Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Со второй половины 20 века в детской литературе увеличивается количество произведений, в которых присутствуют т.н. «вторичные» миры. Начинает возника...полностью>>
'Документ'
Настоящий стандарт распространяется на шлифовальные материалы, абразивные инструменты и пасты, полировальные тканевые и кордовые круги, в том числе к...полностью>>
'Программа'
изучение основных разделов курса, усвоение понятийного аппарата, банковского маркетинга в условиях современной рыночной экономики, формирование практ...полностью>>
'Тесты'
Психоанализ и астрология близки тем, что решают одну и ту же задачу — определения неизменных внутренних данностей личности. Их призваны выявить психо...полностью>>

Естве, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2]

Главная > Документ
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оказание помощи детям - жертвам насилия

  1. Определение и диагностика насилия

Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2].

Понятия жестокости и насилия - более узкие и входят в понятие агрессия.

Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению [1].

Насилие - это нарушение чужого поведения (Философский словарь) .

Определяют 4 типа жестокого обращения с ребенком [8]:

  1. Физическое насилие

  2. Пренебрежение

  3. Сексуальное насилие

  4. Психологическое жестокое обращение

Определения видов жестокого обращения с детьми

Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

  1. Физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.

  2. Сексуальное насилие над детьми - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

  3. Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре [8].

  4. Психологическое насилие:

    • Психологическое пренебрежение - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

    • Психологическое жестокое обращение - хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка [8].

В связи со скрытностью, латентностью явления насилия во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов.

У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, субдуральная гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие) .

  2. Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание [8].

  3. Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка

Возраст 0 - 6 месяцев:

  • малоподвижность

  • безразличие к окружающему миру

  • отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы

  • редкая улыбка в возрасте 3 - 6 месяцев

Возраст 6 месяцев - 1, 5 года:

  • боязнь родителей

  • боязнь физического контакта со взрослыми

  • постоянная беспричинная настороженность

  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

  • испуг, или подавленность при попытке взрослых взять на руки

Возраст 1, 5 - 3 года:

  • боязнь взрослых

  • редкие проявления радости, плаксивость

  • реакция испуга на плач других детей

  • крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности

Возраст 3 года - 6 лет

  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления

  • пассивная реакция на боль

  • болезненное отношение к замечаниям, критике

  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость

  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)

  • негативизм, агрессивность

  • лживость, воровство

  • жестокость по отношению к животным

  • склонность к поджогам

Младший школьный возраст:

  • Стремление скрыть причину повреждений и травм

  • одиночество, отсутствие друзей

  • боязнь идти домой после школы

  • Странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д.

Подростковый возраст:

  • побеги из дома

  • суицидальные попытки

  • делинквентное поведение

  • употребления алкоголя, наркотиков [7].

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.

В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие (1) .

Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В большинстве стран насилие над ребенком преследуется по закону, поэтому четкое определение понятие сексуального насилия имеет еще и юридический смысл.

  1. Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения (1) .

  2. Сексуальным насилием (посягательством) называется вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. (2) .

Виды сексуального насилия

  1. Инцест

  2. Сексуальное соблазнение

  3. Сексуальное нападение

  4. Изнасилование

  5. Эксплуатация ребенка для порнографии и проституции

  6. Приглашение или поощрение к прикосновениям для сексуального удовлетворения.

Диагностические критерии для сексуального насилия

Выделение и фиксация специфических признаков, имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков.

Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой. (1) .

В пособии приводится более 30 признаков - индикаторов. К ним относятся

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин) .

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (В соответствии с возрастом)

3-4 года

  1. Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий.

  2. Сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату.

  3. Поведение ребенка становится сексуальным

  4. Периодические ночные кошмары

  5. Энкопрез и энурез

  6. Нарушения сна

  7. Боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад.

  8. Регрессивное поведение.

4-6 лет

  1. Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий.

  2. Сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату.

  3. Агрессивное сексуальное поведение с детьми

  4. Псевдовзрослое поведение

  5. Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении

  6. Ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится) .

  7. Нарушения сна

  8. Боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.

  9. Устраивает поджоги.

  10. Регрессивное поведение

  11. Соматические жалобы.

6-8 лет

  1. Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками

  2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам.

  3. Нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно

  4. Внезапное ухудшение успеваемости

  5. Не может найти друзей

  6. Никому не верит

  7. Не может сконцентрировать внимание

8-10 лет

  1. Сексуальные игры навязчивого характера

  2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам

  3. Нерегулярное посещение школы

10-12 лет

  1. Социальный уход

  2. Агрессия по отношению к сверстникам

  3. Нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход.

