Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Задача'
Актуальность темы: в настоящее время увеличился поток сырьевых, финансовых и материальных ресурсов, ассортимент расширяется, контроль качества, приме...полностью>>
'Документ'
Вчера в Горках глава государства обсудил с министрами то, как они выполняют его поручения в сфере транспортной инфраструктуры. Как выяснилось, установ...полностью>>
'Документ'
Велике значення сьогодні має постійне вдосконалення кваліфікаційного рівня менеджера. Адже люди не стоять на місці, тому потрібно постійно підвищуват...полностью>>
'Документ'
оказания медицинской помощи беременным, роженицам и родильницам с кардиохирургической патологией, беременным с кардиохирургической патологией у плода ...полностью>>

«развитие восприятия музыки как основа формирования музыкальной культуры детей в дополнительном образовании»

Главная > Реферат
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Глава 3. Развитие восприятия музыки на занятиях.

Практическая значимость проделанной работы заключается в составлении сборника учебных ситуаций по развитию восприятия музыки у детей.

Восприятие всегда связанно с осмыслением того, что человек видит и слышит, чувствует и ощущает. Воспринять какой-либо объект – значит, суметь отнести его к какому-то определённому классу, более общему, чем данный единичный предмет. Именно поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Однако процесс восприятия музыкальных произведений и их познание – не чисто логическая операция, а, скорее, эмоциональное погружение в его содержание, и поэтому логика при всей её важности здесь подчиняется непосредственному движению души. То. Как человек воспринимает мир, зависит не только от свойств наблюдаемого объекта. Но и от личности самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, душевного состояния в данный момент.

Особенность восприятия музыки - в том, чтобы в разнообразии звуков услышать красоту созвучий, их выразительность: увидеть целостные художественные образы, вызывающие у слушателя соответствующие настроения, чувства и мысли. Тогда музыка заставляет пережить и прочувствовать то, о чем рассказывает. Организации процесса восприятия музыки у младших школьников должна исходить, прежде всего, из присущих им психофизиологических особенностей. С учётом возрастной специфики педагогу следует выстраивать воспитывающее обучение, которое должно вести за собой психическое развитие детей, играя ведущую роль в этом процессе и определяя его основные направления.

Материалы сборника структурированы по возрастным группам: младший школьный возраст, подростки; могут быть использованы студентами специальности 050710 «Педагогика дополнительного образования» в области музыкальной деятельности, педагогами дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях и УДОД.

Областное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Татарское педагогическое училище»

Сборник учебных ситуаций

по развитию восприятия музыки у детей

на занятиях в учреждениях

дополнительного образования детей.

Составитель Гаврилов В.В.

Татарск

2009 г.

Пояснительная записка.

Восприятие всегда связанно с осмыслением того, что человек видит и слышит, чувствует и ощущает. Воспринять какой-либо объект – значит, суметь отнести его к какому-то определённому классу, более общему, чем данный единичный предмет. Именно поэтому восприятие является первым этапом любого мыслительного процесса. Однако процесс восприятия музыкальных произведений и их познание – не чисто логическая операция, а, скорее, эмоциональное погружение в его содержание, и поэтому логика при всей её важности здесь подчиняется непосредственному движению души. То. Как человек воспринимает мир, зависит не только от свойств наблюдаемого объекта. Но и от личности самого наблюдателя, его жизненного опыта, темперамента, душевного состояния в данный момент.

Особенность восприятия музыки - в том, чтобы в разнообразии звуков услышать красоту созвучий, их выразительность: увидеть целостные художественные образы, вызывающие у слушателя соответствующие настроения, чувства и мысли. Тогда музыка заставляет пережить и прочувствовать то, о чем рассказывает.

Организации процесса восприятия музыки у младших школьников должна исходить, прежде всего, из присущих им психофизиологических особенностей. С учётом возрастной специфики педагогу следует выстраивать воспитывающее обучение, которое должно вести за собой психическое развитие детей, играя ведущую роль в этом процессе и определяя его основные направления.

Материалы сборника структурированы по возрастным группам: младший школьный возраст, подростки; могут быть использованы студентами специальности 050710 «Педагогика дополнительного образования» в области музыкальной деятельности, педагогами дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях и УДОД.

