Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Лекция'
Лекция на тему «Анализ внесудебных методов урегулирования споров между хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулируемые виды деятельности, пот...полностью>>
'Документ'
Исследованиям особенностей классического мидраша посвящено немало работ, основная часть которых [4; 6] обращается к этому явлению как феномену еврейс...полностью>>
'Методические рекомендации'
2. Цель: Закрепить на практике основные понятия паренхиматозных и стомально- сосудистых дистрофий, принципы их классификации, морфологические проявле...полностью>>
'Документ'
б) городской транспорт: — наземный (трамвай, троллейбус, автобус, такси) ; — подземный (метро) . Строительство московского метрополитена в довоенные г...полностью>>

Рабочая программа педагога Печаткиной Любови Ивановны первой квалификационной категории по географии в 11 классе Рассмотрено

Главная > Рабочая программа
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано Утверждаю

Естественно-математического цикла Зам. Директора поУВР Директор МОУ-СОШ с. Росташи

Протокол №1 ________Грибкова О.Н. ________Заломанина И.В.

От 24 августа 2011 г. От 24 августа 2011 От 27 августа 2011

Руководитель МО ____Сорокина Н, А,

Рабочая программа педагога

Печаткиной Любови Ивановны

первой квалификационной

категории

по географии

в 11 классе

Рассмотрено

На заседании педагогического совета

Протокол № 1

От 25 августа 2011 г.

2011 – 2012 уч. год

Профильный уровень

Рабочая программа

11 класс

Пояснительная записка

Школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными социально –экономическими объектами, явлениями и процессами, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.

Специфика географии как науки и учебного предмета -ее естественно – общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного значения. Современная география изучает пространственно – временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему « человек – природа – хозяйство – окружающая среда».

Расширение и углубление взаимодействия человека с окружающей средой, обострение экологического конфликта между обществом и природой, истощение природных ресурсов обуславливают интеграцию различных дисциплин в познании географического пространства. Практически все дисциплины, входящие в географическую науку, рассматривают те или иные аспекты целостного геопространства, взаимосвязи и взаимодействия в системе « человек – природа – хозяйство – окружающая среда»

Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как науки и учебного предмета, помогает выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире , продолжить свое образовании в выбранной области.

Изучение географии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей

  • Освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее методов, структуры, тенденции развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области.

  • Овладение умениями решать задачи, требующими комплексного поиска, анализа и отбора географической информации, учета географической ситуации на конкретной территории, геоинформационного моделирования природных, социально – экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно – временных условий и факторов

  • Развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач

  • Воспитание геоинформационной культуры, участвующей в формировании патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально – ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности

  • Приобретение компетентности в сфере элементарного метеорологического, геологического, гидрологического, ландшафтного, геоэкологического и геоинформационного моделирования и прогнозирования, использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности, обеспечение личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.

Учебное содержание разделов в целом соответствует Примерной программе по географии для среднего ( полного) общего образования (профильный уровень)

Настоящее планирование разработано на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования (профильный уровень)

Литература:

1 Учебник :Т.П. Герасимова, С.В. Мясникова « Общая география . 10 класс»

(Т.П. Герасимова, С. В. Мясникова- СПб; СпецЛит)

2 Учебник В.Н. Холина « география человеческой деятельности 10-11 класс»

( В.Н. Холина- М.; Просвещение 2008г.)

3 Учебник Е.Л. Плисецкий « Коммерческая география. Россия и мировой рынок»

( Е.Л.Плисецкий-М; АСТ-ПРЕСС)

4 Учебное пособие: ЛЛ. Розанова «Геоэкология 10 -11 класс»

5 (Л.Л. Розанова – М; Дрофа)

6 Экономическая и социальная география мира- Учебное электронное издание

Содержание курса

  1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ГЕОГРАФИЮ

Объект, предмет и методы общей географии. Географическое технопространство и его составляющие, пространственно-временной подход к его вещественному наполнению. Структура, свойства, функционирование, динамика, эволюция реального технопространства на локальном, региональном и глобальном уровнях. Территориальные системы. Пространственные модели в географии. Экологизация в географии. Техносфера и географическая оболочка. Процессы в географическом пространстве: природные, техногенные, социально-экономические, геоэкологические. Изменения в географическом пространстве: глобальные, региональные, локальные. Тенденции изменения географического пространства. Управление развитием географического технопространства: экспертизы, мониторинг. Особенности географического пространства России.

