и внешних инвестиций; ускорении темпов экономического роста; укреплении конкурентоспособности, устойчивости и безопасности экономики России, ее международных позиций как государства с высокотехнологичной экономикой.

В заключении обобщены результаты диссертационного исследования, сформулированы основные выводы работы.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

  1. Искренко, Д.И. Концессионные отношения в системе управления инфраструктурными объектами / Д.И. Искренко, Э.В. Искренко // Известия Волгоградского государственного технического университета. Сер. Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива). Вып. 3. – Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2006. – 0,5 п.л./ 0,2 п.л.

  2. Искренко, Д.И. Концессионный механизм привлечения иностранных инвестиций в экономики СНГ / Д.И. Искренко // Материалы научной сессии, г. Волгоград, 22–28 апреля 2002 г. Вып. 1. Экономика и финансы. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. – 0,2 п.л.

  3. Искренко, Д.И. Концессии как альтернативный источник привлечения иностранных инвестиций / Д.И. Искренко // VII Межвузовская конференция студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области, г. Волгоград, 12–15 ноября 2002 г. Вып. 1. Экономика и финансы. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. – 0,2 п.л.

  4. Искренко, Д.И. Концессии в недропользовании и инфраструктурных отраслях / Д.И. Искренко // VIII Межвузовская конференция студентов и молодых ученых г. Волгограда и Волгоградской области, г. Волгоград, 11–14 ноября 2003 г. Вып. 1. Экономика и финансы. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 0,2 п.л.

  5. Искренко, Д.И. Концессионные соглашения в России: современное состояние и перспективы / Д.И. Искренко // Материалы научной сессии, г. Волгоград, 19–25 апреля 2004 г. Вып. 2. Мировая экономика и финансы. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. – 0,4 п.л.

  6. Искренко, Д.И. Концессии как инструмент реформирования ЖКХ / Д.И. Искренко // Материалы научной сессии, г. Волгоград, 18–24 апреля 2005 г. Вып. 4. Мировая экономика и финансы. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 0,3 п.л.

  7. Искренко, Д.И. Концессии как инструмент реализации механизма государственно-частного партнерства / Д.И. Искренко // Президентская программа: вклад в развитие экономики региона, г. Волгоград, апрель 2005 г.: материалы круглого стола. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – 0,4 п.л.

  8. Искренко, Д.И. Реализация инфраструктурных проектов на основе концессии в России / Д.И. Искренко // Х Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, 8–11 ноября 2005 г. Вып. 1. Экономика и финансы. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. – 0,2 п.л.

  9. Искренко, Д.И. Перспективы реализации инвестиционных проектов на основе концессии в России / Д.И. Искренко // Вестник Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований. – 2005. – № 2. – 0,4 п.л.

  10. Искренко, Д.И. Концессионный механизм реализации инвестиционных проектов / Д.И. Искренко // Вторая ежегодная научная конференция студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН: материалы молодежной конференции, Ростов-на-Дону, 5–26 апреля 2006 г. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2006. – 0,25 п.л.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством» (Землеустройство) (4)

    Программа
    Программа кандидатского минимума по специальности 08.00.05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими системами и конкретной (предметной) области специализации в рамках данной специальности.
  2. Институциональное регулирование инвестиционно-инновационной модели развития российской экономики

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 21 декабря 2011 года в 11.00 на заседании диссертационного совета Д.212.241.02. при Саратовском государственном социально-экономическом университете по адресу: 41 3, г.
  3. Научно-образовательный материал (1)

    Документ
    Жукова Г.С. д.ф.-м.н., проф., зав. кафедрой высшей математики и информатики, профессор проректор по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке кадров.
  4. Эволюция естественно-монопольных структур в условиях рыночных трансформаций

    Диссертация
    Защита состоится «24» декабря 2009 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.101.13 при Кубанском государственном университете по адресу: 350040, г.
  5. Методология формирования системы налогов и иных обязательных платежей за пользование лесными природными ресурсами 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 15 сентября 2011 года в 10:00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 505.001.02 при ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» по адресу: 125993,

Другие похожие документы..