Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

'Документ'
Коррозией металлов называется самопроизвольное разрушение металлов, происходящее в результате химического или электрохимического воздействия внешней ...полностью>>
'Реферат'
Общество все больше требует от нас, педагогов, полной ответственности за судьбы наших учеников. Это значит, что мы должны максимально сконцентрироват...полностью>>
'Методические рекомендации'
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА ОБЪЕКТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (ЛПУ) организуется в соответствии с основными законодательными и директивными документами по Гражданской...полностью>>
'Закон'
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления...полностью>>

Н. Н. Ковалева соодружество искусств (Россия, II половина XIX века) Программа курса

Главная > Программа курса
Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Беларусь

Национальный институт образования

Н.Н. КОВАЛЕВА

СОодружество искусств

(Россия, II половина XIX века)

Программа курса по выбору для X класса

общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения с 12-летним сроком обучения

Минск 2007

Пояснительная записка

Цель данного курса по выбору – познакомить учащихся с основными особенностями развития художественного творчества II половины XIX века и тем самым повысить культуру чтения произведений литературы этого периода, ибо привлечение других видов искусства способствует более глубокому познанию разных граней духовной жизни эпохи, закономерностей развития художественной культуры как единого целого, а следовательно, в этом контексте осмыслению мировоззренческих и стилевых исканий литературы.

Кроме того, как известно, представления человека о прекрасном формируются в течение всей жизни. Но в ранней юности впечатления особенно глубоки и многогранны. В этом возрасте роль искусства в эстетическом развитии личности бесценна. Данный спецкурс позволит дать представления учащимся об основных этических и эстетических ценностях, утверждавшихся искусством II половины XIX века и формирующих понятие о прекрасном.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

– закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся об искусстве, полученные в предыдущих классах в процессе изучения литературы и других предметов эстетического цикла;

– показать внутренние связи различных видов искусств с позиций феномена художественной литературы II половины XIX века;

– способствовать повышению общего уровня эстетической культуры учащихся.

Большинство представленных в данном курсе материалов посвящено взаимодействию литературы II половины XIX века с другими видам искусства в их взаимосвязи и одновременно специфика их выразительных средств. Сопряжение разных видов искусств исследовалось на трех уровнях: 1) определение исторической тематической, идейно-художественной связи произведений различных видов искусств; 2) участие других видов искусств в творческом процессе писателей; 3) включение других видов искусств в литературный текст для углубленной характеристики персонажей и создания эмоционального фона повествования.

Автор не везде оговаривает условия и характер использования представленных материалов, целиком полагаясь на творческое участие учителя в их реализации, на его интересы, творческую манеру и опыт, а также допуская, что представленные материалы могут быть скорректированы в соответствии с реальными условиями конкретной школы и особенностями данной учебной группы.

Программа курса по выбору

(34 часа)

Тема 1. Литература и другие виды искусства (3 часа).

Прекрасное как категория искусства. Анализ рассказа В.В. Вересаева «Состязание».

Музыка звука и музыка слова («Полет шмеля» Н.И. Римского-Корсакова, «Бабочки» Э. Грига). Средства музыкальной выразительности слова. Анализ стихотворения А. Фета «Вечер».

Словесная живопись. Одухотворенность поэтических пейзажей. Анализ одного из стихотворений Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…». «Овеян вещею дремотой».

Структурные элементы характерные для драмы как произведения литературы и для театрального спектакля. Сценическая интерпретация литературного произведения (по выбору учителя).

Тема 2. Реализм в русской литературе, живописи и музыке второй половины XIX века (3 часа).

Воздействие идей русской революционной демократии на развитие искусства II половины XIX века.

Эстетическая теория Н.Г. Чернышевского и ее связь с реалистической литературой, театром, живописью, музыкой.

Дискуссии о пушкинском и гоголевском направлениях в литературе. Споры о назначении искусства между революционерами-демократами, либерально настроенными писателями и сторонниками «чистого искусства».

Развитие темы «маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова. Поиски героя времени в романах И.А. Гончарова, И.С. Тургенева.

Программы нравственного совершенствования и социального развития в произведениях Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского.

Роль В.В. Cтасова и В.М. Третьякова в утверждении новой эстетической теории в живописи. Протест 14-ти художников против старых тенденций в Академии художеств. «Художественная артель», «Товарищество передвижных выставок». Картины В.Г. Перова, Н.А. Ярошенко, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, А.К. Саврасова и др.

Утверждение народно-национального характера в музыке. Музыкальное объединение. «Могучая кучка». Мусоргский «Борис Годунов», П.И. Чайковский «Пиковая дама».

Тема 3. Гуманистическая направленность искусства второй половины XIX века (3 часа).

Гуманизм русской литературы, проповедь социальной справедливости, добра, милосердия, поэтизация нравственных ценностей в произведениях писателей II половины XIX века.