  1. ВВЕДЕНИЕ В ГЕОЛОГИЮ.

Предмет и задачи геологии. Специфика геологических исследований. Земля и земная кора. Происхождение Земли, этапы ее развития. Минералы. Горные породы. Геологическая история Земли. Геологические процессы и их результаты. Магматизм. Выветривание. Перенос и отложение продуктов выветривания.

Геологические объекты и процессы. Развитие земной коры во времени. Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология. Тектоника литосферных плит.

Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимические, геофизические, экологические. Геологическая среда как часть окружающей человека среды.

  1. СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ.

Введение в коммерческую географию.

История возникновения и становления коммерческой географии как научной и образовательной дисциплины; предмет и методы науки; межпредметные связи; понятия: географическое разделение труда, рынок, инфраструктура рынка; существующие подходы зарубежных и отечественных ученых – географов к изучению пространственной организации рынка.

Общие предпосылки формирования национального рынка.

Условия и факторы формирования национального рынка.

Особенности геополитического положения страны; основные аспекты оценки экономико-географического, в том числе рыночного положения объекта (страны, региона, центра); понятие рентности рыночного положения; какая часть населения относится к экономически активному; параметры оценки экономически активного населения(динамика численности, структура занятости, уровень безработицы и др.); особенности размещения экономически активного населения по территории страны. Понятия природных условий и ресурсов, их классификация и подходы к экономической оценке. Размещение природно-ресурсного развития сырьевой базы России. Понятия инфраструктуры и основных фондов; значение инфраструктуры для территориальной организации хозяйства и рынка товаров и услуг. Особенности государственно-административного устройства России; положения Конституции Российской Федерации, связанные с разделением полномочий Федерального центра и субъектов РФ, а также обеспечивающие развитие рыночной экономики; экономические меры по регулированию рыночных отношений.

Особенности и проблемы формирования национального рынка.

Отраслевая структура добывающей промышленности и ее роль в экономике страны; структура товарного рынка сырья; факторы, влияющие не размещение и развитие добывающей промышленности и сырьевого рынка; место России в мировых запасах и добыче важнейших видов сырья и топлива; динамика производства продукции добывающих отраслей. Отраслевая структура обрабатывающей промышленности, факторы ее размещения, производственно-экономические связи с другими секторами экономики, в том числе потребительским рынком; актуальные проблемы и перспективы развития отдельных отраслей обрабатывающей промышленности и рынков промышленных товаров. Состав АПК, современные тенденции и проблемы в развитии аграрного сектора экономики России; формы организации сельского хозяйства, в том числе фермерские хозяйства и особенности их размещения; факторы территориальной организации пищевой промышленности; структура потребления основных продовольственных товаров ( в сравнении с зарубежными странами). Особенности современного этапа формирования рынка в стране.

Производство и рынок потребительских (непродовольственных)

товаров и услуг.

Понятие социального комплекса, структура(основные сегменты) рынка непродовольственных товаров и услуг; территориальное распределение производства продовольственных товаров и услуг, состав, значение и факторы территориальной организации легкой промышленности; особенности размещения центров легкой промышленности и производства товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения; структура рынка платных услуг, их адресность; понятие рекреационных услуг, размещение рекреационно-ресурсного потенциала, территориальные различия в природных условиях развития рекреации и туризма в России; приоритетные направления в развитии отечественного производства и рынка потребительских товаров и услуг.

География инфраструктуры рынка.