  4. Внезапное ухудшение успеваемости

  5. Никому не верит

  6. Не может сконцентрировать внимание

  7. Часто прогуливает школу.

  8. Приходит в школу рано - уходит очень поздно.

  9. Начальные признаки клинической депрессии.

12-18 лет

  1. Симптомы клинической депрессии

    • нарушения сна

    • суицидальные наклонности

    • изоляция от окружающих

  1. Побеги из дома

  2. Промискуитет

  3. Асоциальное поведение

  4. Не участвует в школьных мероприятиях

  5. Аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики)

  6. Совершение преступлений.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие :

  • нежелание утешить ребенка, который в этом нуждается;

  • оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

  • постоянное сверхкритичное отношение к нему;

  • негативная характеристика ребенка;

  • отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;

  • перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

  • открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку [11].

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить физическое насилие:

  1. Необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение в связи с повреждением.

  2. В сообщаемой истории имеются противоречия.

  3. История несовместима с физическими находками (полученные физические повреждения не соответствуют истории, рассказанной ребенком или ухаживающим за ним лицом) .

  4. Существует история повторных подозрительных повреждений.

  5. Родитель переносит ответственность за повреждение на себя или другое лицо.

  6. Родитель объясняет, что ребенок сам причинил себе повреждение.

  7. Ребенок многократно помещался в различные педиатрические учреждения для лечения повреждений.

  8. Ребенок обвиняет родителя или опекуна в причинении ему повреждения.

  9. У родителя отмечается предшествующая история повреждений в детстве.

  10. Родитель демонстрирует нереалистические и преждевременные надежды в отношении своего ребенка [8].

Определение злоупотребления в отношении детей

Понятие злоупотребления распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем:

  1. причиняет или позволяет причинить ребенку серьезные физические повреждения,

  2. создает или позволяет создавать существенный риск причинения серьезного повреждения ребенку,

  3. совершает или допускает совершение против ребенка сексуального злоупотребления в соответствии с уголовным законодательством [8].

Определение плохого обращения с детьми

  1. Понятие плохого обращения распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб;

  2. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы:

    • недостаточное удовлетворение ребенка пищей, одеждой, образованием, медицинской помощью, если материально он способен сделать это;

    • недостаточное обеспечение ребенка собственным надзором и опекой;

    • причинение или позволение причинения вреда, а также существование риска этого, включая применение чрезмерных телесных наказаний;

    • использование наркотиков или применение наркотических средств;

    • использование алкогольных напитков до такой степени, что он теряет самоконтроль над своими действиями;

    • любые другие действия подобного рода, требующие вмешательства суда [8].

  1. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, который был покинут родителями или другими лицами, юридически ответственными за заботу о нем.

Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.

  1. Факторы риска для жестокого обращания с детьми

Психологические факторы риска для родителей

Родители, избивающие своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители - тираны или хронически - агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности [8].

В. Стил [8] подчеркивает важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большинство родителей жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.

Прослежена сильная связь между физическим насилием и алкоголизмом, наркоманией. Показано, что инцест наблюдается в семьях, среди которых было 35% алкоголиков [8].

Очень часто среди преступников, совершающих насилие, встречаются лица с акцентуированным характером. По данным Табанова М. П. [32] среди насильников наиболее часты психопаты - 49, 7 %, олигофрены - 36%, лица с органическими заболеваниями центральной нервной системы - 63%.

Этим людям свойственны раздражительность, агрессивность, жестокость, в то же время снижение волевых процессов, повышенная внушаемость, нарушения контроля (импульсивность и компульсивные реакции) .

Существует концепция фрустрации - агрессии, которая разрабатывалась многими зарубежными авторами [2].

Фрустрация, стресс, которые может испытывать взрослый, могут формировать у него стереотипное агрессивное поведение.

А. Басс [2] указывает на 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек:

  1. частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен,

  2. частое достижение успеха агрессией,

  3. культурные и субкультурные нормы,

  4. темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью.

По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев сексуальное насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения сексуального удовлетворения (Ениколопов С. Н.) .

Типы сексуального насилия в семье

  1. ОТЕЦ - ДОЧЬ.

  • Пассивно-зависимые отношения в семье: в отношениях с женой муж чувствует себя зависимым ребенком, которым пренебрегают - он обращается к дочери как к другой жене, чтобы ощутить, что он - мужчина.

  • Агрессивно - доминантные отношения в семье: жена и дочь изолированы от социальных связей. Жена эмоционально беззащитна и беспомощна, муж полностью властвует, но не получает эмоциональной поддержки и эмоционального признания от жены. Сексуальные отношения с дочерью как осуществление права Нарцисса.