Картина А. Иванова «Явление Христа народу» как проповедь добра и любви к человеку. Картина И.Н. Крамского «Христос в пустыне» как осознание трагических противоречий жизни. Своеобразие христианского гуманизма Ф.М. Достоевским. Роль библейских мотивов в романе «Преступление и наказание».

Тема 4. Портретная живопись второй половины XIX века (2 часа).

Воспроизведение человеческой индивидуальности в ее духовной целостности и особенности как величайшая задача портретного искусства. Галерея портретов выдающихся деятелей русской культуры и литературы. Портретная живопись В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге и др., направленная на «изображение невидимого, на его вызволение из глубины души и превращение в выражение человеческого лица» (И.Н. Крамской).

Портрет как способ изображения внутреннего мира в произведениях Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева.

Тема 5. Пейзажная живопись II половины XIX века (2 часа).

Раскрепощение поэтического ощущения природы в произведениях И.И. Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы», «Дубовый лесок в серый день», «Рожь», «Сосны, освещенные солнцем», «В лесу графини Мордвиновой» и др.

Единство и гармония человека и природы, стремление передать в русском пейзаже его национальное своеобразие, связь с народной жизнью, раскрыть поэтическое содержание в «самом простом» и «обыкновенном» в картинах А.К. Саврасова («Грачи прилетели»), И.И. Левитана («Вечер на Волге», «Вечер. Золотой плес», «Над вечным покоем», «Вечерний звон», «Стога. Сумерки»), В.Д. Поленова, А. Васильева.

Функции пейзажа в произведениях И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко.

Тема 6. История России на полотнах В.И.Сурикова, Н.Н.Ге (2 часа).

Изображение драматического противоборства великих исторических сил, раскрытие мятежного духа народа и вместе с тем его трагических заблуждений, сила, прямота и цельность русских характеров на полотнах В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе».

Патриотизм и гражданственность русской литературы. Обращение к исторической теме Л.Н. Толстого, А.К. Толстого.

Тема 7. Некрасовские мотивы в русской живописи (1 час).

Тема русского народа в произведениях Некрасова и на картинах художников-передвижников. Перов В.Г. «Тройка», «Похороны крестьянина» И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», илл. А. Лебедева к поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Тема 8. Поэзия Некрасова в музыке (1 час).

Народные песни на стихи Некрасова: «Тройка», «Коробейники», «Назови мне такую обитель…», «Меж высоких хлебов затерялося…» и др. Романсы Мусорского на стихи Некрасова: «Калистрат», «Песня Еремушке» и др.

Тема 9. Мир музыки в произведениях И.С. Тургенева (4 часа).

Музыка в произведениях Тургенева как одно из выразительных средств эмоциональной окраски повествования, углубления характеристики героев, более полного воплощения их чувств и переживаний.

Анализ повести «Нечестная» (учащиеся слушают первую часть «Аппассионата» Бетховена).

Анализ повести «Три встречи» (учащиеся слушают романс Чайковского на стихи Ратгаузе «В эту лунную ночь»).

Анализ рассказа «Певцы» из цикла «Записки охотника» (учащиеся слушают русскую народную песню «Не одна во поле дороженька пролегла»).

Анализ стихотворения в прозе «Стой!» (учащиеся слушают «Аве Мария» Баха, Гуно).

Тема 10. «Романса свежее дыхание…» (3 часа).

Романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С. Рахманинов «Весенние воды», романс неизвестного автора «Я встретил Вас…»), А.А. Фета (А. Варламов «На заре ты ее не буди…», Н. Ширяев «Тебя любить, обнять и плакать над тобой», Т. Толстая «Я тебе ничего не скажу» и др.), А.К. Толстого (П.И. Чайковский «Средь шумного бала…», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад». Цикл «Времена года. Осень»).

Тема 11. Иллюстрации к произведениям русских классиков второй половины XIX века (2 часа).

Цикл иллюстраций художников к произведениям русских классиков (по выбору учителя). Сопоставление изобразительного образа с литературным героем. Гротеск и условность в иллюстрации.

Иллюстрации К.И. Рудакова к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети», В.А. Серова к поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Д.И. Шмаринова к роману Л.Н. Толстого «Война и мир», Кукрыниксов к произведения А.П. Чехова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, П.М. Боклевского и Д.И. Шмаринова к роману Ф.И. Достоевского «Преступление и наказание».

Тема 12. Развитие театрального искусства во второй половине XIX века (3 часа).

Формирование реалистических принципов драматургии и актерской игры. Общественное и художественное значение Малого театра в Москве и Александринского театра В Петербурге. Влияние на становление театрального искусства творчества А.Н. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.В. Сухово-Кобылина, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого. Сценическая интерпретация пьес А.Н. Островского. Ярчайшие актерские индивидуальности: Л.П. Никулина-Косицкая, А.Е. Мартынов, П.М, Садовский, М.Н. Ермолова, М.Г. Савина, П.А. Стрепетова и др.

Тема 13. Сказка А.Н. Островского «Снегурочка» на драматической и оперной сцене (2 часа).