Территориальная организация внутренней торговли.

Значение торговли в рыночной экономике, основные виды и формы внутренней торговли; исторические этапы развития ярмарочной и биржевой торговли в России; понятие товарооборота, маркетинга; факторы и особенности формирования торговой сети в городах и сельской местности ; территориальные различия в уровне развития торговли

(распределение розничного товарооборота).

География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков.

Понятие финансово-банковской системы; исторические этапы развития банковского дела в России; оценочные показатели, используемые для выявления и анализа территориальных различий в уровне развития банковской сети; особенности размещения банковских организаций по регионам России; понятия инвестиций, инвестиционной привлекательности(инвестиционного климата) территории, инвестиционного потенциала, инвестиционного риска; типологию регионов(субъектов Российской Федерации) по инвестиционной привлекательности; отраслевую и территориальную структуру инвестиций; знание иностранных инвестиций для развития национальной экономики и формы их привлечения.

География коммуникационных систем

Понятие транспортной системы ( инфраструктуры), транспортных издержек, транспортно-географического положения; основные показатели, используемые для оценки работы транспорта (объем перевозимых грузов, грузооборот, протяженность и плотность путей сообщения и др.); значение транспорта ( и отдельных его видов) в осуществлении межрегиональных и внешнеэкономических хозяйственных связей и развитии рынка; исторические этапы развития транспорта страны; особенности размещения, современные проблемы и перспективы развития отдельных видов транспорта; роль современных средств связи, телекоммуникаций и информационных услуг в развитии экономики страны и рынка, проблемы их внедрения.

Региональная политика и рынок

Наличие существенных различий в уровне социально-экономического развития отдельных регионов России( экономических районов, субъектов РФ), обусловивших разные стартовые условия их вхождения в рынок. Понятия: уровень и качество жизни, региональная политика, регион, региональный рынок, единое экономическое пространство, экономический район, экономическое районирование, межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия. Структура региональной политики, ее цели и задачи; экономические механизмы, используемые для осуществления региональной политики ( с учетом зарубежного и отечественного опыта).

  1. ГЕОГРАФИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ

Региональные рынки европейской части России.

Общие условия и исторические предпосылки развития хозяйств регионов Центральной России. Роль Москвы и Московской городской агломерации как крупнейшего политического, промышленного и финансового центра страны, другие функции столичного центра; особенности и проблемы развития ведущих отраслей экономики и региональных рынков Центрального, Центрально-Черноземного и Волго-Вятского районов, их участие в межрегиональных торгово-экономических связях; состав и специализация крупных промышленных узлов Центральной России; природные и социально-экономические особенности и проблемы формирования региональных рынков Северо-Запада и Севера Европейской России, участие этих регионов в межрайонном разделении труда и внешнеэкономических связях; отрасли и специализации Поволжского и Уральского экономических районов, актуальные проблемы их развития; размещение крупных промышленных центров; виды товарной продукции, которыми регионы обмениваются между собой и другими районами страны; природные предпосылки развития экономики и рынка Северного Кавказа; особенности отраслевой структуры хозяйства региона; состав и значение АПК и курортно-рекреационного комплекса региона; виды товарной продукции и услуг, поставляемые районом на российский рынок и потребляемые в самом районе.

Рынки Сибири и Дальнего Востока

Черты и предпосылки формирования региональных рынков Сибири и Дальнего Востока; место Восточной экономической зоны в хозяйстве страны ( по важнейшим макроэкономическим показателям); особенности, проблемы и перспективы развития производства и товарных рынков Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, их участие в географическом разделении труда; отраслевая и территориальная структура хозяйства регионов; состав и специализация крупных промышленных узлов ТПК; внутри- и межрегиональные торгово-экономические связи регионов Сибири и Дальнего Востока, их внешнеэкономическая деятельность; понятие свободной экономической зоны (СЭЗ) и размещение их на востоке страны.