Учебные ситуации для учащихся младшего школьного возраста.

Тема: «Танец».

Предложить детям прослушать «Вальс-шутку», не объявляя, естественно, названия произведения. Попросите подумать, для кого предназначено это произведение.

Когда отзвучат последние ноты, повторить вопрос, и получить ответ:

- Для детей и игрушек: бабочек, мышат и др.

- А что они могут делать под такую музыку?

- Танцевать, кружиться, порхать…

- Молодцы, всё услышали, что танец предназначен для маленьких сказочных героев. Какой же танец они танцуют?

- Вальс.

- Теперь представьте, что мы с вами попали в сказочный цветочный город из сказки о Незнайке. Кто бы мог там так танцевать вальс?

(Наигрывать первую тему)

- Девочки – колокольчики, в голубых и розовых юбочках и др.

- Заметили ли вы, кто появился на нашем цветочном балу? Только девочки-колокольчики присутствуют на нём?

( 2-я часть пластинки – тема трубы).

-Конечно! Это большой жук или гусеница во фраке.

-А я думаю, что это Незнайка с большой трубой.

- И как он танцует – так же легко, как девочки-колокольчики?

- Нет, он страшно неуклюж, наступает на ноги.

-Почему вы решили, что это Незнайка, а может быть, это Знайка или другой серьезный герой?

- Нет, нет, музыка была смешная, неуклюжая.

-А вы чувствуете, как относится композитор к своим героям?

- Он их любит и улыбается им.

(В этом они как раз и наблюдают оценочную позицию автора.)

-А как относится композитор к нашему Незнайке?

-Смеется над ним.

-Танец у композитора получился серьёзный?

- Нет, шуточный, смешной…

-Как бы вы назвали его?

-Забавный вальс, танец колокольчиков, шуточный танец.

-Молодцы, все услышали самое главное и догадались, что хотел сказать нам композитор. Он так и назвал этот танец – «Вальс – шутка».

Таким образом, своеобразный диалог слушателей с композитором позволил выявить оценочную позицию автора по отношению к его героям, и на этой основе правильно понять идею произведения, его суть.

Тема: «Песенность, танцевальность, маршевость»

У.: Музыка может рисовать портреты, рассказывать о настроении, чувствах людей, может рисовать картины природы.

У.: А сейчас мы с вами услышим музыку из балета «Конёк- Горбунок». Вы, конечно, хорошо знаете эту сказку. А сможет ли музыка рассказать, как начинался балет?(Звучит фрагмент «Ночь»). Какую картину нарисовала эта музыка?

Д.: Тишина, всё кругом спит. Ночь

У.: Почему вы решили, что это ночь?

Д.: Музыка плавная, тихая, настороженная.

У.(добавляет): Немного таинственная, как будто открывает дорогу в сказку. На каком инструменте она исполнялась?

Д.: На дудочке, на трубе.

У.: На гобое. Музыка тихая, словно туман стелется по полю, как в русской народной песне. Хорошо под такую музыку танцевать?

Д.: Нет, хорошо петь… Мечтать… Думать…

У.: Как вы думаете, почему композитор написал музыку, похожую на русскую народную песню?

Д.: Потому что сказка народная, и музыка должна быть похожей на русскую песню.

У.: Такую мелодию мы называем песенной, в ней нет слов, но хочется петь. Гобой исполняет её, словно начинает свой рассказ сказитель. Но в этой музыке есть один момент - необычный. Как вы думаете, что хотел композитор этим сказать? Может быть, что- то изобразить? (Играет фрагмент)

Д.: Словно звёздочки на небе зажглись… Мне кажется, Жар птица пролетела и всё осветила… А может быть, это золотая грива Конька- Горбунка.

У.: Вы почувствовали и увидели в тёмной ночи яркий свет! Теперь послушайте ещё музыку и скажите, кто сейчас перед вами появился?(Звучит вступление «Царь Горох»).

Д.: Это царь!

У.: Как вы догадались?

Д.: Музыка торжественная, грозная…

У.: Кто возвещает о выходе царя?

Д.: Трубачи

У.: Фанфары (ещё раз наигрывает) А как вы думаете, можно описать его внешность по музыке вступления?