  • Жена доминирует - муж подавляется. Отношения с дочерью как компенсация подавленной потребности к доминированию.

  • В инцестных семьях мать, как правило, не получала в детстве достаточно тепла и заботы от своих родителей. Она оказывается не способной дать достаточно тепла и любви мужу и дочери, что, при определенных условиях, может привести к сексуализированным отношениям отца и дочери.

  1. ОТЕЦ - СЫН.

  • Отец в детстве (подростковом возрасте) имел проблемы в отношениях с противоположным полом.

  • Может быть, отец не был уверен в своей сексуальной ориентации.

  • Может быть, отец был жертвой инцеста в детстве.

  1. МАТЬ - СЫН.

  • Связь такого рода свидетельствует о наличии серьезных психических нарушений у матери, так как женщине, по сравнению с мужчинами, приходится преодолевать большее сопротивление для совершения сексуального насилия над собственным ребенком. Этому препятствуют:

  • Социально-ролевой барьер - стереотипный сексуальный агрессор - это мужчина.

  • Психологический барьер - материнский инстинкт глубже отцовского.

Следует подчеркнуть, что очень часто сексуальный агрессор в прошлом сам был жертвой сексуального насилия.

В (2) отмечается, что в случаях инцеста у насильников наблюдались глубокие психо-сексуальные нарушения, садизм, фетишизм, необычные формы полового акта, эпизоды гомосексуализма и трансвестизм. Отсутствие желаемого удовлетворения от этих форм сексуальной активности толкало их на совершение инцеста.

Дети в роли обидчиков

Олвеус [3] дает характеристики семейного окружения и условий родительского воспитания обидчиков:

  1. Родители склонны проявлять негативное отношение к своей родительской роли, давая недостаточно тепла и заботы ребенку. У таких детей нарушено чувство привязанности к своей семье.

  2. На поведение ребенка не накладываются адекватные ограничения, не обеспечивается адекватный контроль, и проявляется терпимость к агрессивному поведению по отношению к членам семьи, сверстникам.

  3. Склонность семьи практиковать телесные наказания или яростные эмоциональные вспышки.

  4. Дети с плохим контролем внутренних импульсов и легко возбудимые скорее демонстрируют притесняющее поведение, чем дети с более устойчивым характером реагирования.

Слабая социализация и когнитивный дефицит у детей ведут к развитию гиперактивности с дефицитом внимания (ADHD), нарушению поведения, агрессии, формированию поведения "ломающего правила" [7].

Конфликтная природа отношения родителя к ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей. Дети со слабыми связями в семье оказываются неспособными к эмпатическому пониманию других детей. Такой ребенок менее склонен приспосабливаться к социальному давлению и вести себя адекватным, ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи, если он становится хорошим кандидатом для роли обидчика. У него формируется враждебное отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других (эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях [3].

Значительное число исследований подтверждает, что существенное отрицательное влияние на развитие детей оказывает наблюдаемое детьми насилие, жестокость, как в собственной семье, так и в телепередачах, кинофильмах [7].

Обидчики, обычно крупнее или, по крайней мере, физически сильнее своей жертвы, так как одна из характеристик притеснения - это неравенство силы. Далее, в противоположность распространенному мнению, что обидчики должны быть несчастными, напряженными, тревожными и испытывать страх, они, как правило, получают удовольствие от своей роли, поскольку эта роль дает возможность приобрести чувство силы и контроль над другими [3].

Итак, признаки обидчика:

  • Дразнит, высмеивает, толкает

  • Физически сильнее, чем сверстники

  • Любит, чтобы признавалось его превосходство над другими

  • Импульсивный, раздражительный, нетерпимый, агрессивный, принуждающий, воинственный

  • Проявляет слабую эмпатию по отношению к другим

  • Ранняя вовлеченность в антисоциальное поведение (выпивки и т. п.)

  • Отставание от сверстников по количеству оконченных классов [3].

Особую опасность, как источник распространения преступности имеют так называемые "группы риска". В них отчетливо проявляются особенности подросткового и юношеского возраста; выраженный групповой характер приобретает потребление спиртных напитков и наркотиков, занятия проституцией, в действиях таких групп нарастает агрессивность. Активно идет процесс подчинения молодежных "групп риска" организованной преступности [32].



Скачать документ

Похожие документы:

  1. С. Д. Эльмановича проверенный и исправленный г. Ф. Ильиным "наука" главная редакция восточной литературы научно-издательский центр "ладомир" москва 1992 предисловие закон

    Закон
    «Законы Ману» (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.
  2. Законы ману

    Закон
    "Законы Ману" (rnanavadharma^astra) — самый известный широкому кругу читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Другие похожие документы..