Особенности и проблемы организации предпринимательской

Деятельности на Российском Севере

Знать: природно-экологические и социально-экономические факторы развития предпринимательской деятельности в экономической зоне Севера. Размещение природно-ресурсного потенциала Российского Севера, крупнейшие бассейны и месторождения полезных ископаемых; исторические предпосылки освоения северных территорий; современное экономическое значение Севера и его природных богатств; особенности хозяйствования в экстремальных природно-климатических условиях; содержание концептуальных подходов к освоению Севера; направления инвестиционной деятельности в регионах Севера; проблемы и перспективы дальнейшего развития предпринимательства в зоне Севера.

Россия в системе международных торгово-экономических

и финансовых отношений

Современные тенденции в развитии мирового рынка

Понятия: международное разделение труда, государство с «открытой экономикой», глобализация мировой экономики, транснациональные корпорации (ТНК), регионализация внешнеэкономических связей; современные тенденции в развитии мировой торговли товарами и услугами. место отдельных регионов мира и стран в международной торговле; товарная структура международной торговли и изменения в ней за последние десятилетия; удельный вес России на мировом рынке товаров и услуг. Современные тенденции в международном движении капитала и основные его формы; основные черты географии финансовых потоков, участие отдельных групп стран и регионов мира в экспорте и импорте капитала; место России на мировом рынке капитала; размещение мировых финансовых центров; понятие трудовой миграции, ее главные мотивы и влияние на экономику стран-экспортеров и импортеров рабочей силы; география движения рабочей силы(страны – экспортеры и страны-импортеры рабочей силы); место России на мировом рынке рабочей силы.

Особенности внешнеэкономической деятельности России на

современном этапе.

Особенности внешнеэкономической деятельности страны в период существования СССР; факторы, благоприятствующие включению Российской Федерации в мирохозяйственные связи; изменения в географии и товарной структуре внешней торговли России; место России на мировых рынках сырья и отдельных видов промышленных товаров; ведущие торговые партнеры России; другие (кроме торговли) направления внешнеэкономической деятельности ( научно – техническое сотрудничество, совместное предпринимательство, инвестиционная деятельность, создание СЭЗ).

География внешнеэкономических связей России.

Особенности и проблемы развития торгово-экономических отношений России со странами СНГ, динамика и структура внешней торговли Российской Федерации с этими странами; формы межгосударственного экономического сотрудничества, используемые в рамках СНГ; внешнеэкономические связи России с промышленно развитыми государствами ( в том числе со странами ЕЭС, США, Японией), место этой группы стран во внешнеторговом обороте России, структура российского экспорта и импорта, особенности (и направления) развития внешнеэкономических связей России со странами Центральной и Восточной Европы на современном этапе; характер и направления делового сотрудничества Российской Федерации с развивающимися странами, в том числе с Китаем, Индией, Бразилией и др.

  1. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ.

Вклад географии, геологии, геохимии, экологии в познание окружающей среды. Этапы развития геоэкологических знаний в эпоху научно-технического прогресса. Последняя четверть 20 века – поле геоэкологических интересов, завязанных не сохранении благоприятной для жизнедеятельности человечества окружающей среды. Появление термина «геоэкология».

Связи человека с биосферой. Принципиальное качественное отличие человека от животных. Различия воздействия человека и биологических организмов на биосферу. Человек как целостное природно-биологическое, социо-культурное, духовное существо. Техногенный мир и биосфера. Противоречия во взаимоотношении человека с окружающей средой.