Д.: Грозный, величественный, мощный…

У.: Может быть, упадём перед ним на колени? Но прежде всего послушаем, какой же царь появился? (исполняется тема царя).

Д.: Старый, дряхлый… Прихрамывает, останавливается, запинается, корона у него съехала на лоб, и и грозного в нём ничего нет.

У.: Вот видите, без слов музыка подсказала вам портрет царя Гороха. А по музыке можно сказать, как композитор относится к своему герою?

Д.: Он шутит, смеётся над ним, издевается.

У.: А какое главное качество музыки помогло нам нарисовать портрет царя, увидеть, как он идёт?

Д.: Мелодия…(среди них ответ: «Марш»).

У.: Вы хорошо заметили, что главное качество этой музыки - маршевость, ведь если бы была танцевальная музыка, мы не узнали бы, что это царь. Своё отношение к царю композитор передал в насмешливом, язвительном марше. Теперь послушайте ещё отрывок из сказки читает фрагмент «Золотые рыбки»). Если бы вы были композиторами, какой мелодией «нарисовали» бы образ рыбок. Как весело и юрко они плавают. Как переливается у них чешуя?

Д.: Танец, танцевальную, быструю, игривую (Слушают музыку).

У.: Мелодию можно пропеть? (Ответ детей отрицательный).

У.: Вы почувствовали, как мелодия скользит, как бы протекает сквозь пальцы, «изворачивается». Её не поймёшь, движения извилистые, искрящиеся(обратить внимание на нисходящие пассажи в музыке).

Тема: «Музыка моего народа»

У.: Вы когда- нибудь ходили в поход? (Да!). И, наверное, в памяти остались вечера после трудного дня на привале, среди друзей, у костра? Что же происходит там в эти часы?

Д.: Поём песни. Обедаем, рассказываем разные истории, сказки… Когда рассказываются страшные истории, становится жутко, лес словно оживает, кажется, Что за каждым деревом кто-то притаился, ветки ожили и тянут свои «ручищи».

У.: И вот вообразите, что на привале один мальчик начал свой рассказ. (Звучат вариации А. Даргомыжского. После прослушивания хорошо выдержать паузу.)

У.: Как бы вы назвали этот рассказ?

Д.: «Ночь», «На берегу Волги», «В дремучем лесу».

У.: Вы все узнали песню, которая прозвучала? (Да.) Сколько раз она прозвучала? Одинаково ли?

У.: Что нам помогло увидеть столько картин сразу?

Д.: Музыка. Именно вариации дали нам полный рассказ.

У.: Конечно вариации. То, что вы услышали, говорит о том, что у вас хорошие, добрые, отзывчивые души. Вы были хорошими собеседниками с музыкой. Ведь хороший собеседник - не тот, кто много говорит, а тот, кто умеет слушать. Спасибо вам!

Учебные ситуации для учащихся подросткового возраста.

Тема: «Преобразующая сила музыки».

У.: Представьте себе: вы идёте по улице, а навстречу вам идёт человек (изображает медленно идущего человека, плечи которого опущены, голова понурая). Можно по походке определить, как чувствует себя этот человек, какое у него настроение, о чем он думает?

Д.: Он грустный, печальный. Настроение тревожное, он сосредоточен на своих тяжёлых мыслях.

У.: А если он идёт так? (Идёт пружинистой походкой, голова вскинута)

Д.: Сердце его ликует!.. Лицо освещено улыбкой, настроение хорошее, удачный день, всё получается.

У.: А теперь изобразите одним жестом радостного, ликующего человека. (Дети изображаю, вскинув руки к солнцу). А печального, скорбного? (Опускают головы, руки, как плети, или прикладывают руки к плечам). Глядя на идущего человека, мы можем почувствовать его внутреннее состояние, его настроение. Мне пришла на память одна мысль: «Зорко одно лишь сердце». Как Вы понимаете её?

Д.: Сердцем можно больше почувствовать, чем головой. Иногда человек говорит. А мы сердцем чувствуем, что он лжёт.

У.: Сейчас настройте свои сердца и постарайтесь почувствовать человека, которого вы никогда не видели, ничего о нём не читали, но который прислал нам звуковое письмо о себе.