Обновление театральной эстетики Островского в конце 70 – начале 80-х годов. Лирические переживания, история внутреннего мир как источники драматизма. Интерпретация образа Снегурочки В. Комиссаржевской.

История создания оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Комментированное чтение пьесы и прослушивание отрывков из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (вступление к опере, арии Снегурочки, песни Леля, оркестровый эпизод «Шествие царя Берендея», финальный ход берендеев в честь Ярилы – Солнца).

Тема 14. Итоговые выступления учащихся с сообщениями информативного и исследовательского характера (4 часа).

1. «Любите живопись, поэты!» – как вы понимаете этот призыв Н. Заболоцкого?

2. «Одно нужно – только видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения как краски. Я привык смотреть. Художники научили меня этому искусству…» (И. Бунин). Обратитесь к тексту своего любимого стихотворения и приведите примеры художественного образа, созданного живописными красками.

3. «Жизнь литературных героев Тургенева в оперной, симфонической и вокальной музыке».

4. Письменный отзыв об одном из драматических произведений, увиденном в театре.

Планируемые результаты обучения

В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями о:

– характерных особенностей развития искусства II половины XIX века;

– основных категорий эстетики: прекрасное, возвышенное, комическое, трагическое;

– конкретно-исторического и общечеловеческого значения произведений искусства, созданных во II половины XIX века.

В процессе овладения знаниями вырабатываются следующие умения учащихся:

– определять тематическую, историческую, стилистическую, идейно-художественную связь произведений разных видов искусства;

– понимать язык и систему изобразительно-выразительных средств того или иного вида искусства;

– интерпретировать произведения литературы в других видах искусства;

– готовить сообщения информативного, исследовательского характера.

Рекомендуемая литература:
  1. Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках русской литературы. //Русский язык в национальной школе. – 1989. – № 6.

  2. Аудерский В. Межпредметные связи литературы и искусства //Народное образование. – 1984. – № 3.

  3. Искусство и школа. /Сост. Василевский А.К. – М., 1981.

  4. Качурин М.Г. Суверенность искусства и литературного образования в школе. //Литература в школе. – 1989. – № 3.

  5. Колокольцев Е.Н. Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия… //Литература в школе. – 1990. – № 3.

  6. Коваленская Т.М. Русский реализм и проблема идеала. – М., 1983.

  7. Медведев В.Г. Изучение лирики в школе. – М., 1985.

  8. Нагуманова Н.Ф. Музыка и живопись на уроках литературы //Русский язык в национальной школе. – 1990. – № 2.

  9. Система эстетического воспитания школьников. – М., 1983.

  10. Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы. – м., 1970.

  11. Старкова З.С. Содружество искусств на уроках литературы. – Л., 1988.

  12. Щиряков Н.Н. Изобразительное искусство на уроках литературы. – Мн., 1968.

  13. Эренгросс Б.А. Удивительная наука эстетика! – М., 1996.

14. 100 стихотворений об искусстве: Поэзия на уроках МХК / Сост. В.С. Шохиева. — Мозырь, 2001.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ковалева О. В. (Беларусь, Гомель, филиал ОАО «Белагропромбанк» Гомельское областное управление)

    Документ
    Процесс обратной связи от потребителя является важной частью системы менеджмента качества (далее – СМК), и поэтому ему следует уделять адекватное внимание.
  2. Ковалева Г. С. Центр оценки качества образования иосо рао особенности национальных экзаменов в ряде стран мира

    Документ
    Изменения, происходящие в российском образовании в последнее десятилетие, затронули всю систему, включая и экзамены. Жесткая централизованная система экзаменов заменена более гибкой, учитывающей региональные и местные особенности.
  3. Ковалева Ольга Ивановна Телефон (8-382-3)77-31-97 e-mail проект программы форума 5 апреля 2011 (вторник) программа

    Программа
    Открытие семинара для руководителей исследований, проектов, творческих работ в рамках Молодежного форума: «Инновационные практики сопровождения образовательной инициативы школьников в урочном и внеурочном пространстве»
  4. Ковалева, Ирина Находки археологов возвращают Днепропетровск к норме // День(укр), 2011.№240/241(30. 12). С

    Документ
    По общему признанию выпускников ДНУ, их путь в профессию историка начинался с блестящих лекций и семинаров Ирины Федоровны. Сегодня профессор И.Ковалева возглавляет научно-исследовательскую лабораторию археологии Поднепровья.
  5. Ковалева Галина Валентиновнв. Уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию разработку урок

    Урок
    Уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию разработку урока по Японии. Цель урока, развить коммуникативные способности, умение работать с различными источниками географической информации, развитие кругозора.
  6. Ковалева Надежда Викторовна (герцогиня Луиза-Генриетта де Ла Тремуль) 2-й рассказ

    Рассказ
    Я, 1-й рассказчик, смиренно прошу прощения за постоянные вставки, комментарии и скачки повествования – просто параллельно с описанием происходившего я пыталась также анализировать все это, прояснять некоторые моменты, а заодно записывать

Другие похожие документы..