Окружающая среда и ее слагаемые. Понятие «загрязнение окружающей среды». Понятие «воздушная среда». Основные виды и нормативы загрязнений воздушной среды. Целенаправленные изменения воздушной среды. Понятие «водная среда». Техногенные загрязнения, засорение и качественное истощение вод. Целенаправленные изменения водной среды. Понятие «биопочвенная среда». Основание для объединения почв с наземными растительно-животными организмами в единую систему. Техногенные нарушения и загрязнения биопочвенной среды. Целенаправленные изменения биопочвенного окружения человека. Понятие «геотехноморфологическая среда», прямые и косвенные ее изменения. Понятие «геологическая среда». Типы геологической среды. Основные техногенные воздействия на геологическую среду. Экологические свойства геологической среды. Окружающая среда – природно-техногенное целое. Геоэкологическое единство окружающей среды. Взаимосвязи воздушной, водной и других сред в условиях города. Структура географической составляющей окружающей человека среды. Загрязнители как индикаторы взаимодействия слагаемых окружающей среды. Процессы в окружающей среде. Глобальные, региональные, локальные изменения окружающей среды. Управление качеством окружающей среды.

Требования к уровню подготовки:

Знать:

Особенности современного этапа развития географической науки, её объект, предмет , структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем развития человеческого общества.

Особенности современного этапа развития геологической науки, её объект, предмет, структуру, смысл основных теоретических категорий и понятий

Смысл основных теоретических категорий и понятий природопользования и экологии

Уметь:

Применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы. Проводить учебные исследования, решать социально значимые задачи. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Формулировать предмет и задачи коммерческой географии; характеризовать роль экономико-статистического метода в изучение рыночного хозяйства; приводить примеры различных статистических показателей.

Давать оценку геополитического, экономико-географического, в том числе рыночного положения страны(региона, центра) ; анализировать структуру занятости и размещения экономически активного населения. Давать оценку природно-ресурсного потенциала региона и отдельных территорий. Характеризовать значения законодательной деятельности для решения проблем становления в России рыночной экономики. Приводить примеры экономических мер, с помощью которых государство осуществляет регулирование рыночных отношений. Анализировать и давать оценку позитивным и негативным последствиям осуществления в стране рыночных реформ в 90-е годы 20 в.

Объяснять причины изменения(сокращения) объёмов производства в сырьевом секторе экономики Анализировать динамику промышленного производства. Формулировать цели и направления структурной политики в аграрном секторе; характеризовать современные проблемы в АПК. Давать характеристику современного состояния проблем и перспектив развития социального комплекса страны, рынка потребительских товаров и услуг.

Приводить примеры крупных торговых центров; характеризовать ( на основе карты и диаграммы в учебнике) порайонные различия в розничном товарообороте и его структуре

Характеризовать значение финансово-банковской системы для развития рыночной экономики. Анализировать размещение банковских организаций и давать оценку обеспеченности банковской сетью регионов страны.

Давать ( на основе использования различных оценочных показателей) характеристику отдельных видов транспорта и определять их основную специализацию.

Анализировать и характеризовать сложившиеся территориальные пропорции в экономике страны. Приводить примеры экономических механизмов регулирования регионального развития , используемых за рубежом и в России.

Характеризовать место региональных рынков в системе показателей развития хозяйства страны. Давать оценку природно-ресурсного потенциала .

Характеризовать тенденции в развитии мировой торговли товарами и услугами, движение капитала и рабочей силы.

Анализировать (и делать выводы о причинах ) изменения характера и географии внешнеэкономической деятельности Российского государства; формулировать задачи внешнеэкономической политики Российской Федерации на современном этапе.

Сравнивать отдельные страны и группы стран по показателю ВВП на душу населения . Давать характеристику направлений и в форм торгово-экономического сотрудничества России с различными группами стран, выделять ведущих деловых партнёров России в различных группах стран.

Проводить исследования, решать социально-значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа педагога Печаткиной Любови Ивановны первой квалификационной категории по географии в 10 классе Рассмотрено

    Рабочая программа
    Школьная география – это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными социально –экономическими объектами, явлениями и процессами, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую
  2. Рабочая программа педагога Печаткиной Любови Ивановны первой квалификационной категории по географии в 9 классе Рассмотрено

    Рабочая программа
    Программы: Примерная программа основного общего образования по географии «География России» (7-9 классы) , авторская программа под редакцией И.В. Душиной

Другие похожие документы..