(Звучит Прелюдия 4 Скрябина.) Что вы можете сказать об этом человеке?

Д.: Что он пережил трагические дни в своей жизни… Он одинок, жизнь его давит, он не может подняться… Погребальный колокол звучит монотонно и давит.

У.: Ребята, а пытается ли этот человек вырваться из сетей обстоятельств? (Звучит 3 фраза прелюдии.)

Д.: Да, мелодия пытается подняться, ощутить свою свободу.

У.: Но смог ли этот человек справиться с обстоятельствами? (4 фраза.)

Д.: Нет, он остался один, жизнь его задавила.

У.: Молодцы, вы и правда сердцем увидели человека. Но ведь жизнь состоит из разных идей, о человеке нельзя судить по одному дню его жизни. Давайте перевернём ещё одну звуковую страницу жизни композитора (Звучит этюд №12 Скрябина.) Что вы можете теперь сказать об этом человеке?

Д.: Он целеустремлённый, борец. Музыка рвётся вперёд. Призывная, сильная. Это мужественный человек.

У.: Если бы вы были кинорежиссёрами, который бы вы фильм озвучили это музыкой?

Д.: С революционными событиями… Повести о настоящем человеке… про весенний ледоход… прорыв человека в космос.

У.: Это очень интересно. Во всех ваших фильмах есть общее – музыка озвучила бы кадры, где человек через все преграды идёт к цели. Почему?

Д.:В этой музыке есть прорыв, стремление и взволнованность, драматизм. Интонации героические и драматические перемешиваются. Музыка бунтует, рвётся вперёд и протестует.

У.: Да, в ней преодоление… А как вы думаете, прослушав прелюдию и этюд, какая главная черта в характере этого композитора?

Д.: Главное – он мужественный, целеустремленный человек.

У.: Этот человек верит в победу жизни над смертью?

Д.: Да!

У.: А как этих людей называют?

Д.: Оптимистами!

Учитель читает слова Скрябина: «Оптимист – это человек, переживший отчаяние и сумевший его преодолеть». Да, мы можем назвать этого композитора – оптимистом, и эта его жизненная позиция прекрасно просматриваются в прослушанных произведениях.

У.: А как вы думаете, когда жил композитор?

Ответы детей разные (во время французской революции, русской, в начале перестройки), но сходятся в одном. Это время грядущих перемен, попытка сбросить с себя тяжесть, «это прорыв духа к свободе и жизни»

У.: Недаром этого композитора назвали, как Горького, «буревестником революции», имя его Александр Скрябин.

Тема: «Музыка и живопись».

У.: Сейчас вы услышите музыку и подумаете, что послужило толчком к её созданию (звучит «В путь» Лаурушаса).

Д.: Сначала будто ехал паровоз, потом остановился, а потом снова поехал. (Детей надо направить на восприятие контрастных интонаций и их соотношение).

А мне кажется, что это не про паровоз, а про жизнь людей…

У.: Что это? Обыкновенный паровоз? Из металла?

Д.: Нет! Он живой, живёт своей жизнью, её можно сравнить с жизнью человека.

У.: Жизнь человека тоже начинается с «гудка» - первого крика, и движется затем вперёд и вперёд. Всегда ли ровный путь был у нашего паровоза? Какие интонации были у него вначале?

Д.: Гордые, важные, полные чувства собственного достоинства.

У.: А потом? (Звучит фрагмент из 2-ой части пьесы)

Д.: Жалобные, грустные.

У.: Почему же так изменилось его настроение?

Д.: Паровоз жалуется, что стоит один, пустой, всеми покинутый. Он оглянулся и увидел всю красоту вокруг себя и вздохнул, что раньше этого не замечал.

У.: Скажите, а как заканчивается это произведение?

Д.: Паровоз снова набрал свой ход. Он выпрямился, встряхнулся и, гордый, снова тронулся в путь.

У.: А как бы вы назвали это произведение?

Д.: Движение поезда. Жизнь человека. Вечное движение. Дорога. В путь.

У.: А какая главная мысль композитора, что он хотел сказать нам?

Д.: Что вся человеческая жизнь – это Путь. Жизнь возможна только в движении и т.д.

У.: Автор назвал свою пьесу «В путь», и вы правильно его поняли: Для него важно было не изобразить сам паровоз, а сравнить его движение с ритмом жизни человека. Послушайте ещё раз и дома опишите музыкальный образ, который увидели.

Тема: «Музыкальный образ».

Мы задаём вопрос ребёнку: «Красива ли музыка Шостаковича «Нашествие?» (из Ленинградской симфонии). Дети приходят в растерянность. С одной стороны, музыка им понравилась, но моральный закон внутри себя ставит запрет, ведь фашизм не может быть прекрасным. Начинается спор, в котором даже педагог не всегда находит убедительное слово и чувствует себя неуверенно.

Не надо путать явление и произведение искусства. Сама постановка такого вопроса учителем не корректна. Логика же обсуждения должна идти по следующему руслу:

У.: Какие характерные черты у фашизма?

Д.: Бездушие, авторитарность, тоталитарность, безликость, внешний лоск.

У.: А в музыке Д.Шостаковича есть эти качества?

Д.: Да, она наполняет, пытается охватить всё пространство, засосать и подмять всех вокруг себя.

У.: А вы почувствовали, как попали в её тенеты и тоже готовы были идти в этих организованных рядах? Вас подчинил ритм и даже лица исказились…

Д.: Да, мы как будто шагали в этой массе и даже движение руками мы повторяли.

У.: Здорово сделал композитор, целесообразные он нашёл средства, чтобы ярко нарисовать образ фашизма? Прекрасное это произведение?

Дети в таком диалоге оценивают мастерство композитора с точки зрения единства содержания и формы, двигаясь от явления к сущности произведения.

Тема: «Великие наши современники».

«Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех…»

Б.Пастернак

Звучит песня А. Розенбаума «Я часто просыпаюсь в тишине».

У.: Жизнь человека… У одних она подобна яркой вспышке, а у других – медленному томлению.

Первые ведут общество наверх, порой жертвуя своим благополучием и даже жизнью. Кого из таких людей вы могли бы назвать?

Д.: Сахаров, Виктор Хаара, Владимир Высоцкий и т.д.

У.: Интересно, что напишут историки о лучших людях нашего времени? Кого они возьмут в будующее из ХХ века?

Д.: Талантливых учёных, врачей, писателей, поэтов, художников, композиторов, исполнителей (называют имена).

У.: Вспомним фильм «Ломоносов», тот фрагмент, где в соборе играет органист. Это был Бах. Один из служителей с негодованием кричит: «Что ты играешь?» Что так возмутило его? (Звучит фрагмент из ре минорной Токкаты и фуги Баха).

Д.: Музыка была слишком бурная, энергичная, она не настраивала на молитву.

У.: Верно. В музыке Баха слышится неукротимый поток энергии, она рождает не смирение, покорность, а устремлённость к жизни, единению. (Произведение исполняется целиком). Почему музыка Баха часто звучит в наши дни?

Д.: Музыка как пружина… Мне кажется, что эта музыка перекликается с его мыслями и чувствами… Наверное, Баху было важно исполнить гимн человеку, его силе.

У.: Да, эпоха Возрождения в первую очередь воспела божественную силу человека, творца, подняла его с колен. Немногие люди во время Баха осмеливались пропеть гимн человеку. Как вы думаете, почему, и был ли Бах созвучен своему времени?

Д.: Его не все понимали, он шёл впереди своего времени, он был первой ласточкой, звездой…

А я думаю, что это не ступенька к духовности, а упадок человека, гордость вышла на первый план, а это – грех (возникает дискуссия).

У.: Мы только приближаемся к Баху, но пока он ещё не досягаем. Он впереди нас, хотя, казалось бы, со времени Баха прошло столько лет. Давайте поймём философию Баха. Почему он использует фуги? Какой духовный смысл в такой форме?

Д.: Все голоса исполняют одну музыку, они индивидуальны и похожи. И сами не теряются в потоке времени, но и подчиняются общепринятому. Как звёзды, которые издают свою ноту, но вместе звучит музыка Вселенной, гармония.

У.: А люди научились у Космоса жить? По закону Согласия и Единства.

Д.: Нет, у нас люди все бегут, расталкивают друг друга локтями…

У.: Значит вопросы, которые поднял Бах двести лет назад, до сих пор не решены? Да, нам всем стоит учиться у Космоса и Баха. Когда я слушаю его музыку, то теряюсь в пространстве, чувствую себя частицей Большого Вселенного потока. После беседы с детьми вновь возвращаемся к эпиграфу урока.

Тема: «Преобразующая сила музыки».

У.: Сейчас, когда вы входили в класс, на ваших лицах были улыбки. Видимо, жизнерадостный характер музыки вызвал у вас хорошее настроение. Бывает, утром услышишь бодрую, праздничную песню, и весь день сердце стучит в унисон этой мелодии, появляется желание действовать, хочется сменить ритм жизни: эта музыка диктует нам свои условия. Бывает ли с вами так?

Д.: Бывает. Но бывает и по-другому, когда музыка омрачает настроение.

У.: А какая музыка, по-вашему, больше нужна человеку?

Д.: Чаще говорят, что весёлая, чтобы поднять тонус.

У.: Я не буду говорить, кто из вас прав. На этот вопрос вы ответите сами в конце нашего разговора. Сегодня мы будем беседовать с музыкой. А какой собеседник вам больше нравится? Тот, который хорошо и много говорит, или тот, который умеет слушать? Кому лучше рассказывать о своих горестях, радостях, заботах?

(Дети говорят, что хороший собеседник умеет внимательно слушать.)

У.: А сейчас мы дадим высказаться музыке, пусть она с нами будет откровенна, а сердца наши зорки.

(Звучит «Матушка, матушка, что во поле пыльное?»).

У.: Я вижу, что вы вошли в мир ощущений героев песни. Каким же вы их представили?

(Дети пытаются объяснить, что героиня испугана, встревожена, а мать успокаивает её.) Но в песне более сложный психологический подтекст. Мать, действительно любящая свою дочь, пытается отвлечь её от беды ласковыми словами, уговаривает дочь поверить ей. Но у самой сердце разрывается от горя, она предвидит судьбу своего дитяти и близкую разлуку с ним. Нас зачаровывает эта сцена, полная драматизма. Ребята должны почувствовать интонацию матери: с одной стороны, успокаивающую, с другой – обречённую, безысходную. Странным кажется этот диалог: обе героини с первой секунды знают исход (дочь – сердцем, мать головой), но никто из них не может сказать правду в слух. Как они понимают друг друга? Сердцем! Только интонация вскрывает подлинный подтекст происходящего. В последней фразе ощущается напутственный благословляющий жест крещения: «Господь с тобою!..»

У.: Что же оставила эта музыка в ваших сердцах?

Д.: Боль, сочувствие, тяжесть и т.д. Словно комок к горлу подступил.

В это время тихо издалека раздаются звуки «Вальса» Жака Бреля. Постепенно они усиливаются и заполняют весь класс.

У.: Я сейчас увидела настоящее чудо. Музыка подарила нам россыпи радости, вывела нас из печальной задумчивости, окутала невидимыми волшебными нитями. Этот вальс словно веселится, смеется. А передал нам эту радость французский певец Жак Брель.

Мы не всегда находим для них точные, искренние слова успокоения, а музыка без слов способна сопереживать, как самый чуткий друг. Можно говорить вслух и не слышать друг друга. А можно разговаривать молча. Такой бывает «беседа» с музыкой.

Тема: «Великие наши современники».

У.: Вам нравиться рассуждать о музыке, давать ей свою оценку: эта музыка красивая, а эта – нет! Что же является критерием красоты в музыке? Попробуем проследить, как возникло у людей представление о красоте. Но прежде ответьте мне, есть ли красота в математике?

Д.: Есть, когда хорошо решено уравнение, когда найден самый короткий путь к решению,… Когда всё логично… (Идёт поиск, учитель помогает: «Когда найдено целесообразное решение.)

У.: Значит, в математике красота – это логика и целесообразность. А есть ли красота, гармония в природе и как мы её ощущаем?

Д.: Это когда всё взаимосвязано, каждый кустик, насекомое находятся в зависимости друг от друга,… Если уничтожить одно, нарушается стройность всего…

У.: Значит, красота природы в стройности, гармонии и целесообразности. Вот и красота музыки во многом зависит от того, насколько целесообразны интонации, которые композитор нашёл для отражения того или иного состояния. Возникает вопрос, почему одни произведения живут веками, а другие как бабочки-однодневки, промелькнут на эстраде, а завтра мы уже смеёмся над ними. (Учитель может использовать песню в ритме «диско» со словами: «Я тоскую, по тебе тоскую…») (Ребята смеются.)

Д.: Человек здесь говорит о тоске, а музыка весёлая, словно ему радостно от разлуки… Это фальшиво звучит…

У.: Да, это фальш. Композитор не нашёл верной интонации, чтобы точно передать чувство. Зато романс «Я встретил вас…» и доныне звучит и восхищает нас. (Исполняется романс.) А сейчас посмотрите на портрет Моны Лизы (Джоконды) Леонардо да Винчи. Что можно сказать о её внутреннем мире?

Д.: Она спокойная, уравновешенная, умная, волевая…чуть насмешливая…

У.: Да, она не проста, художник смог создать удивительно многообразный образ. Сколько веков прошло, а люди не устают удивляться мастерству художника, но по-прежнему улыбка Моны Лизы остаётся для нас загадкой. Настоящая женщина

– всегда тайна, загадка… Нас восхищает не столько её лицо, сколько искусство Леонардо, его глубокое проникновение в мир человеческих чувств. Какие произведения вы бы назвали красивыми?

Д.: Красота в искусстве – это мастерство автора,… Когда художник находит нужные, точные, самые выразительные средства…

У.: Я вас сегодня хочу познакомить с современной рок-оперой «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» композитора а. Рыбникова по мотивам драматической кантаты Пабло Неруды. (Коротко можно рассказать содержание.) Наш герой отправляется в Калифорнию не столько за золотом, сколько в поисках счастья. Там он находит свою любовь. Но солдаты мстят Мурьете за то, что он заступился за обездоленных людей, находят самый мерзкий способ растоптать Хоакина: они издеваются над его любимой, ждущей ребёнка. (Звучит фрагмент оперы – сцена надругательства над Тересой.) Что вы можете сказать об этой музыке?

Д.: Мелодии почти нет. Музыка жестокая и бездушная… Солдаты, как в кривых зеркалах, все – перекошенные. Не лица, а рожи…

Механические страшные ритмы…

У.: А почему он не дал им красивой мелодии?

Д.: Они сразу бы нам показались хорошими… Мелодия – это душа, а они бездушны.

У.: Действительно, все подчиняются одному жестокому ритму. (Возможно сравнение с темой Шостаковича «Нашествие».) В основу характеристики взят только ритм. Это ярче выявляет животную сущность солдат. Пошлые реплики уже не кажутся нам смешными, когда на месте Тересы мы представляем мать или сестру.

А теперь другой музыкальный портрет. (Звучит главная тема Тересы.) Что хотел выразить композитор этой музыкой?

Д.: Красоту чувств…любовь Тересы…она как свет…

У.: Действительно. Её песня напоминает классическую арию. А если бы он дал ей эстрадную песенку? (Ответы детей.) А теперь послушайте, какая Тереса в последней сцене. Когда она умирает. (Звучит речитатив «Не родись, мой сын, не родись, в мире, в котором одна грязь и жестокость».)

Д. (обычно сидят потрясённые): Это не пение, а сплошные выкрики и стоны. Здесь красивая мелодия была бы неуместна, потому что эти чувства можно выразить только через такую музыку, через искаженную мелодию.

У.: Так может быть, это некрасивая музыка? И ей не место на сцене?

Д.: Давайте никогда больше не делать поспешные выводы: это – некрасиво, а это – красиво. Постараемся прежде разобраться, что хотел передать автор, и получилось ли это у него. (Учитель может аналогично построить урок и на контрастных фрагментах из музыки Л. Бернстайна «Вестсайдская история».)

Заключение

Обучение профессиональному восприятию в области искусства - очень сложный и многогранный процесс. Его развитие связано с целенаправленным обучением, в процессе которого усваиваются выработанные обществом системы сенсорных эталонов отдельных предметов и явлений. Для этого в учебной ситуации организуется целенаправленное наблюдение, в ходе которого происходят осмысление и интерпретация того, что человек наблюдает. Наблюдение, как зрительное, так и слуховое, Идёт от внешних свойств объектов, Чувственно воспринимаемых и эмоционально переживаемых, к познанию внутренних связей и закономерности явления.

Восприятие тесно связано с мышлением и с речью. Воспринять какой- то объект- значит суметь назвать его и отнести к какому- то определённому классу, как правило, более общему, чем данный единичный предмет. Поэтому восприятие является первым этапом мыслительного процесса. Это дало повод американскому психологу Дж. Брунеру определить восприятие как «процесс категоризации, в ходе которого организм осуществляет логический вывод, отнеся сигналы к определённой категории».

Когда мы воспринимаем незнакомое произведение искусства, то, обладая определённым опытом и знаниями, мы можем отнести его к определённой эпохе, конкретному стилю и направлению, определить возможного автора. «В конечном итоге,- как пишет Дж. Брунер,- дело сводится к усвоению определённых формальных схем, которые можно использовать или приспособить с целью организации доходящей до субъекта информации».

Такой подход к изучению художественного произведения может быть оправдан при изучении его истории и теории, например при изучении художественных направлений и стилей. Однако процесс развития художественного восприятия и его познание не есть чисто логический акт. Он скорее похож на эмоциональное вчувствование в содержание художественного произведения, чем на логическое умопостижение. Поэтому чисто логические и умозрительные принципы познания искусства, основанные на актах категоризации, при восприятии произведений искусства не срабатывают. Более правильным будет подход, при котором в процесс восприятия включаются механизмы подражания, приводящие человека к эмпатии и к идентификации с тем, кого и что он воспринимает, чему и кому он подражает.

Список литературы.

  1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., 1983

  2. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей. -Воронеж, 1998

  3. Алиев Ю. Б. Эмоционально - ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству // Современные проблемы образования: Сборник. -Тула, 1997

  4. Безбородова Л. А., Осеннева М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М.,2001

  5. Вендрова Т. Е. Критская Е. Д. Уроки Д. Кабалевского // Искусство в школе. - 1994

  6. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? -М.,1989

  7. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. - М.,1980

  8. Кабалевский Д. Б. Про трёх китов и про многое другое: Книжка о музыке. - М., 1976

  9. Каган М. С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе. - 1987

10.Кадобнова И. В., Критская Е. Ц. Музыка в движении. - 1984

11.Кадобнова И. В., Усачева В. О., Школяр Л. В. Шестилетние дети и музыка. - М., 1991

12.Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества. - М., 2006

13.Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. - М., 2003

  1. Музыка в начальной школе. - М., 1980

  2. Музыкальная энциклопедия. - М., 1973 - 1982

  3. Музыкальная эстетика стран востока. - М., 1967

17. Вендрова. Г. Диалог об интонации. Музыка в школе.

18. Маслова Л. П. Педагогика искусства.- Н., 1997

19. Горюнова Л. Музыка- дети- учитель. Музыка в школе, 1987

20.Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. Музыка в школе, 1988



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования государственные требования (77)

    Образовательный стандарт
    1.1. Специальность 0317 Педагогика дополнительного образования утверждена приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г.
  2. М. К. Аммосова Педагогический институт рабочая программа (9)

    Рабочая программа
    История детского музыкального воспитания.Теория детского музыкального воспитания. Урок музыки, его виды. Методика преподавания музыки в начальных классах.
  3. Формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников в системе специального образования

    Автореферат
    Работа выполнена на кафедре олигофренопедагогики дефектологического факультета государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет им.
  4. Преемственность в процессах музыкального воспитания и образования (детский сад школа колледж вуз) 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания (музыка) 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования

    Автореферат
    Защита состоится «14» ноября 2007г. в _15_ часов на заседании Диссертационного совета Д 212.154.13 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 109172, Москва, Новоспасский переулок, д.
  5. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.

Другие похожие документы..